Основания для проведения выездной налоговой проверки: внеплановая ревизия

Проверка назначена! С чего начать?

Все ли важные документы есть? Подготовка документов для налоговой проверки

В экстренном порядке следует провести проверку наличия необходимых документов для подтверждения права на налоговые вычеты по НДС и обоснования уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль (подтверждение расходов). Особенно это касается крупных и долгосрочных сделок. Наличие таких документов весьма важно для обоснования законности уменьшения полученных доходов на сумму произведенных расходов (обоснованных и документально подтвержденных экономически оправданных затрат) (ст. 166, 169, 171, 172, 247, п. 1 ст. 252, ст. 247 НК РФ, Определение ВС РФ от 22.10.2018 № 302-КГ 18-16912, Постановление АС Московского округа от 18.12.2018 № Ф05-21298/18). Если в момент проверки не окажется необходимых документов, то это вполне может стать основанием доначислений сумм по НДС и налогу на прибыль.

Компания вправе подтвердить произведенные расходы любыми документами, в том числе составленными в электронной форме (Минфина России от 14.06.2018 № 03-03-06/1/40695).

Не забудьте убедиться в наличии документов, подтверждающих коммерческую осмотрительность при выборе контрагентов (особенно крупных, основных), обосновывающих деловую цель сделок с ними, причину выбора именно этих лиц, осуществления контрагентами реальной предпринимательской деятельности (рекомендации, информация из Интернета, качество товара (работ, услуг), преимущество условий договоров, коммерческие предложения, наличие необходимого оборудования, работников и пр.).

Где разместить инспекторов?

Как правило, проверка проводится на территории проверяемой компании. Но если у нее нет возможности предоставить инспекторам помещение, то мероприятие может состояться в инспекции (ст. 89 НК РФ).

В «классическом» варианте, когда проверка на территории компании, важно подготовить правильное место «дислокации» инспекторов: отдельное изолированное помещение, желательно без возможности «свободного путешествия» по территории компании, без компьютера (ноутбука) с сетевыми дисками и прочими нежелательными для чужих глаз деталями. Большая ошибка, размещать проверяющих в бухгалтерии вместе с работниками ― это не только «парализует» работу, но и может привести к «нечаянному сливу» любопытной для инспекции информации.

Надо всех предупредить!

Важно назначить куратора (например, бухгалтер, финансовый директор), который будет общаться с представителями инспекции в ходе проверки, предоставлять им документы, информацию и пр.

Рядовых работников следует предупредить о том, что на территории компании будут находиться представители инспекции, проинструктировать их о порядке проведения ВНП, правах налогового органа, возможных «уловках» инспекторов и негативных последствиях общения с ними «на вольные темы». Кстати, в ходе проверки могут быть проведены допросы работников (ст.31, 90 НК РФ) как на территории налогового органа, так и в офисе компании, причем в последнем случае даже повестка на допрос не нужна. Поэтому не лишней будет предварительная беседа о том, к кому в компании следует обратиться при получении повестки на допрос для получения «ЦУ» и как нужно отвечать на вопросы инспекторов (четкие, однозначные и краткие ответы без домыслов и предположений). Не лишним будет ознакомиться со списком примерных вопросов, которые задаются на допросах руководителям компаний и рядовым работникам (приложения к Письму ФНС России от 13.07.2017 № ЕД― 4-2/13650@).

Большой положительный эффект дает подготовка документов и сотрудников, сопровождение при допросах руководства и работников компании налоговыми юристами, адвокатами, которые не только обеспечат спокойствие в ходе процедуры, но и проследят за корректным и полным отражением в протоколе допроса показаний допрашиваемого лица, помогут сформулировать показания так, чтобы наиболее четко передать фактические обстоятельства финансово-хозяйственной деятельности компании и пресекут злоупотребления со стороны инспекторов.

Камеральная налоговая проверка 2019: декларации по НДС

Камеральные контрольные мероприятия начинаются, если налогоплательщик направил в инспекцию:

  • «прибыльную» декларацию или расчет «прибыльных» авансовых платежей;
  • НДС-декларацию;
  • отчетность по налогу на имущество, транспортному, земельному налогам;
  • иному налогу;
  • расчета по обязательным страховым взносам;
  • упрощенную единую налоговую декларацию;
  • «уточненку».

В зависимости от серьезности камерального контроля налоговый орган может ограничиться проверкой контрольных
соотношений или же провести углубленный контроль – например, запросить документы о вычетах и льготах.

С 3 сентября прошлого года вступили в силу изменения в пункт 2 статьи 88 НК РФ о сроке камералок по
НДС-декларациям. Они действуют в 2019 году. Теперь камеральная проверка занимает:

  • 2 месяца – по НДС-декларациям российских фирм;
  • 6 месяцев – по НДС-декларациям иностранных фирм, оказывающих на территории России электронные услуги через
    Интернет, и крайних посредников по таким электронным услугам. Речь идет о «налоге на Google», то есть об
    НДС, который платит иностранный бизнес, если покупателем электронной интернет-услуги является российское
    физлицо.

В двухмесячный срок инспекторы проверят:

  1. Декларацию по НДС российской фирмы или ИП.
  2. Поданные вместе с ней бумаги.
  3. Имеющиеся у налоговиков документы по фирме или предпринимателю, подавшим НДС-декларацию.

Камеральная налоговая проверка проводится по тому периоду и по тому налогу, который указан в сданной декларации. Налоговая инспекция не может выносить решение о доначислении налога, начислении пеней или наложения штрафа в отношении налога или периода, которые не отражены в проверяемой декларации.

Данные из полученной декларации вносятся в автоматизированную информационную систему налоговых органов (АИС Налог), после чего проводится сверка контрольных показателей. Проверяется также, не нарушен ли срок сдачи декларации, нет ли противоречий, ошибок или несоответствий данных или оснований для истребования подтверждающих документов. Если все в порядке, то камеральная налоговая проверка на этом и заканчивается.

