Может ли ИП участвовать в госзакупках

Перед началом

Первое, что следует сделать тому, кто озадачился вопросом, как начать работать в госзакупках — проверить нишу. Уделите внимание этой задаче, чтобы не тратить в пустую время и сразу сосредоточиться на потенциально выгодных торгах. Если проверка показала, что госзаказчики нуждаются в ваших товарах, работах и услугах, переходите к первому шагу инструкции по госзакупкам для чайников.

Общие ограничения

Одним из основополагающих принципов госзакупок является принцип равноправия потенциальных поставщиков. То есть ограничивать круг участников по каким-то иным критериям, кроме установленных законодательно, заказчик не может. Другими словами, он не может указать, что исполнителем должно быть юридическое лицо — это будет считаться нарушением конкуренции.

Одним из принципов осуществления закупок в рамках обоих указанных законов является отсутствие необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки[4], следовательно, изначальный запрет для физических лиц без статуса ИП участвовать в закупке либо уклонение от заключения договора с таким лицом только из-за того, что это лицо не юридическое и не ИП, является нарушением данного принципа.

Вместе с тем существуют случаи, когда недопущение физических лиц без статуса ИП к участию в закупке обоснованно. В частности, речь идет о заключении договора поставки товаров или договора розничной купли-продажи, где в соответствии с гражданским законодательством поставщиком-продавцом или продавцом может быть только лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность (ст.

492 и 506 ГК РФ). Следовательно, физическое лицо, не зарегистрированное в качестве ИП, не имеет правовых оснований стать поставщиком товаров по договору поставки товаров или договору розничной купли-продажи. Еще необходимо учитывать, что в отношении отдельных видов деятельности могут иметься законодательные нормы, запрещающие физическим лицам без статуса ИП осуществлять ту или иную конкретную деятельность.

Учреждение не имеет права необоснованно ограничивать участие физлиц в своих закупках, а заключение договора с этими лицами укладывается в правовое поле при условии соблюдения соответствующих правовых требований.

Может ли ИП участвовать в госзакупках

А вот когда осуществляется закупка работ или услуг и с подрядчиком или исполнителем заключается договор подряда, договор на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ или договор возмездного оказания услуг, договор продажи недвижимости, то участие в закупке физических лиц без статуса ИП вполне возможно, поскольку гражданское законодательство не содержит здесь никаких положений, ограничивающих круг потенциальных подрядчиков и исполнителей (гл.

Необходимо отметить, что Законом о контрактной системе, в отличие от Закона № 223-ФЗ, правоспособность участия физлиц без статуса ИП в закупках выражена более отчетливо. В Законе о контрактной системе говорится об особых условиях заключения контракта (договора) с таким лицом в части налоговых особенностей (см.

Кроме того, в Законе о контрактной системе упоминаются случаи, когда физлицо выступает в роли поставщика культурных ценностей, в том числе музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение и предназначенных для пополнения государственных музейного, библиотечного, архивного фондов, кино-, фотофондов и аналогичных фондов (п. 7 ч. 2 ст. 103 Закона о контрактной системе).

Система закупок призвана обеспечить конкуренцию, что в итоге должно привести к экономии средств бюджета. Поэтому ограничение круга участников закупки в общем случае считается нарушением. Выражается это в том, что заказчики не могут устанавливать к участникам какие-то специальные требования, за исключением отдельных случаев.

Как подавать заявку на участие

Чтобы разобраться, как ИП в  году участвовать в тендерах, нужно изначально изучить порядок заполнения и подачи заявки. Участнику необходимо подготовить соответствующие бумаги.

После заполнения формуляра необходимо поставить электронную подпись.

Можно ли участвовать в тендерах ИП, и какие документы понадобятся предпринимателю в году?

Предприниматель может принимать участие в электронном тендере, если предоставленные документы отвечают требованиям закона. Иначе запрос могут отклонить. По закону каждый ИП участвовать в электронных торгах.

Однако важно подтвердить финансовую состоятельность хозяйствующего субъекта. ИП должен быть готов обеспечить гарантии.

