Менеджмент (система управления) – это… Что такое Менеджмент (система управления)?

Определения понятия «система управления» разных авторов

Понятие

Определение
понятия

Система
управления

  • «конструкция»
    организационной системы, характеризующая
    состав, взаимосвязь звеньев управления
    и исполнения (объекта и субъекта
    управления);

  • строение
    управляющей системы, способ ее
    внутренней организации, связи элементов
    субъекта управления между собой
    (порядок расположения, соподчиненность
    отдельных звеньев управленческого
    аппарата – отделов, групп, бюро),
    позволяющие выполнять необходимые
    функции управления;

  • элементы
    системы, их связи, ее целостные
    свойства, если они, так или иначе,
    обеспечивают устойчивое существование
    системы;

  • состав
    элементов, их права, ответственность
    и взаимосвязи по реализации задач
    управления объектом;

  • взаимоотношения
    подразделений и должностей в
    организации, распределение ролей,
    полномочий, ответственности, а также
    функциональной и технологической
    связей, возникающих в процессах
    управления.

    1. Процесс проведения и этапы аудита систем управления

В ходе проведения
аудита, деятельность аудируемого
объекта, проверяется наличие и оценивается
эффективность функционирования системы
управления.

В зависимости от
целей и задач аудит может проводиться
комплексно и охватывать все стороны
системы управления или носить выборочный
характер, направленный на оценку одного
либо нескольких элементов данной
системы.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

Таблица 2

Процесс проведения и этапы аудита систем управления

Этапы
аудита систем управления

Процесс
проведения аудита

Первый
этап

Инициатором
проведения аудитов I и II уровней могут
являться высшее руководство общества
либо служба промышленной безопасности
и охраны труда общества.

Инициаторами
аудитов III уровня являются службы
промышленной безопасности и охраны
труда филиалов, руководство филиалов.

Периодичность
проведения аудитов любого уровня
зависит от:

  • эффективности
    функционирования системы управления;

  • результатов
    предыдущих аудитов;

  • значимости
    аудируемого подразделения в рамках
    системы управлении и т.д.

Аудиты любого
уровня проводятся с периодичностью
не реже одного раза в год.

Периодичность
проведения аудитов определяется
представителем руководства общества.

Второй
этап

Задача
при формировании аудиторской группы
– создание такого состава группы,
который обеспечит проведение аудита,
достоверность его результатов и
объективность выводов.

Численность
аудиторской группы определяется
планом проведения аудита. В состав
аудиторской группы должны входить
аудиторы – специалисты общества,
прошедшие специальный курс внутреннего
аудита систем управления и имеющие
соответствующие сертификаты.

Инициатор аудита
назначает руководителя группы,
отвечающего за формирование группы
внутреннего аудита и обеспечение
проведения и завершения аудита в
соответствии с объемом и планом аудита.

Если руководитель
объекта аудита не согласен с выявленным
несоответствием, то ему необходимо
подписать лист с особым мнением в
произвольной форме, в котором должно
быть подробно описана причина его
несогласия. Данный лист вместе с
отчетом о несоответствии направляется
руководителю более высокого уровня.

Отчет о проведении
аудита готовится под руководством у
руководителя группы, который отвечает
за его точность и полноту. При составлении
отчета стороны должны достигнуть
соглашения по всем вопросам и внести
необходимые коррективы.

На
составленном отчете у руководителя
группы ставит подпись и дату.

Третий
этап

Порядок проведения
аудита является единым для всех
объектов и состоит из следующих этапов:

    • проведение
      первого заседания аудиторской группы
      с руководством аудируемого объекта;

    • сбор аудиторских
      данных;

    • анализ данных
      и получение результатов аудита;

    • проведение
      заключительного заседания аудиторской
      группы с руководством аудируемого
      объекта.

На этапе сбора
аудиторских данных необходимо собрать
данные об аудируемом объекте, чтобы
определить их соответствие принятым
критериям аудита.

Документирование
в процессе аудита проводится с
использованием рабочих документов
аудитора: вопросников, рабочих программ
и др. Следует фиксировать все случаи
несоответствия установленным критериям
аудита. Заявления, которые не могут
быть проверены, должны быть подтверждены
дополнительной информацией, либо быть
идентифицированы как не подтвержденные.

