Обязательное социальное страхование

История

Социальное страхование возникло в XIX веке в Германии. В настоящее время национальные системы социального страхования созданы во всех без исключения экономически развитых странах мира.

Об истории ФСС смотри Фонд социального страхования Российской Федерации. Раздел История

Самая ранняя форма соцзащиты граждан – это коллективное социальное страхование, появившееся в Европе еще во второй половине девятнадцатого столетия одновременно с профессиональными союзами, которые отстаивали перед государством и работодателями права наемных работников. В этом отношении характерным примером является Англия – в данном государстве соцобеспечение осуществлялось в качестве коллективной самопомощи и самострахования путем создания больничных касс, касс взаимопомощи, касс по безработице.

Первое в истории законодательное решение вопроса соцзащиты населения было принято в Германии, где в 1883 году в рамках проводимых Бисмарком реформ было введено государственное социальное страхование. Были изданы законы, закрепляющие материальную поддержку граждан в случае болезни, а также при наступлении старости и инвалидности.

В 1861 г. был принят закон «Об обязательном учреждении вспомогательных товариществ на казенных горных заводах». С этого момента и начала формироваться система социального страхования в России. Фонды аккумулировали взносы рабочих (как правило, два-три процента от зарплаты) и взносы заводоуправления (в размере ежегодной суммы взносов рабочих). Полученные средства направлялись на выплату пенсий вдовам, инвалидам, сиротам и пособий по болезни.

В 1912 году Третьей Государственной думой был принят пакет законов, которые заложили фундамент российского соцстрахования. А в 1918 году было введено соцобеспечение – «бесплатное» социальное страхование трудящихся. Предполагалось взимать средства с предпринимателей и предприятий, а также из государственного бюджета.

Во время новой экономической политики, в 1921 году, появилась необходимость вернуть практику страхования, когда выплаты обеспечиваются не за счет государства, а из фондов, сформированных путем внесения взносов. После отказа от политики НЭПа система соцстрахования и учета рисков вновь была максимально упрощена.

С 1933 года социальное страхование перешло в ведение профсоюзов, а к 1938 году сложилась модель, в основе которой лежала централизация денег, собирающихся и тратящихся по единым правилам. Все средства складывались из выплат предприятий и выплат из государственного бюджета. Из системы страхования было выведено медицинское обслуживание – оно финансировалось только из бюджета.

Принципы социального страхования

Федеральный закон РФ от 16.07.1999 № 165-ФЗ (в ред. закона 05.03.2004 № 10-ФЗ) содержит принципы соцстрахования граждан страны. Среди них выделяют следующие:

  1. Доступность соцстрахования для всех граждан (застрахованных лиц).
  2. Соблюдение прав работников вне зависимости от финансового состояния работодателя-страховщика.
  3. Наличие обязанности по уплате взносов всеми страхователями.
  4. Ответственность за использование внебюджетных средств, выделяемых на соцстрахование физлиц.
  5. Государственный контроль за исполнением обязательств по соцстрахованию граждан.
  6. Финансовая независимость системы страхования в стране.

Одним из принципов правового регулирования отношений между работником и руководством в соответствии со ст. 2 ТК РФ также считается обязательное возмещение вреда сотруднику, полученного в ходе выполнения трудовых обязанностей.

Большую часть расходов по обеспечению населения социальными пособиями берет на себя государство. Оно восполняет работодателю потраченные ранее средства на выплату больничных листов и прочих компенсаций работникам. На руководство возлагается обязанность по начислению пособий за счет собственных средств лишь за первые 3 дня болезни самого сотрудника.

Периодические отчисления взносов в бюджет напрямую зависят от уровня доходов работающих лиц. Выплаты пособий (больничные листы, по уходу за ребенком до 1,5 лет) также зависят от предыдущих размеров зарплат.

Поговорим про субъекты, объекты и принципы социального страхования. Социальное страхование входит в общие меры государственной защиты населения в социальной сфере. С помощью реализации программы социального страхования государство регулирует следующее:

  1. Стимулирует работодателей на обеспечение безопасности рабочих мест и трудового процесса своих работников.
  2. Восстановление работоспособности сотрудников и организацию их реабилитации в случае необходимости.
  3. Организация гарантий материального обеспечения лиц, потерявших временно или на постоянной основе свою работоспособность, а также тех, кто ее не имел ранее.

Благодаря социальному страхованию государство может гарантировать своим гражданам осуществление их прав на социальную поддержку.

