Какие организации подлежат обязательному аудиту?

Негосударственные пенсионные фонды

Согласно ст. 85 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ “Об акционерных обществах” (в ред. от 28.12.2010) для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества общим собранием акционеров в соответствии с уставом общества избирается ревизионная комиссия (ревизор). По решению общего собрания акционеров членам ревизионной комиссии (ревизору) общества в период исполнения ими своих обязанностей могут выплачиваться вознаграждения и (или) компенсироваться расходы, связанные с исполнением ими своих обязанностей.

Проверка (ревизия) финансово-хозяйственной деятельности общества осуществляется по итогам деятельности общества за год, а также во всякое время по инициативе ревизионной комиссии (ревизора), решению общего собрания акционеров, совета директоров (наблюдательного совета) или по требованию акционера (акционеров), владеющего в совокупности не менее чем 10% голосующих акций общества.

Члены ревизионной комиссии (ревизор) не могут одновременно являться членами совета директоров (наблюдательного совета), а также занимать иные должности в органах управления общества, и акции, принадлежащие членам совета директоров (наблюдательного совета) или лицам, занимающим должности в органах управления, не могут участвовать в голосовании при избрании членов ревизионной комиссии (ревизора) общества.

Обращение ценных бумаг на торгах фондовых бирж и/или иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг называется публичным обращением ценных бумаг (ст. 2 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ “О рынке ценных бумаг” (в ред. от 07.02.2011)). К торгам на фондовой бирже могут быть допущены эмиссионные ценные бумаги в процессе их размещения и обращения, а также иные ценные бумаги в процессе их выдачи и обращения, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации.

Включение в котировальные списки эмиссионных ценных бумаг (листинг) осуществляется фондовой биржей на основании договора с эмитентом ценных бумаг. В котировальные списки могут включаться только ценные бумаги, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, кроме того, фондовая биржа вправе устанавливать дополнительные требования к ценным бумагам, включаемым в котировальные списки (ст. 14 Закона N 39-ФЗ).

В настоящее время допуск ценных бумаг к торгам осуществляется в соответствии с требованиями Положения о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг, утвержденного Приказом ФСФР России от 09.10.2007 N 07-102/пз-н.

При этом ценными бумагами, допущенными к торгам, могут быть, в частности, паи ПИФ и облигации и иные эмиссионные ценные бумаги, размещенные ООО (ст. 31 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью” (в ред. от 28.12.2010)).

Обязательному аудиту могут подлежать организации, имеющие организационно-правовую форму как ЗАО, так и ООО в случае допуска их облигаций к обращению на торгах [2].

В ЗАО также избирается ревизионная комиссия (ревизор). В ООО образование ревизионной комиссии (избрание ревизора) общества является обязательным только в обществах, имеющих более 15 участников (ст. 32 Закона N 14-ФЗ). Ревизионная комиссия (ревизор) общества в обязательном порядке проводит проверку годовых отчетов и бухгалтерских балансов общества до их утверждения общим собранием участников общества (ст. 47 Закона N 14-ФЗ).

суд

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29.11.2007 N 286-ФЗ “О взаимном страховании” в целях взаимного страхования создаются основанные на членстве некоммерческие организации в форме общества взаимного страхования.

Высшим органом управления является общее собрание членов общества, к компетенции которого, в частности, относится утверждение ревизионной комиссии (ревизора).

Ревизионная комиссия (ревизор) общества подотчетна общему собранию членов общества. Общее собрание членов общества не вправе утверждать годовые отчеты и годовую бухгалтерскую отчетность общества при отсутствии заключения ревизионной комиссии (ревизора) общества.

Порядок работы ревизионной комиссии (ревизора) общества определяется уставом общества и положением о его ревизионной комиссии общества (ст. 14 Закона N 286-ФЗ).

На товарной бирже должен быть в обязательном порядке организован внутренний контроль, что следует из Положения о лицензировании товарных бирж на территории Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.03.2010 N 121. Для получения лицензии соискатель подает в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков заявление о предоставлении лицензии, к которому, в частности, должна быть приложена копия инструкции о внутреннем контроле на товарной бирже, утвержденной в соответствии с уставом соискателя лицензии.

Статус валютных бирж определяется Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле” и Положением Банка России от 16.06.1999 N 77-П “О порядке и условиях проведения торгов иностранной валютой за российские рубли на единой торговой сессии межбанковских валютных бирж” (в ред. от 30.03.2004 N 1413-У). По нашему мнению, на валютные биржи распространяются правила по организации внутреннего контроля, установленные Банком России.

На фондовой бирже также в обязательном порядке должен быть организован внутренний контроль, что следует из п. 1.7 Положения о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг (Приказ N 07-102/пз-н). Фондовая биржа должна иметь специальный комитет совета директоров по аудиту, к функциям которого относятся оценка кандидатов в аудиторы и предоставление результатов такой оценки совету директоров биржи, рассмотрение заключения аудитора биржи до его представления высшему органу управления биржи, а также оценка эффективности действующих на фондовой бирже процедур внутреннего контроля и подготовка предложений по их совершенствованию.

В соответствии с п. 8 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ “О негосударственных пенсионных фондах” (в ред. от 27.07.2010) негосударственный пенсионный фонд должен организовать внутренний контроль за соответствием своей деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению, пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию требованиям федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих указанные виды деятельности.

