Экологический сбор в 2019 году. Кто платит

Экологический сбор и нормативы утилизации: общие понятия

Для начала определимся, кто платит экологический сбор и что такое нормативы утилизации. В РФ утвержден перечень товаров и упаковки, подлежащих переработке после утраты ими потребительских свойств. Этот список утвержден Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2017 № 2970-р и включает 46 групп товаров и 8 групп упаковки, начиная с текстильных изделий, заканчивая деревянной, стеклянной и пробковой тарой.

Под утилизацией отходов понимают дальнейшее их использование в производстве, включая:

  • рециклинг — применение по прямому назначению;
  • регенерацию — возврат в производство после соответствующей подготовки;
  • рекуперацию — использование в производстве извлеченных полезных компонентов.

Чиновники подчеркивают, что утилизацией нельзя считать предварительную обработку отходов, их сжигание, обеззараживание и обезвреживание, поэтому подобная переработка не учитывается при расчете выполненных нормативов. В Письмах Росприроднадзора также звучит мысль, что экономические агенты обязаны работать исключительно с отходами, возникшими от использования выпущенных на рынок товаров, а не в процессе всей производственной деятельности.

Подтвердить, что компания выполнила норматив утилизации за 2018 год, позволяют:

  • отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов;
  • соответствующие акты;
  • договор с ИП или юрлицом, имеющим право на переработку.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство товаров на территории России и осуществляющие импорт товаров из третьих стран или ввоз товаров из государств — членов ЕЭС, обязаны обеспечивать выполнение установленных Правительством Российской Федерации нормативов утилизации.

Производители, импортеры товаров обеспечивают утилизацию отходов от использования товаров самостоятельно путем организации инфраструктуры по сбору таких товаров либо путем заключения договоров на утилизацию товаров с третьими лицами. Данный норматив можно выполнить в ходе утилизации не только отходов, образованных от конкретного товара, но и от группы аналогичных товаров в соответствии с перечнем товаров.

Экологический сбор – история вопроса

Законодательно установлено, что с 2015 года необходимо производить утилизацию упаковку и товары с вышедшим сроком годности. Это правило закреплено в постановлении Правительства №2970-р от 28.12.2017 года.

Государство, конечно, хочет контролировать данный процесс и в связи с этим ввело платёж в бюджет (экологический сбор) и специальную отчетность, которая состоит из 3 форм.

Экологический сбор в 2019 году. Кто платит

Нужно напомнить, что впервые отчетность по экологическому сбору налогоплательщики предоставляли за 2016 год.

Экологический сбор в отношении упаковки

Практика показала, что производителям и импортерам очень сложно разобраться, нужно ли платить в той или иной ситуации сбор в отношении упаковки (здесь и далее речь идет об упаковке, включенной в перечень товаров, подлежащих обязательной утилизации после утраты потребительских свойств). Например, когда компания приобретает упаковку, и частично использует ее для собственных нужд, а частично — для продажи своей продукции.

Чиновники пока не дали по этим вопросам исчерпывающих разъяснений. Единственный случай, прокомментированный Росприроднадзором, касается упаковки, которая использована для собственных нужд. В письме от 20.02.17 № ОД-06-02-32/3380 ясно сказано, что такая упаковка под экологический сбор не подпадает.

При решении прочих вопросов, на наш взгляд, нужно руководствоваться пунктом 10 статьи 24.2 Федерального закона от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон об отходах производства). Там говорится, что обязанность по выполнению нормативов утилизации в отношении упаковки лежит на тех, кто производит и импортирует товары в этой упаковке. Значит, платить экологический сбор должны организации и ИП, которые используют тару для упаковывания и продажи своей продукции.

Из приведенной выше нормы можно сделать следующие выводы.

Во-первых, продажа пустой тары в качестве самостоятельного товара не влечет обязанности по уплате экологического сбора.

Во-вторых, продажа готовых изделий в той же упаковке, в которой ранее поступили детали, также не влечет обязанности по уплате сбора. Дело в том, что по закону экосбор в отношении данной тары должен был заплатить тот, кто упаковал и продал детали. Правда, это справедливо только в случае, когда упакованные детали были приобретены у российского поставщика. Если же продавцом является иностранное лицо, то, по логике, заплатить сбор придется российскому покупателю.

В-третьих, компании и предприниматели, купившие пустую тару, упаковавшие свою продукцию и продавшие ее, должны заплатить экологический сбор.

Росприроднадзор в письме от 17.01.18 № ВС-06-02-32/721 напомнил, что не позднее 1 апреля 2018 года плательщики экологического сбора должны заполнить и представить два отчета:

  • декларацию о количестве выпущенных в обращение на территории РФ за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации (форма и положение о декларировании утверждены постановлением Правительства РФ от 24.12.15 № 1417);
  • отчет о выполнении норматива утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств (форма и правила представления утверждены постановлением Правительства РФ от 08.12.15 № 1342).

Также в письме № ВС-06-02-32/721 говорится, что не позднее 15 апреля 2018 года плательщики экосбора должны представить еще один документ:расчет суммы экологического сбора (форма утверждена приказом Росприроднадзора от 22.08.16 № 488).

Добавим, что все указанные виды отчетности составляются в электронной форме, подписываются электронной подписью и направляются в Росприроднадзор через интернет. На официальном сайте этого ведомства размещены бесплатные сервисы для составления отчетности. Датой представления считается день, когда отчет отправлен через интернет. Дополнительно сдавать отчетность на бумажном носителе не нужно.При этом существует два способа сдать электронную отчетность в РПН.

Первый: купить сертификат электронной подписи в одном из аккредитованных удостоверяющих центров, сформировать и подписать отчетность, после чего самостоятельно загрузить ее на приемный шлюз Росприроднадзора.

Второй:  подключиться к системе для сдачи отчетности, в которой можно заполнить отчет с использованием всех актуальных параметров. Заполнить и проверить, а потом отправить его на сайт РПН.

Сдача отчетности через систему имеет два больших преимущества.

  1. Вам не придется самостоятельно «стучаться» на приемный шлюз РПН. Как показывает практика сдачи отчетности в РПН, шлюз может работать с серьезными перебоями. Поэтому велика вероятность, что вам придется потратить не один час для успешной загрузки отчетов. А вот при сдаче через систему вы один раз отправляете отчет на сервер оператора электронного документооборота (ЭДО), и дальше робот сам грузит его на шлюз РПН.
  2. При сдаче отчета через систему оператор ЭДО фиксирует время загрузки отчета. А это дает вам документ, который подтверждает, что вы сдали отчет в определенное время. Это очень пригодится в случае возникновения спора о времени сдачи отчета. Судебная практика показывает, что при наличии подтверждения от оператора ЭДО, суды обычно принимают решения в пользу декларанта.

Однако если у плательщика нет технической возможности использовать интернет, он вправе сдать отчетность на бумаге. Тогда декларацию о количестве выпущенных в обращение товаров и отчет о выполнении норматива утилизации производители должны подать в территориальное управление Росприроднадзора, а импортеры — в центральный аппарат этого ведомства. Что касается «бумажного» расчета суммы экосбора, то все без исключения плательщики должны представить его в свое территориальное управление.

Отчетность на бумаге составляется в одном экземпляре и либо направляется по почте (с описью вложения и уведомлением о вручении), либо сдается лично. К «бумажной» декларации о количестве выпущенных в обращение товаров нужно приложить копию на электронном носителе. Датой представления считается дата почтового отправления или дата, когда Росприроднадзор сделал отметку о получении отчета на бумажном носителе.

