Оговорка в аудиторском заключении — область риска для составителей отчетности

МСА 705 «Виды модифицированного аудиторского заключения»

Международный стандарт аудита (МСА) 705 «Виды модифицированного аудиторского заключения» говорит о том, что аудитор должен составить аудиторское заключение с оговорками в следующих случаях:

  1. получив достаточные надлежащие аудиторские доказательства, аудитор приходит к выводу о том, что искажения, каждое в отдельности или в совокупности с другими, носят существенный, но не распространенный характер; или
  2. аудитор не может получить достаточных надлежащих аудиторских доказательств для обоснования аудиторского заключения, но приходит к выводу о том, что возможное влияние не выявленных искажений (если таковые имеются) на финансовую отчетность может носить существенный, но не распространенный характер.

На схеме представлены положения стандарта МСА 705, характеризующие обстоятельства, приводящие к оговорке в аудиторском заключении.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

Если аудитор намерен вынести модифицированное заключение, он должен проинформировать представителей собственника об обстоятельствах, которые приводят к модификации. Это позволяет аудитору получить от представителей собственника согласие с фактической стороной вопроса, приведшего к необходимости в модифицированном заключении, или подтверждение вопросов, вызывающих разногласия с руководством.

АУДИТОРСКОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ, СОДЕРЖАЩЕГО ПРИВЛЕКАЮЩУЮ ВНИМАНИЕ ЧАСТЬ

____________________________________________________________________Фактически утратил силу в связи с изданием нового Кодекса этики аудиторов России. – См. протокол Минфина России от 31 мая 2007 года N 56____________________________________________________________________

ПринятСоветом по аудиторской деятельностипри Министерстве финансов Российской Федерации,протокол N 16 от 28 августа 2003 года

17. Цели и фундаментальные принципы Кодекса носят общий характер и не направлены на решение этических проблем, стоящих перед аудитором в каждом конкретном случае. Однако Кодекс содержит рекомендации по практическому достижению целей и соблюдению фундаментальных принципов в ряде типичных ситуаций, встречающихся в аудиторской практике.

1.1. Под честностью понимается не только правдивость, но также беспристрастность и надежность. В соответствии с принципом объективности все аудиторы должны действовать справедливо, честно и не иметь конфликта интересов.

1.2. Аудиторы выполняют многочисленные функции и должны проявлять объективность как при проведении аудиторских проверок, так и при оказании сопутствующих аудиту услуг.Независимо от вида предоставляемых услуг или занимаемой должности в своих профессиональных суждениях аудиторы обязаны быть честными и объективными.

1.3.1. аудиторы могут оказаться в ситуациях, когда на них может быть оказано давление, способное отрицательно повлиять на их объективность;

1.3.2. невозможно описать все ситуации, в которых может возникать такое давление, и дать предписания на все такие случаи. При установлении правил в ущерб объективности аудитора следует руководствоваться здравым смыслом;

13.3. следует избегать отношений, которые допускают предвзятость, пристрастность или влияние других лиц в ущерб объективности;

1.3.4. аудиторы обязаны требовать соблюдения принципа объективности от персонала, участвующего в предоставлении профессиональных услуг;

1.3.5. аудиторы не должны принимать или предлагать подарки или знаки гостеприимства, если можно разумно предположить, что они оказывают существенное и недопустимое влияние на их профессиональное суждение или лиц, с которыми они имеют дело. Понятие чрезмерного подарка или знака гостеприимства имеет разное толкование, и тем не менее аудиторам следует избегать ситуаций, способных скомпрометировать их профессиональную репутацию.

2.1. Периодически аудиторы могут попадать в ситуации, при которых возникает конфликт интересов. Такие ситуации могут быть самого разного характера: от относительно тривиальных до совершения уголовно наказуемых деяний и незаконных действий. Невозможно даже пытаться составить полный перечень случаев, в которых может возникнуть конфликт интересов.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Аудитор должен иметь это в виду и предвидеть возможность возникновения причин, приводящих к конфликту интересов. Расхождение мнений аудитора и другого лица само по себе не является этической проблемой. Однако в каждом конкретном случае заинтересованным сторонам следует анализировать все факты и обстоятельства.

2.2.1. может возникнуть опасность давления со стороны непосредственного руководителя, менеджера или члена Совета директоров. Давление может оказываться и в рамках семейных или личных отношений. Безусловно, не следует развивать отношения или интересы, способные отрицательно влиять или ставить под угрозу честность аудитора;

2.2.2. к аудитору могут обратиться с просьбой действовать вразрез с правилами (стандартами) аудиторской деятельности;

2.2.3. может возникнуть ситуация, в которой аудитору придется принимать решение в отношении того, должен ли он ориентироваться на интересы руководства или соблюдать установленные правила профессионального поведения;

2.2.4. конфликт может возникнуть в случае опубликования вводящей в заблуждение информации, выгодной работодателю или аудируемой организации, но не соответствующей мнению аудитора.