Внутренний контроль должен осуществляться должностным лицом – контролером или отдельным структурным подразделением (службой внутреннего контроля). Контролер, руководитель и сотрудники службы внутреннего контроля, которые осуществляют внутренний контроль, назначаются на должность и освобождаются от должности советом фонда. Контролер и служба внутреннего контроля независимы от исполнительных органов фонда и подотчетны совету фонда.

Правила организации и осуществления внутреннего контроля утверждаются советом фонда и должны соответствовать требованиям уполномоченного федерального органа. Правила внутреннего контроля и изменения и дополнения в них подлежат регистрации в уполномоченном федеральном органе. Регистрация указанных правил осуществляется при предоставлении лицензии, а регистрация изменений и дополнений в них – в порядке и сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом (ст. 7 Закона N 75-ФЗ).

Согласно ст. 7 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

Попечительский совет фонда является органом фонда и осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 29.11.2001 N 156-ФЗ “Об инвестиционных фондах” (в ред. от 04.10.2010) акционерный инвестиционный фонд (далее – АИФ) представляет собой открытое акционерное общество, исключительным предметом деятельности которого является инвестирование имущества в ценные бумаги и иные объекты. Фирменное наименование АИФ содержит слова “акционерный инвестиционный фонд” или “инвестиционный фонд”.

Закон N 156-ФЗ устанавливает требования к организации внутреннего контроля в управляющих компаниях АИФ, но не в самих фондах. Как открытое акционерное общество АИФ должен сформировать ревизионную комиссию.

Какие организации подлежат обязательному аудиту?

Наиболее жесткие требования к организации внутреннего контроля установлены, на наш взгляд, к управляющим компаниям. Так, в соответствии со ст. 38 Закона N 156-ФЗ управляющей компанией может быть только созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации АО или ООО. Такая компания может использовать в своем наименовании слова “инвестиционный фонд”, “акционерный инвестиционный фонд” или “паевой инвестиционный фонд” в сочетании со словами “управляющая компания”.

Управляющая компания обязана организовать внутренний контроль за соответствием деятельности, осуществляемой на основании лицензии управляющей компании:

  • требованиям федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации;
  • правилам доверительного управления паевым инвестиционным фондом, иным договорам, заключенным управляющей компанией при осуществлении указанной деятельности;
  • учредительным документам и внутренним документам управляющей компании.

Терминология и законодательные акты

Требования к предприятиям, которым придётся пройти аудиторскую проверку, описаны в законе «Об аудиторской деятельности» и в ряде специальных нормативных актов. При этом рассматриваются несколько критериев:

  • организационно-правовая форма;
  • специальные виды хозяйственной деятельности;
  • финансовые показатели деятельности.

Первые два критерия не зависят от финансовых показателей этих предприятий.

Аудит – это вневедомственная проверка бухгалтерской и финансовой отчетности. Проверке подлежат первичные документы, платежные и расчетные, налоговые декларации. А ее результатом является заключение, которое подтвердит достоверность отчётности. Выдаётся она руководству проверяемого предприятия. В нем отражены нарушения и искажения, оценены фискальные и коммерческие риски, даны рекомендации по исправлению ошибок и нарушений.

Цель обязательного аудита – официально подтвердить бухгалтерскую и финансовую отчетность.

Кредитные организации

Статьей 57 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” определено, что Банк России устанавливает обязательные для кредитных организаций и банковских групп правила организации внутреннего контроля. В соответствии со ст. 24 Закона N 86-ФЗ наряду с прочими мерами кредитная организация обязана организовывать внутренний контроль, обеспечивающий надлежащий уровень надежности, соответствующей характеру и масштабам проводимых операций (ст. 24 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 “О банках и банковской деятельности” (в ред. от 15.11.2010)).

В ходе аудиторской проверки кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов аудиторская организация обязана составить заключение о результатах аудиторской проверки, содержащее сведения (ст. 42 Закона N 395-1):

  • о достоверности финансовой отчетности кредитной организации;
  • о выполнении кредитной организацией обязательных нормативов, установленных Банком России;
  • о качестве управления кредитной организацией;
  • о состоянии внутреннего контроля.

Внутренний контроль в кредитных организациях осуществляется в соответствии с Положением об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах, утвержденным Банком России от 16.12.2003 N 242-П (в ред. Указаний Банка России от 30.11.2004 N 1521-У и от 05.03.2009 N 2194-У).

Бюро кредитных историй – юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с законодательством Российской Федерации, являющееся коммерческой организацией и оказывающее в соответствии с настоящим Федеральным законом услуги по формированию, обработке и хранению кредитных историй, а также по предоставлению кредитных отчетов и сопутствующих услуг (ст. 3 Федерального закона от 30.12.2004 N 218-ФЗ “О кредитных историях” (в ред. от 06.04.2011)).

Согласно ст. 1 Закона N 395-1 в понятие “кредитная организация” входят два вида юридических лиц: банковские и небанковские кредитные организации. Их различие заключается в том, что первым предоставляется исключительное право в совокупности осуществлять все банковские операции и сделки, перечисленные в данном Законе (ст. 5), а вторым – только отдельные виды.

Таким образом, на бюро кредитных историй распространяется все отмеченное относительно внутреннего контроля в кредитных организациях.

Почему появился аудит

Аудиторская деятельность появилась на фоне разделения интересов, когда непосредственный собственник перестает принимать личное участие в управлении своим предприятием. Отсутствие должного контроля приводит ко множественным банкротствам.

