Мусорная реформа в России 2019

В чем суть мусорной реформы?

Старт нововведениям дал Федеральный закон от 31.12.2017 № 503-ФЗ, внесший изменения в законодательные акты относительно обращения с отходами производства и потребления:

  • Жилищный кодекс;
  • Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ.

Что ощутили на себе население и организации территорий, где реформа запущена с 1 января 2019 года?

  1. Все полномочия по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) выведены на уровень региона.
  2. Сбор, вывоз и утилизацию производит региональный оператор (один или несколько), с которым заключен контракт на данный вид услуги.
  3. Собственники отходов обязаны заключить договор с оператором.
  4. Коммунальная услуга по обращению с ТКО выведена в отдельную.
  5. Изменилась схема обращения с отходами.
  6. Претерпела изменения система формирования платежей по данному виду услуги.
Было Станет
Множество различных компаний с неконтролируемыми тарифами. Единый региональный оператор, с единым тарифом регулируемым государством.
Платёж скрыт в строке содержания общего имущества, расчет платежа в зависимости от договора между управляющей компанией и перевозчиком. Чёткий норматив установленный законом. Отдельная строка в платёжке. Услуга становится коммунальной.
Заключение договора добровольное. Как следствие, некоторые люди и организации, которые образуют отходы, не платили за его вывоз. Все юридические и физические лица образователи отходов и обязаны заключить договор (п. 4 ст. 24.7 № 89-ФЗ).
Бесконечное направление не только на современные полигоны, но и на несанкционированные свалки. Обязательная сортировка всех отходов, размещение только на современных полигонов.

Мусорная реформа: правила, установленные законом

Новые правила в области мусоропереработки заложены в Федеральном законе №89. Данный документ определяет следующие моменты:

  • порядок заключения договоров на оказание услуг, связанных с обработкой отходов;
  • правила утилизации мусора;
  • порядок транспортировки отходов и т.д.

Обязанности по обработке ТКО законом возлагаются на регионального оператора, заключающим соответствующее соглашение с исполнительным органом конкретного субъекта. Данному оператору вменено в обязанность принимать необходимые меры по заключению договоров с потребителями. Кроме того, все операторы должны были до конца декабря прошлого года представить местным властям сведения о количестве размещаемых ими мусорных контейнеров и их объеме.

Формально никакие новые законы не принимались и не вводились. С 01.01.2019 года вступили в силу поправки к 89-ФЗ. Для потребителей важны статьи 435, 436, 437 и 438. Они определяют, что такое «оферта», говорят о том, что отозвать ее не представляется возможным.

Мусорная реформа в России 2019

Суть перечисленных статей заключается в том, что, если оператору перечислен хотя бы один платеж, расторгнуть договор можно только через суд. Инициаторы мусорной реформы предполагают, что после принятия законодательных поправок исчезнут уже имеющиеся полигоны, не говоря уже о появлении новых.

Суть законодательных инициатив:

  • управляющие компании больше не заключают договора на вывоз отходов;
  • утилизацией мусора занимаются региональные операторы;
  • договор на вывоз мусора должен быть у собственника и квартиры, и дачи, и коммерческой недвижимости.

Предполагается ввод раздельного сбора мусора: бумаги, стекла, дерева, пластика и т. д. Под каждый вид ТБО должны стоять отдельные баки или контейнеры.

Кто должен заключать договор с оператором по обращению с ТКО?

Премудростей в этом вопросе нет никаких. Процесс заключения и сама форма договора определены статьей 24.7 упомянутого выше Федерального закона №89.

Обязанность по оплате за обращение с ТКО лежит на всех, кто их формирует:

  • жильцы многоквартирных и частных домов, которое практически ежедневно производит бытовой, крупногабаритный, негабаритный строительный мусор;
  • садоводческие и огороднические некоммерческие товарищества;
  • организации и индивидуальные предприниматели, в ходе своей деятельности формирующие твердые отходы, подлежащие утилизации.

Каждый из них должен заключить с региональным оператором прямой договор. Собственники многоквартирных домов вправе произвести это через свою управляющую компанию. Решение о том, каким образом заключить договор (напрямую или через управляющую организацию), собственники должны принять в ходе проведения общего собрания и закрепить его протоколом.

