Что такое KPI сотрудников и как с ним работать

Как рассчитать KPI сотрудника

Чаще всего в компании KPI — это:

  • продажи;
  • количество привлеченных клиентов или покупателей;
  • «текучка» кадров;
  • прибыль;
  • отток покупателей продукта;
  • соблюдение сроков.

При расчете эффективности, мы можем подставить в формулу любое значение KPI.

На рис. 1 формула расчета показателей эффективности KPI. На рис.2 значения показателей эффективности.

 Рис. 1 Формула расчета заработной платы на основе KPI

Рис. 2 Значения коэффициента KPI

Внедряя систему KPI, нужно учитывать специфику каждого магазина. Принимайте в учет специфику бизнеса, особенность ведения бизнес-процессов, а также цели и задачи.

Важно, чтобы сотрудники понимали, что в работе ключевой показатель — эффективность и осознавали, что нововведения принесут пользу не только компании, но и им самим.

Кроме того, сотрудники должны не только осознавать, что такой подход будет полезен для них, но и понимать по каким критериям будет проходить оценка эффективности после внедрения системы.

И, конечно, регулярно мониторьте показатели, чтобы в случае чего своевременно откорректировать или изменить стратегию.

Управление по целям

Управление по целям – это способ регулирования деятельности, с помощью которого можно предвидеть возможные результаты работы, запланировать пути достижения результатов. Система разработана во второй половине XX века, сегодня она дополнена управленческими концепциями, что ее в большей мере усовершенствовало – это метод КПЭ.

Основная цель KPI предприятия заключается в том, чтобы КПЭ каждого отдельного сотрудника соотносилось с суммарными результатами подразделения и всей компании (к последним, в числе прочих, можно отнести капитализацию и рентабельность). Действия работников при этом не должны противоречить друг другу или тормозить рабочий процесс.

KPI персонала

В управлении предприятием существует такое понятие, как KPI персонала. Как становится понятным из названия, им обозначают КПЭ, при помощи которого измеряется и контролируется рабочая и бизнес-активность сотрудников организации. С данным термином тесно связаны другие понятия – в том числе мотивация работников, а также оценка их эффективности.

Внедрение KPI: правила и принципы

При разработке важно найти оптимальный баланс между целями и имеющимися ресурсами. В основе создания ключевых показателей лежат следующие принципы.

  1. Надежные партнерские отношения между субъектами фирм. Именно это является устойчивой базой для эффективного планирования программы развития.
  2. Концентрация внимания на приоритетных задачах. Многочисленные примеры показывают, что с внедрением новой системы возникает потребность в глобальных переменах. К ним относится необходимость пересмотра объема полномочий сотрудников, изменение структуры подразделений в целом. Правильная расстановка приоритетов помогает безболезненно внедрить новый метод.
  3. Учет всех сопутствующих и вспомогательных элементов при анализе эффективности каждого KPI.
  4. Четкое разделение рабочих процессов, согласование операционных задач со стратегической целью.
  5. Снабжение каждого сотрудника необходимыми ресурсами для выполнения поставленной задачи и координирования процессов.
  6. Разработка механизмов контроля хода работы для персонала и руководства.

Эти принципы являются направляющими элементами. Они задают общий курс, поэтому в зависимости от рода деятельности компании могут быть добавлены некоторые задачи. После планирования переходят к реализации, отрабатывается пилотный проект, проводится анализ. Затем происходит полноценное внедрение системы, сопровождаемое комплексным мониторингом.

KPI компании

В свою очередь, KPI компании отражает объективный коэффициент всего предприятия (включая ключевые индексы отдельных подразделений, входящих в его структуру). При этом такая система в большинстве случаев не является для фирмы чем-то новаторским, незнакомым или непривычным: её компоненты входят во многие другие инструменты и технологии менеджмента и активно используются управленцами на практике.

Мотивация команды на KPI

Мотивировать команду можно не только деньгами. Конечно, денежное вознаграждение – это очень сильный стимул для выполнения поставленных планов. Однако некоторые приятные бонусы, такие как внеочередные выходные, бесплатное посещение тренингов и многое другое, вдохновляют сотрудников не хуже, чем зарплата.