калькулятор

Если же вопросы у налоговых органов к вам возникнут, то они должны письменно потребовать представить необходимые пояснения или внести исправления в декларацию. Дать ответ на требование надо в течение пяти рабочих дней. Таким ответом может быть подача уточненной налоговой декларации (если вы согласны с замечаниями налоговиков) или аргументированное письменное пояснение своей позиции.

Здесь надо учесть, что если проверяющие не согласятся с вашими доводами, то может быть составлен акт камеральной налоговой проверки о взыскании недоимки, начислении пени и привлечении к ответственности в виде штрафа. В течение одного месяца со дня получения акта налогоплательщик может подать возражения на нее, которое должно быть рассмотрено в течение 10 рабочих дней.

По результатам рассмотрения данных проверки и возражения на акт руководитель налоговой инспекции должен вынести решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности. О времени и месте рассмотрения материалов камеральной проверки налоговики обязаны сообщить налогоплательщику для возможности участвовать в процессе лично или через своего представителя.

Не устраивающее вас решение по результатам камералки может быть обжаловано и дальше – в вышестоящий налоговый орган и в суд.

В зависимости от серьезности камерального контроля налоговый орган может ограничиться проверкой контрольных соотношений или же провести углубленный контроль – например, запросить документы о вычетах и льготах.

С 3 сентября прошлого года вступили в силу изменения в пункт 2 статьи 88 НК РФ о сроке камералок по НДС-декларациям. Они действуют в 2019 году. Теперь камеральная проверка занимает:

  • 2 месяца – по НДС-декларациям российских фирм;
  • 6 месяцев – по НДС-декларациям иностранных фирм, оказывающих на территории России электронные услуги через Интернет, и крайних посредников по таким электронным услугам. Речь идет о «налоге на Google», то есть об НДС, который платит иностранный бизнес, если покупателем электронной интернет-услуги является российское физлицо.

Повторное представление документов – по новым правилам

Инспекция в процессе любой проверки или дополнительного контроля может требовать документы, которые фирма или предприниматель уже подавали в ходе одной из прошлых проверок. Речь идет о двух видах бумаг:

  1. Поданные в прошлый раз в подлинниках и поэтому возвращенные инспекцией после прошлой проверки.
  2. Поданные ранее, но в связи с форс-мажором утраченные налоговиками.

В остальных случаях до 3 сентября прошлого года инспекция не могла требовать повторно документы, которые:

  • уже подавались в рамках камерального или выездного контроля;
  • подавались в виде копий в рамках налогового мониторинга.

С 3 сентября прошлого года вступили в силу изменения в пункт 5 статьи 93 НК РФ, в соответствии с которыми уточнены права налогоплательщиков не подавать документы повторно. Минус в том, что теперь инспекция не ограничена в повторном требовании документов. Однако есть и плюс: можно будет не подавать повторно любые документы, если сообщить в инспекцию:

  1. Что эти бумаги уже подавались.
  2. Реквизиты «повторных» документов.
  3. Название инспекции, в которую в прошлый раз подавались документы.

Установлены и правила такого сообщения. Уведомить инспекцию придется не позднее дня, следующего после даты получения требования налоговиков на подачу «повторных» бумаг. Направить сообщение можно:

  • в бумажной форме – в канцелярию инспекции;
  • в электронной форме – по ТКС или с помощью личного кабинета на сайте ФНС.

В экстренном порядке следует провести проверку наличия необходимых документов для подтверждения права на налоговые вычеты по НДС и обоснования уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль (подтверждение расходов). Особенно это касается крупных и долгосрочных сделок. Наличие таких документов весьма важно для обоснования законности уменьшения полученных доходов на сумму произведенных расходов (обоснованных и документально подтвержденных экономически оправданных затрат) (ст.

166, 169, 171, 172, 247, п. 1 ст. 252, ст. 247 НК РФ, Определение ВС РФ от 22.10.2018 № 302-КГ 18-16912, Постановление АС Московского округа от 18.12.2018 № Ф05-21298/18). Если в момент проверки не окажется необходимых документов, то это вполне может стать основанием доначислений сумм по НДС и налогу на прибыль.

Компания вправе подтвердить произведенные расходы любыми документами, в том числе составленными в электронной форме (Минфина России от 14.06.2018 № 03-03-06/1/40695).

Не забудьте убедиться в наличии документов, подтверждающих коммерческую осмотрительность при выборе контрагентов (особенно крупных, основных), обосновывающих деловую цель сделок с ними, причину выбора именно этих лиц, осуществления контрагентами реальной предпринимательской деятельности (рекомендации, информация из Интернета, качество товара (работ, услуг), преимущество условий договоров, коммерческие предложения, наличие необходимого оборудования, работников и пр.).

Основания для проведения выездной налоговой проверки: внеплановая ревизия

Положениями действующего НК РФ определены конкретные условия, задачи, риск и критерии, при которых может быть осуществлена повторная выездная налоговая проверка физических лиц и организаций – налогоплательщиков, например, если существующая декларация имела определенные ошибки.

В повторной проверке налогоплательщиков участвует прошедший временной период, анализ, отбор и контроль которого уже был осуществлен ранее.

Оформление повторной проверки означает фактическое снятие ограничения и запретов, касающихся того, что в отношении одного налогоплательщика не могут быть осуществлены две и более выездные проверки в течение годового периода, по месту учета.

Следовательно, уточненная повторная проверка по месту учета может проводиться вне зависимости от того факта, сколько до этого проверок уже было осуществлено.

Действующий НК РФ предусматривает два главных основания, по которым может быть назначена повторная уточненная проверка по месту учета.

Во-первых, она может быть осуществлена в случае принятия такого решения руководителя вышестоящей организации в определенный временной период.

Во-вторых, повторная проверка допустима, когда результаты первой были обжалованы в уполномоченном органе. Обжалование может быть осуществлено любым заинтересованным лицом. Обжалование составляется в письменной форме и подается в судебный орган. Положительное обжалование ведет к полному аннулированию результатов.

