Норматив утилизации для экологического сбора 2019

КБК при уплате налога за загрязнение окружающей среды

В соответствии со ст. 24.5 закона «Об отходах производства» от 24.06.1998 № 89-ФЗ экологический сбор классифицируется как неналоговый доход федерального бюджета России. Экологический сбор должен уплачиваться фирмами и ИП, являющимися производителями либо импортерами изделий, которые по факту утери потребительских качеств подлежат утилизации.

Сбор начисляется также в отношении упаковки, в которой поставляется товар (только упаковки, если товар не является готовым к употреблению, — в соответствии с п. 3 ст. 24.5 закона № 89-ФЗ). Сбор не уплачивается субъектами, осуществляющими утилизацию изделий (их упаковки) в соответствии с правилами, установленными постановлением Правительства РФ от 08.12.2015 № 1342.

Денежные средства, поступающие в федеральный бюджет РФ за счет экологического сбора, предполагается направлять на финансирование различных государственных программ, связанных с обеспечением защиты окружающей среды. Например, по строительству заводов, перерабатывающих мусор, полигонов для обезвреживания опасных веществ и др.

Администратор экологического сбора — Росприроднадзор. Данное ведомство является получателем соответствующих платежей, а также субъектом контроля отчетности по нему. Экологический сбор — обязательство, которое многие представители бизнеса рассматривают как весьма схожее с платой за загрязнение окружающей среды. Но отождествлять их неправильно. Почему — расскажем далее

Загрязняя воздух, компании и индивидуальные предприниматели уплачивают деньги в бюджет Росприроднадзора по шифрам классификации, у которых подстатья прибыли нумеруется цифрой 010, а элемент числами 10, 30, 70.

Платеж КБК
Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами 048 1 12 01010 01 0000 120
Выбросы загрязняющих веществ в водные объекты 048 1 12 01030 01 0000 120
Выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа 048 1 12 01070 01 0000 120

Штраф за непредоставление сведений и неуплату экологического сбора

ЭС = С × Т × Н,

где: ЭС — сумма экологического сбора;

С — ставка сбора;

Т — масса утилизируемого товара в тоннах либо количество единиц товара, подлежащих утилизации;

Н — норматив утилизации, установленный законодательно (выражается в десятых долях).

На данный момент действуют законодательно утвержденные:

  • нормативы по сбору (постановление № 2971-р с 01.01.2018,  № 2491-р до 01.01.2018);
  • ставки по экологическому сбору (постановление Правительства РФ от 09.04.2016 № 284).

Объем утилизируемых товаров плательщик рассчитывает сам. Если товары частично утилизируются по правилам, установленным постановлением № 1342, то в формулу, рассмотренную выше, включается только неутилизированный объем товаров. То есть если, например, из 1 т использованных аккумуляторов утилизировано 200 кг, то в расчет сбора включаются 800 кг изделий.

О том, как экологический сбор следует учесть для целей расчета налога на прибыль, читайте в материале «Экологический сбор – в расходы по прибыли».

Сведения о расчете сбора передаются в Росприроднадзор. Подать их туда за прошедший год нужно до 15 апреля следующего года (т. е. за 2017 год — до 15.04 2018). В этот же срок нужно уплатить  экологический сбор за 2017 год (п. 2 постановления Правительства РФ от 08.10.2015 № 1073).

Какие учесть нюансы по срокам отчетности и уплаты экологического сбора в 2019 году (за 2018 год), узнайте из этого сообщения.

Для начала определимся, кто платит экологический сбор и что такое нормативы утилизации. В РФ утвержден перечень товаров и упаковки, подлежащих переработке после утраты ими потребительских свойств. Этот список утвержден Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2017 № 2970-р и включает 46 групп товаров и 8 групп упаковки, начиная с текстильных изделий, заканчивая деревянной, стеклянной и пробковой тарой.

Под утилизацией отходов понимают дальнейшее их использование в производстве, включая:

  • рециклинг — применение по прямому назначению;
  • регенерацию — возврат в производство после соответствующей подготовки;
  • рекуперацию — использование в производстве извлеченных полезных компонентов.

Чиновники подчеркивают, что утилизацией нельзя считать предварительную обработку отходов, их сжигание, обеззараживание и обезвреживание, поэтому подобная переработка не учитывается при расчете выполненных нормативов. В Письмах Росприроднадзора также звучит мысль, что экономические агенты обязаны работать исключительно с отходами, возникшими от использования выпущенных на рынок товаров, а не в процессе всей производственной деятельности.

