Письменные разъяснения налогового законодательства: применяем без последствий

Куда обращаться

Результатом проведенной административной реформы явилось разделение функций федеральных органов исполнительной власти по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию и функций по контролю и надзору.

Так, Минфин России вырабатывает государственную политику и осуществляет нормативно-правовое регулирование в налоговой сфере. Этими полномочиями финансовое ведомство было наделено Указом Президента РФ от 09.03.2004 N 314 “О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти” (п. 15).

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

ФНС России исполняет функции по контролю и надзору за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и сборов (п. 3 ст. 9 НК РФ и п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506). При этом ФНС России находится в ведении Минфина России.

Перераспределение функций между органами исполнительной власти отразилось и на полномочиях по проведению разъяснительной работы в налоговой сфере. Согласно пп. 1 п. 1 ст. 21 НК РФ от налоговых органов налогоплательщики вправе получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения, а также бесплатную информацию:

  • о действующих налогах и сборах;
  • законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах;
  • исчислении и уплате налогов и сборов;
  • правах и обязанностях налогоплательщиков;
  • полномочиях налоговых органов и их должностных лиц.

Такие сведения налогоплательщики могут получать в том числе и в письменной форме. С этим правом налогоплательщиков соотносится обязанность налоговых органов бесплатно информировать налогоплательщиков по указанным вопросам. Данная обязанность предусмотрена в пп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ.

Куда следует направлять запрос – в свою налоговую инспекцию, региональное управление или Федеральную налоговую службу?

С одной стороны, в ст. 21 НК РФ говорится, что налогоплательщик вправе получать бесплатную информацию по месту своего учета, то есть в территориальной налоговой инспекции. С другой – в ст. 32 Кодекса такая конкретизация отсутствует.

Выбор в подобном случае остается за налогоплательщиком. Разумеется, обращение в свою инспекцию – самый простой и доступный способ получения информации. Однако Федеральная налоговая служба и ее региональные управления имеют более богатый опыт консультирования по вопросам налогообложения.

Финансовое ведомство отвечает на вопросы о порядке применения налогового законодательства. Федеративное устройство России обусловило многоуровневую систему налогов и сборов, которая структурирована по территориальному принципу. Поэтому законодательство Российской Федерации о налогах и сборах разъясняет Минфин России, а налоговое законодательство субъектов РФ и нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах – финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.

Соответствующая обязанность финансовых органов установлена в ст. 34.2 НК РФ, а право налогоплательщиков на получение подобной информации – в пп. 2 п. 1 ст. 21 НК РФ.

Что же конкретно должны объяснять налоговые органы, а что – финансовые? Исходя из буквального толкования указанных выше норм (ст. ст. 21, 32 и 34.2 НК РФ), можно сделать следующие выводы.

Налоговые органы информируют налогоплательщиков, какие действуют налоги и сборы, законы о налогах и сборах и принятые в соответствии с ними нормативные правовые акты. В налоговую службу нужно обращаться с вопросами о том, как исчислять и уплачивать налоги и сборы, как правильно заполнить налоговую отчетность. Содержание прав и обязанностей налогоплательщиков, полномочия налоговых органов и их должностных лиц также разъясняют налоговые органы.

В отличие от перечисленных вопросов, которые относятся к компетенции налоговых органов, финансовое ведомство дает письменные разъяснения по вопросам применения налогового законодательства. То есть как в том или ином случае применяются конкретные нормы.

Обзор практики рассмотрения запросов налогоплательщиков позволяет сделать вывод о том, что основная причина обращения за разъяснениями – нечеткое определение в российском законодательстве используемых терминов, а также установленных правил исчисления и уплаты налогов. За официальной позицией по таким вопросам надо обращаться в Минфин России.

Статус и юридическая сила разъяснений и писем налоговых органов - Федеральной налоговой службы (ФНС) и региональных инспекций

Пример. 1. У вновь созданной организации возникли вопросы о том, нужно ли исчислять и уплачивать ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль в течение квартала и как отражать эти суммы в налоговой декларации. За такими разъяснениями налогоплательщику следует обратиться в свою налоговую инспекцию. Ведь, чтобы ответить на данные вопросы, не требуется правовая оценка норм, содержащихся в гл. 25 Налогового кодекса.

  1. Организация просит проконсультировать, какие виды скидок можно включить в состав внереализационных расходов на основании пп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ. Ответ на этот вопрос предполагает анализ указанной нормы во взаимосвязи с положениями гражданского законодательства. Письменный запрос в данной ситуации надо отправить в Минфин России.

Примечание. Межведомственная комиссия

Именно налоговые органы осуществляют налоговые проверки, в ходе которых дают оценку различным обстоятельствам. Поэтому как для налогоплательщиков, так и для налоговых органов крайне важно единство методологии применения норм законодательства о налогах и сборах. Соответственно, для Федеральной налоговой службы остается актуальным вопрос о механизме взаимоотношений с Минфином России по вопросам налогообложения.

