Когда у налогоплательщика возникает обязанность платить налоги

Когда у предпринимателя возникает обязанность платить земельный налог

Платить земельный налог нужно по земельным участкам, которые одновременно соответствуют двум условиям:

  • участок расположен в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя), на территории которого введен земельный налог;
  • участок принадлежит предпринимателю на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Об этом сказано в пункте 1 статьи 389 и пункте 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ.

Внимание: если у вас есть земельный участок, с которого нужно платить налог, а инспекция так и не высылает для этого уведомление, об этом надо ей сообщить.

Форма сообщения утверждена приказом ФНС России от 26 ноября 2014 г. № ММВ-7-11/598. К сообщению приложите копии правоустанавливающих документов на участок.

Отправить сообщение нужно до 31 декабря года, следующего за налоговым периодом. К примеру, в 2014 году вы приобрели землю. В 2015 году инспекция должна была выслать уведомление, но не сделала этого. В таком случае сообщить ей об этом надо до 31 декабря 2015 года.

Об этом сказано в пункте 2.1 статьи 23 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: должен ли предприниматель платить земельный налог до оформления свидетельства о регистрации права собственности (права постоянного (бессрочного) пользования, права пожизненного наследуемого владения) на землю?

Возможны различные варианты в зависимости от того, на каком основании предприниматель пользуется земельным участком.

Право собственности (право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения) на землю подлежит обязательной госрегистрации (ст. 25 Земельного кодекса РФ, п. 1 ст. 131 ГК РФ). Оно возникает с момента такой регистрации и подтверждается соответствующим свидетельством (ст.

Если право собственности (право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения) на землю возникло до вступления в силу Закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ (31 января 1998 года), оно может быть подтверждено правоустанавливающими документами, выданными до этой даты (п. 9 ст. 3 Закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ, ст. 8 Закона от 29 ноября 2004 г. № 141-ФЗ).

Внимание: с введением в действие Земельного кодекса РФ земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения не предоставляются (п. 2 ст. 20, п. 1 ст.

 21 Земельного кодекса РФ). Но права, возникшие до введения в действие Земельного кодекса РФ, действовать продолжают. Переоформить эти права на право собственности можно в любой момент (п. 3 ст. 3 Закона от 25 октября 2001 г.

№ 137-ФЗ).

Когда у налогоплательщика возникает обязанность платить налоги

Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 12 октября 2009 г. № 03-05-05-02/62, от 24 июля 2009 г. № 03-05-06-02/66, от 10 ноября 2006 г. № 03-06-02-04/155. Подтверждает такую позицию арбитражная практика (см.

, например, постановление Пленума ВАС РФ от 23 июля 2009 г. № 54).

Внимание: за длительное уклонение от регистрации права собственности на земельный участок предпринимателю грозит ответственность по статье 122 Налогового кодекса РФ.

По мнению финансового ведомства, штраф в этом случае следует начислять за умышленную неуплату земельного налога, причиной которой является неправомерное бездействие (п. 3 ст. 122 НК РФ). Размер штрафа составляет 40 процентов от суммы неуплаченного налога.

Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 29 декабря 2007 г. № 03-05-05-02/82.

Кроме того, за уклонение от регистрации права собственности на земельный участок предусмотрена административная ответственность. Размер штрафа составляет от 3000 до 4000 руб.

Такие правила предусмотрены статьями 19.21 и 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Не признаются объектами налогообложения земельные участки предпринимателя, которые:

  • изъяты из оборота. Это земли, которые не могут находиться в частной собственности, а также быть объектами продажи, дарения и т. д. (абз. 1 п. 2 ст. 27 Земельного кодекса РФ). Полный перечень таких земель указан в пункте 4 статьи 27 Земельного кодекса РФ;
  • ограничены в обороте. Это земли, которые не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных законодательством (абз. 2 п. 2 ст. 27 Земельного кодекса РФ). Полный перечень таких земель указан в пункте 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ;
  • входят в состав общего имущества многоквартирного дома.