Четвертый
этап

Подготовка
окончательного варианта отчета о
проведении аудита осуществляется под
руководством у руководителя группы,
который несет ответственность за его
достоверность и полноту. На отчете о
проведении аудита ставится дата и
подпись руководителя группы и делается
запись (с датой и подписью) об
ознакомлении:

    • при проведении
      аудита I уровня – представителя
      руководства по вопросам промышленной
      безопасности и охраны труда общества;

    • при проведении
      аудита II уровня – руководителя
      филиала общества;

    • при проведении
      аудита III уровня – руководителя
      структурной единицы филиала общества.

По
результатам аудита систем управления
формируются выводы и предложения.

Стратегическое управление

Стратегическое управление — деятельность, направленная на достижение стратегических целей.

Стратегическими целями могут быть – любые пригодные ресурсы, географические области, новое качество, лидерство по тем или иным ключевым конкурентным параметрам.

Особенностями стратегического управления являются специальные приемы и способы достижения стратегических целей, не очевидные с точки зрения линейного менеджмента. Например, сбережение ресурсов в условиях рыночного кризиса может потребовать принятия мер по сокращению издержек – увольнение квалифицированного персонала, переезд или перевод производства в менее затратное место, что обычно вступает в противоречие с целями линейного менеджмента.

В силу разности своих целей, практической реализацией Стратегического управления занимается специальный орган, объединяющий собственников, либо состоящий из уполномоченных собственниками лиц. Традиционное название этого органа – Совет Директоров.

Принципы и функции управления производством

планирование, вопросы учета и принятие решений, обработку информации и т. д., обобщая практический опыт и разрабатывая более совершенные формы и методы в целях повышения эффективности управленческой деятельности. Все большее значение в связи с этим приобретают количественные методы и модели принятия решений. Современное управление производством уже нельзя представить без компьютеров.

Менеджмент (система управления) - это... Что такое Менеджмент (система управления)?

Управление производством на любом уровне — сложный процесс. За пределами фирмы управляющий должен постоянно вести бой за долю рынка, предвидеть требования клиентов, обеспечивать точные сроки поставок, выпускать продукцию всё более высокого качества, назначать цены с учётом условий конкуренции и всячески заботиться о поддержании репутации фирмы у потребителей.

Внутри фирмы он должен добиваться роста производительности труда путём улучшения планирования, более эффективной организации и автоматизации производственных процессов. Одновременно он должен учитывать требования профсоюзов, сохранять конкурентные позиции на рынке, обеспечивать акционерам дивиденды на таком уровне, чтобы не терять их доверия, и оставлять фирме достаточный объём нераспределённой прибыли для обеспечения её роста.

Теория управления применяет научные методы анализа с целью выработки определенных методов и рекомендаций для практики управления. Однако эти методы и рекомендации — не рецепты, их нельзя абсолютизировать. Эффективное применение этих методов и рекомендаций зависит от сочетания конкретных обстоятельств, условий.

Так, например, японский опыт использования кружков качества не нашел широкого применения в условиях американской промышленности из-за различий социальных отношений на производстве. Поэтому одним из важных условий эффективного управления (то есть достижения целей организации с минимальными затратами) является адекватность (соответствие) применяемых методов управления внешней и внутренней среде функционирования организации.

Бесполезно применять в промышленности методы управления, принятые в армии и наоборот. Точно также в условиях рыночной экономики не обеспечат запланированных результатов использовавшиеся в СССР директивные методы управления. И наоборот, применение методов менеджмента и маркетинга в экономике СССР представляло бы лишь академический интерес.

Как и во всякой другой сфере интеллектуальной и практической деятельности людей (военное дело, медицина и т. п.), научность управления и искусство управления дополняют друг друга. Эффективность системы управления обеспечивается умением руководителей овладевать искусством творческого применения научных принципов управления в конкретных ситуациях.

Управление, то есть действия, обеспечивающие достижение поставленных целей, следует отличать от так называемого «камлания» и «воздействия» (камлание — ритуальные действия шаманов по вызову дождя, изгнанию духов и т. д.). Под камланием понимается руководящая деятельность, не приводящая к каким либо результатам.