Жители частных домовладений также являются плательщиками услуги по обращению с ТКО и должны самостоятельно заключить с региональным оператором соглашение.

Если собственник отходов по каким-либо причинам не желает подписывать договор, то этот факт не станет освобождать его от уплаты взноса по существующим тарифам. Квитанции будут приходить на основании данных, полученных от муниципалитета.

Что изменилось уже сегодня?

Мусорная реформа в России 2019

В соответствии с новым законодательством:

  • на уровне каждого региона выбирается оператор. На него возлагается обязанность собирать мусор и заниматься его складированием или переработкой;
  • областные и краевые власти определяют, где будут размещаться полигоны;
  • оператор рассчитывает тарифы и согласовывает их с государственными структурами.

Москва пока не присоединилась к «мусорной» реформе. Но здесь уже решено установить отдельные контейнеры для пищевых отходов и пластика, бумаги и стекла.

Изменения в законодательстве касаются не только жителей городских квартир. Заключать договора придется собственникам дачных участков и селянам. Предполагается, что для граждан, живущих в деревнях, тариф будет ниже, чем в муниципалитетах. Но увеличение в сравнении с дореформенным положением — значительное.

Абсурдность сложившейся ситуации с том, что во многие деревни и дачные кооперативы мусорные машины никогда не приезжали. Все, что может гореть, сжигалось. Но фактическое отсутствие ТБО не освобождает никого от обязанности оплачивать его вывоз. Операторы столкнутся с тем, что машины будут проезжать сотни километров полупустыми.

Руководитель союза «Единство ТСН и ЖСК» Михаил Швыганов считает, что на данный момент региональные операторы не решают стоящие перед ними задачи, а лишь имитируют исполнение закона о «мусорной реформе». В качестве примера он приводит ситуацию, сложившуюся с вывозом отходов во дворе домов 7, 7к.1 и 7к.

2 по улице Верхне-Печерская в Нижнем Новгороде. Переполненные контейнеры вынуждают местных жителей складывать мешки с мусором прямо на площадке, откуда их растаскивают бродячие собаки и вороны. Бумага, фантики и полиэтиленовые пакеты ветер разносит по округе, в том числе и по детским площадкам. До «мусорной реформы» отходы вывозились ежедневно.

Михаил Иванович отметил, что пока ни один российский регион в полной мере не готов к раздельному сбору мусора, для которого на каждой контейнерной площадке должны быть специальные контейнеры. Кроме того, потребуются и соответствующие мусоровозы, где было бы возможно отдельно транспортировать бытовые отходы, бумагу, стекло и пластик.

Кстати, в некоторых дворах раньше стояли желтые сетчатые ящики, предназначенные для пластиковых бутылок и банок, но с переходом на новую систему они исчезли с контейнерных площадок. Люди уже привыкли выбрасывать пластик в отдельный контейнер, но теперь лишились этой возможности. Таким образом, считает Михаил Швыганов, «мусорная реформа» ухудшила условия жизни многих нижегородцев.

По словам руководителя союза «Единство ТСН и ЖСК», в начале марта президенту России Владимиру Путину будет представлен народный доклад о «мусорной реформе»: о ее первых итогах красноречиво расскажут фотографии, наглядно демонстрирующие успехи ответственных за обращение с ТБО организаций.

К слову, рассказать о проблемах с мусором в своем регионе можно по телефону горячей линии Общероссийского народного фронта 8 800 555 97 76.

Ирина Костикова

В чем суть мусорной реформы?

Анонсировал начало мусорной реформы федеральный закон No 503 от 31.12.2017 года. В этом документе прописано, что в ряд законодательных актов были внесены изменения, включая и порядка вывоза и оплаты услуг, касающихся уничтожения бытовых отходов населения.

Суть реформирования заключается в следующем:

  • полномочия компаний по уборке бытового мусора были переданы на местный уровень;
  • услуга была выделена из общего числа коммунальных, как самостоятельный сервис;
  • схема утилизации и распределения ТКО была полностью пересмотрена;
  • привлекается общий региональный оператор, как исполнитель;
  • порядок расчетов и тарифы, будут существенно пересмотрены.

В начале года, начали действовать принятые поправки о мусорной реформе в России 2019 года.  Во многих краях и областях были начаты поиски исполнителей, отвечающих за вывоз и утилизацию ТКО.

