Новый регламент работы комиссий по легализации налоговой базы с 2019 года

Мониторинг страховых взносов

Налоговики, получив контроль над указанными платежами, разрабатывают механизмы роста их поступлений в казну.

Одним из эффективных способов легализации зарплат, обеления базы по страховым взносам (НДФЛ) для своевременной и полной их уплаты являются специально созданные комиссии.

Недавно выпущенное объемное письмо ФНС РФ разъясняет обновленный порядок их работы, а также раскрывает зоны риска попадания на комиссию.

На комиссию вызовут тех, чья деятельность вызвала подозрения: обнаружены факты искажения бухучета, неполной уплаты НДФЛ, взносов, фальсификации отчетности или отсутствуют объяснимые причины тех или иных результатов деятельности. Также под прицел попадут те работодатели, которые платят своим работникам зарплату ниже прожиточного минимума или МРОТ или уклоняются от оформления с ними трудовых отношений.

Отбирать указанных лиц будут на основе информации, имеющейся у налоговиков и в информационных ресурсах.

Если фирму заподозрили в недоплате в бюджет, ей пошлют письмо, в котором налоговики сообщат о выявленных противоречиях. Также в письме предложат самостоятельно оценить риски в соответствии с Приказом ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ и уточнить налоги, взносы.

Если в этом срок плательщик не представит «уточненку», не доплатит налог, взносы и при этом не представит пояснений, объясняющих причины отсутствия оснований для уточнения своих обязательств, то последует письменный вызов на комиссию с указанием времени и места проведения ее заседания.

В комиссию по легализации включаются:

  •  начальники (либо сотрудники) структурных подразделений налоговых органов с функциями проведения «камералок», выездных налоговых проверок, предпроверочного анализа, мероприятий по урегулированию долгов;
  •  представители органов ПФР, ФСС, Государственной инспекции по труду, правоохранительных органов и прокуратуры.

Инспекторы возьмут на особый контроль деятельность тех лиц, которые уже побывали на комиссиях. В отношении таких плательщиков станет проводиться ежеквартальный мониторинг представленных ими форм 6-НДФЛ и расчетов по взносам. Также проконтролируют погашение долгов по НДФЛ и взносам, динамику по зарплате и показателями налоговой нагрузки.

Компании (ИП), не устранивших нарушения и не улучшивших свои показатели, вызовут на межведомственную комиссию, созданную при администрации субъекта РФ, а также включат в реестр выездных проверок.

ПИСЬМО ФНС РФ от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@«О работе комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам»

Документ включен в СПС «Консультант Плюс»

Как известно, с 2017 года к налоговикам перешли полномочия по контролю за уплатой большей части страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (кроме в ФСС на травматизм). Это соответствующим образом сказалось и на работе комиссии по легализации базы. С 2017 года ее интересует не только база по налоговым отчислениям, но и взносам.

Более того, сменилось само название. Теперь речь идёт о работе комиссии по легализации:

  • налоговой базы;
  • базы по страховым взносам.

Новый регламент функционирования указанной структуры закрепило письмо о легализации налоговой базы, изданное ФНС России 25 июля 2017 года под номером ЕД-4-15/14490. Фактически оно аннулировало действие прежнего регламента, который был утверждён письмом ФНС от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 и тоже регулировал легализацию базы по НДФЛ.

Также см. «Страховые взносы с 2017 года: обзор изменений».

Кто вызывается на комиссию

Особенности отбора субъектов изложены в письме ФНС от 17.07.2013 N АС-4-2/12722. В нем указано, что выбор осуществляется на основании экономической деятельности организации, специфики налогообложения при реорганизации, ликвидации, банкротстве. Компания выбирается для вызова на комиссию по следующим критериям:

  • Информация, изложенная налогоплательщиком в заявлении об убытках. Подозрения может вызвать указание отрицательного убытка за 3 последних года, отсутствие информации об убытках.
  • Пониженное налогообложение для ИП по акцизам, УСН, НДФЛ. Нужно поделить сумму налога на объем всех доходов предприятия. Если в результате получается число меньше 3, нагрузка считается малой. Для торговых образований это число составит меньше 1.
  • Пониженная налоговая нагрузка по НДС. Для определения низкой нагрузки нужно разделить НДС к возмещению на аналогичный показатель к уплате. Если результат расчетов составит больше 89%, это обозначает пониженный показатель.
  • Недоимка по НДФЛ. Для обнаружения недоимки информация из справок 2-НДФЛ сравнивается с фактическими платежами. Для получения сведения также может использоваться РСВ-1 ПФР.
  • Компании, уплатившие НДФЛ меньше на 10% относительно предыдущего налогового периода. Данный пункт выявляется на основании карточек расчетов, динамики поступивших платежей, число сотрудников компании (по данным, поданным в ПФР), размеры платежей по филиалам.
  • Низкая зарплата для сотрудников относительно зарплаты по сектору. Информация анализируется на основании справки 2-НДФЛ, все выплаты компании своим работникам, среднее количество сотрудников. Кандидат рассмотрения комиссии – организация, выплачивающая зарплату меньше МРОТ.
  • Заявка о профессиональном вычете, равном более 95% от доходов предприятия. Данный пункт касается ИП. Проверяются декларации 3-НДФЛ. В процессе показатели строки 120 делятся на показатели 110.
  • ИП, которые в декларации по НДС зафиксировали некую сумму выручки, а в декларации 3-НДФЛ проставили 0 или вовсе не оформляли рассматриваемую форму. Несоответствие информации из двух документов может вызвать подозрения.

Рассмотрим дополнительные критерии:

  • Поступление данных о доходах резидентов РФ от иностранных государств.
  • Поступление данных о сокрытии доходов от ОВД, прокуратуры, ФЛ и ЮЛ.
  • Применение льгот по налогам и пониженных ставок без должных оснований.
  • Предоставление НДС к возмещению.
  • Различные нарушения закона в области налогового права.

После составления перечня компаний, подлежащих контролю, определяется очередность приглашения на комиссию. Первыми в очереди идут компании с большей суммой налогов, подлежащих потенциальному возмещению. После того как очередность определена, компаниям направляются уведомления. В них указаны рекомендации по устранению правонарушения. Если ЮЛ или ИП не выполнило рекомендации, направляется письмо с вызовом на комиссию.

Цель

Проводится заседание комиссии по легализации налоговой базы с одной единственной задачей – увеличить взимание:

  • подоходного налога;
  • страховых взносов.

В идеале комиссия должна склонить плательщиков и налоговых агентов:

  • к самостоятельному уточнению своих обязательств по налогам и взносам;
  • к прекращению нарушений налогового законодательства в будущем.

Новый регламент работы комиссий по легализации налоговой базы с 2019 года

Новая задача комиссии по легализации налоговой базы и базы по взносам такова – это выявить:

  • отражение в налоговой и бухгалтерской отчетности данных, не соответствующих действительности;
  • выдачу «серой» и «чёрной» зарплаты;
  • позднее перечисление подоходного налога;
  • несвоевременное перечисление страховых взносов;
  • нанимателей, которые выплачивают зарплату ниже прожиточного минимума или МРОТ;
  • нанимателей, которые не оформляют трудовые отношения с персоналом, из-за чего занижена база по НДФЛ и взносам.