В целом социальная страховка создано для защиты населения от потери финансового дохода по причине утраты трудоспособности. Законодательством предусмотрены обязательные и добровольные виды страхований.

Данные средства насчитываются ежемесячно с каждой заработной платы работника, а работодатель отчисляет их ежегодно или ежеквартально. Кроме того государство финансирует дополнительными средствами данный бюджет.

Добровольный вид страхования подразумевается как дополнительная форма. Оно возникает в тех случаях, когда сотрудники и работодатель хотят иметь дополнительные гарантии финансовой защиты после несчастных случаев.

Для заключения такого вида страховой сделки обязательно наличие договора. Бюджетный фонд формируется на основании внесенных в него средств работниками и работодателями. Управление фонда происходит на основании подписанного договора между всеми его участниками. Данный вид социального страхования необходим для финансовой компенсации в тех случаях, когда обязательное страхование бездейственно.

К таким нуждам можно отнести:

  • транспортные расходы;
  • учебные;
  • жилищные;
  • медицинская помощь;
  • курортно-санаторные нужды;
  • дополнительные поощрения пенсионерам.

Аналогичным способом формируется страховой фонд государственных предприятий из субсидий, куда принимаются взносы от военнослужащих, чиновников и иных госслужащих. Наравне с ними входят взносы от неработающих граждан.

Все вышеперечисленные виды страхования основаны и регулируются на основании законодательных актов правительства России.

Обязательное социальное страхование

Основной Федеральный закон, которым регулируются отношения в сфере обязательного социального страхования, был издан еще в 1999 году и называется он «Об основах обязательного социального страхования».

Регулярно в него вносятся необходимые изменения и дополнения. Согласно статье 1 данного нормативного акта, действие данного страхования должно быть направлено на минимизацию последствий утраты дохода при изменении социального положения человека.

Действие данного закона распространяется на следующих лиц:

  • работающих граждан;
  • индивидуальных предпринимателей и учредителей;
  • на неработающие категории граждан в определенных условиях, установленных государством;
  • пенсионеров;
  • инвалидов;
  • беременных женщин и ухаживающих за детьми до полутора лет;
  • при потере кормильца;
  • иных неработающих категорий граждан, установленных законом.

Таким образом, законодательством установлен широкий круг лиц, на которых распространяется действие данного закона. Кроме того, данный закон является обязательным для исполнения и носит всеобщий характер.

К
главным принципам по осуществлению
обязательного социального страхования
(ОСС) относятся: 

  • устойчивая
    финансовая система по обязательному
    социальному страхованию, которая
    обеспечивается за счет эквивалентности
    социального страхового обеспечения к
    возмещениям по ОСС;

  • обязательный
    всеобщий характер по социальному
    страхованию, доступность реализации
    социальных гарантий застрахованными
    лицами;

  • гарантии
    государства по соблюдению прав для
    застрахованных лиц, направленных на
    защиту от возможных социальных рисков;

  • гарантии
    государства по исполнению обязательств
    застрахованным гражданам по обязательному
    социальному страхованию вне зависимости
    от финансового состояния страховщика;

  • государственное
    управление системой обязательного
    социального страхования;

  • равноправие
    участников-представителей субъектов
    в управленческих органах системы по
    обязательному социальному страхованию;

  • обязательная
    уплата страхователями необходимых
    страховых взносов;

  • правовая
    ответственность за нецелевое расходование
    денежных средств по обязательному
    социальному страхованию; 

  • налаженность
    системы надзора и всеобщего общественного
    контроля;

  • независимость
    финансовой системы в обязательном
    социальном страховании.

Субъекты обязательного государственного страхования

К
субъектам по обязательному социальному
страхованию относятся участники
возникающих отношений в системе ОСС. К
субъектам обязательного социального
страхования относятся:

  • страховщики;

  • страхователи
    (работодатели);

  • застрахованные
    лица;

  • иные
    органы (граждане или организации),
    определяемые федеральными законами
    РФ.

К
страховщикам в обязательном социальном
страховании относятся некоммерческие
организации, созданные в соответствии
с законодательством РФ для обеспечения
гарантированного права застрахованных
лиц по наступлению страховых случаев,
связанных с условиями обязательного
социального страхования.

