Какие существуют виды ответственности за нарушение трудового законодательства и меры наказания

Личные неимущественные отношения

Чтоб
понять что такое имущественно – стоимостные
отношения, надо прежде всего уяснить,
что такое имущественные отношения.
Имущественными отношениями называют
«такие общественные отношения, которые
возникают по поводу различного рода
материальных благ».1К имущественно – стоимостным отношениям
причисляются такие имущественные
отношения, которые предполагают взаимную
оценку участниками этих отношений
количества и качества труда, воплощенного
в том материальном благе, по причине
которого эти отношения складываются.

Как
вытекает из названия, такие отношения
складываются на почве неимущественных
благ и связаны с личностью.

Под
неимущественными благами понимают
право на неприкосновенность семейной
и частной жизни (ст.26 КЭР, ст.24 ЗОЧГК),
право на свободу передвижения и выбора
места жительства (ст.34 КЭР), защиту чести
(ст.ст.23,42 ЗОЧГК), достоинства, имени
гражданина (ст.25 ЗОЧГК), наименования
юридического лица (ст.41 ЗОЧГК), деловой
репутации, авторского произведения
(ст.39 КЭР), промышленного образца и т.п.

Личные
неимущественные отношения неразрывно
связаны с личностью участвующих в них
лиц, в них проявляется «индивидуальность
отдельных граждан или организаций и
осуществляется оценка их нравственных
и иных социальных качеств».2

Таким
образом, личными неимущественными
отношениями являются общественные
отношения, возникающие в связи с
неимущественными благами, и в которых
осуществляется «индивидуализация
личности гражданина или организации
путем выявления и оценки их нравственных
и иных социальных качеств.»

Предмет
гражданского права

Предметом
гражданского права являются имущественно
– стоимостные отношения, предполагающие
взаимную оценку участниками этих
отношений количества и качества труда,
воплощенного в том материальном благе,
по поводу которого складываются эти
отношения, и личные неимущественные
отношения, предполагающие взаимную
оценку их участниками индивидуальных
качеств личности, участвующей в этих
отношениях.

Какие существуют виды ответственности за нарушение трудового законодательства и меры наказания

Метод
гражданского права

Методом
правового регулирования гражданского
права является вопрос о том, как и по
какому принципу предмет
гражданского права регулируется нормами
гражданского права. Метод определяется
особенностями предмета правового
регулирования.3Так как общественные отношения,
составляющие предмет правового
регулирования, являются взаимооценочными,
то правильное развитие этих отношений,
то есть взаимная оценка, может складываться
лишь при условии равенства оценивающих
сторон. Отсюда следует, что «в гражданском
праве применяется метод юридического
равенства сторон.»

Принцип
юридического равенства сторон следует
понимать так, что ни одна из сторон в
гражданско – правовых отношениях не
может иметь преимущества над другой
только в силу занимаемого ей в
правоотношении положения. То есть каждая
из сторон обладает независимостью и
самостоятельностью, позволяющими
сторонам проявлять инициативу и
предприимчивость при совершении любых
действий, не запрещенных законом, что
имеет большое значение в условиях
рыночной экономики.

  1. Функции
    права

Функции
права
– основные направления воздействия
права на общественные отношения, которые
предопределяются социальным назначением
права в жизни общества

  1. Конституционно-правовой
    статус человека и гражданина

Конституционно-правовой
статус человека и гражданина – как
институт конституционного права
представляет собойсовокупность
правовых норм, закрепляющих положение
человека в обществе, определяемое
достигнутым уровнем экономического,
социально-политического развития
конкретного государства.

Какие существуют виды ответственности за нарушение трудового законодательства и меры наказания

В
структуреконституционно-правового
статуса выделяются специальные институты:
гражданства, основных прав, свобод,
основных обязанностей, правовое положение
иностранных граждан, лиц без гражданства,
беженцев и вынужденных переселенцев,
принципов правового положения человека
в конкретной правовой системе, гарантий
прав и свобод.

