Как проходит заседание налоговой комиссии по легализации в 2019 году

Комиссия по убыткам в ИФНС — что это?

Сам по себе факт получения убытка не хорош и не плох. Если обратиться к законодательству, то п. 1 ст. 2 ГК РФ поясняет, что предпринимательством называют самостоятельную деятельность, которая осуществляется на свой риск. При этом данная деятельность должна быть законна, а ее целью является систематическое получение прибыли. Обратите внимание, что получение прибыли — это именно цель, а никак не обязательный результат предпринимательства.

Данная трактовка закона находит подтверждение и в судебных документах, например, в постановлении пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 24.10.2006 № 18, а также в постановлениях ФАС Московского округа от 09.11.10 № А40-175533/09-35-1333 и от 04.05.10 № А40-114683/09-4-826.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

Таким образом, убыток в хоздеятельности предприятий и предпринимателей вполне допустим и нередко обоснован (например, в самом начале их работы). Другое дело, что существуют довольно серьезные причины убыточной деятельности — вот они-то тщательно анализируются и изучаются контролерами.

Порядок проведения налоговых комиссий разъяснен в открытом письме ФНС «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» от 17.07.2013 № АС-4-2/12722@.

Обратите внимание! Письмо ФНС от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 отменено письмом ФНС от 21.03.2017 № ЕД-4-15/5183@. Регламентировать порядок работы комиссий скоро будет новый документ.

Ее единственная цель, как следует из данного документа, — увеличение поступлений налоговых платежей в бюджет. Существует также мнение, что одной из причин появления налоговых комиссий является повышение инвестиционной привлекательности российского бизнеса.

Комиссия по легализации налоговой базы действует на основании приказа, а ее состав утверждает начальник налогового органа.

Кто может быть членом комиссии в налоговой инспекции? Это руководители и уполномоченные сотрудники отделов, выполняющие следующие функции:

  • проведение проверок (камерального и выездного характера);
  • осуществление предпроверочного анализа;
  • урегулирование задолженности.

В составе комиссии могут быть также представители исполнительной власти, сотрудники правоохранительных органов, Пенсионного фонда РФ, Госинспекции по труду и прокуратуры.

Давайте рассмотрим схему действия налоговой комиссии по легализации налоговой базы. Она состоит из нескольких последовательных этапов:

  1. Производится отбор «подходящих» налогоплательщиков, формируются соответствующие списки по вызову в налоговую на комиссию.
  2. Проводятся аналитические мероприятия в отношении финансово-хозяйственной деятельности выбранных налогоплательщиков, подготавливается информация для предстоящего заседания. Здесь следует понимать, что такой анализ производится комплексно. Поэтому даже если причиной внимания контролеров стал убыток по налогу на прибыль, налоговики будут изучать декларации и документы не только по этому налогу, но также и по остальным — НДС, транспортному, акцизам, НДФЛ и т.д.
  3. Выбранным налогоплательщикам рассылаются информационные письма по установленной форме, содержащие предложение о самостоятельном внесении в отчетность соответствующих изменений. Данный документ должен быть оформлен в соответствии с приложением 11 к письму ФНС № АС-4-2/12722@. В случае, если налогоплательщик не реагирует на послание инспекторов или отказывается внести изменения в отчетность, его вызывают на заседание.

1. Юридические и физические лица, деятельность которых, по оценке контролеров, имеет налоговые риски. При обнаружении данного факта таким налогоплательщикам дается возможность исправить ситуацию самостоятельно.

2. Недобросовестные плательщики налогов, имеющие сумму заниженной налоговой базы, недостаточную для назначения выездной проверки. Комиссия также дает им шанс поправить положение, однако если они его не используют, выездной проверки, скорее всего, не избежать.

Какие же действия налогоплательщиков могут вызвать повышенный интерес контролеров? Это:

  • заявление организацией убытков при ведении финансово-хозяйственной деятельности (в случае, если в строке 100 листа 02 декларации по налогу на прибыль заявлен убыток, так же, как и за предыдущие 2 налоговых периода, или если данная строка не заполнена);
  • низкий показатель налоговой нагрузки по налогу на прибыль, а также по другим налогам.

Ннп = Нпо / Дрв,

Ннп — значение налоговой нагрузки;

Нпо — сумма налога на прибыль за отчетный период (строка 180 листа 02 декларации);

Дрв — суммарное значение доходов от реализации и внереализационных доходов (сумма строк 010 и 020 листа 02 декларации).

Низкой прибыльная налоговая нагрузка считается в том случае, если она составляет менее 3% для производственных организаций и менее 1% — для торговых.

Верно рассчитать налог и налоговую нагрузку можно только на основании грамотно составленных налоговых регистров — о том, как их создать, читайте в статье «Как самостоятельно разработать налоговые регистры по налогу на прибыль?».

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

1. В «проблемный» период снизились цены на реализуемые фирмой товары (работы, услуги) из-за падения спроса, снижения цен, изменения конъюнктуры рынка, истечения срока годности товара, отказа покупателя от сделанного им ранее заказа, проведения работ по освоению новых рынков сбыта, сезонных колебаний спроса.

2. Снизились стоимость реализации и себестоимость, поэтому ранее приобретенные товары или произведенную продукцию налогоплательщик вынужден реализовать с убытком.

