Налоговый контроль за трансфертным ценообразованием

Цели нового Закона

С момента вступления в силу части первой Налогового кодекса РФ прошло более 12 лет. Совершенно очевидно, что ее нормы, регламентирующие механизм контроля за ценами, на сегодняшний день устарели и их нужно приводить в соответствие с современными правовыми и экономическими требованиями. Очевидно также и то, что практика применения ст. ст. 20 и 40 НК РФ выявила ряд весьма серьезных вопросов, урегулировать которые можно только на законодательном уровне.

Одной из главных предпосылок принятия Закона по трансфертному ценообразованию является также интеграция России в мировую экономику. В развитых и развивающихся странах применение правил трансфертного ценообразования, предусмотренных Модельной конвенцией Организации экономического сотрудничества и развития о налогах на доходы и капитал и рекомендациями ОЭСР о трансфертном ценообразовании (далее – Модель ОЭСР), является обычной практикой.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

В соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 227-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения” (далее – Закон N 227-ФЗ) часть первая НК РФ дополнена новым разд. V.1, регулирующим вопросы трансфертного ценообразования и налогового контроля в этой сфере. Она предусматривает новые правила контроля за ценами в целях налогообложения, основанные главным образом на международном опыте – Модели ОЭСР.

Длительные, на протяжении более чем пяти лет, дискуссии по поводу законопроекта о трансфертном ценообразовании являются ярким подтверждением актуальности данного вопроса. По мнению авторов законопроекта, основной его целью являлись упорядочение и повышение эффективности налогового контроля за правильностью и полнотой уплаты налогов при применении трансфертного ценообразования, уточнение перечня взаимозависимых лиц и совершенствование основ, позволяющих определить соответствие цен, применяемых в контролируемых сделках, рыночным ценам для целей налогообложения, создание механизмов противодействия использованию трансфертных цен в целях минимизации налогов.

Закон N 227-ФЗ вступает в силу 1 января 2012 г. Он распространяет свое действие на сделки, доходы и (или) расходы по которым признаются в соответствии с гл. 25 НК РФ со дня вступления в силу Закона N 227-ФЗ, вне зависимости от даты заключения соответствующего договора. В связи с этим налогоплательщикам следует провести не только инвентаризацию контура взаимозависимых лиц, но и инвентаризацию действующих договоров по состоянию на 1 января 2012 г.

“Правило вытянутой руки”

Трансфертное ценообразование – это правила налогового законодательства, требующие, чтобы уровень цен, используемых в сделках между связанными лицами, соответствовал уровню обычных рыночных цен.

Соответственно, трансфертная цена – это цена на товары, которая отличается от объективно сформированной рыночной цены при совершении сделок, в том числе международных, между различными самостоятельными подразделениями единой компании или между участниками единой группы компаний. Регулирование трансфертных цен сводится к тому, чтобы налоговым органам выяснить, не приводит ли оно к минимизации налоговых обязательств.

В мировом опыте очень часто при согласовании условий сделок встречается термин “правило вытянутой руки” (“arm’s length rule/basis”). Суть его в том, что взаимозависимые лица “идут рука об руку”, в то время как участники рынка являются независимыми партнерами по отношению друг к другу, то есть находятся на расстоянии вытянутой руки.

Это правило требует, чтобы взаимосвязанные лица использовали в контролируемых операциях цены такого же уровня, какие бы использовались независимыми лицами в неконтролируемой сделке при прочих сопоставимых условиях. Этот принцип является международным стандартом, используемым для определения трансфертных цен для целей налогообложения (Модель ОЭСР).

Закон N 227-ФЗ в основе своей принят на основании Модели ОЭСР, но предусматривает ряд особенностей применительно к России. Одной из таких особенностей является контроль внутренних сделок, совершаемых на территории Российской Федерации между резидентами. Более подробное сравнение с международным опытом мы сделаем далее.

