Как не попасть на заседание комиссии по легализации налоговой базы?

Вызов брошен

Далее плательщику направляется письмо с предложением исправить свои ошибки и погасить задолженности. Подготавливаются документы на рассмотрение Комиссии.

Если плательщиком исправлены допущенные нарушения, то слушание носит корректирующий, разъяснительный и рекомендательный характер. В случае, если нарушитель самостоятельно не исправил допущенные ошибки, то назначается дополнительное слушание и рассматривается возможность выездной проверки.

Плательщик, деятельность которого вызывает обоснованное подозрение или выявлен подтвержденный факт нарушений, приглашается на заседание Комиссииписьмом-приглашением. В тексте должны быть указаны точное место, время заседания.

До этого приглашения высылается уведомление, в котором указаны факты, подлежащие самостоятельному исправлению:

  • анализ результатов хозяйственно-финансовой деятельности;
  • причины убытков;
  • низкий налоговая нагрузка;
  • высокий УВ вычетов НДС;
  • вопросы по заработной плате;
  • исправление искажений в отчетности.

Плательщик, в собственных интересах, обязательно должен посетить слушание. Игнорирование такой серьезной организации, как налоговая служба, не разумно.

Перед походом на слушание важно подготовиться. Большинство руководителей среднего и малого бизнеса практически ничего не понимают в финансовой отчетности своего предприятия. Хуже всего, что и штатный бухгалтера (если они есть) тоже не ориентируются в таком отчете, например, как баланс.

Как проводится заседание комиссии?

Практика показывает, что руководители заказывают отчетные документы бухгалтеру, который принимает такие заказы от нескольких организаций. Следовательно, важно самому разобраться и пополнить свой словарный запас необходимыми терминами.

На слушании нужно заполнять своеобразные анкеты, в которые вписываются ответы на следующие вопросы:

  • основные средства предприятия;
  • величина средств на расчетном счете. Если факт нарушений доказан и имеет серьезную подоплеку, то эта информация может быт затребована ФНС с самого банка;
  • основные дебиторы и кредиторы организации;
  • структура доходов и расходов;
  • персонал – количество, виды документов, на основании которых приняты на работу (трудовой договор, контракт).

На слушании необходимо отвечать на вопросы членов комиссии. Если обвинения обоснованы, то отрицать их нет смысла. Лучше заверить комиссию в том, что ошибки в процессе исправления. Но и усугублять свое положение дополнительными признаниями не стоит. Каждая новая информация приближает к выездной проверке и аудиту.

Когда комиссия может обратить внимание на налогоплательщика? Например, в отношении него установлены факты (либо есть основания подозревать о наличии фактов) неполного отражения хозяйственных операций, несвоевременного перечисления налогов, фальсификации налоговой или бухгалтерской отчетности. Или, к примеру, отсутствуют объяснимые причины тех или иных результатов деятельности. Тогда налогоплательщика (руководителя и главного бухгалтера) могут вызвать на комиссию.

Типичное основание вызова налогоплательщика на комиссию – неоднократные убытки по данным налогового учета. На заседании комиссии по легализации объектов налогообложения с налогоплательщика попросят пояснения и предложат самостоятельно уточнить свои налоговые обязательства. О том, как можно написать пояснения в налоговую по убыткам, мы рассказывали в нашем материале.

Работа комиссий по легализации налоговой базы велась в соответствии с Письмом ФНС РФ от 17.07.2013 № АС-4-2/12722. Однако Письмом ФНС России от 21.03.2017 № ЕД-4-15/5183@ указанное ранее письмо отменено.

Вероятнее всего отмена носит чисто технический характер и связана с изменением в администрировании страховых взносов с 01.01.2017. Ведь с этой даты к ФНС перешли полномочия по контролю за страховыми взносами. А учитывая, что ранее действовавший порядок работы комиссий по легализации вопросы страховых взносов не затрагивал, можно предположить выход в ближайшем будущем на смену Письму ФНС РФ от 17.07.

Сам по себе факт получения убытка не хорош и не плох. Если обратиться к законодательству, то п. 1 ст. 2 ГК РФ поясняет, что предпринимательством называют самостоятельную деятельность, которая осуществляется на свой риск. При этом данная деятельность должна быть законна, а ее целью является систематическое получение прибыли. Обратите внимание, что получение прибыли — это именно цель, а никак не обязательный результат предпринимательства.

Данная трактовка закона находит подтверждение и в судебных документах, например, в постановлении пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 24.10.2006 № 18, а также в постановлениях ФАС Московского округа от 09.11.10 № А40-175533/09-35-1333 и от 04.05.10 № А40-114683/09-4-826.

Таким образом, убыток в хоздеятельности предприятий и предпринимателей вполне допустим и нередко обоснован (например, в самом начале их работы). Другое дело, что существуют довольно серьезные причины убыточной деятельности — вот они-то тщательно анализируются и изучаются контролерами.

Порядок проведения налоговых комиссий разъяснен в открытом письме ФНС «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» от 17.07.2013 № АС-4-2/12722@.

Обратите внимание! Письмо ФНС от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 отменено письмом ФНС от 21.03.2017 № ЕД-4-15/5183@. Регламентировать порядок работы комиссий скоро будет новый документ.

Ее единственная цель, как следует из данного документа, — увеличение поступлений налоговых платежей в бюджет. Существует также мнение, что одной из причин появления налоговых комиссий является повышение инвестиционной привлекательности российского бизнеса.

Комиссия по легализации налоговой базы действует на основании приказа, а ее состав утверждает начальник налогового органа.

Как не попасть на заседание комиссии по легализации налоговой базы?

Кто может быть членом комиссии в налоговой инспекции? Это руководители и уполномоченные сотрудники отделов, выполняющие следующие функции:

  • проведение проверок (камерального и выездного характера);
  • осуществление предпроверочного анализа;
  • урегулирование задолженности.

В составе комиссии могут быть также представители исполнительной власти, сотрудники правоохранительных органов, Пенсионного фонда РФ, Госинспекции по труду и прокуратуры.

Давайте рассмотрим схему действия налоговой комиссии по легализации налоговой базы. Она состоит из нескольких последовательных этапов:

  1. Производится отбор «подходящих» налогоплательщиков, формируются соответствующие списки по вызову в налоговую на комиссию.
  2. Проводятся аналитические мероприятия в отношении финансово-хозяйственной деятельности выбранных налогоплательщиков, подготавливается информация для предстоящего заседания. Здесь следует понимать, что такой анализ производится комплексно. Поэтому даже если причиной внимания контролеров стал убыток по налогу на прибыль, налоговики будут изучать декларации и документы не только по этому налогу, но также и по остальным — НДС, транспортному, акцизам, НДФЛ и т.д.
  3. Выбранным налогоплательщикам рассылаются информационные письма по установленной форме, содержащие предложение о самостоятельном внесении в отчетность соответствующих изменений. Данный документ должен быть оформлен в соответствии с приложением 11 к письму ФНС № АС-4-2/12722@. В случае, если налогоплательщик не реагирует на послание инспекторов или отказывается внести изменения в отчетность, его вызывают на заседание.