Чаще всего сумма обеспечения равна от 0,5 до 5%. Редко встречаются электронные торги без гаранта. Таким гарантом может выступить банк, который согласится произвести тендерное кредитование. Это позволит хозяйствующему субъекту не тратить личные оборотные средства. ИП имеет право подать несколько заявок на участие в торгах.

Пошаговая инструкция как участвовать в тендерах начинающему ИП (индивидуальному предпринимателю) и ООО (обществу с ограниченной ответственностью) начинается с подготовки копий следующих документов:

  • уставные документы;
  • документы, подтверждающие правомочия генерального директора;
  • решение об одобрении крупной сделки;
  • лицензии в случае, если деятельность, которую осуществляет организация, подлежит лицензированию;
  • свидетельство СРО, если, в соответствии с законодательством, участие в СРО является для организации обязательным.

Могут понадобиться копии выполненных договоров и актов к ним, документы о квалификации сотрудников, справки об отсутствии задолженности по налогам и сборам.

Заявка участника — это комплект документов в электронной или бумажной форме, составленный в полном соответствии с требованиями документации о закупке. Документы должны быть заверены уполномоченным лицом участника и содержать достоверную информацию. Тут не помешает отдельная инструкция. Подготовленные материалы нужно сшить, пронумеровать, сложить в конверт, запечатать и передать заказчику по указанному в документации адресу.

Заявка на участие в электронном аукционе подается в электронном виде посредством торговой площадки. Важно успеть ее подать до истечения указанного в документации срока. Заявки, поданные с опозданием, к тендеру не допускаются. Если в документации предусмотрено обеспечение заявки, участнику необходимо перед ее подачей перечислить указанную сумму на расчетный счет заказчика или оператору торговой площадки.

Результаты тендера публикуются на сайте ЕИС. О том, как стать победителем, рассказали в статье «Как выиграть тендер в 2019 году». Еще пригодится инструкция, как подать заявку.

Активность участия физических лиц без статуса ИП в закупках

Наравне с компаниями и предпринимателями в закупках могут участвовать и обычные физические лица. Они востребованы в закупках по поиску услуг переводчиков, гидов и тому подобных. Как и другим участникам, физлицам в первую очередь необходимо аккредитоваться на ЭТП. Однако в отличие от субъектов бизнеса, им достаточно подготовить для этого лишь копию всех страниц паспорта и ИНН-свидетельство.

Заказчику, который заключает контракт с физическим лицом, нужно помнить следующие:

  1. Он обязан исполнить по отношению к этому лицу роль налогового агента, то есть исчислить, удержать и перечислить в бюджет НДФЛ. При этом в контракте оговаривается, что исполнитель получит сумму, уменьшенную на величину налога.
  2. При желании закупить услуги физического лица не нужно указывать, что закупка предназначается для СМП. Иногда заказчики забывают или вовсе не задумываются о том, что физические лица не является субъектами бизнеса, поэтому не относится к СМП.

Самим гражданам, которые хотят поучаствовать в закупках, также нужно иметь в виду упомянутые обстоятельства. В связи с этим следует учесть:

  1. На более-менее серьезные закупки в статусе физлица рассчитывать не приходится. Нужно как минимум зарегистрироваться в качестве ИП.
  2. Сумма контракта указывается до налогообложения. То есть за исполнение контракта физлицо получит в общем случае сумму на 13% меньше указанной в нем цены.

Вряд ли можно ожидать, что физлица без статуса ИП проявляют большую активность участия в закупках. Это связано с содержанием, характером, сроками и объемом закупок, которые могут быть непосильны для таких лиц: сложно представить, что отдельный человек возьмется провести ремонт здания лечебного или образовательного учреждения и т. п.

Еще таким лицам может быть трудно нести необходимые для участия в закупках издержки – вносить обеспечение заявок и контрактов, оплачивать получение сертификатов электронных подписей для участия в торгах на электронных площадках и т. д. Однако в тех случаях, когда физлицо без статуса ИП способно выполнить нужную учреждению работу или оказать необходимую услугу с соблюдением нормативно-правовых условий и готово нести требуемые издержки по участию в закупке, отказывать ему в этом праве нет никаких оснований.