Самой большой сложностью, многие называют недостаточную техническую и законодательную подготовленность местных властей. К примеру, необходимость сортировки бытовых отходов доступна лишь в отдельных субъектах. Администрации наделены правом, обязать граждан выполнять сортировку мусора, но такие возможности пока есть не везде.

мусорная реформа в россии 2019

Никаких особых расхождений по реализации федерального закона в сельской местности с городскими условиями, нет. С собственниками жилых домов будет заключено стандартное соглашение, после чего услуги начнут предоставляться в стандартном порядке.

Проблема нелегальных свалок в России существует не одно десятилетие и уже достигла угрожающих масштабов. Чтобы не допустить дальнейшего ухудшения экологической ситуации, власти решили навести порядок в сфере вывоза мусора и внести изменения в федеральный закон «Об отходах производства и потребления».

В прежние годы плата за решение соответствующих задач была непрозрачной, поэтому никто не мог точно сказать: из чего же складываются итоговые суммы. После перевода услуги из жилищных в коммунальные устанавливать «мусорный» тариф будут не бизнесмены (ранее обращением с отходами занимались независимые перевозчики), а губернаторы. При этом главы регионов обещают учитывать социально-экономические особенности своей вотчины.

В ноябре 2018 года министр природных ресурсов и экологии Дмитрий Кобылкин пояснял, что переход на новую систему обращения с твердыми отходами может привести к увеличению коммунальных платежей, но не везде, а только в некоторых субъектах РФ. Соответственно, в ряде регионов расходы собственников жилья на «коммуналку» практически не изменятся.

Единого тарифа мусорная реформа не предусматривает. Тарифы в каждом субъекте нашей страны устанавливаются индивидуально.

В качестве примера, могу привести тарифы, применяемые в моем родном Ярославле с 1 января:

  • для МКД – 75,20 руб.;
  • для частных подворий – 85,22 руб.

Мусорная реформа в России 2019

Планируется, что с 1 июля эти тарифы возрастут:

  • для МКД – 97,84 руб.;
  • для частных подворий – 110,89 руб.

Очень интересно было бы сравнить приведенные тарифы с расценками, применяемыми в других регионах. Пожалуйста, сообщайте эти цифры в комментариях к статье. Это вполне может превратиться во всероссийский мониторинг, произведенный нашими совместными усилиями!

Статья 153 ЖК России гласит, что обязанностью граждан является оплата за жилье и за коммунальные услуги. Поскольку вывоз мусора отныне является коммунальной услугой, то платить за это следует обязательно.

Причем необходимо знать, что оплата должна производиться, даже если договор с оператором у вас отсутствует. Но при условии, что услуга действительно предоставляется. Если за предоставленную услугу не платить, то дело может не ограничиться пенями. К вам могут быть применены санкции административного и правового воздействия.

Ничего нового в списке льготников нет. В него входят всеми уважаемые нами люди, а также люди, однозначно вызывающие наше сочувствие. Это наши почтенные ветераны и инвалиды, многодетные семьи и люди, принимавшие участие в боевых действиях.

Правда, стоит уточнить, что местные власти вправе расширить как сам список, так и объем предоставляемых льгот.

Многочисленные нарекания граждан, высказывающихся против мусорной реформы, стали не единственным фактором, обусловившим внимание к ней со стороны Генеральной прокуратуры. В этом вопросе наметилась даже некая преступная составляющая. Некоторые управляющие компании решились на откровенный грабеж населения, пытаясь дважды взыскать плату за одну услугу.

Как такое стало возможным? Дело в том, что раньше вывоз мусора оплачивался в составе другой услуги – в содержании общего имущества. Теперь же, чтобы экономически оптимизировать мусорный бизнес, вывоз отходов оплачивается в виде отдельной, самостоятельной процедуры. Некоторые УК не захотели расставаться с деньгами и «забыли» исключить соответствующую сумму из своих расчетов.

Именно на этот факт и обратил внимание своих подчиненных Генеральный прокурор, обязав их на местах выявлять попытки незаконных поборов с граждан.

Мусорная реформа в России 2019

Итак, мусорная реформа 2019 уже началась. Многие из нас против нее, но кто-то ее и поддерживает, поскольку – и это надо откровенно признать – цели у реформы благие. Обидно, что проведение данного мероприятия выливается для нас в довольно значительные дополнительные расходы. Однако остается лишь надеяться, что страна наша станет чище. А этого, несомненно, хочет каждый россиянин.

