Отсрочка по уплате взносов в ПФР: быть или не быть?

Оформление документов в связи с предоставлением отсрочки по уплате страховых взносов

Согласно п. 9 ст. 18.1 Федерального закона № 212-ФЗ формы документов, применяемых при предоставлении отсрочки по уплате страховых взносов, утверждаются органами контроля за уплатой страховых взносов. Формы документов для получения отсрочки по уплате взносов в Пенсионный фонд утверждены Постановлением Правления ПФР от 20.02.2015 № 35п. Формы в отношении взносов на обязательное социальное страхование должен установить ФСС.

Для предоставления отсрочки плательщик страховых взносов обращается в соответствующий орган с заявлением.

К заявлению прилагаются следующие документы:

  • акт совместной сверки расчетов по страховым взносам;
  • справка налогового органа по месту учета плательщика страховых взносов, содержащая перечень всех открытых ему счетов в банках;
  • справки банков о ежемесячных оборотах денежных средств за каждый месяц из предшествующих подаче заявления шести месяцев по счетам плательщика страховых взносов в банках, а также о наличии у плательщика страховых взносов расчетных документов, помещенных в соответствующую картотеку неоплаченных расчетных документов, либо об их отсутствии в этой картотеке;
  • справки банков об остатках денежных средств на всех счетах плательщика страховых взносов в банках;
  • обязательство плательщика страховых взносов, предусматривающее на период предоставления отсрочки соблюдение условий, на которых принимается решение о предоставлении указанной отсрочки, а также предполагаемый плательщиком страховых взносов график погашения задолженности;
  • документы, подтверждающие наличие оснований для предоставления отсрочки.

Ниже в таблице мы представили перечни документов, которые необходимо подать в связи с причинением ущерба в результате стихийных бедствий (обстоятельств непреодолимой силы) и отсутствием финансирования (недостаточным финансированием) из бюджета, то есть с теми обстоятельствами, с которыми наиболее вероятно могут столкнуться государственные (муниципальные) учреждения.

Основание для предоставления отсрочки

Документы, подтверждающие наличие данного основания

Причинение ущерба в результате стихийных бедствий, обстоятельств непреодолимой силы

– заключение о факте наступления в отношении плательщика страховых взносов обстоятельств непреодолимой силы;

– акт оценки причиненного плательщику страховых взносов ущерба в результате указанных обстоятельств.

Данные документы должны быть составлены органом исполнительной власти (государственным органом, органом местного самоуправления) или организацией, которые уполномочены в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Отсутствие финансирования (недостаточное финансирование) из бюджета

Плательщик страховых взносов – получатель бюджетных средств представляет документ финансового органа и (или) главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, содержащий сведения о сумме бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств, которые не предоставлены (несвоевременно предоставлены) плательщику страховых взносов, и (или) сумме предельных объемов финансирования расходов, которые не доведены (несвоевременно доведены) до него в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате страховых взносов.

Плательщик страховых взносов, которому не перечислены (несвоевременно перечислены) денежные средства из бюджета, в том числе в счет оказанных услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд, прилагает:

– документ получателя бюджетных средств, содержащий сведения о сумме денежных средств, которая не перечислена (несвоевременно перечислена) плательщику страховых взносов из бюджета в объеме, достаточном для свое­временного исполнения им обязанности по уплате страховых взносов;

– документ государственного, муниципального заказчика, содержащий сведения о сумме денежных средств, которая не перечислена (несвоевременно перечислена) плательщику страховых взносов, в счет оплаты оказанных им услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд

Решение о предоставлении отсрочки по уплате страховых взносов или об отказе в ее предоставлении принимается соответствующим органом в течение 30 дней со дня получения заявления плательщика страховых взносов о предоставлении указанной отсрочки. По ходатайству плательщика страховых взносов данный орган вправе принять решение о временном (на период рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки) приостановлении уплаты суммы задолженности по страховым взносам плательщиком страховых взносов.

В Письме № НП-30-26/4958 Пенсионным фондом были рассмотрены обращения отделений ПФР по вопросам, возникающим при рассмотрении заявлений плательщиков страховых взносов о предоставлении отсрочки по их уплате и прилагаемых к заявлениям документов, указанных в ч. 1 ст. 18.4 Федерального закона № 212-ФЗ.

