Расчет суммы экологического сбора – бланк, образец заполнения, сроки сдачи 2019

1. Общая информация: экологический сбор

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство товаров на территории России и осуществляющие импорт товаров из третьих стран или ввоз товаров из государств — членов ЕЭС, обязаны обеспечивать выполнение установленных Правительством Российской Федерации нормативов утилизации.

Производители, импортеры товаров обеспечивают утилизацию отходов от использования товаров самостоятельно путем организации инфраструктуры по сбору таких товаров либо путем заключения договоров на утилизацию товаров с третьими лицами. Данный норматив можно выполнить в ходе утилизации не только отходов, образованных от конкретного товара, но и от группы аналогичных товаров в соответствии с перечнем товаров.

К чему отнести

Многие предприниматели, сталкиваясь с экологическим сбором впервые, путают его со взносом за ущерб окружающей среде. Надо сказать, что это два абсолютно разных взноса. Их объединяет только администратор платежей — Росприроднадзор.

Если рассматривать экологический сбор как налог, возникает много несостыковок, которые не позволяют отнести к налоговому законодательству данный тип уплаты. Можно прийти к выводу, что экологический сбор – это отдельный вид государственного сбора, связанный непосредственно с самостоятельной утилизацией предприятием результатов своего же производства.

Сходство с налогами можно найти, только если рассматривать процесс расчета, ведь приходится использовать ставку, только выражена она не в процентном, а в суммовом эквиваленте и непосредственно оказывает влияние на всю сумму сбора.

Расчет суммы экологического сбора - бланк, образец заполнения, сроки сдачи 2019

Назначение сумм, которые будут поступать в распоряжение государственных органов, также слегка отличается от других ветвей бюджета. За счет этих средств планируются создаваться утилизационные центры и пункты по переработке мусора, а также полигоны для иннактивирования вредных веществ.

2. Перечень товаров на утилизацию

Раздел I. Товары, за исключением упаковки товаров, подлежащие утилизации после утраты ими потребительских свойств, включающий 46 различных групп товаров.Раздел II. Упаковка товаров, подлежащая утилизации после утраты ею потребительских свойств, включающая 8 групп упаковки.

Утилизация отходов — использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).

Принадлежность товара к перечню товаров, подлежащих утилизации, определяется его наименованием (физическими и химическими характеристиками) по ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Производитель или импортер может вступить в ассоциацию по выполнению данных нормативов на основе договора, если он не хочет или не может утилизировать отходы самостоятельно.

В случае неисполнения или частичного исполнения ассоциацией обязательств по утилизации отходов, которые переданы ему производителем, импортером товаров, обязательства признаются не переданными в объеме не исполненных ассоциацией обязательств, то есть если ассоциация «недоутилизировала» отходы, виноват будет производитель/импортер.

Заполнение формы Расчет суммы экологического сбора

Форма отчетности в Росприроднадзор состоит из двух разделов.

Здесь указывается информация о конкретных товарах, подлежащих утилизации. Норматив утилизации и ставку сбора можно узнать на странице Таблица ставок по экологическому сбору. В строки таблицы вносится отдельная информация о товарах и упаковке. Далее номенклатура разбивается на группы. Группы товара и упаковки можно узнать из распоряжения Правительства РФ от 24.09.2015 № 1886-р.

Вся отчетность, которую необходимо подавать производителям и импортерам товаров:

  • Декларация количества произведенных товаров и упаковки. Декларация представляется ежегодно, до 1 апреля года, следующего за отчетным периодом;
  • Отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от этих товаров и упаковки. Отчетность представляется ежегодно, до 1 апреля года, следующего за отчетным периодом;
  • В случае невыполнения нормативов – расчет суммы экологического сбора и его уплата.

Декларация о выпущенных товарах и упаковке составляется в соответствии с Положением о декларировании производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации, количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2015 N 1417.

Если товар произведен в РФ и вывезен на экспорт, в декларации он не указывается. Производители товаров включают в декларацию информацию о товарах на основе первичных учетных документов. Импортеры товаров – на основании таможенных документов. Декларация заполняется для каждого наименования товара, количество указывается в килограммах.

Если вы зарегистрировали юридическое лицо (или ИП) в течение года, то декларация заполняется от даты регистрации до конца года. При этом Росприроднадзор может затребовать в ходе проверки достоверности декларации заверенные копии документов, на основе которых она составлена. декларация предоставляется в срок до апреля года, следующего за отчётным.

Порядок, формы и сроки представления отчетности о выполнении нормативов утилизации устанавливаются на основании Постановления Правительства РФ от 08.12.2015 N 1342 (ред. от 17.10.2018) «Об утверждении Правил представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров». Отчетность об утилизации представляется в срок до 1 апреля за истекший год.