Действие Закона N 227-ФЗ распространяется на организации и физических лиц, которые совершают контролируемые сделки, определение которых приводится в Законе, а также на налоговые органы. Цены, применяемые в сделках, сторонами которых являются лица, не признаваемые взаимозависимыми, а также доходы (прибыль, выручка), получаемые лицами, являющимися сторонами таких сделок, признаются рыночными.

Следует обратить внимание, что Закон N 227-ФЗ устанавливает презумпцию невиновности налогоплательщика по аналогии с тем, как это работает в настоящее время до 1 января 2012 г. При определении налоговой базы с учетом фактической цены товара (работы, услуги), то есть цены, примененной сторонами сделки для целей налогообложения, эта цена признается рыночной, если ФНС России не доказано обратное либо налогоплательщик не произвел самостоятельно корректировку сумм налога в соответствии с п. 6 ст. 105.3 НК РФ.

Однако на основе анализа других положений Закона N 227-ФЗ можно предположить, что утверждение о наличии презумпции невиновности носит декларативный характер. Так, налогоплательщику требуется доказать налоговым органам обоснованность своего подхода, представив документацию в соответствии с Законом N 227-ФЗ.

Закон N 227-ФЗ также указывает, что налогоплательщик вправе самостоятельно применить для целей налогообложения цену, отличающуюся от цены, примененной в указанной сделке, в случае если она не соответствует рыночной.

Налоговый контроль

а) любых сделок в совокупности, превышающих 1 млрд руб. в год;

б) одна из сторон сделки является налогоплательщиком НДПИ и предметом сделки является добытое полезное ископаемое, если сумма сделок превышает 60 млн руб.;

в) одна сторона сделки является налогоплательщиком ЕСХН или ЕНВД (если соответствующая сделка заключена в рамках такой деятельности), другая сторона – лицо, не применяющее указанные специальные налоговые режимы, если сумма сделок превышает 100 млн руб.;

д) одна сторона сделки является резидентом (участником) особой (свободной) экономической зоны, налоговый режим в которых предусматривает специальные льготы по налогу на прибыль организаций (по сравнению с общим налоговым режимом в соответствующем субъекте РФ), другая сторона не является резидентом таких зон, если сумма сделок превышает 60 млн руб.;

ж) одна из сторон сделки является участником регионального инвестиционного проекта, применяющим ставку по налогу на прибыль в федеральный бюджет 0% и (или) пониженную ставку в бюджет субъекта РФ, если сумма сделок превышает 60 млн руб.

а) сделок между взаимозависимыми лицами, проводимых с участием независимых лиц в качестве промежуточного звена;

б) сделок в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли (нефтью, черными и цветными металлами, минеральными удобрениями, драгоценными металлами и камнями), если сумма сделок с одним лицом превышает 60 млн руб.;

Налоговый контроль за трансфертным ценообразованием

в) офшорных сделок.

3) сделок, признанных судом контролируемыми.

2. Признание сделок контролируемыми (помимо формального попадания сделки в вышеназванный перечень) осуществляется при выполнении положения п. 11 ст. 105.14 НК РФ, согласно которому “признание сделок контролируемыми производится с учетом положений пункта 13 статьи 105.3 настоящего Кодекса”.

1) по налогу на прибыль организаций;

2) по НДФЛ, уплачиваемому предпринимателями, нотариусами, занимающимися частной практикой, адвокатами, учредившими адвокатские кабинеты, и другими лицами, занимающимися частной практикой, – по суммам доходов, полученных от такой деятельности;

3) по НДПИ (в случае, если одна из сторон сделки является налогоплательщиком указанного налога и предметом сделки является добытое полезное ископаемое, признаваемое для налогоплательщика объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, при добыче которых налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах);

Налоговый контроль за трансфертным ценообразованием

4) по НДС (в случае, если одной из сторон сделки является организация (индивидуальный предприниматель), не являющаяся (не являющийся) налогоплательщиком налога на добавленную стоимость или освобожденная (освобожденный) от исполнения обязанностей налогоплательщика по НДС).