3. Наблюдалось снижение объемов продаж и (или) производства.

Как проходит заседание налоговой комиссии по легализации в 2019 году

4. Произошла ситуация, в результате которой прекратились хозяйственные отношения с некоторыми прежними заказчиками (например, смена собственников).

5. В отчетном периоде были произведены какие-либо крупные расходы: ремонт, исследования, модернизация оборудования и т.д.

6. Произошло стихийное бедствие, возникли форс-мажорные ситуации.

7. Самая банальная и объективная причина убытка — компания недавно открылась и начала вести хозяйственную деятельность.

Естественно, для обоснования каждой из приведенных причин необходимо будет подготовить подтверждающие документы:

  • приказы руководителя;
  • служебные записки;
  • инвентаризационные акты;
  • переписку с поставщиками и покупателями;
  • бизнес-план;
  • маркетинговые исследования;
  • информацию из СМИ и Интернета;
  • отчеты и расчеты;
  • первичку на крупные расходы;
  • справки из государственных или специальных служб (в случае аварии, стихийного бедствия и пр.).

Можно привести контролерам и еще одно вполне объективное пояснение, правда, подойдет оно только для негодового убытка (за квартал, полугодие, 9 месяцев). Поскольку прибыль рассчитывается нарастающим итогом за год, то промежуточные итоги никак не дают оснований делать поспешные выводы о «проблемности» и убыточности компании. В этом случае имеет смысл предложить налоговикам рассмотреть результаты ее деятельности позже — по итогам года.

Как видим, объективных причин для пояснения убытка может быть множество. Какую из них выбрать, решать только вам, но делать этот выбор необходимо на основании тщательного анализа возможных налоговых рисков и последствий.

Как проходит заседание налоговой комиссии по легализации в 2019 году

Светлана Васильева,

юрисконсульт компании Alta Via

Вызов на комиссию по легализации налоговой базы свидетельствует о явном внимании со стороны налоговых органов к компании. Комиссия создана для увеличения поступлений налогов на доходы физлиц и страховых взносов в бюджет, поэтому в уведомлении указано о необходимости предоставить документы, в которых отражен уровень заработной платы и пояснения руководителя по этому поводу.

На заседании комиссии по легализации налоговой базы разрешается вопрос о правильности формирования налоговой базы, базы для исчисления страховых взносов и полноты уплаты налогов и взносов. Участие в заседании комиссии по легализации налоговой базы является шансом для компании исправить обстоятельства, которые дают налоговым органам основание считать, что присутствуют факты нарушений законодательства.

Ранее налоговые органы, вероятно, направляли информационные письма с предупреждением о том, что обнаружены нарушения в предоставлении отчетности, сформировалась задолженность по налогам и/или страховым взносам.Налоговые органы при подготовке к заседанию комиссии по легализации налоговой базы проводят анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика и плательщика страховых взносов, используется информация из ЕГРИП, ЕГРЮЛ, АИС «Налог-3», ПИК «НДС» и др.

В письме, которые вы получили от налогового органа, должны быть описаны факты, на основании которых у госоргана возникли вопросы. Вы можете следовать указаниям налоговой и либо уточнить сумму выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, либо провести независимую оценку условий труда, чтобы обосновать расхождения в ваших расчетах и расчетах налогового органа, либо пересмотреть условия труда ваших работников и размер его оплаты. Лучше, конечно, сразу реагировать на такие письма, проводить самостоятельную оценку, аргументировано отвечать в свою защиту налоговому органу.

По итогам рассмотрения ситуации комиссия предложит способы устранить правонарушения, назначит для этого срок. Если заработная плата, которую получают работники компании, ниже прожиточного минимума или МРОТ, то сведения об этом будут также переданы в Государственную инспекцию труда и органам по труду и занятости населения.

После заседания комиссии налоговый орган будет отслеживать изменения в деятельности компании, и, если подвижек в позитивное русло не будет, нарушения не будут исправлены, вас включат в план выездных налоговых проверок. Заседание комиссии по легализации налоговой базы – это способ без вмешательства суда побудить налогоплательщика исправить нарушения.

На заседании комиссии руководитель организации в свою очередь может, заранее продумав обоснования, обсудить свою позицию с налоговым органом и, возможно, продумать защиту на случай выездной налоговой проверки. Разумнее сразу сопоставить риски последствий исполнения/неисполнения указаний налоговой и готовиться к выездной проверке.

Мониторинг страховых взносов

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

Как известно, с 2017 года к налоговикам перешли полномочия по контролю за уплатой большей части страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (кроме в ФСС на травматизм). Это соответствующим образом сказалось и на работе комиссии по легализации базы. С 2017 года ее интересует не только база по налоговым отчислениям, но и взносам.

Более того, сменилось само название. Теперь речь идёт о работе комиссии по легализации:

  • налоговой базы;
  • базы по страховым взносам.

Новый регламент функционирования указанной структуры закрепило письмо о легализации налоговой базы, изданное ФНС России 25 июля 2017 года под номером ЕД-4-15/14490. Фактически оно аннулировало действие прежнего регламента, который был утверждён письмом ФНС от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 и тоже регулировал легализацию базы по НДФЛ.

Также см. «Страховые взносы с 2017 года: обзор изменений».