Ну а если такое лицо еще и одержит победу в торгах, учреждение обязано заключить с ним договор. Хотя на практике физлица без статуса ИП чаще всего выступают в роли подрядчиков или исполнителей при осуществлении закупок у ЕП, а участие таких лиц в закупках, осуществляемых конкурентными способами, и тем более победа в них – пока редкое явление.

При заключении договора с физлицом без статуса ИП учреждению стоит обратить внимание на следующие моменты.

Необходимо предусмотреть осуществление учреждением функции налогового агента в отношении налога на доходы физических лиц (НДФЛ) – 13% для налоговых резидентов РФ и 30% в отдельных случаях для лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ (ч. 1 и 3 ст. 224 НК РФ).

Может ли ИП участвовать в госзакупках

В соответствии с налоговым законодательством налоговыми агентами признаются лица, на которых возложены обязанности по расчету, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ. А на заказчиков, которые являются российскими организациями, в результате отношений с которыми налогоплательщик (физическое лицо) получает доход, как раз возложена в данном случае функция налогового агента (ч. 1 ст. 24 и ч. 1 ст. 226 НК РФ).

Примечательно, что в Законе о контрактной системе прямо говорится: при заключении контракта с физлицом, кроме индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица[8], в контракт вносится обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта (ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе).

Таким же образом можно поступать заказчикам и по Закону № 223-ФЗ – положение об уменьшении оплаты по контракту на размер налогового платежа в случае заключения контракта с физическим лицом без статуса ИП необходимо закрепить в контракте, а кроме того, при использовании конкурентных способов закупки – и в документации о закупке как часть сведений о порядке оплаты работ или услуг (п. 6 ч. 10 ст.

4 Закона № 223-ФЗ). А если в составе документации размещается проект контракта, то положение надо закрепить и в этом проекте. Необходимость последнего действия обусловлена тем, что учреждение-заказчик не может знать заранее, будет ли среди участников закупки физическое лицо без статуса ИП. А само это лицо, принимая решение об участии в закупке, должно понимать, что размер предлагаемой им цены контракта будет уменьшен на размер налогового платежа.

Однако если налоговым законодательством предусмотрена самостоятельная уплата физлицом налога на доходы физических лиц (например, при продаже указанным лицом объекта недвижимого имущества[11]), то выполнение учреждением фунции налогового агента по уплате НДФЛ не требуется[12].

Может ли ИП участвовать в госзакупках

Необходимо также предусмотреть выполнение учреждением функции плательщика страховых взносов.

В соответствии с федеральным законодательством объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физлиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг. Плательщиками этих взносов, в частности, являются организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физлицам[13].

Базовые тарифы страховых взносов составляют 26% – в ПФ РФ, 5,1% – в ФФОМС (взносы в ФСС РФ по договорам гражданско-правового характера не осуществляются)[14].

Причем базой страховых взносов является сумма начисленных выплат, то есть эта база включает в себя и НДФЛ. Например, если размер выплаты с учетом НДФЛ составляет 50 000 руб., то общий размер расходов учреждения по данному договору на основе базовых тарифов составит 65 550 руб. (50 000 руб. 31,1% х 50 000 руб.), а сам подрядчик или исполнитель получит «на руки» 43 500 руб. (50 000 руб. – 13% х 50 000 руб.).

Отметим, что существует мнение, согласно которому в рамках Закона о контрактной системе заказчику необходимо уменьшать подлежащую оплате сумму только на размер НДФЛ, поскольку именно данный налог (а не страховые сборы) относится к понятию «налоговые платежи»[15]. Однако уплата страховых взносов не может «повиснуть в воздухе» и, как говорилось выше, ответственность за это возлагается на заказчика[16].

Ответственность за уплату страховых взносов возлагается на заказчика.

