Что такое налоговая тайна

Какие сведения составляют налоговую тайну?

  • сведения являющиеся общедоступными, в том числе ставшие таковыми с согласия их обладателя – налогоплательщика;
  • об идентификационном номере налогоплательщика; 
  • о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;
  • предоставляемые налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам); 
  • предоставляемых избирательным комиссиям в соответствии с законодательством о выборах по результатам проверок налоговым органом сведений о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности; 
  • предоставляемых в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах, предусмотренную Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ “Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг”; 
  • с 1 января 2014 года не составляет налоговую тайну информация об участии налогоплательщика в составе консолидированной группы налогоплательщиков, а также о применении специального налогового режима (пп. 7 п.1 ст. 102 НК РФ).

Федеральным законом от 29 ноября 2014 г. N 382-ФЗ пункт 1 статьи 102 НК РФ дополнен подпунктом 8, вступающим в силу с 1 января 2015 г.:

  • предоставляемые органам местного самоуправления в целях осуществления контроля за полнотой и достоверностью информации, представленной плательщиками местных сборов, для расчета сборов, а также о суммах недоимки по таким сборам.

Можно предположить, что все остальные сведения, имеющие отношение к налогоплательщику, а также его хозяйственной деятельности, могут являться налоговой тайной. Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами внутренних дел, следственными органами, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, а также их должностными лицами, и за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (п.2 ст. 102 НК РФ).

Поступившие в госорганы сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа. Например, документированная информация, в том числе на электронных носителях, содержащая сведения, составляющие в соответствии со статьей 102 НК РФ налоговую тайну, должна храниться и обрабатываться в местах, недоступных для посторонних лиц и сотрудников налоговых органов, не имеющих полномочий для работы с такими сведениями (Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. N 110 “О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”).

ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами внутренних дел, следственными органами, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (п. 2 ст. 102 НК РФ).

Из самого понятия налоговой «тайны» следует, что за незаконное получение сведений, составляющих налоговую тайну и их разглашение должна быть установлена ответственность административная и уголовная.

ИЮНЬСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Административная ответственность предусмотрена ст. 13.14 КоАП РФ и предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей, а на должностных лиц – от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.

Уголовная ответственность за незаконное разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, определена ст. 183 УК РФ. Максимальное наказание по данному правонарушению предусматривает принудительные работы на срок до пяти лет либо лишение свободы на срок до семи лет.

К разглашению налоговой тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу информации, составляющей коммерческую тайну (секрет производства) налогоплательщика и ставшей известной должностному лицу государственного органа при исполнении ими своих обязанностей, а также утрата документов, содержащих составляющие налоговую тайну сведения.

Приказом МНС РФ от 03 марта 2003 года № БГ-3-28/96 “Об утверждении Порядка доступа к конфиденциальной информации налоговых органов” определен порядок доступа к конфиденциальной информации налоговых органов государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, уполномоченных лиц и других пользователей.

Предоставление информации, составляющей налоговую тайну происходит на основании запроса о предоставлении конфиденциальной информации. Запрос необходимо оформить в письменном виде на бланках установленной формы фельдсвязью, почтовыми отправлениями, курьерами, нарочными или в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с реквизитами, позволяющими идентифицировать факт обращения пользователя в налоговый орган.

Если запрос направляется по телекоммуникационным каналам связи, то подпись должностного лица подтверждается электронной цифровой подписью. Основанием рассмотрения запроса является обязательное указание на нормативный правовой акт, который устанавливает право пользователя к налоговой тайне. Также необходимо указать конкретную цель, связанную с исполнением пользователем определенных законом обязанностей, например находящееся в производстве суда, правоохранительного органа дело с указанием его номера;

Что такое налоговая тайна

проведение правоохранительным органом оперативно-розыскных мероприятий или проверки по поступившей в этот орган информации с указанием даты и номера документа, на основании которого проводится оперативно-розыскное мероприятие или проверка информации. Интересующая пользователя информация может быть предоставлена на бумажном носителе, с использованием технических средств, с учетом имеющихся технических возможностей налогового органа и пользователя.

Запросы, по форме и содержанию не отвечающие вышеуказанным требованиям исполнению не подлежат.

