Процедура конcолидации отчетности

Как исключить внутригрупповые обороты в
консолидированной отчетности

Из сводных
(суммированных) отчетов холдинга нужно исключить доходы и
расходы от внутригрупповых операций (отчет о доходах и
расходах), поступления и выплаты в рамках холдинга (отчет о
движении денежных средств), займы, остатки дебиторской и
кредиторской задолженностей компаниям группы
(баланс).

Пример исключения
внутригрупповых оборотов при консолидации управленческой
отчетности

Сергей Алферов , руководитель
департамента контроллинга управляющей компании группы
«Юг-Авто»

Компании
«А» и «Б» входят в состав холдинга. Компания «А»
предоставила заем компании «Б» в размере 1 млн руб. В
индивидуальном балансе компании «А» на 1 млн руб.
увеличится показатель баланса по строке «Финансовые
вложения», уменьшится остаток денежных средств. Кроме
того, в отчете по движению денежных средств появится
оборот по предоставлению займов. У компании «Б»,
напротив, в балансе увеличится показатель баланса
«Заемные средства», а также остаток денежных средств; в
отчете по движению денежных средств появится оборот по
статье поступления займов. Чтобы составить
консолидированную отчетность, необходимо построчно
сложить показатели в балансе, бюджете доходов и
расходов и отчете о движении денежных средств и затем
произвести корректировку, уменьшив на 1 млн руб.
показатели баланса «Финансовые вложения» и «Заемные
средства», а также обороты по статьям предоставления и
поступления займов в отчете по движению денежных
средств.

Этап 1. Элиминировать балансовую стоимость инвестиций ГК в ДЗО и капитал ДЗО, принадлежащий ГК.

Инвестиции в ДЗО выделяются из строки баланса «Долгосрочные финансовые вложения» в отдельную строку. Таким образом, потребуется ввод первоначальных остатков на плане счетов УУ, где будут выделены соответствующие инвестиции как в ГК, так и в ДЗО.

Этап 2. Учет внутригрупповых оборотов (ВГО).

Материнская компания составляет консолидированную финансовую отчетность. Данный формат отчетности демонстрирует объективную и правдивую информацию управленцам об их инвестициях, контроле и владению чистыми активами. Это оправданное требование, поскольку в индивидуальной отчетности материнской компании не отображается информация по поводу инвестиций в подконтрольные структуры.

Консолидированная финансовая отчетность, которая составлена согласно требований МСФО, отражает деятельность группы компаний как единого целого и включается в себя следующие отчеты:

  1. Балансовый отчет;
  2. Отчет о прибыли и убытках;
  3. Отчет об изменениях в собственном капитале;
  4. Отчет о движении денежных средств;
  5. Примечания.
  • метод приобретения (покупки);
  • метод объединения (слияния).

Процедура конcолидации отчетности

Сложность составления консолидированной финансовой отчетности состоит в необходимости элиминирования (исключения) статей, чтобы предотвратить повторный счет и искусственное завышение размера капитала и финансовых итогов.

P.S. Полную запись вы можете посмотреть здесь

  1. Что такое трансформация отчетности согласно МСФО?
  2. Необходимость изучения МСФО для страховых компаний
  3. На рынке труда растет популярность сертифицированных бухгалтеров
  4. Необходимость перехода на МСФО
  5. Причины появления МСФО

В каких
случаях нужна корректировка сводной отчетности на
нереализованную прибыль

В общем
случае нереализованная прибыль (убыток) представляет собой
разницу между выручкой от реализации оборотных и
внеоборотных активов внутри группы и балансовой стоимостью
этих активов. Иначе говоря, это наценка, полученная от
реализации товарно-материальных ценностей (ТМЦ) внутри
холдинга, но при этом нереализованных в полном объеме
сторонним контрагентам (отсюда и сам термин –
нереализованная прибыль).

В
индивидуальной отчетности компаний группы ТМЦ должны
отражаться по закупочной стоимости, но для холдинга эта
стоимость будет меньше на сумму прибыли, которую получила
за них своя компания-продавец. Соответственно, на сумму
нереализованной прибыли нужно скорректировать следующие
показатели консолидированной отчетности:

  • балансовую стоимость запасов (основных средств);
  • себестоимость (отчет о доходах и расходах).