Об этом сказано в пункте 2 статьи 389 Налогового кодекса РФ. Общие принципы исключения земельных участков из оборота (ограничения в обороте) с учетом их категории и целевого назначения разъяснены в письме Минэкономразвития России от 13 марта 2007 г. № Д08-840.

Также не нужно платить земельный налог до того, как участок будет сформирован (письмо Минфина России от 13 декабря 2011 г. № 03-05-06-02/123).

Земельный участок считается сформированным, если в отношении него проведен государственный кадастровый учет и в государственном кадастре содержатся такие характеристики участка, как:

  • вид объекта (земельный участок);
  • кадастровый номер и дата внесения номера в кадастр недвижимости;
  • описание местоположения границ объекта;

Это подтверждено в постановлении Президиума ВАС РФ от 15 ноября 2011 г. № 7638/11.

От земельного налога освобождены представители коренных малочисленных народов Сибири, Севера или Дальнего Востока (п. 7 ст. 395 НК РФ). Также освобождение от налога может быть предусмотрено международными налоговыми договорами (ст. 7 НК РФ).

Также льготы в виде освобождения от налога могут быть установлены местными властями.

Федеральные льготы

Некоторые граждане (в т. ч. и предприниматели) могут уменьшить налоговую базу по земельному налогу на сумму 10 000 руб. Это касается:

  • Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;
  • инвалидов I и II группы инвалидности;
  • ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;
  • граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне;
  • граждан, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
  • граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.

Такие правила предусмотрены пунктом 5 статьи 391 Налогового кодекса РФ и пунктом 9 постановления Пленума ВАС РФ от 23 июля 2009 г. № 54.

Когда у налогоплательщика возникает обязанность платить налоги

Местные власти эту льготу отменить не могут (письмо Минфина России от 8 августа 2012 г. № 03-05-06-02/55).

Если гражданину принадлежат несколько земельных участков, расположенных на территории одного муниципального образования, то данную льготу можно применить только в отношении одного из них. Если участки расположены в разных муниципальных образованиях, льготы можно применять ко всем участкам. Об этом сказано в письме Минфина России от 3 августа 2009 г. № 03-05-06-02/72.

Кроме того, местными властями могут быть предусмотрены дополнительные льготы.

Местные льготы

Помимо федеральных льгот, предприниматель может использовать льготы, установленные местными властями. Также местные власти могут предоставлять льготы в виде:

  • полного освобождения от земельного налога. Например, от уплаты налога освобождены граждане, организующие крестьянские или фермерские хозяйства в некоторых районах Москвы (подп. «к» п. 1 ст. 3.2 Закона г. Москвы от 24 ноября 2004 г. № 74);
  • необлагаемой площади земельных участков;
  • не облагаемой земельным налогом суммы. Например, в Москве Герои Советского Союза, инвалиды, родители в многодетных семьях и некоторые другие категории граждан вправе уменьшить налоговую базу на 1 000 000 руб. (п. 2 ст. 3.1 Закона г. Москвы от 24 ноября 2004 г. № 74);
  • уменьшения суммы земельного налога или снижения налоговой ставки.

Об этом сказано в пункте 2 статьи 387 Налогового кодекса РФ. Местные нормативно-правовые акты, как правило, можно найти на сайте администрации региона (например, на официальном сайте правительства г. Москвы).

Нужно учесть, что местными нормативно-правовыми актами может быть предусмотрено, что льготы применяются как ко всем участкам, которыми владеет предприниматель, так и только по отношению к одному участку. Например, Герои Советского Союза, имеющие несколько участков в Москве, освобождаются от налога только в отношении одного участка (подп. 14 п. 1 ст. 3.1 Закона г. Москвы от 24 ноября 2004 г. № 74).

О том, нужно ли платить земельный налог, если кадастровая стоимость земли неизвестна, см. подробнее Какое имущество облагается земельным налогом.