К
страхователям относится любая
организационно-правовая форма организации,
а также граждане (в соответствии с
нормами федеральных законов РФ), обязанные
уплачивать начисленные страховые взносы
по ОСС. В отдельных случаях, которые
устанавливаются нормами федерального
закона, страхователи обязаны осуществлять
выплаты по отдельным видам страхового
обеспечения.

К
застрахованным лицам относятся граждане
Российской Федерации, лица без гражданства
и иностранные граждане (работающие по
трудовым договорам, индивидуально
обеспечивающие себя работой), а также
иная категория граждан, у которых
возникают отношения в системе обязательного
социального страхования.

Важно!

В
системе обязательного социального
страхования посредническая деятельность
не допускается.

Государственное
страхование – комплекс мероприятий,
направленный на создание специального
страхового фонда, сформированного за
счет страховых взносов его участников,
из средств которого специализированной
государственной организацией производится
возмещение (компенсация) материального
ущерба (убытка), а также финансирование
на устранение последствий от стихийных
бедствий, пожаров, несчастных случаев
или других обстоятельств.

В
соответствии статьи 969 Гражданского
Кодекса Российской Федерации
государственное страхование определяется
как обязательное страхование, где в
качестве страхователей выступают
министерства и другие федеральные
органы власти.

Для
обеспечения интересов государства и
социальных интересов граждан
законодательными актами Российской
Федерации устанавливается обязательное
государственное страхование имущества,
здоровья и жизни государственных
служащих некоторых категорий.
Осуществляется обязательное государственное
страхование за счет денежных средств,
которые выделяются на эти цели из
соответствующих бюджетов страхователей:
федеральных органов исполнительной
власти и министерств (статья 927 ГК РФ).

Тинькофф. Кредитные системы [credit_cards][status_lead]

В
законодательстве РФ, которое регламентирует
обязательное государственное страхование,
указаны лица, являющиеся в обязательном
порядке страхователями, а также конкретные
страховщики, уполномоченные осуществлять
данный вид страхования.

К
субъектам обязательного государственного
страхования относятся государственные
учреждения и отдельные категории
физических лиц. В соответствии со статьей
969 ГК РФ государственные организации
(учреждения) являются страхователями
здоровья и жизни для определенной
категории лиц, обеспечивающиеся
страховыми гарантиями в силу действия
специальных законов, к ним относятся:

  • военнослужащие;

  • граждане,
    призванные на военные сборы;

  • лица
    рядового и начальствующего состава
    органов внутренних дел РФ;

  • сотрудники
    учреждений и органов уголовно-исполнительной
    системы;

  • сотрудники
    федеральных органов налоговой полиции;

  • сотрудники,
    военнослужащие и работники Государственной
    противопожарной службы.

В
России осуществляется обязательное
социальное страхование, соответствующее
нормам международного права и
общепризнанным принципам. Обязательное
социальное страхование является частью
государственной системы по социальной
защите населения. Специфика социальной
защиты граждан РФ заключается в
страховании неработающих и работающих
физических лиц от возможного изменения
их социального или материального
положения, как вследствие объективных,
так и субъективных причин.

В
соответствии Федерального закона «Об
основах обязательного социального
страхования» по обязательному социальному
страхованию определены виды страхового
обеспечения, к ним относятся:

  • пенсии
    (по старости, инвалидности, по случаю
    потери кормильца);

  • пособия
    (по временной нетрудоспособности; в
    связи с трудовым увечьем и профессиональным
    заболеванием; по беременности и родам;
    по уходу за ребенком до полутора лет;
    по безработице; для женщин, ставших на
    учет в ранние сроки беременности; при
    рождении ребенка; на санаторно-курортное
    лечение; на погребение);

  • оплата
    расходов медицинским учреждениям,
    предоставивших застрахованным лицам
    необходимую медицинскую помощь;

  • оплата
    санаторно-курортного лечения и
    оздоровления работников.

Бюджеты
обязательного государственного
страхования формируются за счет
поступления денежных средств, а именно:

  1. страховые
    взносы от страхователей-работодателей;

  2. дотации
    федерального бюджета (средства иных
    бюджетов);

  3. штрафные
    санкции, пени;

  4. регрессные
    денежные средства;

  5. доходы
    от инвестирования временно свободных
    денежных средств;

  6. прочие
    поступления, не противоречащие
    законодательным актам Российской
    Федерации.

Бюджеты
фондов государственного страхования
(конкретных его видов) утверждаются на
каждый последующий финансовый год
федеральными законами.