2.3.1. обсуждение спорного вопроса с непосредственным начальником. Если с ним не удается решить проблему и аудитор принимает решение обратиться к руководителю на следующем, более высоком уровне, то об этом следует уведомить непосредственного начальника. Если создается впечатление о вовлеченности начальника в конфликтную ситуацию, то аудитору следует поднять этот вопрос на следующем, еще более высоком руководящем уровне.

2.3.2. обращение на конфиденциальной основе к независимому консультанту, аккредитованным при Минфине России профессиональным аудиторским объединениям или в Совет по аудиторской деятельности при Минфине России с целью получения разъяснений в отношении возможных направлений действий;

2.3.3. если, несмотря на рассмотрение на всех уровнях внутри организации, конфликт не разрешен, то, когда речь идет о существенных вопросах (например, мошенничестве), в качестве крайней меры у аудитора может не остаться никакого иного выбора, кроме отказа от проведения аудита, а при необходимости доведение информации до сведения уполномоченных внешних организаций, таких, как правоохранительные или контролирующие органы.

2.4. Любой аудитор, занимающий высокую должность, должен стремиться к внедрению политики разрешения конфликтов в нанявшей его организации.

3.1. Аудиторы не должны преувеличивать свои знания и опыт.

3.2.1. Достижение профессиональной компетентности. Дня достижения профессиональной компетентности первоначально необходимо получение высшего общего образования, за которым следуют специальное образование, обучение и экзамены по профилирующим предметам и далее – практическая работа.

3.2.2. Поддержание профессиональной компетентности на должном уровне.(1) для поддержания профессиональной компетентности на должном уровне необходимо постоянно следить за событиями, происходящими в аудиторской сфере деятельности, включая национальную и международную информацию по вопросам финансовой отчетности, аудита и иных соответствующих законодательных и нормативных требований;

Оговорка в аудиторском заключении — область риска для составителей отчетности

(2) в процессе предоставления услуг аудитору следует руководствоваться принятыми правилами (стандартами) аудиторской деятельности, типовой программой проверки соответствия лицензионным требованиям и условиям, а также установленными требованиями к качеству работы;(3) ежегодно повышать квалификацию в соответствии с программами, принятыми Советом по аудиторской деятельности при Министерстве финансов Российской Федерации.

4.1. Аудиторы обязаны соблюдать конфиденциальность информации о хозяйственной деятельности аудируемой организации и работодателя, полученной в процессе предоставления профессиональных услуг. Обязанность соблюдения конфиденциальности остается в силе даже после завершения отношений между аудитором и аудируемой организацией или работодателем.

4.2. Аудитор всегда должен соблюдать требование конфиденциальности, за исключением случаев, когда для раскрытия информации предоставлены специальные полномочия или при наличии юридической или профессиональной обязанности такого раскрытия.

4.3. Аудиторы обязаны обеспечивать соблюдение принципа конфиденциальности сотрудниками, работающими под их руководством, и лицами, оказывающими услуги и консультации.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

4.4. Конфиденциальность не только означает обязанность сохранения информации от раскрытия, но и включает требование к аудитору, получающему информацию в ходе выполнения профессиональных услуг, не использовать эту информацию в личных целях или в интересах третьей стороны.

4.5. Аудитор имеет доступ к большому объему конфиденциальной информации о хозяйственной деятельности аудируемой организации или работодателя, не доступной общественности при иных обстоятельствах. В связи с этим необходима уверенность в том, что аудитор в случае отсутствия полномочий не раскроет информацию третьим лицам.

4.6.1. сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющих идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях;

4.6.2. сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства;

4.6.3. служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с федеральными законами и нормативными актами (служебная тайна);

4 6.4 сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (врачебная, аудиторская, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и так далее);

4.6.5. сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с федеральными законами и нормативными актами (коммерческая тайна);

4.6.6. сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

Значение оговорки для компании

В практике российских компаний встречаются оговорки, связанные как с искажениями в отчетности, так и с недостаточностью аудиторских доказательств. Оговорки, связанные с искажением отчетности, появляются в двух случаях:

  • ошибки носят системный характер и их сложно либо вообще невозможно исправить;
  • для руководства компании более предпочтительным представляется получить оговорку в аудиторском заключении, чем изменить определенные показатели отчетности или сделать необходимые раскрытия.