Ситуация: должен ли предприниматель платить земельный налог, если он купил (получил безвозмездно в дар) здание? Договора аренды земли нет, арендная плата за землю не перечисляется

Ответ на этот вопрос зависит от того, какими правами на земельный участок, расположенный под зданием, обладал продавец (даритель).

Если продавец (даритель) являлся собственником земельного участка, на котором находилась продаваемая (передаваемая) недвижимость, то покупатель (одаряемый) приобретает право собственности либо право аренды на соответствующую часть земельного участка. Конкретный вариант должен быть предусмотрен в договоре купли-продажи (дарения).

Если же об этом в документе не сказано, к предпринимателю переходит право собственности на часть земельного участка, которая занята зданием. Такие правила установлены в статье 273 и пунктах 1, 2 статьи 552 Гражданского кодекса РФ. В этом случае предприниматель должен будет платить земельный налог с момента госрегистрации права собственности на землю (ст. 25 Земельного кодекса РФ, п. 1 ст.

Когда обязанность по уплате налога (сбора) прекращается?

См. также Информацию ФНС России «О порядке уплаты налогов иными лицами»

Налоговая обязанность представляет одну из важнейших категорий налогового права, относительно которой складывается большинство налоговых правоотношений.

  • в широком аспекте включает комплекс мер должного поведения налогоплательщика, определенных ст. 23 НК РФ;
  • в узком аспекте — это часть налоговых обязанностей налогоплательщика, которая представляет собой реализацию конституционно установленной меры должного поведения по уплате законно установленных налогов и сборов.

Налоговый кодекс РФ выделяет из общей совокупности обязанностей налогоплательщиков (плательщиков сборов) исполнение обязанности по уплате налогов и сборов в отдельную главу.

Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов является сложным юридическим фактом, поскольку предполагает целую систему обязанностей налогоплательщика:

  • встать на учет в налоговом органе;
  • вести налоговый учет;
  • самостоятельно исчислить налоговую базу и определить на ее основе сумму налога;
  • перечислить налог в соответствующий бюджет и т.д.

налоговой обязанности составляют императивные нормы-требования государства об уплате соответствующих налогов или сборов.

Однако механизм реализации исполнения налоговой обязанности допускает и элементы диспозитивности, разрешая, в частности, договорные процедуры между налогоплательщиком и уполномоченным органом государства.

Обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным нормативным правовым актом о налогах и сборах (ст. 44 НК РФ).

  1. наличие у налогоплательщика объекта налогообложения;
  2. истечение налогового периода, по окончании которого налог должен быть исчислен и уплачен.
  • самостоятельные юридические факты, формирующие сложный фактический состав (например, обязательное уведомление налогоплательщика об уплате налога — в отношении налогов, исчисление которых производят налоговые органы (транспортный и земельный налог, налог на имущество физических лиц).

https://www.youtube.com/watch?v=XNDqmjOEKx8

Первичным элементом налоговой обязанности является момент, с которого данная обязанность начинает существовать. Налоговое законодательство связывает обязанность уплаты налога с моментом возникновения обстоятельств, предусматривающих уплату конкретного налога или сбора.

Фактически налоговая обязанность устанавливается по каждому виду налога, поскольку для каждого налога или сбора момент возникновения обязанности по уплате налога и сроки ее реализации определяются по-разному.

Сумма налога, подлежащая уплате за налоговый период, исчисляется налогоплательщиком самостоятельно на основании налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. Следовательно, основанием возникновения налоговой обязанности служит налоговая база. Уплате будет подлежать сумма, оставшаяся от объекта налогообложения после применения необходимых вычетов и налоговых льгот.

Относительно некоторых налогов юридический факт, лежащий в основе обязанности по уплате этих налогов, состоит не только из материальных, но и из процессуальных обстоятельств.

Так, в случаях, предусмотренных налоговым законодательством РФ, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

Правоотношения по уплате подобных налогов возникают на основании фактического состава (сложного юридического факта), составными частями которого выступают налоговая база и нормативный акт налогового органа. Необходимость наличия сложного юридического факта всегда указывается в гипотезе налогового закона.

