Как вести учет доходов и расходов: статьи затрат в бюджетных учреждениях

Домашний бухучёт в тетради

Тетрадь или блокнот — это инструмент, издавна популярный при фиксации домашних трат. Он не потерял своей актуальности и сегодня, обладая массой преимуществ:

  1. Небольшая стоимость, особенно по сравнению с учётом на электронных устройствах.
  2. Запись и подсчёт вручную не требуют особых навыков, а значит, освобождают от необходимости осваивать специальные компьютерные программы.
  3. Возможность брать тетрадь с собой в поездки или походы по магазинам, чтобы не упустить ничего важного.

Можно завести вместо тетради амбарную книгу или специальный блокнот для учёта расходов. А можно в обычной тетради самостоятельно разлиновать графы для доходов и расходов и заполнять их от руки. Удобнее вести такую тетрадь, используя две ручки: синюю (для обычных записей) и цветную (для выделения важной информации). Рядом с тетрадью должен находиться калькулятор — для самостоятельных вычислений.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

Пример ведения семейного бюджета на бумажном носителе — в тетради или в амбарной книге, или в дневнике учёта доходов и расходов — рассмотрим ниже

Организация бухгалтерского учета в бюджетных организациях

Не каждое некоммерческое учреждение можно назвать бюджетным, в законе выделено порядка 30 разных форм некоммерческих учреждений. Точно также не каждое государственное или муниципальное учреждение является бюджетным – существуют автономные, казенные и, собственно, бюджетные организации (Закон № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»). Разница проявляется в нюансах – методы работы, задачи, способы финансирования и т.д. В данном материале речь пойдет строго о бюджетных компаниях.

Госпредприятия имеют различия, которые выражаются в методах работы с поступающими от государства и собственными средствами. В частности, казенные предприятия не могут распоряжаться полученной от коммерческой деятельности (в разрешенных по закону объемах и формах) прибылью в своих целях, они обязаны отдавать их в счет дохода государства. Это не касается других форм. Бухгалтерский учет в казённых учреждениях должен учитывать этот фактор.

При работе с документами и бухгалтерией следует понимать, чем бюджетники отличаются от прочих форм организации государственного предприятия. 

Бюджетное учреждение (бюджетная государственная организация) – это некоммерческая организация, созданная РФ или ее субъектом для оказания услуг (обслуживания) населения. Основная сфера работы – образование, медицина, культура и досуг и т.д. Такое предприятие на государственные деньги оказывает услуги или производит работы по заказу государственных органов.

Бюджетное учреждение по закону может вести коммерческую деятельность, доход от которой используется на собственные нужды. Однако основной источник финансирования – государственные и муниципальные субсидии. Коммерческая составляющая строго контролируется и не может превышать определенный процент от общего дохода.

Учреждение причисляется к бюджетной форме на основании решения уполномоченного органа, а также на основании учредительной документации, где указана форма организации.

Бюджетный учет – единая государственная упорядоченная система сбора, обработки (регистрации) и обобщения информации о состоянии финансовых и нефинансовых активов РФ и ее субъектов. Термин «бюджетный учет» часто применяется в отношении бюджетных учреждений, но это не совсем верно. Согласно закону бюджетный учет ведут казенные госучреждения, а вот остальные занимаются бухгалтерским учетом. Эти понятия не следует смешивать, так как существует различие в методах работы.

План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений

План счетов (ПС) – полный перечень используемых при работе с бухгалтерской отчетностью в бюджетной организации счетов.

Перечисленные счета используются для учёта бюджетных и внебюджетных источников финансирования. ПС для государственной компании существенно отличается от аналогичного в коммерческих организациях, на это следует обратить особое внимание.

Правила работы со счетами описаны в Инструкциях 157н и 174н.

Сервис по составлению учетной политики и плана счетов

Номер каждого счета в рамках ПС состоит из двадцати шести разрядов и формируется по следующей схеме: 1-17 – классификатор поступления (и выбытия) денежных средств, 18 – вид деятельности организации, 19-21 – код синтетического счета ПС, 22-23 – код аналитического счета ПС, 24-26 – код классификации операций сектора государственного управления (вид поступления).

В номер счета ПС включен код классификации, который позволяет проводить мониторинг передвижения государственных денег. План счетов бухгалтерского учета содержит порядка двух тысяч доступных счетов, однако на практике бухгалтеры пользуются далеко не всеми. Для текущей деятельности предприятие разрабатывает собственный ПС, в который входят только те счета, которые необходимы в процессе работы.

