Какие сведения о налогоплательщике есть у ФНС России

Что можно узнать о контрагенте

Напомним, что пункт 1 статьи 102 НК РФ относит к налоговой тайне любую полученную налоговым органом информацию о налогоплательщике. Однако из данного правила есть исключения. Так, к исключениям относятся: сведения о сумме уплаченных организацией налогов; о суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам;

о налоговых правонарушениях, о применяемых налогоплательщиком спецрежимах; о среднесписочной численности работников организации; о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской отчетности организации. (Также см. «Сведения о применяемых налогоплательщиками спецрежимах и об уплате ими налогов будут публиковаться на сайте ФНС»).

Первые данные, которые раньше являлись налоговой тайной, были опубликованы на сайте Федеральной налоговой службы 1 августа. Как уже было сказано выше, в открытом доступе появились сведения о применяемых организациями налоговых режимах (УСН, ЕНВД, ЕСХН, СРП), сведения о среднесписочной численности работников (при этом сведения о среднесписочной численности не раскрываются в отношении крупнейших налогоплательщиков и организаций, информация о деятельности которых отнесена к гостайне), а также данные об участии юрлица в консолидированной группе налогоплательщиков.

Впрочем, найти в размещенных ФНС сведениях информацию о конкретном контрагенте крайне сложно. На сайте ФНС дана гиперссылка на архив файлов, состоящий из огромного количества отдельных файлов в формате XML. Соответственно, чтобы найти конкретную организацию, придется поочередно открывать десятки, если не сотни файлов, и изучать их содержимое.

Чтобы понять, какую систему налогообложения применяет ваш контрагент, нужно смотреть на значение признака. Их всего четыре вида: признак применения ЕСХН, признак применения УСН, признак применения ЕНВД, признак применения при выполнении СРП (соглашения о разделе продукции). Если указано значение «1», то именно на этом режиме работает налогоплательщик. Например, «ПризнУСН = «1»» означает, что организация применяет «упрощенку».

Какие сведения о налогоплательщике есть у ФНС России

Обратите внимание: получить все перечисленные сведения можно в несколько кликов в сервисе «Контур.Фокус». 1 августа, сразу после появления сведений на сайте ФНС разработчики «Фокуса» обработали их и загрузили в сервис. Теперь пользователям «Контур.Фокуса» достаточно ввести в поисковую строку сервиса название или ИНН контрагента, чтобы узнать, какую систему налогообложения он применяет и о какой среднесписочной численности отчитывается в ИФНС.

Статус и юридическая сила разъяснений и писем налоговых органов – Федеральной налоговой службы (ФНС) и региональных инспекций

Со вступлением в силу Закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ изменен порядок проведения разъяснительной работы. Налогоплательщики вправе получать от налоговых органов информацию (в том числе в письменном виде):

  • о действующих налогах и сборах;
  • о законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах;
  • о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов;
  • о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;
  • о порядке заполнения форм документов, представляемых в налоговые органы.

Информирование – доведение до сведения налогоплательщика (воспроизведение) информации, содержащейся в законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах.

Минфин России в письме от 26.01.

2005 N ШС-6-01/58@ “О полномочиях налоговых и финансовых органов” высказал следующую позицию: “Финансовые органы разъясняют любые вопросы налогоплательщиков, относящиеся к применению норм налогового законодательства, а налоговые органы предоставляют информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также разъясняют порядок заполнения налоговой отчетности”.

Таким образом, в налоговый орган следует отправлять вопросы, не требующие правовой оценки и толкования норм законодательства о налогах и сборах, а в Минфин России – вопросы, требующие анализа норм законодательства о налогах и сборах и правовой оценки.

ФНС исходит из того, что по общему правилу (Постановление Правительства РФ N 1009) издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается, поэтому акты, изданные в ином виде, чем определено и в законодательстве (к примеру, методические указания, информационные письма, официальные разъяснения и др.), не должны носить нормативно-правовой характер.

Однако, как свидетельствует судебная практика, форма и наименование подзаконного правового акта могут только в самом общем виде свидетельствовать о его нормативном (либо ненормативном) характере. Поэтому актуальным является вывод Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ (Постановление Президиума ВАС РФ от 9 октября 2007 г.

