Организация налогового контроля

МАЛОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ 2019, какие формы, критерии, лимиты, сферы, реестр

Критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства в 2019 году устанавливает государство. Основные требования, при соблюдении которых возможно отнесение бизнесмена к субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП), касаются численности работников и размера получаемого дохода. Кто является МСП, т.е.

Благодаря поправкам, внесённым в закон № 209-ФЗ, большее количество предприятий и ИП могут быть причислены к малому бизнесу.

  • Максимально допустимая сумма годовой выручки без НДС за предыдущий год для микропредприятий выросла с 60 до 120 млн рублей, а для малых предприятий – с 400 до 800 млн рублей.
  • Возросла разрешённая доля участия в уставном капитале малого предприятия других коммерческих организаций, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства – с 25% до 49%.

А вот допустимая среднесписочная численность работников не изменилась: не более 15 человек для микропредприятий и не более 100 человек для малого предприятия.

Категория субъекта МСП

Выручка без НДС за год

Среднесписочная численность работников

Микропредприятие

120 млн рублей

не более 15 человек

Малое предприятие

800 млн рублей

не более 100 человек

Среднее предприятие

2 млрд рублей

не более 250 человек

В отношении индивидуальных предпринимателей действуют такие же критерии разделения на категории бизнеса: по годовой выручке и численности работников. Если у ИП нет работников, то его категория МСП определяется только по размеру выручки. А всех предпринимателей, работающих только на патентной системе налогообложения, относят к микропредприятиям.

Продлён период, в течение которого бизнесмен продолжает считаться субъектом МСП, даже если им был превышен допустимый лимит по численности работников или полученной выручке. До 2016 года это было два года, а теперь – три. Например, если лимит был превышен в 2017 году, то организация утратит право считаться малой только в 2020 году.

Как быть в ситуации, если статус малого предприятия утрачен из-за достижения действовавшего ранее лимита в 400 млн рублей, ведь он ниже установленного сейчас? Минэкономразвития считает, что после вступления в силу акта Правительства РФ от 13.07.15 № 702, такое предприятие может вернуть статус малого, если годовая выручка не превышает 800 млн рублей.

С середины 2016 года действует Единый реестр субъектов малого и среднего бизнеса. На портале Федеральной налоговой службы размещён перечень, в которой включены все субъекты малого и среднего предпринимательства РФ. Сведения о субъектах МСП вносятся в реестр автоматически, на основании данных из ЕГРЮЛ, ЕГРИП и налоговой отчётности.

В открытом доступе находится следующая обязательная информация:

  • наименование юридического лица или полное имя ИП;
  • ИНН налогоплательщика и его место нахождения (жительства);
  • категория, к которой относятся субъекты малого и среднего предпринимательства (микро, малое или среднее предприятие);
  • сведения о кодах деятельности по ОКВЭД;
  • указание на наличие лицензии, если вид деятельности бизнесмена относится к лицензируемым.

Кроме того, по заявлению бизнесмена, относящегося к субъектам малого и среднего предпринимательства, в реестр можно внести дополнительные сведения:

  • о производимой продукции и ее соответствии критериям инновационной или высокотехнологичной;
  • о включении субъекта МСП в программы партнёрства с государственными заказчиками;
  • о наличии контрактов, заключённых в качестве участника госзакупок;
  • полную контактную информацию.

Чтобы передать в Единый реестр эти данные, надо авторизоваться в сервисе передачи информации с помощью усиленной квалифицированной электронной подписи.

После формирования официального реестра субъекты малого бизнеса больше не обязаны подтверждать документами, что соответствуют этому статусу для участия в программах господдержки. Раньше для этого требовалось предоставлять годовую бухгалтерскую и налоговую отчётность, отчёт о финансовых результатах, сведения о среднесписочной численности работников.

Проверить сведения, относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства, и их достоверность можно, сделав в Реестре запрос информации по ИНН или наименованию. Если вы обнаружите, что данных о вас нет или они недостоверны, то надо направить оператору Реестра заявку на проверку сведений.