Главной задачей проведения реформации в регионах являлось полное изменение процесса сбора и утилизации мусора. Нововведения должны были пройти путь от граждан, которые производят мусорные отходы до организаций, отвечающих за их вывоз и уничтожение. Глобальные перемены коснулись ответственных компаний, так как их полномочия по сбору и вывозу мусора были полностью переданы одному региональному оператору.

Он стал полностью контролировать перемещения мусорных отходов от сбора из баков до вывоза на полигоны свалки. Весь мусор без исключения предполагается прогонять через мусоросортировочные заводы, которые максимально могли бы отфильтровывать отходы пригодные для переработки на вторичное сырье. Обязанность по оплате услуг нового оператора так же легла на российских граждан.

В квитанциях об оплате появилась уже не просто цифра из неоткуда,  а сумма, рассчитанная исходя из принятого тарифа в каждом регионе. После получения новых платежек страну всколыхнула новая волна непонимания со стороны населения. Это в очередной раз доказало, что информация до людей была доведена не корректно, и большинство не понимало сути происходящего.

О необходимости проведения реформы в этой отрасли говорилось уже не первый год, однако для многих жителей России реформа оказалась полной неожиданностью. Причиной этому называют отсутствие максимально доступной и понятной информации для населения о предстоящих нововведениях, кого они затронут и какие положительные изменения принесут.

Если в работе старой системы основная нагрузка по оплате услуг по вывозу мусора в большем объеме ложилась на жителей многоквартирных домов, а жители частного сектора вносили чисто символическую плату за сбор отходов. То в результате прошедшей реформы оплата распределялось, согласно установленному тарифу, утвержденного властью региона, в независимости от места проживания.

В настоящий момент работа регионального оператора по сбору и утилизации отходов проходит бесперебойно во многих регионах страны. Исключение составляют области, в которых не хватает перерабатывающих заводов. Но эта проблема постепенно решается за счет средств частного бизнеса, так же существенную поддержку в этом вопросе оказывает компания «Российский экологический оператор».

По состоянию на 2019 год на полигонах в России хранится до 40 млрд. тонн хлама. Ежегодно машины добавляют еще по 70 млн. тонн. Площадь свалок увеличивается на 500 тыс. га каждые 12 месяцев. Еще активней растут незаконные, стихийные захоронения, никем не санкционированные. И на них вывозятся не только пищевые отходы, но и тонны пластика, полимеров, приборов, содержащих ртуть.

По данным за 2018 год сжигали не более 4-5% от всего объема мусора. В соответствии с новыми законодательными инициативами предполагается, что к 2024 году на переработку будет направляться не менее 60% ТКО. К 2030 году показатель достигнет уровня 95%. Для этого должно быть построено не менее 130 комбинатов.

Президент РФ Владимир Путин, выступая перед Федеральным Собранием 20.02.2019 года, сообщил, что в планах на 2019-2020 году — ликвидация 30 наиболее крупных свалок. Все остальные должны исчезнуть с карты страны в течение 6 лет. Но для этого нужны конкретные дела, а не только сбор денег с населения в виде платы за несуществующие услуги.

Мусорная реформа в России 2019

На проведение всех запланированных мероприятий требуется 78 млрд. рублей. Государство выделяет не более 30% от обозначенной суммы. Средства пойдут на субсидирование лизинговых платежей и концессий. Часть расходов предполагается компенсировать за счет платы, собираемой с населения.

На текущий момент времени заводы практически нигде не строятся. Бизнесмены не хотят вкладывать деньги в подобные проекты в условиях политической и экономической нестабильности, постоянного повышения налогов и введения новых законов. Регионы отчитались о готовности подключиться к реформе. На самом деле свалки остаются на своих местах, о переработке или утилизации мусора говорить не приходится. У государства же нет денег на покрытие всех расходов. В итоге с населения берут явно завышенные тарифы за услугу, которой нет по факту.

Еще в 2018 году плата за утилизацию отходов не превышала 80-100 рублей с квартиры. За январь 2019 года в платежках значилось до 150 рублей, но уже с каждого человека. Услуга вычеркнута из общедомовых расходов и оплачивается отдельной строкой или квитанцией.