Подтвердить, что компания выполнила норматив утилизации за 2018 год, позволяют:

  • отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов;
  • соответствующие акты;
  • договор с ИП или юрлицом, имеющим право на переработку.

Поскольку групп товаров много, мы подготовили сводную таблицу, где представлены одновременно и ставки по экологическому сбору, и нормативы утилизации на 2018-2019 годы. Сведения основаны на Распоряжении Правительства РФ от 28.12.2017 № 2971-р в ред. от 16.06.2018 и на Постановлении Правительства РФ от 09.04.2016 № 284 в ред. от 31.10.2018.

Номер группы

Наименование группы товаров

Норматив утилизации, %

Ставка экологического сбора, руб. за 1 тонну

2018

2019

1

Изделия текстильные готовые (кроме одежды)

0

5

16 304

2

Ковры и ковровые изделия

0

5

16 304

3

Спецодежда

0

5

11 791

4

Одежда верхняя прочая

0

5

11 791

5

Белье нательное

0

5

11 791

6

Одежда прочая и аксессуары

0

5

11 791

7

Предметы одежды трикотажные и вязаные прочие

0

5

11 791

8

Изделия деревянные строительные и столярные прочие

5

10

3066

9

Тара деревянная

10

15

3066

10

Бумага и картон гофрированные, тара из гофрированной бумаги и картона

25

35

2378

11

Мешки и сумки бумажные

10

15

2378

12

Тара, упаковка бумажная и картонная прочая

10

15

2378

13

Изделия хозяйственные из бумаги или картона

10

15

2378

14

Принадлежности канцелярские бумажные

10

15

2378

15

Бобины, катушки, шпули из бумаги и картона

0

5

2378

16

Издательская продукция печатная

10

15

2378

17

Нефтепродукты

15

20

3431

18

Шины, покрышки и камеры резиновые

20

25

7109

19

Трубы, трубки, шланги, ленты конвейерные, бельтинг из вулканизированной резины

0

5

8965

20

Изделия из резины прочие

20

25

8965

21

Изделия пластмассовые упаковочные

10

15

3844

22

Изделия пластмассовые строительные

5

10

4701

23

Блоки дверные и оконные, пороги для дверей, ставни, жалюзи и аналогичные изделия пластмассовые

0

5

4701

24

Изделия пластмассовые прочие

5

10

4156

25

Стекло листовое гнутое и обработанное

15

20

2858

26

Зеркала стеклянные

0

5

2858

27

Изделия из стекла изолирующие многослойные

5

10

2858

28

Стекло полое

15

20

2564

29

Бочки и аналогичные емкости из черных металлов

15

20

2423

30

Тара металлическая легкая, укупорочные средства из черных металлов

15

20

2423

31

Тара металлическая легкая, укупорочные средства из алюминия

10

15

2423

32

Компьютеры и периферийное оборудование, офисное оборудование

5

10

26 469

33

Мониторы, приемники телевизионные

5

10

26 469

34

Оборудование коммуникационное

5

10

26 469

35

Техника бытовая электронная

5

10

26 469

36

Приборы оптические и фотографическое оборудование

5

10

26 469

37

Элементы первичные и батареи первичных элементов

0

10

33 476

38

Аккумуляторы свинцовые

15

18

2025

39

Батареи аккумуляторные

15

18

33 476

40

Провода и кабели электронные и электрические прочие

0

5

2423

41

Оборудование электрическое осветительное

5

10

9956

42

Приборы бытовые электрические

5

10

26 469

43

Приборы бытовые неэлектрические

5

10

26 469

44

Инструменты ручные с механизированным приводом

5

10

26 469

45

Оборудование промышленное холодильное и вентиляционное

5

10

26 469

46

Фильтры для двигателей внутреннего сгорания

5

10

3037

47

Упаковка металлическая из стали

15

20

2423

48

Упаковка металлическая из алюминия

10

15

2423

49

Упаковка полимерная

10

15

3844

50

Упаковка из гофрированного картона

25

35

2378

51

Упаковка из бумаги и негофрированного картона

10

15

2378

52

Упаковка стеклянная

15

20

2564

53

Упаковка деревянная и пробковая

10

15

3066

54

Упаковка из текстильных материалов

0

5

16 304

Если производитель (импортер) платит экологический сбор, то полностью рассчитаться по нему необходимо до 15 апреля года, следующего за отчетным. Форма расчета сбора утверждена Приказом Росприроднадзора от 22.08.2016 № 488. Она и копии платежных документов станут подтверждением уплаты.

