Что такое плата за природопользование

Система правовых форм платы за природопользование

Согласно положениям ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» деятельность всяких хозяйствующих субъектов, осуществляемая на территории Российской Федерации, должна совершаться с учетом принципов платного природопользования и компенсирования вреда, нанесенного природной среде, если хозяйствование оказывает малейшее влияние на окружающую среду.

Посредством платного пользования природой обеспечивается экономическое стимулирование рационального пользования природными ресурсами. Понятие ключевой мотивации платности природопользования предполагает экологический мотив, способствующий более бережному отношению к природным благам. Но существует и мотивация фискальная, носящая целевой характер.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Полученные в счет оплаты средства направляются на сохранение окружающей среды, а также на восстановление и воспроизводство затраченных ресурсов. Говоря о платном природопользовании, надлежит отличать формы оплаты. В частности: • плата за пользование природой; • оплата за отрицательное влияние на окружающую среду; • компенсирование в качестве покрытия вреда окружающей среде.

Платное пользование природными ресурсами помогает решить экологические задачи, направленные на эффективное использование ресурсов природы. Это обеспечивает материальную заинтересованность со стороны непосредственных природопользователей. Они более заинтересованы в сохранении природных ресурсов и их воспроизводстве.

Получение платежей способствует получению дополнительного капитала на охрану природы и поддержанию ее естественного состояния. Применение нормативов платной формы регулируется на правительственном уровне. Так платежи за пользование недрами определяются ст. 39 Федерального закона «О недрах». При этом различается плата за разовое использование, регулярное пользование, за получение геологической информации, добычу разнообразных полезных ископаемых и т.д.

Формы платы за водные ресурсы регламентированы гл. 25.2 Налогового кодекса РФ. В гл.13 Лесного кодекса РФ определены нормы платы за пользование лесным фондом, как за краткосрочное использование, так и аренду участков лесного фонда. Платежная политика за использование животного мира базируется на ст.

В ст.16 закона «Об охране окружающей среды» предопределяются формы отрицательного влияния на природу. К таковым причисляются:

  • выбросы в атмосферную среду, обладающие загрязняющим характером;
  • сбрасывание загрязнений в водную среду, причем не только в воды поверхностного вида, но и в подземные воды или водосборные резервуары;
  • процессы, загрязняющие почвенную среду и недра;
  • размещение производственных отходов и разнообразных остатков потребления;
  • загрязнение природы посредством теплового, шумового, ионизирующего, электромагнитного или другого типа физического воздействия; • прочее отрицательное влияние.

Законодателем предусмотрено, что оплата за отрицательное влияние на природу не становится для хозяйствующих субъектов освобождением от реализации мероприятий, направленных на сохранность среды и компенсацию нанесенного ущерба. Получение платежей за отрицательное влияние на природную среду становится источником пополнения соответствующего бюджета.

На сегодня система правовых форм по реализации платы состоит из:

  • налоговых сборов;
  • оплаты за пользование природными ресурсами.

К налоговым платежам причисляются:

  • формы платежей федерального значения – налоговые платежи за добычу различных полезных ископаемых, водопользование, использование мира животного и биологических водных ресурсов;
  • местные налоги. Например, земельный налог.

Подробно объекты налогообложения определяются в гл. 25.1 «О пользовании животным миром и водными биологическими ресурсами», гл.25.2 «О водном налоге», гл.26 «О налоге на добычу полезных ископаемых», гл.31 «О земельном налоге» Налогового кодекса РФ. Оплата за распоряжение природными ресурсами предполагает платежи за аренду природных объектов и за разовое использование.

Граждане обладают правом на бесплатное и свободное пребывание на определенных природных объектах. Законом дозволено осуществление заготовки питательных природных ресурсов. Исключение представляют древесные лесные ресурсы. Принцип платности природопользования таков, что любое коммерческое пользование ресурсами природы подлежит оплате.

1. Экономическое регулирование в области охраны окружающей

России создан и
функционирует экономический
механизм охраны окружающей среды,
ориентированный на рыночную экономику.
Его главная особенность
– ориентация на неплановое централизованное
финансирование из государственного
бюджета, а в основном на экономические
методы регулирования.