Если в результате трансфертного ценообразования окажутся заниженными НДС, налог на прибыль, НДПИ или НДФЛ, то налоговый орган доначислит налоги с пенями и штрафами.

Что является объектом контроля

Формально закон N 227-ФЗ оперирует несколькими терминами применительно к предмету контролируемых сделок. Неоспоримо объектом контроля являются контролируемые сделки с товарами (работами, услугами). Однако хотелось бы обратить внимание на определения указанных понятий, приведенные в ст. 38 НК РФ.

Согласно указанной статье под товаром для целей налогообложения понимается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. В целях регулирования отношений, связанных с взиманием таможенных платежей, к товарам относится и иное имущество, определяемое в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц.

Услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

Одновременно ст. 38 НК РФ определяет понятие “имущество” как виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

Поскольку в тексте Закона N 227-ФЗ не используется иных понятий, кроме как товары, работы, услуги, можно предположить, что Закон формально не предусматривает специальных правил в отношении, например, сделок с имущественными правами, сделок, вытекающих из отношений по договору займа и кредита в части процентной ставки, и т.п., а также сделок с результатами интеллектуальной деятельности, сделок, вытекающих из отношений по страхованию и перестрахованию, и т.п.

Налоговый контроль за трансфертным ценообразованием

Однако п. 13 ст. 105.3 НК РФ установлено, что правила, предусмотренные разд. V.1 части первой НК РФ, распространяются на сделки, осуществление которых влечет необходимость учитывать доходы (расходы) хотя бы одной стороной таких сделок, что приводит к увеличению и (или) уменьшению налоговой базы по соответствующим налогам (см. ниже).

Условие о признании сделок контролируемыми с учетом положений п. 13 ст. 105.3 НК РФ предусматривается одновременно и п. 11 ст. 105.14 НК РФ.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

С учетом этого, а также принятых общих положений о ценах в налогообложении при заключении сделок между взаимозависимыми лицами согласно п. 1 ст. 105.3 НК РФ под действие Закона N 227-ФЗ, по нашему мнению, подпадают все контролируемые сделки независимо от того, что является их предметом. Основное условие – чтобы критерием контроля являлась необходимость учитывать хотя бы одной стороной таких сделок любые доходы (прибыль, выручку), расходы и (или) стоимость добытых полезных ископаемых, что приводит к увеличению и (или) уменьшению налоговой базы по соответствующим налогам с учетом определенных правил. Кроме того, косвенным подтверждением такой трактовки п. 13 ст. 105.3 НК РФ являются иные положения, в частности регламентирующие методы.

Иными словами, если в сделках между взаимозависимыми лицами создаются или устанавливаются коммерческие или финансовые условия, отличные от тех, которые имели бы место в сделках, признаваемых сопоставимыми, между лицами, не являющимися взаимозависимыми, то любые доходы (прибыль, выручка), которые могли бы быть получены одним из этих лиц, но вследствие указанного отличия не были получены, учитываются для целей налогообложения у этого лица.

Доходы (прибыль, выручка) учитываются для целей налогообложения, если это не приводит к уменьшению суммы налога, подлежащего уплате в бюджет (за исключением случаев, когда налогоплательщик применяет симметричную корректировку доходов и расходов).

Кроме того, важно, что Закон N 227-ФЗ работает и в отношении доходов (выручки), и в отношении расходов. То есть независимо от того, продали дешевле или купили дороже, – все сделки с взаимозависимым лицом или приравненные к таким подлежат контролю.

Порядок определения цен для целей налогообложения

При проведении налогового контроля за ценами в контролируемых сделках цены в анализируемых сделках необходимо сравнить с ценами, которые применяются для целей налогообложения.