Цель

Проводится заседание комиссии по легализации налоговой базы с одной единственной задачей – увеличить взимание:

  • подоходного налога;
  • страховых взносов.

В идеале комиссия должна склонить плательщиков и налоговых агентов:

  • к самостоятельному уточнению своих обязательств по налогам и взносам;
  • к прекращению нарушений налогового законодательства в будущем.

Новая задача комиссии по легализации налоговой базы и базы по взносам такова – это выявить:

  • отражение в налоговой и бухгалтерской отчетности данных, не соответствующих действительности;
  • выдачу «серой» и «чёрной» зарплаты;
  • позднее перечисление подоходного налога;
  • несвоевременное перечисление страховых взносов;
  • нанимателей, которые выплачивают зарплату ниже прожиточного минимума или МРОТ;
  • нанимателей, которые не оформляют трудовые отношения с персоналом, из-за чего занижена база по НДФЛ и взносам.

Однако, что это – легализация налоговой базы – простым языком? Из перечисленных пунктов видно, что это попытка чиновников убедить должностных лиц компании соблюдать закон, выйти и тени.

Также см. «За зарплату ниже МРОТ установлена ответственность».

Налоговая вызывает на заседание по прибыли — стоит ли идти?

Этим вопросом, наверное, задается каждый налогоплательщик, получивший в свой адрес письменное уведомление о вызове на комиссию в налоговую инспекцию. Действительно, а стоит ли? Давайте посмотрим, что по этому поводу говорит закон.

С одной стороны, такого мероприятия налогового контроля, как комиссия, Налоговым кодексом не предусмотрено. Основной налоговый закон выделяет только 2 формы контрольных мероприятий — это выездная налоговая проверка и камеральная. Согласно же подп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщикам разрешено не выполнять неправомерные (которые не соответствуют кодексу или другим законам) требования налоговиков. Значит, можно никуда не ходить? Однако не всё так просто.

Согласно ст. 82 НК РФ налоговый контроль осуществляется с помощью налоговых проверок, посредством получения объяснений плательщиков налогов, проверки учетных и отчетных данных, досмотра соответствующих помещений, а также в иных формах, которые предусматривает закон. Обратимся к ст. 31 НК РФ, из подп. 4 п.

2 которой можно сделать вывод: налоговые работники имеют право вызывать налогоплательщика специальным письменным уведомлением для того, чтобы получить пояснения по поводу уплачиваемых им налогов как в связи с налоговыми проверками, так и в других предусмотренных законом случаях. При этом форма данного уведомления установлена приказом ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@.

ФНС России утвердила новый порядок проведения заседания комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам. Как себя вести? К чему приготовиться? Отвечаем на эти вопросы в нашем обзоре.

Новый регламент

С 25 июля 2017 года налоговые комиссии по легализации занимаются мониторингом базы по НДФЛ и страховым взносам на основе нового порядка. Он закреплён письмом ФНС России № ЕД-4-15/14490. Одновременно перестал действовать прежний регламент. Он был утверждён письмом ФНС от 17.07.2013 № АС-4-2/12722.

Основной принцип такой: деятельность каждого интересующего комиссию по легализации налоговой базы лица рассматривают отдельно.

Все вопросы комиссии по легализации в адрес должностного лица (представителя) компании (ИП, физлица), который пришёл на заседание, должны касаться обнаруженных проверяющими фактов и несоответствий. В связи с этим будет предложено:

  • дать пояснения;
  • уточнить, что организация предпринимает и/или планирует предпринять для улучшения показателей своей финансово-хозяйственной деятельности и недопущения нарушения налогового законодательства.

Также напомним, что комиссии по легализации базы с 2017 года занимаются и мониторингом базы по страховым взносам. Это связано с изменениями в законодательстве с 01.01.2017.

Также см. «Новый регламент работы комиссий по легализации налоговой базы с 2017 года».

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

По итогам заседания комиссии по легализации объектов налогообложения и базы она формулирует свои рекомендации:

  • по ликвидации нарушений, которые имели место при формировании базы по налогам и взносам;
  • по мерам, которые надо принять для закрытия долгов перед бюджетом.

Комиссия может предложить подать уточненные декларации, расчеты по форме 6-НДФЛ, расчеты по страховым взносам за прошлые периоды, в которых уточнить отчётные показатели. Например:

  • расходы предпринимателя;
  • расходы плательщика взносов на выплату страхового обеспечения;
  • суммы, не облагаемые взносами;
  • размер дополнительных тарифов по взносам и суммы взносов, исчисленные по ним;
  • количество сотрудников, которым начислен доход;
  • перечислить долг по НДФЛ и взносам с учетом пеней.

Как проходит заседание налоговой комиссии по легализации в 2019 году

Учтите, что о фактах начисления зарплату ниже прожиточного уровня или МРОТ налоговики по закону обязаны (!) каждый квартал отправлять:

  • на местном уровне – органам местных властей;
  • на уровне субъекта РФ – органам по труду и занятости, а также в трудовую инспекцию.

Также см. «МРОТ с 1 июля 2017 года: таблица по регионам России».

Протокол

Все обстоятельства заседаний фиксируют протоколы комиссий по легализации. Это и рекомендации, и сроки устранения нарушений и искажений в учёте и отчётности.

Ведёт и оформляет этот документ секретарь комиссии.

