Что такое паспорт безопасности

Я руководитель небольшой гостиницы. Номерной фонд составляет всего 14 номеров. Должен ли я разрабатывать паспорт антитеррористической защищенности?

Паспорт является документом для служебного пользования, поэтому каждый экземпляр пронумеровывается и прошивается. Паспорта составляются в печатном виде. Не допускаются рукописные исправления.

Все схемы и планы утверждаются на объекте и оформляются в по ГОСТу. Оформляются Паспорта строго в соответствии со структурой, установленной Постановлениями или Приказами, под требования которых попадает объект (Москвы, Московской области и Российской Федерации).

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

Существуют различные руководящие документы, устанавливающие структуру, наличие и содержание Паспорта антитеррористической защищенности (Паспорта безопасности).

Они зависят от объекта, его организационно-правовой структуры, территориального размещения и ведомственной принадлежности. Так как все объекты разные, следовательно и характер возможных угроз отличается. В зависимости от расположения или рода деятельности организации, характерны различные акты незаконного вмешательства.

Федеральный закон РФ №35 от 26.02.2006 «О противодействии терроризму» дает определение антитеррористической защищенности объекта (территории):»Это состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек».

1. Для Москвы: руководитель гостиничного предприятия независимо от формы собственности, величины и организационно-правовой формы должен разработать и ввести паспорт антитеррористической защищенности и техногенной безопасности, согласно Распоряжению Правительства Москвы от 15 ноября 2006 г. N 2335-РП «Об усилении мер безопасности на гостиничных предприятиях города Москвы».

2. Для Московской области: руководитель гостиничного предприятия должен разработать и ввести паспорт антитеррористической защищенности для помещения, которое содержит не менее 5 номеров и используется для предоставления услуг размещения, руководствуясь Постановлением Правительства МО от 26 апреля 2012 г. N 590/15 «О паспорте антитеррористической защищенности коллективного средства размещения, расположенного на территории Московской области».

Паспорт безопасности составляется на все места массового пребывания людей после того, как объект будет включен в соответствующий перечень, его обследования и категорирования комиссией.

pasport_bezopasnosti_produktsii.jpg

Порядок такой:

  • составление 5 экземпляров паспорта;
  • согласование с руководителями территориальных органов ФСБ, МВД и МЧС;
  • утверждение руководителем исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (главой муниципального образования), на территории которого расположен объект.
  • Приказ МЧС России от 04.11.2004 № 506 “Об утверждении типового паспорта безопасности опасного
    объекта”
  • Приказ МЧС России от 25.10.2004 № 484“Об утверждении типового паспорта безопасности территорий
    субъектов Российской Федерации и муниципальных образований”
  • ФЗ от 21.07.1997 № 116-ФЗ“О промышленной безопасности опасных производственных объектов”
  • ФЗ от 21.07.1997 № 117-ФЗ“О безопасности гидротехнических сооружений”
  • Приказ МЧС России от 28.02.2003 № 105“Об утверждении Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций
    на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения”
  • РД 03-496-02“Методические рекомендации по оценке ущерба от аварий на опасных производственных
    объектах”.
  • РД 03-418-01“Методические указания по проведению анализа риска опасных производственных объектов”
  • Приказ Ростехнадзора от 11 апреля 2016 года N 144 Об утверждении Руководства по безопасности “Методические
    основы по проведению анализа опасностей и оценки риска аварий на опасных производственных объектах”
  • Общая характеристика опасного объекта;
  • Показатели степени риска чрезвычайных ситуаций;
  • Характеристика аварийности и травматизма;
  • Характеристика организационно-технических мероприятий, обеспечивающих безопасность объекта и готовность к
    ликвидации чрезвычайных ситуаций.
  • Ситуационный план с нанесенными на него зонами последствий от возможных чрезвычайных ситуаций на объекте
    (построение изолиний риска осуществляется от максимально возможных значений до 10 х 10(-7) год(-1) по
    результатам расчетно-пояснительной записки);
  • Диаграммы социального риска (F/N-диаграмма и F/G-диаграмма);
  • Расчетно-пояснительная записка.

Паспорт безопасности опасного объекта

ПБ особо опасного объекта (ОПО) регламентируется несколькими устанавливающими документами, основным из которых является Приказ МЧС России № 506 от 04.11.2004 г., который утвердил типовой вариант документа.