Согласно пункту 2 статьи 24.5 Закона об отходах производства, экологический сбор необходимо перечислить не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным периодом. Соответственно, сбор за 2017 год нужно перечислить не позднее 15 апреля 2018 года. Эта дата названа в письме Росприроднадзора от 17.01.18 № ВС-06-02-32/721.

Образец платежного поручения со всеми необходимыми реквизитами, включая код бюджетной классификации, приведен на сайте Росприроднадзора. Копию платежного поручения следует приложить к расчету суммы экологического сбора.

Организация или предприниматель, не уплативший, либо не полностью уплативший экологический сбор, получит требование Росприроднадзора о погашении задолженности. Если истечении 30 календарных дней с момента получения требования оно не будет исполнено добровольно, сумма сбора будет взыскана в судебном порядке (п.

А вот если плательщик сбора не отчитается в срок, либо представит недостоверные сведения, его могут привлечь к административной ответственности на основании статьи 8.5 КоАП РФ. Данная норма подразумевает штраф за сокрытие или искажение экологической информации: для должностных лиц и предпринимателей — от 3 до 6 тысяч рублей, для юридических лиц — от 20 до 80 тысяч рублей.

Экологический сбор в 2019 году. Кто платит

ЭС нужно оплатить до 15 апреля текущего года. Реквизиты для оплаты можно найти на сайте Росприроднадзора. Для перевода средств нужна копия платежного поручения, а также расчет суммы ЭС.

Если предприниматель переплатил при переводе средств на сбор, требуется направить в Росприроднадзор соответствующее заявление. На его основании осуществляется проверка. Затем составляется акт. По итогам проверки средства либо зачитываются, либо возвращаются. Данный порядок установлен пунктами 16-17 правил начисления ЭС.

Как упоминалось ранее, производителю нужно также озаботиться формированием отчетности. Направляется она не позднее 1 апреля текущего года. Понадобится следующая отчетность:

  • Декларация об объеме выпущенной продукции. В ней нужно прописать объем производимых или импортированных изделий, а также упаковки.
  • Отчет об исполнении нормативов переработки. Если часть товаров была утилизирована, нужно также известить об этом Росприроднадзор.

https://www.youtube.com/watch?v=vjYil3YgeaE

Отчетность может передаваться в электронном формате. Сопровождать ее направлением документа в бумажной форме не нужно. Если она направляется в бумажной форме, нужно также отправить копию документа на электронном носителе. До 15 апреля предприниматель обязан сдать расчет суммы ЭС. Составляется он по форме, утвержденной приказом Росприроднадзора от 22.08.2016 №488.

Рекомендуется сдавать отчетность через соответствующую систему. В ней составляется документ, проверяются все параметры. После этого он направляется в РПН.

ВАЖНО! Датой направления отчетности будет считаться день ее отправки через интернет.

Производители товара сдают отчетность в орган РПН по месту регистрации. Компании, импортирующие продукцию, должны направить ее непосредственно в Росприроднадзор.

ВНИМАНИЕ! На официальном сайте Росприроднадзора указаны сервисы, на которых можно совершенно бесплатно составить отчетность.

Перечень товаров и упаковки, которые подлежат утилизации после утраты ими потребительских свойств (Постановление Правительства РФ от 28.12.2017 № 2970-р).

Группа № 1 «Изделия текстильные готовые (кроме одежды)»

Группа № 2 «Ковры и ковровые изделия»

Группа № 3 «Спецодежда»

Группа № 4 «Одежда верхняя прочая»

Группа № 5 «Белье нательное»

Группа № 6 «Одежда прочая и аксессуары»

Группа № 7 «Предметы одежды трикотажные и вязаные прочие»

Группа № 8 «Изделия деревянные строительные и столярные прочие»

Группа № 9 «Тара деревянная»

Группа № 10 «Бумага и картон гофрированные, тара из гофрированной бумаги и картона»

Группа № 11 «Мешки и сумки бумажные»

Группа № 12 «Тара, упаковка бумажная и картонная прочая»

Группа № 13 «Изделия хозяйственные из бумаги или картона»

Группа № 14 «Принадлежности канцелярские бумажные»

Группа № 15 «Бобины, катушки, шпули из бумаги и картона»

Группа № 16 «Издательская продукция печатная»

Группа № 17 «Нефтепродукты»

Группа № 18 «Шины, покрышки и камеры резиновые»

Группа № 19 «Трубы, трубки, шланги, ленты конвейерные, бельтинг из вулканизированной резины»

Группа № 20 «Изделия из резины прочие»

  1. Производители упаковки, реализующие ее для упаковки продукции другим производителям. Например, завод, который продал бумажные пакеты кондитерской.
  2. Производители и импортеры упаковки, которая впоследствии используется для собственных нужд. Например, завод, который производит или импортирует коробки, чтобы транспортировать в них детали из одного цеха в другой.
  3. Экспортеры товаров и упаковки.
  4. Компании, которые самостоятельно утилизируют свои товары и упаковку в объемах не менее предусмотренных на отчетный год, освобождены только от уплаты экосбора, однако не освобождаются от сдачи отчетности по экосбору!

Что из себя представляет экологический сбор

Ряд товаров со временем теряет свои потребительские свойства и относится к категории отходов. Согласно статье 24.2 ФЗ от 24.06.1998 №89 ответственность за их утилизацию ложится на производителя и импортера. Предпринимателю предоставляется два пути:

  1. Самостоятельное проведение утилизации. Мероприятие должно соответствовать всем нормам. Отходы утилизируются на специально отведенных для этого объектах. Альтернативный вариант – поручить эту работу специализированным фирмам.
  2. Отсутствие мер по утилизации, предполагающее выплату экологического сбора.

То есть сбор – это взимание средств за то, что предприниматель не занимается переработкой. Большая часть производителей выбирает именно второй вариант, так как самостоятельная работа с отходами – это дорого, сложно, а также плохо регламентируется законами. На данный момент нет ясно составленных норм, из которых становятся очевидны правила переработки. Поэтому у большей части предпринимателей не остается иного выбора, как выплачивать ЭС.

Экологический сбор регламентируется ФЗ №458 от 29 декабря 2014 года. Основная его функция – стимулирование предпринимателей к самостоятельной утилизации. Средства, полученные в результате сборов, направляются на возведение перерабатывающих объектов и прочих площадок, служащих целям сохранения экологии.

ЭС актуален в отношении ряда товаров, перечень которых утвержден правительством РФ. Это 36 категорий с 433 наименованиями. Выплаты делают только те компании, которые производят эти товары. Верность расчета сбора каждым предприятием контролирует Росприроднадзор.

ВАЖНО! Не нужно путать ЭС с платой за негативное влияние на окружающую среду. Вторая форма сборов взимается за различные вредные выбросы, загрязнение воды веществами, получаемыми в процессе производства.

ВНИМАНИЕ! ЭС не относится к налоговым сборам. Однако по нему нужно создавать отчет, который направляется в местный филиал Росприроднадзора.

Всем известно, что все товары со временем теряют свои потребительские свойства и становятся отходами. Упаковка обычно сразу после использования единожды переходит в разряд отходов. Поэтому производитель или импортер должны задуматься о том, каким образом такие объекты будут уничтожаться.