На фоне этого, начиная новое дело или не допуская процедуры банкротства, собственники стали приглашать лиц, которым они доверяли. А те проводили независимые проверки как финансовой, так и бухгалтерской отчетности, выявляли факты краж и недостоверности представляемых руководством предприятия документов. Позже этот вид деятельности сформировал отдельную отрасль хозяйственных правоотношений.

Иные случаи, установленные федеральными законами

Какие организации подлежат обязательному аудиту?

Подлежит ли обязательному аудиту бухгалтерская отчетность организации, которой Вы владеете? Законодательство определяет четкий перечень организаций, подлежащих в обязательном порядке подтверждению достоверности бухгалтерской отчетности путём получения аудиторского заключения.

Требования к обязательному аудиту установлены Постановлением Правительства РФ от 25.04.95 N 408.

1) Организационно-правовая форма экономического субъекта.

Подлежат обязательной ежегодной аудиторской проверке экономические субъекты, имеющие организационно-правовую форму открытого акционерного общества, независимо от числа их участников (акционеров) и размера уставного капитала.

2) Вид деятельности экономического субъекта.

  • банки и другие кредитные учреждения;
  • страховые организации и общества взаимного страхования;
  • товарные и фондовые биржи;
  • инвестиционные институты (инвестиционные и чековые инвестиционные фонды, холдинговые компании);
  • внебюджетные фонды, источниками образования средств которых являются предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательные отчисления, производимые юридическими и физическими лицами;
  • благотворительные и иные (неинвестиционные) фонды, источниками образования средств которых являются добровольные отчисления юридических и физических лиц;
  • другие экономические субъекты, обязательная ежегодная аудиторская проверка которых по виду их деятельности предусмотрена федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

3) Источники формирования уставного капитала (уставного фонда) экономического субъекта.

Экономические субъекты подлежат обязательной ежегодной аудиторской проверке, если в их уставном капитале (уставном фонде) имеется доля, принадлежащая иностранным инвесторам.

4) Финансовые показатели деятельности экономического субъекта.

  • объема выручки от реализации продукции (работ, услуг) за год, превышающего в 500 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда;
  • суммы активов баланса, превышающий на конец отчетного года в 200 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда.
  • Для определения указанных финансовых показателей установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда принимается в среднегодовом исчислении за отчетный год.

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 года дает четкое представление, кто подлежит обязательном аудиту. Перечень субъектов хозяйственной деятельности, подлежащих обязательному аудиту, определен первым пунктом. Далее указываются сроки и отдельные условия проведения аудиторских проверок финансовой (бухгалтерской) отчетности предприятий.

  • являются открытыми акционерными обществами,
  • являются кредитными или клиринговыми, страховыми организациями, бюро кредитных историй, обществами взаимного страхования,
  • являются товарными, фондовыми, валютными биржами,
  • являются акционерными или паевыми инвестиционными, негосударственными пенсионными или другими фондами, их управляющими компаниями,
  • имеют оборот ценных бумаг на рынке ценных бумаг,
  • имеют годовую выручку от реализации услуг, товаров и/или выполнения работ за предшествующий отчетному период более 400 млн. руб.,
  • обладают суммой активов по балансу более 60 млн. руб.,
  • публикуют консолидированную (сводную) отчетность,
  • должны проводить обязательную проверку финансовой (бухгалтерской отчетности) в порядке, установленном иными федеральными законами.

Исключения из этого списка составляют сельхозкооперативы и их союзы, органы государственной и местной власти, государственные внебюджетные фонды, государственные и муниципальные учреждения и унитарные предприятия.

Объективный, составленный по всем требованиям закона, итог аудиторской проверки, отражающий настоящую ситуацию в финансовой сфере предприятия, и в случае необходимости — оптимальные пути устранения недочетов, может быть составлен только в результате работы профессиональных аудиторов, обладающих квалификационным аттестатом и являющихся членами СРО (Саморегулируемой организации аудиторов).

В случае с государственными предприятиями только аудиторские организации могут проводить проверки их бухучета и отчетности, а также других лиц — на основании п.3 ст.5 закона РФ «Об обязательном аудите».

Не претендуя на исчерпывающий перечень организаций, подлежащих обязательному аудиту в соответствии с различными федеральными законами, в настоящей статье отметим только те, обязательный аудит которых может быть осуществлен только аудиторскими организациями согласно ч. 3 ст. 5 Закона N 307-ФЗ.

Государственные корпорации. Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций (ст. 7.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ).

В настоящее время на основании отдельных федеральных законов действуют следующие корпорации [4]:

  • Государственные корпорации в сфере промышленности и технологий:
  • Государственная корпорация по атомной энергии “Росатом”;
  • Государственная корпорация “Ростехнологии”;
  • Государственная корпорация нанотехнологий “Роснано”;
  • Государственные корпорации в финансовой сфере:
  • Государственная корпорация “Внешэкономбанк”;
  • Государственная корпорация “Агентство по страхованию вкладов”;
  • Государственные корпорации в иных сферах:
  • Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию г. Сочи как горноклиматического курорта;
  • Государственная корпорация – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

Рассмотрим подробнее требования к организации внутреннего контроля в государственных корпорациях.