Оформить ПБ ОПО требуется в обязательном порядке для потенциально опасных объектов и объектов жизнеобеспечения. Классификация и  определение таких объектов выполнено МЧС России, они содержатся в Требованиях по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера. Это предприятия и организации, которые производят или осуществляют любые операции с опасными биологическими или химическими веществами.

Регистрация Паспорта безопасности таких объектов в обязательном порядке проводится в территориальном управлении МЧС, а второй заверенный экземпляр документа остается на объекте и предоставляется в случае инспекционных проверок надзорными органами.

Паспорта безопасности ОПО должен включать в соответствии с Приказом МЧС № 506 следующую информацию:

  • сведения об ОПО;
  • оценку степени риска при возникновении чрезвычайных ситуаций на объекте, определенной для персонала, обслуживающего опасный объект, и жителей близлежащих территорий;
  • краткий возможный сценарий вероятного развития чрезвычайной ситуации;
  • краткий возможный сценарий самого опасного развития чрезвычайной ситуации;
  • сводку данных за определенный период времени о существовавших аварийных ситуациях на ОПО;
  • сводку данных о травматизме на объекте;
  • перечень мероприятий по предотвращению чрезвычайной ситуации и их ликвидации, а также устранению последствий;
  • графическое изображение зон, которые будут подвергаться риску в случаях самого вероятного и самого опасного развития чрезвычайных ситуаций;
  • количественные (расчетные) показатели степени риска.

Разрабатывается органами исполнительной власти по аналогии с описанными выше Паспортами безопасности учреждений, но соответственно для территорий, подведомственных органу местной власти.

В соответствии с Приказом МЧС № 484 от 25.10.2004 года данный документ согласовывается с Председателем Комиссии по чрезвычайным ситуациям муниципального образования и Начальником Главного управления МЧС России субъекта Российской Федерации. Утверждение ПБ территории происходит руководителем объекта.

Паспорт безопасности территории субъекта Российской Федерации и муниципального образования требуется в обязательном порядке разрабатывать для различных административно-территориальных единиц. Существуют такие паспорта республик, областей, краев, а также городов и населенных пунктов.

Паспорт составляется по состоянию на начало января текущего года и дополняется или корректируется по мере
необходимости, с внесением изменений во все экземпляры.

Паспорт безопасности опасного объекта разрабатывается в двух экземплярах и направляется на согласование в Главное
управление МЧС России по месту расположения объекта. После согласования один экземпляр остается на объекте, а второй
– в Главном управлении МЧС России (по месту расположения объекта).

При выборе нужного нормативно-правового акта для разработки паспорта нужно учитывать род деятельности и место расположения объекта. В каждом нормативно-правовом акте четко указаны критерии объектов, подлежащих паспортизации. Держателями реестров паспортов являются разные ведомства и Министерства, в зависимости от Приказа или Постановления, под требования которых подходит объект, поэтому один объект может подходить как под постановления Москвы или Московской области, так и под Постановления Российской Федерации.

Межведомственная комиссия по обследованию объекта (территории) создается решением должностного лица, которое осуществляет руководство за деятельностью юридического лица, в ведении которого находится объект (территория), или решением руководителя исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (главы муниципального образования), на территории которого расположен объект (территория), в зависимости от Постановления или Приказа, под критерии которого попадает объект (территория).

В состав комиссии включают (по согласованию) представителей соответствующих территориальных органов безопасности и Министерства внутренних дел РФ и Министерства РФ по делам гражданской обороны, ЧС и ликвидации последствии стихийных бедствий, а также представители органов исполнительной власти субъектов РФ. К работе комиссии по необходимости привлекаются в качестве экспертов представители организаций, которые специализируются в области безопасности.

Организацию мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности выполняют исполнительные органы государственной власти субъектов РФ или органы местного самоуправления по согласованию с территориальными органами ФСБ, МВД и МЧС.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

Для проведения данного мероприятия решением руководителя исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (главы муниципального образования) создается межведомственная комиссия. В состав комиссии входят собственник (правообладатель) места массового пребывания людей, представители территориальных органов ФСБ, МВД, МЧС. Председатель комиссии — руководитель исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (глава муниципального образования).

В зависимости от количества человек, находящихся одновременно в месте массового пребывания людей при определенных условиях, выделяют следующие категории:

  • 1 — более 1000 человек;
  • 2 — от 200 до 1000 человек;
  • 3 — от 50 до 200 человек.

Для расчета количества людей проводится мониторинг одновременного пребывания и (или) передвижения людей на обследуемой территории в течение 3 дней, в том числе в рабочие и выходные (праздничные) дни.

