Что такое KPI сотрудников и как с ним работать
Содержание
- 1 Как рассчитать KPI сотрудника
- 2 Управление по целям
- 3 KPI персонала
- 4 Внедрение KPI: правила и принципы
- 5 KPI компании
- 6 Мотивация команды на KPI
- 7 Этапы создания системы KPI
- 8 KPI: как это работает
- 9 Разработка KPI интернет-маркетолога
- 10 Разработка KPI интернет-маркетолога
- 11 Требования к KPI
- 12 Назначение премии
- 13 Автоматизация KPI
- 14 Заключение
Как рассчитать KPI сотрудника
Чаще всего в компании KPI — это:
- продажи;
- количество привлеченных клиентов или покупателей;
- «текучка» кадров;
- прибыль;
- отток покупателей продукта;
- соблюдение сроков.
При расчете эффективности, мы можем подставить в формулу любое значение KPI.
На рис. 1 формула расчета показателей эффективности KPI. На рис.2 значения показателей эффективности.
Рис. 1 Формула расчета заработной платы на основе KPI
Рис. 2 Значения коэффициента KPI
Внедряя систему KPI, нужно учитывать специфику каждого магазина. Принимайте в учет специфику бизнеса, особенность ведения бизнес-процессов, а также цели и задачи.
Важно, чтобы сотрудники понимали, что в работе ключевой показатель — эффективность и осознавали, что нововведения принесут пользу не только компании, но и им самим.
Кроме того, сотрудники должны не только осознавать, что такой подход будет полезен для них, но и понимать по каким критериям будет проходить оценка эффективности после внедрения системы.
И, конечно, регулярно мониторьте показатели, чтобы в случае чего своевременно откорректировать или изменить стратегию.
Управление по целям
Управление по целям – это способ регулирования деятельности, с помощью которого можно предвидеть возможные результаты работы, запланировать пути достижения результатов. Система разработана во второй половине XX века, сегодня она дополнена управленческими концепциями, что ее в большей мере усовершенствовало – это метод КПЭ.
Основная цель KPI предприятия заключается в том, чтобы КПЭ каждого отдельного сотрудника соотносилось с суммарными результатами подразделения и всей компании (к последним, в числе прочих, можно отнести капитализацию и рентабельность). Действия работников при этом не должны противоречить друг другу или тормозить рабочий процесс.
KPI персонала
В управлении предприятием существует такое понятие, как KPI персонала. Как становится понятным из названия, им обозначают КПЭ, при помощи которого измеряется и контролируется рабочая и бизнес-активность сотрудников организации. С данным термином тесно связаны другие понятия – в том числе мотивация работников, а также оценка их эффективности.
Внедрение KPI: правила и принципы
При разработке важно найти оптимальный баланс между целями и имеющимися ресурсами. В основе создания ключевых показателей лежат следующие принципы.
- Надежные партнерские отношения между субъектами фирм. Именно это является устойчивой базой для эффективного планирования программы развития.
- Концентрация внимания на приоритетных задачах. Многочисленные примеры показывают, что с внедрением новой системы возникает потребность в глобальных переменах. К ним относится необходимость пересмотра объема полномочий сотрудников, изменение структуры подразделений в целом. Правильная расстановка приоритетов помогает безболезненно внедрить новый метод.
- Учет всех сопутствующих и вспомогательных элементов при анализе эффективности каждого KPI.
- Четкое разделение рабочих процессов, согласование операционных задач со стратегической целью.
- Снабжение каждого сотрудника необходимыми ресурсами для выполнения поставленной задачи и координирования процессов.
- Разработка механизмов контроля хода работы для персонала и руководства.
Эти принципы являются направляющими элементами. Они задают общий курс, поэтому в зависимости от рода деятельности компании могут быть добавлены некоторые задачи. После планирования переходят к реализации, отрабатывается пилотный проект, проводится анализ. Затем происходит полноценное внедрение системы, сопровождаемое комплексным мониторингом.
KPI компании
В свою очередь, KPI компании отражает объективный коэффициент всего предприятия (включая ключевые индексы отдельных подразделений, входящих в его структуру). При этом такая система в большинстве случаев не является для фирмы чем-то новаторским, незнакомым или непривычным: её компоненты входят во многие другие инструменты и технологии менеджмента и активно используются управленцами на практике.