Государство обеспечивает гражданам некоторые выплаты в качестве социальных гарантий для поддержания их материального положения. Социальное страхование в РФ – это обеспечение населения пособиями за счет средств бюджета в периоды наибольшей социальной незащищенности. Среди предусмотренных государством можно выделить следующие виды обязательного социального страхования:

  1. Оплата периода временной нетрудоспособности, в том числе в период беременности и родов. На это имеет право работающее население при предоставлении больничных листов. Больничные листы выдаются не только в случаях заболеваний самих сотрудников, также они предоставляются при необходимости ухода за больными детьми и прочими нетрудоспособными родственниками.
  2. Выплаты при наступлении несчастных случаев на производстве. Компенсируют полученные работниками увечья при выполнении трудовых обязанностей.
  3. Перечисление единовременных сумм при рождении ребенка, в случае постановки на учет на ранних сроках беременности.
  4. Выплаты по уходу за ребенком до 1,5 лет.
  5. Пособие при усыновлении.
  6. Пособие на погребение.

В целях обеспечения дальнейших возможных затрат по нетрудоспособности за своих сотрудников работодатели периодически производят отчисления в фонды. Процент перечислений зависит от видов деятельности, условий труда.

На некоторые виды пособий вправе претендовать лишь работающие граждане. Согласно ст. 183 ТК РФ, работодатель обязан материально компенсировать своим сотрудникам периоды их вынужденной нетрудоспособности в связи с заболеванием, уходом за больными родственниками, больничным листом во время беременности и родов. Размер перечислений зависит от стажа работника и его заработков.

Более подробную информацию о размерах выплат по больничным листам см. в материале «Максимальный размер больничного листа в 2016 году».

Такие виды социального страхования в РФ, как выплаты по уходу за детьми до 1,5 лет, единовременные суммы, связанные с рождением ребенка, пособие на погребение, доступны и неработающим гражданам. Однако, в отличие от работающих лиц, размер выплат будет минимален, в то время как трудоспособное население вправе претендовать на некоторые суммы пособий (по уходу за ребенком до 1,5 лет), размер которых рассчитывается исходя из заработка.

Более полную информацию о размере детских выплат можно получить в материале «Детские пособия проиндексированы».

Доходы фондов

Фонды имеют собственные бюджеты, независимые от бюджетной системы России. Поэтому они также называются внебюджетными фондами. Источник денежных средств — страховые взносы, которые предприятия (страхователи) перечисляют в соответствующие фонды. В случае дефицита бюджетов фондов недостаток средств покрывается трансфертными платежами из федерального бюджета России.

Страховые взносы не являются налогом, поскольку они возмездны, то есть возвращаются застрахованным лицам в виде социальных пособий, медицинских услуг и пенсий (при наступлении страхового случая).[источник не указан 444 дня]

Размер страховых взносов рассчитывается исходя из размеров оплаты труда работников предприятий, а также иных вознаграждений и выплат работникам предприятий. Индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы определяют суммы взносов в особом порядке.

Взносы не уплачиваются со следующих выплат работникам:

  • суточные — при условии, что в локальном акте организации установлен предельный размер необлагаемых взносами выплат
  • материальная помощь в любом размере:
    • в связи со смертью члена семьи (в соответствии с Гражданским кодексом РФ членами семьи считаются муж, жена, дети и родители)
    • в случае стихийного бедствия, теракта
    • в случае произошедшего у работника чрезвычайного обстоятельства (ограбление, потоп в квартире, и тому подобное), подтвержденного справкой компетентных органов (полиция, ЖЭК и так далее)
  • рождение, усыновление, удочерение детей — не более 50 000 рублей на одного ребёнка, при условии, что выплата совершена в течение первого года после наступления события
  • на любые цели 4 000 рублей на работника в год (можно выплачивать не единовременно)

Законодательная база

Основы социального страхования в РФ закреплены в федеральном законе от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного соцстрахования», а также иными законодательными актами. ФЗ состоит из пяти глав и двадцати девяти статей, он имеет небольшой объем, однако, несмотря на это, целенаправленно и емко регулирует основные вопросы в сфере соцзащиты населения.

Основные сведения, касающиеся системы обязательного страхования, даны в первой главе законодательного акта. В статьях можно прочитать определения основных терминов, используемых в ФЗ, описание принципов, форм и видов страхования. Кроме того, в первой главе представлена законодательная база, которой данная сфера деятельности регулируется на территории РФ.