Согласно Приказу Минфина России от 09.08.2005 N 102н была создана Межведомственная комиссия по координации взаимодействия Минфина России и ФНС России в налоговой сфере.

По итогам работы Межведомственной комиссии вырабатываются согласованные решения по обсуждаемым вопросам и формируются единые подходы к рассмотрению и решению вновь возникающих проблем по налогообложению, связанных как с практикой применения действующих норм законодательства о налогах и сборах, так и с изменением российского законодательства.

Напомним, что с 1 января 2007 г. в пп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ предусмотрена обязанность налоговых органов руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России по вопросам применения российского законодательства о налогах и сборах.

Права налогоплательщиков на получение информации

Письменные разъяснения налогового законодательства: применяем без последствий

Со вступлением в силу Закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ изменен порядок проведения разъяснительной работы. Налогоплательщики вправе получать от налоговых органов информацию (в том числе в письменном виде):

  • о действующих налогах и сборах;

  • о законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах;

  • о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов;

  • о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;

  • о порядке заполнения форм документов, представляемых в налоговые органы.

Информирование – доведение до сведения налогоплательщика (воспроизведение) информации, содержащейся в законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах.

Минфин России в письме от 26.01.2005 N ШС-6-01/58@ “О полномочиях налоговых и финансовых органов” высказал следующую позицию: “Финансовые органы разъясняют любые вопросы налогоплательщиков, относящиеся к применению норм налогового законодательства, аналоговые органы предоставляют информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также разъясняют порядок заполнения налоговой отчетности”.

Таким образом, в налоговый орган следует отправлять вопросы, не требующие правовой оценки и толкования норм законодательства о налогах и сборах, а в Минфин России – вопросы, требующие анализа норм законодательства о налогах и сборах и правовой оценки.

Как правильно оформить запрос

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

В п. 3 ст. 34.2 НК РФ сказано, что Минфин России и региональные финансовые органы обязаны рассмотреть письмо налогоплательщика в течение двух месяцев со дня его получения. По решению руководителя (заместителя руководителя) финансового органа этот срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Срок рассмотрения запросов, направленных в налоговые органы, Налоговым кодексом не ограничен.

Ответ налогоплательщику должен быть аргументированным, иметь ссылки на нормы Налогового кодекса. Для получения такой информации нужно, чтобы исходное письмо-запрос организации, индивидуального предпринимателя или гражданина удовлетворяло ряду критериев.

Прежде всего отметим, что запрос подписывает руководитель организации или уполномоченный представитель налогоплательщика {amp}lt;*{amp}gt;.

В силу ст. 29 НК РФ уполномоченный представитель налогоплательщика-организации или физического лица осуществляет свои полномочия по доверенности. Поэтому право на получение от финансовых или налоговых органов письменных разъяснений или информации по вопросам налогообложения возникает при подтверждении заявителем полномочий законного либо уполномоченного представителя налогоплательщика.

Предположим, что запрос налогоплательщика подписан главным бухгалтером, юрисконсультом и документы, подтверждающие полномочия данного лица на представительство в налоговых правоотношениях, не предъявлены. В такой ситуации основания для рассмотрения запроса отсутствуют.

Обращения учредителей юридического лица, не являющихся его законными или уполномоченными представителями, также могут не рассматриваться. Ведь учредитель не является налогоплательщиком учрежденного им юридического лица.

Довольно часто с запросами обращаются адвокаты юридических консультаций, различные юридические и аудиторские компании. Как правило, они выступают не в качестве налогоплательщиков, а как специалисты – налоговые консультанты, которым необходимо получить официальные разъяснения для ведения своей профессионально-коммерческой деятельности.

Правда, если к запросу приложен документ, подтверждающий, что адвокат представляет интересы конкретного налогоплательщика, такой запрос будет рассмотрен финансовым или налоговым органом. Помимо этого адвокаты как налогоплательщики вправе обращаться за разъяснениями по вопросам налогообложения адвокатов.

Информирование по вопросам налогообложения хозяйствующих субъектов возможно только на основании конкретных документов и материалов. По той же причине обычно не рассматриваются обращения, содержащие вопросы о правоотношениях, действиях и объектах, которые могут возникнуть в будущем. Это относится к области теории, а теоретические вопросы применения законодательства о налогах и сборах освещаются, в частности, в специализированных изданиях.

Разъяснения ФНС, обязательные для применения налоговыми органами

ФНС исходит из того, что по общему правилу (Постановление Правительства РФ N 1009) издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается, поэтому акты, изданные в ином виде, чем определено и в законодательстве (к примеру, методические указания, информационные письма, официальные разъяснения и др.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

), не должны носить нормативно-правовой характер. Однако, как свидетельствует судебная практика, форма и наименование подзаконного правового акта могут только в самом общем виде свидетельствовать о его нормативном (либо ненормативном) характере. Поэтому актуальным является вывод Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ (Постановление Президиума ВАС РФ от 9 октября 2007 г.