Следующий блок разъяснений касался правил налогового контроля. Константин Новоселов подчеркнул, что «супергорячих» изменений нет. Основные разъяснения касались изменений 302 ФЗ, который вступил в силу с 3 сентября 2019 года.

Основные момент следующие:

  • сокращение срока камеральной проверки по НДС – не более двух месяцев, однако ее могут продлить до трех месяцев по решению руководителя, если это требуется;
  • при повторной выездной проверке вышестоящий налоговый орган осуществляет контроль за нижестоящим налоговым органом.

Например, налоговики могут организовать повторную проверку, если сумма налога в декларации указана меньше заявленной ранее. Предметом такой проверки должна быть не вся налоговая база, а только те показатели, из-за которых получилось уменьшение налога.

Эти же нормы касаются камеральной проверки. Если уменьшена сумма налога по сравнению с ранее заявленной, то налоговики могут запросить первичные документы, чтобы разобраться в ситуации с самого начала.

Также с 3 сентября вступили в силу изменения 90 статьи НК. Речь о копии протокола допроса, который может быть выдан налогоплательщику. Теперь исключены случаи возмущенных налогоплательщиков, которых не ознакомили с протоколом. Документ вручается, можно от него отказать под подпись.

Бывают случаи, когда налогоплательщик уже предоставлял в ФНС документы, а новые проверяющие требуют тот же пакет. Изменения в кодексе дали налогоплательщикам возможность сообщить налоговикам об этом, чтобы разные специалисты ведомства связались между собой и документы передали.

Однако необходимо объяснить сотрудникам ФНС, когда и каким именно специалистам были направлены документы. Ведь есть шанс, что документы уже отправлены в архив.

Эксперт обратил внимание на увеличение срока предоставляемой информации вне рамок налоговой проверки – до 5 рабочих дней. При этом для камеральной проверки сроки не сдвинулись.

Еще 27 июня 2017 года ЕД-4-2/12216@ обращали внимание органов на судебную практику по поводу истребования документов, которая показывает, что если у налогоплательщика нет возможности подготовить документы в большом объеме, то он должен сообщить об этом налоговикам и обсудить ситуацию, чтобы срок продлили.

Кроме того, Константин Новоселов рекомендовал созвониться с инспекцией по поводу необходимости полного комплекта документов.

Основания для проведения выездной налоговой проверки: внеплановая ревизия

Автоматизировать ведение документооборота и управление финансами можно с помощью программы Бизнес.Ру. Она содержит актуальные бланки документов и отчетности, ускоряет выписку документов, исключает ошибки при заполнении и обеспечивает сохранность всех данных. Попробовать функционал программы Бизнес.Ру можно прямо сейчас{amp}gt;{amp}gt;{amp}gt;

Понятие выездной налоговой проверки и порядок ее проведения

Выездная налоговая проверка представляет собой один основных способов контроля и учета существующего порядка налогообложения тех или иных органов, а также физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, по месту их непосредственного нахождения.

Выездная налоговая проверка проводится в четком соответствии с основными требованиями и нормами, установленными действующим НК РФ, нарушения которых недопустимы, так как возникает риск аннулирования.

Ее результаты, основания, эффективность, последствия и действия будут считаться полностью правомерными только в том случае, если был соблюден установленный порядок и критерии, а все мероприятия контроля проведены без единого нарушения, рисков и возражения, в установленный период.

Выездная налоговая проверка и анализ, как правовая процедура, имеет одну основную суть – обеспечение максимального контроля процедуры налогообложения, предусмотренной НК РФ, а также проверка документов налогоплательщиков, рисков, их анализ, отбор, составление возражения и иные необходимые действия налоговой службы.

Чтобы ответить на вопрос о том, как проходит выездная налоговая проверка и сопровождение по месту нахождения юридических органов, либо физических лиц, следует обратиться к положениям действующего НК РФ.

Выездная налоговая проверка и сопровождение осуществляются исключительно уполномоченными лицами, которые, в ходе данного мероприятия, осуществляют проверку, отбор и анализ документов, имеющих отношение к процессу исчисления налогов физических или юридических лиц за определенный период, например, когда шла реорганизация. Тогда главным документом для проверки станет декларация.

Проверяются учредительные документы органов, справка, приказы, различные формы и виды бухгалтерской отчетности, налоговая декларация, счет-фактуры, порядок их заполнения, возможные нарушения, объект налогообложения, риск, возражения и иные критерии предприятия, например, реорганизация и грамотность ее проведения.

Основания для проведения выездной налоговой проверки: внеплановая ревизия

Проведение выездной налоговой проверки и установленный порядок допускают, что в это время могут быть осуществлены различные дополнительные мероприятия и действия, если такая необходимость присутствует.

Данные мероприятия могут заключаться в направление письменных запросов в иностранные органы на предмет налоговых сведений, составление запросов руководителя в банк, расчет рисков и иные действия.

Реорганизация лица, например, ООО, также является основанием для проведения проверки. При этом ООО должно получить уведомление и заполненный документ, где будут указаны цели проверки, риск, а также иная информация.

Во время проверки ООО, будет изучена уточненная налоговая декларация, объект недвижимости, причины, по которым проводится реорганизация ООО, возможное продление, риск и иная информация.

Уточненная декларация представляет собой документ с внесенными изменениями. Уточненная декларация на объект налогообложения ООО подается повторно в налоговый орган. Декларация является наиболее важным налоговым документом, риск неправильного заполнения которого очень высок.

Письменное решение о проведении выездной налоговой проверки является основным документальным основанием, которое делает данные мероприятия действительно правомерными и законными, исключая риск нарушения и возражения.

Нередко возникают ситуации, когда налоговые инспекторы пренебрегают своей непосредственной обязанностью по раннему составлению и подготовке данного решения и его своевременному вручению налогоплательщику по месту его регистрации.

Однако эти действия составляют большой риск и являются грубейшим нарушением, которое ведет к тому, что все полученные после такого мероприятия результаты будут признаны недействительными, включая найденные нарушения, возражения и иные критерии.