Сколько придется платить в каждом конкретном городе, решает оператор, обслуживающий населенный пункт. Индексации по уровню инфляции запланированы на январь и июль. На практике может оказаться, что мощностей непосредственно оператора недостаточно для обслуживания всей территории, и часть полномочий будет передана субподрядчикам. Что будет с тарифами в этом случае, неизвестно.

В чем состоят особенности мусорной реформы на селе и в частном секторе?

Главной особенностью реформы именно для сельской местности на данный момент можно обозначить разницу в тарифах для города и для сельских поселений. Так, мусорная реформа для частного дома предполагает пониженный тариф вне зависимости от того, на основе каких показателей он будет исчисляться: площади жилого помещения (а площадь частного дома обычно больше площади городской квартиры) или числа проживающих в помещении лиц.

Кто будет отвечать за вывоз и утилизацию ТКО?

Принятый закон о мусорной реформе 2019 года стал наиболее обсуждаемым за последнее время. По этому поводу сделал обращение к населению Президент В.Путин. Свое мнение высказал о реформе Д.Медведев, но россиянам до сих пор не очень ясно, чего ждать от нового решения.

В каждом регионе будут установлены свои нормативы по накоплению мусора. Исходя из этого, местные власти сформируют единый тариф, позволяющий далее рассчитывать плату за оказанные услуги. Ранее тарифный план не регулировался местными властями, а сегодня расценки будут находиться под их полным контролем.

Все, кто производит мусорные отходы, обязан вносить плату за обращение с ними. Поскольку эта услуга выведена в самостоятельную, в квитанции для жителей многоквартирных домов появилась новая строка — обращение с ТКО.

Мусорная реформа в России 2019

Допустимо, чтобы квитанции приходили напрямую собственникам квартир от оператора, но это должно решаться большинством голосов на общем собрании жильцов.

Тариф за ТКО напрямую зависит от норматива образования отходов для каждой из категорий потребителей. Устанавливается норматив для всего региона, соответственно, решение об определении платы принимается на уровне конкретной области или края.

Смотрите здесь: Нормативы накопления ТКО по регионам.

Тариф может применяться из расчета на 1 человека или 1 кв.м. занимаемой площади.

Такой конкурсный отбор осуществляется в соответствии с Правилами, утв. постановлением Правительства РФ от 05.09.2016 №881.

Рекомендуем! Если в регионе конкурс по определению регионального оператора признан несостоявшимся или избранная организация досрочно прекратила свою деятельность (в т.ч. отказалась от исполнения данной функции), уполномоченный орган власти субъекта РФ имеет право заключить упомянутый договор без проведения конкурса.

На вывоз мусора по такому договору можно уполномочить только с организацию, соответствующую требованиям закона к региональным операторам. В роли регионального оператора по обращению с ТКО могут выступить также МУПы или ГУПы, имеющие необходимые лицензии (ФЗ «О внесении изменений…» от 25.12.2018 № 483-ФЗ).

Привлечение региональных операторов при реализации схемы обращения с ТКО вовсе не ново как факт. Однако со временем количество таких организаций выросло настолько, что осуществлять эффективное управление и контроль такого количества региональных операторов стало затруднительно. По этой причине мусорная реформа помимо прочего ограничивает количество региональных операторов для каждого субъекта РФ.

Мусорная реформа в России 2019

Пожалуй, наиболее обсуждаемыми и спорными стали новости мусорной реформы, связанные с изменением тарифов для физических лиц за вывоз и утилизацию мусора.

Так, с января 2019 года названный тариф указывается отдельной строкой в квитанции на оплату услуг ЖКХ. Напомним: ранее, до начала реализации мусорной реформы в России, тариф был включен в строку «Содержание и ремонт жилья». Услуга по вывозу и утилизации ТКО относилась к категории «жилищных», обязанности по ее предоставлению были возложены на муниципальные власти.

Обратите внимание! В каждом субъекте РФ с января 2019 года устанавливаются свои нормативы накопления мусора для жилых помещений и для прочих категорий потребителей (например, административных и офисных учреждений, магазинов, учебных заведений и т.д.) Исходя из них, региональные власти утверждают либо единый тариф регионального оператора, либо несколько тарифов регионального оператора по видам услуг. Раньше тариф на вывоз отходов не регулировался властями.