N 7526/07) о том, что, “рассматривая дела об оспаривании нормативных правовых актов в области налогов и сборов, затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суд не вправе ограничиваться формальным установлением соблюдения порядка и формы принятия обжалуемого акта, а должен выяснить, рассчитан ли оспариваемый акт на многократное применение налоговыми органами при осуществлении функций налогового контроля, затрагивает ли он права налогоплательщиков, соответствует ли актам законодательства о налогах и сборах.

По мнению Минфина России, его письменные разъяснения по вопросам применения налогового законодательства, которые в силу ст. 34.2 НК РФ дают Минфин России, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, не содержат правовых норм и не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, не являются нормативными правовыми актами, не подлежат подготовке, регистрации и обязательной публикации в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, установленными Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009.

На наш взгляд, письменные разъяснения Минфина России следует разделить на две группы:

  • письма по конкретным или общим вопросам, содержащимся в индивидуальных и (или) коллективных обращениях граждан и организаций – представляют собой акты казуального толкования налогово-правовых норм – официальные консультации в форме ответа на запрос налогоплательщика, не обязательные для участников налоговых правоотношений и судов; их неисполнение не является основанием для привлечения частного лица к налоговой ответственности; следовательно, эти акты не должны и не могут носить нормативный характер.

  • Такие письма, как правило, используются формулировки: “Минфин России просит довести настоящие разъяснения до сведения территориальных налоговых органов для использования в работе”; “доведите данное письмо до нижестоящих налоговых органов”.

  • письма, адресованные налоговым органам, по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах –  являются обязательными для публичных субъектов налогового права, поэтому фактически воспринимаются в качестве обязательных налогоплательщиками. Каждое такое письмо может быть признано нормативным либо ненормативным лишь путем тщательного анализа предписаний, которые в нем содержатся. Несмотря на свой внутриведомственный характер, будучи обязательными для налоговых органов, они автоматически воспринимаются таковыми и налогоплательщиками, приобретая (пусть не де-юре, но де-факто) силу своеобразных административных прецедентов. Ни о каком информационно-разъяснительном характере правового акта здесь речи быть не может. {amp}gt;{amp}gt;{amp}gt;

Таким образом, при оценке правовой природы подзаконных актов в сфере налогов и сборов следует руководствоваться принципом “существо над формой”, который в данном случае означает, что не формальные признаки (наименование, обязательные реквизиты, государственная регистрация, официальное опубликование и проч.), а смысловое содержание акта должно приниматься за основу при установлении его нормативного либо ненормативного характера.

Данный вывод подтверждает Минфин и ФНС – Письмами Минфина РФ от 7 ноября 2013 г. № 03-01-13/01/47571 и ФНС России от 26 ноября 2013 г. № ГД-4-3/21097 “О формировании единой правоприменительной практики” разъяснено, что в случае, когда письменные разъяснения Минфина России (рекомендации, разъяснения ФНС России) по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах не согласуются с решениями, постановлениями, информационными письмами Высшего Арбитражного Суда РФ, а также решениями, постановлениями, письмами Верховного Суда РФ, налоговые органы, начиная со дня размещения в полном объеме указанных актов и писем судов на их официальных сайтах в сети “Интернет” либо со дня их официального опубликования в установленном порядке, при реализации своих полномочий руководствуются указанными актами и письмами судов.

Когда не грозит штраф

Нередко приходится сталкиваться с ошибками финансовых и налоговых органов в оценке правильности исполнения налогоплательщиками своих обязанностей. Анализ таких ошибок показывает, что они объясняются не только субъективными, но и объективными причинами, связанными с недостатками в правовом регулировании налоговых отношений, пробелами в законодательстве, нечеткостью формулировок и их взаимной противоречивостью.

В связи с этим нужно учитывать положение, прописанное в пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ. А именно: одним из обстоятельств, исключающих вину налогоплательщика, является выполнение им письменных разъяснений по вопросам применения налогового законодательства, данных финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа). В таком случае лицо не привлекается к ответственности за налоговое правонарушение.

Указанная норма действовала и раньше. Однако Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ внес в нее существенные дополнения. Прежде всего законодатель уточнил, что разъяснения могут предоставляться как непосредственно налогоплательщику, так и неопределенному кругу лиц. Из приведенного уточнения {amp}lt;**{amp}gt;

Конечно же, разъяснения Минфина России и налоговых органов, изложенные в ответах на частные запросы налогоплательщиков, можно принимать во внимание. Однако, как мы уже отметили, при использовании их в практической деятельности юридических оснований для освобождения лица от налоговой ответственности не возникнет.