Однако, что это – легализация налоговой базы – простым языком? Из перечисленных пунктов видно, что это попытка чиновников убедить должностных лиц компании соблюдать закон, выйти и тени.

Также см. «За зарплату ниже МРОТ установлена ответственность».

Основные особенности комиссий

Контроль компании комиссией является досудебным способом решения налоговых споров. Мероприятие также может быть названо допроверочным действием. Рассмотрим цели деятельности комиссии:

  • Улучшение поступлений налогов.
  • Увеличение взимания подоходного налога, а также страховых взносов.
  • Выявление неверных данных в бухгалтерской и налоговой отчетности.
  • Выявление выдачи сотрудникам неофициальных зарплат.
  • Предупреждение перевода подоходного налога и страховых взносов позже срока.
  • Выявление компаний, выплачивающих зарплату ниже МРОТ.
  • Выявление организаций, не устраивающих сотрудников на работу официально с целью уменьшения налоговой базы.

К СВЕДЕНИЮ! Предполагается, что работа комиссии стимулирует компании самостоятельно уточнять точную сумму налогов и взносов, полагающихся к уплате, не допускать нарушений в сфере налогового права.

Каждая компания рассматривается на комиссии в индивидуальном порядке. После проведения контрольного мероприятия составляются следующие документы:

  • Протокол заседания, который должен подписать секретарь, а также председатель комиссии. Представитель налогоплательщика знакомится с протоколом под расписку. Лицо может запросить копию протокола.
  • Рекомендации, в которых отражается фактическая сумма налогов, сумма к доплате и прочее. Срок устранения правонарушений составляет 10 дней.

Компания обязана исполнить все предписания комиссии. Факт устранения правонарушений проверяется инспекцией ФНС. Если компания не предприняла никаких действий, принимается решение о проведении выездной проверки.

1. Задолженность по НДФЛ. Она определяется путем сопоставления двух величин. Первая величина — это удержанная сумма налога, показанная в форме 2-НДФЛ. Вторая величина — это поступления налога в бюджет, отраженные в карточке «Расчеты с бюджетом» (с учетом данных по обособленным подразделениям). Дополнительно анализируются данные отчетности по взносам в ПФР.

2. Снижение поступления НДФЛ относительно предыдущего налогового периода более чем на 10%, при том, что среднесписочная численность сотрудников осталась на прежнем уровне. Данные о численности инспекторы узнают из отчетности по взносам в ПФР.

3. Зарплата сотрудников ниже среднего уровня по видам экономической деятельности в регионе. При расчетах инспекторы берут общую сумму доходов, выплаченных всем работникам компании, и делят на среднесписочную численность персонала. Работодателей, для которых полученная величина окажется ниже регионального прожиточного минимум, пригласят на комиссию в первую очередь.

4. Наличие сведений о выплате зарплаты «в конвертах». Инспекторы черпают такую информацию из обращений контрольно-надзорных ведомств, организаций и граждан. Налоговики рассуждают так: «теневая» зарплата выдается за счет неучтенной наличности. А она, в свою очередь, образуется за счет искусственного занижения доходов.

Состав комиссии

Комиссия включает в себя, как правило, следующих лиц:

  • Сотрудники налоговых органов.
  • Представители местных органов управления.
  • Представители ПФР, ФСС.
  • Сотрудники трудовой инспекции.
  • Прокурор.
  • Представители правоохранительных органов.

Информацию о налогоплательщиках комиссия берет из отчетов компаний, имеющихся реестров, Интернета, публикаций СМИ.

Как правило, функционируют комиссии по легализации налоговой базы на базе местного органа власти либо администрации региона. В них входят:

  • налоговики (камералисты, выездники, предпроверочный анализ и урегулирование задолженности);
  • чиновники органа власти региона/территории;
  • сотрудники ПФР, ФСС;
  • представители трудовой инспекции;
  • прокурор;
  • сотрудники иных правоохранительных органов (полиция, приставы и т. п.).

Кого позовут: отбор

Новый регламент работы комиссий по легализации налоговой базы с 2019 года

Необязательно, что база данных комиссии по легализации позволила выявить конкретные факты нарушений и позвала в связи с этим представителя компании. Это могут быть и обоснованные подозрения о фактах нарушений.

В первую очередь, комиссию по легализации налоговой базы интересует:

  • неполное отражения в учете хозяйственных операций;
  • несвоевременное/неполное перечисление подоходного налога;
  • несвоевременное/неполное перечисление взносов;
  • искажение налоговой и бухгалтерской отчетности;
  • отсутствие объяснимых причин тех или иных результатов деятельности плательщика.

Как правило, из налоговой на адрес предприятия должно прийти письменное уведомление о вызове на комиссию. В нём должно быть указано точное время и место заседания комиссии.

Необязательно, что комиссия по страховым взносам и легализации базы по ним нашла и может доказать конкретные факты нарушений по этим обязательным отчислениям. И поэтому позвала представителя компании (ИП). Это могут быть и просто обоснованные подозрения о фактах нарушений, связанных с перечислением взносов.

Из налогового органа на адрес плательщика взносов должно прийти письменное уведомление о вызове на комиссию. В нём указывают точное время и место заседания комиссии.

Отбор происходит путем сопоставления:

  • форм 6-НДФЛ;
  • справок 2-НДФЛ;
  • расчётов по взносам;
  • данных о среднесписочной численности и ее динамике.

Кто создает комиссии

Комиссии по легализации налоговой базы создаются на трех уровнях. Первый уровень — это «рядовая» налоговая инспекция. Второй уровень — региональное управление ФНС России. Третий, самый высокий уровень — межведомственный, при администрации субъекта РФ и органах местного самоуправления.

В состав комиссии входят налоговики, которые отвечают за камеральные и выездные проверки, предпроверочный анализ и за урегулирование задолженности перед бюджетом. При необходимости в комиссию включают представителей органов исполнительной власти, Пенсионного фонда, трудовой инспекции, полиции и прокуратуры.

После вызова на комиссию по легализации налоговой базы начинайте готовиться к проверке

Новый регламент работы комиссий по легализации налоговой базы с 2019 года

Деятельность созданной ФНС Комиссии по легализации объектов налогообложения направлена на:

  • выявление необоснованности заявленных предприятиями убытков, с целью скрыть истинный доход;
  • выявление нарушений и причин по выплате сотрудникам заработной платы ниже предусмотренного законом минимума;
  • выплаты, неучтенной в декларации, зарплаты;
  • выявление организаций официально не оформляющих работников в штат;
  • определение причин несвоевременной выплаты налогов или отклонение от них;
  • задержка выплат страховых взносов.

