В чем разница между Федеральным банком и Федеральным резервом США
История ФРС
Первым учреждением, выполняющим функции центрального банка США был Первый банк Соединённых Штатов, созданный Александром Хэмилтоном в 1791 году. Его полномочия не были продлены в 1811 году. В 1816 году был образован Второй Банк Соединённых Штатов; его полномочия не были продлены в 1836 после того, как он стал объектом критики со стороны президента Эндрю Джексона.
С 1837 по 1862 годы в Эру Свободных Банков центрального банка формально не существовало. С 1862 до 1913 гг. в США по соответствующему закону действовала система национальных банков. Серия банковских паник – в 1873, 1893 и 1907-м гг. создала серьёзный спрос на создание централизованной банковской системы.
https://www.youtube.com/watch?v=usernaexsee
Сенатор Нельсон Олдрич Рокфеллер основал две комиссии: одну для глубокого изучения американской денежной системы, другую (которую возглавлял сам Олдрич) – для изучения и подготовки отчётов по европейским банковским системам. Приехав в Европу с негативным отношением к центральным банкам, Олдрич изменил своё мнение, изучив немецкую банковскую систему и пришёл к выводу о её преимуществах перед системой выпускаемых государством облигаций, которую Олдрич предпочитал ранее.
Идея центрального банка встретила жёсткую критику со стороны оппозиционных политиков, которые относились к ней с подозрением и выдвигали против Олдрича обвинения в необъективности из-за его близких отношений с богатыми банкирами (такими, как Дж.П.Морган) и ввиду брака его дочери с Джоном Д. Рокфеллером-младшим.
В 1910 году ведущие финансисты США: сам Нельсон Олдрич, банкиры Пол Варбург, Фрэнк Вандерлип, Гарри Дэвидсон, Бенджамин Стронг, помощник Секретаря Казначейства США Пиатт Эндрю в течение 10 дней проводили “мозговой штурм” на острове Джекил для выработки компромисса относительно структуры и функций будущего центрального банка. Результатом стала схема, которую Олдрич представил Конгрессу США[1].
Олдрич выступал за полностью частный центральный банк с минимальным вмешательством государства, но пошёл на уступку в том, что государство должно быть представлено в Совете директоров. Большинство республиканцев одобряли план Олдрича, но их поддержки было недостаточно для прохождения закона в Конгрессе.
Прогрессивные Демократы предпочитали резервную систему, находящуюся в собственности и под управлением государства, неподконтрольную финансовой системе Уолл-стрита. Консервативные Демократы защищали идею частной, но децентрализованной резервной системы, которая через децентрализацию выводилась бы из-под контроля Уолл-стрит.
В июле 1979 года Президент США Картер назначил Пола Волкера председателем ФРС. Волкер сумел обуздать галопирующую инфляцию, сократив её до 1% путём сокращения денежной эмиссии и ужесточения денежной политики. На посту председателя ФРС Пола Волкера в 1987 году сменил Алан Гринспен. В феврале 2006 года пост председателя ФРС занял Бен Бернанке.
Тестовые задания
-
В каком
году в качестве национальной денежной
единицы был введен доллар США?
-
в 1785
г.; 3) в 1865 г.; -
в 1792
г.; 4) в 1913 г.
-
Организационная
форма Федеральной резервной системы:
-
унитарное
предприятие; -
кооператив;
-
акционерное
общество; -
казенное
предприятие; -
фермерское
хозяйство.
-
Какие
кредитно-финансовые учреждения
составляют кредитную систему США?
-
ФРС,
коммерческие банки, специализированные
кредитно-финансовые институты; -
министерство
финансов, комитет кредитных учреждений,
специализированные кредитно-финансовые
учреждения; -
Банк
США, банковские учреждения (депозитные
банки, учетные дома), коммерческие
банки; -
Федеральная
резервная система, чартерные банки,
специализированные кредитно-финансовые
учреждения.
-
Какой
орган занимается подготовкой проекта
федерального бюджета в США?
-
административно-бюджетное
управление; -
администрация
президента; -
министерство
финансов; -
бюджетное
бюро.
-
Ведущим
источником поступлений в доходы
федерального бюджета США является:
-
подоходный
налог; -
налоги
на дарения и недвижимость; -
федеральный
налог на прибыль корпораций; -
акцизные
сборы.