– метод сопоставимых рыночных цен является приоритетным во всех случаях, за исключением сделок по покупке товаров для целей их перепродажи без переработки в адрес невзаимозависимых лиц;

– метод цены последующей реализации является приоритетным по сделкам покупки товаров для целей их перепродажи без переработки в адрес невзаимозависимых лиц;

2) Если нельзя применить приоритетный метод, то применяется метод цены последующей продажи или затратный метод в зависимости от того, какой из этих методов с учетом фактических обстоятельств и условий контролируемой сделки позволяет наиболее обоснованно сделать вывод о соответствии или несоответствии цены, примененной в сделке, рыночным ценам;

3) Если нельзя применить метод цены последующей продажи или затратный метод, то используется метод сопоставимой рентабельности;

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

4) Если нельзя применить метод цены последующей продажи, затратный метод или метод сопоставимой рентабельности, то используется метод распределения прибыли;

5) Если по разовой сделке нельзя применить вышеназванные методы, то используется метод цены независимой оценки.

Порядок определения цен для целей налогообложения

В гл. 14.3 НК РФ рассмотрены общие положения, касающиеся методов определения рыночных цен, порядок расчета интервала рентабельности, описаны способы и условия применения всех методов.

1) метод сопоставимых рыночных цен;

Налоговый контроль за трансфертным ценообразованием

2) метод цены последующей реализации;

3) затратный метод;

4) метод сопоставимой рентабельности;

5) метод распределения прибыли;

6) метода цены независимой оценки.

Данный перечень является исчерпывающим, однако приоритет отдан методу сопоставимых рыночных цен.

Применение данного метода обязательно: для определения соответствия цены, примененной в контролируемой сделке, если на соответствующем рынке существует хотя бы одна сопоставимая сделка, предметом которой являются идентичные либо однородные товары (работы, услуги); при наличии достаточной информации о контролируемой сделке.

Однако допускается, что, если применение метода сопоставимых рыночных цен невозможно либо оно не позволяет обоснованно сделать вывод о соответствии или несоответствии цен, примененных в сделках, рыночным ценам, для целей налогообложения применяются другие методы, например те, которые с учетом фактических обстоятельств и условий контролируемой сделки дают возможность наиболее обоснованно судить о соответствии или несоответствии цены, примененной в сделке, рыночной цене.

Причем допустимо использование комбинации двух и более методов.

При этом в отношении остальных методов будет действовать принцип выбора “лучшего метода”, т.е. такого, который с учетом фактических обстоятельств и условий сделки позволит сделать наиболее обоснованный вывод о соответствии примененной цены рыночной цене.

При выборе метода должны учитываться полнота и достоверность исходных данных, а также обоснованность корректировок, осуществляемых в целях обеспечения сопоставимости сделок с анализируемой сделкой.

В отношении каких налогов осуществляется контроль

НК РФ предусматривает четыре налога, по которым возможен контроль цен сделок, влияющих на величину их налоговой базы.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

ФНС России при осуществлении налогового контроля проверяет полноту расчета и уплаты следующих налогов:

  1. налога на прибыль организаций;
  2. налога на доходы физических лиц, уплачиваемого в соответствии со ст. 227 НК РФ, то есть физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, – по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности, а также на доходы нотариусов, адвокатов и других лиц, занимающихся частной практикой, – по суммам доходов, полученных от такой деятельности;
  3. налога на добычу полезных ископаемых (в случае если одна из сторон сделки является налогоплательщиком указанного налога, а предметом сделки – добытое полезное ископаемое, признаваемое для налогоплательщика объектом налогообложения по налогу на добычу полезных ископаемых, при добыче которых налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах);
  4. налога на добавленную стоимость (в случае если одной из сторон сделки является организация (индивидуальный предприниматель), не являющаяся (не являющийся) налогоплательщиком налога на добавленную стоимость или освобожденная (освобожденный) от исполнения обязанностей налогоплательщика по НДС).

Банкам и финансовым организациям следует обратить внимание, что в отношении налога на прибыль проверке подлежат все контролируемые сделки. Что касается НДПИ и НДС, то проверке по этим налогам подлежат только сделки налогоплательщиков, если стороной являются организации, доходы которых подлежат налогообложению в соответствии с особыми правилами (особым порядком). Особые правила также применяются и в отношении НДФЛ.

