Главный бухгалтер что делает

Прием на работу помощника бухгалтера

Принимая на работу сотрудника, работодатель заключает с ним трудовой договор, в котором в обязательном порядке должна быть приведена трудовая функция работника.

Это значит, что работодатель должен указать должность в соответствии со штатным расписанием, а также подробно описать функциональные обязанности работника. Конкретизировать трудовую функцию работника можно как в самом трудовом договоре, так и в должностной инструкции.

Приведем примеры иных наименований должности помощника бухгалтера:

  • младший бухгалтер;

  • учетчик;

  • ассистент;

  • бухгалтер.

Главный бухгалтер предприятия

Главная обязанность помощника бухгалтера заключается в поддержании деятельности главного бухгалтера или бухгалтера предприятия.

Для решения этой задачи помощник бухгалтера выполняет следующие функциональные обязанности, которые прописаны в должностной инструкции:

  • Работа с первичными документами.

  • Подготовка управленческой отчетности.

  • Работа с банковскими счетами организации, которая заключается в выверке и разнесении информации по бухгалтерским счетам.

  • Составление и предоставление платежных поручений в банк.

  • Проверка банковских документов.

  • Составление различных отчетов, бухгалтерских справок.

  • Начисление премий.

  • Определение прибыли и убытков от деятельности организации.

  • Подготовка отчетов по продажам.

  • Расчет и своевременная выплата заработной платы.

  • Осуществление налоговых выплат в бюджет.

  • Составление актов сверки с дебиторами и кредиторами предприятия.

  • Подготовка отчетов об имеющихся должниках и кредиторах организации.

  • Хранение документации по бухгалтерскому и налоговому учету.

  • Подготовка документов для сдачи в архив.

  • Участие в процессе инвентаризации и составление инвентаризационных описей.

  • Замещение в случае необходимости отсутствующего бухгалтера.

  • Консультирование сотрудников (например, по вопросам начисления заработной платы, расчета больничного листа и т.д.).

  • Помощь другим специалистам предприятия в вопросах, связанных с финансами.

  • Соблюдение трудовой дисциплины.

  • Исполнение приказов руководителя предприятия.

Помощник бухгалтера имеет право:

  • на полноценное рабочее место;

  • направлять запросы с целью получения полного пакета документов, материалов и любой информации, необходимых для полноценного и качественного выполнения своих обязанностей;

  • направлять непосредственному руководителю требования об обеспечении или создании соответствующих условий труда, необходимых для нормальной работы;

  • на повышение и улучшение собственных профессиональных навыков;

  • выступать с инициативой по улучшению организации собственной трудовой деятельности и работы организации в целом;

  • на своевременную оплату своего труда;

  • в рамках своей компетенции быть представителем интересов руководства в инстанциях разного уровня.

Помощник бухгалтера несет ответственность за нарушение своих должностных обязанностей, прописанных в должностной инструкции. При этом в должностной инструкции необходимо подробно указывать, какая мера наказания последует за определенные нарушения.

В результате совершенного проступка может наступить различная степень ответственности:

  • Дисциплинарная ответственность. Дисциплинарная ответственность наступает при нарушении помощником бухгалтера трудового распорядка;

  • Материальная ответственность. Материальная ответственность наступает при возникновении у предприятия финансовых потерь в результате проступка помощника бухгалтера. Нанесенный материальный ущерб должен быть возмещен сотрудником в полном объеме;

  • Административная ответственность. Административная ответственность наступает при нарушении помощником бухгалтера порядка и сроков выполнения порученной работы;

  • Уголовная ответственность. Уголовная ответственность наступает при нарушении помощником бухгалтера уголовного законодательства.

Итак, главный бухгалтер предприятия — лицо, на которое должно быть возложено ведение бухгалтерского учета компании. То есть это человек, которому должны быть доверены финансы компании, коммерческие тайны, контроль над коллективом.

Главный бухгалтер что делает

О том, как правильно организовать бухучет, можно узнать из материалов нашей рубрики «Бухгалтерский учет».

Согласно требованиям закона № 402-ФЗ организация бухгалтерского учета возложена на руководителя предприятия. А он уже для исполнения этой обязанности может:

  1. Вести бухгалтерский учет лично.
  2. Ввести в штат главного бухгалтера.
  3. Передать ведение бухгалтерского учета третьему лицу (на аутсорсинг).

Впрочем, все три способа доступны только в компаниях малого или среднего предпринимательства. При этом в законе не указаны какие-либо четкие требования к лицу, на которое в итоге будет возложена обязанность по ведению учета.