-
Как
называются крупные частные коммерческие
банки Канады?
-
трастовые; 3) страховые;
-
чартерные; 4) государственные.
-
Когда
начинается финансовый год в Канаде?
-
1
января; 3) 1 июля; -
1 апреля;
4) 1 октября.
3. Какие
расходы финансируются за счет целевых
трансфертов федерального бюджета
Канады?
1) среднее
образование;
2)
содержание административного аппарата;
3)
здравоохранение;
4)
транспорт;
5)
строительство дорог.
4. Какой
налог приносит наибольшие поступления
в федеральный бюджет?
1) налог
на прибыль компаний;
2)
подоходный налог с населения;
3) налог
с продаж;
4) налог
на товары и услуги;
5) налог
на прирост рыночной стоимости активов.
5. Какие
налоги поступают в местные бюджеты
Канады?
1) акцизы;
2) налог
на недвижимость;
4) налог
на предпринимательство.
Юридический статус ФРС
Правовой статус ФРС определён Законом о ФРС в виде особого финансового учреждения, объединяющего черты как независимого юридического лица, так и публичного государственного агентства.
Независимость эмиссионного центра от правительства объясняется стремлением обеспечить баланс между налогоплательщиками и правительством (находящихся в отношениях “нанимателя” и “подрядчика”), а также исторически сложившейся в США банковской системой, и предотвратить возможность использования денежной эмиссии в краткосрочных интересах Правительства США (например, для покрытия дефицита бюджета).
В 1982 году суд центрального округа штата Калифорния вынес постановление по делу “Джон Льюис против Соединённых Штатов”, в котором определил, что Федеральные резервные банки, входящие в стуктуру ФРС (см. ниже), не являются учреждениями, к которым могут быть предъявлены иски частных лиц по закону об исках к государственным организациям и служащим (Federal Tort Claims Act).
2.3. Финансово-кредитная система японии
Канада
—
государство в Северной Америке, занимает
второе место в мире по площади с
населением более 34,8 млн человек.
Омывается Атлантическим, Тихим и
Северным Ледовитым океанами, граничит
с США на юге и на северо-западе, с Данией
(Гренландией) на северо-востоке и
Францией (Сен- Пьер и Микелон) на востоке.
Граница Канады с США является самой
протяженной общей границей в мире.
Канада
– федеративное государство, состоящее
из 10 провинций и 3 территорий. По
форме государственного устройства
— конституционная монархия с
парламентарной системой, двуязычная
страна, где английский и французский
языки признаны официальными на
федеральном уровне.
Канада
является активным участником «Большой
семерки» – группы наиболее крупных
развитых стран. Ее ВВП превышает
1,74 трлн дол. (9-е место), а ВВП на душу
населения составляет более 50 тыс. дол.
США, что свидетельствует о высоком
уровне экономического развития. Согласно
рейтингу ООН Канада занимает одно из
первых мест в мире среди стран, наиболее
благоприятных для жизни.
https://www.youtube.com/watch?v=upload
Общественные,
торговые и личные услуги, включающие
просвещение, здравоохранение, гостиничное
дело и досуг, составляют 22% ВВП Канады
и являются крупнейшим источником
доходов страны. Второй по величине
источник государственных доходов
– финансовые операции. Торонто и Монреаль
– это основные финансовые центры Канады.
В Торонто находится главная фондовая
биржа страны — Toronto
Stock
Exchange,
вторая
по активности в Америке и шестая в мире.
Канада
– богатая, технологически
высокоразвитая индустриальная страна
с рыночно ориентированной
экономикой и высоким уровнем
жизни.
Значительный рост промышленного
производства,
горнодобывающей промышленности
и сферы услуг
в период после Второй
мировой войны превратил канадскую
экономику из преимущественно сельской
в преимущественно индустриальную и
городскую.
Благодаря
своему человеческому потенциалу и
развитой системе образования Канада
всегда была одним из лидеров в сфере
науки и технологии. При содействии
правительства и поддержке предпринимателей
был сделан большой шаг вперед в области
усовершенствования и разработки новых
транспортных средств, средств связи,
оборудования для горнодобывающей,
лесной промышленности, гидротехники,
ядерной
энергетики и пищевой промышленности.