Как мы уже говорили, государство создаёт для микро- и малого бизнеса особые льготные условия предпринимательской деятельности, преследуя следующие финансовые и социальные цели:

  • обеспечить выход из тени и самозанятость лиц, оказывающих услуги населению, занятых мелким производством, работающим по типу фриланса;
  • создать новые рабочие места и снизить за счет роста благосостояния населения социальную напряжённость в обществе;
  • уменьшить расходы из бюджета на пособия по безработице, медицинскому страхованию и пенсионному обеспечению официально неустроенных лиц;
  • развить новые виды деятельности, особенно в сфере инновационных производств, не требующих значительных затрат.

Организация налогового контроля

Проще всего этих целей можно добиться, сделав процедуру госрегистрации простой и быстрой, снизив административное давление на бизнес, уменьшив налоговую нагрузку. Кроме того, на деятельности начинающих предпринимателей хорошо сказывается целевое финансирование в виде безвозвратных субсидий.

Основной перечень преференций для субъектов малого предпринимательства выглядит так:

  1. Налоговые льготы. Специальные режимы налогообложения (УСН, ЕНВД, ЕСХН, ПСН) позволяют работать на сниженной налоговой ставке. С 2016 года региональные власти вправе дополнительно снижать налоги на ЕНВД (с 15% до 7,5%) и на УСН Доходы (с 6% до 1%). На УСН Доходы минус Расходы возможность снижать ставку с 15% до 5% существует уже не первый год. Кроме того, с 2015 по 2020 годы индивидуальные предприниматели, впервые зарегистрированные после вступления в силу регионального закона о налоговых каникулах, вправе в течение двух лет вообще не платить налог на режимах ПСН и УСН.
  2. Финансовые льготы. Это прямая финансовая господдержка в виде грантов и безвозмездных субсидий, выдаваемых в рамках общероссийской программы, действующей до 2020 года. Финансирование можно получить на возмещение затрат по лизингу; процентов по займам и кредитам; на участие в конгрессно-выставочных мероприятиях; проектов по софинансированию (до 500 тысяч рублей).
  3. Административные льготы. Здесь имеются в виду такие послабления, как упрощённый бухучёт и кассовая дисциплина, надзорные каникулы (ограничение количества и продолжительности проверок), возможность оформлять с работниками срочные трудовые договоры. При участии в госзакупках действует специальная квота для представителей малого бизнеса – не менее 15% совокупного годового объёма закупок государственные и муниципальные учреждения обязаны производить у них. При получении кредитов поручителями малого бизнеса выступают государственные гарантийные организации.
  • попадать в рамки лимита по размеру доходов;
  • попадать в рамки лимита по численности сотрудников;
  • попадать в рамки лимита по доле участия других компаний в уставном капитале.

Представителями малого бизнеса считаются компании и предприниматели независимо от налогового режима, если они соответствуют условиям. Это могут быть фирмы и ИП на УСН, ЕНВД, патенте, ОСН.

Количество работников в 2017 году определяется на основании среднесписочной численности, отчёт по которой предоставляется ежегодно в налоговую инспекцию.

Что касается долей в уставном капитале, то предусматривает исключения. Лимиты не распространяются на:

  • акционеров высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики;
  • участников проекта “Сколково”;
  • компании, которые практически применяют новейшие технологии, разработанные их учредителями – бюджетными или научными учреждениями;
  • компании, учредители которых включены в правительственный перечень лиц, оказывающих господдержку инновационной деятельности.

А вот доходы за прошедший налоговый период оценивают по налоговым декларациям.

Отдельно нужно отметить, что Федеральная налоговая служба в разъяснила какими критеориями она руководствуется при внесении сведений в реестр малых и средних предприятий о хозяйственных обществах. Налоговики указали, что уточненные критерии отнесения экономических субъектов к категории субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), установленные будут учитываться при внесении в реестр за период с 2016 по 2018 годы.

С 1 августа 2016 года создан единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). Его формирует Налоговая служба самостоятельно на основании отчётности субъектов малого бизнеса:

  • сведений о доходах;
  • среднесписочной численности сотрудников;
  • данных из Единого госрееста юридических лиц и Единого госреестра индивидуальных предпринимателей;
  • информации от других государственных органов.