Новая структура
экономического механизма сочетает как
ранее действующие нормы (природно-ресурсные
кадастры, материально-техническое
обеспечение и др.), так новые экономические
стимулы (экологические фонды, плата за
пользование природными ресурсами,
экологическое страхование, и др.). ( рис.
стр. 300).В
качестве обязательных элементов
предусматривается включение экологических
требований в процедуру оценки принимаемых
хозяйственных решений.

– установление
платы за негативное воздействие на
окружающую среду (выбросы, сбросы
загрязняющих веществ, размещение отходов
производства и другие виды вредного
воздействия);

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

– установление
лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих
веществ, размещение отходов и на другие
виды негативного воздействия;

– проведение
экономической оценки воздействий
хозяйственной и иной деятельности на
окружающую среду;

– предоставление
налоговых, кредитных и иных льгот при
внедрении малоотходных и ресурсосберегающих
технологий и нетрадиционных видов
энергии, осуществлении других эффективных
мер по охране окружающей среды;

– возмещение вреда,
причиненного природной среды и здоровью
человека.

Важнейшая задача
нового экономического механизма –
сделать охрану окружающей среды составной
частью производственно-коммерческой
деятельности, чтобы хозяйственник,
предприниматель были заинтересованы
в охране окружающей среды не меньше,
чем он заинтересован в выпуске
конкурентно-способной продукции.

загрязнителей

Экономические,
экологические и некоторые другие
показатели природных ресурсов обычно
обобщают в виде кадастров.

Кадастр природных
ресурсов– систематизированный
свод сведений, количественно и качественно
характеризующих определенный вид
природных ресурсов или явлений, в ряде
случаев с их социально-экономической
оценкой. Кадастры составляют специально
уполномоченные органы Минприроды России
для комплексного учета природных
ресурсов на территории республик, краев
и областей, рационального их использования,
дифференциации платы за ресурсы и т.д.

Кадастры представлены
по видам природных ресурсов. Различают
кадастры земельный, водный, лесной,
животного мира, медико-биологический,
промысловый и др. виды

Земельный кадастрвключает данные о регистрации
землепользователей (собственники,
пользователи, арендаторы), учете
количества и качества земель, бонитировке
(качественной оценке земель).

1 – поверхностные
воды;

2 – подземные воды;

3 – использование
вод.

Источником сведений
для составления и пополнения водного
кадастра служит сеть наблюдательных
гидрологических постов и режимных
станций. Полученные данные обрабатывают
с помощью специальной автоматизированной
информационной системы и доводят до
потребителя.

Лесной кадастрсвод данных о лесах, степени их вовлечения
в эксплуатацию, качественном составе,
запасах древесины, ежегодном ее приросте
и т.д. С помощью кадастра оценивают
эколого-экономическое значение лесов,
решают вопросы охраны лесных ресурсов,
другие практические вопросы (выбор
лесосырьевых баз и др.).

Аналогичные или
близкие функции к ним функции выполняют
кадастры и других природных ресурсов.

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

Своеобразным
кадастром редких животных и растений
являются Красная книга Российской
Федерации, а также Красные книги
республик, краев и областей.

В последнее время
в связи с обострением экологической
ситуации возникла необходимость учета
размещения отходов по составу и степени
токсичности, а также регистрации
загрязнителей окружающей среды.

Объектом регистрации
служат все опасные и потенциально
опасные вещества, независимо от их
происхождения, производимые как на
территории России, так и вводимые из-за
рубежа.

Порядок определения платежей

Размеры платежей за природопользование учреждаются для хозяйствующих субъектов государственными органами власти. Формы платы могут устанавливаться органами местного самоуправления при непосредственном участии региональных представительств Роспотребнадзора, Ростехнадзора и самого загрязнителя. Органы представительной власти, определяющие ставки за природопользование, могут поднимать коэффициенты по экологии.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

При сверхлимитности загрязнения природы оплата для организации увеличивается. Например, в больших промышленных центрах ставка оплаты может увеличиваться на 20 %. Хозяйственное распоряжение природными ресурсами в областях экологического бедствия, в оберегаемых заповедниках, на территориях государственных национальных парков или в курортных районах предполагает двойную оплату.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть
Adblock detector