Что такое РОЯЛТИ – простой ответ что это значит, примеры, види

Современная трактовка

Сегодня термин встречается в деловом языке на всех континентах. Объяснить, что такое роялти простыми словами, не трудно. Роялти — это арендная плата за использование объекта, которым может быть совершенно любая локация, недвижимость, другой тип имущества.

Однако, каким бы простым не казалось определение данного термина, как и любой экономический элемент, специфика аренды формируется множеством нюансов. Чтобы в полной мере ориентироваться в данном вопросе, необходимо тщательно изучить ключевые аспекты и особенности данного понятия.

Роялти – это конкретная денежная сумма, которая поступает франчайзеру от франчайзи на регулярной основе. Как правило, платежи осуществляются ежемесячно. Некоторые эксперты склонны идентифицировать само явление роялти при помощи иных формулировок:

  1. Регулярная пошлина;
  2. Использование ценных недр;
  3. Оплата лицензии за использование конкретных недр;
  4. Доходы, которые получает номинальный владелец бренда.

Поскольку роялти в качестве экономического «инструмента» для ведения успешного бизнеса, используется довольно широко, на практике встречается немало разновидностей данного явления. Процент от оборота и фиксированную цену могут комбинировать, дополнять рекламными платежами.

Вид платежа, размер, временные рамки оплаты, множество других условий и нюансов определяет собственник – владелец той ценности, которая должна принести в будущем прибыль. Говоря простыми словами, авторы франшиз полностью управляют ситуацией.

Нюансы налогообложения

Согласно законам РФ, доходы от использования интеллектуальной собственности облагаются налогом (20%). Однако, если речь идет о международных отношения, вопросы об уплате налогов решаются с позиции законодательной базы стран, резиденты которых формируют франшизную систему.

Организовывая систему франчайзинга с целью получать регулярные роялти, необходимо учитывать, что все бизнес-схемы при всем своем маркетинговом совершенстве и продуманности внутренних экономических аспектов, не могут вступать в диссонанс с правовой и законодательной базой той страны, на территории которой осуществляется деятельность предприятия.

Все нюансы прорабатываются с учетом отраслевой специфики, региональных особенностей, а также аспектов психологического восприятия, которые имеют склонность доминировать в обществе сейчас. Речь идет не только о вопросах, связанных с налогообложением, но и со всеми «рабочими инструментами» франчайзинга.

Согласно Википедии, роялти – это вознаграждение, которое выплачивается на постоянной основе за использование интеллектуальных трудов, природных объектов и ресурсов, а также других форм собственности. Если говорить простыми словами, такие платежи похожи на арендную плату. К примеру:

  1. Вы загрузили на свой компьютер лицензионную музыку любимого исполнителя или слушаете ее по радио – артист получает роялти за каждое прослушивание или воспроизведение его песен на официальных ресурсах.
  2. Издательство выпускает книгу автора в продажу – если договор предусматривает роялти, то писатель получает гонорар за проданные экземпляры.
  3. В городе N нет филиала популярной сети ресторанов японской кухни MYBOX. Предприниматель решает открыть в своем городе такое кафе, а за создание бизнеса он каждый месяц выплачивает торговой марке процент.

Но помимо того, что роялти может выплачиваться в процентах или в установленной сумме, выделяются и особенности расчетов:

  1. Если выплачивается аванс, то роялти снижается на его сумму. Например, автор получил 50 000 рублей перед выпуском книги и по договору должен получать 10% от оборота. Но прибыль ему будет выплачиваться после того, как совокупность продаж превысит 500 000 рублей, так как с этой суммы проценты были уже выплачены.
  2. В зависимости от суммы, от которой отсчитывается процент: оптовая цена, выручка, прибыль. Этот пункт обычно прописан в договоре. К примеру, книга стоит 600 рублей, ее оптовая цена – 300, а писатель получит 30 руб. за каждый проданный экземпляр.
  3. В расчеты могут включаться и налоги, так как роялти – это доход, а значит с него уплачивается НДФЛ в размере 13%.

Процент с прибыли или оборота. Такая выплата роялти, когда процент платится с прибыли, встречается не так часто. Все дело в том, что размер прибыли во многом зависит от уровня расходов франчайзи. Когда бизнес только начинает работать или франчайзи завышает расходы, размер прибыли минимален или совсем отсутствует. В этом случае франчайзер не получает достойную оплату в виде роялти.

Этот вид роялти выгоден франчайзи и абсолютно не выгоден франчайзеру, т.к. он не может повлиять на размер прибыли (см. также про налог на прибыль в 2018 году). Поэтому чаще распространен случай когда размер роялти равен процента с оборота. Реальные обороты производства скрыть от владельца бренда сложнее. На сегодняшний день это самый распространенный вид роялти.

Процент с маржи. В этом случае франчайзи платит процент с торговой наценки. Этот вариант более выгоден франчайзеру, так как он может регулировать оптовые и розничные цены, а соответственно и определять размер торговой наценки.

Роялти в виде фиксированной суммы. В этом случае размеры роялти фиксируются в договоре франшизы, также определяются договором четкие сроки ее оплаты. Не зависит ни от цен на продукцию, ни от оборотов. Вариант может быть выгоден как франчайзеру (получает четко фиксированную сумму вне зависимости от оборотов или прибыли франчайзи), так и франчайзи (в случае больших оборотов производства). Чем больше объемы производства, тем ниже доля роялти в себестоимости единицы продукции.

Это стимулирует франчайзи к расширению производства, к более эффективному ведению бизнеса. Платежи могут выплачиваться ежемесячно, ежеквартально либо один раз в год – это устанавливается договором. Вариант выгоден компаниям, которым сложно определить точную сумму дохода.