В работе учреждения активно используются счета, входящие в следующие группы:

  • Нефинансовые активы. Основные средства учреждения, его нефинансовые активы. План счетов бухгалтерского учета бюджета, в отличие от ПС коммерческих организаций, содержит отдельный счет для вложений в материальные запасы.
  • Финансовые активы. Операции с депозитами, акциями, ценными бумагами и т.д. Здесь же – работа с дебиторскими задолженностями.
  • Обязательства. Расчет со сторонними поставщиками и подрядчиками, операции по работе с кредиторами.
  • Финансовый результат. Информация о финансовых итогах деятельности учреждения: доходы-расходы, годовые итоги и т.д.
  • Санкционирование расходов. Учет государственных вливаний и обязательств.

Обращаем ваше внимание, что закон разрешает органам государственной власти и другим уполномоченным органам введение дополнительных разрядов в код аналитического счета ПС в случаях, когда это необходимо внутренним пользователям для работы.

Счета в плане счетов бухгалтерского учета бывают двух видов: активные (учет движения активов предприятия) и пассивные (учет источников формирования и движения средств предприятия).

Пошаговое ведение бюджета на бумажном носителе

Самый сложный этап ведения домашней бухгалтерии — это сбор данных о расходах. Крупные покупки несложно отследить и записать, а вот с мелкими тратами, особенно теми, которые совершают домочадцы, дела обстоят сложнее. Но их учёт тоже является обязательным, ведь здесь важна каждая мелочь.

Кроме записей в тетрадь рекомендуется собирать чеки, а после проверки или первичной фиксации данных их можно будет выбросить.

Все расходы, даже самые мелкие, должны быть записаны досконально. Можно подсчитать их сумму и рядом сделать пометку «Карманные траты».

Началом ведения домашней бухгалтерии должен стать подсчёт полученных средств. Общая сумма семейного заработка — ключевое понятие для планирования бюджета. Если заработок не регулярный, или возможны колебания в сумме оплаты труда, то исходите из минимальной планируемой суммы.

Если зарплата представляет собой фиксированную сумму, то расчёт весьма прост: з/п мужа з/п жены = семейный доход.

К примеру, если у мужа заработная плата составляет 30 000, а у жены — 20 000, то общий семейный доход составит 50 000 руб.

Итак, что нужно сделать, начиная вести домашнюю бухгалтерию?

  • купить тетрадь или блокнот;
  • на первом листе определить сумму ежемесячного дохода;
  • взять минимальную сумму (если её размер варьируется);
  • обновлять сведения о доходах каждые 3-6 мес.

Этот шаг заключается в распределении общего семейного дохода на различные цели. Одна из популярных методик, которая применяется для удобного распределения — это «Семь конвертов». Согласно ей, домашние расходы делятся на 7 основных целей (и, соответственно, раскладываются в 7 конвертов) в разном процентном соотношении.

Таблица 1. Семь конвертов.

Цель Процент отложенных средств
Пояснение к использованию финансовых средств
Хозяйственные расходы 35 Продукты питания, бытовые нужды
Жилье 20 Арендная плата, квитанции и прочие коммунальные расходы
Дети 15 Секции, одежда, лекарственные расходы
Отпуск, развлечения 5 Отдых, развлекательные поездки
Дополнительные траты 10 Резерв на случай непредвиденных расходов (поломки техники, авто или срочных покупок)
Инвестиции 10 Неприкосновенный запас (можно использовать для получения пассивного дохода)
Дорогостоящие покупки 5 Накопительная часть бюджета, для дорогостоящих покупок

Правила использования средств:

  1. Если появляется необходимость в использовании дополнительных средств, то сначала задействуют 4, 5 и 7 конверты, а остальные можно трогать только в случае крайней необходимости.
  2. Если заработок в текущем месяце превысил обычный размер дохода, то первыми наполняют конверты 4, 5, 6 и 7.

Пример: распределение доходов семьи с бюджетом в 50 000 руб.

Цель Наименование расходов
Процент отчислений Сумма, руб.
1 Хозяйственные расходы 35 17 500
2 Жилье 20 10 000
3 Дети 15 7 500
4 Отпуск 5 2 500
5 Дополнительные траты 10 5 000
6 Инвестиции 10 5 000
7 Дорогостоящие покупки 5 2 500

Что нужно сделать после анализа данной таблички?