Канада
– торговая страна. Экспорт товаров и
услуг превышает
452
млрд
дол. США,
а
импорт – 450
млрд
дол.
В годы
Второй мировой войны Канада
вышла на высокий уровень
экономического развития и
удерживает его до сих пор.
В период 1993-2007
гг.
реальный рост
ВВП
составлял
около
3%
в
год. Однако под влиянием мирового
финансовогокризиса
в 2009
г.
ВВП сократился на 2,5%.
Безработица достигла
8,3%,
особенно
в сфере промышленного производства
и
эксплуатации природных ресурсов.
В 2010
г.
реальные темпы роста экономики страны
составили
3,21%
и
были на уровне самых высоких в группе
ведущих рыночных стран. В апреле
2010
г.
объем ВВП Канады
в текущих
ценах достиг 1,6 трлн. канадских долларов
и превзошел предкризисный максимум
октября 2008
г.
Рецессия
тяжело сказалась на обрабатывающем
секторе
канадской
экономики. В этом секторе спад был
наиболее продолжительным.
Особенно глубоким был спад в черной и
цветной
металлургии, в нефтехимии, производстве
электротехнических изделий и
оборудования, автомобилестроении,
производстве
пластмасс и изделий из них и в
деревообрабатывающей промышленности.
В горнодобывающей и нефтегазовой
промышленности, в электроэнергетике
падение производства было существенным,
но кратковременным. Уже с февраля 2009
г. стали значительно увеличиваться
объемы добычи нефти
и газа (после резкого спада в предшествующие
четыре месяца). К апрелю 2010 г. предкризисный
уровень продаж превзошли все добывающие
отрасли, лесопромышленный комплекс, а
также тесно связанные с сырьевыми
отраслями «первичные обрабатывающие
производства» — выпуск полуфабрикатов
цветных и черных металлов, переработка
минерального сырья и производства
минеральных удобрений, нефтехимическая
промышленность.
В
отраслях сферы услуг рецессия сильнее
всего сказалась на оптовой торговле.
Вместе с тем начиная со II квартала
2009 г. наметилась положительная динамика
в розничной торговле, транспортных
услугах и услугах делового характера.
Отрасли общественных услуг продолжали
расти довольно высокими темпами и в
условиях кризиса.
Финансовый
сектор Канады продемонстрировал
поразительную степень устойчивости,
в то время как эпицентр финансово-экономических
потрясений находился в соседних США,
с которыми Канаду связывают тесные
торгово-инвестиционные связи. В
секторе финансов и недвижимости не
было ни одного банкротства, более того,
на фоне провалов в большинстве других
развитых стран был достигнут впечатляющий
рост. В 2009 г.
он составил 2%, а доля этого
крупнейшего сектора экономики Канады
в ВВП увеличилась до 21,1% по
сравнению
с
20,1%
в
предкризисном
2008 г. Канада оказалась
одной из немногих развитых стран, в
которых
правительству
не пришлось спасать обанкротившиеся
финансовые учреждения с помощью
многомиллиардных бюджетных вливаний.
Не
случайно поэтому на различных
международных экономических саммитах
эксперты оценивают канадскую
банковско-финансовую систему как
«самую устойчивую». Отмечается
«разумно осторожная стратегия» канадских
банков, высокий уровень самодисциплины
и стремление «не ввязываться в чрезмерно
рискованные и авантюрные операции».
Следует также отметить, что в отличие
от ФРС США финансовые власти Канады
придерживались осторожного подхода
при проведении в последние годы
неизбежных и необходимых финансовых
реформ. Сохранены существенно более
строгие, чем в соседних
Соединенных Штатах, стандарты надзора
и регулирования в финансовом секторе.
https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru
В целом
конъюнктура мировых рынков продолжает
благоприятствовать экономике Канады
с ее сильными ресурсным сектором и
развитым сельским хозяйством. Однако
рост цен на сырье, энергоносители и
продовольствие, а также укрепление
курса национальной валюты оказывают
неодинаковые влияние на различные
отрасли и регионы.