Проведенное в 2012 году сопоставление аудиторских заключений к отчетностям международных компаний с их кредитной историей выявило следующее влияние оговорки на взаимоотношения предприятия с кредиторами:

  • среднее увеличение процентной ставки по кредитам на 0,18 % в году, следующем за выпуском аудиторского заключения с оговоркой, и еще на 0,08 % ежегодное увеличение в последующие три года;
  • уменьшение сумм предоставляемых организации займов (но не сроков погашения);
  • увеличение требований к залогу активов;
  • отказ от привязки кредитных ковенантов, основанных на показателях финансовой отчетности, в пользу нефинансовых показателей.

Оговорка в аудиторском заключении дает сигнал кредиторам о том, что в компании не все в порядке. Кредиторы имеют право запросить (в качестве условия предоставления кредита) дополнительную информацию, не доступную широкой общественности, для проверки влияния тех или иных факторов на платежеспособность заемщика.

Некоторые исследователи нашли связь между стоимостью акций публичных компаний и наличием оговорки в аудиторском заключении. Акции компаний с модифицированным аудиторским заключением показывали худшую динамику по сравнению с рынком в целом. Однако результаты исследований различаются. Некоторые исследователи обращают внимание на зависимость результатов от развитости рынков акций и институтов стран, в которых проводились исследования.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

Например, анализ, проведенный по Ирану, не выявил статистической корреляции между наличием модификации в аудиторском заключении и ценой акций компании. Другие исследователи обратили внимание на сложность определения даты публикации заключения, а также на возможность отражения обстоятельств, приведших к оговорке, в цене акции еще до выпуска аудиторского заключения.

Оговорка в аудиторском заключении может быть вызвана объективными причинами и не зависеть от воли и возможностей руководства компании. Между тем системный подход к устранению недостатков учета, развитию систем внутреннего контроля и открытость при взаимодействии с аудиторами создадут условия для подготовки отчетности, которая будет отвечать обоснованным требованиям аудиторов и всех заинтересованных пользователей.

Поделиться ссылкой на статью в соцсетях:

Информационное взаимодействие в соответствии с требованиями пункта 16(a), рассмотренное в пунктах A19 – A20, может включать следующие вопросы.

Учетная политика

– Соответствие учетной политики конкретным обстоятельствам организации, учитывающее необходимость обеспечения оптимального соотношения затрат, связанных с предоставлением информации, и вероятной выгоды для пользователей финансовой отчетности. В случае существования приемлемой альтернативной учетной политики, информационное взаимодействие может включать выявление тех статей финансовой отчетности, на которые влияет выбор основных положений учетной политики, а также информации об учетной политике аналогичных организаций.

– Первоначальный выбор основных положений учетной политики и внесение в них изменений, включая применение новых стандартов бухгалтерского учета. Информационное взаимодействие может включать: сведения о влиянии сроков и метода принятия изменения в учетной политике на текущие и будущие показатели прибыли организации и сведения о сроках изменения учетной политики в связи с ожидаемыми новыми стандартами учета.

– Влияние основных положений учетной политики в противоречивых или новых областях (или областях, специфичных для какой-то отрасли, в частности, в случаях, когда отсутствует авторитетное руководство или консенсус).

– Влияние соотношения сроков проведения операций и сроков их фактического отражения в учете.

Оценочные значения

  • как руководство выявляет операции, события и условия, которые могут повлечь за собой необходимость признания оценочных значений или их раскрытия в финансовой отчетности;

  • каковы изменения в обстоятельствах, которые могут привести к признанию новых или обусловить необходимость пересмотра уже существующих оценочных значений;

  • соответствует ли применимой концепции подготовки финансовой отчетности решение руководства о признании или непризнании оценочных значений в финансовой отчетности;

  • происходило ли или должно ли было произойти изменение методов определения оценочных значений по сравнению с предыдущим периодом, и если это так, то по какой причине, а также каков результат оценочных значений в предыдущие периоды;

  • каков используемый руководством процесс определения оценочных значений (например, в случаях, когда руководство применяло модель), включая рассмотрение вопроса о том, соответствует ли выбранная основа оценки, используемая для определения оценочных значений, применимой концепции подготовки финансовой отчетности;

  • являются ли значимые допущения, которые руководство применяло при определении оценочных значений, обоснованными;

  • каковы намерение и способность руководства следовать определенному плану действий, если это имеет отношение к обоснованности значимых допущений, примененных руководством, или к надлежащему использованию руководством применимой концепции подготовки финансовой отчетности;

  • имеются ли риски существенного искажения;

  • имеются ли признаки возможной предвзятости руководства;

  • как руководство рассматривало альтернативные допущения или результаты и почему оно отклонило их; как руководство иным образом решало вопрос неопределенности оценки при определении оценочного значения;

  • адекватно ли раскрытие информации о неопределенности оценки в финансовой отчетности.