Конечно, не исключено, что физическое лицо без статуса ИП, участвуя в торгах, укажет в своей заявке предложение о цене, считая, что именно столько денег он и должен получить от заказчика. При этом он не будет учитывать, что заказчику еще нужно нести расходы по уплате НДФЛ и социальных взносов. А потому когда победителем торгов становится такое лицо, чтобы у заказчика не возникло ситуации, в которой ему в лучшем случае придется столкнуться с непониманием со стороны победителя, а в худшем – нести дополнительные расходы, выходящие за рамки начальной цены контракта, рекомендуется в документации о закупке сразу же указывать, что в предложение о цене участника закупки, являющегося физическим лицом без статуса ИП, должны входить НДФЛ и страховые взносы.

А при заключении контракта в нем необходимо указывать сумму выплаты по НДФЛ и отдельно – сумму страховых взносов, при этом соответствующее положение должно быть и в проекте контракта, входящем в документацию о закупке.

Если же закупка осуществляется у ЕП, то здесь обычно сначала физическое лицо без статуса ИП, с которым заказчик ведет прямые переговоры, обозначает заказчику ту сумму выплаты, которую он хочет получить «чистыми». Затем заказчик в своем расчете «накручивает» на эту сумму НДФЛ и страховые взносы, определяя общую итоговую «цену вопроса», которую ему придется заплатить самому физлицу и государству для привлечения такого лица к выполнению нужной работы или оказанию необходимой услуги. А потому в данном случае все обходится, как правило, без неприятных для той или иной стороны неожиданностей.

Может ли ИП участвовать в госзакупках

Названные физлица не имеют статуса индивидуального предпринимателя, но в соответствии с налоговым законодательством они исчисляют и уплачивают НДФЛ самостоятельно[16], а также согласно законодательству о страховых взносах самостоятельно уплачивают и эти взносы[17].

К данным лицам федеральное законодательство относит частных нотариусов[18], адвокатов, учредивших собственные адвокатские кабинеты[19], граждан, занимающихся народной медициной[20], арбитражных управляющих[21], оценщиков (если выбран именно такой способ осуществления указанной деятельности)[22], частных детективов[23], патентных поверенных[24].

Шаг 2. Оформление ЭЦП и аккредитация на торговой площадке

Многие госзакупки для начинающих по закону 44-ФЗ проводятся в форме электронного аукциона на торговых площадках. Для участия в них необходимо оформить электронную цифровую подпись (ЭЦП).

Электронная подпись должна быть усиленная квалифицированная. Этого требует ст. 5 44-ФЗ.

ЭЦП представляет собой флешку с сохраненным на ней цифровым ключом, подтверждающим полномочия лица, который им пользуется. Такие ключи выдают специальные организации — аккредитованные Минкомсвязью удостоверяющие центры. Услуга платная, цена ЭЦП для участия в торгах на всех восьми торговых площадках составляет около 5000 руб. в год.

С 2019 года произошел переход на электронные процедуры. Они проводятся на восьми площадках:

  1. АО «ЕЭТП».
  2. РТС-тендер.
  3. ЗАО «Сбербанк-АСТ».
  4. АГЗРТ.
  5. АО «РАД».
  6. ЭТП НЭП.
  7. ЭТП «ГПБ».
  8. ТЭК-Торг.

Может ли ИП участвовать в госзакупках

Есть и специализированная платформа для закрытых электронных торгов и гособоронзаказа — АСТ «ГОЗ».

В 2019 году аккредитация на площадках происходит сразу же после регистрации в ЕИС. Пошаговую инструкцию по регистрации в ЕИС найдете в статье «Как поставщику зарегистрироваться в ЕИС: пошаговая инструкция».

Участник – индивидуальный предприниматель

Участие в государственных закупках – стабильный и надежный способ получения новых контрактов для компаний и частных предпринимателей. Участие в госзакупках регламентируется рядом законодательных актов.

Ключевые требования, предъявляемые к участникам процедур, прописаны в законах №44-ФЗ и №223-ФЗ. Некоторые особенности применения указанных законов закреплены в дополнительных законодательных актах, таких как Постановления правительства №99, №1005 и других.