В соответствии со ст. 32 Федерального закона от 01.12.2007 N 317-ФЗ “О Государственной корпорации по атомной энергии “Росатом” для осуществления внутреннего контроля в организациях корпорации создается структурное подразделение внутреннего аудита. Руководитель структурного подразделения внутреннего аудита назначается генеральным директором Государственной корпорации. К компетенции структурного подразделения внутреннего аудита относятся:

  • проверка финансово-хозяйственной деятельности организаций корпорации;
  • проверка соблюдения установленного порядка ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности в организациях корпорации;
  • проверка законности осуществляемых организациями корпорации хозяйственных операций;
  • проверка эффективности использования имущества и иных ресурсов организаций корпорации;
  • проверка целевого использования средств специальных резервных фондов корпорации ее организациями;
  • осуществление по решению наблюдательного совета, генерального директора или правления корпорации контроля за финансово-хозяйственной деятельностью учреждений корпорации, акционерных обществ корпорации и их дочерних и зависимых обществ, а также подведомственных предприятий.

Согласно п. 2 ст. 10 Федерального закона от 23.11.2007 N 270-ФЗ “О Государственной корпорации “Ростехнологии” (в ред. от 29.12.2010) органом внутреннего финансового контроля Государственной корпорации “Ростехнологии” является ее ревизионная комиссия.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 211-ФЗ “О реорганизации Российской корпорации нанотехнологий” Государственная корпорация “Роснано” реорганизуется в форме преобразования в открытое акционерное общество.

Внутренний аудит Внешэкономбанка осуществляется службой внутреннего контроля. Порядок деятельности службы внутреннего контроля определяется наблюдательным советом Внешэкономбанка на основании п. 4 ст. 8 Федерального закона от 17.05.2007 N 82-ФЗ “О банке развития” (в ред. от 29.12.2010). Служба внутреннего контроля Внешэкономбанка выдает заключение по результатам проверки годовой бухгалтерской отчетности и иных документов, предусмотренных данным Законом (ст.

6 Закона N 82-ФЗ). В том числе служба осуществляет контроль за исполнением Меморандума о финансовой политике Государственной корпорации “Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)”, утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.07.2007 N 1007-р (в ред. от 26.11.2009, с изм. от 15.07.2010 N 1170-р). Банк ежеквартально готовит отчет, который рассматривается наблюдательным советом Внешэкономбанка (п. 49 Распоряжения N 1007-р).

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 23.12.2003 N 177-ФЗ “О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации” (в ред. от 29.12.2010) агентство по страхованию вкладов создается в целях осуществления функций по обязательному страхованию вкладов.

Агентство является государственной корпорацией. Статус, цель деятельности, функции и полномочия которой определяются также Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ, Законом Российской Федерации от 02.12.1990 N 395-1 “О банках и банковской деятельности” и Федеральным законом от 25.02.1999 N 40-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций” (в ред. от 19.07.2009).

Согласно п. 2 ст. 25 Закона N 177-ФЗ внутренний аудит агентства осуществляется службой внутреннего аудита, подотчетной совету директоров.

В соответствии с п. 4 ст. 9 Федерального закона от 30.10.2007 N 238-ФЗ “О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию г. Сочи как горноклиматического курорта” (в ред. от 29.12.2010) внутренний финансовый контроль корпорации осуществляется ее ревизионной комиссией.

Организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг

Согласно ст. ст. 3 – 9 Закона N 39-ФЗ организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, осуществляют:

  • брокерскую деятельность (брокеры);
  • дилерскую деятельность (дилеры);
  • деятельность по управлению ценными бумагами (управляющие);
  • клиринговую деятельность;
  • депозитарную деятельность (депозитарии);
  • деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг (регистраторы);
  • деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг (организатор торговли на рынке ценных бумаг).

Положение о внутреннем контроле профессионального участника рынка ценных бумаг утверждено Приказом ФСФР России от 21.03.2006 N 06-29/пз-н. В соответствии с ним внутренний контроль может быть возложен на контролера – профессионального участника или может быть сформировано структурное подразделение под руководством контролера.

Страховые организации

В целях формализации различных процессов деятельности страховой организации необходимо законодательно ввести требование о наличии в страховых организациях службы внутреннего контроля, системы анализа и управления рисками, ликвидностью, инвестиционной политикой {amp}lt;1{amp}gt;. В настоящее время страховые организации в обязательном порядке применяют только Правила внутреннего контроля страховых организаций в соответствии с Федеральным законом от 07.08.

В каких случаях осуществляется аудиторская проверка бухгалтерской отчетности?

Организации, отчетность которых подлежит обязательному аудиту, после получения заключения, обязаны предоставить его в органы статистики, вместе с годовым бухгалтерским отчетом. Все это должно быть сделано не позднее 10 дней с момента, как аудитор выдал заключение. И в любом случае, не позднее 31 декабря того года, когда проводилась проверка.

Отчитаться в Росстат юридические лица могут:

  • путём непосредственного обращения в региональное отделение с документами на бумажном носителе, либо путём пересылки по почте;
  • по телекоммуникационным каналам – электронный вид документов может быть представлен в форматах pdf, tif, jpg.

Некоторые организации, подлежащие обязательному аудиту, обязаны подавать отчёт в Министерство юстиции, а именно:

  • Структурные подразделения некоммерческих и негосударственных представительств (только проверка обязательно должна быть проведена российским аудитором). Таким организациям необходимо отчитаться за предыдущий период до 1 апреля текущего года.
  • Российские некоммерческие организации, которые были признаны иностранными агентами. Отчитаться придётся до 15 апреля.

Для того чтобы четко представить, что такое аудиторская проверка бухгалтерской отчетности, необходимо иметь информацию о том, что входит в это понятие.