– Рассматриваемые вопросы и соответствующие суждения, которые использовались при подготовке информации чувствительного характера, раскрываемой в финансовой отчетности (например, раскрытие информации, связанной с признанием выручки, вознаграждением, непрерывностью деятельности, событиями после отчетной даты и условными обязательствами).

– Общая нейтральность, непротиворечивость и ясность раскрываемой в финансовой отчетности информации.

– Потенциальное влияние на финансовую отчетность значительных рисков, факторов внешнего воздействия и ситуаций неопределенности, таких как незавершенные судебные разбирательства, информация о которых раскрыта в финансовой отчетности.

– Степень влияния на финансовую отчетность значительных операций, выходящих за рамки обычной деятельности организации или иным образом являющихся, по-видимому, необычными. В таком информационном сообщении внимание может акцентироваться на следующих факторах:

  • каковы разовые суммы, отраженные в течение периода;

  • какова степень, в какой такие операции отдельно раскрываются в финансовой отчетности;

  • были ли такие операции специально спланированными для обеспечения определенного порядка бухгалтерского учета или учета для целей налогообложения либо для достижения определенной законодательной или нормативной цели;

  • не является ли форма таких операций слишком сложной или где были проведены обширные консультации по вопросу структурирования данной операции;

  • в каких случаях руководство в большей степени акцентирует внимание на необходимости установления определенного порядка отражения в учете, чем на экономической сущности операции.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

– Факторы, влияющие на балансовую стоимость активов и обязательств, включая применяемую организацией базу для определения сроков полезного использования материальных и нематериальных активов. В информационном сообщении может содержаться разъяснение того, как были отобраны факторы, влияющие на балансовую стоимость, и каково было бы влияние на финансовую отчетность альтернативной выборки факторов.

– Выборочная корректировка искажений, например, корректировка искажений, которые приводят к увеличению отражаемых в финансовой отчетности показателей прибыли, но не искажений, которые приводят к их снижению.

Введение

1. Совет по аудиторской деятельности при Министерстве финансов Российской Федерации в стремлении реализовывать широкомасштабную задачу по выработке и внедрению скоординированных и взаимоувязанных стандартов профессиональной этики аудиторов разработал при активном участии аккредитованных при Минфине России профессиональных аудиторских объединений Кодекс этических норм профессиональной деятельности аудиторов.

2. Настоящий Кодекс этики аудиторов России, именуемый далее – Кодекс, подготовлен с учетом требований законодательства Российской Федерации на основе рекомендаций Кодекса этики Международной федерации бухгалтеров (IFAC) с максимальным сохранением его концептуальных подходов и разделов.

3. Кодекс признает, что целью профессии аудитора является работа в соответствии с наивысшими стандартами профессионализма для достижения максимального уровня эффективности и удовлетворения потребностей общества.

4. Кодекс устанавливает правила поведения аудиторов России и определяет основные принципы, которые должны ими соблюдаться при осуществлении профессиональной деятельности.

Каневский Сергей Владимирович

5. Положения настоящего Кодекса являются базовыми принципами, поскольку не представляется возможным ввести этические требования, распространяющиеся на все ситуации и обстоятельства, с которыми могут столкнуться аудиторы в своей работе.

6. В Кодексе подразумевается, что если нет прямых указаний на специальные требования, то цели и фундаментальные принципы в одинаковой мере действительны для всех аудиторов, оказывающих услуги как в коммерческой, так и в некоммерческой деятельности, как в частном, так и в государственном секторе, в любой отрасли экономики.

7. Настоящий Кодекс при поддержке Минфина России и ФКЦБ России принят Советом по аудиторской деятельности при Министерстве финансов Российской Федерации по согласованию с Координационным советом российских профессиональных объединений аудиторов и бухгалтеров и рекомендован аккредитованным и иным профессиональным объединениям аудиторов России для внедрения и осуществления контроля за соблюдением всеми членами этих объединений.

8. Изменения в настоящий Кодекс и принятие дополнительных рекомендаций осуществляются Советом по аудиторской деятельности при Министерстве финансов Российской Федерации. По каждой новой рекомендации по этическим нормам, принятой Советом, выпускаются соответствующие разъяснения.

1. Настоящий Международный стандарт аудита (МСА) устанавливает обязанности аудитора по информационному взаимодействию с лицами, отвечающими за корпоративное управление, в ходе аудита финансовой отчетности. Несмотря на то, что применение настоящего стандарта не зависит от структуры корпоративного управления или размера организации, определенные его аспекты применяются в случаях, когда все лица, отвечающие за корпоративное управление, участвуют в руководстве организацией, а также к организациям, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам.

2. Настоящий стандарт разработан для аудита финансовой отчетности, но может также применяться, при соответствующей адаптации, к аудиту другой финансовой информации прошедших периодов в случаях, когда лица, отвечающие за корпоративное управление, обязаны осуществлять надзор за подготовкой другой финансовой информации прошедших периодов.