Важным
элементом содержания конституционно-правового
статуса личности являются его принципы:свободы,
равенства личности, неотъемлемости
прав и свобод, взаимосвязи прав и свобод.

Большинство
конституций в той или иной мере фиксируют
принципы свободы
и равенства личности. Традиционное
для зарубежного конституционализма
толкование свободы состоит в том, что
ее обычно воспринимают как отсутствие
широких ограничений в деятельностиличности.Однако,
это не означает абсолютной свободы.

Государство устанавливает определенные
требования, которым должна служить
свобода других людей. Так, в ст.2 Основного
закона ФРГ сказано: «Каждый имеет право
на свободное развитие своей личности,
поскольку он не нарушает права других
и не выступает против конституционного
порядка или нравственных законов».
Аналогичное положение включено в
Конституцию Греции.

В
основных законах многих зарубежных
стран устанавливаются общие требования
законности проведения задержания,
арестов, обысков.Иногда
можно встретить положения о принципах
применения уголовных наказаний. Так, в
конституциях Греции и Испании речь идет
о запрещении жестоких и унизительных
наказаний.

  1. Право
    и социальные нормы

Социальные
нормы
– стандарты деятельности и правила
поведения, выполнение которых ожидается
от члена группы или общества и
поддерживается с помощью санкций.
Социальные нормы упорядочивают и
регулируют социальные взаимодействия.

Право
как один из видов регуляторов
общественных отношений
представляет собой особую категорию,
в многотысячелетней истории
юриспруденции
не раз указывалось, что универсальное
определение права не может быть дано и
всегда зависит от конкретной правовой
системы.

Среди
ненормативных
регуляторов выделяют ценностный,
директивный и информационный.
Ценностный
регулятор воздействует на общественные
отношения с помощью исторически
сложившейся системы социальных ценностей,
которые формируются в культуре общества,
отдельных народов, наций, в профессиональной
среде, возрастных группах и т.д.

Директивный
регулятор представляет собой воздействие
на общественные процессы посредством
директивы, приказа, указания. Такой
регулятор оказывал огромное влияние
на жизнь советского общества в период
существования административно-командной
системы.

Информационный
регулятор
означает воздействие на общественные
отношения и процессы с помощью средств
массовой информации, которые способны
придать тем или иным поступкам и действиям
положительное или отрицательное
значение. Влияние информационных
регуляторов на жизнь общества огромно:
они по существу создают стереотипы
поведения, по-разному оценивают различные
политические и правовые ситуации и т.д.

  1. Теории
    происхождения государства

Примеры привлечения к разным видам ответственности

Согласно ст. 419 ТК РФ, виновные в нарушении трудовых прав привлекаются к дисциплинарной и/или материальной ответственности в порядке, который устанавливает трудовое законодательство либо другой федеральный закон. Также допускается привлечение виновных к административной и уголовной ответственности в порядке, введенном федеральными законами.

Рассмотрим подробнее, при каких нарушениях применяются те или иные виды ответственности и какие предусмотрены наказания.

Дисциплинарная ответственность для сотрудника наступает при совершении дисциплинарного проступка. Это невыполнение или исполнение ненадлежащим образом служебных обязанностей по вине работника. Согласно абз. 1 ст. 192 закона №197-ФЗ, допустимы следующие виды взысканий:

  • замечание;
  • выговор;
  • увольнение по соответствующим основаниям.

Некоторые категории работников могут подвергаться и другим видам дисциплинарных наказаний. Для них существуют уставы и положения о дисциплине, установленные федеральными законами (Положение о дисциплине работников ж/д транспорта РФ и др.).

Некоторые предприятия вводят штрафы за опоздания, несоблюдение внутреннего дресс-кода. Такие санкции незаконны. В абз. 4 ст. 192 закона №197-ФЗ есть указание о запрете на применение дисциплинарных взысканий, которые не указаны в ТК РФ, уставах и положениях о дисциплине, установленных федеральными законами.

Согласно абз. 5 ст. 193 закона №197-ФЗ, разрешается применять лишь 1 дисциплинарное наказание за каждое нарушение. Вид наказания выбирается, исходя из тяжести проступка и обстоятельств произошедшего.