Если компания не относится к таким субъектам, то ведение бухгалтерского учета должно быть возложено на сотрудника организации либо передано по договору. В кредитной организации остается только один вариант — наличие главного бухгалтера в штате.

В законе о бухучете прописаны строгие требования, которые предъявляются к данной должности. В частности, это обязательное наличие высшего образования, стаж работы не менее 3 лет из последних 5, отсутствие непогашенной судимости за экономические преступления. Однако они распространяются не на всех главбухов, а только на лиц, занимающих эту должность в прямо указанных в законе компаниях (см. п. 4 ст. 7 закона № 402-ФЗ). К главбухам в малом и среднем бизнесе эти ограничения не относятся.

Главный бухгалтер что делает

Подробнее о главном бухгалтерском законе читайте в рубрике «Закон о бухгалтерском учете».

Давайте сначала поговорим о правах главного бухгалтера, человека, который занимает достаточно высокий пост в любой компании.

Вообще, основные трудовые права любого работника любой организации контролируются ТК РФ, а права именно работника как специалиста прописываются в его должностной инструкции. Что же можно указать, формируя такую инструкцию для главного бухгалтера? Например, следующее:

  1. Главный бухгалтер имеет право:
  • представлять интересы бухгалтерии организации, выступая в других структурных подразделениях, перед компаниями-контрагентами;
  • запрашивать нужные документы и информацию от других специалистов компании;
  • вносить на рассмотрение директора различные финансовые планы, структуру бухгалтерии, предложения о поощрении работников или материальном взыскании;
  • взаимодействовать с другими структурными подразделениями в части, необходимой для выполнения своих обязанностей.
  1. По доверенности главному бухгалтеру могут быть переданы права на представление интересов компании в налоговых и других проверяющих структурах.

Можно еще добавить, что помимо основных профессиональных трудовых функций главный бухгалтер, как правило, сам выбирает работников своего отдела, может регулировать поиск аудиторской компании для проверки предприятия, в оговоренных рамках самостоятельно принимать решения, влияющие на финансовые показатели компании и т. п.

Для определения круга обязанностей главбуха нужно смотреть не только закон о бухучете, но и профстандарт. Действующий стандарт «Бухгалтер», утв. приказом Минтруда от 21.02.2019 № 103н. О нем мы писали здесь.

Конечно, по сравнению с правами, круг обязанностей руководителя бухгалтерии гораздо объемнее. Рассмотрим его подробно, можно даже разделить все обязанности главного бухгалтера на несколько групп.

  1. Финансовая группа
  • Главное, что делает главбух, — ведет бухучет финансовой и хозяйственной деятельности компании, осуществляет контроль над собственностью предприятия.
  • Формирует учетную политику компании в соответствии с действующим законодательством, включая разработку плана счетов, форм первички и т. п.

Пример правильного подхода к учетной политике ищите в нашей статье «Как составить учетную политику в организации».

  • Организует учет имущества, поступающего в компанию, учет хозяйственных операций, совершаемых в компании.
  • Организует и контролирует учет издержек предприятия, реализацию продукции.
  • Формирует полную и достоверную бухгалтерскую отчетность, по запросу предоставляет данные об имущественном положении компании, доходах и расходах предприятия.
  • Контролирует соблюдение налогового законодательства и формирование налоговой отчетности по правилам, соответствующим НК РФ.
  • Контролирует правильное начисление и уплату налогов, социальных взносов, административных платежей в государственные бюджетные и внебюджетные фонды.
  • Обеспечивает составление баланса и оперативных сводных отчетов о доходах/расходах средств, об использовании бюджета, другой статистической отчетности, представление их в установленном порядке в соответствующие органы.
  1. Управляющие функции
  • Контролирует должностные инструкции своих подчиненных.
  • Оказывает методическую помощь работникам подразделений предприятия по вопросам бухгалтерского учета, контроля, отчетности и экономического анализа.
  • Сообщает директору предприятия обо всех выявленных недостатках в работе бухгалтерии предприятия, структурных подразделений с обязательным объяснением причин их возникновения, а также предложением способов их устранения.
  • Руководит работниками бухгалтерии организации.
  1. Часть работы по контроллингу
  • Принимает меры по предупреждению недостач, бесконтрольного расходования денежных средств, нарушений действующего законодательства.
  • Отвечает за проведение инвентаризации основных средств, ТМЦ и денежных средств.
  1. Аналитическая часть работы
  • Принимает участие в экономическом анализе деятельности компании.
  • Может принимать участие в финансовом планировании деятельности организации.