3. Признавая важность эффективного двустороннего информационного взаимодействия в ходе аудита финансовой отчетности, настоящий стандарт устанавливает общие принципы информационного взаимодействия аудитора с лицами, отвечающими за корпоративное управление, и определяет ряд конкретных вопросов, информацию о которых необходимо доводить до сведения таких лиц.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

Дополнительные вопросы, информацию о которых необходимо сообщать и которые дополняют требования настоящего стандарта, определены в отдельных МСА (см. Приложение 1). Кроме того, МСА 265 [1] устанавливает особые требования в отношении информирования лиц, отвечающих за корпоративное управление, о значительных недостатках системы внутреннего контроля, которые аудитор выявил в ходе аудита.

Сообщение информации о прочих вопросах, выходящих за рамки требований настоящего стандарта или отдельных МСА, может требоваться в соответствии с законами или нормативными актами, а также по соглашению с организацией или в соответствии с дополнительными требованиями к заданию, предусмотренными, например, стандартами национальной профессиональной организации бухгалтеров.

(a) помогает аудитору и лицам, отвечающим за корпоративное управление, понимать вопросы, относящиеся к аудиту, в определенном контексте и формировать конструктивные рабочие взаимоотношения. Такие взаимоотношения формируются в условиях сохранения аудитором профессиональной независимости и объективности;

(b) помогает аудитору получать от лиц, отвечающих за корпоративное управление, значимую для аудита информацию. Например, лица, отвечающие за корпоративное управление, могут помочь аудитору в понимании организации и ее окружения, выявлении надлежащих источников получения аудиторских доказательств, а также в предоставлении информации о конкретных операциях или событиях;

(c) помогает лицам, отвечающим за корпоративное управление, выполнять свои обязанности по надзору за процессом составления финансовой отчетности, что уменьшает риски существенного искажения финансовой отчетности.

5. Хотя аудитор несет ответственность за информирование о вопросах в соответствии с требованиями настоящего стандарта, руководство организации также обязано информировать лиц, отвечающих за корпоративное управление, о вопросах, имеющих значение для корпоративного управления. Сообщение информации аудитором не освобождает руководство организации от этой обязанности.

Также, информирование руководством организации лиц, отвечающих за корпоративное управление, о вопросах, которые обязан сообщать аудитор, не освобождает аудитора от обязанности осуществлять информационное взаимодействие по этим вопросам. Сообщение руководством информации по таким вопросам может, однако, повлиять на форму или сроки информирования аудитором лиц, отвечающих за корпоративное управление.

6. Четкое информирование об определенных вопросах, сообщение информации о которых предусмотрено Международными стандартами аудита, является неотъемлемой частью каждого аудита. Международные стандарты аудита, однако, не требуют, чтобы аудитор проводил специальные процедуры для выявления других вопросов с целью информирования о них лиц, отвечающих за корпоративное управление.

7. Законы или нормативные акты могут ограничить информационное взаимодействие аудитора с лицами, отвечающими за корпоративное управление, по определенным вопросам. Например, в соответствии с законом или нормативным актом может быть запрещено сообщать информацию или осуществлять какое-либо другое действие, которое могло бы негативно повлиять на расследование, проводимое соответствующим уполномоченным органом по факту совершенного или предполагаемого противоправного действия.

8. Настоящий стандарт вступает в силу в отношении аудита финансовой отчетности за периоды, заканчивающиеся 15 декабря 2016 года или после этой даты.

(a) четко информировать лиц, отвечающих за корпоративное управление, об обязанностях аудитора в отношении аудита финансовой отчетности и предоставить им краткую информацию о запланированном объеме аудита и сроках его проведения;

(b) получать от лиц, отвечающих за корпоративное управление, информацию, имеющую значение для аудита;

(c) своевременно предоставлять лицам, отвечающим за корпоративное управление, информацию о полученных в результате аудита наблюдениях, которые являются значимыми и имеют отношение к обязанности таких лиц по осуществлению надзора за процессом составления финансовой отчетности;

(d) обеспечить эффективное двустороннее информационное взаимодействие между аудитором и лицами, отвечающими за корпоративное управление.

Определения

(a) лица, отвечающие за корпоративное управление, – лицо (лица) или организация (организации), (например, доверительный управляющий), которые несут ответственность за надзор за стратегическим направлением деятельности организации и имеют обязанности, связанные с обеспечением подотчетности организации.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

К таким обязанностям относится надзор за составлением финансовой отчетности. В некоторых организациях ряда юрисдикций к лицам, отвечающим за корпоративное управление, может относиться руководящий персонал, например, исполнительные члены коллегиального органа управления организации частного или государственного сектора или руководитель-собственник. См. информацию о разнообразных структурах корпоративного управления в пунктах A1 – A8;

(b) руководство – лицо или лица, наделенные исполнительными полномочиями и отвечающие за осуществление организацией своей деятельности. В некоторых организациях ряда юрисдикций в состав руководства также входят некоторые или все лица, отвечающие за корпоративное управление, например, исполнительные члены коллегиального органа управления или руководитель-собственник.