Внесенные ФНС России поправки в работу комиссии, опубликованы в Письме ФНС от 25 июля 2017 года «О работе комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам».

Качественный контроль налоговой не может состояться без проверок. Большое количество жалоб от наемных работников о несвоевременной выплате зарплаты, о несоблюдении закона РФ относительно сотрудников, вынуждает более строго проверять финансовую отчетность организаций и их деятельность.

Что такое камеральная и выездная налоговая проверка и в каком порядке они проводятся вы можете узнать тут.

ФНС прослеживает суммы и своевременность налоговых и страховых выплат. Это позволяет выделить в группу объекты, не в полной мере или несвоевременно уплачивающие налоги.

Предполагается, что работа комиссий в каждом регионе, городе приведут к снижению количества населения пребывающего за чертой бедности. Рабский труд, который в реальности существует повсеместно в России пресекается благодаря работе комиссии.

В масштабах государства такая программа не может осуществиться в одночасье, но цивилизованные отношения в сфере производства, рынка, услуг будут встречаться намного чаще.

Существую комиссии нескольких уровней:

  • межведомственные (при администрациях и муниципалитетах);
  • при управлениях ФНС субъектов РФ;
  • в инспекциях ФНС РФ.

Евгений Марусенко,кандидат экономических наук, бизнес-советник

Для начала стоит отметить, что подобные комиссии – это совещательный орган, они не имеют права взыскивать штрафы или каким-то другим путём наказывать предпринимателей. Тем не менее, игнорировать такие приглашения не стоит.

Срочно проверьте своих партнеров!

Вы знаете, что налоговики при проверке могут цепляться к любому подозрительному факту о контрагенте? Поэтому очень важно проверять тех, с кем Вы работаете. Сегодня, Вы можете бесплатно получить информацию о прошедших проверках Вашего партнера, а главное получить перечень выявленных нарушений!

Узнать

В вашем запросе не хватает основной информации: каким видом деятельности занимается ваша организация. До визита в администрацию необходимо найти на сайте управления по статистике вашего региона данные о средней зарплате по отраслям.

Если зарплаты на вашем предприятии значительно ниже среднеотраслевого показателя, то у вас есть два варианта действий:

  1. Поднять заработные платы до требуемого показателя и предоставить в комиссию новое штатное расписание.
  2. Дать объяснение, почему в вашем предприятии уровень зарплат ниже требуемого.
    Объяснение должно быть максимально убедительным. В частности можно указать на ранний этап развития предприятия, отсутствие прибыли, уменьшение объёмов реализации, финансовый кризис.

Наиболее распространённой причиной низкого заработка указывается работа персонала по совместительству или их частичная занятость в компании на полставки. В письменном объяснении можно подробно представить все цифры и факты, которые объяснят положение вещей и докажут эффективность предпринимаемых руководством действий по решению сложившейся ситуации.

Узнать

Важно помнить, что на самой комиссии исключены даже малейшие намёки на то, что компания ведёт себя недобросовестно по отношению к своим сотрудникам.

  • Зачем проводится налоговый аудит и как извлечь из него максимальную пользу

Светлана Васильева,юрисконсульт компании Alta Via

Вызов на комиссию по легализации налоговой базы свидетельствует о явном внимании со стороны налоговых органов к компании. Комиссия создана для увеличения поступлений налогов на доходы физлиц и страховых взносов в бюджет, поэтому в уведомлении указано о необходимости предоставить документы, в которых отражен уровень заработной платы и пояснения руководителя по этому поводу.

На заседании комиссии по легализации налоговой базы разрешается вопрос о правильности формирования налоговой базы, базы для исчисления страховых взносов и полноты уплаты налогов и взносов. Участие в заседании комиссии по легализации налоговой базы является шансом для компании исправить обстоятельства, которые дают налоговым органам основание считать, что присутствуют факты нарушений законодательства.

Ранее налоговые органы, вероятно, направляли информационные письма с предупреждением о том, что обнаружены нарушения в предоставлении отчетности, сформировалась задолженность по налогам и/или страховым взносам.Налоговые органы при подготовке к заседанию комиссии по легализации налоговой базы проводят анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика и плательщика страховых взносов, используется информация из ЕГРИП, ЕГРЮЛ, АИС «Налог-3», ПИК «НДС» и др.

Привычные методы налогового контроля установлены Налоговым кодексом и с каждым годом новыми изменениями законодательства ужесточаются и приобретают гибкость, мобильность, новые полномочия и возможности. Так, традиционная камеральная проверка, производимая на территории налоговой инспекции, расширила пределы — теперь инспекторы вправе проводить осмотр зоны налогоплательщиков.

Самым тяжелым видом контроля для предпринимателей всегда являлись выездные проверки, в ходе которых непременно выявлялись факты нарушения.

Однако 5 лет назад появилась новая форма контрольных мероприятий, оказывающая не меньшую нагрузку на налогоплательщиков, — вызов на комиссию по легализации налоговой базы.

Налоговый кодекс, как и другие акты законодательства, не регламентируют процедуру вызова на комиссию.

Источником правовой базы мероприятия являются лишь разъяснительные письма ФНС, составляемые для налоговых инспекторов.

Собрание комиссии и вызов на нее проводятся не хаотично, а имеют планирование, схожее с планами по выездным проверкам. Фирмы, которые попали в списки выездных мероприятий, как правило, сначала проходят комиссию. Однако налоговые органы приглашают на комиссию и тех налогоплательщиков, которых не включили в планы ВНП, но по которым обнаружены неправомерные деяния.

ФНС России утвердила новый порядок проведения заседания комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам. Как себя вести? К чему приготовиться? Отвечаем на эти вопросы в нашем обзоре.

Новый регламент

Новый регламент работы комиссий по легализации налоговой базы с 2019 года

С 25 июля 2017 года налоговые комиссии по легализации занимаются мониторингом базы по НДФЛ и страховым взносам на основе нового порядка. Он закреплён письмом ФНС России № ЕД-4-15/14490. Одновременно перестал действовать прежний регламент. Он был утверждён письмом ФНС от 17.07.2013 № АС-4-2/12722.

Основной принцип такой: деятельность каждого интересующего комиссию по легализации налоговой базы лица рассматривают отдельно.

Все вопросы комиссии по легализации в адрес должностного лица (представителя) компании (ИП, физлица), который пришёл на заседание, должны касаться обнаруженных проверяющими фактов и несоответствий. В связи с этим будет предложено:

  • дать пояснения;
  • уточнить, что организация предпринимает и/или планирует предпринять для улучшения показателей своей финансово-хозяйственной деятельности и недопущения нарушения налогового законодательства.

Также напомним, что комиссии по легализации базы с 2017 года занимаются и мониторингом базы по страховым взносам. Это связано с изменениями в законодательстве с 01.01.2017.

Также см. «Новый регламент работы комиссий по легализации налоговой базы с 2017 года».