В конце протокол подписывают председатель и секретарь комиссии. Его обязаны предъявить плательщику для изучения. При желании можно затребовать его копию.

Подробнее об этом см. «Как выглядит протокол комиссии по легализации налоговой базы с 2017 года».

Неявка

Когда представитель компании не пришёл на заседание налоговой комиссии по легализации баз по уважительному поводу, мероприятие могут перенести. Здесь обратим внимание на 2 нюанса:

  • перечень уважительных причин ФНС не закрепила (т. е. будет решаться на месте);
  • перенести заседание в этом случае – право, а не обязанность комиссии.

Кроме того, отсутствие плательщика или налогового агента на заседании обязательно отражают в протоколе.

Когда всё плохо

Когда плательщик или налоговый агент без уважительной причины не пришел на заседание комиссии и вдобавок его отчетность не говорит об улучшении финансового состояния, будет поставлен вопрос:

  • о новом вызове на межведомственную комиссию при местных органах власти;
  • вызове на межведомственную комиссию при администрации региона (касается ГУП, МУП, акционерных обществ с гос. или муниципальным участием);
  • проведении предпроверочного анализа в ИФНС;
  • подготовке документов для назначения выездной налоговой проверки.

Также см. «Как через комиссии по легализации попадают в план выездных проверок».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl Enter.

03 августа 2018

Права и обязанности предпринимателя при вызове в ИФНС

«Вызвали в налоговую на допрос» – в последнее время этой фразой в мире бизнеса трудно кого-либо удивить. Предпринимателей и их сотрудников приглашают для бесед в ИФНС регулярно. Рассказываем, кого и зачем могут вызвать инспекторы, как себя вести на такой встрече и что будет тем, кто проигнорирует приглашение.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

По каким поводам вызывают налоговики

Сейчас налоговиками практикуются две формы вызова налогоплательщиков (и их сотрудников) в налоговую инспекцию.

Первая форма – вызов в ИФНС в качестве свидетеля, эта процедура урегулирована статьёй 90 Налогового кодекса РФ. Согласно этой норме, ИФНС вправе вызвать для допроса любое физлицо, которому могут быть известны какие-либо значимые для налогового контроля обстоятельства.

Свидетель вызывается для дачи показаний по месту нахождения налогового органа строго повесткой (письмо ФНС России от 17 июля 2013 года № АС-4-2/12837). В повестке не может быть написано «пришлите кого-нибудь». В ней указывается конкретное должностное лицо организации или ИП. Телефонный звонок или устное предложение инспектора явиться в ИФНС в качестве свидетеля не считаются официальным вызовом для дачи показаний. В этих случаях свидетель имеет полное право не посещать инспекцию.

Второй повод для вызова в ИФНС – дача пояснений по вопросам уплаты налогов. Предприниматели эту процедуру называют налоговым допросом. Частный случай дачи таких пояснений – прохождение налоговой комиссии (правовым основанием для вызова в ИФНС здесь служит пп. 4 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса РФ).

Налоговики вправе вызывать для дачи пояснений всех без исключения налогоплательщиков, плательщиков сборов, а также налоговых агентов. Причём пояснения могут касаться любого вопроса, так или иначе связанного с уплатой налогов. В основном это – занижение облагаемой базы, низкие показатели налоговой нагрузки, несвоевременное перечисление налогов, фальсификации налоговой и бухгалтерской отчётности.

Ранее налоговые комиссии проводились, в том числе, по вопросам уплаты НДС, налога на прибыль, на имущество, НДФЛ и других налогов. Общее название для всех подобных комиссий – комиссия по легализации налоговой базы. Год назад (в соответствии с письмом ФНС от 25 июля 2017 года № ЕД-4-15/14490@) комиссии были фактически отменены.

Сейчас налоговики проводят лишь два типа комиссий:

  • по НДФЛ;

  • по страховым взносам.

Однако это не мешает ИФНС запрашивать пояснения и относительно всех прочих налогов.

Сам вызов на комиссию оформляется уведомлением по форме, утверждённой приказом ФНС России от 08 мая 2015 № ММВ-7-2/189@. Причём в отличие от вызова для дачи показаний на комиссию можно направить любого сотрудника, уполномоченного представлять интересы юрлица или ИП. Для этого сотруднику необходимо оформить доверенность.

Кого могут вызвать на зарплатную комиссию

Согласно письму ФНС от 25 июля 2017 года № ЕД-4-15/14490@, обязательному вызову на комиссию подлежат следующие плательщики/налоговые агенты по НДФЛ:

  • ИП, имеющие низкую налоговую нагрузку по НДФЛ, уплачиваемому «за себя»;

  • налоговые агенты, имеющие задолженность по перечислению НДФЛ;

  • налоговые агенты, снизившие поступления НДФЛ относительно предыдущего отчётного (налогового) периода более чем на 10%;

  • налоговые агенты, выплачивающие заработную плату ниже среднего уровня по видам экономической деятельности в регионе;

  • ИП, заявившие профессиональный налоговый вычет в размере более 95% от общей суммы полученного за налоговый период дохода;

  • физические лица (не ИП), не задекларировавшие полученные доходы.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

В перечень плательщиков страховых взносов, которых вызовут на комиссию в первую очередь, входят:

  • страхователи, имеющие задолженность по перечислению страховых взносов;

  • плательщики, снизившие поступления взносов относительно предыдущего отчётного (расчтного) периода при постоянном количестве работников;

  • страхователи, снизившие численность работников в течение отчётного периода более чем на 30% по сравнению с предыдущим периодом;

  • плательщики, исчислявшие в предыдущих периодах взносы по дополнительным тарифам 9% либо 6%, но в текущем периоде применившие иные ставки тарифов.

