Опубликован законопроект о публичной нефинансовой отчетности

Опубликован законопроект о публичной нефинансовой отчетности

Стало известно, что 16 мая 2018 года Минэкономразвития России на официальном сайте проектов нормативных документов разместило проект о публичной нефинансовой отчетности российских компаний. По сути, это новый вид отчётности, которая для некоторых организаций станет обязательной. Раскрываем основные моменты.

На 2018 год действующее российское законодательство практически никак не регулирует формирование и открытое размещение отчётности нефинансового характера. Пока это – дело сугубо добровольное.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

В то же время, практике применения такой отчётности в мире – более 20 лет. Потенциальные и настоящие потребители (клиенты), инвесторы, акционеры, госструктуры, общественные организации постоянно повышают интерес к тому, чем и как занимаются интересующие их компании. Поэтому законопроект о публичной нефинансовой отчетности закроет большую брешь в отечественном законодательстве.

Нет видео.

Видео (кликните для воспроизведения).
  • внедрить в России и развить открытую отчетность с нефинансовыми показателями;
  • повысить привлекательность организаций для инвесторов;
  • сделать компании информационно открытыми;
  • увеличить градус прозрачности деятельности организаций.

Под публичной нефинансовой отчетностью понимают совокупность взаимосвязанных сведений и показателей, которые говорят:

  • о стратегии, целях, подходах к управлению в организации;
  • её взаимодействии с заинтересованными лицами;
  • социальной ответственности и устойчивости развития, в т. ч. экономические, социальные, экологические вопросы.

Состав ключевых (базовых) показателей нефинансовых отчетов утвердит Правительство РФ, а порядок подготовки отчетности – Минэкономразвития России.

В силу части 4 статьи 5 законопроекта, отчетный период – это календарный год с 1 января по 31 декабря включительно. Однако в уставе (другом аналогичном документе) можно прописать иной период. Но при условии, что он равен 365 (366) дням.

125047, Россия, г. Москва, 4-й Лесной переулок, д. 4, офис 428

350000, Россия, г. Краснодар, ул. Орджоникидзе, 41

344069, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Социалистическая, 88, офис 405

191161, Россия, г. Санкт-Петербург, Синопская набережная, 22

295001, Россия, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Пролетарская, 1а

Минэкономразвития представило законопроект о публичной нефинансовой отчетности

Согласно проекту, публичная нефинансовая отчетность представляет собой совокупность сведений и показателей, отражающих цели, подходы и результаты деятельности организаций по всем существенным вопросам социальной ответственности и устойчивого развития, включая минимальный перечень обязательно раскрываемых показателей.

Опубликован законопроект о публичной нефинансовой отчетности

правила составления и утверждения публичной нефинансовой отчетности;

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

порядок проведения внешней оценки публичной нефинансовой отчетности;

порядок раскрытия публичной нефинансовой отчетности;

Предполагается, что обязанность по раскрытию публичной нефинансовой отчетности будет возложена на государственные компании и корпорации, публично-правовые компании, крупные ГУПы и хозяйственные общества (с объемом выручки (дохода) свыше 5 млрд. руб. в год), хозяйственные общества, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах путем включения их в котировальные списки. На иные организации такая обязанность может быть возложена по решению Правительства РФ.

Остальные организации смогут составлять и раскрывать публичную нефинансовую отчетность на добровольной основе.

Предусматривается, что организации начнут раскрывать нефинансовую публичную отчетность начиная с отчета за 2019 год.

Законопроект о публичной нефинансовой отчетности опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Законопроект о публичной нефинансовой отчетности, разработанный Министерством экономического развития РФ, подготовлен во исполнение плана мероприятий по реализации концепции развития публичной нефинансовой отчетности, утвержденной Правительством РФ в мае 2017 года. Документ проходит стадию публичного обсуждения, которая завершится 1 февраля 2018 года.

«Публичная нефинансовая отчетность является одним из важных источников данных, на основании которых на государственном уровне могут приниматься решения о степени достижения обозначенных стратегических целей, а также о необходимости объединения или разграничения усилий различных секторов общества. Публичная нефинансовая отчетность представляет собой совокупность сведений и показателей, отражающих цели, подходы и результаты деятельности организаций по всем существенным вопросам социальной ответственности и устойчивого развития, включая минимальный перечень обязательно раскрываемых показателей», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Авторы документа подчеркивают, что подготовка законопроекта обусловлена необходимостью установления правовых основ регулирования публичной нефинансовой отчетности, развитием нормативной базы, направленной на широкое внедрение и продвижение публичной нефинансовой отчетности как общепринятой практики.