По итогам заседания комиссии по легализации объектов налогообложения и базы она формулирует свои рекомендации:

  • по ликвидации нарушений, которые имели место при формировании базы по налогам и взносам;
  • по мерам, которые надо принять для закрытия долгов перед бюджетом.

Комиссия может предложить подать уточненные декларации, расчеты по форме 6-НДФЛ, расчеты по страховым взносам за прошлые периоды, в которых уточнить отчётные показатели. Например:

  • расходы предпринимателя;
  • расходы плательщика взносов на выплату страхового обеспечения;
  • суммы, не облагаемые взносами;
  • размер дополнительных тарифов по взносам и суммы взносов, исчисленные по ним;
  • количество сотрудников, которым начислен доход;
  • перечислить долг по НДФЛ и взносам с учетом пеней.

Новый регламент работы комиссий по легализации налоговой базы с 2019 года

Учтите, что о фактах начисления зарплату ниже прожиточного уровня или МРОТ налоговики по закону обязаны (!) каждый квартал отправлять:

  • на местном уровне – органам местных властей;
  • на уровне субъекта РФ – органам по труду и занятости, а также в трудовую инспекцию.

Также см. «МРОТ с 1 июля 2017 года: таблица по регионам России».

Протокол

Все обстоятельства заседаний фиксируют протоколы комиссий по легализации. Это и рекомендации, и сроки устранения нарушений и искажений в учёте и отчётности.

Ведёт и оформляет этот документ секретарь комиссии.

В конце протокол подписывают председатель и секретарь комиссии. Его обязаны предъявить плательщику для изучения. При желании можно затребовать его копию.

Подробнее об этом см. «Как выглядит протокол комиссии по легализации налоговой базы с 2017 года».

Неявка

Новый регламент работы комиссий по легализации налоговой базы с 2019 года

Когда представитель компании не пришёл на заседание налоговой комиссии по легализации баз по уважительному поводу, мероприятие могут перенести. Здесь обратим внимание на 2 нюанса:

  • перечень уважительных причин ФНС не закрепила (т. е. будет решаться на месте);
  • перенести заседание в этом случае – право, а не обязанность комиссии.

Кроме того, отсутствие плательщика или налогового агента на заседании обязательно отражают в протоколе.

Когда всё плохо

Когда плательщик или налоговый агент без уважительной причины не пришел на заседание комиссии и вдобавок его отчетность не говорит об улучшении финансового состояния, будет поставлен вопрос:

  • о новом вызове на межведомственную комиссию при местных органах власти;
  • вызове на межведомственную комиссию при администрации региона (касается ГУП, МУП, акционерных обществ с гос. или муниципальным участием);
  • проведении предпроверочного анализа в ИФНС;
  • подготовке документов для назначения выездной налоговой проверки.

Отбор субъектов

Для предпринимателей на ОСНО

1. Высокая доля профессиональных вычетов, заявленных в декларации 3-НДФЛ. Доля рассчитывается как отношение профессиональных вычетов (строка 120 декларации) к доходам от предпринимательской деятельности (строка 110 листа В декларации). Доля считается высокой, если приведенное выше отношение равно 0,95 и более.

2. Наличие выручки от реализации в декларациях по НДС (строки 010 — 050 раздела 3, графа 2 раздела 4 и графа 2 раздела 7) и нулевой доход в декларации 3-НДФЛ (строка 110 листа В) за соответствующий год.

В первую очередь на комиссию пригласят тех, у кого отношение «нетто»-вычетов к НДС, начисленному при реализации, равно 0,89 и более. Под «нетто»-вычетами подразумевается сумма вычетов без учета вычетов по авансам, строительно-монтажным работам и «агентских» вычетов.

Что говорить на комиссии

Перед комиссией нужно выстраивать определенную линию защиты. Она будет зависеть от того, в чем именно обвиняется налогоплательщик. Очень важно подготовить аргументы в свое оправдание. Пояснения можно предоставлять в письменной форме. Каждый аргумент желательно подтверждать документами. Рассмотрим пример линии защиты. Компании предъявляются обвинения в большом размере убытков. В данном случае объяснить подозрительное явление можно следующими фактами:

  • Сектор, в котором работает компания, предполагает большие убытки для всех фирм.
  • Повысилась стоимость сырья.
  • Колебания курсов валюты.
  • Спрос на продукцию компании резко упал.
  • Финансовый кризис.
  • Компания работает в новом для себя секторе.

Если на комиссии будет рассматриваться низкая зарплата сотрудников, можно предъявить эти аргументы:

  • Часть сотрудников трудится в других регионах, в которых размер зарплат относительно низкий.
  • В компании был введен плавающий график, режим неполной занятости.

Все аргументы должны быть логичными и обоснованными. Усилить их можно путем предоставления сопутствующих документов (к примеру, статистика).

03 августа 2018

Права и обязанности предпринимателя при вызове в ИФНС

«Вызвали в налоговую на допрос» – в последнее время этой фразой в мире бизнеса трудно кого-либо удивить. Предпринимателей и их сотрудников приглашают для бесед в ИФНС регулярно. Рассказываем, кого и зачем могут вызвать инспекторы, как себя вести на такой встрече и что будет тем, кто проигнорирует приглашение.

По каким поводам вызывают налоговики

Сейчас налоговиками практикуются две формы вызова налогоплательщиков (и их сотрудников) в налоговую инспекцию.

Первая форма – вызов в ИФНС в качестве свидетеля, эта процедура урегулирована статьёй 90 Налогового кодекса РФ. Согласно этой норме, ИФНС вправе вызвать для допроса любое физлицо, которому могут быть известны какие-либо значимые для налогового контроля обстоятельства.

Новый регламент работы комиссий по легализации налоговой базы с 2019 года

Свидетель вызывается для дачи показаний по месту нахождения налогового органа строго повесткой (письмо ФНС России от 17 июля 2013 года № АС-4-2/12837). В повестке не может быть написано «пришлите кого-нибудь». В ней указывается конкретное должностное лицо организации или ИП. Телефонный звонок или устное предложение инспектора явиться в ИФНС в качестве свидетеля не считаются официальным вызовом для дачи показаний. В этих случаях свидетель имеет полное право не посещать инспекцию.

Второй повод для вызова в ИФНС – дача пояснений по вопросам уплаты налогов. Предприниматели эту процедуру называют налоговым допросом. Частный случай дачи таких пояснений – прохождение налоговой комиссии (правовым основанием для вызова в ИФНС здесь служит пп. 4 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса РФ).

Налоговики вправе вызывать для дачи пояснений всех без исключения налогоплательщиков, плательщиков сборов, а также налоговых агентов. Причём пояснения могут касаться любого вопроса, так или иначе связанного с уплатой налогов. В основном это – занижение облагаемой базы, низкие показатели налоговой нагрузки, несвоевременное перечисление налогов, фальсификации налоговой и бухгалтерской отчётности.

Ранее налоговые комиссии проводились, в том числе, по вопросам уплаты НДС, налога на прибыль, на имущество, НДФЛ и других налогов. Общее название для всех подобных комиссий – комиссия по легализации налоговой базы. Год назад (в соответствии с письмом ФНС от 25 июля 2017 года № ЕД-4-15/14490@) комиссии были фактически отменены.