1. Юридические и физические лица, деятельность которых, по оценке контролеров, имеет налоговые риски. При обнаружении данного факта таким налогоплательщикам дается возможность исправить ситуацию самостоятельно.

2. Недобросовестные плательщики налогов, имеющие сумму заниженной налоговой базы, недостаточную для назначения выездной проверки. Комиссия также дает им шанс поправить положение, однако если они его не используют, выездной проверки, скорее всего, не избежать.

Форма информационного письма

Какие же действия налогоплательщиков могут вызвать повышенный интерес контролеров? Это:

  • заявление организацией убытков при ведении финансово-хозяйственной деятельности (в случае, если в строке 100 листа 02 декларации по налогу на прибыль заявлен убыток, так же, как и за предыдущие 2 налоговых периода, или если данная строка не заполнена);
  • низкий показатель налоговой нагрузки по налогу на прибыль, а также по другим налогам.

Ннп = Нпо / Дрв,

Ннп — значение налоговой нагрузки;

Нпо — сумма налога на прибыль за отчетный период (строка 180 листа 02 декларации);

Дрв — суммарное значение доходов от реализации и внереализационных доходов (сумма строк 010 и 020 листа 02 декларации).

Низкой прибыльная налоговая нагрузка считается в том случае, если она составляет менее 3% для производственных организаций и менее 1% — для торговых.

Верно рассчитать налог и налоговую нагрузку можно только на основании грамотно составленных налоговых регистров — о том, как их создать, читайте в статье «Как самостоятельно разработать налоговые регистры по налогу на прибыль?».

1. В «проблемный» период снизились цены на реализуемые фирмой товары (работы, услуги) из-за падения спроса, снижения цен, изменения конъюнктуры рынка, истечения срока годности товара, отказа покупателя от сделанного им ранее заказа, проведения работ по освоению новых рынков сбыта, сезонных колебаний спроса.

2. Снизились стоимость реализации и себестоимость, поэтому ранее приобретенные товары или произведенную продукцию налогоплательщик вынужден реализовать с убытком.

Как действуют налоговики

Привычные методы налогового контроля установлены Налоговым кодексом и с каждым годом новыми изменениями законодательства ужесточаются и приобретают гибкость, мобильность, новые полномочия и возможности. Так, традиционная камеральная проверка, производимая на территории налоговой инспекции, расширила пределы — теперь инспекторы вправе проводить осмотр зоны налогоплательщиков.

Самым тяжелым видом контроля для предпринимателей всегда являлись выездные проверки, в ходе которых непременно выявлялись факты нарушения.

Однако 5 лет назад появилась новая форма контрольных мероприятий, оказывающая не меньшую нагрузку на налогоплательщиков, — вызов на комиссию по легализации налоговой базы.

Налоговый кодекс, как и другие акты законодательства, не регламентируют процедуру вызова на комиссию.

Источником правовой базы мероприятия являются лишь разъяснительные письма ФНС, составляемые для налоговых инспекторов.

Собрание комиссии и вызов на нее проводятся не хаотично, а имеют планирование, схожее с планами по выездным проверкам. Фирмы, которые попали в списки выездных мероприятий, как правило, сначала проходят комиссию. Однако налоговые органы приглашают на комиссию и тех налогоплательщиков, которых не включили в планы ВНП, но по которым обнаружены неправомерные деяния.

ФНС России утвердила новый порядок проведения заседания комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам. Как себя вести? К чему приготовиться? Отвечаем на эти вопросы в нашем обзоре.

Новый регламент

С 25 июля 2017 года налоговые комиссии по легализации занимаются мониторингом базы по НДФЛ и страховым взносам на основе нового порядка. Он закреплён письмом ФНС России № ЕД-4-15/14490. Одновременно перестал действовать прежний регламент. Он был утверждён письмом ФНС от 17.07.2013 № АС-4-2/12722.

Основной принцип такой: деятельность каждого интересующего комиссию по легализации налоговой базы лица рассматривают отдельно.

Все вопросы комиссии по легализации в адрес должностного лица (представителя) компании (ИП, физлица), который пришёл на заседание, должны касаться обнаруженных проверяющими фактов и несоответствий. В связи с этим будет предложено:

  • дать пояснения;
  • уточнить, что организация предпринимает и/или планирует предпринять для улучшения показателей своей финансово-хозяйственной деятельности и недопущения нарушения налогового законодательства.

Как не попасть на заседание комиссии по легализации налоговой базы?

Также напомним, что комиссии по легализации базы с 2017 года занимаются и мониторингом базы по страховым взносам. Это связано с изменениями в законодательстве с 01.01.2017.

Также см. «Новый регламент работы комиссий по легализации налоговой базы с 2017 года».

По итогам заседания комиссии по легализации объектов налогообложения и базы она формулирует свои рекомендации:

  • по ликвидации нарушений, которые имели место при формировании базы по налогам и взносам;
  • по мерам, которые надо принять для закрытия долгов перед бюджетом.

Комиссия может предложить подать уточненные декларации, расчеты по форме 6-НДФЛ, расчеты по страховым взносам за прошлые периоды, в которых уточнить отчётные показатели. Например:

  • расходы предпринимателя;
  • расходы плательщика взносов на выплату страхового обеспечения;
  • суммы, не облагаемые взносами;
  • размер дополнительных тарифов по взносам и суммы взносов, исчисленные по ним;
  • количество сотрудников, которым начислен доход;
  • перечислить долг по НДФЛ и взносам с учетом пеней.

Учтите, что о фактах начисления зарплату ниже прожиточного уровня или МРОТ налоговики по закону обязаны (!) каждый квартал отправлять:

  • на местном уровне – органам местных властей;
  • на уровне субъекта РФ – органам по труду и занятости, а также в трудовую инспекцию.

Также см. «МРОТ с 1 июля 2017 года: таблица по регионам России».

Протокол

Все обстоятельства заседаний фиксируют протоколы комиссий по легализации. Это и рекомендации, и сроки устранения нарушений и искажений в учёте и отчётности.

Ведёт и оформляет этот документ секретарь комиссии.

В конце протокол подписывают председатель и секретарь комиссии. Его обязаны предъявить плательщику для изучения. При желании можно затребовать его копию.

Подробнее об этом см. «Как выглядит протокол комиссии по легализации налоговой базы с 2017 года».

Неявка

Когда представитель компании не пришёл на заседание налоговой комиссии по легализации баз по уважительному поводу, мероприятие могут перенести. Здесь обратим внимание на 2 нюанса:

  • перечень уважительных причин ФНС не закрепила (т. е. будет решаться на месте);
  • перенести заседание в этом случае – право, а не обязанность комиссии.