ФЗ об обязательном социальном страховании во второй главе закрепляет обязанности и права субъектов, задействованных в этой сфере, то есть страхователей, застрахованных лиц, страховщиков. Также устанавливается ответственность субъектов в случае нарушения правил обязательного соцстрахования.

В тринадцатой и четырнадцатой статьях закона, составляющих третью главу, идет речь об управлении данной сферой и ее контроле органами государственной власти.

Четвертая глава регламентирует порядок финансирования. Так, пятнадцатая статья регулирует бюджетный процесс, а шестнадцатая и семнадцатая статьи определяют особенности бюджетов фондов, а также источники поступления средств в них. Расходование денег, порядок установления тарифов, внесение и начисление взносов подробно трактуются в восемнадцатой-двадцатой статьях законодательного акта.

Пятая глава выступает заключительным положением федерального закона. В ней определяются сроки исковой давности, порядок разрешения и рассмотрения споров.

Существует
ряд законодательных актов, вменяющих
обязательное государственное страхование
для отдельных категорий лиц. Например,
к таким основным законам РФ относятся:

  • Федеральный
    закон № 5-ФЗ статья 22 «О внешней разведке»,
    по которому подлежит страхованию весь
    кадровый состав органов внешней разведки
    в размере ста восьмидесяти должностных
    окладов (окладов денежного содержания);
    страхователем выступает орган внешней
    разведки Российской Федерации под
    патронатом Президента РФ;

  • Федеральный
    закон № 3132-I статья 20 «О статусе судей
    в Российской Федерации», по которому
    подлежит обязательному государственному
    страхованию имущество, здоровье и жизнь
    судьи на общую сумму заработной платы
    за последние пятнадцать лет;

  • Федеральный
    закон № 45-ФЗ «О государственной
    защите судей, должностных лиц
    правоохранительных и контролирующих
    органов» гласит, что обязательному
    страхованию подлежат иные категории
    лиц, такие как: следователи, прокуроры,
    лица, проводящие дознания и другие;

  • Федеральный
    закон № 52-ФЗ «Об обязательном
    государственном страховании жизни и
    здоровья военнослужащих;

  • Федеральный
    закон N 3-ФЗ “О статусе члена Совета
    Федерации и статусе депутата
    Государственной Думы Федерального
    Собрания Российской Федерации”;

  • Федеральный
    закон N 403-ФЗ “О Следственном комитете
    Российской Федерации”;

  • прочие
    законодательные акты.

Доходы и расходы системы обязательного социального страхования

Все финансовые средства, предназначенные для выплат населению, аккумулируют и распределяют учреждения социального страхования. Их составляют три фонда: ФСС, ФОМС, ПФР. Поговорим о каждом подробнее.

Этот внебюджетный государственный фонд учрежден 1 января 1991 года в целях обеспечения обязательного соцстрахования граждан Российской Федерации.

В функции ФСС входит:

  • страхование в связи с материнством и на случай болезни: выплата пособий по беременности и родам, единовременных пособий при рождении ребенка, ранней постановке на учет в ЖК, ежемесячных пособий по уходу за малышом, оплата больничных листов (пособия по социальному страхованию при временной нетрудоспособности);
  • обеспечение льготников путевками на санаторно-курортное лечение;
  • оплата родовых сертификатов;
  • социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;
  • обеспечение инвалидов протезами и техническими реабилитационными средствами;
  • финансовое обеспечение мер по предупреждению профзаболеваний и производственного травматизма.

Этот внебюджетный государственный фонд учрежден 24 февраля 1993 года для финансирования медобслуживания населения России.

В числе главных функций ФОМС можно выделить следующие:

  • финансирование различных целевых программ в рамках системы обязательного медстрахования;
  • контроль за целевым использованием средств;
  • выравнивание условий функционирования территориальных фондов для обеспечения финансирования целевых программ.

Это крупнейшая в России организация по оказанию гражданам социально значимых услуг. Фонд был основан 22 декабря 1990 г. для государственного управления финансовыми средствами пенсионной системы и реализации прав граждан страны на пенсионное обеспечение.