Сейчас налоговики проводят лишь два типа комиссий:

  • по НДФЛ;

  • по страховым взносам.

Однако это не мешает ИФНС запрашивать пояснения и относительно всех прочих налогов.

Сам вызов на комиссию оформляется уведомлением по форме, утверждённой приказом ФНС России от 08 мая 2015 № ММВ-7-2/189@. Причём в отличие от вызова для дачи показаний на комиссию можно направить любого сотрудника, уполномоченного представлять интересы юрлица или ИП. Для этого сотруднику необходимо оформить доверенность.

Кого могут вызвать на зарплатную комиссию

Согласно письму ФНС от 25 июля 2017 года № ЕД-4-15/14490@, обязательному вызову на комиссию подлежат следующие плательщики/налоговые агенты по НДФЛ:

  • ИП, имеющие низкую налоговую нагрузку по НДФЛ, уплачиваемому «за себя»;

  • налоговые агенты, имеющие задолженность по перечислению НДФЛ;

  • налоговые агенты, снизившие поступления НДФЛ относительно предыдущего отчётного (налогового) периода более чем на 10%;

  • налоговые агенты, выплачивающие заработную плату ниже среднего уровня по видам экономической деятельности в регионе;

  • ИП, заявившие профессиональный налоговый вычет в размере более 95% от общей суммы полученного за налоговый период дохода;

  • физические лица (не ИП), не задекларировавшие полученные доходы.

В перечень плательщиков страховых взносов, которых вызовут на комиссию в первую очередь, входят:

  • страхователи, имеющие задолженность по перечислению страховых взносов;

  • плательщики, снизившие поступления взносов относительно предыдущего отчётного (расчтного) периода при постоянном количестве работников;

  • страхователи, снизившие численность работников в течение отчётного периода более чем на 30% по сравнению с предыдущим периодом;

  • плательщики, исчислявшие в предыдущих периодах взносы по дополнительным тарифам 9% либо 6%, но в текущем периоде применившие иные ставки тарифов.

Правовые гарантии для свидетелей

Явка в инспекцию по законному требованию налоговиков обязательна. Причём даже в тех случаях, когда физлицо не располагает необходимыми сведениями в качестве свидетеля. При этом законодательство не содержит норм, которые позволяли бы налоговикам принудительно доставлять граждан для дачи показаний. Поэтому заставить человека давать показания против его воли налоговики не могут. Административная и уголовная ответственность свидетеля по делу о налоговом правонарушении не предусмотрены.

Одновременно свидетелям предоставляется и ряд правовых гарантий. Физлицу, вызванному в инспекцию в качестве свидетеля, необходимо помнить о своих правах, закрепленных в Конституции и Налоговом кодексе РФ. Так, в определённых случаях можно попросту отказаться от дачи показаний. По закону никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников (ст. 51 Конституции РФ). Отказ от дачи показаний в таких случаях не повлечёт никаких санкций.

Наряду с этим каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48 Конституции РФ). Поэтому, если понимаете, что допрос может обернуться против вас, лучше воспользоваться конституционными гарантиями и прийти в инспекцию вместе с юристом.

При этом ст. 90 Налогового кодекса РФ закрепляет перечень лиц, которые вообще не могут допрашиваться в качестве свидетеля:

  • лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля;

  • лица, которые получили информацию в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне (в частности, это адвокаты и аудиторы, хотя  с 2019 года аудиторской тайны больше не будет).

Новый регламент работы комиссий по легализации налоговой базы с 2019 года

Также следует помнить, что ст. 128 Налогового кодекса РФ устанавливает ответственность только за неявку свидетеля в ИФНС без уважительных причин. При наличии же таких причин свидетеля, не явившегося для дачи показаний, не оштрафуют. Законодательство не содержит перечня уважительных причин для неявки в инспекцию.

Как себя вести на налоговой комиссии

Если организация или ИП вызывают у ИФНС подозрения, за месяц до комиссии им направят информационное письмо с указанием конкретных претензий и перечнем вопросов, ответы на которые планируется получить в ходе комиссии.

Также в письме будет прописан порядок действий налогоплательщика для урегулирования спорной ситуации. Например, может быть предложено уточнить содержащиеся в декларации сведения и доплатить налог. Соответственно, есть месяц для того, чтобы подготовиться к даче пояснений или возражений относительно заявленных претензий.

Комиссии и дачи объяснений можно избежать, если своевременно представить уточнённые декларации и погасить долги по НДФЛ и страховым взносам (письмо ФНС от 25 июля 2017 года № ЕД-4-15/14490@). На представление «уточнёнок» и уплату налогов отводится 10 рабочих дней со дня получения информационного письма из ИФНС. Если не уложиться в данный срок, давать пояснения всё же придется.

Стоит заблаговременно подготовить ответы на вопросы, содержащиеся в информационном письме, а также обосновать причины, по которым организация/ИП попала в поле зрения ИФНС.

К примеру, низкую зарплату можно объяснить следующими причинами:

  • работа сотрудников на условиях неполной занятости;

  • привлечение неквалифицированной рабочей силы;

  • временные финансовые затруднения организации с обещанием в будущем постепенно повышать зарплаты сотрудников.

Новый регламент работы комиссий по легализации налоговой базы с 2019 года

Само собой, все пояснения должны быть документально подтверждены.

Стоит отметить, что законодательство устанавливает ответственность только за неявку для дачи пояснений. Если налогоплательщик пришёл в инспекцию, но никаких пояснений так и не дал, никакой ответственности ему не грозит. Поэтому даже в тех случаях, когда по существу предъявленных ИФНС претензий ответить нечего, вызов в инспекцию игнорировать не стоит.

Последствия неявки для дачи пояснений одним лишь штрафом не исчерпываются. Так, инспекторы могут решить, что уведомление о явке в ИФНС просто не дошло до плательщика по причине ненахождения компании по юридическому адресу. Компанию внесут в список недобросовестных плательщиков и назначат выездную налоговую проверку.

Что будет, если не явиться на комиссию в ИФНС

Помимо попадания организации или ИП в зону повышенного внимания налоговиков и возможного назначения выездной проверки, неявка в ИФНС по законному требованию повлечёт административные штрафы.

В Налоговом кодексе РФ прописана ответственность только за неявку в ИФНС для дачи свидетельских показаний. Если вас вызвали в инспекцию в качестве свидетеля, а вы не явились или отказались давать показания, вас могут оштрафовать (по ст. 128 Налогового кодекса РФ). Согласно этой норме, неявка либо уклонение от явки без уважительных причин грозит штрафом в размере 1000 рублей.

Если лицо не явилось на заседание?

Если представитель компании не явился на заседание, проводятся эти действия:

  1. Отправка повторного уведомления.
  2. Отправка уведомления в ФНС.
  3. Исследование информации о компании для решения о целесообразности осуществления проверки.
  4. Подготовка глубокой проверки.