При определении нормативов должны быть использованы положения (помимо закона №89-ФЗ):

  • Правил коммерческого учета…, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 №505;
  • Методических рекомендаций…, утв. Приказом Минстроя России от 28.07.2016 №524/пр;
  • Правил предоставления коммунальных услуг…, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (разд. XV(1));
  • письма ФАС России от 27.07.2018 №ВК/58887/18 «О направлении информации…»;
  • распоряжений и положений регионального уровня о тарифной и ценовой политике, об оплате потребителями услуг по обращению с ТКО и др.

Рекомендуем! Можно ли не платить за вывоз и утилизацию ТКО или уменьшить платеж? Ответ на этот вопрос читатель сможет найти в нашей статье «Мусорная реформа с 1 января 2019 года».

С 2019 года плата за обращение с ТКО стала коммунальной услугой — наряду с водоснабжением и отоплением, а значит, на нее теперь распространяются и правила индексации. Таким образом, эта статья расходов для населения будет дорожать в среднем на 4% в год. Напомним, в 2019 году в связи с повышением НДС платежи вырастут не только в июле, но и в январе.

Итак, тариф, то есть стоимость по обращению с ТКО в рублях за метр кубический, устанавливает региональная служба по тарифам Нижегородской области. Норматив накопления мусора — количественный показатель, определяет правительство региона. А вот уже региональные операторы рассчитывают, сколько должны платить за обращение с отходами граждане, получая произведение тарифа и норматива накопления.

В декабре 2018 года Региональная служба по тарифам утвердила единые тарифы на услуги региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2019 год. Например, в зоне № 1 под названием «Новоигумновская» (включает Нижний Новгород кроме Сормовского района, городской округ Дзержинск, Володарский район) среднегодовой расчетный тариф (руб/куб.м. с учетом НДС) установлен в размере 665,67 рубля.

Размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, исходя из количества граждан, в квартире площадью 30 квадратных метров будет рассчитываться по формуле: 665,67 руб. х 0,1 м³×30 / 12 = 166,42 руб. ежемесячно.

Здесь:

  • 665,67 руб./м3 — тариф на коммунальную услугу;
  • 0,10 м³/год — норматив накопления твердых коммунальных отходов для многоквартирных домов на территории Нижегородской области;
  • 30 квадратных метров — площадь квартиры;

Рассчитать плату за ТКО жители Нижнего Новгорода и области могут самостоятельно, воспользовавшись удобным калькулятором на сайте Государственной жилищной инспекции региона.  

Ответственность за неуплату

Обязанность по оплате коммунальных услуг установлена ст. 153 Жилищного кодекса. Отказаться от ее исполнения невозможно. Поэтому те, кто не будет своевременно вносить плату за обращение с ТКО, автоматически перейдут в разряд должников с вытекающими отсюда последствиями. А это пени на задолженность и последующее взыскание ее в судебном порядке.

Но, как и для других коммунальных платежей, здесь имеются льготные положения для некоторых категорий граждан. Федеральное законодательство устанавливает для них ежемесячные компенсации.

К таким категориям относятся:

  • федеральные льготники (инвалиды, участники ВОВ, «чернобыльцы» и т.д.);
  • региональные власти вправе установить категории, которым предоставляет льготы на своем уровне.

Отсрочки от вступления в мусорную реформу

Непосредственно для жителей России все сложнее. Не платить вообще за утилизацию ТБО не получится. За просрочки положены пени. Если сумма долга будет очень большой, взысканием займутся приставы-исполнители.

Малоимущие категории могут оформить субсидию, собрав требуемые справки и подтверждения. Льгота полагается тем, кто за коммунальные услуги отдает более 22% от семейного бюджета.

На получение компенсации могут претендовать:

  • многодетные семьи;
  • инвалиды всех групп;
  • ветераны.

Список не является полным и закрытым. Власти могут корректировать его на свое усмотрение.

В чем состоят особенности мусорной реформы на селе и в частном секторе?

В отличие от собственников многоквартирных домов, где в большинстве случаев договор с региональным оператором заключается в общедомовом порядке управляющей организацией, владельцам частных домов придется заключить договор самостоятельно.