Как уже было сказано выше, сделать это можно двумя способами, однако наиболее распространенным является второй. Компании не хотят иметь дело с утилизацией, поскольку это достаточно сложно и затратно. Нормативная база несовершенна, поэтому бизнесмены предпочитают не рисковать и не делать ошибок в этой сфере.

Поскольку заниматься утилизацией у бизнеса желания нет, был введен экологический сбор. По замыслу законотворцев он должен стимулировать компании и предпринимателей заниматься утилизацией самостоятельно.

Экологический сбор в 2019 году. Кто платит

Экосбор по состоянию на 2019 год должен уплачиваться по 54 группам товаров и упаковки. Все они перечислены в уже упомянутом постановлении Правительства №2970-р.

Рассчитывается сбор очень просто. Нужно перемножить между собой ставку сбора на массу утилизируемых отходов и норматив утилизации. Для некоторых позиций предусмотрена нулевая ставка, поэтому сумма сбора будет равна нулю.

Так же необходимо принять во внимание, что экологический сбор и плата за негативное воздействие на окружающую среду – это два разных платежа и отчета.

Экологический сбор платится раз в год, его необходимо перечислить в бюджет до 15 апреля. Нельзя забывать, что в отношении данного сбора сроки не переносятся. Это означает, что если крайний срок уплаты выпадает на выходной день, то сделать перечисление нужно в предыдущий рабочий день.

Ставки экологического сбора на 2019 год

Вокруг ставок экологического сбора было много разговоров. Планировалось, что с 2019 года ставки резко поднимутся. Однако, размер ставок изменился в конце 2018 года согласно постановлению Правительства №1293 от 31.10.2018года и до настоящего времени остаются неизменными. Рассмотрим некоторые из них в таблице.

Номер группы товаров Название товара или вид упаковки Ставка сбора за 1 тонну, руб.
3 Спецодежда 11791,00
14 Канцелярские товары из бумаги 2378,00
24 Прочие изделия из пластмассы 4156,00
30 Металлическая легкая тара 2423,00
32 Компьютерная техника, переферия 26469,00
42 Бытовые электроприборы 26469,00
50 Упаковка из гофрокартона 2378,00
51 Упаковка из бумаги 2378,00
53 Упаковка из дерева и пробки 3066,00

Как предполагает Правительство, такие ставки помогут пополнить бюджет и стать стимулом для производителей самостоятельно утилизировать подобные отходы.

Экологический сбор в 2019 году. Кто платит

Также предполагается, что с 2021 года ставки сбора будут умножаться на специальный коэффициент, который будет учитывать реальное изменение потребительских цен.

Номер группы

Наименование группы товаров

Норматив утилизации, %

Ставка экологического сбора, руб. за 1 тонну

2018

2019

1

Изделия текстильные готовые (кроме одежды)

0

5

16 304

2

Ковры и ковровые изделия

0

5

16 304

3

Спецодежда

0

5

11 791

4

Одежда верхняя прочая

0

5

11 791

5

Белье нательное

0

5

11 791

6

Одежда прочая и аксессуары

0

5

11 791

7

Предметы одежды трикотажные и вязаные прочие

0

5

11 791

8

Изделия деревянные строительные и столярные прочие

5

10

3066

9

Тара деревянная

10

15

3066

10

Бумага и картон гофрированные, тара из гофрированной бумаги и картона

25

35

2378

11

Мешки и сумки бумажные

10

15

2378

12

Тара, упаковка бумажная и картонная прочая

10

15

2378

13

Изделия хозяйственные из бумаги или картона

10

15

2378

14

Принадлежности канцелярские бумажные

10

15

2378

15

Бобины, катушки, шпули из бумаги и картона

0

5

2378

16

Издательская продукция печатная

10

15

2378

17

Нефтепродукты

15

20

3431

18

Шины, покрышки и камеры резиновые

20

25

7109

19

Трубы, трубки, шланги, ленты конвейерные, бельтинг из вулканизированной резины

0

5

8965

20

Изделия из резины прочие

20

25

8965

21

Изделия пластмассовые упаковочные

10

15

3844

22

Изделия пластмассовые строительные

5

10

4701

23

Блоки дверные и оконные, пороги для дверей, ставни, жалюзи и аналогичные изделия пластмассовые

0

5

4701

24

Изделия пластмассовые прочие

5

10

4156

25

Стекло листовое гнутое и обработанное

15

20

2858

26

Зеркала стеклянные

0

5

2858

27

Изделия из стекла изолирующие многослойные

5

10

2858

28

Стекло полое

15

20

2564

29

Бочки и аналогичные емкости из черных металлов

15

20

2423

30

Тара металлическая легкая, укупорочные средства из черных металлов

15

20

2423

31

Тара металлическая легкая, укупорочные средства из алюминия

10

15

2423

32

Компьютеры и периферийное оборудование, офисное оборудование

5

10

26 469

33

Мониторы, приемники телевизионные

5

10

26 469

34

Оборудование коммуникационное

5

10

26 469

35

Техника бытовая электронная

5

10

26 469

36

Приборы оптические и фотографическое оборудование

5

10

26 469

37

Элементы первичные и батареи первичных элементов

0

10

33 476

38

Аккумуляторы свинцовые

15

18

2025

39

Батареи аккумуляторные

15

18

33 476

40

Провода и кабели электронные и электрические прочие

0

5

2423

41

Оборудование электрическое осветительное

5

10

9956

42

Приборы бытовые электрические

5

10

26 469

43

Приборы бытовые неэлектрические

5

10

26 469

44

Инструменты ручные с механизированным приводом

5

10

26 469

45

Оборудование промышленное холодильное и вентиляционное

5

10

26 469

46

Фильтры для двигателей внутреннего сгорания

5

10

3037

47

Упаковка металлическая из стали

15

20

2423

48

Упаковка металлическая из алюминия

10

15

2423

49

Упаковка полимерная

10

15

3844

50

Упаковка из гофрированного картона

25

35

2378

51

Упаковка из бумаги и негофрированного картона

10

15

2378

52

Упаковка стеклянная

15

20

2564

53

Упаковка деревянная и пробковая

10

15

3066

54

Упаковка из текстильных материалов

0

5

16 304

Кто уплачивает ЭС?

Сбор обязаны выплачивать ЮЛ и ИП, производящие или импортирующие товары, которые попадают в соответствующий перечень (Распоряжение Правительства от 24.09.2015 №1886). Сбором не облагаются объекты незавершенного производства. Если есть только они, плата взимается исключительно за упаковку.

Сборы не нужно уплачивать в следующих случаях:

  • Фирма утилизирует отходы за пределами страны.
  • Компания утилизирует товары в пределах принятых нормативов.

Если фирма утилизирует часть отходов, однако она не дотягивает до принятых нормативов, платить нужно только за тот процент продукции, которая не была переработана.

Рассмотрим ситуации, когда экологический сбор не уплачивается:

  • Те организации, которые производят упаковку не для собственных нужд, а для других производителей
  • Компании, которые выпускают или импортируют упаковку для своих, внутренних нужд
  • Продавцы товаров и упаковки на экспорт
  • Те организации, которые сами занимаются утилизацией, но в определенном объеме, не меньше того, что установлен на год на законодательном уровне. При этом отчетность сдавать не нужно.