РЕШЕНИЕ НАЛОГОВЫХ СПОРОВ

В первую очередь, это государственные органы, в связи с проведением ими каких-либо проверок (см. выше), и конечно это контрагенты, которые зачастую при совершении сделок, запрашивают у партнеров различного рода информацию, в том числе и ту, которая составляет налоговую тайну.

ИНИЦИАТИВНЫЙ АУДИТ 

  • информация о персональных данных конкретных налогоплательщиков (письмо УФНС России по г. Москве от 26.05.2010 N 20-14/055467@ “Об определении налоговой тайны”);
  •  сведения, относящиеся к коммерческой тайне;
  • сведения, относящиеся к банковской тайне;
  • информация об имуществе налогоплательщика и тому подобная информация.

Наиболее распространенная причина, по которой контрагент может запрашивать сведения, относящиеся к налоговой тайне, это проявление должной осмотрительности и осторожности при выборе партнера, поскольку совершение этих действий является одним из важнейших показателей добросовестности налогоплательщика.

НУЛЕВАЯ НАЛОГОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ

Что такое налоговая тайна

Однако закон не обязывает сторону, у которой контрагент попросил предоставить копии каких-либо документов либо иные сведения в связи с заключением договора, такие документы, сведения предоставлять, поэтому она вправе решить данный вопрос по своему усмотрению.

Сторона же, заинтересованная в подтверждении правомочности своего контрагента, вправе обратиться в налоговые органы за предоставлением ей выписки из ЕГРЮЛ, документов контрагента, содержащихся в ЕГРЮЛ, например устава (п.п. 7-18 Порядка ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений и документов, утвержденного приказом Минфина РФ от 23.11.2011 N 158н). Такие данные, согласно ст. 102 НК РФ, являются общедоступными.

ЮРИДИЧЕСКИЕ УСЛУГИ ДОГОВОРНАЯ РАБОТА

Налоговая тайна представляет собой термин в юриспруденции, который начали использовать с 1 января 1999 года.

Согласно определению, содержащемуся в законодательстве России, такой тайной будут считаться все известные сведения и информационные данные о лице, считающемся налогоплательщиком, и которые поступают непосредственно в службу налогообложения, а также в правоохранительную систему, следственные органы и таможенную службу. Все вышеуказанные данные должны защищаться специальным режимом строгого ограничения доступа и требовать серьезной секретности.

На степень доступности к данным не должна влиять юридическая статусность лица (физическое или юридическое лицо, индивидуальный предприниматель).

Все налоговые органы имеют широкий доступ практически ко всей информации, касающейся материального и имущественного состояния любого налогоплательщика. Открытие доступа к данной информации может нанести серьезный вред как интересам конкретного гражданина, так и целой организации. Именно поэтому и появилось такое понятие, как тайна налоговой информации.

По данным законодательства к ее содержимому относятся:

  • данные, содержащиеся в документах первичного характера всех налогоплательщиков;
  • информация обо всех официальных доходах или расходах;
  • информационные данные о материальном состоянии лица, являющегося налогоплательщиком;
  • задокументированная информация об уплаченных налоговых обязательствах;
  • личная информация конкретного налогоплательщика либо же информация коммерческого характера какой-либо организации.
  • сведения являющиеся общедоступными, в том числе ставшие таковыми с согласия их обладателя – налогоплательщика;
  • об идентификационном номере налогоплательщика; 
  • о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;
  • предоставляемые налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам); 
  • предоставляемых избирательным комиссиям в соответствии с законодательством о выборах по результатам проверок налоговым органом сведений о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности; 
  • предоставляемых в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах, предусмотренную Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ “Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг”; 
  • с 1 января 2014 года не составляет налоговую тайну информация об участии налогоплательщика в составе консолидированной группы налогоплательщиков, а также о применении специального налогового режима (пп. 7 п.1 ст. 102 НК РФ).

Последствия принятых изменений

Что такое налоговая тайна

В последние годы в налоговом законодательстве произошли изменения в части налоговой тайны. Государственной Думой был принят Федеральный закон от 01.05.2016 № 134-ФЗ «О внесении изменений в статью 102 части первой Налогового кодекса Российской Федерации». Этот закон расширил перечень данных, на которые не распространяется налоговая тайна. Закон вступил в силу с 1 июня 2016 года.