Для того, чтобы попасть в реестр, руководителям малых компаний и предпринимателям ничего делать не нужно. Доступ к списку малых и средних предприятий можно получить на сайте ФНС. Проверить, есть ли информация о вашем бизнесе в едином реестре МСП, можно уже сейчас. Достаточно ввести ИНН, ОГРН, ОГРНИП, название фирмы или ФИО ИП (что-то одно) в строку поиска. В добровольно-заявительном порядке можно дополнить информацию: сообщить о своей продукции, заключённых контрактах, участии в программах партнёрства. Если данных о вашем малом или среднем бизнесе нет в реестре, или они некорректны, подайте заявку на проверку с указанием верных сведений. Организации и предприниматели, сведения о которых будут отсутствовать в реестре, лишаются возможности использовать льготы, предусмотренные для МСП.

К субъектам малого бизнеса, согласно статье 4 закона №209, могут относиться:

  • ИП.
  • Хозяйственные субъекты.
  • Производственные кооперативы.
  • Акционерные общества, если ценные бумаги относятся к инновационному сегменту.
  • ЮЛ, занятые в проектах интеллектуального характера.

Что даёт статус субъекта малого бизнеса

Примечание: Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265

Организация налогового контроля

Так, для микропредприятий величина дохода, полученного от предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, не должна превышать 120 млн. рублей. А для субъектов малого и среднего бизнеса – 800 млн. и 2 млрд рублей соответственно.

С августа 2016 г. изменятся и другие критерии, по которым предприятие может быть признано «малышом». Подробно о грядущих изменениях нам рассказал представитель Минэкономразвития России.

Средняя численность работников за предшествующий календарный год до 15 (пятнадцати) человек.

Предельное значение выручки – 120 млн. руб.

Категорий субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется только в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, течение двух календарных лет, следующих один за другим.

Вновь созданные организации или вновь зарегистрированные ИП или КФХ в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства, если их показатели средней численности работников, выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов (остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов) за период, прошедший со дня их государственной регистрации, не превышают предельные значения.

Средняя численность работников микропредприятия, малого или среднего предприятия за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанных микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия.

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год определяется в порядке, установленном НК РФ.

Балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) определяется в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете.

Организация налогового контроля

Примечание: Органы исполнительной власти и местного самоуправления, оказывающие поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, ведут реестры субъектов – получателей такой поддержки. Но присутствие вашего предприятия в таком реестре, в общем-то, не дает 100%-ной гарантии того, что оно – малое. И наоборот, если предприятия в таком реестре нет, это не значит, что оно не относится к малым.

С января 2017 г. «микропредприятия» вправе будут организовать упрощенный кадровый документооборот

В частности, названные субъекты могут не принимать локальные акты, содержащие нормы трудового права, такие как (ст. 309.2 ТК РФ): правила внутреннего трудового распорядка; положение об оплате труда; положение о премировании; график сменности, другие документы. Подробнее …

к меню ↑

[рся8]

В частности, названные субъекты могут не принимать локальные акты, содержащие нормы трудового права, такие как (ст. 309.2 ТК РФ): правила внутреннего трудового распорядка; положение об оплате труда; положение о премировании; график сменности, другие документы. Подробнее …

Бухгалтерам нужно знать два основных привилегиях, предоставленных малым компаниям.

Первая — если ваша компания — малое предприятие, то с 1 июня 2014 года вы можете не устанавливать кассовый лимит (абз. 10 п. 2 Указания Банка России от 11.03.2014 № 3210-У). То есть вы можете накопить у себя в кассе столько денег, сколько захотите. Чтобы воспользоваться этой льготой, утвердите приказ лимита кассы о том, что вы храните денежные средства в кассе без лимита остатка.

Примечание: Данная льгота действует и в отношении всех предпринимателей, даже тех, кто не относится к субъектам малого предпринимательства.

Вторая — субъекты малого предпринимательства вправе применять упрощенные способы ведения бухучета (п. 4 ст. 6 закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Нужно знать, что предприниматели бухучет не ведут, поэтому данное послабление для них неактуально. А вот для маленьких фирм предусмотрены сокращенные формы бухгалтерской отчетности.

Организация налогового контроля

Также им можно не составлять приложения к отчетности, если нет важной информации, требующей расшифровки для контролеров или учредителей (п. 6 и 6.1 приказа Минфина России от 02.07.2010 № 66н). А микропредприятия могут даже вести бухучет без двойной записи, сплошным методом регистрации хозяйственных операций.