Особые случаи определения ответственного за уплату экосбора

Производители упаковки

Производители упаковки должны вносить платеж по экосбору, только если реализуют ее конечному потребителю. Например, если производитель бумажных мешков реализует мешки для продажи в розничных магазинах (Постановление Правительства от 08.10.2015 № 1073 в ред. от 23.08.2018).

Многооборотная упаковка

За многооборотную упаковку платить экосбор должен производитель. Например, если велозавод упаковывает велосипеды в картонные коробки, которые затем ставит на поддоны. В этом случае экосбор за картонные коробки платит велозавод, а за поддоны — производитель поддонов (Постановление Правительства РФ от 08.10.2015 № 1073 в ред. от 23.08.2018).

Толлинг

При производстве товаров по схеме толлинга, когда происходит продажа услуг производства, сырье для производства принадлежит заказчику, поэтому утилизировать товары или платить сумму экосбора должен он.

Например, компания заказывает типографии напечатать ежедневники с логотипом компании и предоставляет для этого бумагу. Готовые ежедневники принадлежат компании на правах собственности, она их реализует, поэтому несет ответственность по экосбору.

Off-take

Экологический сбор в 2019 году. Кто платит

При производстве товаров по схеме off-take, когда реализуется готовый товар, сделанный на заказ, сырье для производства принадлежит производителю, поэтому утилизировать товары или платить сумму экосбора должен он.

Например, издательство заказывает типографии напечатать книги, и для этого используется сырье типографии. Напечатанные книги являются собственностью типографии, и ответственность по экосбору несет она.

Существует несколько сложных случаев, когда можно ошибиться с определением плательщика экосбора:

  1. Сбор платит тот производитель упаковки, который реализует ее непосредственно конечному покупателю
  2. Если упаковка используется несколько раз, то платит за нее производитель
  3. Если продаются услуги по производству, а сырье принадлежит заказчику, то сбор уплачивает заказчик
  4. Если товар производится на заказ, а сырье принадлежит производителю, то сбор уплачивает производитель

Ответственность за неуплату экологического сбора или несдачу декларации

Если предприниматель не уплатил сбор в срок, он получает требование о добровольном погашении долга. Если в течение месяца с момента получения требования оно не исполнено, сумма взыскивается через суд (Постановление от 08.10.2015 №1073). Для нерадивого плательщика предусмотрена следующая ответственность за непредставление отчетности в срок или искажение информации в ней:

  • Административная. Предусмотрена статьей 8.5 КоАП РФ. Штраф для ИП и должностных лиц составит 3 000-6 000 рублей, для ЮЛ – 20 000-80 000 рублей.
  • На основании 19.7 статьи КоАП РФ. Для должностных лиц и ИП штраф составит 300-500 рублей, для ЮЛ – 3 000-5 000 рублей.

Штраф именно за неуплату сбора на данный момент законодательством не предусмотрен. Все финансовые вопросы решаются через суд. Если судебный орган примет решение обязать предпринимателя выплатить ЭС, но платежей так и не поступит, производится принудительное взыскание. Оно может грозить замедлением финансовых процессов в компании, а потому задолженность следует погашать заранее.

При неуплате эксобора или неполном внесении платежа организация получает требование Росприроднадзора о добровольном погашении задолженности. После этого у юрлица есть только 15 календарных дней на выполнение своей обязанности, а не 30, как раньше (Постановление Правительства РФ от 23.08.2018 № 986).

Экологический сбор в 2019 году. Кто платит

Сервис «Отчетность в РПН» рассчитает сумму экосбора за вас! Выберите из перечня товар или упаковку, которые вы произвели или импортировали, — и cервис сам выполнит расчет с учетом нужных ставок и нормативов утилизации.

Отправить заявку

На проверку отчетов у Росприроднадзора есть три месяца. Помимо этого, выполнение нормативов и уплату сумм на защиту экологии инспекторы контролируют во время плановых и внеочередных проверок. За нарушение требований закона о защите окружающей среды от воздействия отходов предусмотрено несколько видов ответственности, в том числе уголовная.

19 июня 2019 года вступили в силу изменения, внесенные в Кодекс об административных правонарушениях Федеральным законом от 17.06.2019 N 141-ФЗ

Введена новая статья 6.35 КоАП РФ об ответственности за нарушение санитарных норм при обращении с отходами (штрафы для должностных лиц — от 30 000 до 40 000 рублей, для компаний — от 250 000 до 350 000 рублей).

Появилась и еще одна статья — статья 8.2.1 КоАП РФ — об ответственности за разрушение озонового слоя (штраф для компаний — от 250 000 до 400 000 рублей).

Новой статьей 8.5.1 введена ответственность за непредставление или несвоевременное представление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов (штраф — от 70 000 до 150 000 рублей для юрлиц), а нормами статьи 8.41.1 КоАП РФ — ответственность за неуплату сбора, который должны уплачивать не утилизирующие отходы самостоятельно: штраф будет равен двукратному размеру сбора, но не менее 250 000.

Несмотря на то, что экологический сбор – это не налоговый платеж, за его неуплату предусмотрена ответственность, так же, как и за непредоставление декларации.

Если у компании есть обязанность по уплате сбора, а она этого не сделала или внесла платеж частично, то нужно ждать требование от Росприроднадзора. В этом случае контролирующий орган дает возможность в добровольном порядке перечислить причитающуюся к уплате в бюджет сумму. Это нужно сделать в течение 15 календарных дней.

В случае, когда не была сдана декларация, ответственность грозит как ответственным лицам, так и организации. Что касается административной ответственности, то для должностных лиц предусмотрен штраф в размере 3-6 тысяч рублей, для компании – 20-80 тысяч рублей.

В связи с такими серьезными санкциями не в интересах предпринимателей уклоняться от сдачи декларации и уплаты сбора в бюджет.

Экологический сбор в 2019 году. Кто платит

Тема экологических отчетов достаточно сложная. Далеко не все предприятия и предприниматели сталкиваются с составлением таких отчетов и уплатой сборов. Большинство компаний предпочитают переложить ответственность за формирование отчетов по этому направлению на специально обученных людей, иными словами, воспользоваться услугами специальных организаций, работающих в этой области.

Экологический сбор один из таких экологических отчетов. Это совсем не одно и то же, что плата за негативное воздействие на окружающую среду. Сбор касается только утилизации товаров и упаковки. Перед тем, как начать работать с этим направлением деятельности компании, нужно тщательно изучить теорию вопроса.

Если плательщик экосбора не отчитается в срок, либо представит недостоверные сведения, его могут привлечь к административной ответственности на основании статьи 8.5 КоАП РФ. Данная норма подразумевает штраф за сокрытие или искажение экологической информации: для должностных лиц и предпринимателей — от 3 до 6 тысяч рублей, для юридических лиц — от 20 до 80 тысяч рублей.

Кроме того, существует и другая, более общая, норма — статья 19.7 КоАП РФ. Она подразумевает санкцию за непредставление или несвоевременное представление сведений государственным контролирующим органам, а также за искажение таких сведений. Это может быть предупреждение, либо штраф в размере от 300 до 500 рублей для должностных лиц и ИП, и в размере от 3 до 5 тысяч рублей для организаций.

Неуплата или неполная уплата экологического сбора приведет к следующим последствиям. Сначала Росприроднадзор выставит требование о погашении задолженности. А по истечении 30 календарных дней сумма сбора будет взыскана в судебном порядке (п. 25 правил взимания экосбора). Штраф за неуплату экологического сбора в настоящее время не установлен.