Финансовые вложения

Особую область риска представляют финансовые вложения. В отсутствие открытого рынка на ценные бумаги или их аналоги оценка будет связана с рядом допущений, которые необходимо обосновать для аудиторов.

Пример 4«Мы не имели возможности получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства в отношении текущей стоимости долевых инвестиционных ценных бумаг, доступных для продажи, в размере 14 005,3 млн рублей по состоянию на 31 декабря 2010 г., а также в отношении связанного убытка от обесценения в размере 10 565,7 млн рублей за год, закончившийся 31 декабря 2011 г., и связанного с ним налога на прибыль…»

II. Общественные интересы

9. Профессия аудитора является общественно значимой, что подразумевает признание своей ответственности перед обществом. Применительно к профессиональному сообществу аудиторов общество включает аудируемые организации, кредиторов, правительство, работодателей, служащих, инвесторов, аккредитованные профессиональные объединения аудиторов, деловое и финансовое сообщество, а также других лиц, которые полагаются на объективность и честность аудиторов в целях обеспечения упорядоченного ведения коммерческой деятельности. Это налагает на аудиторов ответственность за соблюдение общественных интересов.

10. Обязанности аудитора заключаются не только в удовлетворении потребностей отдельной аудируемой организации или работодателя. На профессиональные стандарты аудита значительное влияние оказывают интересы общества.

11. Аудиторы играют в обществе важную роль. Инвесторы, кредиторы, работодатели и другие члены делового сообщества, а также правительство и общественность в целом полагаются на аудиторов в вопросах получения компетентных рекомендаций по различным вопросам финансового учета и отчетности, финансового менеджмента, права и налогообложения. Отношение и поведение аудиторов в процессе предоставления таких услуг влияют на экономическое благосостояние общества и государства.

12. Аудиторы будут пользоваться доверием только при условии предоставления вышеназванных услуг на уровне, который доказывает, что общественное доверие обоснованно. Аудиторы во всем мире заинтересованы в информировании пользователей их услугами о том, что они выполняются в соответствии с этическими требованиями и требованиями качества, призванными обеспечить самый высокий профессиональный уровень.

13. При разработке настоящего Кодекса учтены мнения аудиторов, а также пользователей аудиторских услуг.

Основные средства

Сложности учета, оценки и проведения теста на обесценение основных средств могут объясняться разрозненностью систем учета между предприятиями группы и ошибками при определении первоначальной стоимости. Помимо объективных факторов, оговорки могут быть вызваны нежеланием руководства признать убытки от обесценения в отчетности.

Пример 5«По состоянию на дату выпуска прилагаемой консолидированной финансовой отчетности, Группа не завершила подготовку регистров основных средств в части учета движения основных средств, включая компонентный учет, за 2013 год… Группа провела ежегодный тест на обесценение своих основных средств, однако не признала убытки от обесценения, определяемые как превышение балансовой стоимости нескольких генерирующих денежные потоки единиц над соответствующей возмещаемой стоимостью.

Пример 6«Существуют признаки того, что возмещаемая стоимость основных средств, относящихся к отдельным дочерним компаниям Группы, может быть значительно ниже, чем их балансовая стоимость, отраженная в размере 35 194 миллиона рублей на 31 декабря 2013 года (28 079 миллионов рублей на 31 декабря 2012 года).

Международный стандарт финансовой отчетности (МСФО) 36 «Обесценение активов» требует, чтобы при наличии указанных признаков руководство проводило оценку возмещаемой стоимости. Такой оценки проведено не было. Влияние данного отклонения от требований международных стандартов финансовой отчетности на консолидированную финансовую отчетность не было определено».

III. Цели

14.1. Достоверность. В целом общество испытывает потребность в достоверной информации и информационных системах.

14.2. Профессионализм. Аудируемые организации, работодатели и другие заинтересованные лица испытывают потребность в специалистах, являющихся профессионалами в сфере аудита.

14.3. Качество услуг. Необходима уверенность в том, что все услуги, предоставленные аудитором, соответствуют высшим стандартам качества.

14.4. Уверенность. Лицам, пользующимся услугами аудиторов, необходима уверенность в том, что услуги оказываются в соответствии с регулирующими их профессиональными этическими нормами.