Кроме того, отсутствие плательщика или налогового агента на заседании обязательно отражают в протоколе.

Когда всё плохо

Когда плательщик или налоговый агент без уважительной причины не пришел на заседание комиссии и вдобавок его отчетность не говорит об улучшении финансового состояния, будет поставлен вопрос:

  • о новом вызове на межведомственную комиссию при местных органах власти;
  • вызове на межведомственную комиссию при администрации региона (касается ГУП, МУП, акционерных обществ с гос. или муниципальным участием);
  • проведении предпроверочного анализа в ИФНС;
  • подготовке документов для назначения выездной налоговой проверки.

Также см. «Как через комиссии по легализации попадают в план выездных проверок».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl Enter.

03 августа 2018

Права и обязанности предпринимателя при вызове в ИФНС

«Вызвали в налоговую на допрос» – в последнее время этой фразой в мире бизнеса трудно кого-либо удивить. Предпринимателей и их сотрудников приглашают для бесед в ИФНС регулярно. Рассказываем, кого и зачем могут вызвать инспекторы, как себя вести на такой встрече и что будет тем, кто проигнорирует приглашение.

По каким поводам вызывают налоговики

Сейчас налоговиками практикуются две формы вызова налогоплательщиков (и их сотрудников) в налоговую инспекцию.

Первая форма – вызов в ИФНС в качестве свидетеля, эта процедура урегулирована статьёй 90 Налогового кодекса РФ. Согласно этой норме, ИФНС вправе вызвать для допроса любое физлицо, которому могут быть известны какие-либо значимые для налогового контроля обстоятельства.

Свидетель вызывается для дачи показаний по месту нахождения налогового органа строго повесткой (письмо ФНС России от 17 июля 2013 года № АС-4-2/12837). В повестке не может быть написано «пришлите кого-нибудь». В ней указывается конкретное должностное лицо организации или ИП. Телефонный звонок или устное предложение инспектора явиться в ИФНС в качестве свидетеля не считаются официальным вызовом для дачи показаний. В этих случаях свидетель имеет полное право не посещать инспекцию.

Второй повод для вызова в ИФНС – дача пояснений по вопросам уплаты налогов. Предприниматели эту процедуру называют налоговым допросом. Частный случай дачи таких пояснений – прохождение налоговой комиссии (правовым основанием для вызова в ИФНС здесь служит пп. 4 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса РФ).

Налоговики вправе вызывать для дачи пояснений всех без исключения налогоплательщиков, плательщиков сборов, а также налоговых агентов. Причём пояснения могут касаться любого вопроса, так или иначе связанного с уплатой налогов. В основном это – занижение облагаемой базы, низкие показатели налоговой нагрузки, несвоевременное перечисление налогов, фальсификации налоговой и бухгалтерской отчётности.

Ранее налоговые комиссии проводились, в том числе, по вопросам уплаты НДС, налога на прибыль, на имущество, НДФЛ и других налогов. Общее название для всех подобных комиссий – комиссия по легализации налоговой базы. Год назад (в соответствии с письмом ФНС от 25 июля 2017 года № ЕД-4-15/14490@) комиссии были фактически отменены.

Сейчас налоговики проводят лишь два типа комиссий:

  • по НДФЛ;

  • по страховым взносам.

Как не попасть на заседание комиссии по легализации налоговой базы?

Однако это не мешает ИФНС запрашивать пояснения и относительно всех прочих налогов.

Сам вызов на комиссию оформляется уведомлением по форме, утверждённой приказом ФНС России от 08 мая 2015 № ММВ-7-2/189@. Причём в отличие от вызова для дачи показаний на комиссию можно направить любого сотрудника, уполномоченного представлять интересы юрлица или ИП. Для этого сотруднику необходимо оформить доверенность.

Кого могут вызвать на зарплатную комиссию

Согласно письму ФНС от 25 июля 2017 года № ЕД-4-15/14490@, обязательному вызову на комиссию подлежат следующие плательщики/налоговые агенты по НДФЛ:

  • ИП, имеющие низкую налоговую нагрузку по НДФЛ, уплачиваемому «за себя»;

  • налоговые агенты, имеющие задолженность по перечислению НДФЛ;

  • налоговые агенты, снизившие поступления НДФЛ относительно предыдущего отчётного (налогового) периода более чем на 10%;

  • налоговые агенты, выплачивающие заработную плату ниже среднего уровня по видам экономической деятельности в регионе;

  • ИП, заявившие профессиональный налоговый вычет в размере более 95% от общей суммы полученного за налоговый период дохода;

  • физические лица (не ИП), не задекларировавшие полученные доходы.

В перечень плательщиков страховых взносов, которых вызовут на комиссию в первую очередь, входят:

  • страхователи, имеющие задолженность по перечислению страховых взносов;

  • плательщики, снизившие поступления взносов относительно предыдущего отчётного (расчтного) периода при постоянном количестве работников;

  • страхователи, снизившие численность работников в течение отчётного периода более чем на 30% по сравнению с предыдущим периодом;

  • плательщики, исчислявшие в предыдущих периодах взносы по дополнительным тарифам 9% либо 6%, но в текущем периоде применившие иные ставки тарифов.

Правовые гарантии для свидетелей

Явка в инспекцию по законному требованию налоговиков обязательна. Причём даже в тех случаях, когда физлицо не располагает необходимыми сведениями в качестве свидетеля. При этом законодательство не содержит норм, которые позволяли бы налоговикам принудительно доставлять граждан для дачи показаний. Поэтому заставить человека давать показания против его воли налоговики не могут. Административная и уголовная ответственность свидетеля по делу о налоговом правонарушении не предусмотрены.

Заседание комиссии

Отбор налогоплательщиков, чья деятельность подлежит рассмотрению на комиссии, осуществляется из следующих групп:

  • заявившие налоговые убытки по строке 100 листа 02 деклараций по налогу на прибыль за предыдущие два года, а также в отчетном периоде текущего года {amp}lt;2{amp}gt;;
  • имеющие низкую налоговую нагрузку по налогу на прибыль, единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО, а также по НДФЛ, уплачиваемому индивидуальными предпринимателями.

Как не попасть на заседание комиссии по легализации налоговой базы?

Налоговая нагрузка по налогу на прибыль определяется как отношение суммы исчисленного налога на прибыль к общей сумме доходов от реализации и внереализационных доходов (строка 180 листа 02 декларации по налогу на прибыль к сумме строк 010 и 020 листа 02 декларации по налогу на прибыль) за соответствующий отчетный (налоговый) период.