Привлечение работника к дисциплинарной ответственности за нарушение трудового законодательства в 2019 году — не обязательная мера. Работодатель вправе не применять взыскание по своему решению (абз. 1 ст. 192 закона №197-ФЗ).

Материальная руководителя перед компанией состоит в обязанности в полной мере возместить прямой действительный ущерб (ч. 1 ст. 277 закона №197-ФЗ). Еще руководитель возмещает юрлицу убытки, которые возникли по его вине.

Материальная ответственность работодателя за нарушение трудового законодательства в отношении работника возникает при:

  • незаконном лишении сотрудника возможности исполнять служебные обязанности (ст. 234 закона №197-ФЗ);
  • причинении имущественного ущерба работнику (ст. 235 закона №197-ФЗ);
  • задержке выдачи зарплаты или других положенных выплат работнику (ст. 236 закона №197-ФЗ). Об ответственности работодателя за задержку выплаты заработной платы читайте тут;
  • нанесении морального вреда сотруднику (ст. 237 закона №197-ФЗ).

Виды ответственности за нарушение трудового законодательства

Правонарушение
– прежде всего посягательство на
правопорядок. Действия, которые на него
не посягают, правонарушением не являются.
Вот почему, теория указывает на объект
правонарушения как на его важнейший

материальный
признак. Им выступают общественные
отношения, совокупность которых в
конечном счете и образует социальный
организм.

Второй
социологический признак преступления
– специфический способ посягательства
на сложившийся порядок. Им охватываются
такие действия, которые объективно
нарушают или могут нарушить установившиеся
социальные связи.

Способы
совершения правонарушений обусловлены
особенностями общественных отношений,
на порядок которых они посягают. Действия,
объективно опасные обществу в одной
исторической ситуации, могут быть
социально нейтральными или даже
общественным благом в другой.

Третий
социологический признак правонарушения
характеризует субъекта покушения на
сложившийся общественный порядок.

Чтобы
покушаться на какой-либо предмет,
покушающийся должен противостоять ему.
Это значит, что покушающийся на общество
правонарушитель, будь-то отдельный
индивид или коллектив, должен существовать
автономно, быть персонифицирован, как
целостность, и обладать способностью
выражать свою волю, не совпадающую с
волей общества.

Четвертым
признаком правонарушения является его
общественная опасность. Он является
следствием трех предыдущих, ибо
общественная опасность деяния зависит
от вида общественных отношений, на
который покушается субъект, от способа
покушения, а также от особенностей его
личности, если речь идет о правонарушителе
– физическом лице, или от индивидуальных
свойств предприятия, организации,
учреждения, если речь идет о правонарушителе
– коллективном субъекте.

С
позиций социологии, наибольшую
общественную опасность для исторически
определенного общественного строя
составляют покушения на его политические
институты, ибо именно через них общество
обеспечивает охрану условий своего
существования. Так же включает меру
интенсивности действия, совершая которое
правонарушитель покушается на то или
иное общественное отношение.

Ведь от
степени интенсивности этого действия
зависит размер ущерба – социального
вреда, причиняемого правонарушением,
и, стало быть, определение те условий,
которые позволяют отличить преступления
от проступков, а проступки от общественно
безвредных действий. Без учета меры
интенсивности действия вряд ли можно
отличить озорство от хулиганства,
нерадивость от преступной халатности
и т.д.

Наконец,
существенным моментом, влияющим на
степень опасности деяний, является их
распространенность. То, что имеет
случайный характер, обществом не
улавливается и как социально опасное
явление не фиксируется. Вместе с тем
слишком значительная распространенность
того или иного поступка среди людей
иногда служит объективным препятствием
для объявления этого поступка
правонарушением и тем более – преступлением.

«Социологический
подход дает возможность объяснить,
почему правонарушение имеет место не
только тогда, когда субъект активно
действует, покушаясь на общественные
отношения, но в ряде случаев и тогда,
когда он бездействует».

