Кто подлежит и критерии проведения обязательного аудита в 2019 году

Возможные изменения в законодательстве в отношении критериев проведения обязательного аудита

Перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2018 год приведен в Письме Минфина РФ от 15.01.2019 г. №б/н.

  • государственные корпорации и компании, государственные компании (п.2 ст.7.1 и п.8 ст.7.2 Федерального закона от 12.01.1996 г. №7-ФЗ);

  • микрофинансовые компании (п.4 ст.15 Федерального закона от 02.07.2010 г. №151-ФЗ);

  • операторы лотереи (ст.23 Федерального закона от 11.11.2003 г. №138-ФЗ);

  • организаторы азартных игр (п.12 ст.6 Федерального закона от 29.12.2006 г. №244-ФЗ);

  • управляющие компании и специализированные депозитарии, осуществляющие деятельность, предусмотренную Федеральным законом от 20.08.2004 г. №117-ФЗ (п.1 и п.2 ст.29 Закона №117-ФЗ);

  • жилищные накопительные кооперативы (п.1 ст.54 Федерального закона от 30.12.2004 г.
    №215-ФЗ);

  • кредитные кооперативы, если количество физических лиц, являющихся его членами, превышает 2 000 человек (п.1 ст.31 Федерального закона от 18.07.2009 г. №190-ФЗ);

  • организации, являющиеся саморегулируемыми организациями (п.4 ст.12 Федерального закона от 01.12.2007 г. №315-ФЗ);

  • организации, являющиеся застройщиком, привлекающим денежные средства участников долевого строительства для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости
    (за исключением объектов производственного назначения) (п.5 ст.3 Федерального закона от 30.12.2004 г. №214-ФЗ);

  • туроператоры, осуществляющие деятельность в сфере выездного туризма (если общая цена туристского продукта в сфере выездного туризма за предыдущий год составила более 400 миллионов рублей) (ст.17.7 Федерального закона от 24.11. 1996 г. №132-ФЗ);

  • прочие организации в случаях, установленных Федеральными законами.

В случае представление бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах по упрощенным формам вместо общеустановленных (полных) форм или непредставление отдельных форм отчетов (приложений) может повлечь привлечение компании и ее должностных лиц к ответственности, предусмотренной п.1 ст.126 НК РФ, ч.1 ст.15.6 КоАП РФ.

А согласно п.1 ст.126 НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредоставленный документ. 

ИНИЦИАТИВНЫЙ АУДИТ

Штрафы для организаций, подлежащих обязательному аудиту, за непроведение обязательного аудита законодательством не предусмотрены. Штрафы могут быть за непредставление аудиторского заключения.

Аудиторское заключение не является документом, служащим основанием для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документом, подтверждающим правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, и, следовательно, у налогового органа нет оснований налагать штраф по п. 1 ст.

Кроме того, аудиторское заключение не входит в состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (п.1 ст.14 Закона от 06.12.2011 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете»), представляемой в налоговые органы, а поэтому налоговые органы не вправе штрафовать компанию (письма УФНС РФ по г. Москве от 31.03.2014 г. №13-11/030545, от 20.01.2014 г. №16-15/003855, Минфина РФ от 30.01.2013 г. №03-02-07/1/1724).

За 2018 год обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, если выручка за 2017 год превышает 400 млн. руб., а стоимость активов на конец года перед отчетным – 60 млн. руб.  Аудиторское заключение по годовой отчетности за 2018 год представляется в Росстат вместе с годовой отчетностью (до 1 апреля 2019 года), или не позднее 10 рабочих дней с даты выдачи аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря 2019 года.

Ожидается, что в 2019 году организации обязаны проводить обязательный аудит бухгалтерской отчетности, если выручка за 2018 год превысит  600 млн. руб. без НДС, а стоимость активов на конец 2018 года  –  будут более 200 млн. руб. Аудиторское заключение по годовой отчетности за 2019 год представляется в ИФНС по месту нахождению организации.

   Ожидается, что с  отчетности за 2020 год лимиты  обязательного аудита бухгалтерской отчетности по финансовым показателям, по выручке за предыдущий год должны превышать  800 млн. руб., а стоимость активов на конец года  больше  – 400 млн. руб.

 Аудиторская компания “АКАДЕМИЯ АУДИТА” проведет в разумные сроки и по адекватной цене аудит годовой бухгалтерской отчетности. Заполните анкету и пришлите ее нам вместе с оборотной ведомостью или бухгалтерской отчетностью, для получения коммерческого предложения. 

Год, за который проверяют аудиторы

Лимит по выручке, млн. руб.

Лимит по активам, млн. руб.

2018

400

60

2019

600

200

2020 и далее

800

400

– когда организация зарегистрирована как акционерное общество, не зависимо от его типа;

– когда организация имеет ценные бумаги, используемые для проведения публичных торгов;

– когда организация создана для кредитной, страховой деятельности, работы различных фондов (акционерный, инвестиционный, паевой), кроме государственных и пр.;

– когда деятельность организации предусматривает составление и раскрытие консолидированной отчетности.