Исполнение налоговой обязанности четко определено временными рамками. Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору.

Изменение срока уплаты налога допускается только по правилам, установленным Налоговым кодексом РФ. Так, Федеральным законом от 23.11.

2015 N 320-ФЗ срок уплаты имущественных налогов (земельного, транспортного и налога на имущество физических лиц) установлен не позднее 1-го декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

При уплате налогов со сложным юридическим составом (т.е. когда расчет налоговой базы производится налоговым органом) налоговая обязанность возникает не ранее даты получения налогового уведомления. Нарушение срока уплаты налога влечет начисление пени.

Срок уплаты налога является одним из обязательных элементов закона о налоге и должен быть определен по каждому налогу или сбору.

Вместе с тем в определенных случаях налоговые органы имеют право изменять сроки уплаты налогов, но только в порядке, предусмотренном НК РФ.

Например, при создании, ликвидации или реорганизации организации в отношении тех налогов, по которым налоговый период составляет календарный месяц или квартал, возможно изменение сроков уплаты налогов по согласованию с налоговым органом.

  1. уплата налога и (или) сбора;
  2. смерть физического лица — налогоплательщика или с объявление его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством РФ (задолженность по налогам, указанным в п. 3 ст. 14 и ст.

    15 НК РФ, умершего лица либо лица, объявленного умершим, погашается наследниками);

  3. ликвидация организации-налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетной системой РФ;
  4. возникновение иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора, к которым можно отнести:
    • принудительное взыскание налога за счет безналичных денежных средств либо иного имущества налогоплательщика (ст. 46-48 НК);
    • уплату налога реорганизованной организации ее правопреемником (ст. 50 НК);
    • уплату налога лицом, уполномоченным органом опеки и попечительства, за безвестно отсутствующего налогоплательщика (п. 1 ст. 51 НК);
    • уплату налога опекуном за недееспособного налогоплательщика (п. 2 ст. 51 НК);
    • списание безнадежных долгов по налогам (ст. 59 НК);
    • уплату налога поручителем за налогоплательщика (ст. 74 НК) и др.

Налоговая обязанность, как и любая другая обязанность, прекращается надлежащим исполнением. Исполнением налоговой обязанности считается уплата налога в полной сумме и в установленный срок.

В общем случае в соответствии со ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Однако Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ была разрешена уплата налога за налогоплательщика иным лицом (см. также Информацию ФНС России «О налоговых платежах, перечисленных иным лицом»).

В исключительных случаях, установленных только налоговым законодательством, исполнение налоговой обязанности может быть возложено на других лиц:

  • налоговых агентов (ст. 24 НК РФ);
  • правопреемника реорганизованного предприятия (ст. 50 НК РФ);
  • законного или уполномоченного представителя (ст. 26 НК РФ);
  • поручителя (ст. 74 НК РФ).

Подробнее об исполнении обязанности при реорганизации юридического лица

Согласно ст.

50 НК РФ исполнение обязанностей по уплате налогов реорганизованного юридического лица возлагается на его правопреемника (правопреемников) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом указанных обязанностей. При этом правопреемник (правопреемники) должен уплатить все пени, причитающиеся по перешедшим к нему обязанностям.

См. также Информацию ФНС России «С 1 октября меняется порядок начисления пени для юридических лиц» (2017 г.) 

Вместе с тем НК РФ устанавливает различные способы перехода налогового долга, зависящие от содержания налоговой обязанности реорганизуемой организации. Так, в отличие от сумм неуплаченных налогов и пеней налоговые санкции правопреемник обязан уплатить только при условии, что данные штрафы были наложены на реорганизуемое лицо до завершения его реорганизации.

Срок исполнения налоговой обязанности устанавливается налоговым законодательством применительно к каждому конкретному налогу.

Налогоплательщику не запрещается уплатить соответствующий налог досрочно, т.е. после возникновения налоговой обязанности, но до наступления установленного законодательством срока уплаты.

Момент исполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) своей обязанности по уплате налога (п. 3 ст.