Отметим, что это касается и сельских и городских жителей, а также домов, расположенных на садовых участках. При этом не учитывается факт проживания в нем.

Если дом признан жилым, оплачивать услугу по вывозу мусора собственник обязан.

Отличием является лишь тарификация услуги для города и области или частного сектора. Плата для последних устанавливается чуть ниже и исчисляется в зависимости от количества проживающих или площади жилья.

Обязанностью регионального оператора является организация мест, где будет осуществляться сбор мусора в контейнеры. В дальнейшем планируется производить сортировку мусора по категориям, что позволит использовать некоторые виды отходов вторично.

Почему население протестует против мусорной реформы

Основные требования многочисленных составляемых петиций таковы:

  • признать, что реформа провалилась;
  • не только повышать тарифы, но и менять порядок работы с ТБО;
  • не расширять свалки бесконечно.

Россияне заявляют, что увидели только повышение расходов и создание новых государственных структур, ничего не делающих и ни за что не отвечающих. Упаковка, стеклянный бой, металлолом оседают на тех же полигонах, что и раньше. Перерабатывающих фабрик нет даже в планах. Предприниматели не доверяют государственной политике в сфере экономики. Население считает, что ничего не изменится и через 5 лет.

Не спешат граждане страны и нести деньги в кассу. На 15 апреля по разным данным собрано не более 50% начисленных сумм. В Самаре и Дагестане потребители оплатили только 5% счетов. Операторы сообщают о приостановке деятельности. Не лучше ситуация в Адыгее (собрано 14%), Кабардино-Балкарии (15%), Пермском крае (20%).

Остается только надеяться, что реформа заработает на практике, что поля и овраги станут чище, что захоронения не будут портить пейзаж, а люди научатся ценить берега рек без завалов бутылок и пластиковых тарелок.

Что нового?

Смысл реформы заключается в:

  • Раздельном сборе мусора. Это нужно для того, чтобы иметь возможность его переработать, т. е. использовать в качестве вторсырья.
  • Назначении одной компании-оператора для каждого субъекта Федерации. Т. о. работу по выполнению обязательств легче контролировать.
  • Часть средств, полученных в результате увеличения тарифа, направить на строительство современных заводов по переработке/утилизации мусора (как следствие – ликвидация существующих свалок).

Согласно внесенным изменениям (ФЗ№503) с 1.01.2019 ответственность за все действия с отходами возлагаются на регионы. Отныне им предоставляется право решать, где оборудовать мусорные полигоны, выбирать компанию-оператора по вывозу отходов, продумать схемы вывоза, накопления и переработки мусора и т. д.Мусорная реформа в России 2019

Еще один ключевой момент – плата за вывозку твердых коммунальных отходов (ТКО) теперь рассчитывается не по метражу квартиры (дома), а по количеству человек прописанных на этой жилплощади.

Для подготовки к мусорной реформе регионам отводились следующие сроки:

  • До 1.05.18 – выбор регионального оператора.
  • До 1.07.18 – установка новых тарифов.

На сегодня далеко не все справились с поставленной задачей. Если с выбором регоператора определились 70 субъектов РФ, то новые тарифы по ТКО установили всего в 35 регионах.

По словам Ольги Тимофеевой (зам. пред. Госдумы; сопредседатель ОНФ), закон о проведении мусорной реформы с 1 января 2019 года есть, а базы для выполнения законодательства – нет. Регионы просто игнорируют или противодействуют новым правилам по отвозу мусора. Сроки, отведенные государством на переход к новому порядку обращения с отходами, сорваны.

Стало известно, что 18.12.18 Госдума утвердила законопроект, предусматривающий отсрочку в переходе на новую систему сбора и утилизации ТКО. Переходный период продлится для:

  • Городов федерального значения – 3 года (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь).
  • Регионов – 1 год. Мера действенна для тех регионов, которые не могут найти подходящего частного/государственного оператора, отвечающего за отвоз и переработку мусора.

Также на четыре года, разрешено использовать имеющиеся “нелегальные” полигоны (невнесенные в госреестр) для захоронения ТКО. То есть мусор так и будут свозить на свалки, которые уже и так переполнены.

За отведенное дополнительное время должна быть построена перерабатывающая инфраструктура, позволяющая сортировать мусор и возвращать сырье в производство.