Отсрочка по уплате взносов в ПФР: быть или не быть?

Специалисты фонда уточнили, что п. 3 и 4 ст. 18.1 Федерального закона № 212-ФЗ предусмотрено представление плательщиком страховых взносов вместе с заявлением о предоставлении отсрочки по уплате страховых взносов следующих документов:

  • справок банков о ежемесячных оборотах денежных средств за каждый месяц из предшествующих подаче заявления шести месяцев по счетам плательщика в банках, а также о наличии у плательщика страховых взносов расчетных документов, помещенных в соответствующую картотеку неоплаченных расчетных документов, либо об их отсутствии в этой картотеке (для бюджетной организации – соответствующих справок из управления Федерального казначейства);
  • справок банков об остатках денежных средств на всех счетах плательщика в банках (для бюджетной организации – соответствующих справок из управления Федерального казначейства).

Сведения, содержащиеся в представленных плательщиком документах, с учетом нормы, предусмотренной в п. 3 названной статьи, могут быть использованы в качестве инструмента для определения наличия достаточных оснований полагать, что возможность уплаты плательщиком страховых взносов в установленные Федеральным законом № 212-ФЗ сроки может возникнуть в течение периода, на который ему может быть предоставлена отсрочка по их уплате.

В частности, из содержания справок банков можно определить коэффициент платежеспособности плательщика Кпл (коэффициент оборачиваемости денежных потоков), который может применяться в качестве одного из критериев оценки наличия вышеуказанных оснований и, соответственно, целесообразности предоставления плательщику отсрочки.

Для расчета коэффициента Кпл определяются следующие показатели по всем открытым счетам плательщика страховых взносов в банках:

  • сумма входящих остатков денежных средств (в рублях) по состоянию на начало шестимесячного периода, предшествующего подаче заявления о предоставлении отсрочки (ВхОст);
  • сумма поступлений денежных средств (в рублях) в течение шестимесячного периода, предшествующего подаче указанного заявления (ИтОбприход);
  • сумма платежей (в рублях) в течение шестимесячного периода, предшествующего подаче данного заявления (ИтОбрасход);
  • сумма денежных средств по неоплаченным расчетным документам плательщика, помещенным в картотеку по внебалансовому счету 90902 «Расчетные документы, не оплаченные в срок» (в рублях), по всем счетам плательщика страховых взносов в банках (К90902).

Кпл

=

(ВхОст ИтОбприход)

/

(ИтОбрасход К90902).

Значение коэффициента Кпл не менее 1 подтверждает наличие оснований полагать, что возможность уплаты плательщиком страховых взносов в установленные Федеральным законом № 212-ФЗ сроки может возникнуть в случае предоставления ему отсрочки по их уплате.

Для определения коэффициента Кпл на основании данных из представленных плательщиком страховых взносов справок банков можно использовать таблицы «Информация о счетах плательщика страховых взносов в банках» и «Определение коэффициента платежеспособности», формы которых приложены к Письму ПФР № НП-30-26/4958 (см. стр. 47).

Отсрочка по уплате взносов в ПФР: быть или не быть?

Помимо сведений, содержащихся в представленных плательщиком документах, в качестве критерия определения наличия достаточных оснований полагать, что возможность уплаты плательщиком страховых взносов в установленные Федеральным законом № 212-ФЗ сроки может возникнуть в течение периода, на который ему может быть предоставлена отсрочка по их уплате, могут использоваться сравнительные данные суммы задолженности по страховым взносам, образовавшейся в связи с обстоятельствами, указанными в п. 3 ст. 18.

В частности, значительное превышение общей суммы задолженности плательщика по страховым взносам над суммой задолженности по страховым взносам, образовавшейся в связи с обстоятельствами, обозначенными в п. 3 ст. 18.1 Федерального закона № 212-ФЗ, свидетельствует о наличии иных значимых причин, по которым плательщик не уплачивал своевременно страховые взносы в полном объеме, что, в свою очередь, не может гарантировать возникновение у плательщика возможности уплаты страховых взносов в предусмотренные Федеральным законом № 212-ФЗ сроки в случае предоставления ему отсрочки.

Соотношение суммы задолженности по страховым взносам, образовавшейся в связи с обстоятельствами, определенными в п. 3 ст. 18.1 Федерального закона № 212-ФЗ, и общей суммы задолженности плательщика по страховым взносам, составляющее не менее 70%, может рассматриваться как наличие оснований полагать, что возможность уплаты плательщиком страховых взносов в установленные сроки может возникнуть в случае предоставления ему отсрочки по их уплате.

