Что такое МВФ и чем они занимаются

Официальные цели МВФ

  1. «способствовать международному сотрудничеству в валютно-финансовой сфере»;
  2. «содействовать расширению и сбалансированному росту международной торговли» в интересах развития производственных ресурсов, достижения высокого уровня занятости и реальных доходов государств-членов;
  3. «обеспечивать стабильность валют, поддерживать упорядоченные отношения валютной области среди государств-членов» и не допускать «обесценивания валют с целью получения конкурентных преимуществ»;
  4. оказывать помощь в создании многосторонней системы расчётов между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений;
  5. предоставлять временно государствам-членам средства в иностранной валюте, которые давали бы им возможность «исправлять нарушения равновесия в их платежных балансах».

Для чего создан Международный валютный фонд

Я веду этот блог уже более 6 лет. Все это время я регулярно публикую отчеты о результатах моих инвестиций. Сейчас публичный инвестпортфель составляет более 1 000 000 рублей.

Специально для читателей я разработал Курс ленивого инвестора, в котором пошагово показал, как наладить порядок в личных финансах и эффективно инвестировать свои сбережения в десятки активов. Рекомендую каждому читателю пройти, как минимум, первую неделю обучения (это бесплатно).

Подробнее

Любая экономика может испытывать проблемы и попадать в длительные периоды экономического спада. Примером таких обстоятельств являются внутренний или глобальный финансовый кризис, вооруженные конфликты и восстания. Вторая Мировая война стала препятствием в развитии экономических связей и роста национальных экономик государств в середине ХХ века. Для восстановления международного экономического равновесия был создан Международный валютный фонд.

Суть МВФ заключается в поддержании финансовой стабильности путем кредитования стран – членов фонда для погашения их долговых обязательств. Образование организации является следствием проведения конференции на американском курорте Бреттон-Вудс. Она прошла под эгидой Организации Объединенных Наций и была посвящена международным валютно-финансовым отношениям после II Мировой войны.

Заложенная тогда система глобального валютного регулирования получила название Бреттон-Вудской. 27.12.1945 года считается официальной датой создания фонда. Начало реальной деятельности пришлось на 1 марта 1947 года. Первым клиентом МВФ стала послевоенная Франция, нуждавшаяся в кредитах на восстановление разрушенной экономики.

В хартии МВФ прописаны следующие ключевые цели деятельности организации:

  • содействие международному сотрудничеству в области монетарной политики;
  • долгосрочное кредитование «проблемных» стран с краткосрочными долговыми обязательствами;
  • консультирование должников по вариантам преодоления кризиса;
  • сбор и публикация финансовой статистики по государствам и регионам мира;
  • поддержание стабильности курсов национальных валют стран – участниц фонда.

История деятельности фонда напрямую коррелирует с экономической и политической ситуацией в мире. Например, первые десятилетия существования фонда активно кредитовались страны, восстанавливающиеся после войны. Затем два десятилетия был период затишья, а в 60–70-е годы последовал рост количества взятых кредитов.

Кредитный бум сменился спадом спроса на услуги МВФ вплоть до 2008 года, после чего последовало резкое увеличение количества займов, предназначенных для преодоления результатов глобального финансового кризиса. Судя по истории активности фонда, прослеживается явная связь между регионом и политическими событиями, происходящими в нём. Например, после распада СССР резко возросло количество кредитов, взятых странами – участницами СНГ.

Основные механизмы кредитования

  • содействие международному сотрудничеству в денежной политике
  • расширение мировой торговли
  • кредитование
  • стабилизация денежных обменных курсов
  • консультирование стран-дебиторов (должников)
  • разработка стандартов международной финансовой статистики
  • сбор и публикация международной финансовой статистики

1. Резервная доля. Первая порция иностранной валюты, которую страна-член может приобрести в МВФ в пределах 25 % квоты, называлась до Ямайского соглашения «золотой», с 1978 г. — резервной долей (Reserve Tranche). Резервная доля определяется как превышение величины квоты страны-члена над суммой, находящейся на счете Фонда национальной валюты данной страны.