Под низкой налоговой нагрузкой по налогу на прибыль для организаций, осуществляющих производство продукции, товаров, выполнение работ, оказание услуг, понимается нагрузка, составляющая менее 3%, для организаций, осуществляющих торговую деятельность, – менее 1%. По мнению автора, подрядчики, технические заказчики и застройщики могут ориентироваться на первое из названных значений;

  • имеющие низкую налоговую нагрузку по НДС (если в декларациях за ряд налоговых периодов размер вычета составляет 89% и более от суммы, начисленной с налоговой базы);
  • налоговые агенты, имеющие задолженность по перечислению НДФЛ в бюджет либо снизившие поступления по сравнению с предыдущим годом более чем на 10%. Во втором случае налоговый орган должен принять во внимание динамику среднесписочной численности работников.

При отборе налоговых агентов, имеющих обособленные подразделения, состоящие на учете в иных налоговых органах, в том числе за пределами региона, контролеры будут исходить из сведений в целом по организации;

  • выплачивающие заработную плату ниже среднего уровня по видам экономической деятельности в регионе. Особый интерес будет проявлен, если зарплата ниже регионального прожиточного минимума;
  • предприниматели:

а) заявившие в декларации по форме 3-НДФЛ профессиональный налоговый вычет в размере более 95% от общей суммы полученного за год дохода;

б) отразившие в декларациях по НДС выручку от реализации, а в декларации по форме 3-НДФЛ – доход, равный нулю, либо не представившие декларации по форме 3-НДФЛ.

Как не попасть на заседание комиссии по легализации налоговой базы?

Обратите внимание! Автором приведен далеко не полный перечень лиц, указанных в Письме ФНС. К тому же в нем отмечено, что на заседание комиссии могут быть вызваны иные налогоплательщики, то есть и сами налоговики считают перечень открытым.

Рассмотрение деятельности налогоплательщика на заседании комиссии производится в индивидуальном порядке. Заседание комиссии открывает ее председатель, затем член комиссии представляет информацию по налогоплательщику. Далее слово предоставляется представителю организации, либо индивидуальному предпринимателю, либо физическому лицу, которое должно представить пояснения по выявленным фактам и несоответствиям и сообщить о мероприятиях, проводимых (либо запланированных к проведению) в целях улучшения показателей финансово-хозяйственной деятельности и недопущения нарушений норм налогового законодательства.

По итогам рассмотрения комиссия сформулирует рекомендации налогоплательщику по устранению нарушений, а также принятию мер, направленных на ликвидацию убыточности и уплату налога на прибыль, НДС, НДФЛ, налога на имущество, транспортного налога и т.д. При этом комиссия установит конкретный срок устранения нарушений (искажений). ФНС рекомендует отводить на это 10 рабочих дней с даты заседания комиссии.

По результатам рассмотрения деятельности налогоплательщика на заседании комиссии должен быть составлен протокол, в котором фиксируются в том числе рекомендации налогоплательщику и срок для устранения нарушений. Протокол подписывается председателем и секретарем комиссии. С информацией, содержащейся в протоколе, налогоплательщик должен быть ознакомлен под подпись. Копия протокола по желанию налогоплательщика может быть ему вручена.

Обратите внимание! Комиссии предоставлено право направить информацию в правоохранительные, контролирующие и иные органы (например, в органы внутренних дел, территориальные органы Федеральной миграционной службы, государственные инспекции труда и т.п.), а также в администрации муниципальных образований для принятия решений в соответствии с их компетенцией.

В случае неявки налогоплательщика на заседание комиссии по уважительной причине заседание может быть отложено. (В этом случае налогоплательщику повторно направляется уведомление о вызове.)

Неявка налогоплательщика фиксируется в протоколе заседания комиссии.

В случае неявки надлежащим образом уведомленных налогоплательщиков на комиссию к ним в обязательном порядке применяются меры ответственности, предусмотренные ст. 19.4 КоАП РФ (штраф в размере от 2 до 4 тыс. руб.).

Как не попасть на заседание комиссии по легализации налоговой базы?

В отношении налогоплательщиков, не явившихся на заседание комиссии без уважительных причин и данные отчетности которых не свидетельствуют о положительном изменении финансового состояния, могут быть предприняты следующие меры:

  • повторный вызов на комиссию в инспекцию ФНС;
  • вызов на аналогичную комиссию в УФНС по субъекту РФ;
  • проведение предпроверочного анализа;
  • подготовка материалов для назначения выездной налоговой проверки.

Новый регламент

03 августа 2018

Наряду с этим каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48 Конституции РФ). Поэтому, если понимаете, что допрос может обернуться против вас, лучше воспользоваться конституционными гарантиями и прийти в инспекцию вместе с юристом.

При этом ст. 90 Налогового кодекса РФ закрепляет перечень лиц, которые вообще не могут допрашиваться в качестве свидетеля:

  • лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля;

  • лица, которые получили информацию в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне (в частности, это адвокаты и аудиторы, хотя  с 2019 года аудиторской тайны больше не будет).

Также следует помнить, что ст. 128 Налогового кодекса РФ устанавливает ответственность только за неявку свидетеля в ИФНС без уважительных причин. При наличии же таких причин свидетеля, не явившегося для дачи показаний, не оштрафуют. Законодательство не содержит перечня уважительных причин для неявки в инспекцию.

Как себя вести на налоговой комиссии

Как не попасть на заседание комиссии по легализации налоговой базы?

Если организация или ИП вызывают у ИФНС подозрения, за месяц до комиссии им направят информационное письмо с указанием конкретных претензий и перечнем вопросов, ответы на которые планируется получить в ходе комиссии.

Также в письме будет прописан порядок действий налогоплательщика для урегулирования спорной ситуации. Например, может быть предложено уточнить содержащиеся в декларации сведения и доплатить налог. Соответственно, есть месяц для того, чтобы подготовиться к даче пояснений или возражений относительно заявленных претензий.

Комиссии и дачи объяснений можно избежать, если своевременно представить уточнённые декларации и погасить долги по НДФЛ и страховым взносам (письмо ФНС от 25 июля 2017 года № ЕД-4-15/14490@). На представление «уточнёнок» и уплату налогов отводится 10 рабочих дней со дня получения информационного письма из ИФНС. Если не уложиться в данный срок, давать пояснения всё же придется.

Стоит заблаговременно подготовить ответы на вопросы, содержащиеся в информационном письме, а также обосновать причины, по которым организация/ИП попала в поле зрения ИФНС.

К примеру, низкую зарплату можно объяснить следующими причинами:

  • работа сотрудников на условиях неполной занятости;

  • привлечение неквалифицированной рабочей силы;

  • временные финансовые затруднения организации с обещанием в будущем постепенно повышать зарплаты сотрудников.

Само собой, все пояснения должны быть документально подтверждены.

Как не попасть на заседание комиссии по легализации налоговой базы?

Стоит отметить, что законодательство устанавливает ответственность только за неявку для дачи пояснений. Если налогоплательщик пришёл в инспекцию, но никаких пояснений так и не дал, никакой ответственности ему не грозит. Поэтому даже в тех случаях, когда по существу предъявленных ИФНС претензий ответить нечего, вызов в инспекцию игнорировать не стоит.