Как отчитаться по экологическому сбору

В январе 2019 г. Минприроды выпустило письмо с разъяснениями по вопросу формирования отчётности и уплаты сбора за 2018 год. В данном письме было, в частности, сказано,[…] Отчетность, декларация и расчет суммы экологического сбора (в случае недостижения нормативов утилизации) в 2018 году подавались за 2017 отчетный год (с применением нормативов утилизации, установленных на 2017 год распоряжением Правительства Российской Федерации 4 декабря 2015 г. N 2491-р).

При подаче в 2019 году декларации за отчетный 2018 год в ней указывается количество выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за 2018 год. В 2019 году за отчетный 2018 год отчетность составляется на основе данных о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за 2017 год, и нормативов утилизации, установленных на 2018 год распоряжением N 2971-р.

В 2019 году за отчетный 2018 год расчет суммы экологического сбора формируется на основе данных о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за 2017 год, с применением нормативов утилизации, установленных на 2018 год распоряжением N 2971-р, и ставок экологического сбора, утвержденных Постановлением N 284 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31 октября 2018 г. N 1293).

Экологический сбор в 2019 году. Кто платит

Отмечаем, что новый подход по использованию в отчетности и в расчете суммы экологического сбора данных о товарах (упаковке товаров), выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской за год, предшествующий отчетному периоду, применяется с отчетного периода за 2018 год.

Использование для расчета суммы экологического сбора и за 2017 год, и за 2018 год одних и те же значений массы товара, массы упаковки товара, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за 2017 год, и уплата экологического сбора за 2017 год не освобождают производителей товаров, импортеров товаров от обязанности уплатить в 2019 году экологический сбор за 2018 год при невыполнении ими в течение 2018 года нормативов утилизации.

Таким образом, при подготовке производителями и импортерами товаров, ассоциациями отчетности за 2018 отчетный год, а также расчета суммы экологического сбора (в случае недостижения нормативов утилизации) необходимо использовать данные из декларации за 2017 год и нормативы утилизации на 2018 год, установленные распоряжением N 2971-р. […] […] В соответствии с пунктом 9 Постановления № 1417 и пунктом 9 Правил № 1342 отчетным периодом для представления декларации и отчетности признается календарный год. На основании п.5 ст.2 Федерального закона от 03.06.2011 № 107 «Об исчислении времени» календарным годом считается период времени с 1 января по 31 декабря продолжительностью триста шестьдесят пять либо триста шестьдесят шесть (високосный год) календарных дней. Согласно п.

10 Постановления № 1417 декларация представляется ежегодно, до 1 апреля года, следующего за отчетным периодом. Правила взимания экологического сбора утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2015 № 1073 «О порядке взимания экологического сбора». Таким образом, в 2019 году импортеры и производители товаров, отчитываясь за 2018 год, указывают в декларации, отчетности, расчете экологического сбора количество выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров в 2017 году, применяя нормативы утилизации отходов от использования товаров 2018 года, установленные распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2017 № 2971-р.

Таким образом, из-за «нового подхода» к формированию отчётности совсем не понятно, как отчитываться в апреле 2019 года. Если производитель/импортер отчитался в прошлом апреле за товары, выпущенные в 2017 оду и отходы от них, утилизированные в том же 2017 году, значит ли это, что придется вновь учитывать эти показатели и платить дважды за одно и то же? Ждем дополнительных разъяснений по данному вопросу от Росприроднадзора или Минприроды.

К отчетному периоду за 2018 год утвержденный перечень товаров и упаковки расширился. В результате в 2019 году отчитаться по экосбору должны производители и импортеры 54 групп товаров и упаковки, а не 36, как раньше. К новым группам товаров и упаковки, подпадающим под экосбор, относятся свинцовые аккумуляторы и аккумуляторные батареи, электронные и электрические провода и кабели, электрическое осветительное оборудование, бытовые электрические и неэлектрические приборы, упаковка из гофрированного картона, полимерная, стеклянная, деревянная, пробковая, металлическая из стали и алюминия и др.

Важно, что также за экосбор должны отчитываться:

  • производители, которые упаковывают свой товар в упаковку, подлежащую утилизации, — например, пекарня, в которой круассаны заворачивают в бумажные пакеты (нужно отчитаться за упаковку);
  • импортеры, которые ввозят продукцию в упаковке, подлежащей утилизации, — например, компания, которая импортирует духи в стеклянной таре (нужно отчитаться за стеклянную тару).

Шаг 1. Проверьте, надо ли отчитываться.

Если ваша организация входит в одну из перечисленных ниже групп, то переходите к шагу 2. Если нет — организация освобождена от выполнения нормативов утилизации, отчетности и платы за экосбор.

  1. Товары и упаковка, которые вы ввозите или производите, входят в Перечень.
  2. Вы приобретаете упаковку, которая входит в Перечень, чтобы упаковывать производимый вами товар для продажи. Например, у вас кондитерская, и вы укладываете торты в картонные коробки, которые купили у другого производителя.
  3. Вы импортируете товар в упаковке, которая входит в Перечень. Например, вы ввозите шоколадные изделия в бумажной обертке.

Шаг 2. Проверьте, выполняются ли нормативы утилизации.

Проверьте, выполняете ли вы нормативы утилизации, то есть утилизируете ли установленное количество товара/упаковки. Если да — переходите к шагу 3, если не выполняете или выполняете не в полном объеме — к шагу 4.

Норматив утилизации — это процент от общего количества выпущенных в обращение на территории РФ товаров и упаковки, выраженный в единицах массы товаров и упаковки или единицах товаров. Нормативы утилизации по каждой группе товаров и упаковки на 2018–2020 годы утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.12.2017 № 2971-р в ред. Распоряжения Правительства РФ от 16.06.2018 № 1203-р.

Пример расчета норматива утилизации

Предприятие произвело и реализовало на территории РФ за 2017 год 200 тонн люминесцентных ламп. Согласно перечню товаров из Распоряжения № 2971-р, лампы относятся к группе № 41, на 2018 год для них утвержден норматив утилизации 5 %, значит, предприятие за 2018 год должно утилизировать 200 × 0,05 = 10 тонн ламп.

Юрлица и ИП могут выбрать один из перечисленных способов, чтобы выполнить нормативы утилизации (Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ).

1. Утилизировать товары и упаковку самостоятельно.

Если вы планируете утилизировать отходы I–IV классов опасности, то предварительно вам надо получить лицензию на деятельность по обращению с отходами. Для утилизации отходов V класса опасности (керамика, бумага, зола и др.) лицензия не нужна.

2. Заключить договор со специализированной компанией, у которой есть лицензия на утилизацию отходов I–IV классов опасности.

В этом случае к отчетности о выполнении нормативов утилизации нужно прилагать указанный договор, копию лицензии (при необходимости) и акт об утилизации.

3. Вступить в ассоциацию или союз производителей и импортеров.

Если ассоциация в течение отчетного года не выполнит нормативы утилизации или выполнит их не в полном объеме, ответственность по экосбору несет производитель или импортер товаров/упаковки.

Шаг 3. Что делать тем, кто выполняет норматив утилизации

Вы должны представлять отчетность по экосбору и документы, подтверждающие проведенную утилизацию.

Вносить плату за экосбор не нужно — платеж будет нулевым.

Экологический сбор в 2019 году. Кто платит

Если производитель/импортер перевыполнил нормативы утилизации в предыдущем году, то в текущем календарном году они уменьшаются на разницу перевыполнения норматива.