Таким образом, бухгалтерская отчетность представляет собой документы, содержащие данные об имуществе, финансах и хозяйственной деятельности организации, которые составляются с определенной периодичностью. О том, как проходит аудиторская проверка бухгалтерского учета и отчетности, поговорим в нашем сегодняшнем материале.

Предоставление официальной документации на проверку контролирующим органам или потенциальным инвесторам осуществляется предприятиями один раз в календарный год.

Некоторые организации обязаны публиковать данные о своих финансовых делах — прибыли и достижениях, после того, как они пройдут аудиторскую проверку. Отчет по проведенной аудитором проверке публикуется наряду с другой бухгалтерской документацией.Виды бухгалтерской отчетности

  •  Внутренние документы (предназначены для использования только внутри организации или предприятия).
  • Внешние документы (предназначены для предоставления проверяющим органам, а также потенциальным инвесторам, клиентам или заинтересованным вкладчикам).
  • Годовые отчеты (содержат информацию о финансовом состоянии и хозяйственной деятельности организации за календарный год).
  • Промежуточные отчеты (содержат информацию о каком-либо периоде в течение календарного года — за месяц, квартал, неделю).
  • Частная отчетность (содержит сведения о работе отдельного участка или отдела предприятия мли организации).
  • Общая отчетность (содержит данные о работе организации в целом).

Следует отметить, что аудиторская проверка бухгалтерской отчетности может быть направлена на изучение отдельных документов (например, по отдельной отрасли или за какой-то конкретный период времени). Ежегодный аудит бухгалтерской отчетности организации подразумевает проверку всех документов предприятия.

В основном бухгалтерские документы ведут на бланках. Образцы таких бланков обычно имеют унифицированную форму. Другие документы внутри организации могут быть заполнены на бланках, которые были разработаны с учетом особенностей предприятия.

  • отчет о финансовых результатах организации;
  • бухгалтерский баланс предприятия;
  • отчет об изменениях капитала;
  • отчет о движении денежных средств.

Обратите внимание, что к вышеперечисленным документам могут быть дополнительно предоставлены пояснительные записки или отчеты.

Аудиторская проверка финансовой бухгалтерской отчетности состоит в тщательном изучении всех данных. Аудитор проводит сверку соответствия результатов хозяйственной и финансовой деятельности предприятия (организации) нормам действующего законодательства РФ. Кроме того, аудиторская проверка бухгалтерской отчетности должна подтвердить достоверность сведений, содержащихся в документах.

Проверяющий отчетность аудитор, в своей деятельности руководствуется утвержденными процедурами проведения проверки в соответствии с нормами Налогового и Гражданского кодекса и Положениями и рекомендациями Минфина РФ.

Аудиторы, которые проводят проверку бухгалтерской финансовой отчетности организации, обязательно должны придерживаться Кодекса профессиональной этики аудиторов.

Как мы уже выяснили, суть аудиторской проверки бухгалтерской отчетности состоит в выявлении соответствия ведения документов нормам закона. Перед проведением аудита организации должно прийти уведомление о предстоящей проверке, если только проверка не является внеплановой. В уведомлении указывается, к чему именно следует готовиться, и как долго будет длиться аудиторская проверка бухгалтерской отчетности.

  •  Содержание и состав форм бухгалтерской документации.
  • Соответствие различных показателей из разных отчетов.
  • Взаимоувязку показателей бухгалтерской финансовой отчетности.
  • Корректность и правильность оценивания статей отчетности.
  •  Корректность и правильность формирования сводной отчетности.
  • обязательной (ежегодной);
  • по инициативе руководителя организации (предприятия).

Во втором случае аудиторская проверка, инициированная директором предприятия, может быть направлена на то, чтобы в ходе нее выявить недобросовестного сотрудника или для перестраховки. В такой ситуации аудит отчетности может быть выборочным. Проверяющий будет просматривать не все документы, а лишь часть из них (например, промежуточные отчеты).

1. Метод дедукции

Какие организации подлежат обязательному аудиту?

Проверяющий сначала проверяет содержание отчетной бухгалтерской документации, а после этого — сведения аналитического и синтетического учета. Затем аудитор обрабатывает первичные документы.

2. Метод индукции

Аудитор вначале проверяет первичные документы, а потом — затем регистры учета. Далее он проверяет финансовую отчетность организации.

В целом, в процессе сбора аудиторских доказательств, проверяющий может использовать разнообразные процедуры и методы. К наиболее часто применяемым методам аудита относится арифметическая проверка точности бухгалтерских записей (и других документов). Аудитор в ходе проведения проверки может самостоятельно проводить необходимые пересчеты.

На этом этапе проверки аудиторской фирме приходит приглашение с просьбой провести проверку организации или предприятия. Аудиторская фирма знакомится с предприятием и его деятельностью.

После этого фирмой разрабатывается план и программа будущей проверки. Кроме того, оформляется специальный документ, в котором прописываются права и обязанности клиента и аудитора в ходе проведения проверки. Посл. этого заключают договор о проведении аудита.

Какие организации подлежат обязательному аудиту?

На данном этапе проводят специальные проверки с целью выявления искажений в бухгалтерской отчетной документации. Для выявления применяют отчет об убытках и прибылях, бухгалтерский баланс и статистическую отчетность, включая кассовые книги и журнал-ордер.

Помимо этого, на втором этапе проверки изучают результаты проведенных инвентаризаций и уставные документы организации.