Правовые гарантии для свидетелей

Явка в инспекцию по законному требованию налоговиков обязательна. Причём даже в тех случаях, когда физлицо не располагает необходимыми сведениями в качестве свидетеля. При этом законодательство не содержит норм, которые позволяли бы налоговикам принудительно доставлять граждан для дачи показаний. Поэтому заставить человека давать показания против его воли налоговики не могут. Административная и уголовная ответственность свидетеля по делу о налоговом правонарушении не предусмотрены.

Иван Кузнецов,

руководитель Центра налоговой и корпоративной безопасности бизнеса «Комплаенс Решения»

Неявка

В уведомлении о вызове налогоплательщика на комиссию может быть указана как конкретная дата, когда инспектор желал бы вас видеть у себя, так и информация о его приемных часах и требование о необходимости связаться с ним в указанное время — для назначения точной даты посещения вами инспекции.

Если же вы не явитесь в установленный день на заседание комиссии, это будет зафиксировано инспектором в протоколе. Обратите внимание, что ваша неявка может быть расценена налоговиками как неповиновение законному требованию должностного лица надзорного органа, что, согласно ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ, грозит взысканием штрафа:

  • 500–1 000 рублей с граждан (правда, физлица могут отделаться и предупреждением);
  • 2 000–4 000 рублей — с предпринимателей и организаций (должностных лиц).

Если вы не можете явиться на заседание по уважительной причине, обязательно об этом проинформируйте инспекторов — в этом случае, скорее всего, оно будет перенесено на другой день. Если же вы проигнорировали приглашение на комиссию или не явились на нее без уважительной причины, возможны следующие действия налоговиков:

  • направление повторного вызова;
  • вызов на убыточную комиссию в управление ФНС регионального уровня;
  • вызов на комиссию в администрацию или органы местного самоуправления;
  • проведение анализа деятельности нарушителя предпроверочного характера;
  • подготовка материалов для выездной проверки в отношении данного налогоплательщика.

Отдельно стоит затронуть вопрос предоставления такого документа, как «Опросный лист, отражающий основные финансово-хозяйственные показатели организации в городе Москве», который нередко запрашивается налоговиками при вызове на убыточную комиссию, причем не только у московских налогоплательщиков, но и тех, кто зарегистрирован в других регионах. Заполнять его или нет?

Если по истечении 10-дневного срока налогоплательщик не предпримет никаких действий, ему направят уведомление о вызове на комиссию. Неявку расценят как неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль). За подобную провинность предусмотрено административное наказание по части 1 статьи 19.4 КоАП РФ. Это либо предупреждение, либо штраф: для граждан от 500 до 1 000 руб., для должностных лиц от 2 000 до 4 000 руб.

Далее инспекторы пришлют повторный вызов на комиссию. Если и этот вызов останется без внимания, налогоплательщика пригласят на комиссию более высокого уровня — сначала в региональное управление ФНС России, а затем в местную администрацию. В случае игнорирования налогоплательщиком данных приглашений, инспекция начнет подготовку к выездной проверке.

Кого позовут: отбор

Необязательно, что комиссия по страховым взносам и легализации базы по ним нашла и может доказать конкретные факты нарушений по этим обязательным отчислениям. И поэтому позвала представителя компании (ИП). Это могут быть и просто обоснованные подозрения о фактах нарушений, связанных с перечислением взносов.

Отбор происходит путем сопоставления:

  • форм 6-НДФЛ;
  • справок 2-НДФЛ;
  • расчётов по взносам;
  • данных о среднесписочной численности и ее динамике.

Необязательно, что база данных комиссии по легализации позволила выявить конкретные факты нарушений и позвала в связи с этим представителя компании. Это могут быть и обоснованные подозрения о фактах нарушений.

В первую очередь, комиссию по легализации налоговой базы интересует:

  • неполное отражения в учете хозяйственных операций;
  • несвоевременное/неполное перечисление подоходного налога;
  • несвоевременное/неполное перечисление взносов;
  • искажение налоговой и бухгалтерской отчетности;
  • отсутствие объяснимых причин тех или иных результатов деятельности плательщика.

Вызвали в налоговую на допрос: что говорить и о чём молчать

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

Елена Рыбникова,

руководитель отдела контроля качества услуг и методологии компании Интеркомп

Заработная плата работников, пусть даже коммерческой организации, не должна быть ниже минимального размера оплаты труда, который устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения (ст. 133 ТК РФ).

По факту, при ведении бизнеса, компании требуются сотрудники, которые не вырабатывают полную норму рабочего времени. Также есть сотрудники, которые не могут и не должны работать полную норму рабочего времени.

Справочно: норма рабочего времени устанавливается Производственным календарем, утверждаемым Правительством РФ.

При даче пояснений в ФНС о причинах низкой заработной платы руководителю необходимо доказать, что:

  • компания является добросовестным налогоплательщиком;
  • соблюдает законодательство РФ, в частности ТК РФ;
  • выплачивает два раза в месяц без задержек заработную плату работникам;
  • перечисляет в бюджет РФ удержанный НДФЛ своевременно, задолженности по налогам у компании нет.