Итак,
подводя итог, необходимо подчеркнуть,
что с позиций социологии, правонарушение
– общественно опасное деяние, покушающееся
на сложившийся порядок общественных
отношений

Исходя
из того, что правонарушение – социальное
явление, социологическое понятие
правонарушения с точки зрения логической
последовательности предшествует его
юридическому определению. Ознакомление
с ранними правовыми системами показывает,
что так же было и в истории права. В них
еще не были записаны позитивные правила
поведения, и речь шла прямо о возмещении
ущерба или наказании тех, кто причинил
вред теми или иными конкретными
действиями.

Таким
образом, следует исследовать правонарушение,
прежде всего как социальный
факт.

Виды
правонарушений
или их классификация – это деление
правонарушений на группы, категории по
определенным признакам: характеру
регулируемых отношений, степени
общественной опасности, субъектам,
распространенности (по количеству,
времени, регионам).

-гражданские
– правонарушения в области гражданского
законодательства.

-трудовые
– правонарушения по поводу выполнения
трудового законодательства.

-уголовные
– правонарушения, подводящиеся под
уголовную ответственность

-административные
– правонарушения, за которые настоящим
Кодексом или законами, субъектов
Российской Федерации установлена
административная ответственность.

-Процессуальные

-преступления

-иные
правонарушения (проступки, деликты) –
административные, дисциплинарные,
гражданско-правовые.

В РФ действуют следующие виды ответственности за нарушение трудового законодательства:

  1. Дисциплинарная — наступает для работников за нарушение трудового распорядка, что является дисциплинарным проступком. Выражается в виде дисциплинарного взыскания.
  2. Материальная — наступает для работодателей и для работников в случае нанесения ущерба пострадавшей стороне и состоит в обязанности возместить ущерб. В отличие от ситуации с сотрудником, работодателя могут обязать возместить не только фактически нанесенный ущерб, но и размер упущенной выгоды.
  3. Административная — наступает для руководителя и иных должностных лиц, совершивших административные правонарушения. К виновным применяется административное наказание в виде штрафа.
  4. Уголовная — применяется к руководителям, совершающим самые тяжкие нарушения ТК РФ. Виновным могут временно запретить занимать ряд должностей или вести определенную деятельность.

Стоит отметить: существует еще гражданско-правовая ответственность за нарушения трудового законодательства. Она во многом схожа с материальной ответственностью, однако, в отличие от последней, регулируется нормами не Трудового Кодекса, а федеральными законами и Гражданским Кодексом РФ. Гражданско-правовая ответственность предусматривает для руководителя необходимость возмещения организации или работникам убытков, причиненных его виновными действиями.

33) Правонарушение: понятие, признаки, виды.

Возникновение
первых в истории человечества государств
было обусловлено разделением
социально-однородного общества на
классы и социальные группы с разнообразными,
нередко противоположными интересами.
Это был неизбежный, закономерный
результат развития экономики. Экономика
первобытно – общинного строя прогрессировало
по мере совершенствования орудий труда.

-Процессуальные

-преступления

40) Административная ответственность и её отличие от других видов юридической ответственности.

Административная
ответственность является одним из видов
юридической ответственности,
устанавливаемой государством путём
издания правовых норм, определяющих
основания ответственности, меры, которые
могут применяться к нарушителям, порядок
рассмотрения дел о правонарушениях и
исполнении этих мер.

Административная
ответственность – это реализация
административно-правовых санкций,
применение уполномоченным органом или
должностным лицом административных
взысканий к гражданам и юридическим
лицам, совершившим правонарушение.

-государственное
принуждение;

-правовое
принуждение;

-наступление
неблагоприятных последствий для
правонарушителей, предусмотренных
санкцией правовой нормы;

-итоговая
правовая оценка деяния и нарушителя от
имени государства;

-ретроспективная
или негативная ответственность, т.е.
рассмотрение юридической ответственности
в качестве результата правоотношения.