Такие документы должны содержать все требуемые данные и сведения касаемо физических лиц, юридических органов, а также индивидуальных предпринимателей – налогоплательщиков.

В список данных сведений можно отнести: данные по месту нахождения объекта и субъекта контроля, риск и анализ предмета проверки и указание состава физических лиц, которые входят в проверяющую группу руководителя.

Решение о проведении выездной налоговой проверки на объект, в обязательном порядке, должно содержать данные руководителя. На нем должна стоять подпись руководителя налогового органа, либо иного лица, обладающего соответствующими полномочиями.

Решение о проведении выездной проверки на объект должно полностью соответствовать существующей форме и положениям, установленными НК РФ и иными нормами права.

Каждый налоговый инспектор отдела выездных проверок, в ходе осуществления данного мероприятия, наделяется рядом определенных прав, предусмотренных положениями действующего НК РФ и иными нормами налогового права. В список основных прав налоговых органов входят:

  • отбор, анализ и изучение существующих документов налогоплательщиков, имеющих отношение к исчислению установленных налогов и бухгалтерской отчетности. В эти документы входит налоговая декларация, ее анализ, справка и т.д.;
  • составление и сопровождение документов по результатам проведенной проверки физических лиц или юридических органов, предприятия, например, ООО, выявление нарушения и возражения на соответствующий предмет;
  • проверка процедуры исчисления налогов предприятия, контроль и выявление возможного нарушения и возражения в определенный налоговый период;
  • истребование дополнительных документов и сведений у налогоплательщиков, их анализ, сопровождение и иные действия, в том случае, если они необходимы для уточнения тех или иных особенностей существующего налогообложения физических лиц, либо юридических органов, предприятия.

В компетенцию уполномоченных физических лиц могут входить и иные формы права, а также действия, которые не противоречат положениям НК РФ и соответствуют действующему налоговому законодательству.

В том случае, если права налогоплательщиков были нарушены незаконными действиями сотрудников налоговых органов, разрешение данной ситуации входит в компетенцию судебных органов.

Основания для проведения выездной налоговой проверки: внеплановая ревизия

Законодательство РФ и действующие положения НК РФ устанавливают определенные ограничения, касающиеся максимального срока проведения выездной налоговой проверки и на иные действия и формы.

Общий период от дня начала проверки до получения документов с ее результатами не может превышать полутора лет.

Общее время, сопровождение, продление, снижение и срок проведения выездной налоговой проверки может зависеть от множества условий и дополнительных обстоятельств, например, объема существующих документов и информации организации, сложности проведения определенного мероприятия и иных нюансов, которые оказывают непосредственное влияние на величину временного периода, на выявление нарушения или возражения.

Время непосредственной проверки и контроля каждого филиала, имеющегося у главного предприятия налогоплательщика, например, ООО, составляет один календарный месяц. Продление или изменение срока и формы входит в компетенцию действия налогового инспектора, но, как правило, данные права, формы и критерии применяются достаточно редко.

Установленные правила действующего НК РФ предусматривают, что в тех ситуациях, когда какие-либо нарушения и возражения были случайно обнаружены уполномоченным лицом во время отбора документов, в период после окончания проверки руководителя, данные нарушения и возражения не могут быть учтены и приняты к рассмотрению.

Приостановление выездной налоговой проверки, в соответствии с положениями НК РФ, означает временное приостановление действий уполномоченного налогового органа по проведению исследования и изучения внутренней деятельности той или иной организации, а также отбора документов по месту проверки.

Приостановление проверки, как юридическая процедура, также имеет свои допустимые сроки, порядок, правила, критерии, формы и иные нюансы. Общее приостановление может быть осуществлено на срок, не превышающий полугода с первого дня остановки.

Например, если налоговый орган отправил письменный запрос в иностранную организацию, но, в течение установленного периода, по каким-либо причинам, не получил ответ от руководителя по месту запроса.

Точный срок, на который осуществляется приостановление, определяется приказом руководителя налогового органа, который учитывает причины, задачи, цели, оценки, возможность риска, и иные критерии, по которым данное приостановление стало необходимым.

Основания для проведения выездной налоговой проверки: внеплановая ревизия

Все допустимые основания, виды, анализ оценки и иные критерии указаны в НК РФ, к ним относятся:

  • действия по истребованию необходимых документов для отбора у других лиц или у органов, получение которых требует определенного времени и нуждается в продлении, например, декларация ООО и т.д.;
  • получение информации от иностранного учреждения или предприятия на объект налогообложения;
  • проведение необходимых экспертиз, оценки, результаты и виды которых очень важны для грамотного осуществления проверки и контроля рисков;
  • перевод документов и отбор, предоставление которых было осуществлено налогоплательщиком, на русский язык, например, декларация ООО или иностранного учреждения, в случае, если идет его реорганизация;
  • иные действия, анализ, виды, задачи и критерии, которые занимают определенный временной период и ведут к тому, чтобы приостановка проверки на тот или иной объект была осуществлена.

Заполненный акт выездной налоговой проверки на объект, например, ООО, всегда должен быть передан на руки налогоплательщику, в соответствии с нормами НК РФ.

Существующая концепция системы планирования выездных налоговых проверок направлена, прежде всего, на соблюдение норм НК РФ и защиту интересов налогоплательщиков – физических, либо юридических лиц.

Эффективность данной концепции, а также ее основания, цели, задачи, последствия и оценки подтверждены существующей практикой.

Уточненная выездная налоговая проверка, сопровождение, отбор и контроль, в обязательном порядке, проводятся на территории налогоплательщика и его предприятия. В отдельных случаях, она может быть проведена по месту нахождения налоговой инспекции. Соответствующее решение руководителя, где составляется данная уточненная информация, выносится в установленный срок.

Где разместить инспекторов?

Как правило, проверка проводится на территории проверяемой компании. Но если у нее нет возможности предоставить инспекторам помещение, то мероприятие может состояться в инспекции (ст. 89 НК РФ).