Концепция развития публичной нефинансовой отчетности устанавливает этапы этого развития, раскрывает назначение и содержание отчетности, учитывает контроль и оценку ее качества. Рабочая группа по созданию проекта концепции развития публичной нефинансовой отчетности создана в 2012 году по инициативе Минэкономразвития.

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

1. Настоящий Федеральный закон устанавливает общие требования к составлению и раскрытию публичной нефинансовой отчетности юридическим лицом, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее – организация).

2. Организация, которая вместе с другими организациями и (или) иностранными организациями в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности определяется как группа, составляет публичную нефинансовую отчетность на основе консолидированной информации по группе.

Опубликован законопроект о публичной нефинансовой отчетности

Статья 2. Законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о публичной нефинансовой отчетности

1. Законодательство Российской Федерации о публичной нефинансовой отчетности состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в статье 1 настоящего Федерального закона, и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами.

2. Отношения, указанные в статье 1 настоящего Федерального закона также регулируются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере публичной нефинансовой отчетности (далее – уполномоченный федеральный орган).

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

1) публичная нефинансовая отчетность – совокупность сведений и показателей, отражающих стратегию, цели, подходы к управлению и результаты деятельности организации в части социальной ответственности и устойчивого развития;

содействует устойчивому развитию;

учитывает ожидания заинтересованных сторон;

соответствует применяемому законодательству и согласуется с нормами международного права;

интегрировано в деятельность всей организации и применяется в ее взаимоотношениях;

3) устойчивое развитие – развитие, которое удовлетворяет потребностям настоящего времени, не ставя под сомнение возможности будущих поколений удовлетворять свои потребности. В качестве всеобъемлющей цели социальной ответственности организации следует рассматривать вклад в устойчивое развитие;

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

4) заинтересованная сторона – лицо или группа, заинтересованные в каких-либо решениях или деятельности организации;

достоверность, существенность и полноту информации, раскрываемой в рамках публичной нефинансовой отчетности;

соответствие публичной нефинансовой отчетности и деятельности организации, информация о которой раскрывается в публичных нефинансовых отчетах, требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о публичной нефинансовой отчетности и нормативными правовыми актами уполномоченного органа (далее – нормативные правовые акты о публичной нефинансовой отчетности).

Статья 4. Сфера действия настоящего Федерального закона

1) на государственные корпорации;

2) на государственные компании;

3) на публично-правовые компании;

4) на государственные унитарные предприятия, имеющие за предшествующий отчетному год объем выручки (дохода) в размере 5 млрд. рублей и более, или по состоянию на конец предшествующего отчетному год сумму активов бухгалтерского баланса в размере 5 млрд. рублей и более;

5) на хозяйственные общества, имеющие за предшествующий отчетному год объем выручки (дохода) в размере 5 млрд. рублей и более, или по состоянию на конец предшествующего отчетному год сумму активов бухгалтерского баланса в размере 5 млрд. рублей и более, и на подконтрольные им хозяйственные общества;

6) на иные хозяйственные общества, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах путем включения их в котировальные списки;

7) на иные организации, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации (далее – Перечень).

2. В случае если федеральными законами предусмотрено составление и раскрытие публичной нефинансовой отчетности организациями, не указанными в части 1 настоящей статьи, такая отчетность составляется и раскрывается в соответствии с нормативными правовыми актами о публичной нефинансовой отчетности.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

3. Организации, не указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи, могут составлять и раскрывать публичную нефинансовую отчетность на добровольной основе, руководствуясь положениями нормативных правовых актов о публичной нефинансовой отчетности.

Статья 5. Составление и утверждение публичной нефинансовой отчетности

1. Публичная нефинансовая отчетность составляется в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами о публичной нефинансовой отчетности.

2. Публичная нефинансовая отчетность содержит информацию о деятельности организации в части социальной ответственности и устойчивого развития, отражает взаимодействие с заинтересованными сторонами, а также достигнутые результаты, включая экономические, экологические и социальные, рассматриваемые в их взаимосвязи.

3. Перечень ключевых (базовых) показателей публичной нефинансовой отчетности утверждается Правительством Российской Федерации.

4. Методические указания по подготовке публичной нефинансовой отчетности утверждаются уполномоченным федеральным органом.