Письма, адресованные неопределенному кругу лиц, служат основанием для освобождения от налоговой ответственности всех налогоплательщиков, которые использовали эти разъяснения. Обычно в указанных письмах содержится формулировка “Довести до сведения налоговых органов и налогоплательщиков” (см., например, Письмо Минфина России от 29.09.2006 N 03-04-15/172, которое было направлено в ФНС России Письмом от 31.10.2006 N 03-04-03/28).

Иногда Федеральная налоговая служба направляет такие разъяснения финансового ведомства в адрес территориальных налоговых органов своим письмом. Например, Письмо Минфина России от 06.06.2006 N 03-06-02-02/75 доведено до сведения налоговых органов и налогоплательщиков Письмом ФНС России от 18.07.2006 N ММ-6-21/684@.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

Кроме того, в пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ установлено, что лицо не освобождается от налоговой ответственности, если письменные разъяснения базируются на неполной или недостоверной информации, представленной налогоплательщиком. Поэтому в запросе необходимо указывать максимально полные сведения, которые могут повлиять на порядок исчисления и уплаты налогов.

Другим не менее важным моментом является вопрос о том, чья подпись должна быть на письме Минфина России или налоговой службы. Документ, подписанный неуполномоченным лицом, не может служить основанием для освобождения организации от налоговой ответственности.

Должностными лицами, уполномоченными излагать официальную позицию Минфина России в письменных разъяснениях по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, являются министр финансов, его заместители, директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России и его заместители.

Если организация обратилась в налоговую инспекцию, региональное управление или Федеральную налоговую службу, то письменный ответ, направленный в адрес данного налогоплательщика, должен быть подписан руководителем (его заместителями) налогового органа.

С 1 января 2007 г. не начисляются пени на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика в результате выполнения им письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах. Такая норма появилась в п. 8 ст. 75 НК РФ.

Однако, так же как и в случае со штрафами, данное положение не применяется, когда указанные письменные разъяснения основаны на неполной или недостоверной информации.

Можно ли не следовать разъяснениям

Получив ответ на свой запрос, организации не всегда соглашаются с позицией финансовых или налоговых органов. Имеет ли право налогоплательщик не применять такие разъяснения? Давайте попытаемся разобраться, являются ли такие разъяснения нормативными правовыми актами.

В российском законодательстве отсутствует определение данного понятия. Однако найти его можно, например, в п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.01.2003 N 2. Так, “нормативным правовым актом является изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом”.

Похожее определение содержится в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14.11.2006 N 11253/06 и Постановлении Государственной Думы РФ от 11.11.1996 N 781-II ГД “Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации”. Нормативный правовой акт – это письменный официальный документ, принятый в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм.

Из приведенных определений можно сделать вывод, что нормативный правовой акт обязателен для применения неопределенным кругом лиц.

Налоговая служба и территориальные налоговые инспекции не вправе издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов. Это зафиксировано в п. 2 ст. 4 НК РФ. Не соответствуют признакам нормативного правового акта и письма Минфина России, направленные конкретному налогоплательщику. Как уже отмечалось, такие разъяснения основаны на конкретных обстоятельствах деятельности организации и поэтому не могут применяться всеми налогоплательщиками.

Письма, адресованные неопределенному кругу лиц, не носят персонифицированного характера. Однако обязательность применения таких разъяснений все равно вызывает сомнения. Дело в том, что Конституционный Суд РФ в Определении от 05.11.2002 N 319-О указал, что акты, издаваемые, в частности, Минфином России, не должны ограничивать права и возлагать на налогоплательщиков дополнительные обязанности по сравнению с тем, как они определены законом.

Таким образом, ориентироваться, прежде всего, нужно на нормы законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают права и обязанности для участников налоговых правоотношений. В свою очередь, письма Минфина России таких обязывающих предписаний не содержат и носят рекомендательный характер. Обязанность руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России возложена только на налоговые органы (пп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ).

Не стоит забывать, что нормативные правовые акты не могут быть изданы в виде писем и телеграмм. Это установлено в п. 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009.

В.Н.Воробьева

Советник государственной

https://www.youtube.com/watch?v=upload

гражданской службы РФ 1-го класса

Сводно-аналитическое управление

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

ФНС России

Полезные ссылки по теме “Статус и юридическая сила разъяснений и писем Минфина России”

  1. НДФЛ с наследства

  2. Налоговая ответственность за непредставление документов

  3. Ошибки при заполнении налоговой декларации 3-НДФЛ

  4. Подтверждение статуса налогового резидента РФПорядок получения подтверждения статуса налогового резидента РФ

  5. Система налогов и сборов РФ

  6. Виды налогов:

  7. Налогообложение организаций

  8. Налогообложение физических лиц

  9. Налоговые проверки

  10. Налоговая ответственность за:

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть
Adblock detector