В «классическом» варианте, когда проверка на территории компании, важно подготовить правильное место «дислокации» инспекторов: отдельное изолированное помещение, желательно без возможности «свободного путешествия» по территории компании, без компьютера (ноутбука) с сетевыми дисками и прочими нежелательными для чужих глаз деталями.

Знакомство

Проверка проводится на основании решения руководителя (заместителя руководителя) инспекции (ст. 89 НК РФ, приказ ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@). В нем указаны должности, фамилии и инициалы инспекторов отдела выездных налоговых проверок, которым поручается ее проведение. Это решение вместе со служебными удостоверениями являются документами, на основании которых проверяющие должны быть допущены к проведению проверки на территории налогоплательщика (п. 1 ст. 91 НК РФ). Отсутствие решения позволяет отказать «гостям» в доступе в помещение компании для проведения ВНП (пп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ).

В проверке могут участвовать еще и сотрудники органов внутренних дел (п. 1 ст. 36 НК РФ, пп. 28 п. 1 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции»), в этом случае их должности и фамилии указываются в решении о проведении проверки.

В решении предусмотрено место под подпись лица, в отношении которого назначена проверка, при этом налоговым законодательством не предусмотрены сроки и способ ознакомления с документом (письмо Минфина России от 17.02.2016 N 03-02-07/1/8635). На практике решение вручается в момент появления проверяющих «на пороге» компании. В случае, когда адрес места нахождения компании инспекции не известен, документ направляется заказным письмом по почте. В любом случае отсутствие подписи налогоплательщика об ознакомлении с решением о проведении проверки не лишает инспекцию права на проведение таковой.

Долго будете гостить?

Согласно букве закона проверка не может продолжаться более 2 месяцев. Однако этот срок может быть продлен до 4 месяцев, а в исключительных случаях и до 6 месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ).

Более того, проверка может приостанавливаться при наличии оснований, указанных в п. 9 ст. 89 НК РФ (например, для истребования документов у контрагентов и иных лиц, для проведения экспертизы). Общий срок приостановления проведения проверки не может превышать 6 месяцев. На практике она порой длится год. Надо запастись терпением. Срок проведения ВНП исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о ее проведении. Кстати, справка свидетельствует об окончании мероприятий ВНП и после ее вручения инспекторы не имеют права находиться на территории налогоплательщика, истребовать документы, проводить иные мероприятия налогового контроля. А в течение 2 месяцев со дня, следующего за днем окончания проверки, зафиксированным в справке, инспекторы должны вручить компании акт по ее итогам (п. 1 ст. 100, п.п. 2, ст. 6.1 НК РФ).

Чего ждать в ходе проверки?

Проверки текущего года проходят в условиях «тестирования» налогоплательщиков на соблюдение трех важных требований ст. 54.1 НК РФ:

  1. Не допускать искажений учета и отчетности, уменьшающих налоговую базу. Поиск наличия умысла в неуплате налогов («бумажные» договорные отношения, фиктивное дробление с целью применения спецрежима, завышения расходов и пр.)

  2. Целью сделки не должна быть неуплата и (или) зачет (возврат) сумм налога. Проверка наличия деловой (предпринимательской) цели и экономической сути сделок с контрагентами. Если деловой цели нет, то неминуем вывод инспекторов о преследовании компанией единственной цели — экономия на налогах и получение необоснованной выгоды.

  3. Сделка должна исполняться лицом, с которым заключен договор, или, которому обязательство передано по договору или закону. Это проверка на реальную возможность исполнения договорных обязательств (поставку товара, оказания услуг, выполнения работ) прямым контрагентом, привлеченными третьими лицами. Реальность заключается в действительном ведении контрагентом (привлеченными третьими лицами) предпринимательской деятельности, наличии у него необходимых производственных мощностей, трудовых ресурсов и т.д.

Практически ни одна выездная проверка не проходит без допросов руководящего состава компании и рядовых работников, причем могут допросить и бывших работников и работников контрагентов.

Могут происходить осмотры помещений и предметов проверяемого налогоплательщика, при этом зачастую осмотр переходит в выемку предметов и документов для формирования налоговым органом доказательств совершения налогового правонарушения (поиск следов умышленного сокрытия доходов, сделок с подконтрольными компаниями, имеющими признаки неблагонадежных для минимизации налоговых обязательств и пр.). Так, контролирующие и судебные органы считают обоснованным производство выемки в случае установления в ходе проверки фиктивных финансово-хозяйственных отношений между проверяемой компанией и ее контрагентом (например, Постановление АС Московского округа от 17.07.2018 № Ф05-10591/18, Определение ВС РФ от 06.12.2017 № 305-КГ17-18076).

Важно помнить, что выемка документов при выездной налоговой проверке осуществляется на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, ее осуществляющего. Постановление подлежит утверждению руководителем (его заместителем) соответствующего налогового органа (п. 1 ст. 94 НК РФ). Без данного документа выемка незаконна! Не допускается производство выемки документов и предметов в ночное время (п.2 ст. 94 НК РФ). Ночным временем является промежуток времени с 22.00 до 06.00 по местному времени (ст. 5 УПК РФ). При этом оформление результатов выемки может проводиться после 22.00 (Письмо Минфина России от 05.10.2017 № 03-02-08/64830).

Результаты выемки оформляются протоколом. Следует внимательно ознакомиться с ним перед его подписанием. Отражайте все нарушения в замечаниях к протоколу выемки. Так, на практике очень часто инспекторы не указывают точное количество изъятых документов, типичной является формулировка «изъято 5 папок актов за такой-то год». В таком случае надо указать на необходимость соблюдения положений п.7 ст. 94 НК РФ: инспекторы обязаны указывать точное количество и наименование изымаемых документов. Во избежание риска утраты документов налоговым органом при изъятии подлинников, важно проследить, чтобы в протоколе была указана информация о нумерации изъятых документов, а не папок с ними, а также подробная информация о видах изъятых документов (п. 9 ст. 94 НК РФ).