Государственные субсидии

Если применение какого-либо стандарта МСФО связано со значительным сокращением выручки или чистой прибыли, то решение руководства может быть принято в пользу оговорки в аудиторском заключении.

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

Пример 7«Группа учитывает определенные государственные субсидии как выручку и соответствующие затраты как себестоимость продаж, что не соответствует требованиям международного стандарта финансовой отчетности (МСФО) 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи».

Признание полученных субсидий в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности привело бы к уменьшению выручки на 15 090 миллионов рублей за 2013 год (12 514 миллионов рублей за 2012 год), себестоимости продаж на 11 344 миллиона рублей за 2013 год (9558 миллионов рублей за 2012 год) и к увеличению государственных субсидий, отнесенных к доходу в составе консолидированного отчета о прибылях и убытках, на 3746 миллионов рублей за 2013 год (2956 миллионов рублей за 2012 год)».

IV. Фундаментальные принципы

15. Для достижения профессиональных целей аудитор обязан соблюдать ряд исходных условий и фундаментальных принципов.

16.1. Честность. При предоставлении профессиональных услуг аудитор должен действовать открыто и честно.

16.2. Независимость. При предоставлении профессиональных услуг аудитор должен быть не зависимым от аудируемых лиц и от третьих лиц.

16.3. Объективность. Аудитор должен быть справедливым, на его объективность не должны влиять ни предубеждения, ни пристрастия, ни конфликт интересов, ни другие лица, ни иные факторы.

16.4. Профессиональная компетентность и должная тщательность. Аудитор предоставляет профессиональные услуги с должной тщательностью, компетентностью и старанием. В его обязанности входит постоянное поддержание профессиональных знаний и навыков на высоком уровне с тем, чтобы аудируемые организации или работодатели могли пользоваться преимуществами компетентных профессиональных услуг, основанных на новейших разработках в области практики, законодательства и технологий.

16.5. Конфиденциальность. Аудитор должен соблюдать конфиденциальность информации, полученной в процессе предоставления профессиональных услуг, и не должен использовать или раскрывать такую информацию без надлежащих и конкретных на то полномочий, за исключением случаев, когда раскрытие такой информации продиктовано его профессиональными или юридическими правами или обязанностями.

16.6. Профессиональное поведение. Аудитор должен действовать таким образом, чтобы это соответствовало хорошей репутации профессии, и должен воздерживаться от какого-либо поведения, которое бы могло ее дискредитировать.

16.7. Регламентирующие документы. Аудитор обязан выполнять профессиональные услуги в соответствии с применимыми профессиональными правилами (стандартами). Аудитор обязан тщательно и квалифицированно выполнять указания аудируемой организации или работодателя в той мере, насколько они соответствуют требованиям честности, объективности и независимости.

Приложение

1.1. В приведенных ниже примерах описываются конкретные ситуации, которые могут повлечь возникновение угрозы независимости. В этих примерах характеризуются потенциальные угрозы и меры предосторожности, которые могут быть уместными для их исключения или сведения до приемлемого уровня. Указанные примеры не являются исчерпывающими.

На практике аудиторам и аудиторским организациям придется оценивать воздействие аналогичных, но отличных обстоятельств и отношений для определения того, какие меры предосторожности из числа указанных в нижеприведенных пунктах необходимо применить, чтобы должным образом решить проблемы, связанные с угрозами независимости.

1.2. Ряд примеров касается только аудируемых организаций, в то время как другие относятся к организациям, не являющимся таковыми. В примерах показано, какие меры предосторожности следует применять, чтобы аудиторы соответствовали требованиям независимости от аудируемой организации. В примерах не рассматриваются отчеты по услугам, круг пользователей которых заранее ограничен определенными лицами.

2.1. Наличие финансовой заинтересованности в аудируемой организации может повлечь возникновение угрозы личной заинтересованности. При оценке значимости такой угрозы и потребности в применении соответствующих мер предосторожности, направленных на ее исключение или сведение до приемлемого уровня, необходимо изучить характер финансовой заинтересованности. Сюда относится оценка роли лица, имеющего финансовую заинтересованность, ее существенности и типа (прямая или косвенная).

2.2. При оценке типа финансовой заинтересованности следует помнить, что она может быть разных видов – от ситуаций, когда соответствующее лицо не имеет контроля над инвестиционными механизмами, до ситуаций, когда такое лицо обладает контролем над финансовыми доходами или инвестициями.При наличии такого контроля финансовая заинтересованность считается прямой. Когда же владелец финансового интереса не имеет возможности использовать такой контроль, финансовая заинтересованность считается косвенной.