  • скорректировать процент согласно собственным нуждам;
  • распределить доход по разным конвертам;
  • записать информацию по конкретному месяцу в тетрадь.

Удобнее всего раскладывать деньги в настоящие конверты, купленные на почте.

Каждый можно обклеить цветной бумагой соответствующего цвета и подписать согласно цели накопления.

После распределения средств по конвертам, их можно условно разделить на две группы:

  • динамические — то есть точно неизвестно, какая именно сумма понадобится на то или иное приобретение;
  • статические — сумма покупки известна заранее.

Статическую часть средств откладывают один раз, при получении зарплаты, а вот динамической частью бюджета придётся управлять ежедневно.

После распределения доходов по предложенной схеме все данные должны быть записаны в тетрадь.

4 шаг — управление

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

Динамическая часть расходов требует постоянного контроля. Чтобы это было проще сделать, нужно произвести несложный подсчёт:

  • берем максимальное число дней в календарном месяце — 31;
  • добавляем к нему пару дней на случай форс-мажорных обстоятельств — получается 33;
  • делим сумму динамических расходов на количество дней;
  • получаем сумму, которую можно потратить за день.

После расчёта суммы ежедневно допустимых расходов, удобнее расчертить в тетради таблицы.

Нужно стараться не просто каждый вечер их заполнять, но и закрывать без минусового баланса.

В конце каждой недели проводится подведение итогов и подсчёт баланса. Если неделю удаётся закрыть с положительным балансом, значит планирование успешно соблюдается. В случае формирования отрицательного баланса, бюджет следующей недели сокращают на сумму недостачи.

Как вести учет доходов и расходов: статьи затрат в бюджетных учреждениях

В конце месяца баланс подводится по такой же схеме.

Важно! Если обнаружена недостача, то бюджет следующего месяца в части динамических расходов должен быть сокращён на сумму образовавшегося пробела.

Несколько советов по формированию положительного баланса:

  • итоги недели и месяца нужно записывать на отдельном листе;
  • при образовании недостачи нужно подумать, за счёт какой статьи расходов можно её ликвидировать безболезненно для семьи;
  • деньги, которые удалось сэкономить, нужно направить на другие цели (отпуск или дорогостоящие покупки) — можно устраивать себе поощрения в виде внеплановых развлечений или любимых лакомств.

Проводки в бухгалтерском учете бюджетного учреждения составляются на основании правил, представленных в инструкции к единому плану счетов. При составлении проводок необходимо руководствоваться общими правилами бухучета, применяемыми для всех типов организаций. 

В своей работе бухгалтер должен опираться на общие принципы и задачи бухгалтерского учета и учитывать особенности бюджетной сферы. К ним относятся необходимость вести контроль за точным исполнением утвержденного бюджета, проведение мероприятий по поиску дополнительных доходов, а также необходимость учитывать отраслевые особенности. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях имеет более сложную систему методов и более высокий уровень контроля точности.

Общие правила ведения бухучета должны учитывать следующие принципы: законность, правильность, осмотрительность, достоверность, независимость, постоянство, доступность, уместность, сопоставимость, превосходство формы над содержанием, своевременность, денежные измерители (ФЗ № 402). Помимо этого, бухучет в бюджете должен учитывать принципы и правила работы с бюджетными деньгами.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Задачи бухгалтерского учета в бюджете:

  • Формирование и предоставление контролирующим органам полных и достоверных данных о состоянии активов и движении средств на предприятии (как государственных средств, так и полученных от коммерческой деятельности);
  • Своевременное предоставление необходимой (и точной) информации о ходе выполнения плана по доходам и расходам бюджетных средств;
  • Своевременное предоставление необходимой (и точной) информации о ходе исполнения сметы расходов, участвующих в исполнении государственного бюджета.

Основные требования к бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях:

  • Учет должен вестись только в национальной валюте (рублях);
  • Учет ведется постоянно с момента регистрации предприятия;
  • Содержание аналитического отчета должно соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета;
  • Каждая хозяйственная и инвентаризационная операция должна подлежать обязательной регистрации.

Как вести учет доходов и расходов: статьи затрат в бюджетных учреждениях

Под учет попадают все хозяйственные операции, имущественные объекты и обязательства компании.

В бухгалтерском учете в бюджетных учреждениях важна своевременность: все операции должны вовремя быть зарегистрированы и отражены.