Все собранные аудитором в ходе проверки сведения группируются и систематизируются. После чего полученные данные проверяющий сообщает руководителю организации. о проверку заключение аудитора, в котором он высказывает свое мнение о достоверности бухгалтерской отчетности предприятия.

  • инвентаризация была проведена формально, а не фактически;
  • при подсчете показателей (их округлении) были обнаружены ошибки;
  • формы отчетности не имеют связи между собой;
  • обнаружена скрытая информация о депозитах (вкладах);
  • неверно отражены доходы и убытки;
  • уставный капитал не соответствует заявленной в документах сумме.

Кроме того, аудитор может выявить факт неверного раскрытия управленческих расходов или ошибочный расчет налога на прибыль.

На основании данного критерия судить об обязательности организации внутреннего контроля и форме его организации представляется затруднительным.

В настоящее время обязательный внутренний контроль установлен только для банковских групп, формирующих консолидированную финансовую отчетность, в целях управления банковскими рисками на консолидированной основе по банковской группе (п. 1.3 Положения N 242-П). Организация внутреннего контроля в банковской группе предусматривает единство подходов к организации внутреннего контроля в кредитных организациях, входящих в банковскую группу.

Клиринговые организации

Согласно ст. 10 Федерального закона от 07.02.2011 N 7-ФЗ “О клиринге и клиринговой деятельности” (вступает в силу с 1 января 2012 г.) клиринговая организация обязана организовать внутренний контроль за соответствием ее клиринговой деятельности требованиям данного Закона и принятым в соответствии с ним нормативным правовым актам федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков, а также правилам клиринга, учредительным документам и иным документам клиринговой организации.

Для организации и осуществления внутреннего контроля клиринговая организация обязана назначить контролера и (или) сформировать отдельное структурное подразделение (службу внутреннего контроля). Контролер (руководитель службы внутреннего контроля) назначается на должность и освобождается от должности решением совета директоров (наблюдательного совета). Контролер (руководитель службы внутреннего контроля) подотчетен совету директоров (наблюдательному совету).

Порядок осуществления внутреннего контроля устанавливается документами клиринговой организации. Эти документы формируются в соответствии с нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков, а если клиринговая организация является кредитной организацией, то в соответствии с нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков по согласованию с Банком России.

Этапы проведения аудита

Обязательный аудит (ОА) введен уже давно. Со временем количество компаний, обязанных проводить ежегодную проверку расширилось, но не все понимают, что не вправе отказываться от ее проведения. Некоторые не понимают, насколько этот аудит действительно обязателен.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа.

Само словосочетание «обязательный аудит» подразумевает непременное его проведение. Обязанность проводить ОА вменена ряду компаний на законодательном уровне — они не могут отказаться.

12. 2008. Он действует до сих пор, но 3 июля 2016 года была проведена его редакция. Также в июле 2016 появились закон № 236 «О публично-правовых компаниях в РФ» и поправки к ФЗ № 262 «О консолидированной финансовой отчетности». Также обязательно следовать указаниям федерального закона № 403 от 1 декабря 2014 года.

Штрафные санкции предусмотрены административным кодексом — ст. 19.7 КоАП РФ, ст. 29.30 КоАП РФ и рядом других статей. Необходимо не только своевременно проводить обязательный аудит, но еще и предоставлять заключение во все положенные инстанции.

Критерии обязательного аудита в 2017 году содержатся в ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Основные критерии обязательного аудита – критерии юридические и стоимостные. В первом случае обязательность аудита возникает в случае принадлежности организации к определенной организационно-правовой форме (к примеру, компания является акционерным обществом) или в случае ведения определенных видов деятельности, а во втором – в случае превышения выручки или величины активов определенных ограничений.

Приведем в таблице для обязательного аудита критерии 2017 года для ООО и организаций иных форм. При наличии хотя бы одного из перечисленных условий проведение аудита является обязательным.

Обязательный аудит за 2017 год: критерии

Критерий Условие
Организационно-правовая форма или вид деятельности — акционерное общество;
— кредитная организация;
— бюро кредитных историй;
— профессиональный участник РЦБ;
— страховая организация;
— клиринговая организация;
— общество взаимного страхования;
— организатор торговли;
— негосударственный пенсионный или иной фонд;
— акционерный инвестиционный фонд;
— управляющая компания акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов)
Обращение ценных бумаг допущены к организованным торгам
Выручка от продажи продукции (выполнения работы, оказания услуг) за 2016 год* превышает 400 миллионов рублей
Сумма активов организации на 31.12.2016 по данным бухгалтерского баланса* превышает 60 миллионов рублей
Представление (раскрытие) организацией годовой сводной (консолидированной) отчетности** представляет или раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность

* За исключением органов госвласти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов.

** За исключением органа госвласти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения.

Аудиторская проверка – это дорогое удовольствие, со значительными временными затратами. Лучше всего предварительно составить ее план, чтобы она была максимально эффективной, а заключение – корректным.

К документам и бухгалтерской отчетности организации, которая подлежит обязательному аудиту, относятся:

  • первичные документы;
  • отчетность по бухучету и налоговая.

Этапы планирования выглядят так:

  1. Предложение от организации, которой необходимо провести аудит.
  2. Краткое ознакомление с финансовой и хозяйственной деятельностью, без углубленного изучения и анализа.
  3. Формирование плана и программы аудита, согласование его с аудитором и руководством компании.
  4. Составление, согласование и подписание договора.