Шаг 4. Что делать тем, кто не выполняет норматив утилизации

Вы должны сдавать отчетность по экосбору, прилагать к отчетности документы, подтверждающие проведенную утилизацию, рассчитывать и вносить платеж за экосбор в бюджет.

До 15 апреля 2017 года плательщики экосбора должны представить еще один документ:

  • расчет суммы экологического сбора (форма утверждена приказом Росприроднадзора от 22.08.16 № 488).

Все указанные виды отчетности составляются в электронной форме, подписываются простой электронной подписью и по интернету направляются в Росприроднадзор. На официальном сайте этого ведомства размещены бесплатные сервисы для составления отчетности. Датой представления считается день, когда отчет отправлен по интернету. Дополнительно сдавать отчетность на бумажном носителе не нужно.

Существует два способа сдать отчетность в РПН.

Второй:  подключиться к системе для сдачи отчетности, которой можно заполнить отчет с использованием всех актуальных параметров, проверить его и отправить на сайт РПН.

Экологический сбор в 2019 году. Кто платит

Сдача отчетности через систему имеет два огромных плюса.

  1. Вам не придется самостоятельно «стучаться» на приемный шлюз РПН. Как показывает практика сдачи отчетность по НВОС, шлюз может работать с серьезными перебоями. Поэтому велика вероятность, что вам придется  потратить не один час для успешной загрузки отчетов. А вот при сдаче через систему вы один раз отправляете отчет на сервер оператора электронного документооборота (ЭДО), и дальше робот сам грузит его на шлюз РПН.
  2. При сдаче через систему оператор ЭДО фиксирует время загрузки отчета. А это дает вам документ, который подтверждает, что вы сдали отчет в определенное время. Это очень пригодится в случае возникновения спора о времени сдачи отчета. Судебная практика показывает, что при наличии подтверждения от оператора ЭДО, суды обычно принимают решения в пользу декларанта.

Образец заполнения расчета экологического сбора

Чтобы вычислить величину экосбора за 2016 год, нужно выяснить значения нескольких показателей.

Во-первых, следует знать, какая масса готового товара, подлежащего утилизации, была выпущена в обращение производителем или импортером на территории РФ в 2016 году. Если товар в упаковке не является готовым к употреблению изделием, то экосбор платится только в отношении упаковки (п. 3 ст. 24.5 Закона об отходах производства). В этом случае в расчет берется масса упаковки.

Во-вторых, необходимо разобраться, какой норматив утилизации установлен для каждого вида товара. Перечень нормативов на 2015-2017 годы утвержден распоряжением Правительства РФ от 04.12.15 № 2491-р. Отметим, что для ряда наименований (например, для одеял, дорожных пледов и постельного белья) предусмотрены нулевые нормативы.

В-третьих, надо выбрать ставку экологического сбора, которая установлена для той или иной группы товаров, подлежащих утилизации. Ставки утверждены постановлением Правительства РФ от 09.04.16 № 284.

Сумма экосбора равна произведению массы товара (или упаковки) на соответствующий норматив и на ставку. Получается, что если для какого-либо наименования действует нулевой норматив утилизации, то сумма экосбора также будет равна нулю.

  • С — ставка сбора;
  • Ку — установленное количество утилизированных отходов в кг;
  • Кд — количество отходов, которые были фактически отправлены на переработку, в кг.

После того как компания уплатит экологический сбор либо предоставит отчет о выполнении норм, она выполнит обязанность по защите окружающей среды от негативного воздействия отходов.

Если нормативы утилизации не выполнены либо выполнены не полностью, нужно рассчитать сумму экологического сбора и подать расчет в Росприроднадзор до 15 апреля года, следующего за отчетным. Экологический сбор относится к неналоговым доходам федерального бюджета. Для упаковки он уплачивается производителем товара в упаковке, а если товар не является готовым к употреблению, то платится сбор только за упаковку.

Ставки по сбору установлены Постановлением Правительства РФ от 09.04.2016 N 284 «Об установлении ставок сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, отходы от использования которых подлежат утилизации, уплачиваемого производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров (экологического сбора)».

Экологический сбор в 2019 году. Кто платит

Согласно ч. 5 и 6 статьи 24.5 Федерльного закона № 7-ФЗ:5. Ставка экологического сбора формируется на основе средних сумм затрат на сбор, транспортирование, обработку и утилизацию единичного изделия или единицы массы изделия, утратившего свои потребительские свойства. В ставку экологического сбора может включаться удельная величина затрат на создание объектов инфраструктуры, предназначенных для этих целей.

Ставки экологического сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, отходы от использования которых подлежат утилизации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.6. Экологический сбор рассчитывается посредством умножения ставки экологического сбора на массу товара или на количество единиц товара (в зависимости от вида товара) либо на массу упаковки товара, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации, и на норматив утилизации, выраженный в относительных единицах.

Раздел 1. Общие сведения о производителе, импортере готовых товаров, в том числе упаковки таких товаровРаздел 2. Расчет суммы экологического сбора

При расчете сбора используется показатель количества товаров (готовых товаров/упаковки), выпущенных в обращение на территории РФ, который необходимо брать из декларации о количестве выпущенных в обращение на территории РФ за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации.

Итоговое количество, подлежащее утилизации, включается в расчет в соответствии с указанным количеством из отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств. Сумма экологического сбора за готовые товары и сумма сбора за упаковку определяются путем суммирования значений по группам товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации. Итоговая сумма определяется путем суммирования суммы сбора за готовые товары и суммы сбора за упаковку.

Если товар упакован в упаковку, произведенную сторонней организацией, вам необходимо еще на этапе декларирования количества товаров запросить сведения о ее производстве и составе, чтобы выяснить, какую долю в составе упаковки составляет вторичное сырье, что позволит воспользоваться понижающим коэффициентом при расчете.

Экологический сбор 2019

К заполненной форме расчета экологического сбора прилагаются документы:а) копии платежных документов об уплате экологического сбора;б) документ, подтверждающий полномочия представителя плательщика на осуществление действий от имени плательщика.

Администратором платежей является Росприроднадзор. Расчет суммы можно провести с помощью программных средств или на бумажном носителе. Датой представления расчета суммы экологического сбора в электронной форме считается дата его отправления через Интернет в Росприроднадзор, на бумажном носителе датой считается отметка Росприроднадзора о его получении с указанием даты, проставляемой на бумажном носителе, или дата почтового отправления.

Администратор платежей может составить акт проведения контроля за правильностью исчисления суммы экологического сбора, полнотой и своевременностью его внесения при выявлении данных фактов. Акт направляется плательщику в течение 3 дней, плательщик же может в течение 10 дней направить администратору копии документов, подтверждающих обоснованность расчета, уплату сбора, а также пояснения о причинах несоответствия сведений, представленных плательщиком.

а) факты ошибок, допущенных при выполнении расчетов, и противоречий (несоответствий) между сведениями, содержащимися в расчете суммы экологического сбора, и информацией, имеющейся в распоряжении администратора экологического сбора и (или) полученной им в установленном порядке при декларировании товаров и упаковки товаров, при представлении отчетности о нормативах и при проведении контроля выполнения установленных нормативов утилизации, а также федерального государственного экологического надзора;

б) факты невнесения, внесения не в полном объеме или несвоевременного внесения экологического сбора;

в) факт завышения размера исчисленного и (или) уплаченного экологического сбора;

г) требование о представлении администратору экологического сбора в течение 10 рабочих дней со дня получения такого требования обоснованных пояснений, касающихся расчета суммы экологического сбора, и (или) внесения в него исправлений для устранения фактов, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, путем внесения изменений в расчет суммы экологического сбора, которые повторно направляются администратору экологического сбора, и (или) погашения задолженности по экологическому сбору в случае выявления фактов, указанных в подпункте «б» настоящего пункта.