Последствия неявки для дачи пояснений одним лишь штрафом не исчерпываются. Так, инспекторы могут решить, что уведомление о явке в ИФНС просто не дошло до плательщика по причине ненахождения компании по юридическому адресу. Компанию внесут в список недобросовестных плательщиков и назначат выездную налоговую проверку.

Что будет, если не явиться на комиссию в ИФНС

Помимо попадания организации или ИП в зону повышенного внимания налоговиков и возможного назначения выездной проверки, неявка в ИФНС по законному требованию повлечёт административные штрафы.

В Налоговом кодексе РФ прописана ответственность только за неявку в ИФНС для дачи свидетельских показаний. Если вас вызвали в инспекцию в качестве свидетеля, а вы не явились или отказались давать показания, вас могут оштрафовать (по ст. 128 Налогового кодекса РФ). Согласно этой норме, неявка либо уклонение от явки без уважительных причин грозит штрафом в размере 1000 рублей.

Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний обойдётся дороже – в 3000 рублей. Столько же будет стоить дача заведомо ложных показаний. При этом нужно помнить, что штраф могут наложить именно на свидетеля, допрашиваемого в ходе дела о налоговом правонарушении. Если никакого дела нет, то и штраф накладывать не за что.

Что касается вызова в налоговую на комиссию или для дачи пояснений, то Налоговый кодекс РФ не устанавливает ответственности за неявку. Но это не значит, что неявка не повлечёт никакого штрафа. В КоАП РФ есть ст. 19.4, которая устанавливает ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль).

  • анализ представленных после заседания комиссии уточненных налоговых деклараций с увеличением налоговых обязательств (уменьшением убытка) и определением сумм налогов, дополнительно поступивших в бюджет;
  • контроль за погашением задолженности по НДФЛ;
  • мониторинг динамики численности и заработной платы;
  • мониторинг динамики показателей налоговой нагрузки.

Комплексный анализ показателей и сведений

После того как организация (предприниматель) “засветится” по одному или нескольким критериям, она будет внесена в список налогоплательщиков, деятельность которых подлежит рассмотрению на заседании комиссии. Принципиально важный момент – объясняться налогоплательщику придется не только по тому критерию, на основании которого он попал в список, а по любым другим вопросам, которые возникли у налогового органа в процессе анализа показателей деятельности отобранной организации (предпринимателя).

Количество и содержание таблиц {amp}lt;3{amp}gt;, которые должны заполнить налоговики в качестве своеобразного досье на налогоплательщика, подтверждают комплексность анализа. В частности, будет отслеживаться динамика (за последние три года):

  • всех строк бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах;
  • большинства строк отчета о движении денежных средств и деклараций по налогу на прибыль и НДС.

Кроме того, налоговики будут изучать банковские выписки (запрашиваются в соответствии со ст. 86 НК РФ), составлять схемы движения денежных средств и ведения бизнеса, определять контрагентов, входящих в зону риска (минимальная численность работников; минимальные суммы начислений в бюджет; отсутствие материально-технической базы;

Перечислим некоторые из негативных итоговых показателей:

  • темп роста расходов опережает темп роста доходов;
  • резкое сокращение собственного имущества, в том числе стоимости ОС, по данным бухгалтерского баланса или налоговой декларации по налогу на имущество либо получение платы за ОС по выпискам с расчетного счета (может свидетельствовать о выводе активов без отражения данных операций для целей налогообложения, например, подготовка к ликвидации или реорганизации в виде передачи ОС и материальных активов в счет погашения задолженности, передачи имущества в уставный капитал дочернего общества либо зависимым лицам, уменьшение нераспределенной прибыли без выплаты дивидендов);
  • резкое увеличение кредиторской задолженности при одновременном снижении объема активов либо значительное превышение размера “кредиторки” над суммой выручки от реализации товаров (работ, услуг) и дебиторской задолженности (может свидетельствовать о подготовке юридического лица к ликвидации или банкротству);
  • значительное снижение дебиторской задолженности (бухгалтера заподозрят в необоснованном включении в состав расходов сумм безнадежных долгов);
  • расхождение выручки от реализации (работ, услуг) по данным деклараций по налогу на прибыль, НДС и отчета о финансовых результатах (возможны невключение в реализацию для целей налогообложения отдельных финансовых операций и, как следствие, занижение налоговой базы);
  • резкое уменьшение показателя “Финансовые вложения” при неотражении в декларации по налогу на прибыль доходов от реализации права требования долга, ценных бумаг и отсутствии поступлений от возврата предоставленных займов в “Отчете о движении денежных средств” и согласно выпискам по расчетному счету (возможно сокрытие доходов от реализации финансовых вложений);
  • систематическое заявление сумм НДС к возмещению при отсутствии прибыли либо ее незначительных размерах при высоком суммарном объеме выручки;
  • движение в значительных объемах наличных денежных средств (показатели отчета о движении денежных средств) при отсутствии заметных изменений показателей бухгалтерского баланса (может свидетельствовать о занижении выручки от реализации);
  • предоставление в значительных размерах займов другим организациям (возможно сокрытие доходов);
  • “миграция” налогоплательщика между налоговыми органами;
  • приобретение услуг (транспортных, консультационных, информационных, по управлению организацией и пр.) у фирм, имеющих признаки недобросовестности (с целью умышленного завышения расходов и вычетов НДС);
  • искусственное завышение цены на сырье, материалы, комплектующие изделия через цепочку контрагентов (посредников) (с целью умышленного завышения расходов и вычетов НДС);
  • включение в расходы значительных сумм процентов по займам и кредитам при наличии высокого размера дебиторской задолженности, при погашении которой отпадает необходимость в привлечении заемных средств, и (или) если в числе наиболее крупных дебиторов значатся учредители, дочерние организации и иные взаимозависимые лица;
  • превышение размера вычета НДС над суммой начисленного налога при выполнении СМР для собственного потребления;
  • отсутствие в декларации по НДС суммы восстановленного налога перед получением освобождения от уплаты НДС или переходом на специальные налоговые режимы при наличии остатков товаров, материалов, ОС, НМА;
  • превышение вычета НДС, ранее начисленного с сумм полученной предоплаты, над размером налога, исчисленного с реализации в текущем квартале;
  • снятие с расчетного счета наличных денежных средств в размерах больших, чем выплаченная заработная плата;
  • отсутствие поступлений на расчетный счет торговой выручки при наличии ККТ;
  • поступление на расчетный счет выручки при отсутствии информации о регистрации ККТ;
  • непредставление пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.

Примечание. Основной целью работы комиссии по легализации является обеспечение дополнительного поступления в бюджет налогов.

Не останутся без внимания факты значительного отклонения сумм расходов учредителей, руководителей налогоплательщика и членов их семей от размера задекларированных ими доходов.

