Сертификация лицензирование работа со страховыми

Закон о лицензировании страхования

Лицензирование страховой деятельности в РФ регламентируется законом от 27.11.1992 №4015-1 «Об организации страхового дела». По закону, ни одна компания в России не имеет права заниматься страхованием и перестрахованием без получения соответствующего разрешения.

Лицензия представляет собой документ, который дает право страховщику продавать полисы и заниматься сопровождением договоров в рамках конкретного вида страхования. Если страховая компания является многофункциональной, то есть предоставляет услуги по продаже полисов в комплексе, то по каждому виду страхового дела требуется получить отдельное разрешение надзорного органа.

Специфика этой отрасли заключается в том, что организация должна создать страховой фонд и иметь очень крупную сумму на своем счете. Многомиллионный оборот фиксированных страховых взносов контролируется ЦБ РФ, чтобы избежать коррупции и крупномасштабных хищений, доверенных клиентами страховых взносов.

Именно поэтому получить лицензию СД на возможность страховать, из десяти соискателей может только один. Но, на рынке страхования существуют определенные страховые формы, при которых необходимо иметь официальное разрешение (ст 32 ФЗ №234 от 23.07.2017).

Лицензию на СД должны получить:

  1. Страховые компании – на страхование (личное, жизни, имущества).
  2.  Перестраховочные организации.
  3. Общества взаимного страхования.
  4. Страховые брокеры.
  5. организации медстраха.
  6. НПО.
  7. компании, занимающиеся страхованием грузоперевозок.
  8. организации, которые занимаются страховкой в сфере сельского хозяйства.
  9. конторы специализирующиеся на страховании рисков (финансовая сфера).

Все виды СД в Федеральном законе № 234 от 23.07.2013 ст 32.9.

Требования к руководящему аппарату этой финансовой организации очень строгие:

  1. Гендиректор должен иметь соответствующее высшее образование и более 2 лет стажа работы на руководящей должности страховой организации.
  2. Главбух – должен иметь, кроме образования, стаж работы более  лет, 2 из которых в данной сфере.
  3. У руководящего состава не должно быть моментов, при которых отзывалась лицензия у организаций, где они до этого работали.
  4. Ни у кого из работников не должно быть и намека на судимость.

Намерение юр. лица оформить лицензию на СД для отмывания денег, вывода капитала из страны, фальсифицирования банкротства или других махинаций, уголовно наказуемо.

Поэтому тщательная проверка биографии каждого учредителя и его финансового положения, цели создания страховой компании входит в подготовительные работы ЦБ при рассмотрении соискателей.

Сертификация лицензирование работа со страховыми
Образец лицензии на страховую деятельность.

Лицензия представляет собой гербовый бланк, на котором указываются:

  • порядковый номер;
  • выдавший орган;
  • дата выдачи;
  • вид разрешенной СД;
  • название организации (полное и сокращенное);
  • почтовый адрес;
  • ОГРН и ИНН;
  • срок действия;
  • подпись зампредседателя;
  • печать;
  • реестровый номер.

Кто может получить лицензию на страховую деятельность

Чтобы не попасть в сеть мошенников, важно проверить наличие лицензии. Уточнить, если у страховой компании разрешение можно на официальном сайте Центрального Банка России. Информация находится в свободном доступе и постоянно обновляется.

Документ, разрешающий страховую деятельность (СД) в России выдается узкому кругу юридических лиц. Основные требования к соискателю лицензии:

  • юридическая форма организации;
  • наличие образования в области страхования;
  • опыт работы более 3 лет;
  • Уставной капитал не менее 120 млн. руб.;
  • для возможности страховать жизни граждан Уставной капитал должен составлять не меньше 480 млн. руб.;
  • для организации компании по узкопрофильному страхованию (например, медицинскому) достаточно 60 млн. руб. Как открыть страховую компанию с нуля вы узнаете в публикации по ссылке.

Требования к страховщику

Лицензии могут выдаваться только компаниям, которые соответствуют требованиям Банка России, согласно закону от 27.11.1992 №4015-1:

  1. С уставным капиталом в размере не менее 300 млн. рублей. Исключение – компании, которые осуществляют деятельность исключительно в сфере медицинского страхования. Для них лимит составляет 120 млн.
  2. Формируют страховые резервы. Это капитал, необходимый для исполнения обязательств перед владельцами полисов. Точный размер зависит от конкретного случая и рассчитывается с учетом типа полиса, конъюнктуры рынка и особенностей самой организации.
  3. Предоставляет данные о финансовой деятельности. Учитываются сведения о движении собственных средств, возможном увеличении размера уставного капитала, наличии дополнительных резервов. Анализ возможен исходя из документов внутреннего аудита, бухгалтерии и сведений ФНС России.