На практике в ходе выездного контроля возникают различные, порой и весьма нестандартные ситуации, и конечно же хотелось бы все их подробно описать, но в одной статье это просто невозможно, да и времени в ситуации, когда инспекция «вот-вот уже нагрянет» у компании для кардинальных корректировок, основательной подготовки уже нет… Поэтому в эту памятку включены лишь важные нюансы для экспресс-подготовки к приходу налогового органа.

И в заключение хотелось бы всем пожелать более трепетного отношения к налоговому здоровью компании, поскольку своевременное выявление налоговых рисков с помощью аудита и их минимизация/полное исключение позволит не только не бояться налогового контроля, но и вовсе не попадать в число претендентов на выездную налоговую проверку, а это серьезный шаг к процветанию и росту бизнеса. Отличного «налогового здоровья» вашим компаниям!

Узнайте стоимость аудита за минуту

И получите выдающиеся результаты по итогам аудита

Рассчитать стоимость

Изменения в правилах налогового контроля

С 3 сентября прошлого года сокращен срок камерального налогового контроля деклараций по НДС, уточнено представление документов в налоговую инспекцию, появился новый документ – дополнение к акту налоговой проверки. Все изменения будут действовать и в 2019 году. Читайте об этих новшествах в таблице 1.

Таблица 1. Налоговые проверки в 2019 году

№ п/п Что нового Стало Было
Норма НК РФ Что теперь сказано
1. Установлен сокращенный срок для камерального контроля декларации по НДС п. 2 ст. 88

Проверка займет:

  • 2 месяца – по декларациям российских фирм;
  • 6 месяцев – по декларациям иностранных фирм, оказывающих электронные услуги через Интернет, и крайних посредников по таким услугам

Заполнить декларацию по НДС онлайн

2. Снято ограничение по периоду повторного выездного контроля при подаче «уточненки» на уменьшение налога подп. 2 п. 9 ст. 89 Теперь разрешено контролировать правильность расчета налога без ограничения периода проверки Было разрешено контролировать только тот период, за который подана «уточненка»
3. Уточнено оформление участия свидетеля в налоговом контроле п. 6 ст. 90 Свидетелю выдается под расписку копия протокола с его показаниями. При отказе получить копию запись об этом делается в протоколе
4. Уточнены права налогоплательщиков не подавать документы повторно п. 5 ст. 93

Теперь инспекция не ограничена в повторном требовании документов. Однако можно не подавать повторно любые документы, если сообщить в инспекцию:

  • что эти бумаги уже подавались;
  • реквизиты документов;
  • название инспекции, в которую подавались документы

Можно инспекция не могла требовать повторно документы, которые:

  • уже подавались в рамках камерального или выездного контроля;
  • подавались в виде копий в рамках налогового мониторинга
5. Установлен отдельный срок для предоставления в инспекцию документов (информации) вне проверок п. 5 ст. 93.1

Получив требование от инспекции предоставить документы (информацию) в период, когда налогоплательщика не проверяют, он должен:

  • или подать сведения в течение 10 дней со дня получения требования;
  • или в тот же срок сообщить, что у него нет требуемых сведений
6. Появилось дополнение к акту проверки п. 6.1 ст. 101 Дополнение к акту составляется по результатам дополнительных контрольных мероприятий.

В дополнении к акту инспекция:

  • перечисляет мероприятия дополнительного контроля;
  • приводит дополнительные доказательства наличия или отсутствия налоговых нарушений;
  • формулирует выводы;
  • дает предложения по устранению налоговых нарушений;
  • приводит ссылки на статьи НК РФ о санкциях

С 3 сентября прошлого года сокращен срок камерального налогового контроля деклараций по НДС, уточнено
представление документов в налоговую инспекцию, появился новый документ – дополнение к акту налоговой проверки.
Все изменения будут действовать и в 2019 году. Читайте об этих новшествах в таблице 1.

№ п/п Что нового Стало Было
Норма НК РФ Что теперь сказано
1. Установлен сокращенный срок для камерального контроля
декларации по НДС
п. 2 ст. 88

Проверка займет:

  • 2 месяца – по декларациям российских фирм;
  • 6 месяцев – по декларациям иностранных фирм, оказывающих электронные услуги через Интернет, и
    крайних посредников по таким услугам
2. Снято ограничение по периоду повторного выездного
контроля при подаче «уточненки» на уменьшение налога
подп. 2 п. 9 ст. 89 Теперь разрешено контролировать правильность расчета
налога без ограничения периода проверки
Было разрешено контролировать только тот период, за который подана
«уточненка»
3. Уточнено оформление участия свидетеля в налоговом
контроле
п. 6 ст. 90 Свидетелю выдается под расписку копия протокола с его
показаниями. При отказе получить копию запись об этом делается в протоколе
4. Уточнены права налогоплательщиков не подавать
документы повторно
п. 5 ст. 93

Теперь инспекция не ограничена в повторном требовании документов. Однако можно не подавать повторно
любые документы, если сообщить в инспекцию:

  • что эти бумаги уже подавались;
  • реквизиты документов;
  • название инспекции, в которую подавались документы

Можно инспекция не могла требовать повторно документы, которые:

  • уже подавались в рамках камерального или выездного контроля;
  • подавались в виде копий в рамках налогового мониторинга
5. Установлен отдельный срок для предоставления в
инспекцию документов (информации) вне проверок
п. 5 ст. 93.1

Получив требование от инспекции предоставить документы (информацию) в период, когда налогоплательщика
не проверяют, он должен:

  • или подать сведения в течение 10 дней со дня получения требования;
  • или в тот же срок сообщить, что у него нет требуемых сведений
6. Появилось дополнение к акту проверки п. 6.1 ст. 101 Дополнение к акту составляется по результатам
дополнительных контрольных мероприятий.

В дополнении к акту инспекция:

  • перечисляет мероприятия дополнительного контроля;
  • приводит дополнительные доказательства наличия или отсутствия налоговых нарушений;
  • формулирует выводы;
  • дает предложения по устранению налоговых нарушений;
  • приводит ссылки на статьи НК РФ о санкциях

Надо всех предупредить!