45 НК РФ):

  • по общему правилу:
    1. момент предъявления в банк поручения на уплату налога;
    2. день внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации либо в организацию федеральной почтовой связи наличных денежных средств для уплаты налога;
  • при взимании налога у источника выплаты —  с   момента  удержания обязательного платежа налоговым агентом;
  • в порядке зачета переплаченной ранее суммы налога в соответствии со ст. 78 НК РФ — со дня вынесения налоговым органом решения о зачете сумм излишне уплаченных или сумм излишне взысканных налогов, пеней, штрафов в счет исполнения обязанности по уплате соответствующего налога.

Следовательно, Налоговый кодекс РФ различает уплату налога как действие самого налогоплательщика и реальное перечисление налога в бюджет как действие банка (иной уполномоченной  организации), обслуживающего плательщика налога (сбора).

Исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога посредством предъявления в банк надлежаще оформленного и обеспеченного денежными средствами платежного поручения влечет прекращение налогового правоотношения между налогоплательщиком и государством (муниципальным образованием) и возникновение бюджетных отношений.

Взыскание налога или сбора за счет имущества налогоплательщика или налогового агента осуществляется в два этапа:

  1.  имущество должно быть реализовано судебным приставом-исполнителем;
  2. за счет вырученных денежных сумм должна быть погашена налоговая задолженность частного субъекта.

Налоговая обязанность физического лица или организации считается исполненной только при выполнении названных условий.

Исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, а также пеней и штрафов при ликвидации организации отличается от общего порядка:

  • наличием налогового представителя ликвидируемой организации в лице ликвидационной комиссии (однако это не означает  изменения   стороны   в   налоговом   правоотношении);
  • обязанным субъектом и, следовательно, надлежащим ответчиком будет оставаться сама ликвидируемая организация;
  • применением субсидиарной ответственности учредителей (участников) ликвидируемой организации по ее налоговым долгам (в случае недостаточности денежных средств ликвидируемой организации остающаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) этой организации — п. 2 ст. 49 НК РФ);
  • очередностью исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, определяемой по правилам ст. 64 ГК РФ, в соответствии с которой задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды погашается в 3-ю очередь.

Права и обязанности налогоплательщиков

Налогоплательщики в нашей стране обязаны соблюдать все правила, нормы и порядки налогового кодекса. Все права и обязанности плательщиков также прописаны в этом официальном документе.

Нарушение сроков уплаты пошлин, уклонение от уплаты или другие нарушения законодательства грозят штрафными санкциями и привлечением к ответственности, как административной, так и уголовной.

Частные лица и организации должны досконально знать все нормативные документы, которые регламентируют вопросы, связанные с уплатой налогов и предоставлением отчётов в налоговую службу. Зная свои права и обязанности, налогоплательщики уберегут себя от проблем, которые могут возникнуть при нарушении налогового законодательства.

Налоговый кодекс говорит о том, что плательщиками налогов и сборов являются физические и юридические лица, которые обязаны производить уплату данного взноса в государственную казну. Оплату они должны производить в установленные законом сроки.

Чтобы юридическое лицо включили в Единый реестр налогоплательщиков и поставили на учёт в налоговую службу, не обязательно иметь обстоятельства, с которыми связана уплата любого вида пошлины. Иными словами, присвоение статуса налогоплательщика возникает ещё до момента появления объекта налогообложения.

Плательщики сборов и пошлин делятся на 2 категории: физические лица и организации. Каждая из категорий имеет свои особенности. К физическим лицам можно отнести:

  • граждан нашей страны;
  • граждан других стран;
  • лиц без гражданства.

На признание частного лица налогоплательщиком не влияет возраст и степень вменяемости. Каждый человек, находящийся и проживающий на территории России, является плательщиком пошлин и сборов, которые определяет для него государство.

Юридические лица

К юридическим лицам относятся предприятия, организации, фирмы, которые в собственности имеют разного рода имущество, счет в банке и обладают организационной общностью. Кроме этого у них имеется устав организации и иные учредительные документ.