3.1.1. отчуждение прямой финансовой заинтересованности до того, как заинтересованное лицо приступит к аудиторской проверке;

3.1.2. отчуждение всей косвенной финансовой заинтересованности или ее существенной части таким образом, чтобы оставшаяся часть была несущественной до того, как заинтересованное лицо приступит к аудиторской проверке;

3.1.3. выведение такого лица из состава аудиторов.В течение периода до отчуждения финансовой заинтересованности или выведения заинтересованного лица из состава аудиторов необходимо рассмотреть вопрос о целесообразности применения дополнительных мер предосторожности, необходимых для сведения угрозы независимости до приемлемого уровня. Например, обсудить проблемы с уполномоченными органами управления аудируемой организацией.

3.2. Если аудитор имеет в проверяемом клиенте прямую или косвенную финансовую заинтересованность через исполнение функций доверительного управляющего, то может возникнуть угроза личной заинтересованности за счет возможного влияния на аудируемую организацию. Следовательно, существование такой заинтересованности недопустимо.

3.3.1. организационная и производственная структура аудиторской организации и структура ее управления;

3.3.2. характер отношений между таким лицом и аудитором.Для того чтобы свести степень угрозы до приемлемого уровня, необходимо оценить ее значимость и, если она существенна, предусмотреть и использовать меры предосторожности.

3.4.1. в аудиторской организации установлены правила и процедуры, требующие от всех специалистов незамедлительно докладывать руководству о всех нарушениях, возникающих в результате покупки, получения в наследство или приобретения в иной форме финансовой заинтересованности в проверяемом клиенте;

3.4.2. аудиторская организация своевременно уведомляет специалиста о необходимости отчуждения финансовой заинтересованности;

3.4.3. после возникновения проблемы в максимально короткие сроки финансовая заинтересованность либо отчуждается, либо такой специалист выводится из числа работающих аудиторов.

3.5.1. поручение другому специалисту, не принимавшему участия в оказании услуг, проверить работу, выполненную аудитором;

3.5.2. отстранение такого лица от принятия существенных решений по оказанным услугам.

4.1. Если аудиторская организация имеет прямую финансовую заинтересованность в аудируемой организации аудиторской проверки, создаваемая этим угроза личной заинтересованности может оказаться столь существенной, что ее нельзя свести до приемлемого уровня никакими мерами предосторожности. Следовательно, единственным выходом для аудиторской организации, желающей заключить договор на проведение проверки, будет отчуждение финансовой заинтересованности.

4.2. Если аудиторская организация имеет существенную косвенную финансовую заинтересованность в аудируемой организации аудиторской проверки, то это также может повлечь возникновение угрозы личной заинтересованности. Единственным способом, позволяющим аудиторской организации провести проверку, будет отчуждение аудиторской организацией либо всей косвенной финансовой заинтересованности либо такой ее части, отчуждение которой сделает оставшуюся финансовую заинтересованность несущественной.

4.3. Если аудиторская организация имеет существенную финансовую заинтересованность в компании, контролирующей аудируемую организацию, то создаваемая этим угроза личной заинтересованности может оказаться столь существенной, что ее нельзя свести до приемлемого уровня никакими мерами предосторожности. Единственным способом, позволяющим аудиторской организации провести проверку, будет отчуждение аудиторской организацией либо всей финансовой заинтересованности, либо такой ее части, отчуждение которой сделает оставшуюся финансовую заинтересованность несущественной.

4.4. Если специалисты руководящего звена аудиторской организации, оказывающие аудируемой организации не связанные с аудитом услуги, или члены их семей владеют прямой финансовой заинтересованностью или существенной косвенной финансовой заинтересованностью в аудируемой организации, то создаваемая этим угроза личной заинтересованности может оказаться столь существенной, что ее нельзя свести до приемлемого уровня никакими мерами предосторожности. Следовательно, специалисты и члены их семей не должны владеть такой финансовой заинтересованностью в аудируемой организации.

Качественные аспекты учетной практики организации

Оценочные значения

В 2013 году специалистами крупной аудиторской компании было проведено исследование, целью которого являлся анализ текущей практики составления финансовой отчетности по МСФО российскими компаниями и выявление требований МСФО, на соблюдение которых российским составителям отчетности необходимо обратить особое внимание. Кроме приведенных выше недостатков, исследование указало на следующие изъяны в финансовой отчетности:

  • использование смешанной классификации статей в отчете о прибылях и убытках, противоречащее МСФО (IAS) 1, согласно которому расходы должны классифицироваться по характеру или по функциям;
  • непредоставление третьего баланса при ретроспективных изменениях в учетной политике, ретроспективном пересмотре или реклассификации сравнительной информации согласно МСФО (IAS) 1;
  • неудовлетворительное качество раскрытий в отношении анализа гудвилла на обесценение.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

Несмотря на то что эти недостатки пока не стали причиной оговорки для выбранных компаний, они могут оказаться источником разногласий с аудиторами в будущем.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть
Adblock detector