Административную
ответственность можно рассматривать
как правовую ответственность за
административные правонарушения. При
этом следует учесть, что объектом
посягательства являются отношения в
сфере государственного управления, а
также и некоторые другие. Так, с одной
стороны, административная ответственность
устанавливается за посягательства на
таможенные, налоговые отношения,
отношения, связанные с защитой
собственности, с охраной прав граждан,
природы, здоровья населения, торговли
и т.д.

С
другой стороны, административная
ответственность применяется за нарушение
не каждой нормы административного
права, а тех из них, которые содержат
указание на административную
ответственность.

Административная
ответственность используется как важное
средство правоохраны, борьбы с особым
видом нарушений – административными
правонарушениями, которые хотя и не так
опасны, но встречаются гораздо чаще,
чем преступления.

Административная
ответственность
— это реализация административно-правовых
санкций, применение уполномоченным
органом или должностным лицом
административных взысканий к гражданам
и юридическим лицам, совершившим
правонарушение.

41) Конституционные права и свободы граждан рф, правовые гарантии их осуществления.

-Процессуальные

-преступления

Гарантии
политических прав и свобод

Право
на объединение, включая право создавать
профессиональные союзы (ст.30) – международные
правовые документы и Конституция РФ
закрепляет это право, как не подлежащее
никаким ограничениям, кроме тех, которые
предусмотрены в законах и необходимы
в демократическом обществе в интересах
государственной или общественной
безопасности, защиты прав и свобод
других лиц.

Конкретизируется это право
и закрепляются гарантии на него в
Федеральных законах “Об общественных
объединениях” от 14 апреля 1995 г., “О
профессиональных союзах, их правах и
гарантиях” от 12 января 1996 г., “о
благотворительной деятельности и
благотворительных организациях” от
11 августа 1995 г. Деятельность этих
организаций и объединений четко
регламентируется и устанавливаются
правовые гарантии их существования.

Право
собираться мирно, без оружия, проводить
собрания, митинги и демонстрации, шествия
и пикетирование (ст. 31) – данное право
принадлежит только гражданам РФ и
регламентируется Указом Президента РФ
от 25 мая 1992 г. “О порядке организации и
проведения митингов, уличных шествий,
демонстраций и пикетирования”.

Право
на участие в управлении делами государства
как непосредственно, так и через своих
представителей; право избирать и быть
избранными в органы государственной
власти и органы местного самоуправления;
право на равный доступ к государственной
службе; право н участие в отправлении
правосудия (ст.

32) – это право, принадлежащее
только гражданам РФ. Оно соответствует
правовым нормам международных документов
и реализуется прежде всего в избирательном
праве граждан – право избирать и быть
избранными Для осуществления этого
права необходим определенный статус
личности – наличие дееспособности,
достижение определенного возраста,
состояние здоровья и т.д.

– исходя из
этих требований могут возникать
ограничения в осуществлении данных
прав. Еще одной гарантией осуществления
этих политических прав является участие
дееспособных граждан в референдуме
(“Закон о референдуме Российской
Федерации” от 10 октября 1995 г.). Федеральный
конституционный закон “О судебной
системе Российской Федерации” от 31
декабря 1996 г. раскрывает конституционное
положение об участии граждан в
осущетсвлении правосудия в качестве
присяжных, народных, арбитражных
заседателей.

Право
на обращение в государственные органы
и органы местного самоуправления (ст.
33) – важное средство осущетсвления и
охраны прав личности. Лично или через
своего законного представителя любой
гражданин может обратиться в гсударственные
органы с ходатайством, жалобой заявлением.
Рассмотрение обращений граждан
гарантируется.

Право
на свободный труд, выбор деятельности;
право на условия труда, соответствующие
санитарно-гигиеническим требованиям;
право на решение трудовых споров
законными способами, включая право на
забастовку (ст. 37) – международные
документы стали основой для включение
в Конституцию РФ 1993 г. положений,
закрепляющих право та свободный труд,
вознаграждение и гарантии условий
труда.