Обратите внимание! Вне зависимости от основания, по которому в отношении налогоплательщика инициированы контрольные действия, аналитические мероприятия осуществляются в целом, то есть по всем налогам.

Как не попасть на заседание комиссии по легализации налоговой базы?

Критерии оценки рисков поименованы в Приложении 7. Перечислим некоторые из них:

  • низкая налоговая нагрузка – ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (по виду экономической деятельности);
  • значительное (более 10%) отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики;
  • отражение в налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких периодов;
  • опережающий темп роста расходов по сравнению с темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг);
  • резкое сокращение собственного имущества, в том числе стоимости основных средств, по данным бухгалтерского баланса или декларации по налогу на имущество либо наличие оплаты основных средств при анализе выписки по операциям на счетах налогоплательщиков. Это может свидетельствовать о выводе активов организации без отражения таких операций для целей налогообложения (например, подготовка к ликвидации или реорганизации в виде передачи основных средств и материальных активов в счет погашения задолженности, передачи имущества в уставный капитал дочернего общества либо зависимым лицам, уменьшение нераспределенной прибыли без выплаты дивидендов);
  • резкое увеличение кредиторской задолженности при одновременном снижении объема активов либо значительное превышение кредиторской задолженности над выручкой от реализации и дебиторской задолженностью. Данное обстоятельство может свидетельствовать о подготовке юридического лица к ликвидации или банкротству;
  • снижение дебиторской задолженности в значительных размерах. Причиной данного обстоятельства может явиться необоснованное включение суммы безнадежных долгов в состав расходов при исчислении налога на прибыль;
  • систематическое заявление сумм НДС к возмещению налогоплательщиками с убыточной деятельностью (отсутствием прибыли либо прибылью незначительных размеров при значительном суммарном объеме выручки (дохода) от реализации);
  • движение в значительных объемах наличных денежных средств (показатели отчета о движении денежных средств) при отсутствии значительных изменений показателей бухгалтерского баланса, что может свидетельствовать о занижении выручки от реализации;
  • предоставление в значительных размерах займов другим организациям при осуществлении видов деятельности, по которым предусмотрена возможность оплаты наличными денежными средствами (может свидетельствовать о сокрытии выручки (дохода));
  • два и более случая (с момента государственной регистрации) представления в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы в части сведений об адресе (месте нахождения), если указанные изменения влекут необходимость изменения места постановки на учет по месту нахождения данного налогоплательщика (миграция между налоговыми органами);
  • отражение в расходах налогоплательщика штрафных санкций за фактически не имевшее место неисполнение договорных обязательств;
  • перенос налоговой нагрузки по налогу на прибыль и (или) НДС на другую организацию;
  • умышленное завышение расходов (вычета НДС) в результате включения затрат по договорам с фирмами, имеющими признаки недобросовестности, на оказание услуг, не имеющих материального результата (транспортных, консультационных, информационных, по управлению организацией и пр.);
  • включение в расходы значительных сумм процентов по долговым обязательствам (займам, кредитам) в случаях, когда размер дебиторской задолженности, числящейся у организации, настолько значителен, что при ее погашении необходимость в привлечении заемных средств отпадает, и (или) в числе наиболее крупных дебиторов налогоплательщика находятся учредители данных организаций, дочерние организации, иные взаимозависимые лица;
  • отнесение на расходы по основному виду деятельности затрат по видам деятельности, в отношении которых применяется специальный налоговый режим в виде ЕНВД;
  • учет в текущем налоговом периоде затрат, относящихся к будущим периодам;
  • завышение сумм нормируемых расходов.

По налогоплательщикам, имеющим низкую налоговую нагрузку по НДС с высокой долей налоговых вычетов, дополнительно применяются следующие критерии оценки рисков:

  • отсутствие в декларации по НДС суммы налога, подлежащей восстановлению, перед получением освобождения от уплаты НДС, а также при переходе на специальные налоговые режимы, при наличии остатков товаров, основных средств, нематериальных активов на конец отчетного периода по данным бухгалтерского баланса;
  • отсутствие в декларации по НДС суммы налога, подлежащей восстановлению, при наличии сведений о передаче имущества, нематериальных активов и имущественных прав в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ, что может свидетельствовать о занижении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет;
  • принятие к вычету суммы НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным налоговым агентом при отсутствии начисленных и уплаченных в бюджет налоговым агентом сумм НДС в предыдущих налоговых периодах;
  • превышение налогового вычета по НДС, ранее исчисленного с сумм предоплаты (частичной оплаты), над суммой НДС, исчисленной с реализации в текущем налоговом периоде;
  • превышение доходов от реализации, отраженных индивидуальными предпринимателями в декларациях по форме 3-НДФЛ, над налоговой базой от реализации товаров, заявленной в декларациях по НДС, что может свидетельствовать о занижении налоговой базы для исчисления НДС.

Законность приглашения на комиссию — есть ли ответственность за неявку?

В уведомлении о вызове налогоплательщика на комиссию может быть указана как конкретная дата, когда инспектор желал бы вас видеть у себя, так и информация о его приемных часах и требование о необходимости связаться с ним в указанное время — для назначения точной даты посещения вами инспекции.

Если же вы не явитесь в установленный день на заседание комиссии, это будет зафиксировано инспектором в протоколе. Обратите внимание, что ваша неявка может быть расценена налоговиками как неповиновение законному требованию должностного лица надзорного органа, что, согласно ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ, грозит взысканием штрафа:

  • 500–1 000 рублей с граждан (правда, физлица могут отделаться и предупреждением);
  • 2 000–4 000 рублей — с предпринимателей и организаций (должностных лиц).

Если вы не можете явиться на заседание по уважительной причине, обязательно об этом проинформируйте инспекторов — в этом случае, скорее всего, оно будет перенесено на другой день. Если же вы проигнорировали приглашение на комиссию или не явились на нее без уважительной причины, возможны следующие действия налоговиков:

  • направление повторного вызова;
  • вызов на убыточную комиссию в управление ФНС регионального уровня;
  • вызов на комиссию в администрацию или органы местного самоуправления;
  • проведение анализа деятельности нарушителя предпроверочного характера;
  • подготовка материалов для выездной проверки в отношении данного налогоплательщика.

Отдельно стоит затронуть вопрос предоставления такого документа, как «Опросный лист, отражающий основные финансово-хозяйственные показатели организации в городе Москве», который нередко запрашивается налоговиками при вызове на убыточную комиссию, причем не только у московских налогоплательщиков, но и тех, кто зарегистрирован в других регионах. Заполнять его или нет?

Если по истечении 10-дневного срока налогоплательщик не предпримет никаких действий, ему направят уведомление о вызове на комиссию. Неявку расценят как неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль). За подобную провинность предусмотрено административное наказание по части 1 статьи 19.4 КоАП РФ. Это либо предупреждение, либо штраф: для граждан от 500 до 1 000 руб., для должностных лиц от 2 000 до 4 000 руб.