Что говорили суды

Суды всех уровней до последнего времени были единодушны: пробел в законодательстве, сохраняющийся в результате бездействия госорганов, не может препятствовать разрешению споров, связанных с предоставлением отсрочки уплаты взносовсм., например, Постановления ФАС ВСО от 06.09.2012 № А74-844/2012; ФАС ЗСО от 22.12.

Отмечая, что органы ПФР формально относятся к заявлениям плательщиковсм., например, Постановления 1 ААС от 30.01.2012 № А43-6522/2011; 13 ААС от 29.03.2012 № А21-8311/2011; 17 ААС от 06.11.2012 № 17АП-11513/2012-АК, суды также указывалиПостановления ФАС МО от 20.11.2012 № А40-37497/12-99-192; ФАС ЦО от 02.12.

Этот вывод суды аргументировали тем, чтосм., например, Постановления 3 ААС от 15.06.2012 № А74-844/2012; 1 ААС от 30.01.2012 № А43-6522/2011; 7 ААС от 23.10.2012 № А45-18060/2012:

  • правоотношения по уплате налогов и страховых взносов схожи;
  • в законодательстве нет запрета применять в этой ситуации аналогию закона.

Что решил ВАС

Отсрочка по уплате взносов в ПФР: быть или не быть?

22 февраля 2013 г. коллегия судей ВАС, передавая одно из подобных дел в Президиум для рассмотрения в порядке надзора, озвучила свое видение этого вопросаОпределение ВАС от 22.02.2013 № ВАС-16929/12. Вот что она сказала.

Во-первых, порядок и случаи предоставления отсрочек (рассрочек) уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов могут быть предусмотрены только федеральным закономп. 11 ч. 1 ст. 29 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ. Следовательно, органы ПФР не вправе их устанавливать сами. Поскольку на сегодняшний день механизм предоставления отсрочек отсутствует, у Фонда нет оснований их предоставлять.

Так, налоговые платежи не имеют адресной основы и не персонифицируются при поступлении в бюджет. В свою очередь, взносы в ПФР являются индивидуально возмездными обязательными платежами. Их персональное целевое назначение — обеспечение права гражданина на получение пенсиист. 3 Закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ.

16 апреля этого года Президиум ВАС поддержал данные аргументыПостановление Президиума ВАС от 16.04.2013 № 16929/12, тем самым приняв сторону Пенсионного фонда.

Таким образом, теперь нет смысла идти судиться с органом ПФР по поводу отсрочки уплаты взносов. Итог решения по такому делу более чем предсказуем. Но хотим напомнить, что в настоящий момент существует разработанный Минтрудом законопроект, который устанавливает порядок предоставления такой отсрочки (подробнее см. , 2013, № 9, с. 95). Будем надеяться, что в ближайшем будущем он обретет форму закона.

Прекращение действия отсрочки

Действие отсрочки прекращается по истечении срока действия соответствующего решения либо до истечения такого срока.

Основаниями для досрочного прекращения действия отсрочки являются:

  • наличие задолженности по уплате платежей по страховым взносам на финансирование накопительной части пенсии. Действие отсрочки по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, предоставляемой территориальными органами ПФР, прекращается при наличии по состоянию на 1-е число месяца, следующего за истекшим кварталом, задолженности по уплате текущих платежей в бюджет ПФР по страховым взносам на финансирование накопительной пенсии;
  • нарушение плательщиком страховых взносов условий предоставления отсрочки;
  • уплата причитающейся суммы страховых взносов и соответствующих процентов до истечения установленного срока.

Итак, отсрочка по уплате страховых взносов может быть предоставлена плательщику страховых взносов, финансовое положение которого не позволяет уплатить эти страховые взносы в установленный срок, если имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты им таких страховых взносов возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка.

Для предоставления отсрочки плательщик страховых взносов обращается в соответствующий орган с заявлением, к которому прилагаются предусмотренные Федеральным законом № 212-ФЗ документы. При решении вопроса о предоставлении отсрочки по уплате страховых взносов следует учитывать коэффициент платежеспособности плательщика страховых взносов.

[1] Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть
Adblock detector