Кстати, банкам стоит учитывать, что выдача кредитов, займов своим сотрудникам под ставку, более низкую, чем для сторонних клиентов, приведет к тому, что такие сделки будут особенно контролироваться налоговыми органами (см. далее).

Закон N 227-ФЗ не работает в отношении ряда федеральных налогов (акцизы, госпошлина, водный налог и др.), всех региональных и местных налогов (налога на имущество организаций и физических лиц, транспортного налога, земельного налога, налога на игорный бизнес), то есть тех налогов, на налоговую базу которых не влияет показатель выручки (дохода).

Контролируемые и приравненные к ним сделки

Предметом контроля в связи с принятым Законом N 227-ФЗ являются контролируемые сделки.

Контролируемыми сделками признаются:

  1. сделки между взаимозависимыми лицами (без ограничений по субъектному составу);
  2. приравненные к ним сделки.

В отношении непосредственно сделок с взаимозависимыми лицами необходимо обратить внимание на следующее.

Внутренние сделки (сделки между взаимозависимыми лицами, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по которым является Российская Федерация) при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств признаются контролируемыми (табл. 1).

Таблица 1

 N
 Ссылка на
НК РФ
    Описание сделок    
    Пороговое    
значение
  Дополнительные
(особые) условия
 1
     2    
           3           
        4        
         5
 1
Подпункт 1
п. 2
ст. 105.14
Сделки между           
взаимозависимыми лицами
Сумма доходов по 
сделкам (сумма
цен сделок) между
указанными лицами
за
соответствующий
календарный год
превышает
1 млрд руб.
На 2012 и 2013 гг.
предусмотрены
специальные
переходные
увеличенные
"пороги": сумма
доходов по сделкам
между
рассматриваемыми
лицами должна
составить:
- за 2012 г. -
3 млрд руб.;
- за 2013 г. -
2 млрд руб. (п. 3
ст. 4 Закона
N 227-ФЗ)
 2
Подпункт 2
п. 2
ст. 105.14
Сделки, в которых одна 
из сторон является
налогоплательщиком
НДПИ, исчисляемого по
адвалорной налоговой
ставке, а предметом
сделки является
добытое полезное
ископаемое,
признаваемое для
указанной стороны
сделки объектом НДПИ
Сумма доходов по 
сделкам между
указанными лицами
за
соответствующий
календарный год
превышает
60 млн руб.
 3
Подпункт 3
п. 2
ст. 105.14
Сделки, в которых хотя 
бы одна из сторон
является
налогоплательщиком:
- единого
сельскохозяйственного
налога;
- ЕНВД (если
соответствующая сделка
заключена в рамках
такой деятельности),
при этом в числе других
лиц, являющихся
сторонами указанной
сделки, есть лицо, не
применяющее указанные
специальные налоговые
режимы
Сумма доходов по 
сделкам между
указанными лицами
за
соответствующий
календарный год
превышает
100 млн руб.
 4
Подпункт 4
п. 2
ст. 105.14
Сделки, в которых хотя 
бы одна из сторон
освобождена от
обязанностей
налогоплательщика по
налогу на прибыль или
применяет к налоговой
базе по указанному
налогу налоговую ставку
0 процентов в
соответствии с п. 5.1
ст. 284 НК РФ, при этом
другая сторона
(стороны) сделки не
освобождена (не
освобождены) от этих
обязанностей и не
применяет (не
применяют) налоговую
ставку 0 процентов по
указанным
обстоятельствам
Сумма доходов по 
сделкам между
указанными лицами
за
соответствующий
календарный год
превышает
60 млн руб.
 5
Подпункт 5
п. 2
ст. 105.14
Сделки, в которых хотя 
бы одна из сторон
является резидентом
ОЭЗ, налоговый режим в
Сумма доходов по 
сделкам между
указанными лицами
за
которой предусматривает
специальные льготы по
налогу на прибыль
организаций (по
сравнению с общим

налоговым режимом в

соответствующем

субъекте Российской

Федерации), при этом

другая сторона

(стороны) сделки не

является (не являются)

резидентом ОЭЗ

Применяется с

01.01.2012 (п. 4

ст. 4 Закона

N 227-ФЗ)

соответствующий

календарный год

превышает

60 млн руб.