Гарантии данного положения
Конституции можно найти и в ГК, в КзоТ,
АК, ответственность за их нарушение
предусмотрена УК РФ. Тем не менее,
положения законодательных актов не
всегда соответствуют требованиям
международных правоохранительных
организаций. Так требование Всеобщей
декларации прав человека об установлении
уровня оплаты труда, который бы мог
обеспечивать достойное существование
человека для Российской Федерации с ее
нестабильной экономикой, пока невыполнимо.

Тем не менее, провозглашение свободного
распоряжения своими способностями к
труду – новый шаг в нашем законодательстве.
Стоит вспомнить, как тунеядство было
наказуемым в социалистическом обществе.
Сейчас свобода предполагает, что человек
вправе не заниматься никаким трудом.
Исключениями здесь, конечно будут
случаи, когда в качестве наказания или
при прохождении службы человек обязан
выполнить определенные работы, такие
требования могут возникнуть при работе
в чрезвычайных ситуациях и т.д.

Тем не
менее, произвола здесь быть не может –
законодательство определяет все случаи
ограничения данной свободы. Право на
свободу труда неотделимо от права на
безопасные условия труда, в качестве
их гарантий Россия подписала Конвенции
Международной организации труда,
определяющие требования безопасности
и гигиены.

Право на защиту от безработицы
закреплено конституционно, политика
государства в области занятости
предполагает решение этой острой для
России проблемы – социальная защита
безработных, создание новых рабочих
мест и т.д. Пока же экономическая ситуация
такова, что количество желающих найти
работу в России не уменьшается, а очереди
на биржу труда растут.

Полномочия

На
основании статьи 114 Конституции
Российской Федерации Правительство
осуществляет следующие полномочия:

  • разрабатывает
    и представляет Государственной
    Думе
    федеральный бюджет и обеспечивает его
    исполнение; представляет Государственной
    Думе отчёт об исполнении федерального
    бюджета;

  • обеспечивает
    проведение в государстве единой
    финансовой, кредитной и денежной
    политики;

  • обеспечивает
    проведение единой государственной
    политики в области культуры, науки,
    образования, здравоохранения, социального
    обеспечения, экологии;

  • осуществляет
    управление федеральной собственностью;

  • осуществляет
    меры по обеспечению обороны страны,
    государственной безопасности, реализации
    внешней политики государства;

  • осуществляет
    меры по обеспечению законности, прав
    и свобод граждан, охране собственности
    и общественного порядка, борьбе с
    преступностью;

  • осуществляет
    иные полномочия, возложенные на него
    Конституцией Российской Федерации,
    федеральными законами, указами Президента
    Российской Федерации.

На
основании и во исполнение Конституции
Российской Федерации, федеральных
законов, нормативных указов Президента
Российской Федерации Правительство
издает постановления и распоряжения,
обеспечивает их исполнение. Постановления
и распоряжения Правительства обязательны
к исполнению в Российской Федерации.

Коллегиальный орган управления

Постоянно
действующим коллегиальным органом
управления Российской ассоциацией
водоснабжения и водоотведения является
Совет Ассоциации, состав которого
избирается Общим собранием (съездом)
членов Ассоциации.

Совет подотчетен
в своей деятельности съезду членов
Ассоциации и является высшим органом
управления в период между съездами
Ассоциации.

Возглавляет Совет –
президент Российской ассоциации
водоснабжения и водоотведения, который
избирается из числа членов Совета.

Заседания
Совета
созываются, как правило, не реже одного
раза в квартал.

В Состав
Совета
входит 18 членов, которые избираются
сроком на 5 лет из числа руководителей
организаций – членов Ассоциации.

Из
числа членов Совета Ассоциации избираются
первый заместитель президента Ассоциации
и 2 заместителя президента.

Уставом
Российской ассоциации водоснабжения
и водоотведения к компетенции Совета
отнесено в основном решение вопросов
общего руководства деятельностью
Ассоциации, формирование специализированных
органов Ассоциации и утверждение
документов о порядке их работы, а также
решение финансовых и других вопросов
деятельности Ассоциации.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть
Adblock detector