  • порядок объявления торгов;
  • сроки и порядок подачи заявок на участие в торгах;
  • размер обеспечения заявок и договоров;
  • порядок изменения / отзыва заявок на участие в тендерах;
  • порядок предоставления разъяснений по тендерной документации;
  • порядок выбора победителей;
  • порядок обжалования результатов государственных закупок;
  • порядок заключения договоров и многое другое.

Участвовать в государственных закупках могут как частные предприниматели, так и юридические лица всех организационно-правовых форм.

Данная функция недоступна только для тех юридических лиц, которые зарегистрированы в офшорных зонах, перечень которых определен в статье 284 Налогового кодекса РФ.

Требования, которые предъявляются к участникам процедур, делятся на основные и дополнительные.

  • участник не должен быть признан банкротом;
  • деятельность ИП или юридического лица должна быть активной (не быть приостановленной по КоАП РФ);
  • участник не должен иметь задолженность по налогам и другим обязательным платежам за прошедший год (исключение может составлять задолженность в размере, не превышающем 25% стоимости активов);
  • ИП и руководители организаций не должны иметь судимости за совершенные экономические преступления (исключение составляет снятая или погашенная судимость);
  • если предмет торгов является итогом интеллектуальной деятельности, участник закупки должен иметь на него исключительное право;
  • участник не должен иметь родственные связи с организаторами торгов, не должен создавать других конфликтов интересов;
  • участник должен иметь документы, разрешающие деятельность по направлению, соответствующему предмету государственной закупки.

Кроме этого, заказчики могут требовать, чтобы участники не состояли в списках недобросовестных поставщиков.

  • иметь оборудование, материальные и финансовые ресурсы, которые понадобятся для исполнения контракта;
  • иметь опыт работы в сфере, интересующей организатора торгов, и хорошую деловую репутацию;
  • иметь необходимое количество специалистов, которые смогут выполнить условия контракта.

Все перечисленные требования должны быть подтверждены документально.

Какие документы нужно предоставить

По своему усмотрению заказчик может выдвигать и другие требования к участникам – законом это не запрещено. Выдвижение дополнительных требований может быть связано с необходимостью удостоверения возможностей участников по выполнению условий госзакупок.

Участник должен предлагать продукты, соответствующие условиям закупки. Несоответствие предложения предмету госзакупки ведет к отклонению заявки участника.

Чтобы не попасть в такую ситуацию, необходимо внимательно изучать тендерную документацию. Если информации, изложенной в ней, для участника недостаточно, он может запросить у заказчика дополнительные разъяснения.

Для того чтобы организация или индивидуальный предприниматель могли принять участие в госзакупке, необходимо подготовить пакет документов. Для юридических лиц и ИП он может незначительно отличаться.

  • непосредственно заявка, подписанная уполномоченным лицом;
  • опись документации, которая прилагается к заявке;
  • сведения об участнике (наименование, свидетельство о регистрации и т. д.

    );

  • выписка из ЕГРЮЛ / ЕГРИП;
  • копии учредительных документов;
  • документ, подтверждающий отсутствие задолженности по налогам;
  • документ, подтверждающий полномочия лица, которое подписало документацию (приказ о назначении на должность, протокол сборов и т. д.

    );

  • копия приказа о назначении главного бухгалтера;
  • документы, которые подтверждают соответствие предложения участника условиям государственной закупки;
  • документы, которые подтверждают внесение обеспечения заявки на участие (платежный документ, банковская гарантия).

Заказчик может требовать предоставления других документов, специфика которых зависит от типа тендера.

Полный перечень документов, которые должен подать участник, размещается в условиях, публикуемых заказчиком.

Сегодня большое количество тендеров проводится в электронном виде. Государственные закупки в подобной форме проводятся на специальных торговых площадках, на которых участники должны проходить аккредитацию.

Кроме того, для участия в электронных торгах участники должны иметь электронные цифровые подписи.