Образец лицензии

Документ обязан включать в себя следующие положения:

  • наименование надзорного органа – Банка России;
  • юридическое наименование организации и ее адрес;
  • деятельность и вид страховых услуг;
  • регистрационный номер юр.лица в Росреестре;
  • номер лицензии, дата выдачи и срок действия;
  • номер в реестре субъектов страхования РФ.

В документе могут быть отображены иные важные сведения, которые не противоречат указаниям Банка России. Образец страховой лицензии ниже.

Срок действия

Сертификация лицензирование работа со страховыми

Согласно ст. 32.5 закона РФ от 27.11.1992 №4015-1, срок действия выдаваемых Банком России лицензий для страховщиков не ограничен. Началом действия разрешения принято считать дату, следующую за днем одобрительного решения о выдаче документа.

Действие лицензии на страховую деятельность прекращается в следующих случаях:

  • Закрытие или реорганизация юридического лица. В первом случае финансовая организация полностью прекращает свою деятельность, во втором – входит в состав более крупной компании.
  • Отзыва. Он возникает по решению суда или страхового надзора – Банка России. Лицензия может быть приостановлена, а затем возобновлена, или отозвана окончательно. В последнем случае страховщик прекращает свою деятельность по причине отзыва разрешения.

Какие документы нужно подготовить для получения лицензии

Если вы подходите по требованиям к соискателям лицензии по добровольному или взаимному страхованию или перестрахованию, то соберите документы и подавайте заявку на получение разрешения. В пакет необходимых бумаг входят:

  • Устав и все учредительные документы по юр. лицу;
  • номер регистрации компании и подтверждающие документы;
  • протокол собрания учредителей по утверждению уста назначению на должность руководителя;
  • данные об акционерах;
  • документы, подтверждающие уставный капитал;
  • все документы по руководящему составу и главному бухгалтеру (паспорта, дипломы, трудовые книжки и т. п.);
  • сведения о легальности денег уставного капитала;
  • правила по страхованию с приложением документов;
  • расчеты страховых тарифов (с методикой);
  • все о страховых резервах и их формировании;
  • обоснование осуществления СД по видам страховок;
  • бизнес-план на 3 года. Как составить бизнес-план самому – читайте здесь;
  • заявление.

Организовать страховую брокерскую компанию может не только юр. лицо, но и ИП. Документы понадобятся в следующем составе:

  • учредительные документы и паспорт ИП;
  • регистрационный номер ЕГРЮЛ, ЕГРН с подтверждением из ФНС. Тут вы узнаете, как составить заявление на получение выписки из ЕГРЮЛ;
  • образцы договоров по брокерской деятельности;
  • документы по персоналу, которые подтверждают квалификацию и требования к опыту работы в сфере;
  • заявление.
Сертификация лицензирование работа со страховыми
Пример заполнения лицензии на осуществление страховой деятельности.

В отличие от других лицензий, в страховании по каждому виду СД нужно заполнять разные бланки заявлений. На осуществление страхования бланк отличается от бланка заявления на деятельность по перестрахованию и, тем более от бланка заявления на соискание лицензии страхового брокера.

Все образцы практически не отличаются друг от друга, не считая специфических перечней видов деятельности. Для удобства эти данные уже есть в бланках.

В остальном, заявление должно содержать практически всю, кратко изложенную информацию, которая находится в прилагаемых документах. Кроме этого, вы должны знать свой домен, если собираетесь организовать сайт компании (сейчас это обязательно).

Срок рассмотрения заявления – 30 рабочих дней. После этого срока ЦБ РФ вышлет письменный ответ с обоснованием.

Если выявится факт мошенничества, то наказание будет определено по КоАП или УК РФ и статьям о финансовых правонарушениях. Наказание может быть, и виде штрафов и приостановления лицензии, и в виде полного отзыва разрешения, и передано в суд как уголовное дело по факту хищения, мошеннических действий и т. д. В этом случае может грозить и срок заключения по установленному в УК порядку.

Перед тем как отправлять запрос, вы должны знать в каких случаях могут отказать в выдаче лицензии и исправить досадные неточности:

  • если в документах не совпадают данные;
  • допущены ошибки и опечатки;
  • есть судимость;
  • грозит банкротство или выявлено шаткое финансовое положение;
  • экономическое обоснование недостаточно;
  • квалификация руководителей не соответствует требованиям.

Заполнять бланк заявления нужно внимательно, чтобы данные совпадали с документальными.

Обратиться в Федеральную службу надзора (сейчас – это Центробанк) с заявлением и документами можно лично или поручив профессиональной фирме, профилирующейся на лицензиях. Госпошлина по ст. 333 НК РФ составляет 4000 руб.