Канадская
экономика отличается большой устойчивостью
во многом благодаря положительному
торговому балансу, наличию богатых
ресурсов (железо, никель, цинк, медь,
золото, свинец, молибден, калий, алмазы,
серебро, рыба, древесина, уголь, природный
газ, водная энергия), квалифицированной
рабочей силы и капиталов.
В хозяйстве
Канады наблюдается значительная
региональная дифференциация. Промышленные
и финансовые центры страны расположены
в Южном Онтарио и Квебеке. Основной
объем зерновых производится в степных
провинциях Манитоба, Саскачеван и
Альберта; в последней из них добываются
почти вся нефть и природный газ Канады.
Британская Колумбия дает основную
часть продукции лесопромышленности.
На севере и северо-западе страны
добываются полезные ископаемые.
На
промышленность
приходится почти треть ВВП, свыше
четверти занятых в экономике и треть
стоимости экспорта Канады. Эта сфера
хозяйства характеризуется высоким
техническим уровнем, многоотраслевым
составом при важной роли сырьевых
производств. В стране получили развитие
энергетика и горнодобывающая
промышленность, цветная металлургия
и ряд энергоемких отраслей, перерабатывающих
сырье на экспорт.
Канада
не имеет предприятий по производству
легковых автомобилей или грузовиков.
Вместо этого в Онтарио и Квебеке
производят свои машины многочисленные
американские и японские автомобильные
предприятия. Часть машин, изготовленных
в стране, предназначена для канадского
рынка, но большинство их экспортируется
в США. С другой стороны, Канада
— это мировой лидер в авиастроении и
производстве поездов метро.
Топливно-энергетический
комплекс
Канады
— один из самых развитых в мире. В
потреблении первичных источников
энергии около 2/3
приходится
на жидкое и газообразное топливо; 1/10
–
на уголь и 1/4
–
на гидроэнергию. По производству
электроэнергии Канада занимает пятое
место в мире, а по ее выработке на душу
населения она стоит на втором месте
после Норвегии.
Сельское
хозяйство
развито в южных районах страны, тогда
как на обширных северных территориях
распространены лишь оленеводство,
охота и рыболовство. Наиболее важными
сельскохозяйственными районами являются
центральная Канада и степные
провинции, причем они имеют различную
специализацию.
Традиционно
банковская система Канады и государственные
финансовые институты проводили и
проводят весьма консервативную политику.
В значительной степени именно эта
консервативность позволяет стране
уверенно развиваться в непростых
экономических условиях.
Функции ФРС
Текущие функции ФРС:
- выполнение обязанностей центрального банка США
- поддержание баланса между интересами коммерческих банков и общенациональными интересами
- обеспечение надзора и регулирования банковских учреждений
- защита кредитных прав потребителей
- управление денежной эмиссией (с нередко конфликтующими целями: минимизация безработицы, поддержание стабильности цен, обеспечение умеренных процентных ставок)
- обеспечение стабильности финансовой системы, контроль за системными рисками на финансовых рынках
- предоставление финансовых услуг депозитариям, в том числе Правительству США и официальным международным учреждениям
- участие в функционировании системы международных и внутренних платежей
- устранение проблем с ликвидностью на местном уровне
- укрепление роли США в мировой экономике
Банки-члены регионального Федерального Резерва
Любой коммерческий банк, соответствующий стандартным требованиям ФРС, может стать членом (акционером) местного регионального отделения. В настоящее время (2008 год) в структуру ФРС входят 38% всех банков и кредитных союзов на территории США (около 5,6 тысяч юридических лиц).
Полные списки банков-акционеров ФРС опубликованы на сайтах соответствующих региональных отделений ФРС (пример: [1]).
Организационная структура
Высшее руководство
Бен Шалом
Бернанке
(председатель Совета управляющих ФРС)
Руководящим органом ФРС является Совет управляющих (англ.Board of Governors) в составе 7 членов, которых назначает Президент США с одобрения сената Конгресса США. Каждый член Совета назначается сроком на 14 лет с правом продления полномочий.
Законом о ФРС предусматривается право Президента США уволить любого управляющего ФРС (на практике эта норма не применялась).
Совет управляющих возглавляет Председатель и его заместитель.