  • информации об ИП / организации (наименование, адрес, ИНН);
  • документов, которые подтверждают соответствие предлагаемых продуктов (товаров, услуг) требованиям заказчика;
  • документов, которые подтверждают право на предоставление преимущества (декларация о принадлежности к СМП и т. д.);
  • документов, которые подтверждают соответствие участника запретам и ограничениям, установленным организатором торгов.

Участие в госзакупках, несмотря на кажущуюся сложность, является доступной процедурой даже для небольших организаций и ИП. Перед тем как принимать участие в тендерах, желательно ознакомиться с положениями Федерального закона №44 и с единой информационной системой (ЕИС), на которой организаторами торгов размещаются извещения о государственных закупках.

Частные предприниматели и организации, впервые принимающие участие в госзакупках, должны следовать приведенной инструкции.

В частности:

  • ознакомиться с заказами, размещенными в единой информационной системе и соответствующими направлениям деятельности ИП / юрлица;
  • ознакомиться с требованиями, размещенными под интересующими заказами и принять решение об участии либо неучастии в закупке;
  • зарегистрироваться на электронной торговой площадке, получить электронную цифровую подпись;
  • внести обеспечение заявки (при необходимости);
  • подготовить документацию согласно требованиям организатора торгов;
  • подать заявку на участие в тендере;
  • отследить итоги закупки, узнать наименование победителя;
  • заключить договор (в случае победы в тендере) и выполнить необходимые работы.

Таким образом, практически любой ИП или любая организация может принять участие в госзакупках, и предложить свои услуги для обеспечения заказов государственных и муниципальных предприятий. При подаче заявок важно указывать реальные цены, сроки и объемы работ.

Предприниматели имеют особый статус – с одной стороны, это физические лица, а с другой — бизнес-субъекты. Им доступны гораздо больше контрактов, чем простым «физикам». Из преимуществ перед юридическими лицами назовем меньший комплект документов, необходимый для аккредитации на ЭТП.

Собираясь участвовать в закупках, ИП стоит принять к сведению следующее:

  1. Не придется рассчитывать на закупки в рамках гособоронзаказа – это запрещено пунктом 3 статьи 3 закона 275-ФЗ.
  2. В случае возникновения долгов есть риск поплатиться всем своим имуществом.
  3. Большинство ИП являются субъектами малого бизнеса и могут рассчитывать на преимущества для этой группы поставщиков.
  4. Многие предприниматели применяют налоговые спецрежимы и не уплачивают НДС. Цена контракта указывается с учетом этого налога, поэтому иногда заказчики норовят вычесть из цены победителя 18% (базовая ставка НДС), аргументируя тем, что он не является плательщиком этого налога. Тем не менее это неправомерно – контролирующие органы неоднократно разъясняли, что цена контракта окончательна и уменьшению не подлежит. Советуем внимательно прочитать пункты проекта контракта, описывающие ситуации победы поставщик она УСН. Если таковые отсутствуют, нелишним будет подать запрос на разъяснение.

Порядок взаимоотношений между государственными/муниципальными заказчиками и субъектами малого/среднего бизнеса регулируется статьей 30 закона «О контрактной…» от 05.04.2017 № 44-ФЗ. Согласно части 1 статьи 30 ФЗ № 44, доля закупок государственного заказчика у организаций малого/среднего бизнеса должна составлять не менее 15% его годового объема заказов.

Читайте нас в Яндекс.Дзен Яндекс.Дзен

  • среднесписочная численность занятых в организации не превышает 250 человек;
  • годовой объем выручки не превышает 2 млрд руб. (пункт 1 постановления Правительства РФ «О предельных…» от 04.04.2016 № 265).

При этом для ООО и ПАО частью 1.1 статьи 4 ФЗ № 209 определен дополнительный критерий признания их субъектами малого или среднего бизнеса — соответствие любому из 6 обозначенных в подпунктах «а»–»е» данной нормы требований. Например, процент акций (доля в уставном капитале ООО), находящийся во владении крупных компаний, не должен превышать 49%, а доля государственных или муниципальных органов и учреждений не должна быть более 25%.