Такая деятельность может быть безопасной только в условиях устойчивой экономики. Под «воздействием» понимается руководящая деятельность, приводящая к изменению организационных структур, условий внешней и внутренней среды организаций, но не обеспечивающая достижение поставленных целей. В большинстве случаев такая деятельность создает опасность для жизнедеятельности организации. Таким образом, руководящие действия, не обеспечивающие достижения поставленной цели, не являются управлением.

https://www.youtube.com/watch?v=https:tv.youtube.com

Три основные функции менеджмента: управление бизнесом по повышению его эффективности, управление менеджерами и управление работниками и работой — обусловлены комплексной природой бизнеса — специфика профессии менеджера заключается в том, чтобы выполнять эти три функции одновременно. В соответствии с основными целями и задачами фирмы функция управления бизнесом является центральной, объединяющей все функции — управлять бизнесом — значит находить оптимальное равновесие между его разнообразными потребностями и целями. Основные функции менеджмента — планирование, организация, мотивация, контроль.

Оценка места и роли менеджмента в общественном производстве и формулировке проблем экономического развития является задачей не только экономики, но и ряда других общественных наук (социологии, политологии и т. д.). Теория институциональной экономики, возникшая на стыке экономики, социологии, права и истории, ориентирована на изучение формальных и неформальных норм, структурирующих взаимодействия между индивидами в разных сферах повседневной активности.

Осознание взаимозависимости разных сторон общественного и индивидуального производства привело к современному пониманию системной природы экономики, в том числе её структурно-функциональной дифференциации, и выработке концепций его институционализации как определяющего фактора социального взаимодействия в процессе экономического развития.

не может быть экономики без политики, культуры, технологии и т. д. Понятие системных функций организации основывается на очевидном факте её включённости в жизнедеятельность всего общества как объемлющего социального целого. Вместе с тем в современной науке устанавливается соответствие между инвариантным аспектом исследуемого объекта и понятием структуры, которое используется для обозначения совокупности устойчивых связей между основными частями объекта, обеспечивающей его целостность и тождественность самому себе.

Понятие структуры обычно соотносится с понятием системы, причём структура выражает лишь то, что остаётся устойчивым при различных преобразованиях системы. Основные свойства системы при этом относятся к классу свойств целостности или эмерджентности, они присущи системе в целом, возникают при образовании из частей, исчезают вместе с ней и не могут быть объяснены исходя из свойств отдельных частей, без обращения к связям между ними.

Менеджмент (система управления) - это... Что такое Менеджмент (система управления)?

При взаимодействии двух или более систем возникают синергетические эффекты, обусловленные стремлением каждой из них к положению равновесия, параметры и свойства которого обусловлены исходными состояниями каждой системы. Но именно эти свойства играют определяющую роль с точки зрения управляющих воздействий на социально-экономическую систему, в том числе воздействий, предполагающих структурную или функциональную перестройку всей системы или элементов её структуры в соответствии с целями и интересами общества.

Отсюда следует, что важной задачей науки является познание структур социально-экономических систем как носителей эмерджентных свойств, определяющих основные характеристики их поведения. Успех перестройки системы в направлении получения заданных свойств является конечным критерием, определяющим степень познания реальной структуры.

а) менеджмент рассматривается как одна из подсистем общественного производства и социально-экономической системы в целом;
б) реализация его системных функций, определяемых структурно-функциональной дифференциацией общественного производства и наличием общесистемных императивов, составляет специализированный вклад менеджмента в жизнедеятельность общества;
в) менеджмент на уровнях развития общественного производства и его текущего функционирования может рассматриваться как институциональный процесс, осуществляемый посредством управленческих решений, результатом которых становятся издержки и доходы производства, с одной стороны, и создание материальных благ и услуг — с другой.

В общесистемном понимании институциональный аспект проблемы реализации системных функций менеджмента охватывает не только подсистемы общественного производства, но и оказывающие на них непосредственное влияние структуры других институтов социально-экономической системы.

Таким образом, вышеперечисленные положения и схема анализа системных функций менеджмента позволяют структурно и функционально отразить место и роль менеджмента в обществе и их институциональную взаимосвязь. Менеджмент, как подсистема общественного производства, имеет родовое значение и видовые характеристики.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Системный подход к проблемам менеджмента неизбежно приводит к необходимости поиска значимого набора функциональных императивов, от уровня осуществления которых зависят выживание коммерческих предприятий, эффективность их и всего общественного производства. Столь же необходимо и выявление структур, формирующих эти императивы и управленческую парадигму данной социально-экономической системы в целом.

Ведь развитие данной социально-экономической системы обусловлен доминированием какого-либо функционального императива. Так, на протяжении всего советского периода преобладающая роль в экономике принадлежала планово-производственной функции и элементам, непосредственно связанным с её исполнением. Сейчас в России явно просматривается экспансия банковской сферы, которая пытается подчинить себе остальную экономику.

