Как управлять творческим коллективом

Будьте фанатом контроля…

В агентстве Edenspiekermann мы выстроили такую рабочую среду, где все команды пользовались правом на самостоятельную организацию труда и принятие решений. Тем не менее я взял себе за правило вникать в детали каждого крупного проекта.

Мое решение было продиктовано двумя причинами. Прежде всего, руководитель должен знать, что происходит в процессе работы над проектами, и убедиться в том, что работа новаторская и соответствует наивысшим стандартам качества. Чтобы стать успешным лидером креативной команды, вы должны постоянно быть в курсе дела.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyright

Во-вторых, вы должны быть все время на виду у команды. Исходя из своего опыта, могу сказать, что активный креативный директор, который не чурается черной работы и ежедневно взаимодействует с персоналом, гораздо более полезен, чем затворник, который прячется в своем кабинете и только раздает поручения. Эти люди легко забываются и недолго задерживаются на своем месте.

Творческие коллективы: как управлять?

Задачи менеджера творческого коллектива и коллектива обычного ничем не отличаются.

Итак:

  • менеджеры должны понимать и доносить до людей необходимость достижения целей организации,
  • менеджеры должны правильно принимать решения и обеспечивать их реализацию,
  • менеджеры должны обеспечивать передачу информации.

Однако «дьявол в деталях». Выполняя одни и те же действия в компаниях с творческим и обычным подходом к достижению целей, менеджеры должны ориентироваться на специфику людей, в отношении которых они предпринимают свои действия.

Например, согласно X-Y теории Мак Грегора, люди, в своем отношении к выполняемой работе делятся на два типа. Тип «Х» — ленив, стремится избегать работы, хочет, чтобы им руководили. Основные способы получить результат от людей такого типа — четкое руководство, контроль, санкции за невыполнение. Фактически, «людей Х» нужно заставлять, иначе они работать не будут.

Они работают под угрозой наказания, они хотят, чтобы их не били. Ну, или хотя бы били, но регулярно, не нарушая правил: если порка запланирована в пятницу, то не надо бить и в четверг. А есть другие, так называемый «тип Y», которые получают удовольствие от самой работы, и их заставлять не нужно. Они хотят признания и развития. Фактически, они самомотивированы.

Так вот, творческие люди в подавляющем большинстве случаев относятся к категории «люди Y». С такими людьми вместо материальной стимуляции и наказательных методов воздействия подходят более мягкие способы в виде уважения, признания, возможности развиваться, поощрения их начинаний, и лишь редкого вмешательства с целью направить их энергию в нужное, созидательное русло, так как далеко не всегда их энергия направляется именно туда.

Как управлять творческим коллективом

Вмешательство иногда бывает необходимо. Ибо даже если мы всячески даем людям развиваться, уважаем то, что они делают, даем им «свободу творчества», то у людей может «выключиться» инстинкт самосохранения, что может привести к переходу некой границы. Например, история с Лесей Рябцевой, которая, по мнению многих, уже перешла эту границу, и если главный редактор Алексей Венедиктов не применит какие-то санкции, то «Эхо» потеряет значимую часть своей аудитории, а как следствие у Венедиктова может не остаться ресурсов, чтобы защищать свободу творчества Леси. При этом Леся-то уйдет, а общаться с акционерами придется Венедиктову.

Или другой специфический аспект работы с творческими людьми. Психологический настрой из серии: «Ой, я ничего не могу, креатива нет, слоган не придумывается, крокодил не ловится, кокос не растет». Что делать? Я бы рекомендовал иметь в штате или на аутсорсинге хорошего психолога. В определенные моменты индивидуальная работа с психологом нужна творческим людям.

вот творческий человек проснулся сегодня с утра и чувствует, что муза его бросила. Вчера, пока муза была с ним, он не был слабым звеном — не сдерживал возможности компании по зарабатыванию денег, а сегодня (без музы) он — слабое звено. Менеджер, не имеющий серьезной подготовки в области психологии, не сможет с этим ничего сделать, а это будет означать, что вся компания работает впустую потому, что ушла муза.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreators

Вот здесь как раз и нужен психолог. Порой возможно простое решение типа «накормить беднягу какой-нибудь безумно вредной, но любимой едой» поможет вернуть музу, а иногда нужно просто говорить с людьми, объяснять: «Ребят, я понимаю, что у вас сейчас просто творческий спад, вам лень, вы не можете себя заставить, от вас убежала муза.

Руководство фрилансерами: миф или реальность?

Работа с фрилансерами и со штатными сотрудниками, безусловно, отличается, хотя «в базе» подходы схожи. Просто у фрилансеров несколько иной, нежели у штатных специалистов, подход к жизни — подход рисковый. Люди, работающие как фрилансеры, чаще всего весьма самостоятельны, ни к кому не привязаны и не желают быть привязаны, сами отвечают за себя. Они в подавляющем большинстве — «люди Y».

Как с ними работать? Ставить задачи, получать результат, проверять качество, платить за успех. Не пытаться контролировать и мониторить деятельность. Только результат. Это свободные отношения свободных субъектов. «Мы ничего друг другу не должны сверх того, о чем договорились»: вы даете нам нужный результат, мы оплачиваем вам его.

Всегда есть опасность, что результата не будет — люди-то творческие. И Вы вправе спросить: «как защититься от того, что результата не будет»? Отвечу: конкуренцией. Вам нужно организовать между ними здоровый конкурс. Например, можно сразу предупредить: «Ребята, если мне понравится, то я это опубликую.