По результатам работы комиссии составляется акт обследования и категорирования в 5 экземплярах. Его подписывают все члены комиссии. Акт является неотъемлемой частью паспорта безопасности места массового пребывания людей.

Независимо от установленной категории ко всем местам массового пребывания людей предъявляются следующие требования:

  • наличие системы видеонаблюдения, которая должна обеспечивать непрерывный мониторинг за обстановкой на всей территории, а также архивирование и хранение данных в течение 30 дней;
  • наличие системы оповещения и управления эвакуацией, способной обеспечить оперативное информирование людей об угрозе совершения или о совершении террористического акта. Это автономная система, она не совмещена с ретрансляционными технологическими системами;
  • мощность и количество оповещателей должны обеспечивать необходимую слышимость на всей территории;
  • наличие системы освещения;
  • должна быть организована физическая охрана. К этому могут быть привлечены различные общественные объединения и организации в порядке, установленном законодательством РФ;
  • пути эвакуации должны быть свободны для перемещения людей и транспортных средств;
  • места массового пребывания людей 1 и 2 категории должны быть оборудованы информационными стендами (табло), на которых должна отображаться схема эвакуации при возникновении ЧС, телефоны правообладателя соответствующего места массового пребывания людей, аварийно-спасательных служб, правоохранительных органов и органов безопасности.

Кто проводит обследование и категорирование мест массового пребывания людей?

Среди ключевых целей разработки паспорта безопасности можно выделить следующие:

  1. Стабилизация и повышение эффективности функционирующей на предприятии системы управления промышленной безопасности.
  2. Аналитическое прогнозирование допустимости происхождения аварий на опасном объекте.
  3. Определение величины возможного ущерба в случае возникновения аварийных ситуаций.
  4. Оценка уровня подверженности персонала и гражданского населения, опасностям, порождаемым аварийными ситуациями.
  5. Установление степени предрасположенности предприятия к возникновению нештатных ситуаций, спровоцированных авариями на близлежащих опасных объектах.
  6. Комплексный анализ уровня подготовленности объекта к потенциально вероятным авариям.
  7. Составление перечня упреждающих процедур, минимизирующих вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций, а также регламентирующих порядок их оперативной локализации и устранения.

Все вышеперечисленные цели, на которые ориентировано составление паспорта безопасности, призвано решать всего лишь одну, но очень важную задачу. Таковой является повышение готовности предприятия, владеющего опасным объектом, ко всем возможным сценариям развития аварийных ситуаций. Наличие на опасном производственном объекте паспорта безопасности позволит:

  1. Заблаговременно разработать совокупность предупредительных мероприятий и предотвратить большинство возможных чрезвычайных ситуаций.
  2. Устранить, все же возникшую, аварийную ситуацию в кратчайшие сроки и с минимальными потерями.
  3. Заранее оповестить персонал, население и учреждения государственной власти о потенциально возможных авариях.

Содержание паспорта безопасности регламентируется типовой формой, приведенной в Приказе МЧС РФ от 25 октября 2004 года № 484. Еще одним документом, упорядочивающим процесс составления паспорта безопасности, являются Методические указания Министерства РФ по делам ГО и ЧС, изложенные в Письме от 19 апреля 2004 года № 43-29339.

  1. Общая информация о территории, на которой располагается опасный объект:
    1. Количественная характеристика гражданского населения (количество населенных пунктов, их площадь и плотность их заселения).
    2. Общее количество опасных производственных объектов, располагаемых на данной территории.
    3. Информация о больничном обслуживании на рассматриваемой территории (классификация медицинских учреждений, количество их штатного персонала).
    4. Численность учреждений и мест массового пребывания населения.
    5. Описание местных природных условий и физико-геологических процессов и явлений.
    6. Имеющаяся транспортные системы и инфраструктура территории.
  2. Сведения об опасном производственном объекте:
    1. Контактные данные предприятия, эксплуатирующего ОПО (адреса, наименования и т.д.).
    2. Информация о размерах предприятия и санитарно-защитных зонах эксплуатируемого опасного объекта.
    3. Номенклатура и количественная характеристика, используемых в производственном процессе опасных веществ.
  3. Оценка степени (риска) вероятности потерь и размеров ущерба, при различных сценариях возникновения (побуждения) чрезвычайных ситуаций:
    1. Существующая классификация рисков, рассматриваемая в рамках данного опасного объекта (приемлемый риск, индивидуальные и коллективные риски для персонала).
    2. Определение максимальных границ области распространения поражающих факторов ЧС.
    3. Оценочный анализ подверженности возникновению чрезвычайных ситуаций в случае наступления опасных природных явлений.
    4. Установление вероятности происхождения аварий на опасном объекте при возникновении источников биолого-социальных и техногенных ЧС.
  4. Необходимая, для данного опасного объекта, система реализации плановых мероприятий, предупреждающая развитие вероятных аварий:
    1. Оценка уровня технической оснащенности объекта и его достаточности для скорейшего реагирования на возникновение аварии, ее локализации и устранения.
    2. Информация об имеющихся технических средствах оповещения и автоматических средствах коллективной защиты персонала.
    3. Сведения о численности спасательных формирований на объекте, а также установленная периодичность обучения их членов.
    4. Утвержденный комплекс мероприятий, направленных на сокращение негативного воздействия чрезвычайных ситуаций на окружающую среду.