Среди социально значимых функций ПФР выделяются следующие:

  • назначение пенсий и их выплата;
  • назначение и выплата пособий отдельным категориям лиц: инвалидам, ветеранам, Героям СССР и РФ;
  • учет средств, которые поступают в рамках обязательного пенсионного страхования;
  • взаимодействие с плательщиками пенсионных страховых взносов (работодателями) и взыскание недоимок;
  • персонифицированный учет всех субъектов пенсионной системы;
  • выдача сертификатов на материнский капитал и его выплата;
  • управление средствами системы пенсионного страхования;
  • реализация программы софинансирования добровольных накоплений;
  • установление доплаты к социальным пенсиям с целью доведения дохода пенсионеров до суммы прожиточного минимума;
  • администрирование средств, которые поступают по обязательному медицинскому и пенсионному страхованию.

Все три фонда имеют свои бюджеты, независимые от российской бюджетной системы. Вот почему они называются внебюджетными. Источниками денежных средств выступают взносы на социальное страхование, которые перечисляют страхователи. Если имеет место дефицит бюджета, недостаток денег покрывается трансфертными платежами из российского федерального бюджета.

Сумма страховых взносов зависит от размера заработной платы работников организаций и предприятий, а также других выплат и вознаграждений. В особом порядке определяют суммы взносов нотариусы, индивидуальные предприниматели, адвокаты. Денежные средства страхователями перечисляются в региональное отделение Фонда социального страхования РФ и отделение ПФР по их месту жительства.

Обязательное социальное страхование

С определенных выплат взносы на страхование не уплачиваются, к ним относятся:

  • материальная помощь в случае теракта или стихийного бедствия;
  • материальная помощь в связи со смертью члена семьи работника (супруги, родители, дети);
  • материальная помощь в случае чрезвычайного обстоятельства, произошедшего у работника, например, потоп в квартире, ограбление (обстоятельство должно быть подтверждено справкой компетентного органа: ЖЭКа, полиции и т. д.);
  • суточные – если в локальном акте предприятия или организации установлен предел не облагаемых взносами выплат;
  • выплаты по случаю рождения, удочерения/усыновления детей в сумме не более пятидесяти тысяч рублей на одного ребенка, если они были осуществлены в течение первого года после того, как наступило событие;
  • выплаты на любые цели в сумме четырех тысяч рублей в год (разрешается выплачивать не единовременно).

Кроме того, при медицинском страховании работника на протяжении более года взносы не уплачиваются с расходов по договору ДМС (добровольное медстрахование), на обслуживание в поликлинике напрямую, на страхование вреда здоровью, страхование жизни, на негосударственное пенсионное страхование.

Фонд социального страхования производит:

  • выплаты по больничным листам;
  • выплаты в связи с материнством (пособия при рождении ребенка, по беременности и родам, по уходу за ребенком до полутора лет);
  • финансирование санаторного отдыха и лечения;
  • обеспечение заявок граждан, являющихся инвалидами, на протезно-ортопедические изделия и технические средства реабилитации.

Перечислением данных выплат занимается каждое региональное отделение Фонда социального страхования РФ.

ПФР осуществляет выплату пенсий пенсионерам и инвалидам, а также финансирует расходы на медицинскую помощь.

Средства государственных социальных фондов расходуются исключительно на цели соцзащиты. Помимо оплаты вышеперечисленных видов пособий и пенсий, денежные средства могут направляться на лечебное (диетическое) питание, частичное содержание санаторных и оздоровительных лагерей для детей, а также санаториев-профилакториев, которые находятся на балансе страхователей.

Социальное страхование включает также расходы на реализацию таких видов материальной поддержки граждан страны, как пособие на погребение и пособие по безработице.

Доходы фондов

Основным
видом государственного обязательного
социального страхования является
пенсионное страхование. Обязательное
пенсионное страхование разрабатывается
государством с целью денежной компенсации
работающему населению по выходу на
трудовую пенсию. Будущая пенсия каждого
гражданина РФ накапливается в результате
пенсионных отчислений.

За счет страховых
отчислений с места работы создаются
начисления, которые служат накопительным
фондом в течение всей трудовой деятельности
работника. При этом размер пенсионного
накопления, независимо от отчислений,
можно самостоятельно увеличивать. Это
становится возможным благодаря
добровольному инвестированию собственной
накопительной части в Федеральном фонде
пенсионного страхования.

Каждому
застрахованному лицу выдается на руки
страховое свидетельство государственного
пенсионного страхования, которое
подтверждает регистрацию застрахованного
в системе государственного пенсионного
страхования РФ.

Среди
основных видов страхового обеспечения
по обязательному пенсионному страхованию
федеральным законом предусматриваются
пенсии: по старости, инвалидности, потери
кормильца.