Есть еще два условия для проведения процедуры строго обязательного аудита, прописанного в данном законе. Они ориентированы на размер финансовых показателей деятельности организации и не распространяются на предприятия государственной, муниципальной формы собственности, сельскохозяйственные  кооперативы и их союзы:

  • когда объем дохода в 2018г. составили более 400 млн. руб.;
  • суммарный размер активов бухгалтерского баланса за 2018 г. оказался более 60 млн. руб.

Наличие хотя бы одного из этих условий является бесспорным основанием для проведения обязательного аудита бухгалтерской отчетности предприятия.

Вместе с тем, чтобы наверняка определить, надо ли проводить обязательный аудит бухгалтерской отчетности конкретной организации, недостаточно руководствоваться только этим перечнем. Другими федеральными законами также определены условия обязательного проведения аудита.

Периодичность проведения обязательного бухгалтерского аудита составляет 1 год.

★ Книга-бестселлер “Бухучет с нуля” для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа)
куплено {amp}gt; 8000 книг

Период, на который распространяется проведение обязательного аудита, составляет, как правило, один календарный год. Договор определяет конкретные даты начала и окончания  обязательного аудита финансовой деятельности предприятия на основе проверки  документов бухгалтерской отчетности, но, как правило, все работы по составлению аудиторского заключения должны быть выполнены и переданы в контролирующий орган власти до конца года, следующего за отчетным (31 декабря текущего года).

Продолжительность проведения аудиторской проверки связана и с объемом предполагаемых работ, который предварительно определяется аудитором. Весь период работы аудиторов может быть разбит на 2 этапа. Сами аудиторы не все время прохождения проверки находятся на предприятии. Как правило, они собирают необходимую информацию, проводят опросы сотрудников и др. Аналитическую работу проводят на своих рабочих местах. Могут высылать дополнительные запросы на предоставление недостающих данных.

Кто подлежит и критерии проведения обязательного аудита в 2019 году

Размеры проверяемой организации также существенно влияют на продолжительность аудиторской проверки. Чем меньше организация, тем, соответственно, меньше времени потребуется для работы аудиторов. В таких случаях проверка может проходить в один этап и заключение аудиторов предприятие может получить через 5-10 дней. Ускорить прохождение аудита возможно оперативностью и полнотой предоставляемой информации со стороны организации.

В отношении акционерных обществ в текущем 2019 году они должны до 3 апреля раскрыть информацию обязательной аудиторской проверки.

При определении продолжительности и сроков проведения обязательного аудита следует также руководствоваться действующими законодательными нормами по предоставлению отчетности предприятия в органы контроля.

         В настоящее время в Государственной думе изучается законопроект, в котором рассматривается повышение размеров показателей, являющихся основанием для проведения обязательного аудита предприятий.

Первоначальный текст документа предполагает повышение граничных лимитов финансовых показателей, что даст возможность малым предприятиям выйти из категории, требующей проведения обязательного аудита.

Предполагаемая динамика роста величины лимитирующих показателей

Наименование показателя Год
2018 2019 2020
1. Объем дохода, млн. руб. 400,0 600,0 800,0
2. Сумма активов, млн.руб. 60,0 200,0 400,0
3. Численность занятых, чел.     более 100

По мнению депутатов, принятие законопроекта с поправками в отношении повышения величины критериев для проведения обязательного аудита позволит на законном основании малым предприятиям не проводит данную процедуру и направить высвободившиеся средства на свое развитие.

Кто подлежит и критерии проведения обязательного аудита в 2019 году

Фактически перечень случаев проведения обязательного аудита открыт. Это означает, что не перечисленные в нем компании также могут подпасть под обязательный аудит, если такое требование будет установлено другими федеральными законами.

Допустили к организованным торгам? Готовьтесь к аудиту!

Если компания-эмитент желает включить свои ценные бумаги в котировочный список, ей необходимо подать организатору торгов заявку определенной формы и сообщить о себе детализированную информацию. Нормы допуска ценных бумаг к публичному размещению, обращению и листингу приведены в ст. 14 закона «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 № 39-ФЗ и в Положении о допуске ценных бумаг к организованным торгам (утв. Банком России от 24.02.2016 № 534-П).

Факт допуска ценных бумаг компании-эмитента к организованным торгам переводит ее в разряд лиц, обязанных проводить аудит бухгалтерской отчетности.

Если компания представляет и/или публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую отчетность, она автоматически подпадает под обязательный аудит (п. 5 ст. 5 закона № 307-ФЗ).

Представление и раскрытие консолидированной отчетности — процесс, за выполнением которого следит Центробанк РФ (за исключением отдельных категорий отчитывающихся компаний).

Об особенностях составления консолидированной отчетности узнайте здесь.

Возможные изменения в законодательстве в отношении критериев проведения обязательного аудита

ИНИЦИАТИВНЫЙ АУДИТ

Обязательный аудит по ежегодному плану проходят все компании, которые:

  • Занимаются видом деятельности, затрагивающим интересы третьих лиц.
  • Имеют высокие финансовые показатели. То есть на малые фирмы обязательность выполнения правил не распространяется и они не подпадают под проверку, пока не дорастут до нужных условий.