Важно назначить куратора (например, бухгалтер, финансовый директор), который будет общаться с представителями инспекции в ходе проверки, предоставлять им документы, информацию и пр.

Рядовых работников следует предупредить о том, что на территории компании будут находиться представители инспекции, проинструктировать их о порядке проведения ВНП, правах налогового органа, возможных «уловках» инспекторов и негативных последствиях общения с ними «на вольные темы». Кстати, в ходе проверки могут быть проведены допросы работников (ст.

31, 90 НК РФ) как на территории налогового органа, так и в офисе компании, причем в последнем случае даже повестка на допрос не нужна. Поэтому не лишней будет предварительная беседа о том, к кому в компании следует обратиться при получении повестки на допрос для получения «ЦУ» и как нужно отвечать на вопросы инспекторов (четкие, однозначные и краткие ответы без домыслов и предположений).

стопка бумаг

Большой положительный эффект дает подготовка документов и сотрудников, сопровождение при допросах руководства и работников компании налоговыми юристами, адвокатами, которые не только обеспечат спокойствие в ходе процедуры, но и проследят за корректным и полным отражением в протоколе допроса показаний допрашиваемого лица, помогут сформулировать показания так, чтобы наиболее четко передать фактические обстоятельства финансово-хозяйственной деятельности компании и пресекут злоупотребления со стороны инспекторов.

Знакомство

Проверка проводится на основании решения руководителя (заместителя руководителя) инспекции (ст. 89 НК РФ, приказ ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@). В нем указаны должности, фамилии и инициалы инспекторов отдела выездных налоговых проверок, которым поручается ее проведение. Это решение вместе со служебными удостоверениями являются документами, на основании которых проверяющие должны быть допущены к проведению проверки на территории налогоплательщика (п. 1 ст. 91 НК РФ). Отсутствие решения позволяет отказать «гостям» в доступе в помещение компании для проведения ВНП (пп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ).

В проверке могут участвовать еще и сотрудники органов внутренних дел (п. 1 ст. 36 НК РФ, пп. 28 п. 1 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции»), в этом случае их должности и фамилии указываются в решении о проведении проверки.

В решении предусмотрено место под подпись лица, в отношении которого назначена проверка, при этом налоговым законодательством не предусмотрены сроки и способ ознакомления с документом (письмо Минфина России от 17.02.2016 N 03-02-07/1/8635). На практике решение вручается в момент появления проверяющих «на пороге» компании.

Акт налоговой проверки: дополнение

Если руководитель инспекции не может вынести решение по проверке из-за неполноты полученной информации, он может
выдвинуть требования и назначить действия, перечисленные в таблице 2.

Таблица 2. Налоговые проверки 2019

Требования налоговиков Действия налоговиков
Предоставить дополнительные разъяснения Разрешено привлекать специалистов, свидетелей и экспертов
Предоставить недостающие сведения

Разрешены дополнительные контрольные мероприятия в форме:

  • экспертиз,
  • допросов свидетелей,
  • истребования документов о проверяемой фирмы или предпринимателя либо у их контрагентов по
    сделкам

До 3 сентября прошлого года налогоплательщики могли в течение 10 дней после завершения дополнительных контрольных
мероприятий подать письменно свои возражения по этим мероприятиям. Однако с 3 сентября вступили в силу изменения
в пункт 6.1 статьи 101 НК РФ, которые действуют и в 2019 году, в соответствии с которыми появился новый
документ, подводящий итоги дополнительных контрольных мероприятий – дополнение к акту проверки.

В дополнении к акту налоговой проверки инспекциям разрешено:

  1. Перечислить проведенные мероприятия дополнительного контроля.
  2. Привести дополнительные доказательства наличия или отсутствия налоговых нарушений.
  3. Сформулировать выводы.
  4. Выдать налогоплательщику предложения по устранению налоговых нарушений.
  5. Привести ссылки на статьи НК РФ о санкциях, если решение о них принято.

Акт подписывает инспектор, проводивший дополнительные контрольные мероприятия. Сроки действий после их завершения
приведены в таблице 3. О них сказано в новом пункте 6.2 статьи 101 НК РФ.

Таблица 3. Дополнение к акту налоговой проверки

№ п/п Действие инспекции Действие налогоплательщика Срок
1. Составляет дополнение к акту проверки 15 дней после завершения дополнительных контрольных
мероприятий
2. Вручает дополнение к акту проверяемой фирме или
предпринимателю
Подтверждает получение распиской или иным способом Пять дней после оформления дополнения к акту проверки
3. Подает письменные возражения в инспекцию по
дополнительным контрольным мероприятиям
15 дней с даты получения дополнения к акту налоговой
проверки

Об уклонении от получения дополнения к акту налоговики:

  • делают в нем соответствующую запись;
  • отправляют дополнение к акту почтой – заказным письмом – по местонахождению фирмы или месту прописки
    физлица.

В этом случае дополнение считается полученным налогоплательщиком через шесть дней.

Если руководитель инспекции не может вынести решение по проверке из-за неполноты полученной информации, он может выдвинуть требования и назначить действия, перечисленные в таблице 2.

Требования налоговиков Действия налоговиков
Предоставить дополнительные разъяснения Разрешено привлекать специалистов, свидетелей и экспертов
Предоставить недостающие сведения

Разрешены дополнительные контрольные мероприятия в форме:

  • экспертиз,
  • допросов свидетелей,
  • истребования документов о проверяемой фирмы или предпринимателя либо у их контрагентов по сделкам

До 3 сентября прошлого года налогоплательщики могли в течение 10 дней после завершения дополнительных контрольных мероприятий подать письменно свои возражения по этим мероприятиям. Однако с 3 сентября вступили в силу изменения в пункт 6.1 статьи 101 НК РФ, которые действуют и в 2019 году, в соответствии с которыми появился новый документ, подводящий итоги дополнительных контрольных мероприятий – дополнение к акту проверки.