В договоре необходимо отразить сроки проведения проверки, состав аудиторской группы, список вопросов, подлежащих проверке и стоимость. Если дополнительно составляется программа аудита, то она должна содержать конкретные задачи, которые должны быть выполнены.

В первый день проверки рекомендуется провести собрание, познакомить персонал с аудиторами и дать четкие установки всем лицам, которые будут принимать участие в проверке, и тем, кому придется давать ответы на вопросы проверяющих. При необходимости, аудиторам выдается спецодежда. При любых обстоятельствах основная обязанность руководителя – установить доверительные отношения между персоналом и проверяющими.

После этого начинается процесс в рамках утвержденного плана. Возможно, что выборочно будут опрошены сотрудники. По итогам аудита оформляется заключение проверки.

аудит

Отчет аудиторского заключения состоит из нескольких разделов:

  1. Период и место проведения проверки.
  2. Состав бухгалтерской и финансовой документации, которая была проверена.
  3. Нормативные акты и методики, которыми руководствовался аудитор.
  4. Выявленные нарушения и возможные санкции за это.
  5. Подробные меры по устранению выявленных нарушений.

Заключение обязательно подписывается руководителем аудиторской организации, указывается квалификационный сертификат (номер и срок действия) проверяющего, ставиться печать аудитора.

Руководство организаций, которые подлежат обязательному аудиту, могут пойти на его поэтапное проведение. Имеется в виду, что проверку можно проводить по итогам 6 или 9 месяцев. У предприятия будет время исправить все возможные нарушения и по итогам 12 месяцев полностью устранить все недочеты в отчетности. Помимо этого, все расходы на аудит можно равномерно распределить на весь текущий год.

Международные стандарты аудита

Отчетность каких организаций подлежит обязательному аудиту – уже понятно, но стоимость услуг аудиторов в 2017 году значительно увеличится. На уровне государства введены новые стандарты МСА. Это привело к тому, что возросло количество процедур, аудитору придется заполнять еще больше всевозможных таблиц и форм.

Правительство ввело такие стандарты, чтобы отчетность стала публичной и более прозрачной. Однако новшества повлекли за собой увеличение стоимости соответствующих услуг примерно на 50%, а то и больше. Это правило не распространяется на договора, которые были заключены до вступления в силу закона, то есть в прошлом году.

Организации, чьи ценные бумаги допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг

Правила организации и осуществления внутреннего контроля в управляющей компании утверждаются советом директоров (наблюдательным советом), а при его отсутствии – общим собранием акционеров (участников) управляющей компании и подлежат регистрации федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

аудит

Согласно п. 2 ст. 55 Закона N 156-ФЗ федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг в составе прочего устанавливает:

  • требования к правилам внутреннего контроля управляющей компании и специализированного депозитария;
  • квалификационные требования и требования к профессиональному опыту контролеров (руководителей службы внутреннего контроля) управляющей компании и специализированного депозитария.

В каких случаях осуществляется аудиторская проверка бухгалтерской отчетности?

Если организация обязана проводить аудит, то она должна представить аудиторское заключение вместе с бухгалтерской отчетностью в территориальное подразделение Росстата. Сделать это нужно:

  • либо одновременно с подачей бухгалтерской отчетности;
  • либо отдельно, но не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, и не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным.

Об этом сказано в части 2 статьи 18 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Внимание: если не сдать в Росстат аудиторское заключение (представить с опозданием), будет взыскан административный штраф.

За то, что статистическая информация в Росстат не сдана (или представлена с нарушениями, в т. ч. не вовремя), предусмотрен штраф в размере от 10 000 до 20 000 руб. для должностного лица организации (руководителя). Организацию же могут оштрафовать на сумму от 20 000 до 70 000 руб.

аудит

Повторное нарушение обойдется дороже: должностное лицо оштрафуют на сумму от 30 000 до 50 000 руб., организации грозит штраф в размере от 100 000 до 150 000 руб.

Такие санкции предусмотрены статьей 13.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Подавать аудиторское заключение в налоговую инспекцию не требуется, так как аудиторское заключение не входит в состав бухгалтерской отчетности, обязательной для представления в инспекцию. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 30 января 2013 г. № 03-02-07/1/1724 и УФНС России по г. Москве от 31 марта 2014 г. № 13-11/030545, от 20 января 2014 г. № 16-15/003855.

Если бухгалтерская отчетность, подлежащая обязательному аудиту, публикуется, то вместе с ней должно быть опубликовано и аудиторское заключение (ч. 10 ст. 13 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

Если уже не возникает вопроса о том, подлежит ли организация обязательному аудиту, то можно переходить к выбору проверяющего.

Не стоит опираться только на опыт работы аудитора или аудиторской компании. Лучше отдать предпочтение той организации, которая специализируется в конкретной области ведения хозяйственной деятельности либо проводит аудит в смежной отрасли. Обязательно ознакомьтесь с отзывами о выбранной компании, лучше всего лично побеседовать с руководителями предприятий, которые сотрудничают с определенным аудитором.

Естественно, проверьте документы: все сертификаты должны быть на руках, действующими и находится в реестре. Если стоимость услуг не пугает, то можно обратить внимание на компании, которые оказывают комплекс услуг – не только проводят аудит, но и предоставляют юридическую и бухгалтерскую помощь. Значит, в штате организации есть практикующие специалисты, а это огромный плюс.