Как не попасть на заседание комиссии по легализации налоговой базы?

Далее инспекторы пришлют повторный вызов на комиссию. Если и этот вызов останется без внимания, налогоплательщика пригласят на комиссию более высокого уровня — сначала в региональное управление ФНС России, а затем в местную администрацию. В случае игнорирования налогоплательщиком данных приглашений, инспекция начнет подготовку к выездной проверке.

Как проходят заседание комиссии и подготовка к нему?

  • в декларации по налогу на прибыль за предыдущие два налоговых периода, а также в отчетном (налоговом) периоде текущего года по строке 100 листа 02 заявлено отрицательное значение (убыток);
  • строка 100 листа 02 декларации по налогу на прибыль не заполнена и расходы, признанные в целях налогообложения за анализируемый период, превысили сумму доходов;
  • налоговая нагрузка по налогу на прибыль, акцизам, единому налогу при УСНО, а также по НДФЛ, уплачиваемому индивидуальными предпринимателями, низка. Так, например, налоговая нагрузка по налогу на прибыль равна отношению суммы исчисленного налога на прибыль (строка 180 листа 02 декларации по налогу на прибыль) к общей сумме доходов от реализации и внереализационных доходов (сумма строк 010 и 020 листа 02 декларации по налогу на прибыль) за соответствующий отчетный (налоговый) период. Под низкой налоговой нагрузкой по налогу на прибыль для организаций, осуществляющих производство продукции (товаров, работ, услуг), понимается нагрузка, составляющая менее 3%, для организаций, осуществляющих торговую деятельность, – менее 1%;
  • налоговая нагрузка по НДС низка (по декларациям, представленным за ряд налоговых периодов, отношение подлежащего вычету НДС к сумме начисленного налога составляет 89% и более);
  • имеется задолженность по перечислению НДФЛ;
  • поступления НДФЛ относительно предыдущего налогового периода снизились более чем на 10%. Сопоставляются удержанные суммы НДФЛ, отраженные в форме 2-НДФЛ, с поступлениями НДФЛ, отраженными в карточках расчетов с бюджетом (КРСБ). Дополнительно анализируются данные отчетности (расчеты) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование. Отбор налоговых агентов, перечисление НДФЛ которыми снижено на 10% и более относительно аналогичного периода предыдущего года, производится на основании данных КРСБ в части уплаты налога. При отборе анализируется динамика с учетом имеющейся в налоговом органе информации о среднесписочной численности и данных, представленных налогоплательщиком в территориальные органы ПФР;
  • выплачиваемая заработная плата ниже среднего уровня по видам экономической деятельности в регионе. Расчет производится исходя из общей суммы доходов, выплаченных налоговым агентом физическим лицам (данные формы 2-НДФЛ), и среднесписочной численности сотрудников;
  • индивидуальный предприниматель заявил профессиональный налоговый вычет в размере более 95% от общей суммы полученного за налоговый период дохода (отношение рассчитывается по декларациям по форме 3-НДФЛ, представленным за налоговый период, а именно показатель строки 120 листа В (профессиональные вычеты) делится на показатель строки 110 листа В (доходы от предпринимательской деятельности));
  • индивидуальный предприниматель отразил в декларациях по НДС выручку от реализации, при этом в налоговой декларации по форме 3-НДФЛ заявил доход, равный нулю, либо не представил налоговые декларации по форме 3-НДФЛ за соответствующий период.

Примечание. Если налоговый агент по НДФЛ имеет обособленные подразделения, состоящие на учете в иных налоговых органах, в том числе за пределами региона, при отборе учитываются данные в целом по налоговому агенту.

  • самостоятельно уточнить налоговые обязательства в порядке, установленном ст. 81 “Внесение изменений в налоговую декларацию” НК РФ;
  • провести оценку рисков деятельности в соответствии с концепцией системы планирования выездных налоговых проверок.

Со дня получения информационного письма у налогоплательщика будет десять рабочих дней, чтобы представить уточненные налоговые декларации, погасить задолженность по налогам, дать пояснения по причинам и обстоятельствам, ставшим основанием для приглашения на комиссию. Если в течение указанного срока ответа от налогоплательщика не последует, в его адрес будет направлено уведомление о вызове на комиссию {amp}lt;1{amp}gt;.

Примечание. Информационное письмо направляется налогоплательщику не позднее чем за месяц до даты планируемого проведения заседания комиссии.

Деятельность налогоплательщика на заседании комиссии рассматривается в индивидуальном порядке. Должностному лицу (представителю) организации, либо индивидуальному предпринимателю, либо физическому лицу предлагается представить пояснения по выявленным фактам, несоответствиям и уточнить мероприятия, проводимые (либо запланированные к проведению) в целях улучшения показателей финансово-хозяйственной деятельности и недопущения нарушения норм налогового законодательства.

По итогам рассмотрения комиссия формулирует рекомендации налогоплательщику по устранению нарушений, допущенных при формировании налоговой базы, а также по принятию мер, направленных на ликвидацию убыточности и уплату налогов. Указанные рекомендации, а также срок для устранения нарушений (искажений) отражаются в протоколе заседания, с которым налогоплательщик должен быть ознакомлен под подпись. Копия протокола по желанию налогоплательщика может быть ему вручена.

Как не попасть на заседание комиссии по легализации налоговой базы?

Как правило, на устранение нарушений отводится десять рабочих дней, исчисляемых с даты заседания комиссии.

К сведению. По результатам рассмотрения деятельности налогоплательщика на заседании комиссии информация о заседании может быть направлена в правоохранительные, контролирующие и иные органы (например, в органы внутренних дел, территориальные органы ФМС, государственные инспекции труда и т.п.), а также в администрации муниципальных образований для принятия решений в соответствии с их компетенцией.

В случае неявки налогоплательщика на заседание комиссии по уважительной причине заседание может быть отложено. В этом случае налогоплательщику повторно направляется уведомление о вызове на комиссию.

Если надлежащим образом уведомленный налогоплательщик не явился на комиссию, к нему в обязательном порядке применяются меры ответственности, предусмотренные ст. 19.4 КоАП РФ (предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 руб., на должностных лиц – от 2000 до 4000 руб.). Кроме того, если данные отчетности налогоплательщика не свидетельствуют о положительном изменении финансового состояния, контролеры вправе повторно вызвать его на комиссию, вызвать на аналогичную комиссию в УФНС по субъекту РФ, провести предпроверочный анализ либо подготовить материалы для назначения выездной налоговой проверки.

Новый регламент

Налогоплательщика, который явился на комиссию, попросят рассказать, почему его налоговая нагрузка мала, доля вычета высока и проч. Выслушав разъяснения, комиссия сформулирует рекомендации по устранению нарушений. Суть всех рекомендаций сводится к следующему — подать уточненные декларации, доплатить налоги и пени, а в будущем не повторять ошибок. Для выполнения рекомендаций установлен срок — 10 рабочих дней с даты заседания комиссии.