а) позволяющих определить уплату (взыскание) экологического сбора в размере, который превышает размер экологического сбора, подлежащего уплате, а также ошибочную уплату (взыскание) экологического сбора;

б) подтверждающих полномочия лица, подписавшего заявление или заверенную копию указанного документа;

в) подтверждающих полномочия на осуществление действий от имени плательщика, в случае если заявление, указанное в пункте 19 настоящих Правил, подается представителем плательщика.

В случае невнесения, внесения не в полном объеме сбора и (или) непредставления расчета суммы сбора плательщиком в установленные сроки администратор направляет плательщику требование о добровольном погашении задолженности и представлении расчета суммы экологического сбора, на это отводится 15 дней, поле чего взыскание начинается в судебном порядке.

С – ставка сбора

М – масса готового товара или количество единиц подлежащего утилизации готового товара, выпущенного в обращение на территории РФ, либо масса упаковки, использованной для производства такого товара

Н – норматив утилизации.

У производителей и импортеров есть выбор: самостоятельно утилизировать отходы, соблюдая нормативы утилизации, или рассчитать и перечислить экологический сбор.

Если при утилизации не выполнен норматив, то придется заплатить экологический сбор на разницу между нормативом утилизации и фактическим количеством отходов.

9. Экологический сбор: Куда направляются средства?

Средства, полученные в виде сбора, направляются на реализацию государственных программ в форме субсидий на мероприятия региональных программ по обращению с отходами. Причем приоритетно субсидии расходуются на утилизацию в рамках региональных программ тех самых отходов, которые не утилизированы производителями/импортерами и за которые уплачен сбор, во вторую очередь финансирование направляется на строительство, реконструкцию объектов обработки, утилизации отходов.

Согласно пояснениям разработчиков, которые готовили подзаконные акты в данной сфере, только за 2 года уплаты сбора станет возможным строительство 24 сортировочных комплексов и 831 технологической линии по переработке отходов, 261 комплекс по переработке для повторного использования отходов, 507 приемно-заготовительных пунктов сбора отходов.

При условии фактической реализации такого финансового инструмента государство могло бы в короткие сроки обновить объекты утилизации и обработки отходов, а также снизить количество свалок и полигонов захоронения отходов, внедрить раздельный сбор и т.д. К сожалению, на данный момент в РФ лишь 7–8 % отходов отправляются на утилизацию или обезвреживание, остальные — либо размещаются на полигонах, либо складируются на незаконных свалках.

Проконсультироваться сейчас

Что такое экологический сбор

Существуют товары, которые необходимо утилизировать после того, как они утратили свои потребительские свойства и превратились в отходы. Обеспечить утилизацию обязаны производители и импортеры таких товаров. Эта норма закреплена в пункте 1 статьи 24.2 Федерального закона от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон об отходах производства).

В теории производители и импортеры вправе выбрать один из двух вариантов. Первый вариант — провести утилизацию своими силами. Для этого нужно создать собственные объекты по сбору, обработке и утилизации отходов, либо привлечь специализированную организацию или предпринимателя. Допустимо также вступить в ассоциацию производителей и импортеров, и поручить утилизацию ей.

Второй вариант — не делать ничего вышеперечисленного, а вместо этого заплатить экологический сбор. Таким образом, экосбор по сути является платой за отказ заниматься утилизацией.

Однако на сегодняшний день реализовать первый вариант практически невозможно. Дело в том, что процесс самостоятельной утилизации должен регулироваться определенными нормативными правовыми актами, которые до сих пор не приняты. Поэтому де-факто у производителей и импортеров остается только один вариант — платить экологический сбор.

Добавим, что нельзя путать экологический сбор с платой за негативное воздействие на окружающую среду. Несмотря на то, что названия схожи по смыслу, это два разных вида платежей, и для каждого установлен свой порядок уплаты.

С 2015 года производители и импортеры обязаны утилизировать товары и упаковку, которые они ввозят или производят, после утраты ими потребительских свойств (Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ в ред. 29.12.2014). Актуальный перечень таких товаров и упаковки утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.12.

2017 № 2970-р (далее — Перечень; см. главу «За какие товары и упаковку нужно сдавать отчетность по экосбору»). Чтобы регулировать процесс утилизации, правительство ввело отчетность по экологическому сбору, которая включает сдачу трех форм и внесение платежа. Первая отчетная кампания по экосбору прошла после принятия всей необходимой нормативно-правовой базы — в 2017 году (за 2016 год).

Чем грозит несдача экосбора

Группа № 22 «Изделия пластмассовые строительные»

Группа № 23 «Блоки дверные и оконные, пороги для дверей, ставни, жалюзи и аналогичные изделия пластмассовые»

Группа № 24 «Изделия пластмассовые прочие»

Группа № 25 «Стекло листовое гнутое и обработанное»

Группа № 26 «Зеркала стеклянные»

Группа № 27 «Изделия из стекла изолирующие многослойные»

Группа № 28 «Стекло полое»

Группа № 29 «Бочки и аналогичные емкости из черных металлов»

Форма расчета суммы экологического сбора

Группа № 30 «Тара металлическая легкая, укупорочные средства из черных металлов»

Группа № 31 «Тара металлическая легкая, укупорочные средства из алюминия»

Группа № 32 «Компьютеры и периферийное оборудование, офисное оборудование»

Группа № 33 «Мониторы, приемники телевизионные»

Группа № 34 «Оборудование коммуникационное»

Группа № 35 «Техника бытовая электронная»

Группа № 36 «Приборы оптические и фотографическое оборудование»

Товары и упаковка, которые добавлены в Перечень к отчетному периоду за 2018 год.

Товары

Группа № 37 «Элементы первичные и батареи первичных элементов»

Группа № 38 «Аккумуляторы свинцовые»

Группа № 39 «Батареи аккумуляторные»

Группа № 40 «Провода и кабели электронные и электрические прочие»

Группа № 41 «Оборудование электрическое осветительное»

Группа № 42 «Приборы бытовые электрические»

Группа № 43 «Приборы бытовые неэлектрические»

Группа № 44 «Инструменты ручные с механизированным приводом»

Группа № 45 «Оборудование промышленное холодильное и вентиляционное»

Группа № 46 «Фильтры для двигателей внутреннего сгорания»

Упаковка

Группа № 47 «Упаковка металлическая из стали»

Группа № 48 «Упаковка металлическая из алюминия»

Группа № 49 «Упаковка полимерная»

Группа № 50 «Упаковка из гофрированного картона»

Группа № 51 «Упаковка из бумаги и негофрированного картона»

Группа № 52 «Упаковка стеклянная»

Группа № 53 «Упаковка деревянная и пробковая»

Группа № 54 «Упаковка из текстильных материалов»

Толлинг

Форма расчета суммы экологического сбора (оборотная сторона)

Off-take

Расчет экологического сбора ведут импортеры, а также производители товаров, которые сами не могут утилизировать испорченную продукцию. При этом плательщиками экологического сбора могут быть как компании, так и ИП.