Следует отметить, что помимо государственных заказчиков, действующих согласно требованиям ФЗ № 44, существует целый ряд субъектов, которые обязаны в силу статьи 4 закона «О закупках…» от 18.07.2011 № 223-ФЗ публиковать планы закупок и выполнять их путем проведения публичных торгов и аукционов, в том числе с обязательным участием малого и среднего бизнеса.

К данным субъектам относятся госкорпорации, предприятия, являющиеся естественными монополиями, организации, предоставляющие коммунальные услуги, и т. д. (полный перечень содержится в части 2 статьи 1 ФЗ № 223). Конкретные нормы, регулирующие взаимоотношение таких заказчиков и организаций малого и среднего бизнеса, содержатся в постановлении Правительства РФ «Об особенностях…» от 11.12.2014 № 1352.

Согласно части 1.1 статьи 30 ФЗ № 44, обязательная квота на участие субъектов малого и среднего бизнеса в закупках (не менее 15%) высчитывается исходя из объема публично осуществляемых закупок. В общем объеме закупок в этом случае не учитываются контракты, которые в силу их специфики не могут быть исполнены малым и среднем бизнесом (например, при закрытом способе определения поставщиков, размещении заказов в области атомной энергетики, для нужд обороны государства и т. д.).

Практическое руководство для участия в торгах

Законодательство определяет типы торгов и регулирует, может ли ИП участвовать в госзакупках, проводимых на территории федерации.

Непредвзятое распределение заказов обеспечивается несколькими разновидностями торгов:

  1. Открытый конкурс. Широко используется государством. Поиск оптимального исполнителя ведется через печатные и электронные издания СМИ, тематические интернет-ресурсы. Подготавливается большой объем материала. Условия тендера документально фиксируются. Спустя месяц вскрываются поданные заявки. Специальная комиссия определяет победителя.
  2. Запрос предложений.
  3. Аукцион. Существует открытый и закрытый. Критерием выбора исполнителя служит минимальная стоимость работы. Понижение ставок регулируется на законодательном уровне. Конфиденциальность закрытого аукциона позволяет защитить заказчика от сговора.
  4. Закрытый конкурс. Узкая направленность исполнения заказа, конфиденциальность – причины по которым, например, в Казахстане заказчик самостоятельно определяет круг исполнителей.
  5. Закупка у единственного поставщика. Товар может поставляться без НДС с соблюдением всех условий.
  6. Электронный аукцион. Проводится на аккредитованных электронных торговых площадках. Заявка подается через интернет. Информация отслеживается на специальном портале. Применение современных технологий позволяет снизить возможность сговора. Торги ведутся предельно честно. Однако здесь невозможно без ЭЦП физическому лицу принять участие.
  7. Запрос котировок. Быстро оформляется заказ для неограниченного круга лиц на выпуск линейной продукции.

ФЗ № 44-ФЗ от 05.04.13 определяет, как ИП участвовать в закупках, проводимых государством.

Кто может участвовать в торгах

Стоит придерживаться следующего алгоритма действий:

  1. Получить ЭЦП.
  2. Пройти аккредитацию.
  3. Через официальный портал найти тендер, участие в котором подходит под выбранную специализацию.
  4. Внимательно изучить требования к исполнителям.
  5. Оценить риски.
  6. Внести денежное обеспечение по выполнению заявки.
  7. Разработать и подать предложение.
  8. Отследить результаты участия через государственный онлайн-ресурс.

Вывод: Федеральное законодательство регулируют, может ли и как ИП участвовать в госзакупках муниципальных, федеральных учреждений в году. Все субъекты хозяйствования имеют право выдвигать предложения по тендерам. Исключение – оборонная промышленность.

В процесс торгов выбирается лучший участник среди претендентов, которые предлагают свои товары и услуги. Любая компания может участвовать в платных и бесплатных электронных торгах. Организатор имеет право корректировать требования и правила процесса. Как участвовать в тендере новичку ИП в  году? Важно сразу расставить приоритеты с учетом рисков и недостатков.

Критериями оценивания для новичка должны быть:

  • необходимое оборудование для осуществления проекта;
  • квалифицированные сотрудники;
  • время, которое необходимо, чтобы выполнить требования заказчика.