Сложность и адаптация систем управления

Системный подход в управлении основывается на том, что всякая организация представляет собой систему, состоящую из частей, каждая из которых обладает своими собственными целями. Руководитель при принятии управленческих решений должен исходить из того, что для достижения общих целей организации необходимо рассматривать ее как единую систему.

Необходимость системного подхода для управления предприятием можно понять, рассмотрев два аспекта работы руководителя. Во-первых, он стремится добиться суммарной эффективности работы своей организации и не допустить, чтобы частные интересы какого-либо одного элемента организации повредили общему успеху.

Во-вторых, он должен добиваться этого в условиях организационной среды, которая всегда создает противоречащие друг другу цели. Стратегия, техника и экономика — взаимосвязанные элементы одной общей проблемы. Суть экономической проблемы состоит в том, чтобы избрать такую стратегию, включая технику и все другие ресурсы, необходимые для осуществления стратегических планов, которая будет или наиболее эффективной (максимально выгодное решение поставленной задачи при имеющихся ресурсах), или наиболее экономичной (достижение поставленной задачи при минимальных затратах).

Управляющая система может быть представлена особым видом машины на основании того, что каждая система выполняет какие-либо функции, которые можно рассматривать как цель машины. Одной из основных отличительных категорий управляемых систем является сложность. Любая фирма имеет много противоречивых целей, и это является одним из решающих факторов, обуславливающих необходимость описания предприятия или фирмы как очень сложной вероятностной системы.

Сложность системы определяется количеством составляющих ее элементов и возможных связей между ними. Степень сложности измеряется разнообразием системы. Разнообразие характеризует число возможных состояний системы. Фундаментальным принципом управления, открытым У. Эшби (en:William Ross Ashby), является закон необходимого разнообразия, в соответствии с которым уровень разнообразия управляющей системы должен соответствовать уровню разнообразия управляемой системы.

Отсюда, в частности, следует, что невозможно создать простую систему управления для управления сложными системами и процессами. Из этого следует, что, как отдельные люди, так и целые организации не в состоянии справиться с проблемами, сложность которых превышает некоторый определенный уровень. Когда этот уровень превышен, управляющие уже не в состоянии понять, что происходит вокруг и разработать адекватную стратегию управления фирмой или страной.

Другая причина растущей сложности управления производством связана с темпами изменения внешней среды. Влияние внешней среды является определяющим фактором для фирмы при выборе системы управления. Скорость изменений во внешней среде организаций растет и соответственно растет сложность возникающих перед организацией проблем.

Чем сложнее эти проблемы, тем больше времени занимает их решение. Чем больше возрастает скорость изменений, тем короче жизнь найденных решений проблем. К моменту, когда решение найдено, ситуация уже изменилась и требуется принципиально новое решение. Организация не может быть способной быстро и эффективно обучаться, если такой способностью не обладает ее руководство.

Классификация любых систем с позиций кибернетики предусматривает два критерия — (а) степень сложности: простые динамические системы, сложные системы, поддающиеся описанию (хорошо структурированные), и очень сложные системы, не поддающиеся адекватному аналитическому описанию (слабо структурированные), — а также (б) различие между детерминированными и вероятностными системами.

Причем к вероятностным относятся не те системы, знания о которых не достаточно полны на данный момент, а вероятностные по своей природе, не поддающиеся однозначному описанию в принципе. К классу очень сложных вероятностных систем относятся фирма, мозг и экономика. В соответствии с законом необходимого разнообразия управляющая система для экономики и фирмы тоже должна представлять очень сложную вероятностную систему и промышленные системы управления (при условии, что они достаточно эффективны) должны строиться как кибернетические системы.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Кибернетика предлагает механизм обратной связи как выход из противоречий вероятностных управляющих и управляемых систем. Регулятор с обратной связью гарантирует компенсацию возмущений не только определённого вида, но и любых возмущений. В частности, он компенсирует влияние на систему возмущений, причина которых совершенно неизвестна.

Примечания

  1. Здесь возникло противоречие между новой концепцией и командно-административными методами управления, присущими предыдущей концепции.
  2. По сути эта концепция ничем не отличается от предыдущей концепции.
  3. Данная концепция представляет собой, по сути, иное название концепции «предприятие как организм», ибо перечисленные характеристики как раз и присущи организму.
Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть
Adblock detector