Также необходимо пояснить в ФНС причины низкой заработной платы (например, ниже средней по отрасли в регионе или ниже МРОТ). Объективными причинами низкой заработной платы могут быть:

  • сотрудники работают неполное рабочее время (например, график 4 часа в день из 8-ми часовой смены – студенты, декретники);
  • бизнес на стадии становления, заработная плата у сотрудников ниже средней по отрасли, но в локально-нормативный акт компании заложена индексация заработной платы в последующие годы;
  • заработная плата состоит из двух частей – минимальный оклад, плюс бонусная часть, которая зависит от выполнения поставленных задач самим работником.

Обоснование налоговой необходимо предоставить в письменном виде, даже если вызвали руководителя на очное заседание, документ зарегистрировать входящим номером в ФНС и второй экземпляр сохранить у себя.

Как проходит заседание налоговой комиссии по легализации в 2019 году

Самое главное – доказать ФНС добросовестность налогоплательщика и привести объективные причины установления низкой заработной платы работникам. По возможности пообещать (и выполнить данное обещание) и повысить заработную плату работникам без ущерба бизнесу компании.

Безусловно, самый животрепещущий вопрос для тех, кого вызывает комиссия по легализации налоговой базы – что говорить. Практика показывает, что отмалчиваться и вообще игнорировать посещение данной комиссии крайне нежелательно.

Если комиссия делает упор на подтверждённые факты, то отрицать их нет смысла. Надо заверить, что уже начата работу по исправлению нарушений.

С другой стороны, когда претензии комиссии основаны на подозрениях, целесообразно взять их на заметку и одновременно не соглашаться ввиду отсутствия надёжной доказательной базы.

03 августа 2018

Наряду с этим каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48 Конституции РФ). Поэтому, если понимаете, что допрос может обернуться против вас, лучше воспользоваться конституционными гарантиями и прийти в инспекцию вместе с юристом.

При этом ст. 90 Налогового кодекса РФ закрепляет перечень лиц, которые вообще не могут допрашиваться в качестве свидетеля:

  • лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля;

  • лица, которые получили информацию в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне (в частности, это адвокаты и аудиторы, хотя  с 2019 года аудиторской тайны больше не будет).

Также следует помнить, что ст. 128 Налогового кодекса РФ устанавливает ответственность только за неявку свидетеля в ИФНС без уважительных причин. При наличии же таких причин свидетеля, не явившегося для дачи показаний, не оштрафуют. Законодательство не содержит перечня уважительных причин для неявки в инспекцию.

Как себя вести на налоговой комиссии

Если организация или ИП вызывают у ИФНС подозрения, за месяц до комиссии им направят информационное письмо с указанием конкретных претензий и перечнем вопросов, ответы на которые планируется получить в ходе комиссии.

Также в письме будет прописан порядок действий налогоплательщика для урегулирования спорной ситуации. Например, может быть предложено уточнить содержащиеся в декларации сведения и доплатить налог. Соответственно, есть месяц для того, чтобы подготовиться к даче пояснений или возражений относительно заявленных претензий.

Комиссии и дачи объяснений можно избежать, если своевременно представить уточнённые декларации и погасить долги по НДФЛ и страховым взносам (письмо ФНС от 25 июля 2017 года № ЕД-4-15/14490@). На представление «уточнёнок» и уплату налогов отводится 10 рабочих дней со дня получения информационного письма из ИФНС. Если не уложиться в данный срок, давать пояснения всё же придется.

Стоит заблаговременно подготовить ответы на вопросы, содержащиеся в информационном письме, а также обосновать причины, по которым организация/ИП попала в поле зрения ИФНС.

К примеру, низкую зарплату можно объяснить следующими причинами:

  • работа сотрудников на условиях неполной занятости;

  • привлечение неквалифицированной рабочей силы;

  • временные финансовые затруднения организации с обещанием в будущем постепенно повышать зарплаты сотрудников.

Само собой, все пояснения должны быть документально подтверждены.

Стоит отметить, что законодательство устанавливает ответственность только за неявку для дачи пояснений. Если налогоплательщик пришёл в инспекцию, но никаких пояснений так и не дал, никакой ответственности ему не грозит. Поэтому даже в тех случаях, когда по существу предъявленных ИФНС претензий ответить нечего, вызов в инспекцию игнорировать не стоит.

Последствия неявки для дачи пояснений одним лишь штрафом не исчерпываются. Так, инспекторы могут решить, что уведомление о явке в ИФНС просто не дошло до плательщика по причине ненахождения компании по юридическому адресу. Компанию внесут в список недобросовестных плательщиков и назначат выездную налоговую проверку.

Что будет, если не явиться на комиссию в ИФНС

Помимо попадания организации или ИП в зону повышенного внимания налоговиков и возможного назначения выездной проверки, неявка в ИФНС по законному требованию повлечёт административные штрафы.

В Налоговом кодексе РФ прописана ответственность только за неявку в ИФНС для дачи свидетельских показаний. Если вас вызвали в инспекцию в качестве свидетеля, а вы не явились или отказались давать показания, вас могут оштрафовать (по ст. 128 Налогового кодекса РФ). Согласно этой норме, неявка либо уклонение от явки без уважительных причин грозит штрафом в размере 1000 рублей.

Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний обойдётся дороже – в 3000 рублей. Столько же будет стоить дача заведомо ложных показаний. При этом нужно помнить, что штраф могут наложить именно на свидетеля, допрашиваемого в ходе дела о налоговом правонарушении. Если никакого дела нет, то и штраф накладывать не за что.

Что касается вызова в налоговую на комиссию или для дачи пояснений, то Налоговый кодекс РФ не устанавливает ответственности за неявку. Но это не значит, что неявка не повлечёт никакого штрафа. В КоАП РФ есть ст. 19.4, которая устанавливает ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль).

Налоговые органы как раз и относятся к органам, осуществляющим государственный надзор (ст.1 закона № 943-1 «О налоговых органах…»). Причём уведомление о вызове для дачи пояснений является тем самым законным требованием. Следовательно, неявка на основании уведомления налоговиков для дачи пояснений грозит штрафом в соответствии с вышеуказанной статьей. Размер административного штрафа для граждан составляет от 500 до 1000 рублей, для должностных лиц – от 2000 до 4000 рублей.

Как проходит заседание налоговой комиссии по легализации в 2019 году

Несмотря на незначительные размеры штрафов, вызов в инспекцию лучше не игнорировать. Неявка будет расцениваться как попытка утаить какую-либо информацию и уйти от сотрудничества. Кроме того, налоговики могут решить, что организация не находится по месту своей регистрации, и в отношении плательщика начнут выездную проверку.

Экспресс-резюме по статье

1. Организации и ИП приглашают для бесед в ИФНС регулярно, не надо пугаться.

2. Налоговики практикуют две формы вызова налогоплательщиков (и их сотрудников) в налоговую инспекцию: вызов в ИФНС в качестве свидетеля и для дачи пояснений по вопросам уплаты налогов

3. Налоговики вправе вызывать для дачи пояснений всех без исключения налогоплательщиков, плательщиков сборов, а также налоговых агентов. Пояснения могут касаться любого вопроса, так или иначе связанного с уплатой налогов.

Как проходит заседание налоговой комиссии по легализации в 2019 году

4. Явка в инспекцию по законному требованию налоговиков обязательна. Причём даже в тех случаях, когда физлицо не располагает необходимыми сведениями в качестве свидетеля.

5. В Налоговом кодексе РФ прописана ответственность за неявку в ИФНС для дачи свидетельских показаний. Если вас вызвали в инспекцию в качестве свидетеля, а вы не явились или отказались давать показания, вас могут оштрафовать.

6. Законодательство не содержит норм, которые позволяли бы налоговикам принудительно доставлять граждан для дачи показаний. Поэтому заставить гражданина давать показания против его воли налоговики не могут.

7. Административная и уголовная ответственность свидетеля по делу о налоговом правонарушении не предусмотрены.

8. Что касается вызова в налоговую на комиссию/для дачи пояснений, то Налоговый кодекс РФ не устанавливает ответственности за неявку. Но это не значит, что неявка не повлечёт никакого штрафа. Штраф будет по ст. 19.4 КоАП РФ, которая устанавливает ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль).

Как проходит комиссия?

Новый регламент

Под громким названием «комиссия» подразумевается обычная беседа налоговиков с руководителем предприятия и главным бухгалтером — иногда формальная, иногда не очень. Причем контролеры чаще всего желают видеть именно этих представителей компании и никого другого. Однако их совершенно законно может заменить уполномоченный представитель.

Чем мотивировать данную позицию? Обратимся опять к закону. Как мы уже выяснили, согласно подп. 4. п. 2 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе вызвать налогоплательщика для дачи пояснений в установленных законом случаях. Однако речи о том, что в инспекцию должен прибыть именно руководитель или главный бухгалтер, а тем более они вместе, здесь не идет.

Как проходит налоговая комиссия на практике? В ходе разговора с представителями компании инспекторы выясняют причины возникшего у налогоплательщика убытка (здесь как раз могут пригодиться данные «Опросного листа») и просят озвучить мероприятия, которые он планирует осуществить для выхода из убыточного состояния. Цель данного разговора одна — исключение «плохих» показателей из отчетности.

Далее в зависимости от конкретной ситуации налоговики предлагают те или иные способы решения этой якобы проблемы. Почему «якобы»? Да потому что во многих случаях убыток для самих налогоплательщиков проблемой не является.

Как правило, налоговики видят немного вариантов. Чаще всего предлагается уменьшить расходы текущего налогового периода. Иными словами, инспекторы пытаются добиться от налогоплательщиков, чтобы они увеличили начисления по налогу на прибыль за «проблемный» налоговый период или сократили убытки, сдав уточненку.

Одновременно могут задаваться вопросы и по иным налогам, в частности, по НДС. А если на заседании присутствуют представители фондов, то здесь же возможно обсуждение проблем, возникающих у налогоплательщика по уплате страховых взносов.