Со вступлением в силу закона к налоговой тайне больше не относится такая информация:

  • среднесписочная численность работников;
  • сумма уплаченных налогов и сборов (за исключением сумм уплаченных платежей за ввоз товаров на территорию Евразийского союза (ЕАЭС);
  • сумма доходов и расходов организации, отображаемая в бухгалтерской отчетности.

Эти данные будут размещаться в открытом доступе, поэтому для следственных и судебных органов, а также контрагентам больше не придется составлять запросы на получение этих данных. Порядок получения информации, которая остается налоговой тайной, не изменяется.

Для публикации данных создана информационная система «Прозрачный бизнес», которая будет доступна на сайте Федеральной налоговой службы. Сроки запуска системы переносятся – сначала планировалось начать работу системы в июле 2017 года, затем указывалась дата 1 июня 2018 года, после этого запуск был перенесен на 1 августа, а еще позднее – на 10 августа 2018 года.

Сроки публикации
Ежемесячно 25 числа Ежегодно 25 июля Ежегодно 25 февраля
  • данные по недоимкам и задолженностям по пеням и штрафам;
  • данные о налоговых правонарушениях и мерах ответственности;
  • данные о применяемых спецрежимах;
  • данные об участии организации в консолидированной группе налогоплательщиков
  • данные о среднесписочной численности работников организации;
  • данные сумме доходов и расходов по данным бухгалтерской отчетности организации.
  • данные о сумме уплаты по каждому налогу, сбору и страховым взносам

Публикуемые ежегодно данные касаются предыдущего года, а публикуемые ежемесячно – актуальны на 1 число месяца.

В законе сделано исключение: нововведения не касаются стратегических предприятий, организаций оборонно-промышленного комплекса и организаций, которые считаются крупнейшими налогоплательщиками. Информация о таких налогоплательщиках будет публиковаться с 2020 года.

Закон допускает, что юридические лица могут добровольно раскрывать информацию о себе, составляющую налоговую тайну. Предполагается, что добросовестные налогоплательщики добровольно раскроют информацию, чтобы повысить прозрачность своего бизнеса для контрагентов.

Однако по состоянию на 2018 год понятие «налоговая тайна» потеряло большую часть своего значения, ведь основная часть информации выведена из разряда тайны, а оставшиеся данные не представляют значительного интереса.

Основной мотив произошедших изменений в законодательстве – желание сделать более прозрачной работу с контрагентами. Так, руководство ФНС считает, что при новой системе предприятия смогут более точно определить платежеспособность контрагента, избежать фирм-однодневок.

Что такое налоговая тайна

Система «Прозрачный бизнес» – не первый подобный сервис, но по сравнению с конкурирующими решениями (СПАРК, Сбис, и пр.) он будет бесплатным для использования. Следовательно, для предприятий малого и среднего бизнеса его использование будет более предпочтительным.

Однако у нововведений существует масса критиков. В частности, значительная часть российской экономики находится «в тени», и «теневого» контрагента невозможно проверить в принципе.

Также спорна польза раскрытия информации о задолженности и недоимках по налогам и сборам. При существующей системе администрирования налогов плательщикам приходится обжаловать ошибочные начисления, и процесс обжалования длительный. Информация же о наличии недоимок негативно повлияет на репутацию налогоплательщика, даже если недоимки касаются ошибочно начисленных налогов, в отношении которых продолжаются разбирательства.

Есть риск того, что после полноценного запуска системы проверки контрагентов у налогоплательщиков будет меньше шансов выиграть в спорной ситуации, ведь имея информацию о налоговых начислениях и оплатах контрагента, предприятия должны будут сами оценивать их платежеспособность и добропорядочность.

Существенный недостаток отмены режима налоговой тайны для части информации – попадание этой информации к недобросовестным конкурентам, которые могут использовать это нечестным образом. Например, теперь легко можно будет отследить доходность компании, ее финансовый потенциал, что обычно считается коммерческой тайной, особенно для малого и среднего бизнеса. Высокорентабельные предприятия, таким образом, смогут стать мишенью для рейдеров и недобросовестных конкурентов.

Как результат, после внесения изменений в налоговое законодательство предпринимателям нужно более серьезно подходить к вопросам своей безопасности – тщательно проверять контрагентов, не допускать недоимок по налогам и сборам, следить за действиями конкурентов.