Наши специалисты ежедневно отвечают на большое количество вопросов. Чтобы сэкономить Ваше и свое время, мы решили выделить часто встречающиеся вопросы и дать на них развернутый ответ. Надеемся информация будет для Вас полезна.

Ответ: Внутренний контроль представляет собой некий механизм с помощью которого руководство компании, собственники или совет директоров получают уверенность в том, что компания или организация достигнет поставленных целей наиболее эффективно.

Цель внутреннего контроля — обеспечение своевременного выявления и анализа рисков, сохранности активов, получение своевременной и достоверной информации (финансовой, управленческой), эффективное использование ресурсов, соблюдение законодательства. Стоит отметить, что финансовой контроль является главной составляющей внутреннего контроля.

Ответ: Аудиторская проверка индивидуальна для каждого предприятия или организации и зависит  от масштабов, специфики  деятельности организации, ее документооборота.

  • Первый этап происходит формирование группы аудиторов, которая может состоять  из 2-х и более человек. Если организация небольшая, для проверки достаточно одного аудитора.  Если организация проверяется впервые нашей компанией, то в группу аудиторов включается юрист, который выполняет проверку в течении 1-го  или 2-х дней. Цель юриста —   ознакомление с учредительными документами, хозяйственными договорами, проверки процедур проведения собраний акционеров (участников) общества и другими фактами финансово-хозяйственной деятельности организации. Далее юрист будет принимать участие в подготовке и контроле письменной информации по результатам аудита, привлекаться к решению сложных вопросов в области гражданского права и налогообложения.
  • Второй этап. Проверка аудиторами, в ходе которой наши специалисты тщательно исследуют различные ситуации — общаются с главным бухгалтером  или иными работниками.
  • Третий этап. В результате аудиторской проверки, мы составляем предварительный отчет, который согласовываем с  главным бухгалтером. После согласования  отчет оформляется и направляется руководству компании.

Ответ: Можно. На вопросы, которые не требуют дополнительной обработки материала аудитор ответит сразу. Если вопрос довольно сложный и «объемный», то аудитор может отправить его на решение специалистам нашей компании.

Ответ: Проверка на выборочной основе означает, что с целью формирования мнения о достоверности отдельных показателей отчетности, проверке будут подвергнуты не все документы сплошным методом, а лишь те, которые попадут в выборку по данному показателю.

  • устав организации;
  • учредительный договор (решение о создании) – при наличии;
  • имеющиеся лицензии, сертификаты;
  • свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц;
  • свидетельство о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории РФ;
  • коды статистики;
  • сведения об открытых рублевых и валютных счетах;
  • приказ об учетной политике для целей бухгалтерского и налогового учета;
  • бухгалтерскую и налоговую отчетность за проверяемый период;
  • аудиторское заключение по результатам проверки предыдущего отчетного года (если оно есть).
  • договоры с контрагентами (арендодателями, арендаторами, поставщиками, заказчиками (покупателями) и пр.;
  • для проверки операций по учету основных средств: акты ввода в эксплуатацию, накладные на приобретение, акты на списание, карточки учета основных средств и пр.;
  • для проверки операций по учету материалов: документы на оприходование и списание материалов;
  • для проверки операций по учету продаж: накладные на отгрузку, акты  выполненных работ и пр.;
  • для проверки начислений по заработной плате: штатное расписание, приказы о приеме/увольнении сотрудников, трудовые договоры, ведомости начислений заработной платы, табеля рабочего времени и т.д.;
  • документы, подтверждающие прочие доходы и расходы;
  • бухгалтерские справки и расчеты по распределению косвенных расходов (23, 25, 26, 44 счета), если такое распределение предусмотрено учетной политикой;
  • регистры налогового учета.
  • аудиторское заключение;
  • письменную информацию по результатам проведения аудита, где аудиторская компания подробно описывает значимые моменты, которые оказали значительное влияние на решение  проведенного аудита  и могут повлиять на предстоящий.

Ответ: Длительность аудиторской проверки зависит от специфики бизнеса, объема документооборота, наличия или отсутствия обособленных подразделений и прочих факторов. Для примера, рассмотрим типичную торговую фирму, где количество работников от 20 до 40 человек, а объем продаж от 40 до 100 млн .рублей.

Аудиторская проверка такой фирмы займет от одной до двух недель. Если рассматривать производственную компанию с таким же количеством работников и объемами продаж от 50 до 100 млн. Поэтому сколько длится аудит может быть очень индивидуально.

Литература

  1. Головач А.М. Внутренний контроль и внутренний аудит в организации: разграничение компетенции // Аудиторские ведомости. – 2007. – N 1.
  2. Никулина Н.Н., Березина С.В. Внутренний контроль в страховом предпринимательстве // Страховые организации: бухгалтерский учет и налогообложение. – 2009. – N N 5 – 6.
  3. Малыхин Д.В. О некоторых инициативах по укреплению взаимодействия внешнего и внутреннего аудита // Финансовые и бухгалтерские консультации. – 2006. – N 3.
  4. Сотникова Л.В. Оценка состояния внутреннего аудита: практическое пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАТА, 2005.
  5. Сотникова Л.В., Шапошникова О.Г. Обязательный аудит – состав объектов и процедура выбора аудитора // Аудиторские ведомости. – 2010. – N 9.

Т.В.Каковкина

К. э. н.,

доцент

Государственная академия

аудит

промышленного менеджмента

им. Н.П.Пастухова

г. Ярославль

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть
Adblock detector