Пример исключения
нереализованной прибыли при консолидации управленческой
отчетности

Сергей Алферов , руководитель
департамента контроллинга управляющей компании группы
«Юг-Авто»

Компании
«А» и «Б» входят в состав холдинга. Компания «А» купила
у внешних поставщиков 100 тонн зерна на сумму 1
млн руб. (входящая стоимость – 10 тыс. руб. за 1 т), и
продала эти 100 тонн компании «Б» за 1,2 млн руб. (по
стоимости уже 12 тыс. руб. за 1 т). Компания «Б»
перепродала 50 тонн внешнему контрагенту за 700
тыс. руб. (по 14 тыс. руб. за 1 т). Если суммировать
индивидуальную отчетность обеих компаний, то прибыль
составит 300 тыс. руб. ((1,2 млн руб. – 1 млн руб.) 
(700 тыс. руб. – 50 т × 12 тыс. руб.)). Однако на самом
деле группа получила другую сумму прибыли, а именно 200
тыс. руб. (700 тыс. руб. – 50 т × 12 тыс. руб.).
Получается, что 100 тыс. руб. – нереализованная
прибыль, ее следует исключить из отчета о доходах и
расходах (уменьшить на эту сумму себестоимость) и из
баланса (уменьшить балансовую стоимость запасов и
нераспределенную прибыль).

Внутригрупповая
реализация оборотных активов – товаров, продукции,
материалов (если этими операциями нельзя пренебречь)
приводит к образованию нереализованной прибыли не по ТМЦ в
целом, а отдельно, в разрезе конкретных партий. В связи с
этим возникает необходимость партионного учета ТМЦ и,
соответственно, партионного учета нереализованной прибыли
для расчета сумм корректировок.

Подобный
учет подразумевает выделение внутригрупповых реализаций,
отражение операций прихода (расхода) в таблице учета партий
товаров, реализуемых внутри холдинга, а также изменение
себестоимости продаж внешним контрагентам в случае, если
товары ранее реализованы внутри группы.

Одна из важнейших проблем, которая стоит при подготовке консолидированной отчетности методом полной консолидации (то есть когда группа рассматривается как единое предприятие в соответствии с МСФО 27) – определить и исключить так называемую нереализованную прибыль (убыток также может быть, но это не считается типичным и потому отдельно не рассматривается) от внутригрупповых операций в активах. Но сначала нужно ее правильно определить. Чтобы это сделать, нужно четко понимать суть этого показателя.

Нереализованная прибыль в активах – это прибыль от внутригрупповой операции (возникает при отражении реализации товаров, работ или услуг от одной организации, входящей в группу, к другой), которая приводит к повышению стоимости активов на конец периода.

Пример 1

Компания М (материнская) реализовала товар компании Д
(дочерняя) за 100 руб., при этом закупочная цена этого товара составила 90 руб. Для простоты не рассматриваем НДС и другие налоги. Компания М показала в отчетности прибыль от сделки в сумме 10 руб. При этом на конец периода данный товар не реализован компанией Д на сторону, а продолжает числиться на складе – на сумму 100 руб.

Если рассматривать эту операцию как внутреннее перемещение (а именно так следует рассматривать операцию с точки зрения группы как единого предприятия), то никакой прибыли не получено, а стоимость товара на складе составит 90 руб. То есть, при составлении консолидированной отчетности необходимо уменьшить прибыль и стоимость остатков товара на 10 руб. – это и есть сумма нереализованной прибыли от внутригрупповой операции.

Если же допустить, что компания Д реализовала товар на сторону (за пределы группы) за 120 руб., то она показывает в своей индивидуальной отчетности прибыль
20 руб. (120-100), а прибыль группы составляет 30 руб.
(10 руб. – компания М, 20 руб. – компания Д).

Тот же самый результат получается, если рассматривать продажу товара конечному покупателю, не являющемуся членом группы, в рамках единого предприятия (выручка – 120 руб., себестоимость – 90 руб., прибыль –
30 руб.). То есть, как только компания Д реализовала на сторону товар, закупленный внутри группы, прибыль от внутригрупповой операции (10 руб.) становится реализованной и не подлежит исключению из консолидированной отчетности.

Из приведенного выше примера 1 можно сделать вывод, что главная задача – определить, на какие активы и в каком размере могла повлиять прибыль от внутригрупповых операций. Решаться она может разными путями, исходя в том числе из принципа баланса между выгодами (от получения более точных цифр) и затратами (на реализацию более сложных методик получения информации), который изложен в Концепции подготовки и составления отчетности по МСФО, п.44), имея в виду принцип существенности (пп. 29-30 Концепции).