Банки Сегодня Лайв

Статьи, отмеченные данным знаком всегда актуальны. Мы следим за этим

Какие данные не являются налоговой тайной?

Налоговая тайна: понятие, особенности, изменения в законодательстве

Иногда контрагенты запрашивают и такую информацию. Если запрашиваемые контрагентом документы содержат персональные данные работников или, к примеру, участников (акционеров) общества – физических лиц (например, имя, дата рождения, паспортные данные и т.п.), передача таких данных является обработкой (распространением) персональных данных и может осуществляться только с письменного согласия соответствующих субъектов персональных данных (ст.ст.

3, 6 и 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ “О персональных данных”). Поэтому информацию, содержащую персональные данные указанных лиц, без их согласия организация предоставлять не только не обязана, но и не вправе. Условие договора об обязанности предоставить такую информацию контрагенту также противоречит законодательству.

Российское налоговое законодательство не определяет данные, причисляемые к налоговой тайне, однако достаточно четко указывает, что тайной не является. Это закрепляется в подпунктах 1.1-1.13 статьи 102 Налогового кодекса РФ.

Исходя из норм кодекса, не являются налоговой тайной такие данные:

  1. данные, которые являются общедоступными, или которые сам налогоплательщик определил, как общедоступные – название организации (ФИО физического лица или ИП), контактные данные, номера телефонов, вид деятельности и аналогичные данные;
  2. данные об идентификационном номере налогоплательщика (ИНН);
  3. данные о нарушениях налогового законодательства налогоплательщиками;
  4. данные, полученные от соответствующих органов иностранных государств;
  5. данные о доходах кандидатов на выборные должности, подаваемые в избирательные комиссии;
  6. данные, передаваемые в ГИС ГМП (государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах) – информация об оплате госпошлины, административных штрафов и т.д.;
  7. информация о специальных налоговых режимах (УСН, ЕНВД и аналогичные);
  8. информация о постановке на налоговый учет физических лиц и иностранных организаций.

Данный перечень действовал до 2016 года и представлял собой данные, которые не представляли собой конфиденциальную информацию и были общедоступными.

Однако начиная с 2016 года из разряда налоговой тайны были выведены также важные данные о налогоплательщиках:

  1. данные о среднесписочной численности работников;
  2. данные о суммах уплаченных налогов и сборов;
  3. данные о доходах и расходах организаций.

Как видно, понятие налоговой тайны после 2016 года в значительной степени потеряло свою актуальность, ведь огромный массив данных теперь может быть свободно опубликован в общедоступных источниках.

Доступ к налоговой тайне

Налоговый орган должен обеспечить конфиденциальность данных, на которые распространяется налоговая тайна. При этом в отдельных случаях налоговый орган обязан передать информацию налогоплательщика, в том числе и попадающую в категорию налоговой тайны.

Запрашивать закрытую информацию о налогоплательщиках имеют право:

  • органы государственной власти, их сотрудники;
  • правоохранительные и следственные органы;
  • суды;
  • контрагенты налогоплательщика (для проверки надежности контрагента).

Информация, составляющая налоговую тайну, может быть предоставлена только при условии соблюдения определенных требований:

  1. запрос на получение информации должен быть составлен на официальном бланке и быть зарегистрирован в установленном порядке;
  2. в запросе должна стоять подпись руководителя организации, которая запрашивает данные (при электронном документообороте запрос подписывается ЭЦП);
  3. информацию можно предоставить только на основании определенного нормативного акта (закон, постановление, приказ и т.д.), что также должно быть отражено в запросе;
  4. запрос должен также содержать обоснование цели получения информации и реквизиты соответствующих документов – судебных решений, уголовных дел и прочих.

С учетом последних изменений в законодательстве, такая сложная процедура будет использоваться достаточно редко – большая часть данных будет размещена в открытом доступе.

Налоговый кодекс РФ предусматривает ответственность за нарушения, связанные с получением доступа к налоговой тайне. Нарушения бывают двух видов: незаконное разглашение налоговой тайны сотрудниками компетентных органов и утрата документов, содержащих закрытые данные налогоплательщиков.

Что такое налоговая тайна (понятие и содержание)?  — юридические советы

Ответственность должностных лиц наступает в тех случаях, когда установлен ущерб налогоплательщика, выявлены противоправные действия со стороны чиновника, и между этими фактами есть причинно-следственная связь.