Акт подписывает инспектор, проводивший дополнительные контрольные мероприятия. Сроки действий после их завершения приведены в таблице 3. О них сказано в новом пункте 6.2 статьи 101 НК РФ.

№ п/п Действие инспекции Действие налогоплательщика Срок
1. Составляет дополнение к акту проверки 15 дней после завершения дополнительных контрольных мероприятий
2. Вручает дополнение к акту проверяемой фирме или предпринимателю Подтверждает получение распиской или иным способом Пять дней после оформления дополнения к акту проверки
3. Подает письменные возражения в инспекцию по дополнительным контрольным мероприятиям (возражение на акт налоговой проверки) 15 дней с даты получения дополнения к акту налоговой проверки
  • делают в нем соответствующую запись;
  • отправляют дополнение к акту почтой – заказным письмом – по местонахождению фирмы или месту прописки физлица.

проверка документа

По ссылке читайте все про 

Долго будете гостить?

Согласно букве закона проверка не может продолжаться более 2 месяцев. Однако этот срок может быть продлен до 4 месяцев, а в исключительных случаях и до 6 месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ).

Более того, проверка может приостанавливаться при наличии оснований, указанных в п. 9 ст. 89 НК РФ (например, для истребования документов у контрагентов и иных лиц, для проведения экспертизы). Общий срок приостановления проведения проверки не может превышать 6 месяцев. На практике она порой длится год.

Надо запастись терпением. Срок проведения ВНП исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о ее проведении. Кстати, справка свидетельствует об окончании мероприятий ВНП и после ее вручения инспекторы не имеют права находиться на территории налогоплательщика, истребовать документы, проводить иные мероприятия налогового контроля.

Надо всех предупредить!

Проверки текущего года проходят в условиях «тестирования» налогоплательщиков на соблюдение трех важных требований ст. 54.1 НК РФ:

  1. Не допускать искажений учета и отчетности, уменьшающих налоговую базу. Поиск наличия умысла в неуплате налогов («бумажные» договорные отношения, фиктивное дробление с целью применения спецрежима, завышения расходов и пр.)

  2. Целью сделки не должна быть неуплата и (или) зачет (возврат) сумм налога. Проверка наличия деловой (предпринимательской) цели и экономической сути сделок с контрагентами. Если деловой цели нет, то неминуем вывод инспекторов о преследовании компанией единственной цели — экономия на налогах и получение необоснованной выгоды.

  3. Сделка должна исполняться лицом, с которым заключен договор, или, которому обязательство передано по договору или закону. Это проверка на реальную возможность исполнения договорных обязательств (поставку товара, оказания услуг, выполнения работ) прямым контрагентом, привлеченными третьими лицами. Реальность заключается в действительном ведении контрагентом (привлеченными третьими лицами) предпринимательской деятельности, наличии у него необходимых производственных мощностей, трудовых ресурсов и т.д.

Практически ни одна выездная проверка не проходит без допросов руководящего состава компании и рядовых работников, причем могут допросить и бывших работников и работников контрагентов.

Могут происходить осмотры помещений и предметов проверяемого налогоплательщика, при этом зачастую осмотр переходит в выемку предметов и документов для формирования налоговым органом доказательств совершения налогового правонарушения (поиск следов умышленного сокрытия доходов, сделок с подконтрольными компаниями, имеющими признаки неблагонадежных для минимизации налоговых обязательств и пр.).

документы

Так, контролирующие и судебные органы считают обоснованным производство выемки в случае установления в ходе проверки фиктивных финансово-хозяйственных отношений между проверяемой компанией и ее контрагентом (например, Постановление АС Московского округа от 17.07.2018 № Ф05-10591/18, Определение ВС РФ от 06.12.2017 № 305-КГ17-18076).

Важно помнить, что выемка документов при выездной налоговой проверке осуществляется на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, ее осуществляющего. Постановление подлежит утверждению руководителем (его заместителем) соответствующего налогового органа (п. 1 ст. 94 НК РФ).

Без данного документа выемка незаконна! Не допускается производство выемки документов и предметов в ночное время (п.2 ст. 94 НК РФ). Ночным временем является промежуток времени с 22.00 до 06.00 по местному времени (ст. 5 УПК РФ). При этом оформление результатов выемки может проводиться после 22.00 (Письмо Минфина России от 05.10.2017 № 03-02-08/64830).

Результаты выемки оформляются протоколом. Следует внимательно ознакомиться с ним перед его подписанием. Отражайте все нарушения в замечаниях к протоколу выемки. Так, на практике очень часто инспекторы не указывают точное количество изъятых документов, типичной является формулировка «изъято 5 папок актов за такой-то год».

В таком случае надо указать на необходимость соблюдения положений п.7 ст. 94 НК РФ: инспекторы обязаны указывать точное количество и наименование изымаемых документов. Во избежание риска утраты документов налоговым органом при изъятии подлинников, важно проследить, чтобы в протоколе была указана информация о нумерации изъятых документов, а не папок с ними, а также подробная информация о видах изъятых документов (п. 9 ст. 94 НК РФ).

На практике в ходе выездного контроля возникают различные, порой и весьма нестандартные ситуации, и конечно же хотелось бы все их подробно описать, но в одной статье это просто невозможно, да и времени в ситуации, когда инспекция «вот-вот уже нагрянет» у компании для кардинальных корректировок, основательной подготовки уже нет… Поэтому в эту памятку включены лишь важные нюансы для экспресс-подготовки к приходу налогового органа.

И в заключение хотелось бы всем пожелать более трепетного отношения к налоговому здоровью компании, поскольку своевременное выявление налоговых рисков с помощью аудита и их минимизация/полное исключение позволит не только не бояться налогового контроля, но и вовсе не попадать в число претендентов на выездную налоговую проверку, а это серьезный шаг к процветанию и росту бизнеса. Отличного «налогового здоровья» вашим компаниям!

Узнайте стоимость аудита за минуту

И получите выдающиеся результаты по итогам аудита

Рассчитать стоимость

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть
Adblock detector