Если МВФ использует часть национальной валюты страны-члена для предоставления кредита другим странам, то резервная доля такой страны соответственно увеличивается. Непогашенная сумма займов, предоставленных страной-членом Фонду в рамках кредитных соглашений ГСЗ и НСЗ, образует её кредитную позицию. Резервная доля и кредитная позиция вместе составляют «резервную позицию» страны — члена МВФ.

сумма валюты страны в активах МВФ не может превышать 200 % её квоты (включая 75 % квоты, внесенных по подписке). Таким образом, предельная сумма кредита, которую страна может получить у Фонда в результате использования резервной и кредитных долей, составляет 125 % её квоты. Однако устав предоставляет МВФ право приостанавливать это ограничение.

На этом основании ресурсы Фонда во многих случаях используются в размерах, превышающих зафиксированный в уставе предел. Поэтому понятие «верхние кредитные доли» (Upper Credit Tranches) стало означать не только 75 % квоты, как в ранний период деятельности МВФ, а суммы, превосходящие первую кредитную долю.

3. Договоренности о резервных кредитах стэнд-бай (англ. Stand-by Arrangements) (с 1952 г.) обеспечивают стране-члену гарантию того, что в пределах определённой суммы и в течение срока действия договоренности при соблюдении оговоренных условий страна может беспрепятственно получать иностранную валюту от МВФ в обмен на национальную.

Подобная практика предоставления кредитов представляет собой открытие кредитной линии. Если использование первой кредитной доли может быть осуществлено в форме прямой покупки иностранной валюты после одобрения Фондом её запроса, то выделение средств в счёт верхних кредитных долей обычно проводится посредством договоренностей со странами-членами о резервных кредитах.

4. Механизм расширенного кредитования (англ. Extended Fund Facility) (с 1974 г.) дополнил резервную и кредитные доли. Он предназначен для предоставления кредитов на более длительные сроки и в больших размерах по отношению к квотам, чем в рамках обычных кредитных долей. Основанием для обращения страны к МВФ с просьбой о предоставлении кредита в рамках расширенного кредитования является серьёзное нарушение равновесия платёжного баланса, вызванное неблагоприятными структурными изменениями производства, торговли или цен.

МВФ - Международный валютный фонд

Расширенные кредиты обычно предоставляются на три года, при необходимости — до четырёх лет, определёнными порциями (траншами) через установленные промежутки времени — раз в полугодие, ежеквартально или (в некоторых случаях) помесячно. Главным назначением кредитов стэнд-бай и расширенных кредитов является содействие странам — членам МВФ в осуществлении макроэкономических стабилизационных программ или структурных реформ.

Фонд требует от страны — заемщицы выполнения определённых условий, причём степень их жёсткости нарастает по мере перехода от одной кредитной доли к другой. Некоторые условия должны быть выполнены до получения кредита. Обязательства страны- заемщицы, предусматривающие проведение ею соответствующих финансово-экономических мероприятий, фиксируются в «Письме о намерениях» (Letter of intent) или Меморандуме об экономической и финансовой политике (Memorandum of Economic and Financial Policies), направляемых в МВФ.

Ход выполнения обязательств страной — получателем кредита контролируется путём периодической оценки предусмотренных договоренностью специальных целевых критериев реализации (Performance criteria). Эти критерии могут быть либо количественными, относящимися к определённым макроэкономическим показателям, либо структурными, отражающими институциональные изменения.

В отличие от Всемирного банка, деятельность МВФ сосредоточена на относительно кратковременных макроэкономических кризисах. Всемирный банк предоставляет кредиты только бедным странам, МВФ может давать кредиты любой из своих стран-членов, которая испытывает нехватку иностранной валюты для покрытия краткосрочных финансовых обязательств.