Принципы консолидации финансовой отчетности

  1. Принцип полноты — требует полное отражение информации об активах, обязательствах, расходах будущих периодов, доходах будущих периодов объединенной группы компаний невзирая на размер части материнской компании.
  2. Принцип справедливой и достоверной оценки — консолидированная финансовая отчетность обязана быть прозрачной, доходчивой, общедоступной для понимания и предоставлять весомую и объективную информацию об активах, обязательствах и финансовом состоянии организаций, которые входят в группу компаний.
  3. Принцип собственного капитала — собственный капитал, финансовые результаты деятельности и резервы группы консолидируются, поскольку материнская компания и её структурные подразделения воспринимаются как единое целое.
  4. Принцип постоянства применения методов консолидации и принцип действующего предприятия — обязывают использовать выбранные методы консолидации на протяжении длительного периода при условии эффективного функционирования группы компаний.
  5. Принцип существенности — только если информация важна для пользователей, она раскрывается в консолидированной отчетности. Только те статьи, которые имеют прямое влияние на принятие инвестиционных или прочих управленческих решений, считаются существенными и должны отображаться в финансовой документации.
  6. Принцип единых методов оценки — материнская компания обязуется пользоваться едиными методами оценки при консолидации отчетности и при составлении своей собственной.
  7. Принцип единой даты составления консолидированной финансовой отчетности — консолидированная финансовая отчетность составляется на дату составления материнской отчетности.
  8. Принцип единой учетной политики — при формировании консолидированной отчетности используется единая учетная политика для материнской и дочерних предприятий, применима к аналогичным операциям и другим событиям при похожих обстоятельствах.

Методы консолидации финансовой отчетности

Метод полной консолидации — группа компаний — это единый целый экономический объект хозяйствования. Под консолидация попадают активы структурных подразделений, в пассиве демонстрируются права меньшинств. Данный метод применим для дочерних предприятий, которые образованы путем слияния или приобретения.

Процедура конcолидации отчетности

Метод пропорциональной консолидации — предусматривает отражение в отчетности только тех активов, которыми структурное подразделение группы компаний действительно владеет и осуществляет пользование и контроль над ними.

Метод долевого участия — метод, который учитывает инвестиции в ассоциированные организации. Отражение инвестиций происходит по номинальной стоимости с возникновением гудвилла.

Расчет по среднему “по цепочке”

На самом деле, особенно на производственных пред-приятиях, которые существенную долю сырья, материалов, а также услуг закупают внутри группы, может быть ситуация, когда только часть закупленных ценностей использована в произодстве, при этом реализована только часть выпущенной продукции и т.п., при которой применение предыдущих предположений может привести к существенным искажениям.

В этом случае больше подойдет последовательный расчет нереализованной прибыли в активах. Он базируется на предположении, что поскольку нереализованная прибыль составляет часть стоимости актива, то эта прибыль “переходит” от одних активов к другим при операциях внутреннего перемещения активов в компании (например, по цепочке “материалы – незавершенное производство – готовая продукция – товары отгруженные”; см. пример 2).

При необходимости ведения еще более точного подсчета, подобный расчет может быть произведен отдельно по данным аналитического учета материалов, затрат на производство и т.п. Однако, объем расчетов при этом может существенно увеличиться, поэтому целесообразно соотнести выгоды и затраты. Напротив, в случае допущения несколько больших погрешностей усреднение может производиться не по отдельным компаниям, а по группе в целом.

Пример 2

Расчет нереализованной прибыли в активах вследствие закупки материалов внутри группы.

Процедура конcолидации отчетности

В приведенном примере, разумеется, не учтены все аспекты расчета (например, не учтена нереализованная прибыль в основных средствах, объектах строительства и т.п.) – он является только иллюстрацией общего подхода к решению проблемы.

Этапы консолидации финансовой отчетности

  1. Процесс подготовки финансовых отчетов отдельно каждой компании, входящих в состав группы, к самой консолидации:
    • определение и исключение всех внутреннегрупповых операций, которые приводят к образованию прибылей и убытков, не возможных реализовать себя;
    • определение размера нереализованных прибылей и убытков.
  2. Консолидация гудвилла.
  3. Консолидация накопленного капитала.
  4. Определение и отделение доли меньшинства в чистых активах и чистой прибыли (или убытке) структурных подразделений, состоящей из:
    • суммы на дату слияния;
    • части меньшинства в размере изменения собственного капитала структурного подразделения после слияния.
  5. Формирование консолидированной финансовой отчетности посредством постатейного суммирования элементов финотчетности структурных подразделений с подобными элементами финотчетности материнской компании.

Отражение исключение нерелизованной прибыли в программе

В конфигурации “Управление производственным предприятием” непосредственный расчет нереализованной прибыли в настоящее время не производится.

Данные готового расчета по всем консолидируемым компаниям (например, по одной из методик, приведенных выше), вносятся в специальную форму перед началом процедуры консолидации (см. рис. 1).

При этом в верхние строки вносятся данные об остатках нереализованной прибыли (если имеет место нереализованный убыток – со знаком минус) на начало периода, а также изменении этого показателя в течение года (данные на конец года рассчитываются как сумма двух показателей: остатка на начало года и изменения за год).

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть
Adblock detector