Итоги беседы фиксируются в протоколе, в нём же указывается срок устранения нарушений (в общем случае это 10 дней). Если же налогоплательщик откажется придерживаться данных ему рекомендаций, возможны следующие меры воздействия на него:

  • повышенное внимание к «строптивой» фирме и усиленный камеральный контроль представляемой ею отчетности — вполне вероятный вариант;
  • обещание скорой выездной проверки (однако, по признанию самих инспекторов, отказ от подачи уточненки далеко не всегда является поводом для проведения «глобальных» контрольных мероприятий — решение о выездной проверке принимается по совокупности факторов и рисков);
  • обещание банкротства — налоговики считают, что на данную меру у них есть право на основании ст. 20 закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» и ст. 35 закона «Об акционерных обществах», однако эта позиция основана на неверном истолковании указанных норм и уравнивании таких понятий, как «ликвидация» и «банкротство»; судьи в данном случае на стороне налогоплательщика.

В принципе это исчерпывающий перечень мер воздействия, однако, как показывает практика, далеко не каждая озвученная мера воплощается в жизнь.

Налогоплательщика, который явился на комиссию, попросят рассказать, почему его налоговая нагрузка мала, доля вычета высока и проч. Выслушав разъяснения, комиссия сформулирует рекомендации по устранению нарушений. Суть всех рекомендаций сводится к следующему — подать уточненные декларации, доплатить налоги и пени, а в будущем не повторять ошибок. Для выполнения рекомендаций установлен срок — 10 рабочих дней с даты заседания комиссии.

Не исключено, что по итогам работы комиссии налоговики направят информацию в полицию, миграционную службу, трудовую инспекцию и проч. А про работодателя, который выплачивает зарплату ниже прожиточного минимума или МРОТ, инспекторы будут ежеквартально сообщать в органы местного самоуправления.

Добавим, что комиссия проходит в индивидуальном порядке. Это значит, что на каждое заседание приглашают только одного налогоплательщика.

Как действуют налоговики

В рамках комиссии по страховым взносам в налоговой работа инспекторов сводится к следующему:

  • отбору плательщиков, чья деятельность будет рассмотрена на комиссии на основании данных налогового органа и информационных ресурсов;
  • проведению аналитических и контрольных мероприятий в отношении плательщиков;
  • направлению плательщикам информационных писем для побуждения их к самостоятельной оценке сданных расчётов и внесению изменений в них, погашению долгов по взносам и иным действиям;
  • подготовке материалов для рассмотрения на комиссии;
  • рассмотрению деятельности плательщика на заседаниях межведомственных комиссий;
  • отслеживанию показателей финансово-хозяйственной деятельности плательщиков, чья деятельность рассмотрена на комиссиях;
  • подготовке информации для повторной комиссии в отношении плательщиков, которые не устранили выявленные нарушения закона (в т. ч. для рассмотрения вопроса о назначении выездной проверки).

В рамках комиссии по легализации налоговой базы работа инспекторов сводится к следующему:

  • отбору плательщиков, чья деятельность будет рассмотрена на комиссии на основании данных налогового органа и информационных ресурсов;
  • проведению аналитических и контрольных мероприятий в отношении плательщиков;
  • направлению плательщикам информационных писем для побуждения их к самостоятельной оценке сданной отчетности и внесения изменений в неё, погашению долгов по НДФЛ, взносам и иным действиям;
  • подготовке материалов для рассмотрения на комиссии;
  • рассмотрению деятельности плательщика на заседаниях межведомственных комиссий;
  • отслеживанию показателей финансово-хозяйственной деятельности плательщиков, чья деятельность рассмотрена на комиссиях;
  • подготовка информации для повторной комиссии в отношении плательщиков, которые не устранили выявленные нарушения налогового законодательства (в т. ч. для рассмотрения вопроса о назначении выездной проверки).

Также см. «Период выездной налоговой проверки: что придут смотреть».

Как себя вести?

Итак, это случилось: вас вызвали на комиссию по убыткам. Что делать? Во-первых, не волноваться и не паниковать. Как мы уже разобрались, заседание комиссии — это обычная встреча сотрудников инспекции и представителей налогоплательщика. Однако, безусловно, к ней нужно подготовиться.

Самое главное — ни в коем случае не стоит игнорировать письменные обращения инспекции. Получив приглашение на заседание убыточной комиссии или уведомление о необходимости пояснения причин возникшего убытка, обязательно напишите аргументированный ответ. При этом описание причин должно быть достаточным для понимания налоговиками ситуации, но все-таки общим, без подробностей — для того чтобы не давать им лишней информации и не привлекать повышенное внимание к конкретным сделкам.

Если же вы не можете по каким-либо причинам посетить инспекцию в назначенный день, в письменной форме обязательно сообщите инспектору о вашей ситуации — и встреча будет перенесена.

Форма информационного письмаhttps://www.youtube.com/watch?v=upload

Что касается результатов разговора, у налогоплательщика в данной ситуации есть всего 2 выхода:

  • Не изменять отчетность, при этом необходимо подготовить объективное и убедительное обоснование в пользу данного выбора. Этот вариант стоит предпочесть в том случае, если у вас имеются документально оформленные подтверждения произведенных расходов.
  • Исключить убыток, искусственно скорректировав отчетность. Данный вариант рациональнее использовать, если налоговые риски велики, и вы опасаетесь более подробного изучения налоговиками ваших документов.

Правильно перенести убыток на другие налоговые периоды вам поможет статья «Как и на какой срок можно осуществить перенос убытков на будущее?».

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть
Adblock detector