Готовиться нужно тщательно, обеспечивая сотрудников необходимой информацией и материалами. Новичок должен быть готов участвовать в электронных торгах постоянно, чтобы добиться результатов. Активные участники приобретают опыт и зарабатывают больше.

Участник – бюджетная организация

Больше всего поставщиков относится именно к этой категории. Нюансы здесь связаны скорее с организацией бизнеса и зависят от размера компании. Отметим следующее:

  1. Малые компании должны помнить о преференциях для СМП и СОНО.
  2. В части НДС для организаций на УСН действует то же правило, что и для ИП.
  3. В Реестр недобросовестных поставщиков включается сведения не только о самой компании, но и о ее учредителях.

Руководство для участия в электронных торгах

Наряду с коммерческими компаниями, участвовать в тендерах могут и бюджетники. Особенности для них такие:

  1. Казенные учреждения освобождены от уплаты обеспечения контракта.
  2. Учреждения Служба исполнения наказания получают преференции – могут поднять цену на 15%, не превышая при этом НМЦК.

Шаг 4. Открытие спецсчета

Если в документации предусмотрено обеспечение заявки, то придется открыть спецсчет по 44-ФЗ. Это понятие пришло в контрактную систему с масштабными поправками в июле 2018 года. Раньше деньги для обеспечения заявки размещались на торговом счете электронной площадки.

В 2019 году нужно открыть отдельный счет в банке, на котором находятся деньги для обеспечения заявки, а также с него будет списываться плата за победу. Мы не только подготовили пошаговую инструкцию, но и собрали информацию о том, на каких условиях банки открывают спецсчета. Подробнее об этом — в статье «Как открыть спецсчет: самая подробная инструкция». Или смотрите видео.

Участники — иностранцы

В теории иностранные лица, как юридические, так и физические, являются такими же равноправными участниками закупок, как и российские. Однако на практике действует национальный режим закупок, поэтому многие процедуры для них недоступны. Отчасти обойти ограничение нацрежима удается путем организации местных юридических лиц.

Есть особенности при аккредитации иностранцев на ЭТП – необходимо представить заверенный перевод документов иностранного лица.

Шаг 6. Подписание контракта

После победы работа с документами не закончена.

Если нужно внести правки, один раз можно отправить протокол разногласий. Такое право предусмотрено в ст. 83.2 44-ФЗ.

Предусмотрена ли с учетом этого оплата субъекту малого предпринимательства за 15 дней при заказах по ФЗ № 223? Правило о сокращенном сроке оплаты не применяется к отношениям между обычными заказчиками (не госзаказчиками) и подрядчиками (малыми и средними предприятиями). Согласно пункту 14.3 положения, утвержденного постановлением Правительства РФ № 1352, срок оплаты составляет 30 дней.

Однако пунктом 25 того же положения предусмотрены льготы для малых и средних предприятий. Например, размер обеспечения, которое требуется при заключении контракта, не должен быть более 5% от общей суммы сделки.

Подводя итог, остается отметить, что проведенный сравнительный анализ положений ФЗ № 44 и 223 (в том числе с учетом постановления Правительства РФ № 1352), предоставляющих льготы малым и средним предприятиям при закупках, будет удобной подсказкой для практиков, осуществляющих свою деятельность в данной сфере.

Топ-3 вопроса про участия в закупках

Большая часть закупок доступна с первого дня регистрации. Не получится принять участие лишь в тех из них, где требуется наличие опыта, которое подтверждается исполненными контрактами. Также иногда в коммерческих закупках можно встретить условия о том, что компания должна на протяжении определенного времени иметь устойчивое финансовое положение.

Несоответствие ОКВЭД не является ограничением для участия в закупке. На этом основании заказчик не сможет Отклонить заявку поставщика.

Подавая заявку, поставщик вовсе не обязан иметь на складе предмет закупки. Что касается сертификатов, то они передаются вместе с товаром. Такие документы в составе заявки заказчик требовать права не имеет.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть
Adblock detector