Бланк расчета

Если компания (самостоятельно либо передав полномочия ассоциации) выполняет нормативы, отчетность нужно успеть сдать до 1 апреля года, следующего за отчетным. Форма утверждена Постановлением Правительства РФ от 08.12.2015 № 1342.

Бланк формы отчета

Если организация не сумела выполнить нормы переработки отходов, она подает сначала отчет о том, сколько утилизировано в течение года (до 1 апреля), а по оставшимся отходам платит деньги (до 15 апреля).

Группа товаров Нменования группы товара Ставка экологического сбора на 1 тонну продукции
№1 Изделия текстильные готовые (кроме одежды) 16304 руб.
№2 Ковровые изделия, ковры 16304 руб.
№3 Спецодежда 11791 руб.
№4 Одеждя верхняя прочая 11791 руб.
№5 Белье нательное 11791 руб.
№6 Одежда прочая и аксессуары 11791 руб.
№7 Предметы одежды трикотажные и вязанные прочие 11791 руб.
№8 Изделия деревянные строительные и столярные прочие 3066 руб.
№9 Тара деревянная 3066 руб.
№10 Бумага и картон гофрированые, тара бумажная и картонная 2378 руб.
№11 Изделия хозяйствнные и санитарно-гигиенические и туалетные принадлежности 2378 руб.
№12 Принадлежности канцелярные бумажные 2 2378 руб.
№13 Изделия избумаги и картона прочие 2378 руб.
№14 Нефтепродукты 3431 руб.
№15 Шины, покрышки, камеры резиновые, восстановление протекоров и резиновых шин 7109 руб.
№16 Изделия из резины прочие 8965 руб.
№17 Изделия пластмассовые упаковочные 3844 руб.
№18 Изделия пластмассовые строительные 401 руб.
№19 Изделия пластмассовые прочие 4156 руб.
№20 Стекло листовое гнутое и обработанное 2858 руб.
№21 Стекло полое 2564 руб.
№22 Бочки и прочие емкости из черных металлов 2423 руб.
№23 Тара металлическая легкая 2423 руб.
№24 Компьютеры и периферийные устройства 26469 руб.
№25 Оборудование коммуникационное 26469 руб.
№26 Бытовая техника электронная 26469 руб.
№27 Приборы оптические и фото-оборудование 26469 руб.
№28 Аккумуляторы 2025 руб.
№29 Батареи аккумуляторные 33476 руб.
№30 Оборудование электрическое осветительное 9956 руб.
№31 Приборы бытовые электрические 26469 руб.
№32 Приборы бытовые неэлектрические 26469 руб.
№33 Инструмент электрический ручной с механичеким приводом 26469 руб.
№34 Оборудование промышленное холодильное и вентиляционное 26469 руб.
№35 Машины и оборудование общего назначения прочие,не включенные в другие группы 3037 руб.
№36 Услуги по изданию газет 2378 руб.
Категория Номер
Бумажная тара и упаковка 12
Бобины из бумаги и картона 15
Издательская продукция 16
Трубы, шланги и ленты из вулканизированной резины 19
Жалюзи и ставни из пластмассы 23
Стеклянные зеркала 26
Изоляторы из многослойного стекла 27
Алюминиевая тара 31
Телевизионные мониторы 33
Батареи первичных элементов 37
Электропроводка и кабели 40
Фильтры для двс 46
Стальная упаковка 47
Алюминиевая упаковка 48
Упаковка из полимеров 49
Упаковка из гофрированного картона 50
Бумажная упаковка 51
Стеклянная упаковка 52
Деревянная и пробковая упаковка 53
Текстильная упаковка 54

Форма отчетности по экологическому сбору

Тарифы установлены в рублях за 1 т продукции, подлежащей утилизации. Действующие тарифы экологического сбора утверждены постановлением Правительства №284 от 09.04.2016 г. Процесс утверждения новых тарифов завершён. Нормативы взимания экологического сбора по всем обобщённым категориям утверждены распоряжением правительства от 28.12.2017 г. №2971-р.

Некоторые из категорий подвергнуты дополнительной детализации. Это будет сделано для того, чтобы выделить новые виды продукции, по которым ранее ставки экологического сбора установлены не были.

Также в планах органов исполнительной власти заметное повышение ставок экологического сбора. Больше других возрастут тарифы на утилизацию для предприятий в сфере производства изделий из чёрных металлов. Таким образом, будет стимулирован процесс поиска крупными производителями путей самостоятельной утилизации отходов производства.