Представителям компании рекомендуется явиться на комиссию. Это позволит фирме своевременно исправить все нарушения и не допустить наложения санкций.

Новый регламент

Если лицо не явилось на заседание без обоснованного повода, по отношению к нему производятся следующие действия:

  • направление повторного уведомления;
  • направление уведомления о заседании комиссии уже в Управлении ФНС по субъекту России;
  • направление уведомления о заседании межведомственной комиссии субъекта России;
  • анализ показателей для планирования более глубокой проверки;
  • формирование документов для начала выездной налоговой проверки.

Плательщик, деятельность которого вызывает обоснованное подозрение или выявлен подтвержденный факт нарушений, приглашается на заседание Комиссииписьмом-приглашением. В тексте должны быть указаны точное место, время заседания.

До этого приглашения высылается уведомление, в котором указаны факты, подлежащие самостоятельному исправлению:

  • анализ результатов хозяйственно-финансовой деятельности;
  • причины убытков;
  • низкий налоговая нагрузка;
  • высокий УВ вычетов НДС;
  • вопросы по заработной плате;
  • исправление искажений в отчетности.

Если руководитель в состоянии сам исправить ошибки деятельности, то на слушание необходимо явиться с пакетом подтверждающих документов или, если они направлены в ФНС, с их копиями.

Узнать

Узнать

Критерии

Новый регламент работы комиссий по легализации налоговой базы с 2019 года

Критерии планирования:

  • заявление об убытках, отраженное в налоговой декларации по налогу на прибыль. В частности, указание в на второй листе в сотой строке убытка, т. е. отрицательного числа за три года — за отчитываемый и два предыдущих, либо оставление сотой строки пустой, но указание суммы расходов за период, большей, чем доходы;
  • низкая налоговая нагрузка по акцизам, налогу на прибыль, по УСН, по ЕСХН и НДФЛ, плательщиками которого являются физические лица — предприниматели. По налогу на прибыль нагрузка выводится путем деления суммы рассчитанного налога на сумму все доходов — реализационных и внереализационных. В рамках декларации это отношение строки 180 из второго листа к десятой и двадцатой строкам в сумме: для промышленных предприятий если результатом такого деления образуется число, меньшее, чем 3, то нагрузка признается низкой, а для торговых предприятий — меньше 1;
  • низкая налоговая нагрузка по НДС. Таковой признается нагрузка в том случае, если НДС к возмещению, разделенный на НДС к уплате, равен 89 % либо больше;
  • недоимка по НДФЛ у налоговых агентов. Для этих целей налоговые инспекторы анализируют данные из справок 2-НДФЛ, в частности НДФЛ к уплате, с фактически поступившими НДФЛ по расчетам с бюджетом. Также исследованию подвергаются данные из РСВ-1 ПФР;
  • налоговые агенты, уплатившие НДФЛ меньше, чем в прошлом периоде, на 10 %. Для отнесения к этому критерию налоговые специалисты анализируют карточки расчетов с бюджетом, определяют динамику поступлений, обязательно учитывая число сотрудников плательщика из данных, подаваемых в ПФР, и суммы по филиалам, представительствам;
  • выплата пониженной заработной платы сотрудникам по сравнению с другими предпринимателями в данных секторах экономики и территории. Для выяснения соответствия нормам используется опять же справка 2-НДФЛ, для анализа берутся все выплаты налогового агента работникам и среднее число работников. Рискуют попасть в список на комиссию предприятия, выплачивающие зарплату, не превышающую МРОТ;
  • заявление о профессиональном вычете, составляющем 95 % от доходов по налоговой базе. По этому критерию оцениваются физические лица — предприниматели. Проверке подлежат декларации 3-НДФЛ, в частности листа В, предназначенного для отражения доходов ИП, производится деление строки 120, т. е. суммы вычета, к строке 110 — доходы;
  • ИП, которые в декларации по НДС указали определенную сумму выручки, а в декларации 3-НДФЛ в графе доходов поставили ноль или совсем не подали эту форму. Таким образом, возникает явное несоответствие двух отчетов, так как выручка по НДС резонирует с доходами от предпринимательства на листе В в бланке 3-НДФЛ. Также в рамках критерия определяется соотношение 89 %, как в пункте выше;
  • непредставление декларации обычными физическими лицами по доходам, не входящим в справку 2-НДФЛ. Для выявления нарушения проверяются данные, полученные в ходе обмена информации между различными государственными структурами, о продаже или другом отчуждении движимого и недвижимого имущества и других обстоятельств дополнительных доходов.

После отнесения налогоплательщиков в план комиссии либо не привлечения к этой форме контроля производится упорядочение субъектов по очередности приглашения в инспекцию. Приоритет здесь занимает потенциальная сумма налога, от уплаты которой уклоняются.

Налоговые инспекторы должны особое внимание уделять выявлению целых систем утаивания реальных выплат зарплаты работникам, в ходе которых документально отражаются либо завышенные расходы налогового агента, либо заниженные доходы сотрудников.

Такие методы уклонения от отражения сумм в отчетах ведут к уменьшению НДФЛ, НДС, налога на прибыль, УСН. Поэтому если в налоговую инспекцию поступят доказательства теневых схем, несоответствия реальных зарплат бумажным, прием на работу без договора либо с корректированным трудовым контрактом, в проверку включат не только подоходный налог, но и остальные связанные с ним — НДС, УСН, налог на прибыль.

Оставшиеся критерии:

  • поступление сведений от зарубежным государств о доходах российских налогоплательщиков;
  • поступление сведений от органов ОВД, прокуратору, физических лиц, компаний — о скрываемых доходах лица;
  • минимизация базы налогов — использование налоговых льгот без обоснования, пониженных ставок;
  • также предъявление НДС к возмещению и правонарушение в налоговой сфере — это критерии не всегда влекут привлечению к комиссионному рассмотрению, но могут стать поводом для этого, если проведение выездной проверки по этим плательщикам оценивается как неэффективная.

После исследования этих величин налоговая инспекция направляет выбранным субъектам информационные письма, через которые инспекторы рекомендуют проверить налоговую систему своего бизнеса и представить декларацию с корректировкой, уплатить суммы недоимки, неустойки либо предоставить разумные пояснения.

Если лицо не выполнило рекомендации информационного письма, то ему направляется письмо с вызовом на комиссионное рассмотрение его дела. Ознакомиться с формой уведомления можно по этой ссылке.

Письменные пояснения для комиссии по НДС

1 – Приложение №3 «Структура налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость за 20__- 20__гг.».

В данном приложении предоставляются сведения (поквартально) по суммам начисленного НДС, налоговым вычетам, суммам НДС к уплате и доле вычетов (соотношение вычетов НДС к сумме НДС начисленного с налогооблагаемой базы).

2 – Приложение №8 «Форма «Основные сведения об организации».