5. Отчетным периодом для публичной нефинансовой отчетности (отчетным годом) является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно.

Учредительными документами организаций могут быть установлены иные даты начала и окончания отчетного года при условии, что его продолжительность равна продолжительности календарного года, если иное не предусмотрено другими федеральными законами.

6. Допускается составление организацией за отчетный период как одного, так и нескольких видов отчетов, содержащих в том числе нефинансовые показатели и информацию (далее – нефинансовые отчеты), к которым относятся отчет о деятельности в области устойчивого развития, отчет о корпоративной социальной ответственности, годовой отчет, интегрированный отчет. Перечень иных видов нефинансовых отчетов может утверждаться уполномоченным федеральным органом.

7. Организации вправе не составлять публичную нефинансовую отчетность за первый отчетный год, если продолжительность периода с даты их государственной регистрации по дату окончания отчетного года включительно составляет менее 90 дней.

Изображение - Опубликован законопроект о публичной нефинансовой отчетности 23423424

Автор статьи: Филипп Соловьев

Здравствуйте! Я Филипп, уже более 12 лет занимаюсь юриспруденцией. Я считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу подсказать всем посетителям сайта как решать разнообразные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести как можно доступнее всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте – всегда необходима консультация со специалистами.

Обо мне

Обратная связь

Опубликован законопроект о публичной нефинансовой отчетности

Категория С какого периода начинать
Госкомпании

Госкорпорации

Публично-правовые компании

ГУПы (выручка 10 млрд руб. и больше)

Хозобщества с госучастием не менее 50% и выручкой 10 млрд руб. и больше

За 2019 год
Хозобщества с любым госучастием и выручкой 10 млрд руб. и больше

Иные хозобщества, акции которых обращаются на организованных торгах через списки котировок

За 2021 год

У организации есть 30 дней с даты утверждения отчётов на их «заливку» на сайт. И здесь они должны провисеть минимум 5 (!) лет.

На остальные коммерческие и некоммерческие организации, любые органы власти, а также ИП, новый закон не распространяется. Но его можно применять в добровольном порядке.

Статья 6. Внешняя оценка публичной нефинансовой отчетности

1. Внешняя оценка публичной нефинансовой отчетности проводится в целях повышения прозрачности и качества публичной нефинансовой отчетности.

Независимая внешняя оценка публичной нефинансовой отчетности осуществляется как по инициативе самих отчитывающихся организаций, так и по инициативе третьих лиц.

2. Независимая внешняя оценка публичной нефинансовой отчетности по инициативе составляющих ее организаций может проводиться в формах общественного подтверждения (заверения) и (или) профессионального подтверждения (заверения) лицом или группой лиц, независимых от процесса подготовки публичной нефинансовой отчетности.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

К необходимым условиям общественного подтверждения (заверения) публичной нефинансовой отчетности относятся независимость лица, проводящего подтверждение (заверение), от отчитывающейся организации.

Профессиональное подтверждение (заверение) публичной нефинансовой отчетности осуществляется в соответствии со стандартами аудиторской деятельности.

Статья 7. Раскрытие публичной нефинансовой отчетности

1. Публичная нефинансовая отчетность раскрывается путем ее размещения (опубликования) на официальном сайте организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – официальный сайт).

2. Публичная нефинансовая отчетность раскрывается на русском языке с отражением ее показателей в валюте Российской Федерации.

3. Раскрытие публичной нефинансовой отчетности осуществляется организацией не позднее 30 дней со дня ее утверждения. В случае, если последний день срока раскрытия публичной нефинансовой отчетности приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным или нерабочим праздничным днем, последним днем срока раскрытия публичной нефинансовой отчетности считается первый следующий за ним рабочий день.

4. Раскрытая публичная нефинансовая отчетность должна быть доступна для любого заинтересованного лица в течение не менее трех лет с даты ее размещения (опубликования).

5. Публичная нефинансовая отчетность, содержащая сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, раскрывается в части, не содержащей сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну. В случае, если в публичной нефинансовой отчетности часть информации, содержащая сведения, составляющие государственную и (или) иную охраняемую законом тайну, не может быть выделена, такая отчетность не подлежит раскрытию.

6. В целях развития публичной нефинансовой отчетности создается база данных (реестр) публичных нефинансовых отчетов. Порядок создания и ведения базы данных (реестра) публичных нефинансовых отчетов, а также порядок размещения публичных нефинансовых отчетов в базе данных (реестре) публичных нефинансовых отчетов утверждается Правительством Российской Федерации.