Принципы работы МВФ

Все страны – участницы МВФ совершают в фонд взносы, из которых формируется капитал организации. Взносы делаются долями, одна из которых (75%) идет в национальной валюте, а другая (25%) в платежном средстве, названном SDR (Special Drawing Rights), или специальные права заимствования. Данные «обязательства» похожи на индекс, а их курс привязывается к корзине из пяти резервных мировых валют, в числе которых доллар США, юань, йена, евро и британский фунт. Например, на момент написания статьи, курс СДР к рублю составляет 90.1.

Что такое МВФ и чем они занимаются

Исходя из количества внесенных в фонд собственных средств, государству выдается определенная квота, которая влияет на распределение голосов в МВФ. Квоты регулярно обсуждаются и пересматриваются, но бессменным лидером является США с 17% долей. Америка имеет эксклюзивное право вето благодаря такой квоте.

Помимо взносов, есть и другие источники пополнения «казны» МВФ. Сюда относятся деньги донорских трастовых фондов и кредитных организаций, займы у «состоятельных» стран – участниц и золотые авуары. МВФ имеет разветвленную структуру, основой которой являются Международный валютно-финансовый комитет, Совет управляющих и Объединенный комитет по развитию МВФ и Всемирного банка. Возглавляет фонд с 2011 года француженка Кристин Лагард.

Выдача кредитов осуществляется после голосования членов фонда, с предъявлением заемщику ряда требований. К ним относятся:

  • свобода передвижения капиталов и частного предпринимательства;
  • приватизация определенных отраслей и государственных монополий;
  • сокращение государственных субсидий бизнесу и населению;
  • минимизация расходов на социальные программы;
  • взятие под контроль МВФ ключевых статей государственного бюджета.

Структура органов управления

Высший руководящий орган МВФ — Совет управляющих (англ. Board of Governors), в котором каждая страна-член представлена управляющим и его заместителем. Обычно это министры финансов или руководители центральных банков. В ведение Совета входит решение ключевых вопросов деятельности Фонда: внесение изменений в Статьи Соглашения, приём и исключение стран-членов, определение и пересмотр их долей в капитале, выборы исполнительных директоров. Управляющие собираются на сессии обычно один раз в год, но могут проводить заседания, а также голосовать по почте в любое время.

Уставный капитал составляет около 217 млрд СДР (на январь 2008 года, 1 СДР равнялся примерно 1,5 доллар США). Формируется за счет взносов государств-членов, каждое из которых обычно выплачивает приблизительно 25 % своей квоты в СДР или в валюте других членов, а остальные 75 % — в своей национальной валюте. Исходя из размеров квот распределяются голоса между странами-членами в руководящих органах МВФ.

Исполнительный совет, который определяет политику и отвечает за большинство решений, состоит из 24 исполнительных директоров. Директоров назначают восемь стран с наибольшими квотами в Фонде — Соединенные Штаты, Япония, Германия, Франция, Соединенное Королевство, Китай, Россия и Саудовская Аравия. Остальные 176 стран организованы в 16 групп, каждая из которых выбирает по исполнительному директору.

Самым большим количеством голосов в МВФ (по состоянию на 16 июня 2006 года) обладают: США — 17,08 %(16,407% – 2011); Германия — 5,99 %; Япония — 6,13 %(6,46% – 2011); Великобритания — 4,95 %; Франция — 4,95 %; Саудовская Аравия — 3,22 %; Китай — 2,94 % (6,394% – 2011); Россия — 2,74 %. Доля 15 стран участниц ЕС — 30,3 %, 29 стран-членов Организации экономического сотрудничества и развития имеют в совокупности 60,35 % голосов в МВФ. На долю остальных стран, составляющих свыше 84 % количества членов Фонда, приходится лишь 39,65 %.

В МВФ действует принцип «взвешенного» количества голосов: возможность стран-членов оказывать воздействие на деятельность Фонда с помощью голосования определяется их долей в его капитале. Каждое государство имеет 250 «базовых» голосов независимо от величины его взноса в капитал и дополнительно по одному голосу за каждые 100 тыс.