О том, что это такое — смотрите в нашем материале «Основные виды финансового планирования (описание)».

Конечно, говоря о правах и обязанностях главного бухгалтера, нельзя забывать про его основную ответственность — за надлежащее выполнение должностных обязанностей. Все возможные ее виды и санкции приведены ниже в таблице.

См. также статью «Кто несет ответственность за организацию бухгалтерского учета?». 

Ответственность

Виды нарушений

Формы

Дисциплинарная

Нарушение трудовой дисциплины, а иногда и непрофессионализм (п.9 ч. 1 ст. 81 ТК РФ)

Замечание, выговор, увольнение

Материальная (ст. 238 ТК РФ)

Причиненный работодателю прямой действенный ущерб (реальное уменьшение имущества работодателя или ухудшение его состояния)

В зависимости от суммы ущерба

Административная (регламентируется рядом статей главы 15 КоАП РФ)

  • грубое нарушение правил учета доходов и расходов;
  • нарушение сроков предоставления или непредоставление налоговой отчетности;
  • нарушение кассовой дисциплины;
  • нарушение валютного законодательства

См. также: «За что могут оштрафовать бухгалтера в 2019 году».

  • 5000–10 000 руб.
  • 300–500 руб.
  • 4000–5000 руб.
  • В зависимости от суммы нарушения

Уголовная ответственность

Наступает, если в течение 3 лет компания уклоняется от уплаты налогов в крупном и особо крупном размере

В зависимости от суммы ущерба (от штрафа до лишения свободы)

Должностная инструкция помощника бухгалтера

Должностная инструкция помощника бухгалтера утверждается руководителем организации. Она необходима для установления правил приема кандидата на работу, требований к квалификации специалиста, границ его профессиональных обязанностей и прав.

При этом должная инструкция помощника бухгалтера должна определять обязанности, которые должны выполняться под контролем руководителя предприятия, и обязанности, которые должны выполняться под контролем главного бухгалтера или бухгалтера.

Таким образом, в должностной инструкции помощника бухгалтера должна быть указана следующая информация:

  • основные функции сотрудника, которые он должен будет выполнять на регулярной основе;

  • основы организации трудовой деятельности;

  • лицо, на которое возложен контроль за исполнением указанных в инструкции обязанностей.

Подписывается должная инструкция помощника бухгалтера одновременно с заключением трудового договора во время оформления работника на должность помощника бухгалтера.

Требования к образованию и квалификации помощника бухгалтера

Помощник бухгалтера относится к специалистам среднего уровня квалификации. Помощником бухгалтера может стать кандидат на должность, который имеет профильное бухгалтерское образование.

Это может быть высшее финансовое или экономическое образование, либо среднее специальное образование.

Соискатель на должность помощника бухгалтера обязан знать содержание основных нормативно – правовых актов, регулирующих сферу бухгалтерского и налогового учета, а также разбираться в вопросах, связанных с гражданским и трудовым законодательством.

Специалист, также, должен знать:

  • Особенности финансово – хозяйственной деятельности конкретного предприятия.

  • Основные локальные акты о структуре организации.

  • Основы технологии производства.

  • Систему бухгалтерского и налогового учета;

  • Порядок документооборота в организации.

  • Правила подготовки финансовой документации и бухгалтерской отчетности на определенный срок;

  • Порядок приема и отпуска товарно-материальных ценностей.

  • Механизм расчетов с кредиторами и дебиторами организации.

  • Порядок налогообложения, действующий на предприятии.

  • Процедуру проведения инвентаризации.

  • Порядок оприходования излишков, списания недосдач, убытков и т.д.

  • Сроки и правила составления бухгалтерской и налоговой отчетности.

  • Основы гражданского и трудового законодательства, а также правила охраны труда.

В своей работе помощник бухгалтера должен:

  • уметь пользоваться современной компьютерной техникой и выполнять необходимые бухгалтерские расчеты;

  • иметь навыки работы с текстовым редактором WORD и уметь работать в EXСEL;

  • разбираться в специализированных бухгалтерских программах (например, 1С-Предпритие, Инфо-Бухгалтер, Турбо-Бухгалтер);

  • уметь работать со справочно-правовыми системами (система «Главбух», «Гарант», «Консультант»).

Также помощник бухгалтера должен быть в курсе всех изменений действующего законодательства.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть
Adblock detector