В связи с введением в России с 1.01.2019 года мусорной реформы, для населения значительно возросла стоимость вывоза ТКО. Эксперты прогнозируют рост тарифов в 12-15 раз. Стоимость услуги по вывозу мусора для населения будет проходить отдельной графой в квитанции за коммуналку. Теперь за каждого человека, прописанного в квартире/доме, придется платить от 90 до 130 рублей.

Администрация регионов старается по максимуму снизить цену за отвоз мусора, используя всяческие предлоги, считают компании-операторы ТКО. Оказывать “мусорные” услуги становится невыгодным, ведь чтобы новая программа заработала, необходимо закупить новую технику, контейнеры, оборудование. Кроме того, чтобы построить новые объекты по переработке мусора, нужно еще получить разрешение от Росприроднадзора и Роспотребнадзора, согласовать строительство с местными жителями…

У населения России накопилось множество вопросов с введением «Мусорной реформы» на которые требуют ответы, на некоторые постараемся подробно ответить.

Кто несет ответственность за содержание контейнерных площадок?
Контейнерные площадки должны содержаться в нормативном состоянии: быть обустроены достаточным количеством контейнеров, что позволит исключить их переполнение. Это должны осуществлять обслуживающая жилищный фонд организация на основании заключенного договора или орган местного самоуправления, где отсутствует управляющая компания.
Квитанция на вывоз мусора выставлена некорректно. Куда обращаться?
Все неточности в расчетах по этому виду услуги должны быть скорректированы Региональным оператором на основании подтверждающих документов. Для этого собственнику жилья необходимо обратиться в офис компании или дозвониться по телефону 8-800-708-05-08. Если квитанции выставляют через управляющую организацию, с документами следует обращаться в свою УК. Чаще всего жильцы сталкиваются с ситуацией, когда количество зарегистрированных по адресу в квитанции отличается от фактического. Для того, чтобы уточнить и пересчитать размер платы, собственнику жилого помещения потребуется представить соответствующий документ, подтверждающий отсутствие:

  • при нахождении на лечении в стационаре или санаторно-курортном учреждении – справку учреждения;
  • при нахождении в служебной командировке — копию приказа или справку с приложением копий проездных билетов;
  • при временном пребывании в другом месте (гостинице, общежитии и т.п.) – счет за проживание или документ о временной регистрации по другому месту жительства;
  • при проживании на территории садового или огороднического товарищества – справку, выданную товариществом;
  • при временном нахождении в учебном заведении, детском доме, школе-интернате, специальном учебно-воспитательном учреждении с круглосуточным пребыванием – справку, выданную учреждением, подтверждающую факт отсутствия в жилом помещении и продолжительность отсутствия.
Договор не заключен, почему я обязан платить?
Услуга по вывозу ТКО теперь стала не жилищной, а коммунальной. Она может предоставляться жильцам многоквартирных домов и частных домовладений на основании договора публичной оферты или путем совершения конклюдентных действий. Тогда фактической подписи собственника не требуется.
Будет ли Региональный оператор осуществлять вывоз большого объема отходов из сельской местности, включающих в себя отходы растениеводства, животноводства и строительства?
Для этого потребуется заключить отдельный договор, где оговорить объем таких отходов.
Юридическое лицо заключило договор на вывоз мусора с другой компанией. Будет ли он действителен?
Все договора, заключенные после начала деятельности Регионального оператора с иными организациями, осуществляющими вывоз отходов, признаются недействительными. Юридическое лицо обязано (в соответствии с требованием законодательства) заключить договор с Региональным оператором.
Юридическое лицо не ведет финансово-хозяйственную деятельность. Нужно ли ему заключать договор?
В законе не установлено условий освобождения юридических лиц от заключения договора на вывоз отходов. Поэтому они обязаны заключать соглашения с Региональным оператором, независимо от того, ведут ли он свою деятельность.

Уже в январе 2019 года будет установлен новый тариф за оказанные услуги. Квитанции несколько изменят свой внешний вид и теперь, услуга будет фигурировать как отдельная от платы за ЖКХ. Ранее, тариф был включен в строку «Содержание и ремонт жилья», а сегодня, речь пойдет о коммунальном сервисе, работу которого контролируют муниципальные власти.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть
Adblock detector