Внешние сделки (трансграничные) с взаимозависимыми лицами являются контролируемыми без учета какого-либо порогового значения. Так, например, для банка со 100-процентным участием иностранного банка все сделки с материнским банком будут признаваться контролируемыми.

Однако НК РФ содержит особые пороговые значения применительно к 2012 и 2013 гг. в отношении требований по представлению документации, уведомлений и проведению проверок налогового контроля. В связи с этим можно прийти к выводу о том, что хотя формально сделки и будут контролируемыми, но если по сумме сделок пороговое значение не будет достигнуто, не будут проводиться и мероприятия налогового контроля в отношении таких сделок (см. ниже).

Понятие взаимозависимых лиц

Рассмотрим более подробно, какие лица признаются взаимозависимыми в связи с принятием Закона N 227-ФЗ (ст. 105.1 НК РФ) (табл. 2).

Таблица 2

Взаимозависимые лица в соответствии с Законом N 227-ФЗ

N

Субъекты взаимозависимости

Условия признания

1

Организации и (или) физическое лицо

Если одна организация и (или)

физическое лицо прямо и (или)

косвенно участвуют в другой

организации в размере более 25%

2

“Сестринские” организации

Если одно и то же лицо прямо и

(или) косвенно участвует в этих

организациях и доля такого участия

в каждой организации составляет

более 25%

3

Организация и лицо (в т.ч.

физическое лицо совместно с его

взаимозависимыми лицами)

Лицо, имеющее полномочия по

назначению (избранию) единоличного

исполнительного органа этой

организации или по назначению

(избранию) не менее 50% состава

коллегиального исполнительного

органа или совета директоров

(наблюдательного совета) этой

организации

4

Организации

Единоличный исполнительный орган

организации либо не менее 50%

состава коллегиального

исполнительного органа или совета

директоров (наблюдательного

совета) назначены или избраны по

решению одного и того же лица

(физического лица совместно с его

взаимозависимыми лицами,

указанными в пп. 11 п. 2

ст. 105.1)

5

Организации

Более 50% состава коллегиального

исполнительного органа или совета

директоров (наблюдательного

совета) организации составляют

одни и те же физические лица

совместно с взаимозависимыми

лицами, указанными в пп. 11 п. 2

ст. 105.1

6

Организация и лицо

Если такое лицо осуществляет

полномочия ее единоличного

исполнительного органа

7

Организации

Полномочия единоличного

исполнительного органа организации

осуществляет одно и то же лицо

8

Организации и (или) физические лица

Доля прямого участия каждого

предыдущего лица в каждой

последующей организации составляет

более 50%

9

Физические лица

Если одно физическое лицо

подчиняется другому физическому

лицу по должностному положению

10

Физическое лицо, его супруг

(супруга), родители (в т.ч.

усыновители), дети (в т.ч.

усыновленные), полнородные и

неполнородные братья и сестры,

опекун (попечитель) и подопечный

Долей участия физического лица в

организации признается совокупная

доля участия этого физического

лица и его взаимозависимых лиц,

указанных в пп. 11 п. 2 ст. 105.1,

в указанной организации

Если особенности отношений между лицами могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых этими лицами, и (или) экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц, такие лица признаются взаимозависимыми для целей налогообложения.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

Для признания взаимной зависимости лиц учитывается влияние, которое может оказываться в силу участия одного лица в капитале других лиц в соответствии с заключенным между ними соглашением либо при наличии иной возможности одного лица определять решения, принимаемые другими лицами. При этом такое влияние учитывается независимо от того, оказывает его одно лицо непосредственно и самостоятельно или совместно с взаимозависимыми лицами, признаваемыми таковыми в соответствии с настоящей статьей.