Кто подлежит и критерии проведения обязательного аудита в 2019 году

Основные критерии обязательного аудита, его порядок, а также какие предприятия подлежат обязательному аудиту, регулируется Федеральным законом 307 (статья 5). Так, аудит обязаны пройти:

  1. АО (акционерные общества).
  2. Публично-правовые организации.
  3. Госкомпании, корпорации, ФГУП.
  4. Организации, связанные с определённым видом деятельности:
  • Банки, кредитные и микрофинансовые организации.
  • Страховые и клиринговые компании.
  • Негосударственные пенсионные и иные фонды.
  • Участники рынка ценных бумаг и его организаторы.
  • Управляющие компании в акционерных инвестиционных фондах.
  • Политические партии (при запросе).
  1. Организации, ценные бумаги которых допущены к торгам.
  2. Компании, представляющие сводную бухгалтерскую отчётность.
  3. Также критерием обязательного аудита является финансовая составляющая. Юридические лица, стоимость активов которых за прошлый год составила от 60 миллионов рублей, а балансовый объём выручки получился от 400 миллионов рублей.

Ещё под критерии проведения обязательного аудита подходят следующие моменты:

  • В частом сотрудничестве с фирмами, которые относятся к однодневкам.
  • Ведении налоговой политики с большими рисками.
  • Отказе от предоставления информации о своём местоположении.

Если объект подпадает хотя бы под один из указанных признаков, есть большая вероятность, что её могут проверить.

В число лиц, обязанных проводить аудит, могут попасть компании, которые никогда не сталкивались с аудиторскими проверками. Для этого достаточно превысить пограничный уровень по одному или обоим финансовым показателям, указанным в п. 4 ст. 5 закона № 307-ФЗ.

Кто должен проводить обязательный аудит, если превышены указанные финансовые показатели? Имеет ли значение организационно-правовая форма компании или виды ее деятельности? В данном случае превышение одного или обоих финансовых показателей — это отдельный критерий, по которому назначается обязательный аудит.

Пример

Кто подлежит и критерии проведения обязательного аудита в 2019 году

Производственная структура ООО «ТехноСтройПроект» в течение последних 10 лет занимается проектированием и производством специализированных электроустановок. Благодаря крупному контракту в 2017 году выручка от реализации составила 401 331 120 руб. Сумма активов на конец этого периода — 20 678 455 руб.

Из двух критериев превышен только один, тем не менее ООО «ТехноСтройПроект» обязано провести аудит за 2018 год и представить в органы статистики аудиторское заключение.

При этом неважно, что выручка превысила пограничный уровень всего на 0,3%. При любом превышении установленного критерия (даже величиной в 1 рубль) закон требует проведения аудита.

Рассмотренные случаи проведения обязательного аудита по требованиям закона № 307-ФЗ — это далеко не полный перечень. Кто еще обязан проводить аудит годовой бухгалтерской отчетности, расскажем далее.

         Если предприятие по различным причинам не проводит процедуру обязательного аудита бухгалтерской отчетности, то со стороны контролирующих органов эти действия рассматриваются как противоправное действие, наказуемое различными способами.

Штрафы. Размер штрафа для организации составит от 5,0 тыс. руб. до 10 тыс. руб. Если обнаружат повторное нарушение, санкции  возрастут в 2 раза и составят 20 тыс. руб.

Дисквалификация. Существенно пострадает и профессиональная деятельности ответственного лица. Сотрудник, на которого возложены обязанности по организации аудита, как правило, это главный бухгалтер предприятия, будет дисквалифицирован в должности на срок 1-2 года.

Если акционерное общество не раскроет данные о результатах проверки аудиторов в Росстат, на финансовых рынках и по требованию его акционеров, то согласно ст. 15.19 КоАП будет наказан ответственный сотрудник данного АО штрафом в размере 30,0 – 50,0 тыс. руб. Повторение подобной ситуация влечет запрет занятия должности (дисквалификацию сотрудника) на 2 года и размер штрафа на организацию будет достигать 1,0 млн. руб.

По решению суда предприятие, игнорирующее проведение обязательного аудита привлекается к ответственности согласно действующему законодательству РФ.

До 2019г. в ФЗ об аудиторской деятельности существовал термин аудиторской тайны. Он подразумевал, что информация, полученная аудиторами в ходе проверки, открыта только для сторон-участниц договора на оказание аудиторских услуг, т.е. закрыта для иных лиц, организаций и т.д. С текущего года сущность этого понятия несколько изменилась в связи с новой статьей НК РФ 93.2, дающей право сотрудникам налоговой службы требовать у аудиторов данные, полученные в ходе проверки.

https://www.youtube.com/watch?v= 86xSx9Gjak0

Налоговики предполагают воспользоваться этим правом, если предприятие отказывает им в предоставлении интересующей их информации о финансовых активах фирмы. В таком случае инспекция налоговой службы правомочна запросить информацию у аудиторов и получить ответ в десятидневный срок.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть
Adblock detector