N 7526/07) о том, что, “рассматривая дела об оспаривании нормативных правовых актов в области налогов и сборов, затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суд не вправе ограничиваться формальным установлением соблюдения порядка и формы принятия обжалуемого акта, а должен выяснить, рассчитан ли оспариваемый акт на многократное применение налоговыми органами при осуществлении функций налогового контроля, затрагивает ли он права налогоплательщиков, соответствует ли актам законодательства о налогах и сборах.

2 НК РФ дают Минфин России, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, не содержат правовых норм и не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, не являются нормативными правовыми актами, не подлежат подготовке, регистрации и обязательной публикации в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, установленными Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009.

На наш взгляд, письменные разъяснения Минфина России следует разделить на две группы:

  • письма по конкретным или общим вопросам, содержащимся в индивидуальных и (или) коллективных обращениях граждан и организаций – представляют собой акты казуального толкования налогово-правовых норм – официальные консультации в форме ответа на запрос налогоплательщика, не обязательные для участников налоговых правоотношений и судов; их неисполнение не является основанием для привлечения частного лица к налоговой ответственности; следовательно, эти акты не должны и не могут носить нормативный характер.
  • Такие письма, как правило, используются формулировки: “Минфин России просит довести настоящие разъяснения до сведения территориальных налоговых органов для использования в работе”; “доведите данное письмо до нижестоящих налоговых органов”.

  • письма, адресованные налоговым органам, по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах –  являются обязательными для публичных субъектов налогового права, поэтому фактически воспринимаются в качестве обязательных налогоплательщиками. Каждое такое письмо может быть признано нормативным либо ненормативным лишь путем тщательного анализа предписаний, которые в нем содержатся. Несмотря на свой внутриведомственный характер, будучи обязательными для налоговых органов, они автоматически воспринимаются таковыми и налогоплательщиками, приобретая (пусть не де-юре, но де-факто) силу своеобразных административных прецедентов. Ни о каком информационно-разъяснительном характере правового акта здесь речи быть не может. {amp}gt;{amp}gt;{amp}gt;

Таким образом, при оценке правовой природы подзаконных актов в сфере налогов и сборов следует руководствоваться принципом “существо над формой”, который в данном случае означает, что не формальные признаки (наименование, обязательные реквизиты, государственная регистрация, официальное опубликование и проч.), а смысловое содержание акта должно приниматься за основу при установлении его нормативного либо ненормативного характера.

Данный вывод подтверждает Минфин и ФНС – Письмами Минфина РФ от 7 ноября 2013 г. № 03-01-13/01/47571 и ФНС России от 26 ноября 2013 г.

№ ГД-4-3/21097 “О формировании единой правоприменительной практики” разъяснено, что в случае, когда письменные разъяснения Минфина России (рекомендации, разъяснения ФНС России) по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах не согласуются с решениями, постановлениями, информационными письмами Высшего Арбитражного Суда РФ, а также решениями, постановлениями, письмами Верховного Суда РФ, налоговые органы, начиная со дня размещения в полном объеме указанных актов и писем судов на их официальных сайтах в сети “Интернет” либо со дня их официального опубликования в установленном порядке, при реализации своих полномочий руководствуются указанными актами и письмами судов.

Порядок учета организаций в качестве
крупнейших налогоплательщиков

Остальные сведения, согласно приказу ФНС России от 30.05.18 № ММВ-7-14/361@, будут размещены позднее. А точнее:

  • с 1 октября — об уплаченных налогах (сборах, взносах), а также о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • с 1 декабря — о недоимке по налогам и взносам, долгах по пеням и штрафам, а также о налоговых правонарушениях и мерах ответственности. Важный момент: данные о задолженности, образовавшейся на 31 декабря 2017 года, как и сведения о налоговых правонарушениях организаций, будут опубликованы только в том случае, если недоимка и штрафы не будут уплачены до 1 октября 2018 года;
  • в 2019 году — о суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам по страховым взносам.

Также см. «Сведения о налоговых долгах организаций появятся в открытом доступе с декабря».