По факту незаконного разглашения информации, содержащей налоговую тайну, ответственность должностных лиц может быть таких форм:

  • материальная – предполагает возмещение налогоплательщику нанесенного в результате материального ущерба;
  • дисциплинарная – выговор, предупреждение, лишение премии;
  • административная – на должностное лицо, виновное в нарушении, накладывается штраф в размере от 4000 до 5000 рублей;
  • уголовная – за разглашение банковской, налоговой или коммерческой тайны возможно наказание вплоть до 1,5 миллиона рублей штрафа и 7 лет лишения свободы.

В случае, если действия должностного лица не привели к серьезному ущербу, оно несет материальную и дисциплинарную ответственность. Если нарушения причинили ущерб, но он определен как незначительный – накладывается штраф. Но если нарушение повлекло тяжкие последствия, был злой умысел, а должностное лицо действовало с корыстной заинтересованностью – оно несет уголовную ответственность.

Следует отметить, что после внесения изменений в налоговое законодательство ожидается снижение числа нарушений налоговой тайны, поскольку самая важная информация будет публиковаться в открытом доступе в соответствии с новыми нормами.

В соответствии с п. 9 ст. 84 НК РФ сведения о налогоплательщике с момента постановки его на учет в налоговом органе являются налоговой тайной, если иное не предусмотрено ст. 102 НК РФ.

Бухгалтерская отчетность носит публичный характер, в отличие от регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности. В отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности не может быть установлен режим коммерческой тайны (п.11 ст. 13 ФЗ от 6 декабря 2011г. N 402-ФЗ”О бухгалтерском учете”).

В соответствии с п. 89 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н, годовая бухгалтерская отчетность организации является открытой для заинтересованных пользователей: банков, инвесторов, кредиторов, покупателей, поставщиков и других, которые могут знакомиться с годовой бухгалтерской отчетностью и получать ее копии с возмещением затрат на копирование.

УСЛУГИ БУХГАЛТЕРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

Иначе решается вопрос о предоставлении контрагенту документов налогового учета. В соответствии с п. 9 ст. 84 НК РФ сведения о налогоплательщике с момента постановки его на учет в налоговом органе являются налоговой тайной. К таким сведениям относятся и данные налогового учета. Вместе с тем не признаются налоговой тайной сведения, разглашенные налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия (пп. 1 п. 1 ст. 102 НК РФ).

Таким образом, НК РФ ограничивается возможность распространения соответствующих сведений контролирующими органами. Сама же организация вправе самостоятельно определять, предоставлять ли (и в каком объеме) сведения о себе как о налогоплательщике другим лицам. Кроме того, организация может определить, что данные налогового учета являются ее коммерческой тайной (ст. 3, ст.

10 Федерального закона от 29.07.2004 №  98-ФЗ “О коммерческой тайне”). Режим коммерческой тайны может быть установлен в отношении любой экономической информации, имеющей действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам. Для этого необходимо включить соответствующую информацию в перечень сведений, содержащих коммерческую тайну, определить порядок обращения с этой информацией, установить контроль за таким обращением и определить круг лиц, которые могут иметь доступ к информации (получать ее), нанести на документы гриф “Коммерческая тайна” и урегулировать отношения по использованию коммерческой тайны с работниками и контрагентами.

2) Банковская карточка, банковские счета. 

Карточка с образцами подписей и оттиска печати, так называемая банковская карточка, оформляется в соответствии с Инструкцией Банка России от 30.05.2014 N 153-И “Об открытии и закрытии банковских счетов” в целях открытия счета клиенту банка и сличения подписей лиц, выступающих от имени клиента, при совершении в дальнейшем операций по счету. Законодательством не предусмотрено обязанности по предоставлению контрагенту при заключении договоров банковской карточки.

На практике встречается, что контрагент требует представить банковскую карточку для подтверждения подлинности подписи руководителя, когда речь идет, к примеру, о заочном подписании договора каждой из сторон. Но поскольку такая обязанность законом не предусмотрена, организация может отказать контрагенту в ее предоставлении либо предложить предоставить банковскую карточку с подписью только руководителя организации и без подписи лица, имеющего право второй подписи.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть
Adblock detector