Отчетность, как и декларация, подается производителями товаров в территориальное отделение Росприроднадзора, а импортерами – в центральный аппарат Росприроднадзора. В качестве подтверждающих документов Росприроднадзор вправе запросить копии договоров производителя с третьим лицом, утилизировавшим его отходы либо, если производитель утилизирует отходы самостоятельно, — копии актов об утилизации.

Если нормативы утилизации не выполнены либо выполнены не полностью, нужно рассчитать сумму экологического сбора и подать расчет в Росприроднадзор до 15 апреля года, следующего за отчетным. Экологический сбор относится к неналоговым доходам федерального бюджета. Для упаковки он уплачивается производителем товара в упаковке, а если товар не является готовым к употреблению, то платится сбор только за упаковку.

Ставки по сбору установлены Постановлением Правительства РФ от 09.04.2016 N 284 «Об установлении ставок сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, отходы от использования которых подлежат утилизации, уплачиваемого производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров (экологического сбора)».

Согласно ч. 5 и 6 статьи 24.5 Федерльного закона № 7-ФЗ:5. Ставка экологического сбора формируется на основе средних сумм затрат на сбор, транспортирование, обработку и утилизацию единичного изделия или единицы массы изделия, утратившего свои потребительские свойства. В ставку экологического сбора может включаться удельная величина затрат на создание объектов инфраструктуры, предназначенных для этих целей.

Расчет суммы экологического сбора - бланк, образец заполнения, сроки сдачи 2019

Ставки экологического сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, отходы от использования которых подлежат утилизации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.6. Экологический сбор рассчитывается посредством умножения ставки экологического сбора на массу товара или на количество единиц товара (в зависимости от вида товара) либо на массу упаковки товара, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации, и на норматив утилизации, выраженный в относительных единицах.

Раздел 1. Общие сведения о производителе, импортере готовых товаров, в том числе упаковки таких товаровРаздел 2. Расчет суммы экологического сбора

При расчете сбора используется показатель количества товаров (готовых товаров/упаковки), выпущенных в обращение на территории РФ, который необходимо брать из декларации о количестве выпущенных в обращение на территории РФ за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации.

Итоговое количество, подлежащее утилизации, включается в расчет в соответствии с указанным количеством из отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств. Сумма экологического сбора за готовые товары и сумма сбора за упаковку определяются путем суммирования значений по группам товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации. Итоговая сумма определяется путем суммирования суммы сбора за готовые товары и суммы сбора за упаковку.

Если товар упакован в упаковку, произведенную сторонней организацией, вам необходимо еще на этапе декларирования количества товаров запросить сведения о ее производстве и составе, чтобы выяснить, какую долю в составе упаковки составляет вторичное сырье, что позволит воспользоваться понижающим коэффициентом при расчете.

К заполненной форме расчета экологического сбора прилагаются документы:а) копии платежных документов об уплате экологического сбора;б) документ, подтверждающий полномочия представителя плательщика на осуществление действий от имени плательщика.

Администратором платежей является Росприроднадзор. Расчет суммы можно провести с помощью программных средств или на бумажном носителе. Датой представления расчета суммы экологического сбора в электронной форме считается дата его отправления через Интернет в Росприроднадзор, на бумажном носителе датой считается отметка Росприроднадзора о его получении с указанием даты, проставляемой на бумажном носителе, или дата почтового отправления.

Администратор платежей может составить акт проведения контроля за правильностью исчисления суммы экологического сбора, полнотой и своевременностью его внесения при выявлении данных фактов. Акт направляется плательщику в течение 3 дней, плательщик же может в течение 10 дней направить администратору копии документов, подтверждающих обоснованность расчета, уплату сбора, а также пояснения о причинах несоответствия сведений, представленных плательщиком.

а) факты ошибок, допущенных при выполнении расчетов, и противоречий (несоответствий) между сведениями, содержащимися в расчете суммы экологического сбора, и информацией, имеющейся в распоряжении администратора экологического сбора и (или) полученной им в установленном порядке при декларировании товаров и упаковки товаров, при представлении отчетности о нормативах и при проведении контроля выполнения установленных нормативов утилизации, а также федерального государственного экологического надзора;

б) факты невнесения, внесения не в полном объеме или несвоевременного внесения экологического сбора;

в) факт завышения размера исчисленного и (или) уплаченного экологического сбора;

г) требование о представлении администратору экологического сбора в течение 10 рабочих дней со дня получения такого требования обоснованных пояснений, касающихся расчета суммы экологического сбора, и (или) внесения в него исправлений для устранения фактов, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, путем внесения изменений в расчет суммы экологического сбора, которые повторно направляются администратору экологического сбора, и (или) погашения задолженности по экологическому сбору в случае выявления фактов, указанных в подпункте «б» настоящего пункта.