Кто должен вносить оплату за негативное воздействие на окружающую среду

Бланк формы отчета

  1. Юридические лица.
  2. Индивидуальные предприниматели.

Условие – производство или импорт тех категорий товаров, которые включены в перечень. Актуальные данные об этом содержатся в распоряжении Правительства от 24.09.2015 г. №1886.

Не уплачивается сбор за объекты незавершённого производства. В этом случае облагается экологическим сбором только используемая на предприятии упаковка. Также освобождается от уплаты предприятие, которое производит утилизацию образующихся отходов вне пределов Российской Федерации. Сбор уплачивается ежегодно до 15 апреля.

Неуплата сбора не подлежит наказанию. Вопросы финансового характера решаются в судебном порядке. За непредоставление субъектами отчётности предусматривается штраф:

  • для ИП – 3-6 тыс.руб
  • для юрлиц – 20-80 тыс.руб. (ст.8.5 Административного кодекса).

Руководители предприятий и индивидуальные предприниматели могут быть наказаны штрафом в размере 300-500 в соответствии с требованиями статьи 19.7 Административного кодекса.

Какие-либо другие штрафы за неуплату и непредставление расчета по экологическому сбору отсутствуют.

Однако, необходимо обратить внимание на статьи КоАП:

  • Статья 8.5 КоАП за сокрытие или искажение экологической информации штраф на юридических лиц до 80 000 рублей.
  • Статья 19.7 КоАП за непредставление сведений штраф на юридических лиц до 5 000 рублей.

Подготовим декларацию за 2018 г., отчетность, расчет суммы экологического сбора в соответствии с последними изменениями законодательства – оставьте заявку на сайте, или позвоните по тел.: (495) 661-35-70

Особенности расчета экологического сбора в 2019 г.

Работа предприятий по-разному влияет на атмосферу: одни предприятия загрязняют водные ресурсы, другие воздух. Помимо загрязнения, на атмосферу, почву и воду плохо влияет размещение отходов производства. Так, согласно Постановлению Правительства РФ №255 от 03.03.2017 (ред. 29.06.2018), компании уплачивают эту пошлину за:

  • сброс веществ, которые отрицательно влияют на атмосферу, в воздух;
  • выброс различных субстанций в водные ресурсы;
  • распределение и хранение отходов от изготовления и употребления продукции.

Также налог уплачивают нефте- и газодобывающие организации.

Платеж КБК
Размещение отходов производства и потребления 048 1 12 01040 01 0000 120
Размещение отходов производства 048 1 12 01041 01 0000 120
Размещение твердых коммунальных отходов 048 1 12 01042 01 0000 120

Для внесения средств за госпошлину на экологию применяют только одну шифровку типа платежа: 04811208010010000120.

Кроме того, что компании вносят деньги в виде пошлины на загрязнение, Минфин подразумевает и шифры, классифицирующие доход в бюджет, которые систематизируют уплату штрафов за несвоевременный платеж по сборам. Коды бюджетной классификации для штрафов отображены в Приказе Минфина России №132н от 08.06.2018 (ред. 30.11.2018).

Плату за негативное влияние на окружающую среду российские фирмы и ИП вносят уже давно — с 2002 года. Данное обязательство регулируется положениями закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, а также ст. 23 закона № 89-ФЗ. Администратор у обоих платежей один и тот же — Росприроднадзор.

Норматив утилизации для экологического сбора 2019

Несмотря на отнесение обоих платежей к общей юридической отрасли — экологическому праву, экологический сбор и плата за загрязнение окружающей среды (называемая также налогом за негативное воздействие на окружающую среду) — совершенно разные обязательства.

Подробнее см. в этом материале.

Эту обязанность исполняют фирмы и ИП, производственная деятельность которых сопровождается:

  • образованием отходов, требующих консервации на специальных объектах (полигонах, свалках);
  • химическими выбросами в атмосферу;
  • загрязнением водоемов сточными водами.

Подробнее о сравнении экологических платежей читайте в статье «Порядок исчисления и уплаты экологического налога».

Ставки сбора в текущем году

На промышленных предприятиях, которые занимаются производством различной продукции, естественным способом происходит образование отходов. Законодатель установил, что ответственность за порядок утилизации товаров, теряющих с течением времени потребительские свойства, возлагается согласно закону №89-ФЗ на производителей и импортёров. Такая утилизация может осуществляться двумя путями:

  1. Непосредственно на предприятии, или силами специализированной фирмы-утилизатора. Для этого оборудуются специализированные объекты.
  2. Путём уплаты в денежном выражении специального сбора.