Юридические лица делятся на:

  • коммерческие – фирмы, главной и единственной целью которых является получение денежных средств;
  • некоммерческие – предприятия, основная цель которых не заключается в получении дохода.

Физические лица

Перечень налогов, которые обязаны платить организации и частные лица практически не отличается. Частные лица уплачивают следующие виды пошлин:

  • НДФЛ;
  • транспортный налог;
  • земельный налог;
  • налог на имущество;
  • водный налог.

Индивидуальные предприниматели тоже являются физическими лицами. Они платят те же самые налоги что и частные лица, но к этому перечню добавляется следующие налоги, которые ИП обязаны уплачивать:

  • НДС;
  • торговый сбор;
  • пошлина на добычу полезных ископаемых.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица вправе выбрать систему налогообложения, которая больше всего подходит для их вида деятельности:

  1. система взыскания налогов, предназначенная для производителей товаров сельскохозяйственного назначения (ЕСХН);
  2. упрощенный порядок взимания налогов (УСН);
  3. система обложения пошлиной в виде применения единого налога на вменённый доход (ЕНВД);
  4. патентная система налогообложения.

Юридические лица платят те же виды налогов, что и физические лица. Только НДС они уплачивают ещё и с предоставления в аренду помещений. Кроме налогов уплачиваются также взносы в пенсионный фонд на обязательное пенсионное страхование.

Правовая база

Статья 17 Налогового кодекса гласит, что элементами налогообложения являются:

  • плательщики налогов;
  • объекты взыскания налогов;
  • налоговая база;
  • период уплаты пошлины;
  • ставка по налогам и сборам;
  • правила начисления и расчёта налогов;
  • порядок и сроки уплаты налога.

Под объектами взыскания налогов понимаются частные лица и организации, на которые налоговым законодательством возлагаются обязанности производить уплату разного рода пошлин. К главным объектам относятся плательщики налогов.

Налоговый кодекс нашей страны не рассматривает филиалы и подразделения российских фирм объектами взыскания пошлин и налоговыми агентами. Ответственным лицом по уплате является головное предприятие в состав которого входит то или иное подразделение или филиал.

Обязанность по расчёту и уплате пошлин возложена на прямых плательщиков. Но в некоторых случаях, например, при начислении налога на доход частных лиц, расчёт и уплата возлагается на налоговых агентов.

Иными словами, налог удерживается из заработной платы сотрудника, значит он является плательщиком данного вида пошлины. Но расчётом и перечислением занимается бухгалтер предприятия – налоговый агент.

Данное представительство является осуществлением юридических действий, которые совершает налоговый представитель. Его права и возможности должны быть подтверждены с помощью соответствующих документов. Законодательство допускает вариант совместного участия основного плательщика и официального представителя в налоговых вопросах.

Отличительные особенности представительства:

  • представитель осуществляет юридическую помощь и содействие в приобретении возможностей и обязанностей плательщика в взаимодействии с третьими лицами;
  • представитель проводит разного рода деятельность в отношении других лиц, действуя в интересах налогоплательщика;
  • в процессе предоставления услуг представителя не касаются никакого рода последствия, возникшие при взаимодействии с третьими лицами.

Существует два варианта представительства в налоговых вопросах:

  • представительство на законном уровне;
  • уполномоченное представительство.

Представителями на законном уровне являются лица, в чьи обязанности входит роль парламентера на основании закона. Такого рода представителем частного лица могут выступать родители, опекуны или усыновители. Они представляют права и интересы ребенка в правоотношениях с любыми лицами. Также они являются представителями в судах без специальных разрешений и полномочий.

Любые действия или бездействия законных представителей, которые представляют интересы частного лица или организации, законодательно расцениваются как действия непосредственно самой организации или физического лица.

Уполномоченным представителем может быть, как физическое, так и юридическое лицо. Налогоплательщик передаёт ему полномочия представлять свои интересы в судебных или в иных вопросах. Такими представителями не могут выступать должностные лица налоговых или судебных органов, служители правоохранительных органов и органов прокуратуры.