Не исключено, что по итогам работы комиссии налоговики направят информацию в полицию, миграционную службу, трудовую инспекцию и проч. А про работодателя, который выплачивает зарплату ниже прожиточного минимума или МРОТ, инспекторы будут ежеквартально сообщать в органы местного самоуправления.

Добавим, что комиссия проходит в индивидуальном порядке. Это значит, что на каждое заседание приглашают только одного налогоплательщика.

Под громким названием «комиссия» подразумевается обычная беседа налоговиков с руководителем предприятия и главным бухгалтером — иногда формальная, иногда не очень. Причем контролеры чаще всего желают видеть именно этих представителей компании и никого другого. Однако их совершенно законно может заменить уполномоченный представитель.

Чем мотивировать данную позицию? Обратимся опять к закону. Как мы уже выяснили, согласно подп. 4. п. 2 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе вызвать налогоплательщика для дачи пояснений в установленных законом случаях. Однако речи о том, что в инспекцию должен прибыть именно руководитель или главный бухгалтер, а тем более они вместе, здесь не идет.

Как проходит налоговая комиссия на практике? В ходе разговора с представителями компании инспекторы выясняют причины возникшего у налогоплательщика убытка (здесь как раз могут пригодиться данные «Опросного листа») и просят озвучить мероприятия, которые он планирует осуществить для выхода из убыточного состояния. Цель данного разговора одна — исключение «плохих» показателей из отчетности.

Далее в зависимости от конкретной ситуации налоговики предлагают те или иные способы решения этой якобы проблемы. Почему «якобы»? Да потому что во многих случаях убыток для самих налогоплательщиков проблемой не является.

Как правило, налоговики видят немного вариантов. Чаще всего предлагается уменьшить расходы текущего налогового периода. Иными словами, инспекторы пытаются добиться от налогоплательщиков, чтобы они увеличили начисления по налогу на прибыль за «проблемный» налоговый период или сократили убытки, сдав уточненку.

Одновременно могут задаваться вопросы и по иным налогам, в частности, по НДС. А если на заседании присутствуют представители фондов, то здесь же возможно обсуждение проблем, возникающих у налогоплательщика по уплате страховых взносов.

Итоги беседы фиксируются в протоколе, в нём же указывается срок устранения нарушений (в общем случае это 10 дней). Если же налогоплательщик откажется придерживаться данных ему рекомендаций, возможны следующие меры воздействия на него:

  • повышенное внимание к «строптивой» фирме и усиленный камеральный контроль представляемой ею отчетности — вполне вероятный вариант;
  • обещание скорой выездной проверки (однако, по признанию самих инспекторов, отказ от подачи уточненки далеко не всегда является поводом для проведения «глобальных» контрольных мероприятий — решение о выездной проверке принимается по совокупности факторов и рисков);
  • обещание банкротства — налоговики считают, что на данную меру у них есть право на основании ст. 20 закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» и ст. 35 закона «Об акционерных обществах», однако эта позиция основана на неверном истолковании указанных норм и уравнивании таких понятий, как «ликвидация» и «банкротство»; судьи в данном случае на стороне налогоплательщика.

Как себя вести?

Итак, это случилось: вас вызвали на комиссию по убыткам. Что делать? Во-первых, не волноваться и не паниковать. Как мы уже разобрались, заседание комиссии — это обычная встреча сотрудников инспекции и представителей налогоплательщика. Однако, безусловно, к ней нужно подготовиться.

Самое главное — ни в коем случае не стоит игнорировать письменные обращения инспекции. Получив приглашение на заседание убыточной комиссии или уведомление о необходимости пояснения причин возникшего убытка, обязательно напишите аргументированный ответ. При этом описание причин должно быть достаточным для понимания налоговиками ситуации, но все-таки общим, без подробностей — для того чтобы не давать им лишней информации и не привлекать повышенное внимание к конкретным сделкам.

Если же вы не можете по каким-либо причинам посетить инспекцию в назначенный день, в письменной форме обязательно сообщите инспектору о вашей ситуации — и встреча будет перенесена.

Что касается результатов разговора, у налогоплательщика в данной ситуации есть всего 2 выхода:

  • Не изменять отчетность, при этом необходимо подготовить объективное и убедительное обоснование в пользу данного выбора. Этот вариант стоит предпочесть в том случае, если у вас имеются документально оформленные подтверждения произведенных расходов.
  • Исключить убыток, искусственно скорректировав отчетность. Данный вариант рациональнее использовать, если налоговые риски велики, и вы опасаетесь более подробного изучения налоговиками ваших документов.

Правильно перенести убыток на другие налоговые периоды вам поможет статья «Как и на какой срок можно осуществить перенос убытков на будущее?».

Полезные дополнения к Письму ФНС

  1. Налогоплательщики неоднократно пытались доказать в суде, что направление уведомления о вызове на заседание комиссии по легализации налоговой базы не предусмотрено Налоговым кодексом. Однако арбитры разных инстанций, включая ВАС, каждый раз отказывались признать уведомление недействительным, указывая, что направление в адрес налогоплательщика уведомлений с целью получения пояснений предусмотрено пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ, поэтому действия налогового органа не нарушают права и интересы организации (Постановления ФАС ДВО от 27.03.2013 N Ф03-917/2013 по делу N А51-14534/2012 и от 23.11.2012 N Ф03-4485/2012 по делу N А51-7538/2012, Определение ВАС РФ от 25.01.2013 N ВАС-18148/12 по делу N А51-7538/2012).
  2. Попытки избежать наложения налоговым органом штрафа за неявку, сославшись на неправомерность применения в данном случае ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ, тоже не увенчаются успехом. Неявка на заседание комиссии по легализации объектов налогообложения, созданной при налоговом органе и наделенной полномочиями в сфере налогообложения, образует состав правонарушения, предусмотренного названной нормой.

В то же время неявка налогоплательщика на заседание межведомственной комиссии по легализации “теневой” заработной платы, контролю поступления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также НДФЛ в бюджеты, созданной на основании постановления главы муниципального района, состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.

4 КоАП РФ, не образует, поскольку межведомственная комиссия не относится к органам, осуществляющим государственный надзор (контроль), и положение о соответствующей межведомственной комиссии не может предусматривать административную ответственность за неявку на ее заседание налогоплательщика либо иного лица {amp}lt;4{amp}gt;.

  1. Постановление о привлечении к ответственности в виде штрафа выносит мировой суд (ст. 23.1 КоАП РФ). Срок давности для данной категории дел составляет 3 месяца (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, Постановление заместителя председателя Свердловского областного суда от 04.06.2012 по делу N 4а-237/2012).

С.С.Кислов

Эксперт журнала

Как не попасть на заседание комиссии по легализации налоговой базы?

бухгалтерский учет

и налогообложение”

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть
Adblock detector