Мотивация команды на KPI
Мотивировать команду можно не только деньгами. Конечно, денежное вознаграждение – это очень сильный стимул для выполнения поставленных планов. Однако некоторые приятные бонусы, такие как внеочередные выходные, бесплатное посещение тренингов и многое другое, вдохновляют сотрудников не хуже, чем зарплата.
В работе одной из успешных компаний применяются следующие системы мотивации. За успехи в работе сотрудники получают внутреннюю валюту. Для достижения целей они прилагают максимальные усилия и выполняют поставленные планы. Баллы можно обменять на один из предложенных вариантов досуга: прыжок с парашютом, путешествия, новый гаджет и прочее.
Этапы создания системы KPI
Для лучшего понимания того, как строится данная система, необходимо разобрать живой пример.
Необходимо разобрать ключевые этапы работы компании “МаксРайз Консалтинг”. Это поможет объяснить, что это – KPIs, более подробно.
Основные моменты:
- анализ организационной структуры компании, функций подразделений и персонала;
- изучение ответственности и компетенции всех сотрудников;
- выявление ключевых стратегических показателей, определение текущей результативности компании;
- составление связи между стратегией и показателями эффективности;
- распределение целей компании по структурным подразделениям, разработка индивидуальных KPI для сотрудников;
- разработка способа сбора показателей работы;
- назначение исполнителей для мониторинга и контроля функционирования системы;
- разработка системы материальной и нематериальной мотивации на основе показателей результативности;
- автоматизация системы.
Выделяют несколько этапов разработки и внедрения КПЭ-программы. Основные этапы создания системы KPI выглядят следующим образом.
- Подготовительный (предварительный) этап, включающий работы по планированию и проведение необходимых исследований.
- Разработка методологии (включая создание методической модели и модели управления на основе КПЭ).
- Работа над инфосистемой (разработка техзадания, программирование, обучение, опытное использование).
- Завершающий этап, в который входят окончательное построение и доработка структуры, а также координация действий всех участников.
KPI: как это работает
Анализируя основные плюсы и минусы работы в системе KPI, можно выделить следующие моменты. В числе ключевых достоинств методики – распределение персональной ответственности между работниками, привязка размера денежных бонусов к уровню выполнения индивидуальных показателей, а также наглядная демонстрация вклада, вносимого каждым человеком в достижение общих целей.
Есть и некоторые спорные моменты. Так, в числе минусов можно упомянуть иногда включаемые в стратегию недостижимые коэффициенты, способные серьёзно демотивировать участников и уменьшить интерес к работе в таком формате. Кроме того, недоработки одного департамента могут привести к снижению денежных бонусов для всех сотрудников.
Эффективность — это показатель того, какие ресурсы организация тратит на достижение цели.
Разработка KPI интернет-маркетолога
Что это – KPIs, также легко понять на следующем примере.
Формула расчета КПЭ будет работать только тогда, когда все задачи являются измеряемыми. Можно выделить пять основных показателей эффективности:
- рост числа клиентов;
- увеличение числа положительных отзывов;
- повышение лояльности клиентов;
- разработка стратегии для возврата клиентов и совершения повторных покупок;
- увеличение узнаваемости и доверия к бренду.
Для выполнения этих целей маркетолог нанимает дизайнеров, аналитиков, копирайтеров, программистов. Для оплаты их работы необходимо обеспечить соответствующие материальные ресурсы.
Для запуска системы KPI необходимо:
- выделить главную цель компании и желаемый результат;
- конкретизировать цели;
- разбить оклад маркетолога, назначить фиксированную сумму и бонусы;
- определить ключевые показатели оценки;
- составить план с оптимальным значением показателя эффективности.
Разработка KPI интернет-маркетолога
Поскольку с тем, что такое kpi, или, говоря простыми словами, ключевые показатели эффективности, мы разобрались, необходимо перейти к следующему, не менее важному, вопросу: где и зачем они применяются? А также рассмотреть формулу, по которой проводится их расчет.