СДР суммы этого взноса. В том случае, если страна покупала (продавала) СДР, полученные ей при первичной эмиссии СДР, число её голосов увеличивается (сокращается) на 1 за каждые 400 тыс. купленных (проданных) СДР. Эта коррекция осуществляется не более чем на 1/4 от числа голосов, полученных за взнос страны в капитал Фонда. Такой порядок обеспечивает решающее большинство голосов ведущим государствам.

курс ленивого инвестора

Решения в Совете управляющих обычно принимаются простым большинством (не менее половины) голосов, а по важным вопросам, имеющим оперативный либо стратегический характер, — «специальным большинством» (соответственно 70 или 85 % голосов стран-членов). Несмотря на некоторое сокращение удельного веса голосов США и ЕС, они по-прежнему могут налагать вето на ключевые решения Фонда, принятие которых требует максимального большинства (85 %).

Это означает, что США вместе с ведущими западными государствами располагают возможностью осуществлять контроль над процессом принятия решений в МВФ и направлять его деятельность исходя из своих интересов. При наличии скоординированных действий развивающиеся страны также в состоянии не допускать принятия не устраивающих их решений.

Существенную роль в организационной структуре МВФ играет Международный валютный и финансовый комитет (МВФК; англ. International Monetary and Financial Committee). C 1974 г. до сентября 1999 г. его предшественником был Временный комитет по вопросам международной валютной системы. Он состоит из 24 управляющих МВФ, в том числе от России, и собирается на свои сессии дважды в год.

Этот комитет является совещательным органом Совета управляющих и не имеет полномочий для принятия директивных решений. Тем не менее он выполняет важные функции: направляет деятельность Исполнительного совета; вырабатывает стратегические решения, относящиеся к функционированию мировой валютной системы и деятельности МВФ;

Что такое МВФ и чем они занимаются

Что такое МВФ и чем они занимаются

Совет управляющих (1999)

Совет управляющих делегирует многие свои полномочия Исполнительному совету (англ. Executive Board), то есть директорату, который несёт ответственность за ведение дел МВФ, включающих широкий круг политических, оперативных и административных вопросов, в частности предоставление кредитов странам-членам и осуществление надзора за их политикой валютного курса.

Исполнительный совет МВФ выбирает на пятилетний срок директора-распорядителя (англ. Managing Director), который возглавляет штат сотрудников Фонда (на март 2009 г. — около 2478 человек из 143 стран). Как правило он представляет одну из европейских стран. Директор-распорядитель (с 5 июля 2011) — Кристин Лагард (Франция), её первый заместитель — Джон Липски (США).

Глава постоянного представительства МВФ в России — Одд Пер Брекк.

Аргументы за и против политики МВФ

Процент по кредиту хоть и невелик (от 0,5%) но заем далеко не всегда прямо и явно способствует развитию экономики, из-за жесткости выдвигаемых условий. В связи с проводимой политикой выдачи кредитов и абсолютным правом голоса США (благодаря своей квоте, американцы могут бойкотировать любое решение) деятельность МВФ часто приводила к неоднозначным последствиям.

Международный валютный фонд.png

Их оппоненты заявляют, что стране, находящейся в трудном, а порой и в безвыходном положении, просто негде взять деньги, кроме как в МВФ. Имея «мусорный» рейтинг, падающий курс валюты, такое государство не может рассчитывать на коммерческие кредиты банков или других стран. Суверенные облигации не пользуются спросом у инвесторов, а купон по ним достигает неприемлемых величин: до 25%.

В конце концов, не МВФ довел страну до такого состояния. Что касается жестких условий кредита, то защитники позиции МВФ говорят об их необходимости. Если страна не сократит свои неэффективные расходы, то она не сможет расплатиться по обязательствам. Тогда рейтинг страны будет понижен до уровня D (дефолт), и выбраться из этого состояния станет уже совсем сложно.