Рекламные платежи в пользу франчайзера – отчисления денег за раскрутку и рекламу бренда, под которым работает покупатель франшизы. Эти отчисления могут быть заложены в процент роялти, а могут быть вынесены в договоре отдельным пунктом как отдельный платеж.

Подготовлено по материалам
“Системы Финансовый директор”

С точки зрения налогового законодательства РФ денежные средства в форме роялти признаются доходом организации-лицензиара и облагаются налогом на прибыль организаций в соответствии с положениями статьи 250 НК РФ.

В порядке, предусмотренном подпунктом 3 пункта 4 статьи 271 НК РФ, такие доходы признаются на дату осуществления расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последний день отчетного (налогового) периода.

Также выплата роялти в РФ признается расходом для организации-лицензиата в целях формирования базы по налогу на прибыль организаций согласно положениям пункта 37 статьи 264 НК РФ.

Гость, уже успели прочесть в свежем номере?

За что можно взимать роялти

Список объектов, которые можно использовать для сдачи с целью получения роялти, довольно обширный:

  • Офисные помещения любого типа и формата;
  • Франшизы;
  • Земельные участки;
  • Слоганы, логотипы, марки;
  • Любые интеллектуальные работы (литература, музыка, другие типы творчества).

Фактически свою прибыль может получить любой человек, владеющий потенциально ценным ресурсом, интересным для других людей. При этом, объектом может быть и материальные, и интеллектуальные ценности.

Налогообложение выплат роялти

Разобравшись, что же такое роялти, необходимо четко разграничивать ключевые элементы, касательно расчета.

Существуют такие виды оплаты:

  1. Брендовый процент. Плата данного формата взимается в том случае, если на товары или услуги бренда действует наценка. Этот процент популярен в розничной торговле и при оптовых закупках;
  2. Процент оборота. Довольно распространенный тип платежей, подразумевающий оплату конкретной суммы, оговариваемой при заключении сделки. В установленный период франчайзеру поступает выплата один раз;
  3. Фиксированный процент. Говоря простыми словами, это сумма,  которая положена владельцу франшизы на регулярной основе.

Фри роялти: лицензия на интеллектуальную собственность

роялти

Существует особый вид собственности, который распространяется на такие объекты как литературные и музыкальные произведения, программное обеспечение для техники (компьютеров, телефонов, прочей офисной техники). За свои разработки и произведения собственники получают фри роялти – разовую плату за использование  интеллектуальной собственности на законных основаниях.

Общая формула для расчета фри роялти отсутствует. Такой вариант приобретения интеллектуальной собственности может быть очень выгоден, если использовать объект многократно. Например, это может касаться антивирусных программ или фотографий, или музыкальных произведений. Однако следует помнить, что фри роялти не означает, что объект интеллектуальной собственности можно использовать бесплатно, сначала его нужно купить у правообладателя.

Налоговики в сделках по лицензионным договорам находят признаки взаимозависимости и доначисляют налог на прибыль. Если они докажут, что экономически невыгодно выплачивать роялти – например, платежи неизменны, а рентабельность бизнеса падает, сделку признают нереальной и доначислят налог на прибыль.

Обезопасить выплату роялти

Налогообложение выплат роялти

Дружественные организации могут оптимизировать уплату налога на прибыль без составления каких-либо отчетов и актов об оказанных услугах с помощью платежей по договору франчайзинга обладателю исключительных прав (роялти).

Что такое РОЯЛТИ - простой ответ что это значит, примеры, види

При этом правообладателем, получающим доходы, должна выступать организация на упрощенке или организация на общем режиме, но с убыточной деятельностью. В первом случае экономия будет достигаться за счет того, что ставки налога на УСН ниже ставки налога на прибыль (ст. 346.20 НК РФ). Во втором случае доходы от передачи прав просто уменьшат общий убыток.

Официальная позиция: Минфин России подтверждает, что для признания расходов на приобретение лицензионных прав наличия акта приемки-передачи не требуется. Однако роялти могут уменьшить налогооблагаемую прибыль только в случае, если приобретаемые права используются в хозяйственной деятельности в строгом соответствии с требованиями законодательства.

Финансовое ведомство исходит из того, что как в договоре об отчуждении исключительных прав, так и в лицензионном договоре должен быть предусмотрен порядок перехода прав от правообладателя к их приобретателю. Так, пунктом 4 статьи 1234 Гражданского кодекса РФ установлено, что исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации переходит от правообладателя к приобретателю в момент заключения договора об отчуждении исключительного права, если соглашением сторон не предусмотрено иное.

Соответственно, для документального подтверждения расходов на приобретение исключительных или неисключительных прав наличия акта приемки-передачи прав не требуется, если договором не предусматривается его формирование. При этом лицензионный договор должен быть заключен в письменной форме, а в ряде случаев ему необходимо пройти государственную регистрацию (п. 2 ст. 1232 ГК РФ) (письмо Минфина России от 4 мая 2012 г. № 03-03-06/1/225).

Возникновение дополнительных условий для признания расходов обусловлено нормами гражданского законодательства, согласно которым объекты, переданные в пользование по лицензионным договорам, должны использоваться в строго установленном порядке. В частности, организация должна использовать товарный знак, руководствуясь положениями статьи 1484 Гражданского кодекса РФ (письма Минфина России от 29 февраля 2012 г. № 03-03-06/1/110, от 18 февраля 2009 г. № 03-03-06/1/73).

Если данные условия выполняются и объекты, полученные по лицензионным договорам, используются без нарушений норм, установленных частью 4 Гражданского кодекса РФ, расходы по договору экономически обоснованны и документально подтверждены, то их следует учитывать при расчете налога на прибыль на основании подпункта 37 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ (письмо Минфина России от 4 апреля 2011 г. № 03-03-06/4/28).

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть
Adblock detector