Под экологическим сбором понимается процесс взимания средств, освобождающий юридические лица от обязательной утилизации отходов. Большинство руководителей предприятий предпочитают уплату сбора, так как утилизация отходов – исключительно сложный и трудоёмкий технологический процесс. Правила переработки различных видов отходов не имеют чётко определённой государством регламентации. Во избежание уплаты серьёзных штрафных санкций, бывает лучше выбрать второй вариант расчёта с государством.

Если фирма самостоятельно утилизирует часть отходов, расчёт и уплата экологического сбора осуществляется за долю, которая не подверглась переработке. Кроме того, учитывается в качестве отходов 100% упаковки.

Экологический сбор не следует путать с фискальным платежом, который называется сбор за негативное воздействие на окружающую природную среду (НВОС). Кроме того, экологический сбор не относится к категории налоговых платежей. Экологический сбор уплачивается субъектами в случае, если они не выполняют обязанности по утилизации отходов.

Норматив утилизации для экологического сбора 2019

Экологический сбор платят лица, которые выпускают или импортируют изделия (их упаковку), требующие утилизации по факту завершения их эксплуатации. Но, обратите внимание, если товары и упаковка товаров импортируются не в целях последующей реализации потребителям, а для собственных нужд, то импортеры не уплачивают экологический сбор и не представляют отчетность. Это подтверждают чиновники — см. «Росприроднадзор уточнил, как производителям и импортерам платить экологический сбор».

Перечень конкретных товаров (и различных видов упаковки для них), которые должны быть утилизированы по факту утери эксплуатационных характеристик, утвержден распоряжением Правительства РФ от 28.12.2017 № 2970-р (действует с 01.01.2018 взамен ранее действовавшего распоряжения Правительства РФ от 24.09.

В другом НПА, распоряжении Правительства РФ от 28.12.2017 № 2971-р (действует с 01.01.2018 взамен ранее действовавшего распоряжения Правительства РФ от 04.12.2015 № 2491-р), установлены нормативы для различных типов утилизируемых товаров, за которые нужно уплачивать экологический сбор, чтобы определять объем этих товаров (так же, как и упаковочных материалов для них).

Например, для аккумуляторов (код 27.20 по классификатору ОК 034-2014) в 2019 году норматив по экологическому сбору равен 18%. Это значит, что юрлицо (или ИП), утилизирующее отработанные аккумуляторы, должно заплатить сбор 18% от их общего объема.

Для 2019 года не предусмотрены нулевые нормативы по экологическому сбору. Они действуют только в 2018 году, в частности, в отношении текстильных изделий (код 13.00 по ОК 034-2014). Это значит, что платить за утилизацию соответствующего типа товаров и упаковки для них плательщики не должны. Однако они обязаны представить в Росприроднадзор расчеты по экологическому сбору по итогам 2018 года.

ЭС = С × Т × Н,

С — ставка сбора;

  • С — ставка сбора;
  • Ку — установленное количество утилизированных отходов в кг;
  • Кд — количество отходов, которые были фактически отправлены на переработку, в кг.

После того как компания уплатит экологический сбор либо предоставит отчет о выполнении норм, она выполнит обязанность по защите окружающей среды от негативного воздействия отходов.

Бланк формы отчета

Ответственность

RoomGuru RU

На проверку отчетов у Росприроднадзора есть три месяца. Помимо этого, выполнение нормативов и уплату сумм на защиту экологии инспекторы контролируют во время плановых и внеочередных проверок. За нарушение требований закона о защите окружающей среды от воздействия отходов предусмотрено несколько видов ответственности, в том числе уголовная.

19 июня 2019 года вступили в силу изменения, внесенные в Кодекс об административных правонарушениях Федеральным законом от 17.06.2019 N 141-ФЗ

Введена новая статья 6.35 КоАП РФ об ответственности за нарушение санитарных норм при обращении с отходами (штрафы для должностных лиц — от 30 000 до 40 000 рублей, для компаний — от 250 000 до 350 000 рублей).

Появилась и еще одна статья — статья 8.2.1 КоАП РФ — об ответственности за разрушение озонового слоя (штраф для компаний — от 250 000 до 400 000 рублей).

Новой статьей 8.5.1 введена ответственность за непредставление или несвоевременное представление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов (штраф — от 70 000 до 150 000 рублей для юрлиц), а нормами статьи 8.41.1 КоАП РФ — ответственность за неуплату сбора, который должны уплачивать не утилизирующие отходы самостоятельно: штраф будет равен двукратному размеру сбора, но не менее 250 000.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть
Adblock detector