МВФ и Мексика

В результате обвала цен на нефть в 80-х годах ХХ века экономика Мексики сильно пошатнулась. Бывший лидер среди стран Латинской Америки по экономическим показателям, Мексика была вынуждена кредитоваться у МВФ. Страна получила крупную сумму на грандиозные проекты, осуществиться которым так и не было суждено. В результате на обслуживание долга у Мексики не нашлось денег, и государство объявили банкротом.

Экономику страны взял под контроль МВФ, и в результате были отменены все меры защиты внутреннего рынка и местных производителей. Из страны начал уходить капитал, разбушевалась инфляция, бедность росла галопирующими темпами. Для выделения новых кредитов со стороны МВФ выдвигались трудновыполнимые условия. Кроме того, в самой Мексике действовали коррумпированные лоббисты, продвигавшие интересы определенных лиц и корпораций.

МВФ и Аргентина

Похожим образом складывалась ситуация с экономикой Аргентины. В результате экономического кризиса внешний долг одного из крупнейших государств Латинской Америки превысил $140 млрд. Это уже приводило к заморозке банковских вкладов населения и решению гасить задолженность за счет средств пенсионного фонда.

Сложные обстоятельства вынудили бывшего министра экономики Доминго Кавалло обратиться к МВФ за помощью. Он получил кроме кредита еще и рецепт выхода страны из затяжного кризиса. Суть рецепта заключалась в притоке зарубежного капитала на сумму $40 млрд, которые являлись средствами американских корпораций. В результате 28% аргентинской экономики было поглощено этими компаниями, работающими на льготных условиях.

Противники реформ говорят, что в итоге реализации политики МВФ Аргентина больше потеряла, чем приобрела. $40 млрд, инвестированных в страну, способствовали беспрепятственному выводу из нее $280 млрд. Сторонники жестких монетарных мер возражают: цифры притока/оттока зарубежного капитала нельзя считать столь примитивным образом.

МВФ и Украина

История взаимоотношений Украины и МВФ началась практически сразу после выхода из состава СССР. Первые годы власти страны успешно справлялись с обслуживанием долга и выполнением условий кредитов по изменению экономической ситуации. Но сложные времена настали после мирового кризиса 2008 года, когда страна завязла в долговых обязательствах, из которых не выбралась до сих пор.

За это время Украина не раз оказывалась на грани дефолта. Выполнять требования становилось все труднее, а латать дыры в бюджете без новых денежных траншей стало невозможно. Сократились расходы на социальную сферу, обострились отношения с Россией на фоне скандалов из-за стоимости газового транзита. Но самая главная претензия МВФ к Украине в том, что власти молодой республики откладывают «на потом» экономические реформы, приватизацию госсектора.

МВФ и Россия

МВФ пересмотрел свой прогноз темпов роста ВВП России на половину процента в 2011 году и на 0,4 процента в 2012 году, соответственно, до 4,3 процента и 4,1 процента.[4] Однако баланс рисков смещен в сторону ухудшения ситуации, поскольку по мнению МВФ и глобальный рост, и цены на нефть могут оказаться еще слабее, чем ожидается. Персонал МВФ также снизил свой прогноз инфляции в России на конец 2011 года на половину процента до 7,5 процента. [4]

Какова глобальная роль МВФ

Таким образом, существуют две противоположные точки зрения на роль Международного валютного фонда в экономической ситуации в мире. Противники следования политике МВФ имеют крайне скептическое мнение относительно этой организации. Они склоняются к точке зрения антиглобалистов, выступающих против распространения глобального влияния Америки и транснациональных корпораций.

Они считают, что организация, которая призвана стабилизировать экономику государств–должников, доводит многие страны до дефолтов и усиления кризиса, еще больше усугубляя ситуацию. По мнению антиглобалистов, средства, полученные для погашения имеющихся у страны финансовых обязательств, тратятся не по назначению.