Медицинское страхование

Касательно работников медицинской сфере установлено два вида страхования:

  • жизни и здоровья работников;
  • профессиональных рисков.

Врачи, медсестры и прочие последователи Гиппократа в силу своей деятельности постоянно рискуют собственным здоровьем, спасая других. Их работу можно расценивать как имеющую повышенную опасность. Обязанность по страхованию в данном случае возлагается на страну.

Государственное страхование медицинских работников применяется в том случае, если их деятельность связана с угрозой причинения вреда собственному здоровью.

Перечень должностей, которые подлежат обязательному страхованию, утвержден ПП №191. Размер и порядок страховых выплат определяется органами власти в зависимости от степени ущерба и уровня профессионализма персонала.

Ярким примером страхового случая здесь может служить заражение работника СПИДом или иным деструктивным для организма заболеванием. Размер выплаты будет установлен, исходя от вины работника и его проф. квалификации. Так как заболевание на данный момент является неизлечимым, компенсация будет выплачиваться пожизненно.

Норм об обязательном страховании профессионального риска врачей в действующем законодательстве нет.

Обязательное социальное страхование

Обычно государственные медицинские учреждения не страхуют свой персонал. Да и сами врачи редко пользуются своими правами в этом секторе.

Что касается частных клиник, то здесь стороны трудового договора персонально заинтересованы в том, чтобы страховка врачебной ошибки присутствовала. Это помогает повысить статус клиники и ее престиж у пациентов.

На его основании каждый работающий субъект может заявить свое право на денежное возмещение в случае потери по независимым причинам работоспособности, нанесения вреда его здоровью.

Обязательное
медицинское страхование является важной
составной частью государственного
социального страхования, которое
гарантирует каждому гражданину РФ
предоставление бесплатного объема
медицинской помощи при нарушении
здоровья. Затраты по оплате медицинских
услуг возлагаются на страховую медицинскую
организацию после уплаты застрахованным
лицом первого взноса в Фонд обязательного
медицинского страхования РФ.

Финансирование по обязательному страхованию – взносы на страховку

Суммы, которые необходимо уплатить в фонды, рассчитывает бухгалтерия предприятия или организации (страхователь). Взносы должны быть уплачены в соответствующие внебюджетные учреждения в день выдачи работникам заработной платы, но не позднее пятнадцатого числа месяца, который следует за расчетным.

Администрирование заключается в отслеживании своевременной уплаты и правильности исчисления страховых взносов, учете платежей, возврате или зачете сумм, излишне уплаченных, приеме отчетности от страхователей, взыскании имеющейся задолженности по платежам. Данной деятельностью занимаются два фонда: ФСС и ПФР. Первый администрирует следующие виды социального страхования:

  • в связи с материнством;
  • на случай болезни;
  • страхование от профзаболеваний и несчастных случаев на производстве.

Пенсионный фонд администрирует обязательное медицинское и пенсионное страхование.

Обязательное социальное страхование

Следует знать, что на каждое физлицо (работника предприятия или организации) на календарный год (расчетный период) открывается индивидуальная карточка учета сумм начисленной заработной платы, иных вознаграждений/выплат и начисленных страховых взносов.

Начисление страховых взносов — расчёт сумм страховых взносов, которые нужно уплатить в фонды. Начислением страховых взносов занимается бухгалтерия предприятия (страхователя). Страховые взносы уплачиваются в фонды в день выдачи зарплаты, но не позднее 15 числа месяца следующего за расчетным.

Администрирование — это отслеживание правильности исчисления и своевременной уплаты страховых взносов в фонды, приём отчетности от предприятий (страхователей), учет платежей, зачет или возврат излишне уплаченных страховых взносов, взыскание задолженности по платежам. Администрированием занимаются два фонда:

  • Фонд социального страхования (ФСС) — администрирует страховые взносы на
    • обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности или в связи с материнством
    • обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
  • Пенсионный фонд России (ПФР) — администрирует страховые взносы на
    • обязательное пенсионное страхование
      • страховая часть
      • накопительная часть
    • обязательное медицинское страхование
      • в ФФОМС — Федеральный фонд обязательного медицинского страхования
      • в ТФОМС — Территориальный фонд обязательного медицинского страхования.

Все страховые выплаты по обязательному социальному страхованию формируются за счет страховых взносов, которые вносятся работодателями за своих работников. Данные взносы обязательны, как и налоги. Только по сравнению с ними, они возвращаются гражданину при наступлении страхового случая.