В работе одной из успешных компаний применяются следующие системы мотивации. За успехи в работе сотрудники получают внутреннюю валюту. Для достижения целей они прилагают максимальные усилия и выполняют поставленные планы. Баллы можно обменять на один из предложенных вариантов досуга: прыжок с парашютом, путешествия, новый гаджет и прочее.

Этапы создания системы KPI

Для лучшего понимания того, как строится данная система, необходимо разобрать живой пример.

Необходимо разобрать ключевые этапы работы компании “МаксРайз Консалтинг”. Это поможет объяснить, что это – KPIs, более подробно.

Основные моменты:

  • анализ организационной структуры компании, функций подразделений и персонала;
  • изучение ответственности и компетенции всех сотрудников;
  • выявление ключевых стратегических показателей, определение текущей результативности компании;
  • составление связи между стратегией и показателями эффективности;
  • распределение целей компании по структурным подразделениям, разработка индивидуальных KPI для сотрудников;
  • разработка способа сбора показателей работы;
  • назначение исполнителей для мониторинга и контроля функционирования системы;
  • разработка системы материальной и нематериальной мотивации на основе показателей результативности;
  • автоматизация системы.

Выделяют несколько этапов разработки и внедрения КПЭ-программы. Основные этапы создания системы KPI выглядят следующим образом.

  1. Подготовительный (предварительный) этап, включающий работы по планированию и проведение необходимых исследований.
  2. Разработка методологии (включая создание методической модели и модели управления на основе КПЭ).
  3. Работа над инфосистемой (разработка техзадания, программирование, обучение, опытное использование).
  4. Завершающий этап, в который входят окончательное построение и доработка структуры, а также координация действий всех участников.

KPI: как это работает

Анализируя основные плюсы и минусы работы в системе KPI, можно выделить следующие моменты. В числе ключевых достоинств методики – распределение персональной ответственности между работниками, привязка размера денежных бонусов к уровню выполнения индивидуальных показателей, а также наглядная демонстрация вклада, вносимого каждым человеком в достижение общих целей.

Есть и некоторые спорные моменты. Так, в числе минусов можно упомянуть иногда включаемые в стратегию недостижимые коэффициенты, способные серьёзно демотивировать участников и уменьшить интерес к работе в таком формате. Кроме того, недоработки одного департамента могут привести к снижению денежных бонусов для всех сотрудников.

Эффективность — это показатель того, какие ресурсы организация тратит на достижение цели.

Разработка KPI интернет-маркетолога

Что такое KPI сотрудников и как с ним работать

Что это – KPIs, также легко понять на следующем примере.

Формула расчета КПЭ будет работать только тогда, когда все задачи являются измеряемыми. Можно выделить пять основных показателей эффективности:

  • рост числа клиентов;
  • увеличение числа положительных отзывов;
  • повышение лояльности клиентов;
  • разработка стратегии для возврата клиентов и совершения повторных покупок;
  • увеличение узнаваемости и доверия к бренду.

Для выполнения этих целей маркетолог нанимает дизайнеров, аналитиков, копирайтеров, программистов. Для оплаты их работы необходимо обеспечить соответствующие материальные ресурсы.

Для запуска системы KPI необходимо:

  • выделить главную цель компании и желаемый результат;
  • конкретизировать цели;
  • разбить оклад маркетолога, назначить фиксированную сумму и бонусы;
  • определить ключевые показатели оценки;
  • составить план с оптимальным значением показателя эффективности.

Разработка KPI интернет-маркетолога

Поскольку с тем, что такое kpi, или, говоря простыми словами, ключевые показатели эффективности, мы разобрались, необходимо перейти к следующему, не менее важному, вопросу: где и зачем они применяются? А также рассмотреть формулу, по которой проводится их расчет.

Показатель эффективности – это численное измерение поставленных (и выполненных) целей и задач, которые играют важную роль для успешного продвижения бизнеса. Благодаря составленному отчету, где за основу взяты все необходимые индикаторы (они рассматривались выше), руководство организации имеет возможность в полной мере оценить, как выполнялся разработанный план, а также чего удалось добиться за определенный период.