В данный момент членами Совета являются:
- Бен Бернанке — председатель
- Дональд Кон — заместитель председателя
- Элизабет Дюк
- Рэнделл Кросцнер
- Кевин Уорш
- (2 места в настоящий момент временно вакантны)
Центральные учреждения ФРС находятся в Вашингтоне.
Функции Совета:
- надзор за системным функционированием ФРС
- принятие решений в области регулирования
- определение требований к валютному резервированию
Карта региональных отделений ФРС
Совету управляющих подчинены 12 региональных отделений ФРС, называемых “Федеральными резервными банками”. Региональные отделения географически расположены в 25 филиалах и осуществляют свои полномочия в закреплённых за ними штатах, называясь по имени тех городов, в которых расположены их штаб-квартиры (Сан-Франциско, Канзас Сити и т.п.).
Каждое региональное отделение имеет собственный совет управляющих. 9 членов совета поделены на классы A, B и C:
- 3 управляющих класса A выбираются банками-акционерами ФРС из собственных представителей (один от крупных банков, один от средних, один от малых)
- 3 управляющих класса B выбираются банками-акционерами ФРС из числа людей, не работающих в банковской системе (один от крупных банков, один от средних, один от малых)
- 3 управляющих класса C назначаются Советом управляющих ФРС.
https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru
Президент каждого регионального отделения назначается с согласия Совета управляющих ФРС. Список всех управляющих региональных банков публикуется ФРС ([2]).
Функции региональных отделений ФРС:
- устанавливать учётные ставки с разрешения Совета управляющих ФРС
- отслеживать состояние местных экономических и финансовых учреждений
- предоставлять финансовые услуги Правительству США и другим депозитариям
Банки-члены регионального Федерального Резерва
Капитал ФРС имеет чисто акционерную форму собственности. В этом плане США отличаются от стран, где капитал Центрального банка полностью принадлежит государству (Великобритания, Канада) или является акционерным с долей государства в нём (Бельгия, Япония).
ФРС осуществляет денежную эмиссию путём покупки обязательств (облигаций) Казначейства США (в особых случаях – и других активов). Таким образом, обменные операции с долларами основаны на доверии к Правительству США и финансовой системе США в целом.
Процентные выплаты по облигациям Казначейства составляют доход ФРС. Другими источниками дохода являются доходы от платежных операций, депозитов, операций с ценными бумагами.
Размеры зарплат управляющим ФРС назначаются Конгрессом. В 2008 году годовая зарплата председателя составила 191 300 долларов США, остальных управляющих Совета – 172 200 долларов США.
После выплаты зарплат управляющим и сотрудникам ФРС и фиксированных дивидендов по акциям, ФРС перечисляет остаток прибыли на счета Казначейства, которые поступают в доходную часть бюджета. Например, в 2006 году ФРС получила чистый доход 34,195 млрд. долларов США, из которых 871 млн. было выплачено в качестве дивидендов акционерам, в доходную часть бюджета поступило 4,272 млрд., процентные выплаты Казначейству США составили 29,052 млрд ([4]).
Текущий балансовый отчёт ФРС: Статистический отчёт ФРС, раздел H.4.1(англ.)
Самостоятельность
Решения ФРС имеют самостоятельную силу и не требуют одобрения со стороны Президента или иных государственных структур.
Согласно закону о Федеральном резерве, ФРС ежегодно отчитывается перед Палатой Представителей Конгресса США, дважды в год – перед Банковским комитетом Конгресса США.
Деятельность ФРС более 100 раз проходила аудит Счётной Палаты США (англ. Government Accounting Office), а также периодически проверяется независимыми аудиторскими фирмами[4].
Критика ФРС
История критики ФРС
Некоторые известные экономисты (например, Милтон Фридман) обвиняли ФРС в том, что её вмешательство в финансовую систему не препятствовало, а наоборот – создавало условия для возникновения финансовых кризисов. Потому что, если контролировать выпуск денег, то можно искусственно создавать финансовые кризисы.
Секретность
https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru
Имеются существенные претензии к прозрачности обсуждений, проходящих в Федеральном комитете по открытому рынку (ввиду важности его функций по формированию национальной денежной политики США).
Конспирология
-
Основная статья: Альтернативные теории о создании и функционировании ФРС США