Кроме того, на малые компании не распространяется действие ряда ПБУ, которые обязательны для других. Соответствующая оговорка содержится в самих положениях по бухучету, поэтому читайте нормативные документы внимательнее. Например, представители малого бизнеса могут не применять ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда», ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы».

Если это нужно, малые предприятия могут сократить ряд похожих счетов в рабочем плане счетов (п. 3 информации Минфина России № ПЗ-3/2012). Все это прописывается в бухгалтерской учетной политике организации.

к меню ↑

  • применять упрощенные способы бухучета;
  • вести кассовые операции в упрощенном порядке;
  • платить региональный единый налог на УСН и ПСН по нулевой ставке (для ИП);
  • участвовать в госзакупках в приоритетном порядке;
  • избежать неналоговых проверок;
  • получить субсидии на поддержку малого бизнеса.

к меню ↑

Ведение единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется Федеральной налоговой службой.

Если до момента актуализации сведений Реестра 10 августа 2017 года участник ООО не являлся субъектом МСП (сведения о нем до указанного момента не могли быть включены в Реестр), условия по суммарной доле участия, не считаются соблюденными.

Таким образом, если ООО по состоянию на 1 июля 2017 года не соответствовало условию по суммарной доле участия юрлиц, не являющихся субъектами МСП, то сведения о нем в Реестре не содержатся.

Организация налогового контроля

к меню ↑

к меню ↑

При заполнении заявления для корректировки сведений отраженных в Едином реестре СМП налогоплательщикам необходимо обратить внимание на правильность отражения реквизита «ИФНС по месту учета налогоплательщика», а именно на Код ИФНС по месту постановки на учет. При неверном заполнении данного реквизита Заявление налогоплательщика останется не рассмотренным.

Категория субъекта малого или среднего предпринимательства для компаний и ИП, которые уже попали в реестр, может быть изменена только при обновлении реестра в 2019 году.

Действует правило «трех лет». Т.е. категория малого или среднего предприятия может быть изменена, если его показатели были выше или ниже предельных значений по доходу и численности работников в течение 3 календарных лет, следующих один за другим.

В реестр малого и среднего предпринимательства компании и ИП включались согласно их статусу на 2016 год (т.е. по данным за предшествующий 2015 год). Соответственно, впервые категория субъекта малого или среднего предприятия, включенного в реестр, может быть изменена при формировании реестра по состоянию на 01.07.2019 (по данным за 2018 год).

Небольшие компании и ИП, попадающие под перечисленные критерии, в 2017 пользуются следующими льготами:

  • Они могут не устанавливать лимит наличных средств, находящихся в кассе (п. 2 ). За хранение наличных в кассе свыше определённой суммы предусмотрен штраф по . Субъекты малого бизнеса могут держать в кассе деньги в любом количестве. Правда, если лимит наличных до этого был установлен на предприятии, то его необходимо отменить – издать соответствующий приказ. Приказ можно оформить в любой момент – у малых предприятий есть такое право.
  • Ведут в 2017 упрощённый бухгалтерский учёт (п. 4 ). Для ИП эта льгота не актуальна, поскольку они и так освобождены от обязанности вести бухучёт. Вот компании амортизацию вправе начислять один раз в год, а не каждый месяц. Материальные производственные затраты списывать в полной сумме сразу, а не по мере использования. В каждом ПБУ перечислены упрощённые способы ведения учёта, которыми пользуются льготники. Микропредприятия могут даже вести бухгалтерский учёт сплошным методом регистрации хозяйственных операций. Важно! Льготы по ведению бухучёта не распространяются на акционерные общества и ООО с доходами свыше 800 млн. рублей, так как для этих компаний обязательно проведение аудита.
  • Получают в 2017 субсидии от региональных властей – для спецрежимников регионы снижают налоговые ставки. Также для малого бизнеса на уровне регионов предусмотрены льготы по налогу на имущество.
  • Также субъекты такого предпринимательства в 2017 имеют преимущественное право покупки государственной и муниципальной недвижимости, которая находится у них в аренде ().
  • С 1 января 2017 года микропредприятия вправе полностью или частично отказаться от принятия локальных нормативных актов, таких как правила внутреннего распорядка, графики сменности, положения о премировании и т.д. Но в таком случае работодатель включает все необходимые условия в трудовой договор с сотрудником. Такие трудовые договоры должны заключаться по , которая утверждена Постановлением Правительства от 27.08.2016 N 585. Однако при утрате статуса микропредприятия работодатель в течение 4 месяцев должен будет восстановить все локальные нормативные акты.