Многих менеджеров это пугает — они не считают такие отношения системой. Они ошибаются, такие отношения — это тоже система, но она очень большая, распределенная и по сути дела самоорганизующаяся, а не управляемая каким-то единым звеном. У менеджеров есть возможность выбирать лучший результат, а у фрилансеров — лучшие условия.

В общем, резюмируя о фрилансерах, рекомендуемый мной подход следующий: «Мы платим лучшему. Хотите показать, что вы лучше — показывайте, сделайте это, продемонстрируйте, а мы выбираем».

Требуйте от сотрудников большего

Выдающийся креативный продукт нельзя создать по мановению волшебной палочки — нужно только много и упорно работать. Есть один простой рецепт: перебирать варианты решения столько раз, сколько потребуется. Прямого и легкого пути нет. Если вы арт-директор, дизайн-директор или креативный директор, ваша обязанность состоит в том, чтобы требовать и требовать от сотрудников большего.

Совместитель — быть или не быть?

Безусловно, работать и по найму, и как фрилансер можно при выполнении ряда условий. Прежде всего, важна личная эффективность работника. Если он успевает качественно и своевременно работать на всех своих работодателей, то почему бы и нет?

Разными могут быть и условия сотрудничества с основным работодателем. Например, работник может получать или не получать фиксированную часть заработной платы. Если сотрудник получает фиксированную часть заработной платы, то этого вполне достаточно, чтобы иметь право работать не только на этого работодателя, но и быть фрилансером.

Если фискированной части нет, то это свободные отношения свободных субъектов, соответственно можно работать и на конкурентов (не принося им то, за что заплатил другой, но делая для них отдельный продукт). Работодатель может требовать и абсолютной монополии в отношениях с сотрудником, однако должен при этом удовлетворять все потребности сотрудника.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafety

Для работодателя в большинстве случаев не должен стоять вопрос, брать или не брать такого сотрудника на работу — для него должно стать важным лишь то, чтобы необходимый ему результат был получен им в нужное время. И как и когда человек это сделает, руководителя не касается.

Под давлением люди работают лучше

Есть большая разница между устойчивым рабочим процессом (это хорошо) и безразличным отношением к работе (это плохо). Креативщикам необходим нормальный рабочий день, но на своем месте они должны работать напряженно и быстро. В условиях стресса они более сосредоточенны и добиваются более высоких результатов.

Если на горизонте не маячит дедлайн, торопиться никто не будет и ничего толком не сделает. Когда я работал в Нью- Йорке, мы постоянно жили под прессингом. Меня не перестает поражать, как сжатые сроки и чуть-чуть жары могут заставить творческую личность или целую команду выпустить превосходный продукт.

Неприятно это признавать, но некоторые трудоголики просто не имеют достаточных знаний и навыков, чтобы создать что-то действительно стоящее, как бы усердно они ни работали. Зачастую они попадают в известные агентства благодаря портфолио, которые включают крупные совместные проекты, где им отводилась не очень заметная роль.

Учитесь распознавать подобных индивидуумов: им придется предлагать другую должность или увольнять. По собственному опыту могу сказать, что креативщики, у которых недостает способностей, чтобы делать практическую работу, тоже могут быть полезны. Многие находят себя в исследовательской работе или становятся контент-стратегами, поскольку хорошо разбираются в дизайне, хотя и не могут сами реализовать дизайнерское решение.

Правда — горькое лекарство

Мне посчастливилось почти пять лет проработать в Берлине. Неудивительно, что почти все мои коллеги были немцами. Что меня больше всего восхищает в жителях Северной Европы — это их неприятие всяческого очковтирательства. Если вы где-то накосячили, они вам скажут об этом сразу и без обиняков. Они говорят правду (часто совсем не считаясь с вашими чувствами) и не пытаются подсластить пилюлю, как это делают американцы и англичане.

Не тратьте время на хождение вокруг да около. Говорите прямо и откровенно, даже если это совсем не то, что от вас хотят услышать. Я думаю, все согласятся, что мир стал бы лучше, если бы вокруг было меньше вранья.

Не бойтесь начинать все сначала

Одно из самых трудных (и непопулярных) решений — просить команду, которая уже какое-то время работает над проектом, бросить все и начать сначала. К сожалению, бывают случаи, когда сделать это необходимо, чтобы создать достойный продукт. Попытки подправить посредственное решение, даже если люди трудились над ним не одну неделю, никому не принесут пользы.

Несколько лет назад моя команда работала над большой рекламной кампанией, которую должны были запустить на Таймс-сквер. Через две недели команда произвела чуть ли не 50 версий рекламного креатива. Все они были вполне приличные, но ни одна не тянула на нечто выдающееся или заслуживающее награды. Накануне срока сдачи работы заказчику все находились на пределе, мы уже собирались подготовить «лучшее из зол» для завтрашней презентации.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertise

В шесть вечера вошел креативный директор, взглянул на нашу работу и разнес в пух и прах. Мы его чуть не убили. Но, как и следовало ожидать, к 23:00 мы все-таки нашли решение. Отвергнуть все сделанное было жестоким, но верным поступком. Вам кажется, что работа недостаточно хороша? Бросьте ее и начните все заново. Это того стоит.

В рубрике «Открытое чтение» мы публикуем отрывки из книг в том виде, в котором их предоставляют издатели. Незначительные сокращения обозначены многоточием в квадратных скобках. Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть
Adblock detector