Уполномоченный представитель осуществляет свою деятельность на основании выданной и нотариально заверенной доверенности от частного лица либо от организации. Доверенность оформляется и выдаётся в соответствии с действующим законодательством.

Обязанности

Список обязанностей плательщика налогов достаточно обширен. Все частные лица и организации обязаны знать не только свои права, но и обязанности, которые на них возлагает налоговое законодательство. Ведь нарушение какого-либо пункта может грозить налогоплательщику серьезными штрафными санкциями.

Данный вопрос регламентирует статья 23 налогового кодекса. В ней говорится о том, что плательщики сборов и пошлин обязаны:

  1. своевременно уплачивать все законодательно установленные налоги и сборы;
  2. своевременно вставать на учёт в налоговую инспекцию, если это необходимо;
  3. в установленном законом порядке вести учёт своей прибыли и трат, а также объектов, которые подвергаются налогообложению;
  4. своевременно и в полном объёме предоставлять в налоговую службу декларацию о доходах или иного рода документы, которые необходимы для подтверждения доходов и расходов;
  5. передавать в налоговую инспекцию бухгалтерскую отчетность о деятельности фирмы или организации в установленные законом сроки;
  6. предоставлять налоговым инспекторам документы, которые необходимы для расчёта и начисления налогов;
  7. в установленном порядке устранять выявленные нарушения и не препятствовать налоговой службе в осуществлении её основной деятельности;
  8. 4 года сохранять отчётную бухгалтерскую документацию, которая подтверждает все осуществленные расходы и полученную прибыль организации;
  9. выполнять все обязательства, которые представлены в налоговом законодательстве.

Кроме перечисленных обязанностей, частные лица обязаны сообщать в налоговую службу о имеющемся в собственности имуществе, а также обо всех доходах, которые он получает. Сокрытие такой информации приравнивается к уклонению от уплаты налогов и влечет за собой административные меры наказания, а в некоторых случаях и уголовное наказание.

Эту тему регламентирует статья 21 налогового кодекса. В ней чётко прописаны права частных лиц и организации в вопросах налогообложения. Плательщики любого рода пошлин и сборов в нашей стране имеют право:

  1. бесплатно получать в налоговой инспекции, в месте своего пребывания, любого рода информацию. Она может содержать данные о налогах, которые необходимо уплатить. Также могут получать информацию о расчете и начислении налогов и пошлин, порядке и сроках внесения платежей, правах и обязанностях и имеют право получить образцы налоговых деклараций и получить разъяснения по их заполнению;
  2. получить информацию в письменном виде по вопросам применения налогового законодательства;
  3. получать и использовать льготы, которые установлены налоговым законодательством;
  4. просить о рассрочке или отсрочке платежа согласно действующему законодательству;
  5. на возврат в установленные сроки сумм, которые были ошибочно уплачены, или если платёж превысил необходимый размер;
  6. вместе с налоговой службой осуществлять сверки по расчётам и налоговым документам и получать соответствующие акты с детальным описанием;
  7. лично или при помощи представителей защищать и представлять свои интересы;
  8. лично присутствовать при выездной проверке налоговиками;
  9. получать извещения об уплате налогов и данные о проведении разного рода проверок;
  10. опротестовать в установленном порядке неправомерные действия налоговой службы и акты о проведении проверок;
  11. получить возмещение понесенных денежных потерь, которые связаны с неправомерными действиями налоговой службы;
  12. участвовать в процессе рассмотрения данных по проверкам налоговой службы.

Плательщики сборов, пошлин и страховых взносов имеют те же самые права что и налогоплательщики.

Законодательство нашей страны предоставляет налогоплательщикам и налоговым агентам возможность обжаловать неправомерные взыскания налоговых органов и акты проверок. Обжалованию также подлежат действия или бездействия соответствующих органов, нарушающие права граждан.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть
Adblock detector