То есть экологический сбор надо платить, если производитель или импортер не может своими силами утилизировать отходы по нормам утилизации. Для товаров в упаковке, которые не готовы к употреблению, сбор уплачивается только в отношении упаковки.

Если товары утилизируются и вывозятся из России, экологический сбор в 2018 году не уплачивается. То есть для обложения экологическим сбором товар или упаковка должны быть готовыми к употреблению, произведены в России или ввезены на ее территорию. Товар или упаковка при этом будут использоваться и утилизироваться в России.

Первый перечень товаров, которые надо утилизировать, был утвержден распоряжением Правительства РФ от 24.09.15 № 1886-р. Документ утратил силу с 1 января 2018 года. 

Новый действующий перечень утвержден распоряжением Правительства РФ от 28.12.2017 № 2970-р. 

Экологический сбор: как сдать отчетность

Экологический сбор — относительно новый вид платежа, в этом году компании и предприниматели будут перечислять его во второй раз. В сегодняшней статье мы напомним о том, кто должен его платить, как по нему отчитываться, а также о правилах расчета экологического сбора и сроках его уплаты. Кроме того, мы ответим на часто задаваемые вопросы об уплате сбора в отношении упаковки.

Экологический сбор за 2017 год должны заплатить организации и ИП, которые в отчетном году произвели либо импортировали товары, подлежащие обязательной утилизации после утраты потребительских свойств. Список таких товаров (включая упаковку) утвержден постановлением Правительства РФ от 24.09.15 № 1886-р. В отношении продукции, не упомянутой в данном перечне, сбор платить не нужно.

Обратите внимание: с начала 2018 года действует другой перечень товаров (включая упаковку) подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств. Этот перечень утвержден постановлением Правительства РФ от 28.12.

17 № 2970-р. Но применять новый перечень плательщики будут только в 2019 году при расчете экосбора за 2018 год.

Что же касается 2017-го года, то в этот период действовал прежний список, поэтому именно его следует использовать сейчас.

Практически всем крупным предприятиям нашей страны, кто задействован в работе с перерабатываемой продукцией (продукты питания, органические вещества, пищевое сырье и т.д.) приходится сталкиваться с проблемой утилизации отходов.

Это объясняется тем, что даже самая успешная компания, задействованная в работе с пищевым сырьем, имеет определенные издержки производства. Где-то продукцию не раскупили, где-то от негативного влияния климата произошла порча товаров на складе.

Причин может быть огромное множество, тем более, если мы говорим о продуктах производства с ограниченным сроком годности.

Сегодня наша статья посвящена экологическому сбору, как одной из мер по решению данной проблемы. Многие компании привыкли к тому, что с помощью данного платежа можно освободить себя от необходимости самостоятельно заниматься утилизацией.

В действительности так оно и есть.

Давайте поговорим о правовых основах экологического сбора, обозначим перечень проблем, которые имеются в этой сфере, постараемся понять, почему предприятиям не выгодно самостоятельно избавляться от отходов, а также дадим несколько традиционных рекомендаций.

Что это такое

Экологический сбор – один из видов отчислений, которая выплачивает компания, неспособная или нежелающая самостоятельно утилизировать испорченную продукцию.

Экологический сбор в 2019 году. Кто платит

По идее, каждая организация должна автономно избавляться от неликвидного товара, сжигать его на полигонах, использовать промышленное утилизационное оборудование и т.д. Однако не всем эта идея приходится по душе.

Дело в том, что самостоятельная утилизация – это не только большие хлопоты, материальные затраты на транспортировку продукции, выплата вознаграждения тем, кто примет участие в этой затее, но также и не отрегулированная правовая база по данному вопросу.

Те компании, кто выплачивает экологический сбор, хорошо знакомы с этим небольшим перечнем правовых актов:

  • Постановлением №2491 от 1 декабря 2015 года (нормативы);
  • Постановлением Правительства №284 от 9 апреля 2016 года (ставка);
  • Распоряжение Правительства от 24.09.2015 №1886.

Несмотря на то, что данные документы регулируют целый ряд вопросов, таких как нормативы утилизации, стоимость переработки различных видов отходов за одну тонну, сроки уплаты экологического сбора и т.д., не решается несколько наиболее важных вопросов:

  1. Каким образом организация может самостоятельно утилизировать отходы?

  2. Как именно это можно сделать?

  3. Нужны ли специальные разрешения или лицензии для самостоятельной утилизации?

Пару лет назад в Правительстве объясняли, что экологический сбор выполняет сразу две функции. Первая – это компенсировать расходы государства на уничтожение отходов производства.

Вторая – склонить предприятия к тому, чтобы те сами занимались утилизацией.

Но ведь получается так, что государство отчасти «наживается» на компаниях, когда не прорабатывает «нормативку» и при этом увеличивает из года в год ставки по взносу? Выглядит это очень странно.

По идее, переработка отходов производства должна выглядеть так. Не легче ли выплатить экологический сбор, когда затраты на переоборудование могут достигнуть десятков миллионов рублей?..

Наиболее подробно схему утилизации отходов, а также ее регламентов описывает Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ, где с 1 января 2018 года вступили в силу несколько изменений.

Стоит отметить, что данные изменения не касаются большинства плательщиков экологического сбора, а лишь затрагивают регламент попадания некоторых видов продукции под него. И все же, материал описывает проблему достаточно точно.

Выделим несколько ключевых моментов:

  1. Согласно пункту 3 статьи 24.5 вышеупомянутого закона, если утилизируется готовая продукция в упаковке, то экологический сбор взимается только за утилизацию этой упаковки;

  2. Согласно пункту 5 той же статьи, ставка экологического сбора формируется на основе средних сумм затрат на сбор, транспортирование, обработку и утилизацию единичного изделия или единицы массы изделия, утратившего свои потребительские свойства;

  3. Пункт 10 вещает о том, что собранные средства государство перенаправляет компаниям, которые занимаются непосредственной утилизацией в виде субсидий;

  4. Количество субсидируемых средств на уничтожение отходов производства регламентируется принятыми региональными программами. Другими словами, чем больше в регионе есть предприятий, способных утилизировать мусор, тем больше денег им будет выделено Правительством (пункт 12);

  5. Сумма экологического сбора рассчитывается по формуле: ставка экологического сбора, умноженная на количество произведенного товара (или упаковки), умноженная на норматив утилизации.

То, сколько придется заплатить государству за утилизацию отходов, всецело зависит от их вида, а также от объемов утилизируемой продукции.

А вот то, насколько легко и удобно будет рассчитывать это значение, зависит от наличия или отсутствия онлайн доступа к 1С у бухгалтера.

Когда и куда переводить деньги

Экологический сбор за 2016 год необходимо перечислить до 15 апреля 2017 года. Это следует из пункта 2 статьи 24.5 Закона об отходах производства. Образец платежного поручения со всеми необходимыми реквизитами, включая код бюджетной классификации, приведен на сайте Росприроднадзора. Копию платежного поручения следует приложить к расчету суммы экологического сбора.

В случае переплаты плательщику придется подать заявление о проведении совместной сверки. По ее результатам будет составлен акт, на основании которого излишне перечисленный экосбор зачтут, либо вернут. Это закреплено в пунктах 16 и 17 правил взимания экологического сбора, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.10.15 № 1073 (далее — Правила взимания экосбора).

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть
Adblock detector