В этом приложении отражаются данные о юридическом и фактическом адресе компании, указываются ФИО и телефоны генерального директора и главного бухгалтера. Так же нужно будет указать:

  • основной вид деятельности,
  • сведения о регистрации компании,
  • наличие ОС,
  • наличие транспортных средств (грузовых и легковых машин),
  • остатки товаров,
  • наличие складских помещений с указанием адреса и количества квадратных метров с приложением копий договоров аренды,
  • сумму кредиторской задолженности по состоянию на отчетную дату с приложением справки о кредиторской задолженности
  • причину минимальных платежей в бюджет при большом удельном весе налоговых вычетов.

Сумма налоговых вычетов по НДС, предъявленная к возмещению, формируется на заявленном уровне за счет высокой доли себестоимости товара и небольшой торговой наценки, что связано с особенностью рынка сбыта и обусловлено современной экономической ситуацией.

Небольшая торговая наценка связана с тем, что наша компания предоставляет скидки покупателям, готовым оплатить поставляемую продукцию непосредственно после отгрузки.

Высокая доля себестоимости продукции связана с тем, что при выборе поставщика в первую очередь рассматриваются те производители, которые предоставляют отсрочку платежа.

Данные меры принимаются в целях повышения текущей ликвидности и во избежание нехватки оборотных средств.

За счет небольшой торговой наценки достигается высокий уровень товарооборота и конкурентное преимущество перед другими компаниями, что способствует не только поддержанию партнерских отношений, но и заключению контрактов с новыми покупателями. В результате своей хозяйственной деятельности компания получает прибыль, своевременно выплачивая заработную плату сотрудникам, налоги в бюджет. Так же сообщаем, что компания не имеет просроченной кредиторской задолженности.

Наша организация стремится к максимизации прибыли, что в свою очередь приведет к повышению налоговой нагрузки, в том числе – по НДС.

Кроме того, обращаем Ваше внимание, что по результатам последнего налогового периода (например — в 1 квартале 2014) года сумма вычетов по НДС значительно уменьшилась, что свидетельствует о  положительной динамике увеличения налоговых обязательств и налоговой нагрузки по НДС.

Какие вопросы может задать инспектор

На самом заседании комиссии представителю налогоплательщика обычно задают следующие вопросы:

  • Чем конкретно занимается организация — интересуются подробностями торговли, выполнения работ и оказания услуг.
  • С какими поставщиками и покупателями работает компания и встречается ли руководитель организации с представителями контрагентов. Есть ли служба безопасности и проверяются ли контрагенты на «благонадежность» и проявляется ли «должная осмотрительность» при заключении договоров.
  • Находится ли офис налогоплательщика по юридическому адресу, есть ли договор аренды, какие суммы составляют арендные платежи.
  • Сколько сотрудников работает в компании и чем они занимаются. Могут поинтересоваться размерами фонда оплаты труда.
  • Если представитель компании не сможет уверенно ответить на часть из этих вопросов,  то инспектор может сделать вывод о том, что налогоплательщик не проявляет должную осмотрительность при выборе контрагента и как следствие, реальность осуществленных им хозяйственных операций сомнительна.
  • Так же комиссию интересует, не сотрудничает ли налогоплательщик с фирмами-однодневками для создания формального документооборота.

Для того, чтобы уверенно и внятно ответить на все вопросы инспектора, стоит уделить подготовке к заседанию некоторое время. Освежить в памяти сведения об основных контрагентах и особенностях деятельности компании (полезно будет рассказать про производственный цикл и особенности осуществления работ, оказания услуг и т.п.).

После доверительной беседы инспектор может предложить компании уменьшить налоговые вычеты и подать уточненные налоговые декларации. Иначе обещают приехать с выездной проверкой.

В принципе, даже если пообещать подать «уточненки» (или хотя бы подумать об этом), а потом «передумать», ничего не случится. Но лучше постараться убедить представителей ФНС, что ситуация с «низкой налоговой нагрузкой» сложилась по объективным причинам и скоро все изменится в лучшую сторону.

Узнать

Новый регламент работы комиссий по легализации налоговой базы с 2019 года

Узнать

Что делают члены комиссии при вызове плательщика на слушание

После того как осуществляется отбор группы плательщиков, которая будет приглашена на слушание, проводится изучение собранной информации, анализ и выводы по сложившейся ситуации.

Далее плательщику направляется письмо с предложением исправить свои ошибки и погасить задолженности. Подготавливаются документы на рассмотрение Комиссии.

Если плательщиком исправлены допущенные нарушения, то слушание носит корректирующий, разъяснительный и рекомендательный характер. В случае, если нарушитель самостоятельно не исправил допущенные ошибки, то назначается дополнительное слушание и рассматривается возможность выездной проверки.

Перед походом на слушание важно подготовиться. Большинство руководителей среднего и малого бизнеса практически ничего не понимают в финансовой отчетности своего предприятия. Хуже всего, что и штатный бухгалтера (если они есть) тоже не ориентируются в таком отчете, например, как баланс.

Как проводится заседание комиссии?

Практика показывает, что руководители заказывают отчетные документы бухгалтеру, который принимает такие заказы от нескольких организаций. Следовательно, важно самому разобраться и пополнить свой словарный запас необходимыми терминами.

На слушании нужно заполнять своеобразные анкеты, в которые вписываются ответы на следующие вопросы:

  • основные средства предприятия;
  • величина средств на расчетном счете. Если факт нарушений доказан и имеет серьезную подоплеку, то эта информация может быт затребована ФНС с самого банка;
  • основные дебиторы и кредиторы организации;
  • структура доходов и расходов;
  • персонал – количество, виды документов, на основании которых приняты на работу (трудовой договор, контракт).

На слушании необходимо отвечать на вопросы членов комиссии. Если обвинения обоснованы, то отрицать их нет смысла. Лучше заверить комиссию в том, что ошибки в процессе исправления. Но и усугублять свое положение дополнительными признаниями не стоит. Каждая новая информация приближает к выездной проверке и аудиту.

Новый регламент работы комиссий по легализации налоговой базы с 2019 года

Если факты нарушений не подтверждены и имеют место подозрения, необходимо выслушать их, отрицать обвинения, а в дальнейшем исправить или держать на контроле факты по полученной информации. По возможности вести организационную деятельность своего предприятия к требованиям закона.

Письмо ФНС России от 25 июля 2017 года № ЕД-4-15/14490 закрепило новый порядок работы налоговых комиссий по легализации. Теперь они также занимаются мониторингом формирования базы по страховым взносам, а также их перечисления в бюджет.

Подробнее об этом см. «Новый регламент работы комиссий по легализации налоговой базы с 2017 года».

Также заметим, что уплата взносов всегда тесно связана с перечислением НДФЛ. Поэтому проверяющие уделяют практически одинаковое внимание этим двум видам обязательных отчислений.

Разумеется, чем больше сумма неуплаченных взносов, тем больше шансов быть вызванным на комиссию.

Также см. «Перечисление НДФЛ с заработной платы: правила для налогового агента».