Помимо основных разделов содержания паспорта безопасности, дополнительно должны составлять несколько приложений, таковыми являются:

  1. Масштабное графическое изображение территории месторасположения опасного объекта, с указанием границ распространения аварийной ситуации, при самом неблагоприятном (разрушительном) сценарии ее развития.
  2. Визуальное представление уровня социального риска, характеризующее масштабы и тяжесть негативных последствий чрезвычайных ситуаций, в виде графической диаграммы.
  3. Расчетно-пояснительная записка, которая должна составляться в следующей форме:
    1. Титульная страница.
    2. Перечень разработчиков и занимаемые ими должности, наименование организации.
    3. Краткая характеристика документа с точки зрения его содержания.
    4. Перечень, рассматриваемых в паспорте безопасности, разделов.
    5. Реализуемые задачи и классификация параметров безопасного функционирования объекта.
    6. Перечень наиболее вероятных факторов опасности и рисков на занимаемой опасным объектом и близлежащей территории, а также их характеристика в конспективной форме.
    7. Описание используемой системы идентификации и анализа вероятных опасностей и рисков.
    8. Итоги исследований, направленных на прогнозирование чрезвычайных ситуаций, которые могут быть вызваны:
    9. аварийными ситуациями в других структурных подразделениях (цехах, участках) предприятия;
    10. нештатными ситуациями на участках земной или водной поверхности, предназначенных и приспособленных для передвижения соответствующих транспортных средств;
    11. климатические и метеорологические события.
    12. Оценка результатов проведенных исследований.
    13. Заключительная часть, включающая в себя коэффициенты степени риска для наиболее возможного и разрушительного варианта возникновения и распространения аварийной ситуации.
    14. Рекомендательный перечень процедур и мероприятий, способствующих уменьшению установленных коэффициентов степени риска.

Расчетно-пояснительная записка является наиважнейшим приложением паспорта безопасности. Обусловлено это тем, что ее содержание включает в себя расчетное обоснование принятия наиболее вероятных сценариев происхождения аварийной ситуации, а также список необходимых мероприятий, позволяющих снизить уровень идентифицированных рисков.

Однако, в законодательстве предусмотрена ситуация, когда собственникам объектов, при разработке паспорта безопасности, составление расчетно-пояснительной записки не требуется. Пренебречь ее составлением могут те владельцы опасных производственных объектов, у которых в наличии есть разработанная и согласованная декларация промышленной безопасности. Данную информацию можно увидеть в пункте 12 Приказа МЧС РФ № 506 от 04 ноября 2004 года.

Иными словами, пояснительная записка не понадобится всем опасным объектам I и II классов опасности, если, конечно же, их владельцы скрупулёзно исполняют все требования промышленной безопасности (экспертиза промышленной безопасности обязательный документ для всех объектов I и II классов опасности).

Паспорт безопасности опасного производственного объекта должен разрабатываться на момент наступления нового календарного года (01 января). В случае необходимости допускаются его корректировка, дополнения и изменения.

Переоформить паспорт безопасности необходимо в следующих случаях:

  1. Истечение 5 лет с момента его разработки.
  2. Изменение видов деятельности предприятия.
  3. Внесение существенных изменений (техническое перевооружение) в технологические и производственные процессы.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

Вопросам промышленной безопасности всегда уделялось довольно пристальное внимание со стороны контролирующих организаций. Это вполне объяснимо тем, что последствия аварий на опасных объектах зачастую сопровождаются гибелью людей и невосполнимым уроном для окружающей среды. Соответственно и административные штрафы за нарушение требований промышленной безопасности имеют весьма внушительные размеры.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть
Adblock detector