а) позволяющих определить уплату (взыскание) экологического сбора в размере, который превышает размер экологического сбора, подлежащего уплате, а также ошибочную уплату (взыскание) экологического сбора;

Расчет суммы экологического сбора - бланк, образец заполнения, сроки сдачи 2019

б) подтверждающих полномочия лица, подписавшего заявление или заверенную копию указанного документа;

Из чего состоит расчет

Для произведения расчета экологического сбора будут применяться определенные формулы с конкретно указанными составными, что позволяет понимать расчет экологического сбора за 2016 год достаточно четко.

Первый, и, наверное, самый важный аспект, который оказывает влияние на получаемые результаты расчетов, – это норма утилизации. Это показатель, который несет информацию о том, сколько в процентном выражении от произведенной на собственном производстве продукции будет утилизировано.

Процент этот находится в зависимости от массы или количества единиц производимой продукции, но чаще всего используется масса, выраженная в тоннах. Если собственные утилизационные мощности позволяют достичь норматива утилизации для экологического сбора, то от его уплаты предприниматель освобождается, а вот от составления отчетной документации – нет.

Второй показатель, имеющий огромную важность, – это ставка экологического сбора. Она показывает в денежных единицах, сколько необходимо заплатить предпринимателю за единицу производимой им продукции.

Такая ситуация складывается из-за того, что утилизация компьютерной техники — это процесс значительно более сложный и трудоемкий, нежели утилизация картонных изделий. Надо сказать, что если в производственных мощностях предпринимателя находится и, к примеру, бытовая техника, и средства для ее упаковки, то экологический сбор придется заплатить с двух типов производства по разным ставкам и нормативам.

Итак, при расчете экологического сбора есть три главных показателя:

  • Ставка сбора для определенного вида продукции.
  • Норматив утилизации, установленный государством для такого типа производства.
  • Количество единиц, в которых производство выпустило свою продукцию в отчетный период (чаще всего исчисляется в тоннах).

Кстати, последний показатель также существенно влияет на размер оплачиваемого взноса, так как чем больше мощность производства, тем большее количество продукции в единицах измерения оно выпускает, а значит, будет увеличиваться и суммовое выражение взноса к оплате.

раздел 2

Ставки экологического сбора можно увидеть в данной таблице.

3. Как провести утилизацию?

Обязанность по утилизации считается исполненной со дня представления отчетности, подтверждающей выполнение нормативов утилизации либо со дня уплаты экологического сбора. Утилизация отходов подтверждается заключенными договорами с третьими лицами (при передаче им отходов) и актами по утилизации. Письмом Росприроднадзора от 15.12.2016 N АС-10-01-36/25460 введены рекомендованные формы актов утилизации.

Обратите внимание!

Утилизация отходов от использования товаров и упаковки – это лицензируемый вид деятельности, если отходы не отнесены к V классу.Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «Об отходах производства и потребления»Статья 9. Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности1.

Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с учетом положений настоящего Федерального закона.

Пример расчета экологического сбора

Для того чтобы правильно произвести расчет сбора, а также найти сумму взноса для оплаты, необходимо найти произведение показателей относительно определенного типа производства.

Для примера рассмотрим производство аккумуляторов. Так, ставка составляет 2 026 рублей за тонну, а норматив 2016 года – 10%. Экологический сбор за упаковку в данном случае принимать во внимание не будем.

Теперь предположим, что из норматива предприятию самостоятельно утилизировать удалось 5%:

  • 50 Х 2026 Х (10% — 5%) = 5 065.

Проводя расчеты экологического сбора, предприниматель должен учитывать, что со временем правительство собирается повышать нормативы утилизации. В дальнейшем с разрастанием способности предприятий самостоятельно утилизировать собственную продукцию расценки утилизационного сбора будут только повышаться.

4. Нормативы утилизации товаров

Нормативы утилизации для каждой группы товаров, группы упаковки товаров устанавливаются в процентах от общего количества выпущенных в обращение на территории РФ товаров, выраженного в единицах массы или единицах товаров, либо упаковки товаров, выраженного в единицах массы упаковки. Производители упаковки не обязаны утилизировать ее – утилизацией упаковки занимаются производители товаров в этой упаковке.

расчет суммы экологического сбора

Если нормативы утилизации перевыполнены, то на следующий год нормативы уменьшаются на эту разницу. Норматив также может быть снижен, если упаковка производится из вторичного сырья. Нормативы утилизации устанавливаются для групп товаров в процентах от общего количества выпущенных товаров с учетом экономических и экологических условий и пересматриваются раз в 3 года.

Представление отчетности заявители могут осуществлять одним из трех способов:

  • С помощью бесплатного средства подготовки отчетности природопользователя «Модуль природопользователя», размещенного на официальном сайте Росприроднадзора в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
  • С помощью размещенного в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» «Личного кабинета» природопользователя;
  • С помощью иного программного обеспечения, в случае соблюдения требований к формату, публикуемому на официальном сайте Росприроднадзора.