Показатель эффективности – это численное измерение поставленных (и выполненных) целей и задач, которые играют важную роль для успешного продвижения бизнеса. Благодаря составленному отчету, где за основу взяты все необходимые индикаторы (они рассматривались выше), руководство организации имеет возможность в полной мере оценить, как выполнялся разработанный план, а также чего удалось добиться за определенный период.
КПЭ используется в различных сферах бизнеса. Для каждой из них существует свой перечень показателей, проходящих обработку, и на основании которых вычисляется показатель, отражающий эффективность работы предприятия.
Расчет KPI на практике выглядит так. Выбираются все показатели эффективности: число привлеченных клиентов, совершенных покупок текущими клиентами, число положительных отзывов. Определяется вес каждого показателя. Это значение получается исходя из соотношения общего веса, которое равно единице, а также веса каждого показателя. В итоге:
- индекс новых клиентов – 0.5;
- повторных покупок – 0.25;
- отзывов – 0.25.
Теперь необходимо проанализировать статические данные за полгода. Средний показатель прироста клиентов – это 160. В течение месяца 30 человек совершили повторную покупку, 35 оставили положительный отзыв.
В качестве планового значения можно назначить увеличение каждого показателя на 20 %. Соответственно, за месяц нужно привести 192 клиента, сделать так, чтобы 42 существующих клиента повторили покупку, а 42 человека оставили положительные отзывы.
В результате получаем следующие данные.
Показатель |
KPI |
цель |
факт |
индекс KPI |
Прирост новых покупателей |
0.5 |
20 % |
22 % |
0.55 |
Повторные покупки |
0.25 |
20 % |
17 % |
0.212 |
Положительный отзыв |
0.25 |
20 % |
30 % |
0.375 |
Общее |
1 |
1.137 |
По таблице видно, что общий индекс KPI составил 113.70 %, а значит, план перевыполнен. Для получения индекса KPI показателя эффективности использовалась следующая формула: вес × факт ÷ цель.
Требования к KPI
В числе основных требований к KPI – простота и доступность для каждого участника, реальная достижимость показателей (при этом они не должны достигаться чересчур легко), наличие дополнительной мотивации. Индексы-коэффициенты должны легко исчисляться и рассчитываться. Для каждой группы составляются свои индивидуальные показатели – так, для отдела продаж они будут одними, в то время как для HR, бухгалтерии или производственного отдела – совершенно иными. Каждый коэффициент при этом должен быть определён с максимальной чёткостью, прозрачностью и точностью.
Назначение премии
Теперь необходимо рассчитать оплату маркетолога. Общая сумма вознаграждения – 800 единиц. Размер фиксированной ставки – 560 единиц, премия – 240 единиц. Полная премия выдается за выполнение 100 % плана. Поскольку план был перевыполнен, назначается бонус. После расчетов получается сумма в 832 единицы валюты.
Иногда подключаются новые значения. Это могут быть показатели невыполненных задач, особенно в приоритетных целях. Например, если из 100 % выполнено только 70, переменная часть не выплачивается.
Автоматизация KPI
Для реализации КПЭ-систем в бизнес-практике используется специализированное программное обеспечение, позволяющее легко рассчитывать показатели. Автоматизация KPI с использованием специального софта даёт возможность автоматически накапливать все необходимые данные, распределять их по отдельным работникам/подразделениям, а также быстро вычислять степень выполнения, размеры премий и прочих денежных бонусов.
Заключение
Внедрение KPI эффективности – достаточно сложный процесс. Многим сотрудникам трудно переключиться с привычного способа работы на новую систему. Сопротивление преодолевается постепенным внедрением этого метода. Персоналу объясняется, что такое показатели эффективности, какие преимущества можно получить.
Новая система тестируется в течение некоторого времени, учитываются ошибки, определяются показатели эффективности для каждого сотрудника и компании в целом. Внедрение переменной зарплаты осуществляется поэтапно. Сначала ставка состоит на 90 % из фиксированной суммы, а 10 % составляет премия. Далее оклад сотрудника будет состоять из 80 % фиксированной ставки и 20 % премии. Последним этапом изменения способа оплаты станет соотношение 70 % на 30, где большая часть – это фиксированная ставка.
Коэффициент эффективности не только увеличивает результативность бизнеса, это сплачивает и мотивирует команду. Благодаря этому инструменту каждый сотрудник стремится принести прибыль компании.