Отрицательный ответ ЦБ можно обжаловать в суде. В случае положительного ответа, который вы получите в течение 30 дней, вам выдадут лицензию лично. С этого момента, в Едином Реестре каждый желающий сможет проверить легальность вашей деятельности.

Процесс получения разрешения на страховую деятельность в РФ состоит из нескольких этапов. После его получения страховщик может представлять услуги в рамках программы неограниченное время, если иное не прописано в документе Банка России.

Список документов

Список документов отличается в зависимости от того, кто обращается за выдачей лицензии на страховую деятельность. Согласно закону «Об организации страхового дела в РФ», соискатели на выдачу лицензии по (пере)страхованию должны представить:

  1. Заявление.
  2. Чек об оплате госпошлины (платежное поручение, иной подтверждающий документ).
  3. Устав предприятия, информацию о его утверждении.
  4. Сведения о руководстве компании, включая данные об учредителях, акционерах и директорах по отдельности.
  5. Заключение аудиторов.
  6. Справки, подтверждающие соответствие условиям для обеспечения выбранного варианта предоставления страховых услуг. Это финансовые отчеты о внесении средств акционеров, бумаги из ФНС и бухгалтерии. Требуется, чтобы сравнить достаточность объема капитала для осуществления страховой деятельности после предполагаемого получения лицензии.
  7. Бизнес-план.

Список справок для брокеров и других посредников упрощен. В нем нет документов об аудите, бизнес-плана и справок из ФНС. Но посредники для получения лицензии на страховую деятельность обязаны принести документ о наличии собственного капитала в размере 3 млн. рублей. Это деньги, используемые у брокеров в качестве банковской гарантии.

Порядок действий

лицензия на страховую деятельность получение

Чтобы получить разрешение Банка России, соискатель должен:

  1. Соответствовать условиям.
  2. Собрать представленный пакет документов.
  3. Представить справки надзорному органу.
  4. Дождаться ответа Центробанка.
  5. В случае положительного решения – сверить данные, чтобы проверить лицензию на ошибки и полноту внесенной информации.

Банк России не выдает лицензию на осуществление страховой деятельности, если компания не соответствует финансовым требованиям или допустила ошибки при представлении документов.

Повторная подача заявки возможна в течение 30 дней с момента отправки первичного пакета. Если спустя месяц соискатель не внес коррективы и не предъявил документы вновь, заявка на выдачу аннулируется, оставшиеся справки возвращаются компании.

Рассмотрением заявки о выдаче лицензии или отказе в ее получении занимается надзорный орган – Банк России. Государственный регулятор выполняет функции в сфере страхового надзора с 2013 года.

Сроки и госпошлина

Банк России рассматривает возможность выдачи документа в течение 30 дней. После принятия решения по вопросу страховщик получает уведомление в течение 5 дней, независимо от того, выдал ли Центробанк лицензию либо отказал в заявлении.

При положительном решении компания получает письменное уведомление. Оригинал документа высылается заказным письмом на юридический адрес фирмы. При отказе у страховщика есть 30 дней, чтобы внести правки и повторить попытку.

Наличие чека об уплате государственной пошлины – обязательное условие при подаче заявки. Допускается представлять следующие документы в качестве подтверждения факта платежа:

  1. Чек.
  2. Банковский ордер.
  3. Платежное поручение.
  4. Копию справки, подтверждающей онлайн-оплату.
  5. Иные чеки установленного образца с указанием реквизитов, плательщика-страховщика и суммы.

Ответственность за отсутствие лицензии

Если представители органа страхового надзора обнаружат, что финансовая организация осуществляет продажу полисов без разрешения Банка России, к компании могут быть применены различные меры взыскания вплоть до ликвидации в судебном порядке по факту мошенничества.

Штраф и запрет на проведение ряда операций в страховом деле – минимальные меры взыскания для нарушителей порядка осуществления страховой деятельности в РФ. Размер штрафа зависит от конкретного случая. Запрет связан с реализацией полисов и сопутствующих услуг по конкретной отрасли страхования, по которой у страховщика нет официальной лицензии.

Проведение проверки может быть случайным процессом, или напротив, вызвано многочисленными жалобами клиентов.

Заключение

Финансовая сфера наиболее сложная в получении разрешений, лицензий на деятельность. Работа с чужими деньгами, тем более, что они исчисляются в миллионах, всегда граничат с мошенничеством.

Страховые брокеры не несут такой материальной ответственности, поэтому сделать лицензию для них не так сложно. Вообще без лицензии могут работать страховые агенты – они получают, в виде платы за труд, свои проценты за совершенные сделки.

В любом случае организация страховой компании – это тот случай, когда надо тщательно изучить законодательство и требования ЦБР.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть
Adblock detector