7. Как отчитываться за экологический сбор в 2019?

В январе 2019 г. Минприроды выпустило письмо с разъяснениями по вопросу формирования отчётности и уплаты сбора за 2018 год. В данном письме было, в частности, сказано,[…] Отчетность, декларация и расчет суммы экологического сбора (в случае недостижения нормативов утилизации) в 2018 году подавались за 2017 отчетный год (с применением нормативов утилизации, установленных на 2017 год распоряжением Правительства Российской Федерации 4 декабря 2015 г. N 2491-р).

При подаче в 2019 году декларации за отчетный 2018 год в ней указывается количество выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за 2018 год. В 2019 году за отчетный 2018 год отчетность составляется на основе данных о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за 2017 год, и нормативов утилизации, установленных на 2018 год распоряжением N 2971-р.

В 2019 году за отчетный 2018 год расчет суммы экологического сбора формируется на основе данных о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за 2017 год, с применением нормативов утилизации, установленных на 2018 год распоряжением N 2971-р, и ставок экологического сбора, утвержденных Постановлением N 284 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31 октября 2018 г. N 1293).

Отмечаем, что новый подход по использованию в отчетности и в расчете суммы экологического сбора данных о товарах (упаковке товаров), выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской за год, предшествующий отчетному периоду, применяется с отчетного периода за 2018 год.

Использование для расчета суммы экологического сбора и за 2017 год, и за 2018 год одних и те же значений массы товара, массы упаковки товара, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за 2017 год, и уплата экологического сбора за 2017 год не освобождают производителей товаров, импортеров товаров от обязанности уплатить в 2019 году экологический сбор за 2018 год при невыполнении ими в течение 2018 года нормативов утилизации.

Таким образом, при подготовке производителями и импортерами товаров, ассоциациями отчетности за 2018 отчетный год, а также расчета суммы экологического сбора (в случае недостижения нормативов утилизации) необходимо использовать данные из декларации за 2017 год и нормативы утилизации на 2018 год, установленные распоряжением N 2971-р. […] […] В соответствии с пунктом 9 Постановления № 1417 и пунктом 9 Правил № 1342 отчетным периодом для представления декларации и отчетности признается календарный год. На основании п.5 ст.2 Федерального закона от 03.06.2011 № 107 «Об исчислении времени» календарным годом считается период времени с 1 января по 31 декабря продолжительностью триста шестьдесят пять либо триста шестьдесят шесть (високосный год) календарных дней. Согласно п.

10 Постановления № 1417 декларация представляется ежегодно, до 1 апреля года, следующего за отчетным периодом. Правила взимания экологического сбора утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2015 № 1073 «О порядке взимания экологического сбора». Таким образом, в 2019 году импортеры и производители товаров, отчитываясь за 2018 год, указывают в декларации, отчетности, расчете экологического сбора количество выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров в 2017 году, применяя нормативы утилизации отходов от использования товаров 2018 года, установленные распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2017 № 2971-р.

Таким образом, из-за «нового подхода» к формированию отчётности совсем не понятно, как отчитываться в апреле 2019 года. Если производитель/импортер отчитался в прошлом апреле за товары, выпущенные в 2017 оду и отходы от них, утилизированные в том же 2017 году, значит ли это, что придется вновь учитывать эти показатели и платить дважды за одно и то же? Ждем дополнительных разъяснений по данному вопросу от Росприроднадзора или Минприроды.

9. Экологический сбор: Куда направляются средства?

Средства, полученные в виде сбора, направляются на реализацию государственных программ в форме субсидий на мероприятия региональных программ по обращению с отходами. Причем приоритетно субсидии расходуются на утилизацию в рамках региональных программ тех самых отходов, которые не утилизированы производителями/импортерами и за которые уплачен сбор, во вторую очередь финансирование направляется на строительство, реконструкцию объектов обработки, утилизации отходов.

Согласно пояснениям разработчиков, которые готовили подзаконные акты в данной сфере, только за 2 года уплаты сбора станет возможным строительство 24 сортировочных комплексов и 831 технологической линии по переработке отходов, 261 комплекс по переработке для повторного использования отходов, 507 приемно-заготовительных пунктов сбора отходов.

При условии фактической реализации такого финансового инструмента государство могло бы в короткие сроки обновить объекты утилизации и обработки отходов, а также снизить количество свалок и полигонов захоронения отходов, внедрить раздельный сбор и т.д. К сожалению, на данный момент в РФ лишь 7–8 % отходов отправляются на утилизацию или обезвреживание, остальные — либо размещаются на полигонах, либо складируются на незаконных свалках.

Проконсультироваться сейчас

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть
Adblock detector