КПЭ используется в различных сферах бизнеса. Для каждой из них существует свой перечень показателей, проходящих обработку, и на основании которых вычисляется показатель, отражающий эффективность работы предприятия.

Что такое KPI сотрудников и как с ним работать

Расчет KPI на практике выглядит так. Выбираются все показатели эффективности: число привлеченных клиентов, совершенных покупок текущими клиентами, число положительных отзывов. Определяется вес каждого показателя. Это значение получается исходя из соотношения общего веса, которое равно единице, а также веса каждого показателя. В итоге:

  • индекс новых клиентов – 0.5;
  • повторных покупок – 0.25;
  • отзывов – 0.25.

Теперь необходимо проанализировать статические данные за полгода. Средний показатель прироста клиентов – это 160. В течение месяца 30 человек совершили повторную покупку, 35 оставили положительный отзыв.

В качестве планового значения можно назначить увеличение каждого показателя на 20 %. Соответственно, за месяц нужно привести 192 клиента, сделать так, чтобы 42 существующих клиента повторили покупку, а 42 человека оставили положительные отзывы.

В результате получаем следующие данные.

Показатель

KPI

цель

факт

индекс KPI

Прирост новых покупателей

0.5

20 %

22 %

0.55

Повторные покупки

0.25

20 %

17 %

0.212

Положительный отзыв

0.25

20 %

30 %

0.375

Общее

1

1.137

По таблице видно, что общий индекс KPI составил 113.70 %, а значит, план перевыполнен. Для получения индекса KPI показателя эффективности использовалась следующая формула: вес × факт ÷ цель.

Требования к KPI

В числе основных требований к KPI – простота и доступность для каждого участника, реальная достижимость показателей (при этом они не должны достигаться чересчур легко), наличие дополнительной мотивации. Индексы-коэффициенты должны легко исчисляться и рассчитываться. Для каждой группы составляются свои индивидуальные показатели – так, для отдела продаж они будут одними, в то время как для HR, бухгалтерии или производственного отдела – совершенно иными. Каждый коэффициент при этом должен быть определён с максимальной чёткостью, прозрачностью и точностью.

Назначение премии

Теперь необходимо рассчитать оплату маркетолога. Общая сумма вознаграждения – 800 единиц. Размер фиксированной ставки – 560 единиц, премия – 240 единиц. Полная премия выдается за выполнение 100 % плана. Поскольку план был перевыполнен, назначается бонус. После расчетов получается сумма в 832 единицы валюты.

Иногда подключаются новые значения. Это могут быть показатели невыполненных задач, особенно в приоритетных целях. Например, если из 100 % выполнено только 70, переменная часть не выплачивается.

Автоматизация KPI

Что такое KPI сотрудников и как с ним работать

Для реализации КПЭ-систем в бизнес-практике используется специализированное программное обеспечение, позволяющее легко рассчитывать показатели. Автоматизация KPI с использованием специального софта даёт возможность автоматически накапливать все необходимые данные, распределять их по отдельным работникам/подразделениям, а также быстро вычислять степень выполнения, размеры премий и прочих денежных бонусов.

Заключение

Внедрение KPI эффективности – достаточно сложный процесс. Многим сотрудникам трудно переключиться с привычного способа работы на новую систему. Сопротивление преодолевается постепенным внедрением этого метода. Персоналу объясняется, что такое показатели эффективности, какие преимущества можно получить.

Новая система тестируется в течение некоторого времени, учитываются ошибки, определяются показатели эффективности для каждого сотрудника и компании в целом. Внедрение переменной зарплаты осуществляется поэтапно. Сначала ставка состоит на 90 % из фиксированной суммы, а 10 % составляет премия. Далее оклад сотрудника будет состоять из 80 % фиксированной ставки и 20 % премии. Последним этапом изменения способа оплаты станет соотношение 70 % на 30, где большая часть – это фиксированная ставка.

Коэффициент эффективности не только увеличивает результативность бизнеса, это сплачивает и мотивирует команду. Благодаря этому инструменту каждый сотрудник стремится принести прибыль компании.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть
Adblock detector