Перечень лиц, которые могут быть признаны взаимозависимыми, по нашему мнению, не закрыт. Таковыми могут быть признаны лица (организации и (или) физические лица) в силу Закона N 227-ФЗ либо самостоятельно при наличии обстоятельств, указанных выше или на основании решения суда, если отношения между этими лицами обладают признаками, указанными в п. 1 ст. 105.1 НК РФ.

Специальные оговорки делаются Законом N 227-ФЗ в отношении сделок с монополиями или организациями с прямым и (или) косвенным участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Закон N 227-ФЗ предусматривает положение, согласно которому, если на условия сделок и (или) их результаты и (или) на экономические результаты деятельности лиц влияют монополии или подобные обстоятельства, обусловленные особенностями совершаемых сделок, такое влияние не является основанием для признания лиц взаимозависимыми для целей налогообложения.

Прямое и (или) косвенное участие государства или муниципалитетов в российских организациях само по себе не является основанием для признания таких организаций взаимозависимыми. Они могут быть признаны взаимозависимыми по иным основаниям, предусмотренным ст. 105.1 НК РФ.

Требования в отношении сделок, приравниваемых к сделкам с взаимозависимыми лицами и являющихся контролируемыми, приведены в табл. 3.

Таблица 3

Признаки контролируемых сделок,

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

приравниваемых к сделкам с взаимозависимыми лицами

N

Статья

НК РФ

Описание сделки

Пороговое

значение

Дополнительные

условия

1

Подпункт 1

п. 1

ст. 105.14

Совокупность сделок,

совершаемых с участием

(при посредничестве)

лиц, не являющихся

взаимозависимыми.

Приравнивается к

сделке между

взаимозависимыми

лицами независимо от

наличия третьих лиц, с

участием (при

посредничестве)

которых совершается

Общие ограничения

или их отсутствие

такая совокупность

сделок, при условии,

что такие третьи лица,

не признаваемые

взаимозависимыми и

принимающие участие в

указанной совокупности

сделок:

совокупности сделок

никаких дополнительных

функций, за

исключением

организации реализации

(перепродажи) товаров

(выполнения работ,

оказания услуг) одним

лицом другому лицу,

признаваемому

взаимозависимым с этим

лицом;

никаких рисков и не

используют никаких

активов для

осуществления сделки

одним лицом с другим

лицом, признаваемым

взаимозависимым с этим

лицом

Положения пп. 1

п. 1 ст. 105.14 НК

РФ в части

признания

контролируемыми

сделками сделок с

налогоплательщиками

единого

сельхозналога или

ЕНВД применяются с

1 января 2014 г.

(п. 2 ст. 4 Закона

N 227-ФЗ)

2

Подпункт 2

п. 1

ст. 105.14

Сделки в области

внешней торговли

товарами мировой

биржевой торговли

Сделки

контролируемы,

если суммарно за

календарный год

доходы по таким

сделкам превысят

60 млн руб.

Товары биржевой

торговли:

актуальны сделки с

драгоценными

металлами и

драгоценными

камнями;

перечень входят

нефть, товары из

нефти, черные и

цветные металлы,

минеральные

удобрения

3

Подпункт 3

п. 1

ст. 105.14

Сделки, одной из

сторон которых

является лицо, местом

регистрации, либо

местом жительства,

либо местом налогового

резидентства которого

являются государство

или территория,

включенные в перечень

государств и

территорий,

утверждаемый Минфином

России в соответствии

с пп. 1 п. 3 ст. 284

НК РФ.

Имеется аналогичное

требование в отношении

сделок, совершаемых

Сделки

контролируемы,

если суммарно за

календарный год

доходы по таким

сделкам превысят

60 млн руб.

через постоянное

представительство

Перечень стран

приведен в Приказе

Минфина России от

13.11.2007 N 108н

“Об утверждении

Перечня государств

и территорий,

предоставляющих

льготный налоговый

режим

налогообложения и

(или) не

предусматривающих

раскрытия и

предоставления

информации при

проведении

финансовых операций

(офшорные зоны)”

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть
Adblock detector