^К началу страницы

Постановка на учет крупнейшего налогоплательщика осуществляется в межрегиональной (межрайонной)
инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, к компетенции которой отнесен налоговый
контроль за соблюдением данным крупнейшим налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах,
без участия самого налогоплательщиков.

О своем участии в российских организациях (за исключением случаев участия в хозяйственных товариществах и обществах с ограниченной ответственностью) в случае, если доля прямого участия превышает 10 процентов, – в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия.

Администрирование организаций – крупнейших налогоплательщиков осуществляется:

  • на федеральном уровне – в специализированных по отраслевому принципу
    межрегиональных инспекциях ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам
  • на региональном уровне – в межрайонных инспекциях ФНС России по крупнейшим
    налогоплательщикам, создаваемых в структуре управлений ФНС России по субъектам Российской
    Федерации.
  • при отсутствии в структуре Управления ФНС России по субъекту Российской
    Федерации межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам – в налоговом
    органе по месту нахождения организации с возложением функций контроля за их налоговым
    администрированием на Управление.

Критерии отнесения организаций – юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях утверждены приказом ФНС России от 16.05.2007 № ММ-3-06/308@ (с учетом изменений и дополнений, внесенных приказами ФНС России от 02.04.2010 № ММ-7-2/161@, от 24.04.

В целях отнесения налогоплательщика к категории крупнейших применяются следующие критерии:

  • показатели финансово-экономической деятельности за отчетный год из бухгалтерской и налоговой отчетности организации;
  • признаки взаимозависимости и влияния налогоплательщика на экономические результаты деятельности взаимозависимых лиц;
  • наличие специального разрешения (лицензии) на право осуществления юридическим лицом конкретного вида деятельности;
  • проведение налогового мониторинга.

Энциклопедия МИП » Налоговое право » Налоговый контроль » Налоговые органы в Российской Федерации

Главной задачей налоговых органов является контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах.

Налоговые органы РФ представляют собой особую систему контроля, основные цели, задачи, виды, меры, ответственность и действия которой направлены, прежде всего, на контроль за соблюдением действующего налогового законодательства России. Все принципы, роль, взаимодействие, нарушения, меры и их реализация налоговыми органами устанавливаются действующими законами Российской Федерации.

Какие сведения о налогоплательщике есть у ФНС России

Местные территориальные налоговые органы и система налоговых органов России исполняют возложенные на них функции и задачи не только самостоятельно, но и путем взаимодействия с государственными органами субъектов РФ, а также с органами местного самоуправления. Взаимодействие через региональные или местные подразделения и уровни налоговой службы, а также через иные уровни, осуществляется путем письменной переписки, либо других способов связи, цель которых – максимальная эффективность.

Современное значение налоговых органов их представление и роль в существующей правовой системе РФ трудно переоценить.

Все основы экономической и бухгалтерской деятельности, администрирования, а также иные направления, неразрывно связаны с необходимостью уплаты налогов. Помимо этого, гражданам нередко требуется получить справки НДФЛ, либо зарегистрировать доверенность – по всем этим вопросам мы всегда обращаемся в налоговую инспекцию.

Развитие налоговых органов ФНС России и их деятельности, как отдельной правовой системы России, осуществлялось постепенно. Их роль, ответственность и правовой статус налоговых органов возрастали по мере развития экономической отрасли в РФ.

Бездействие, также как и правонарушения в деятельности, влечет за собой исполнение определенных санкций, обеспечительные процедуры, основа и исполнение которых закреплены законом.

Высокое значение налоговых органов, ответственность и важная роль их деятельности в правовой системе РФ объясняется, прежде всего, наличием большого количества регулярно возникающих различных задач. Эти задачи и полномочия налоговых органов выражаются в следующем:

  • осуществление необходимых действий по регистрации новых налогоплательщиков, реализация их дальнейшего учета и администрирования, статистика, контроль отсутствия нарушения, устранение нарушения, если оно уже имеется и т.д.;
  • обеспечительные меры и исполнение требуемых действий по проверке соблюдения налогоплательщиками действующих норм законодательства РФ;
  • регулярное составление отчетов для вышестоящих инстанций, взаимодействие;
  • контроль, статистика и отмена осуществляемых налоговых платежей, их постоянный учет, классификация, характеристика, проверка документов, например, доверенность, справка НДФЛ, выявление и обжалование нарушения, проведение администрирования. Справка НДФЛ является одним из самых распространенных налоговых документов, как и доверенность. Доверенность часто требуется при заключении определенных сделок, в то время как справка НДФЛ – для оформления определенных документов. Доверенность, как и справка НДФЛ, обязательно должна соответствовать установленной форме. Доверенность также может потребоваться и в суд;
  • взаимодействие и проведение необходимых действий по информированию определенных государственных органов РФ и других ФНС о поступлении тех или иных платежей;
  • обеспечительные действия по исполнению требований законодательства РФ об информировании налогоплательщиков, в случае каких-либо изменений, постоянное взаимодействие.

Понятие и структура налоговых органов, а также их основные цели и направления деятельности, установлены действующим законодательством РФ.

Какие сведения о налогоплательщике есть у ФНС России

Эффективность налоговой службы будет зависеть, прежде всего, от соблюдения данных норм в обязательном порядке.

Бездействие налогового органа и не соблюдение законодательства влечет за собой наложение определенных санкций, в зависимости от конкретного вида нарушения.

Понятие «бездействие» может быть выражено в абсолютно разных вещах: непринятии справки НДФЛ, незаконные задержки и неправомерные отказы, не обеспечение защиты интересов иные нарушения ФНС, виды которых предусмотрены НК РФ.

Основные функции налоговых органов, их основа, виды, понятие и классификация приведены в действующем НК РФ. Основа и цели данных функций направлены, прежде всего, на контроль над постоянным соблюдением налогового законодательства, обжалование неправомерных решений, постоянная статистика и т.д.

Функции налоговых органов включают в себя:

  • проведение необходимых действий по постоянному учету всех налогоплательщиков конкретного муниципального, либо иного образования, их классификация, процедуры администрирования и характеристика;
  • контроль над верностью предоставленных налогоплательщиками документов, необходимых для аннулирования правонарушения, исполнения определенного требования налоговой службы, либо иного подразделения и т.д. Сюда также можно отнести проверку справок НДФЛ или доверенность, местные фискальные платежи и т.д. Доверенность и справки НДФЛ должны четко соответствовать установленным формам. Если справка НДФЛ или доверенность содержат ошибки, у налогового представителя будет законное право на отказ в принятии данных документов. Все эти правонарушения должны быть устранены в положенный срок;
  • удовлетворение требования заинтересованного лица о возврате излишне уплаченных средств, проверка отсутствия правонарушения, изучение деятельности, администрирования, устранение нарушения, обжалование и т.д.;
  • проведения разъяснительной работы, основой которой являются цели, требования, виды, принципы, меры и эффективность действующего налогового законодательства РФ;
  • выявление налогового правонарушения, его классификация, дальнейшие меры и ответственность за устранение данного нарушения;
  • исполнение распоряжения, требования какой-либо вышестоящей федеральной налоговой службы, либо иного подразделения, постоянное взаимодействие и обмен информацией;
  • обжалование решений муниципального образования, либо иной службы или подразделения, представление необходимой информации, заявление или исполнение определенного требования, устранение нарушения, проведение администрирования и т.д.

По мере того, как основа, понятие, и значение налоговых органов возрастали, расширялась и сама система налоговых органов, появлялись новые местные отделы а также цели, направления и эффективность службы данной организации.

Единая централизованная система включает в себя все муниципальные отделы, федеральные, региональные и местные налоговые образования в РФ, имеющие одинаковые цели деятельности, ее виды, требования, роль, ответственность и т.д.

Функционирующая единая система, ее основа, цели, роль, эффективность и меры направлены, прежде всего, на сохранение государственного бюджета и его своевременное пополнение, а также своевременное выявление любого налогового правонарушения. Любой вид этого правонарушения может повлечь за собой наложение определенных налоговых санкций, обжалование которых возможно лишь в суде.