Проверки малых предприятий 2017

Для таких предприятий действуют сокращённые сроки проведения проверок. Любой контролирующий орган может проверять субъект малого бизнеса не дольше 50 часов в год. А для микропредприятий максимальный срок – 15 часов в год.

В течение 2 лет (с 1 января 2016 до 31 декабря 2018) малым предприятиям предоставлены надзорные каникулы. В это время практически никакие проверки не грозят вашему бизнесу. К вам не придут санэпидемнадзор и пожарная инспекция. У вас не проверят лицензию на деятельность. Такую льготу для небольших компаний и ИП установил .

Условия внесения сведений об АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВАХ в ЕРСМСБ

В Единый реестр вносятся сведения об акционерных обществах, соответствующих условиям, установленным подпунктами “б” – “д” пункта 1 части 1.1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации”, перечни которых представляются в ФНС России ЗАО “ФБ ММВБ”, Минобрнауки России, Фондом “Сколково” и Минэкономразвития России во исполнение пунктов 1 – 4 части 6 статьи 4.1 указанного Федерального закона.

В случае несоответствия акционерного общества ни одному из вышеуказанных условий и отсутствия его в перечнях, представляемых в ФНС России поставщиками, оснований для внесения в Реестр сведений о таком акционерном обществе в настоящее время не имеется. Письмо ФНС № ГД-4-14/3271@ от 21.02.2017

Кто относится к субъектам МСП

Выручка плательщиков УСН «упрощенного» налога в 2014 году года не может превышать 64,02 млн. руб. в год. И хотя значение лимита по доходам ежегодно индексируется, до критерия 800 млн. руб. ему очень далеко (п. 4 ст. 346.13 НК РФ, приказ Минэкономразвития России от 07.11.2013 № 652). Поэтому по данному критерию проходят все «упрощенцы».

То же самое относится к критерию численности. Известно, что «упрощенцы», средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период превышает 100 человек, не вправе продолжать применять УСН (подп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ). Поэтому и по второму показателю все фирмы и бизнесмены на «упрощенке» подходят под определение субъекта малого предпринимательства.

Но для компаний есть еще третий показатель — состав учредителей. Он и является решающим при определении, является компания на УСН – малым предприятием или нет.

к меню ↑

[рся8]

к меню ↑

Что даёт статус субъекта малого бизнеса

Такое предприятие не нужно отдельно регистрировать и получать подтверждения того, что ваша фирма им является. Статус в дальнейшем также сохраняется автоматически. Достаточно того, что фирма или предприниматель соответствует перечисленным условиям. Причём, даже если в течение одного или двух лет вы превысите установленные лимиты, статус малого предприятия сохранится.

Изменения статуса происходит, только когда максимальные показатели количества сотрудников, величины доходов или долей в капитале не соблюдаются три календарных года, идущих подряд (ч. 4 ст. 4 ). В реестре, как уже было сказано выше, первые изменения статусов произойдут только в 2019 году. Однако для новых организаций и ИП действуют новые критерии и порядок учета в реестре.

КРИТЕРИИ ИДЕНТИФИКАЦИИ КРУПНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Экономика страны, будучи сложной хозяйственной системой, сочетает различные элементы и их пропорциональные соотношения. В общем виде можно выделить следующие элементы и, соответственно, структуру отношений в национальной хозяйственной системе: государство, рынок товаров, рынок ресурсов, хозяйствующие субъекты, домашние хозяйства.

Организация налогового контроля

Каждый элемент оказывает существенное влияние на развитие системы. Так, домашние хозяйства представляют собой потребительскую сферу экономики; хозяйствующие субъекты формируют сферу деятельности, направленную на получение прибыли посредством производства конечной продукции и оказания услуг для удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей;

Фундаментом для определения задач и основных направлений эффективного развития экономической системы становится качественно новая структурная политика государства, разработанная для каждого элемента в отдельности. Одним из наиболее значимых элементов выступают хозяйствующие субъекты, производящие продукт в материальной и нематериальной форме.