Ответственность и штрафы. С 9 июня для учреждений госсектора ввели специальные штрафы за искажение бухгалтерской и бюджетной отчетности. Президент подписал Закон от 29.05.2019 № 113-ФЗ, который внес поправки в статью 15.15.6 КоАП. Размер штрафа зависит от процента искажения отчетных показателей.

Домашняя бухгалтерия онлайн

На просторах интернета есть немало программ, предлагающих ведение домашней бухгалтерии в виртуальном режиме. Для этого не нужно ничего скачивать и осваивать, достаточно выйти в сеть и найти подходящий сайт.

Важно! Как правило, такие ресурсы предлагают бесплатно только набор базовых функций — за остальные придётся доплачивать.

Хорошим вариантом является составление бюджета онлайн в Гугл. Чтобы начать использование программы, понадобится зарегистрировать аккаунт. Недостатком онлайн-бухгалтерии считается безопасность, ведь никто не может гарантировать полную конфиденциальность данных, размещённых в интернете. К тому же при технических неполадках на сервисе информация может попросту исчезнуть.

Нормативные документы и стандарты бухгалтерского учета в 2019

Бухгалтерский учет в бюджете строго контролируется законодательством.

Основные положения и требования к бухучету содержатся в Федеральном законе №402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Этот документ формирует правовую основу, на которую должен опираться бухгалтер при работе со счетами.

При ведении учета нужно ориентироваться на Федеральные стандарты бухучета.

Справочник по Федеральным стандартам

Единый план счетов для госучреждений описан в Инструкции 157н, а именно для бюджетных учреждений в Инструкции 174н.

Также бухгалтерский учет в бюджете должен принимать во внимание прочие нормативно-правовые акты, уточнения, письма и инструкции, выпускаемые государственными и муниципальными органами, уполномоченными работать с бюджетными средствами.

Отчетность за бухгалтерский учет

Версия для печати

Правила заполнения и сдачи отчетности описаны в Инструкции 33н.

Бухгалтерская отчетность в бюджете ведется строго на основании Плана счетов, о котором говорилось выше – все требования к отчетности прописаны в соответствующей инструкции. Действует общепринятый принцип двойной записи для всех совершенных операций предприятия: каждое изменение состояния средств, находящихся на балансе учреждения, должно быть отражено, минимум, в двух разных счетах. Все операции отражаются только по факту их совершения (метод начисления), ценности и находящиеся на балансе активы учитываются отдельно.

Что касается сроков, то тут нет существенных отличий от обычного порядка бухучета.

Периодичность отчетности в бухгалтерском учете в учреждениях:

  • 1 раз в квартал (1 апреля, 1 июля и 1 октября отчетного года);
  • Годовая отчетность (1 января года, следующего за отчетным).

Отчетным считается период с 1 января по 31 декабря включительно. Отчетной датой (дата, на которую составляется бухгалтерская отчетность) считается последний календарный день отчетного периода. Исключение составляют случаи, когда проводится реорганизация или ликвидация учреждения, а также случаи, когда бюджетное учреждение проходит процесс преобразования в казенное.

В бухгалтерском учете в бюджете отчетность заполняется исключительно в рублях с учетом копеек до двух знаков после запятой (использование других валют недопустимо согласно принципам работы с государственными деньгами). Документы должны быть подписаны руководителем и главным бухгалтером, а в некоторых случаях, руководителем финансово-экономической службы бюджетного учреждения (если таковая имеется на предприятии). Эти же лица несут ответственность перед государством.

Структура баланса

Бухгалтерский баланс бюджетного учреждения – отчет о состоянии средств предприятия, который отражает его активы и обязательства. Составляется на основании нормативно-правовых актов, применимых к конкретному типу учреждения. Основная задача баланса бюджетного учреждения в том, чтобы показать движение бюджетных средств, обеспечить контроль за их расходованием.

В балансе бюджетного учреждения реализуется принцип двусторонности: хозяйственные средства отражаются по вещественному составу и размещению (актив) и источникам формирования, целевому назначению (пассив).

Как вести учет доходов и расходов: статьи затрат в бюджетных учрежденияхhttps://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

В бухгалтерском учете в бюджете баланс имеет особую структуру. К активу относятся внеоборотные активы (средства для долгосрочного использования) оборотные (средства, предназначенные для использования в ходе уставной хозяйственной деятельности) затраты. К пассиву – собственный капитал обязательства доходы.

Поскольку бюджетные организации собственных средств не имеют, они покрывают все расходы за счет государственных ассигнаций и поступления специальных средств. Движение этих средств отражается в отчетности.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть
Adblock detector