7. В случае выявления разночтений в сведениях, содержащихся в публичной нефинансовой отчетности, раскрытой на официальном сайте, и сведениях, содержащихся в публичной нефинансовой отчетности, размещенной в базе данных (реестре) публичных нефинансовых отчетов, приоритетными являются сведения, содержащиеся в публичной нефинансовой отчетности, раскрытой на официальном сайте.

Статья 8. Заключительные положения

1. Составлять и раскрывать публичную нефинансовую отчетность в соответствии с настоящим Федеральным законом начиная с отчетности за 2019 год обязаны организации, указанные в пунктах 1 – 6 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона.

2. Организации, указанные в пункте 7 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, обязаны составлять и раскрывать публичную нефинансовую отчетность начиная с отчетности за год, следующий за годом, в котором они включены в Перечень.

3. В случае если учредительными документами организации в соответствии с частью 5 статьи 5 настоящего Федерального закона установлены иные по отношению к календарному году даты начала и окончания отчетного года, то обязанность по составлению и раскрытию публичной нефинансовой отчетности распространяется на организации, указанные в пунктах 1 – 6 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона начиная с отчетности, частью отчетного периода которой выступает часть 2019 года, а на организации, указанные в пункте 7 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона – начиная с отчетности, частью отчетного периода которой выступает часть календарного года, следующего за годом, в котором они включены в Перечень.

Законопроект был опубликован в конце прошлого года, его обсуждение завершилось в феврале 2018. Как сообщается в пояснительной записке к законопроекту, «публичная нефинансовая отчетность представляет собой совокупность сведений и показателей, отражающих цели, подходы и результаты деятельности организаций по всем существенным вопросам социальной ответственности и устойчивого развития, включая минимальный перечень обязательно раскрываемых показателей».

Проект касается госкорпораций, государственных и публичных компаний, а также государственных унитарных предприятий и хозяйственных обществ. Новые обязательства будут поступать поэтапно в 2019 и 2020 годах. С 2019 года такую отчетность будут предоставлять 33 крупные организации. Она будет включать экономические, социальные, экологические, институциональные и другие показатели.

Бизнес обеспокоен, что показатели, которые должны раскрываться в нефинансовых отчетах, – неопределенные, что вызывает трудности с их подготовкой. Эксперты полагают, что российские нефинансовые отчеты будут подходить под стандарты Global Reporting Initiative (GRI).

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

Основные опасения связаны с финансовыми издержками, которые предположительно будут основаны на подтверждении такой отчетности. Эксперты предполагают, что заверение возможно с помощью аудиторов, или экспертов, или стейкхолдеров. Стоимость подобных услуг может составлять от 1,5 до 7 млн руб. Вопросы вызывает следующее: необходимо ли проводить такую отчетность для дочерних компаний. Сроки рассмотрения законопроекта пока неизвестны.

Минэкономразвития России проведены публичные консультации на проект федерального закона «О публичной нефинансовой отчетности».

Проект акта разработан в целях установления правовых основ регулирования публичной нефинансовой отчетности, развития нормативной базы, направленной на широкое внедрение публичной нефинансовой отчетности как общепринятой практики.

В рамках публичных консультаций, проводимых с 18 июля 2018 г., проект рассмотрен на предмет наличия в нем положений, вводящих избыточные, необоснованные ограничения или обязанности для предпринимателей. Позиция принималась на электронную почту [email protected] до конца 24 июля 2018 г.

В настоящее время проект акта прошел процедуру оценки регулирующего воздействия, направленную на выявление положений, препятствующих ведению предпринимательской деятельности.

Если не публиковать отчётность

Часть 3 статьи 4 проекта Федерального закона о публичной нефинансовой отчетности урегулировала ситуацию, когда организация обязана, но всё же не размещает на своём официальном интернет-ресурсе соответствующие отчёты. В этом случае там же нужно изложить мотивы, почему обязанность не исполнена.

Интересно, что какая-либо ответственность за неразмещение данной отчётности законопроектом не предусмотрена.

Не публиковать отчётность можно только в одном случае – когда новое предприятие по состоянию на 31.12 функционировало меньше 90 дней с даты госрегистрации.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

Также см. «Реализация концепции публичной нефинансовой отчётности в России в 2018 году».

Поделитесь с друзьями в соц.сетях

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть
Adblock detector