Сторонники реформ по лекалам Международного валютного фонда говорят о его положительной роли. Страны–должники доводят свои финансы до плачевного состояния зачастую без влияния войн или природных катастроф. Экономика чаще деградирует в силу неэффективного управления, коррупции, реализации социалистических и популистских экспериментов.

А какое мнение о роли МВФ у вас? Пишите в комментариях, делитесь с друзьями!

Всем профита!

03 мая 2019

Критика действий МВФ

МВФ (как и Всемирный банк) часто критикуют различные учёные и политики. Причин находится много, но чаще всего упоминают проамериканский характер действий и неэффективность его рекомендаций для выхода из кризисных ситуаций.

Нужно учитывать, что голоса при принятии решений о действиях Фонда распределяются пропорционально взносам. Для одобрения решений Фонда необходимо 85 % голосов. США обладают около 17 % всех голосов. Этого недостаточно для самостоятельного принятия решения, но позволяет блокировать любое решение Фонда.

IMF nations.svg

Сенат США может принять законопроект, запрещающий Международному валютному фонду выполнять определённые действия, например, выделять кредиты странам[5]. Как указывает китайский экономист профессор Ши Цзяньсюнь, перераспределение квот отнюдь не изменяет базовые рамки организации и соотношение сил в ней, доля США остаётся прежней, они обладают правом вето: “Соединенные Штаты, как и раньше, руководят порядком МВФ”[6].

МВФ предоставляет займы с выдвижением ряда требований — свобода передвижения капиталов, приватизация (в том числе естественных монополий — железнодорожный транспорт и коммунальные услуги), минимизация или даже ликвидация правительственных расходов на социальные программы — на образование, здравоохранение, удешевление жилья, общественный транспорт и т. п.; отказ от защиты окружающей среды; сокращение зарплат, ограничение прав трудящихся; усиление налогового давления на бедных и т. п. [7]

По утверждению Мишеля Чосудовского,[8]

Большая часть кредитов, выданных МВФ Югославии в 80-ых годах, ушла на обслуживание этого долга и решение проблем, вызванных выполнением рецептов МВФ. Фонд заставил Югославию прекратить экономическое выравнивание регионов, что привело к росту сепаратизма и дальнейшей гражданской войне, унёсшей жизнь 600 тыс. человек.[7]

В 1989 году МВФ предоставил Руанде займ при условии, что правительство перестанет оказывать поддержку фермерским хозяйствам (что является нормой во многих странах мира, включая и США) и проведёт девальвацию местной валюты. Это спровоцировало крах доходов населения и, как следствие, кровавую гражданскую войну между хуту и тутси, в которой погибло более полутора миллионов человек.[7]

Соединённые Штаты Америки

В 80-ые годы из-за резкого падения цен на нефть рухнула мексиканская экономика. МВФ стал действовать: кредиты выдавались в обмен на масштабную приватизацию, сокращение государственных расходов и т. п. До 57 % государственных расходов уходило на выплату внешнего долга. В результате из страны ушло около 45 млрд долларов.

В результате реформ Мексика — страна, где впервые была одомашнена кукуруза — стала её импортировать. Полностью была уничтожена система поддержки мексиканских фермерских хозяйств. После вступления страны в НАФТА в 1994 году либерализация пошла ещё быстрее, стали ликвидироваться протекционистские тарифы. США же своих фермеров поддержки не лишали и активно поставляли кукурузу в Мексику.[9]

Предложение взять, а потом выплачивать внешний долг в иностранной валюте ведёт к ориентации экономики исключительно на экспорт, невзирая ни на какие меры продовольственной безопасности (как это было во многих странах Африки, на Филиппинах и т. д.)[10].

Литература

  • Корнелиус Лука Торговля на мировых валютных рынках = Trading in the Global Currency Markets. — М.: Альпина Паблишер, 2005. — 716 с. — ISBN 5-9614-0206-1

Ссылки

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть
Adblock detector