Какие еще сведения об организациях появятся в открытом доступе

22 Мая, 2018

Елена Рыбникова

руководитель отдела контроля качества услуг и методологии

До вступления в силу данных изменений в сети Интернет можно было найти общедоступные сведения о налогоплательщиках. Так, можно было узнать ИНН компании, ее адрес, дату и адрес регистрации в ИФНС, код ПФР, информацию о деятельности гос. органов, о регистрации иностранных интернет-компаний и прочие. 

Федеральный закон от 01.05.2016 № 134-ФЗ «О внесении изменений в статью 102 части первой Налогового кодекса Российской Федерации».

С 01.06.2018 года перечень общедоступной информации расширен. 

– о среднесписочной численности компании;  – о нарушениях законодательства о налогах и сборах (в том числе суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам при их наличии) и мерах ответственности за эти нарушения:  – о специальных налоговых режимах, применяемых налогоплательщиками;  – об участии налогоплательщика в консолидированной группе налогоплательщиков;

– о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за год, предшествующий году. 

Требования к обязательной публикации отчетности, согласно п. 9 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», не изменились. Компании, которые обязаны публиковать отчетность и аудиторские заключения, продолжают такие публикации.

Важно, что сведения, размещаемые ФНС на своих официальных сайтах, не представляются по запросам (ст. 102 п. 1.1. НК РФ).

Это может привести к тому, что справки о задолженности по налогам и страховым взносам ИФНС выдавать не будет — заходите на сайт и скачивайте сами.

Вопрос — как будут реагировать партнеры, банки и прочие участники бизнеса на отсутствие у компании справки с печатью из ФНС (например, такая справка необходима при подаче документации на тендер)?

 102 НК РФ: «сведения, являющиеся общедоступными, в том числе ставшие таковыми с согласия их обладателя — налогоплательщика (плательщика страховых взносов).

Такое согласие представляется по выбору налогоплательщика (плательщика страховых взносов) в отношении всех сведений или их части, полученных налоговым органом, по форме, формату и в порядке, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов».

С точки зрения фнс

«Благодаря расширению перечня сведений о юридических лицах, налогоплательщики получат дополнительную возможность оценить риски при выборе контрагента».

Дополнительная публикация сведений о компании в сети интернет, действительно позволит организациям при выборе партнеров получать детальные сведения о деятельности интересующего контрагента, позволит своевременно и боле точно, как участникам бизнеса, так и государственным контролирующим органам, выявлять фирмы-однодневки (сдающие пустую отчетность, не уплачивающие налоги).

Опубликовать общедоступные сведения ФНС обязуется к 01.07.2018 года, но как всегда остается много вопросов. Так, например, среднесписочную численность компании ФНС будет публиковать только по головному офису, или ФНС будет суммировать данные о сотрудниках по всем обособленным подразделениям и филиалам (НДФЛ по сотрудникам то сдается по регионам)?

Также и налог на имущество является региональным, в связи с чем компания регистрируется не в одной ИФНС, а по месту нахождения имущества. ФНС будет собирать сведения со всех регионов РФ или нет? А если компания владеет имущество за пределами РФ? Передача данных из одной ИФНС в другую (по опыту реальной жизни) часто проходит болезненно для налогоплательщика.

Каждой компании после 01.07.2018 года необходимо проконтролировать, какие сведения разместит ФНС в сети интернет о такой компании, и будут ли такие сведения являться отражением действительности.

Какие сведения составляют налоговую тайну?

Налоговую тайну составляют отдельные сведения, имеющиеся у налоговых органов о плательщиках налогов и сборов. В своих письмах Минфин неоднократно указывал на необходимость при выборе партнеров в бизнесе проявлять должную осмотрительность.

Но тем, кто обращается в налоговые органы с просьбами предоставить данные о том или ином юрлице, налоговики говорят о невозможности раскрытия информации, прикрываясь налоговой тайной.

Так какие же сведения относятся к налоговой тайне, каким образом эта информация должна охраняться, расскажем в этой статье.

Информация, защищаемая в режиме налоговой тайны, является конфиденциальной

Ответственность за разглашение сведений, составляющих налоговую тайну

Какие сведения о компании не включаются в состав налоговой тайны (ИНН, среднесписочная численность и прочие)

Какие сведения налогоплательщика относятся к налоговой тайне

Являются ли налоговые декларации коммерческой тайной

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть
Adblock detector