Предприятия как элементы экономической системы

При разработке детальной политики развития хозяйствующих субъектов необходимо учитывать особенности каждого предприятия. Множественность и сложность хозяйствующих субъектов в экономической системе не позволяет разработать единую политику управления. Поэтому важно построить классификацию предприятий, выделить однородные группы по каким-либо признакам, для которых будут разрабатываться различные типы стратегии, определяющие направления развития.

В теории и на практике к признакам, по которым субъекты экономики могут быть классифицированы, относят отраслевую принадлежность предприятия, которая основывается на выделении двух групп отраслей – материального производства и непроизводственной сферы. Такое разделение дает ответ на общий вопрос, что предлагается обществу, какие интересы государства и населения тем самым удовлетворяются.

1) организационно-правовая форма;

2)субъектность собственности;

3) доминирующий фактор (выбор осуществляется между трудовыми, материальными, сырьевыми, финансовыми, топливно-энергетическими ресурсами потребления);

4) устойчивость производственного процесса во времени;

5) состав типов продукции (степень диверсификации производства);

6) принадлежность капитала;

7) характер сочетания науки и производства;

8) стадийность производственного процесса;

9) концентрация производства (размер предприятия, его потенциал). Наиболее полная классификация предприятий предложена в работе

С. Ягуткина1, где рассматривается широкий набор признаков классификации, что позволяет сгруппировать предприятия на основе ключевых признаков. Автор отмечает, что провести четкое разделение групп предприятий не представляется возможным, поскольку все они находятся в сложной взаимосвязи и взаимозависимости (табл. 1).

Таблица 1. Классификация предприятий экономики

Признак Тип предприятия

1. Принадлежность к экономическому сектору Предприятие первичного, вторичного, третичного или четвертичного сектора экономики города, где первичный сектор экономики включает градообразующие и промышленные предприятия; вторичный состоит из предприятий жизнеобеспечения; третичный сформирован из предприятий, обслуживающих население;

2. Функции в экономике Жизнеобеспечения, экономические, социальные, административные

3. Отрасль производства Предприятие отраслей группы А или группы Б

4. Масштабы производства Предприятие федерального, межрегионального, регионального или местного значения

5. Размер предприятий по численности работающих Г игант, крупное, среднее или малое

6. Производимый продукт Обособленный или сопряженный

7. По характеру выпускаемой продукции или услуг Промышленное, сельскохозяйственное, транспортное, торговое и т.п.

8. Степень специализации производства Универсальное или специализированное

9. Тип производственного процесса Массовое, серийное или единичное

10. Конкурентные преимущества (монопольная рента) Обладающее объективными или субъективными конкурентными преимуществами

11. Социальная политика Обеспечивающее занятость населения. Способствующее развитию социальной сферы города

12. Интеграционные связи Г лобальное (международное) или межрегиональное

13. Влияние на бюджет Бюджетообразующее или дотационное

14. Влияние на экологию Позитивное, экологически чистое или проблемное

Организация налогового контроля

15. Имидж предприятия Благоприятный, неблагоприятный, сформированный, формируюшийся или негативный

16. Тенденции развития Устойчивое, инертное, сезонное («курортное»), негативное

17. Форма собственности Частная, муниципальная, федеральная, общественных организаций, иностранных государств, смешанная

В данной классификации присутствуют все рассмотренные выше признаки. Группировки предприятий, например, по их влиянию на бюджет, имидж, экологию, позволяют расширить анализ, выделив специфические особенности развития.

Макроэкономическая значимость

1) формирование экономической конъюнктуры. Например, малые предприятия создают необходимую атмосферу конкуренции, способны, обеспечивать высокую мобильность в условиях рынка, создать более глубокую специализацию и кооперацию, без которых невозможна их высокая эффективность;

2) создание конкурентной среды в отраслях и сферах деятельности. Малый бизнес способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться и поддерживать атмосферу здоровой конкуренции;

3) расширение экономического потенциала крупных предприятий. Заполняя сектора рынка, не охватываемые крупными субъектами, в союзе с крупным бизнесом малые предприятия получают значительную выгоду для себя и для рыночной экономики в целом.