Финансирование Пенсионного Фонда осуществляется за счет:

  • средств федерального бюджета;
  • страховых взносов работодателей;
  • взносов работодателей в качестве доплат определенной категории граждан;
  • пени и штрафы;
  • доходы от арендаторской деятельности имущества, находящегося на балансе Фонда;
  • доходов от инвестированных средств, которые обязаны перечислять управляющие компании;
  • некоторые другие, разрешенные законодательством статьи доходов.

Таким образом, Пенсионный Фонд является некоторым гарантом действия всей системы обязательного социального страхования.

Доход Фонда ОМС формируется из следующих источников дохода:

  • штрафов и пеней;
  • поступлений от сдачи в аренду имущества, находящегося на балансе Фонда;
  • страховых взносов;
  • некоторых других источников, разрешенных российским законодательством.

Таким образом, этот Фонд имеет небольшое количество статей, по которым он может формировать свой бюджет.

Фонд социального страхования формирует свой бюджет следующими способами:

  • страховые взносы на временную нетрудоспособность человека, также связанную с материнством и родами первого, второго, третьего и последующих детей;
  • пени, штрафы;
  • налоги, которые платят индивидуальные предприниматели, имеющие упрощенную систему налогообложения;
  • страховые взносы на несчастные случаи, связанные с профессиональной деятельностью или произошедшие на производстве;
  • федеральный бюджет для компенсации определенным категориям граждан целевых выплат, установленных законодательством на федеральном уровне.

Все эти средства не относятся к балансу федерального бюджета. Ими вправе распоряжаться только те фонды, на счетах которых они находятся. Изъятию на другие цели эти средства не подлежат.

Отчётность

Предприятия (страхователи) ежеквартально сдают отчётность в фонды. Если на предприятии работает больше 50 сотрудников, то отчётность в обязательном порядке сдаётся в электронном виде с электронной цифровой подписью через Интернет.

  • В ФСС сдаётся отчёт «4-ФСС» не позднее 15 числа месяца, следующего за отчётным кварталом. То есть на составление и сдачу отчётности даётся 15 дней. В этом отчёте отображается информация о начисленных и уплаченных взносах, о выплаченных пособиях, оставшейся задолженности.
  • В ПФР сдаются отчёт «РСВ-1» и «Персонифицированная отчетность» не позднее 15 числа второго месяца, следующего за отчётным кварталом. То есть на составление и сдачу отчетности даётся полтора месяца. В отчёте «РСВ-1» отображается информация о начисленных и уплаченных страховых взносах, оставшейся задолженности. В «Персонифицированной отчетности» на каждого сотрудника подаётся следующая информация:
    • фамилия, имя, отчество
    • страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС)
    • почтовый адрес (для ежегодного информирования о состоянии индивидуального лицевого счета)
    • стаж
    • размеры страховой и накопительной части взносов в ПФР.

Страхователи каждый квартал сдают во внебюджетные фонды отчетность, связанную с начислением и уплатой страховых взносов. Если в организации или на предприятии работает более пятидесяти сотрудников, отчетность следует в обязательном порядке сдавать в электронном виде через интернет. При этом необходимо наличие электронной цифровой подписи.

В Фонд соцстрахования сдается отчет по форме 4-ФСС. На бумажном носителе его следует предоставить не позднее пятнадцатого числа, а в виде электронного документа – не позднее двадцать пятого числа месяца, который следует за отчетным периодом.

В Пенсионный фонд необходимо сдавать отчет по форме РСВ-1. На бумажном носителе он должен быть предоставлен не позднее пятнадцатого числа, а в формате электронного документа – не позднее двадцатого числа месяца, который следует за отчетным периодом. В данном отчете должна быть отображена информация о страховых взносах, которые были начислены и уплачены, и об оставшейся задолженности.

В заключение

Подводя итоги, можно сказать, что государственное социальное страхование представляет собой систему отношений по поводу образования централизованных и децентрализованных резервов материальных и денежных средств, которые необходимы для оказания помощи, возмещения ущерба, социального содержания в случае наступления определенных событий.

_

Соцстрахование – это механизм, посредством которого реализуется социальная государственная политика, это основа всей системы соцзащиты населения, выступающая в качестве части экономических отношений по распределению и перераспределению национального дохода для формирования и использования фондов, целью которых является содержание лиц, по тем или иным причинам не принимающих участия в общественном труде.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть
Adblock detector