Теперь расскажем детально, какими именно плательщиками взносов заинтересуется комиссия по легализации базы с 2017 года.

Новый регламент работы комиссий по легализации налоговой базы с 2019 года

Имеется в виду как задолженность по основным взносам, так и на дополнительное социальное обеспечение:

  • экипажей воздушных судов гражданской авиации;
  • отдельных категорий работников предприятий угольной промышленности.

Для отбора плательщиков сопоставляют исчисленные и уплаченные взносы за отчетный (расчетный) период согласно расчетам по страховым взносам, сданным в ИФНС с 01.01.2017, с поступлениями взносов согласно карточке «Расчеты с бюджетом» (КРСБ).

Еще один критерий проверки страховых взносов и отбора на комиссию – снижение отчислений по взносам по сравнению с минувшим отчетным (расчетным) периодом при неизменном числе сотрудников. Для этого берут аналогичные отчётные периоды и данные КРСБ в части уплаты страховых взносов.

При этом для отбора изучают динамику показателей на основе данных, которые есть у налогового органа. А именно:

  • расчетов по взносам, сданных после 01.01.2017;
  • расчетов 6-НДФЛ;
  • сведений о среднесписочном количестве персонала (форма утв. приказом ФНС от 29.03.2007 № ММ-3-25/174).

Когда сотрудников в течение отчетного периода стало меньше более чем на 30% по сравнению с прошлым отчетным периодом, это тоже повод для отбора. Для этого сравнивают 3 источника:

  1. Количество работников, с выплат которым начислены взносы за анализируемый отчетный (расчетный) период согласно единому расчету по страховым взносам, сданному после 01.01.2017.
  2. Расчёты 6-НДФЛ.
  3. Среднесписочное количество сотрудников за минувший год и за предыдущий год.

Таким образом, критерий значительного отличия в сторону уменьшения персонала составляет от 30%. Динамику этого показателя проверяющие отслеживают также с учетом справок 2-НДФЛ.

Если плательщик в прошлых отчетных периодах исчислял взносы по дополнительным тарифам – 9 или 6%, а в текущем применил другие ставки тарифов, это тоже привлечёт внимание проверяющих из комиссии по легализации.

В этом случае при отборе обязательно смотрят:

  • динамику снижения начислений по дополнительным тарифам с учетом вида деятельности плательщика;
  • другие данные – которые есть в налоговом органе и полученные из внешних источников.

Также см. «Тарифы страховых взносов: таблица на 2017 год».

Новый регламент работы комиссий по легализации налоговой базы с 2019 года

Это плательщики, которые:

  • используют труд членов летных экипажей судов гражданской авиации (их перечень ежегодно до 01.02 представляет Федеральное агентство воздушного транспорта);
  • отнесены к предприятиям угольной и сланцевой промышленности (согласно данным ЕГРН о видах деятельности).

Речь идёт о снижении ими сумм исчисленных взносов по дополнительным тарифам на социальное обеспечение. Это выплаты и другие вознаграждения сотрудникам, которые упомянуты:

  • в Законе 2001 года № 155-ФЗ {amp}lt;О дополнительном соц. обеспечении членов летных экипажей судов гражданской авиации˃;
  • Законе 2010 года № 84-ФЗ {amp}lt;О дополнительном соц. обеспечении отдельных категорий работников угольной промышленности˃.

При отборе этих категорий плательщиков проверяющие изучают:

  • расчеты по страховым взносам за текущий и прошлый отчетный период (дополнительно при анализе за расчетный период смотрят справки 2-НДФЛ и среднесписочную численность);
  • расчеты 6-НДФЛ.

Также см. «Дополнительные тарифы страховых взносов в 2017 году: таблицы со ставками».

03 августа 2018

Что касается вызова в налоговую на комиссию или для дачи пояснений, то Налоговый кодекс РФ не устанавливает ответственности за неявку. Но это не значит, что неявка не повлечёт никакого штрафа. В КоАП РФ есть ст. 19.4, которая устанавливает ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль).

Налоговые органы как раз и относятся к органам, осуществляющим государственный надзор (ст.1 закона № 943-1 «О налоговых органах…»). Причём уведомление о вызове для дачи пояснений является тем самым законным требованием. Следовательно, неявка на основании уведомления налоговиков для дачи пояснений грозит штрафом в соответствии с вышеуказанной статьей. Размер административного штрафа для граждан составляет от 500 до 1000 рублей, для должностных лиц – от 2000 до 4000 рублей.

Несмотря на незначительные размеры штрафов, вызов в инспекцию лучше не игнорировать. Неявка будет расцениваться как попытка утаить какую-либо информацию и уйти от сотрудничества. Кроме того, налоговики могут решить, что организация не находится по месту своей регистрации, и в отношении плательщика начнут выездную проверку.

Экспресс-резюме по статье

Новый регламент работы комиссий по легализации налоговой базы с 2019 года

1. Организации и ИП приглашают для бесед в ИФНС регулярно, не надо пугаться.

2. Налоговики практикуют две формы вызова налогоплательщиков (и их сотрудников) в налоговую инспекцию: вызов в ИФНС в качестве свидетеля и для дачи пояснений по вопросам уплаты налогов

3. Налоговики вправе вызывать для дачи пояснений всех без исключения налогоплательщиков, плательщиков сборов, а также налоговых агентов. Пояснения могут касаться любого вопроса, так или иначе связанного с уплатой налогов.

4. Явка в инспекцию по законному требованию налоговиков обязательна. Причём даже в тех случаях, когда физлицо не располагает необходимыми сведениями в качестве свидетеля.

5. В Налоговом кодексе РФ прописана ответственность за неявку в ИФНС для дачи свидетельских показаний. Если вас вызвали в инспекцию в качестве свидетеля, а вы не явились или отказались давать показания, вас могут оштрафовать.

6. Законодательство не содержит норм, которые позволяли бы налоговикам принудительно доставлять граждан для дачи показаний. Поэтому заставить гражданина давать показания против его воли налоговики не могут.

7. Административная и уголовная ответственность свидетеля по делу о налоговом правонарушении не предусмотрены.

8. Что касается вызова в налоговую на комиссию/для дачи пояснений, то Налоговый кодекс РФ не устанавливает ответственности за неявку. Но это не значит, что неявка не повлечёт никакого штрафа. Штраф будет по ст. 19.4 КоАП РФ, которая устанавливает ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль).

кандидат экономических наук, бизнес-советник

Узнать подробнее {amp}gt;{amp}gt;

Елена Рыбникова,

руководитель отдела контроля качества услуг и методологии компании Интеркомп

Заработная плата работников, пусть даже коммерческой организации, не должна быть ниже минимального размера оплаты труда, который устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения (ст. 133 ТК РФ).

По факту, при ведении бизнеса, компании требуются сотрудники, которые не вырабатывают полную норму рабочего времени. Также есть сотрудники, которые не могут и не должны работать полную норму рабочего времени.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть
Adblock detector