Малые предприятия не вступают в прямое соперничество с большим бизнесом и не противостоят ему. Они занимают свойственные им ниши рынка и по мере возможности и необходимости взаимодействуют с крупными предприятиями, принимая на себя решение задач, выполнение которых затруднительно или экономически невыгодно большому бизнесу.

Создание предпосылок и условий для масштабного внедрения инноваций;

Наличие мощного, концентрированного и централизованного капитала и других активов;

Низкие удельные капитальные вложения и издержки;

Высокую производительность труда за счет мощной сферы стимулирования и условно-постоянной части численности персонала;

Возможность получения эффекта масштаба (снижение себестоимости единицы продукции) и синергетического эффекта за счет интеграции активов и возможностей;

Возможность снижения себестоимости, увеличения прибыли, рентабельности производства, фондоотдачи и производительности труда.

Данные преимущества определяют роль крупных предприятий в национальной экономике, что позволяет отнести их к макроэкономически

значимым явлениям. Так, крупные компании могут поставлять товары и услуги большему числу субъектов, продавать свои продукты по более низким ценам, удовлетворяя все большее число потребителей. Большие компании имеют преимущества на рынках, поскольку потребителей привлекают известные названия торговых марок, которые, по их мнению, гарантируют определенный уровень качества, т.е. имеют лучший конкурентный потенциал.

Кроме того, крупные предприятия имеют возможность привлечь значительные финансовые ресурсы при меньшей стоимости. Отсюда и инновационный потенциал у них значительно выше.

Крайне важная роль крупных предприятий проявляется в том, что они создают дополнительные рабочие места, подчас формируя полноценную муниципальную инфраструктуру с социальными гарантиями и льготами, культурно-развлекательными, спортивными, медицинскими и образовательными учреждениями.

История развития крупных предприятий в России показывает, что отечественная промышленность развивалась в первую очередь как крупная. Такое положение сложилось еще в XIX в., в царской России. Для советской экономики была свойственна непропорционально высокая доля крупных предприятий при явно заниженной (по сравнению с развитыми рыночными экономиками) доле малых и средних предприятий. Уже в 1960 г.

доля крупных предприятий (с числом занятых свыше 500 чел.) в СССР достигала почти 16% и была в 5 с лишним раз выше, чем в ФРГ. К 1987 г. удельный вес крупных предприятий дошел до 29,5%, на которых было сосредоточено 85,1% всех занятых. В новой рыночной экономике России возникшие малые предприятия частично покрыли их дефицит.

Признаки крупных предприятий

Несмотря на то что в экономической науке доказана необходимость в исследовании предприятий по их размеру и определено влияние каждой группы на социально-экономическое развитие страны, до сих пор не предложены критерии, которые позволяют группировать предприятия по их величине, т.е. остается спорным вопрос самого определения понятия «крупное предприятие».

Сколько малых предприятий в России ?

Организация налогового контроля

На начало 2014 года в России согласно данных Росстата РФ было 5,6 млн. малых и средних компаний. Из них 3,5 млн. (62,8%) – это индивидуальные предприниматели, а примерно 1,8 млн. (32,7%) – микропредприятия. К последним относятся компании с выручкой до 60 млн. рублей в год и числом занятых сотрудников до 15 человек. В совокупности обе этих категории составляют 95,5% малого и среднего бизнеса в России.

Только 235 тыс. компаний (4,2% от общего числа) являются малыми компаниями. Они имеют оборот до 400 млн. рублей и число занятых до 100 человек. К категории среднего бизнеса относятся порядка 17 тыс. компаний или всего 0,3% от общего числа малых и средних фирм. Флагманы имеют оборот до 1 млрд. рублей и штат до 250 сотрудников.

В 2016 году в России было 5,84 млн субъектов МСП, 95% из которых — это микробизнес с численностью меньше 15 человек. В секторе трудятся 18 млн человек (25% всех занятых).

[рся6]

Смотреть Единый Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства

29 декабря 2015 года принят Федеральный закон № 408-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающий создание единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства к 1 августа 2016 года.

Ведение единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется Федеральной налоговой службой.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть
Adblock detector